Диагностика психического развития ребенка младенческий и ранний возраст галигузова
Диагностика психического развития детей раннего возраста. Часть 8 Задача взрослых, воспитывающих ребенка, заключается в том, чтобы, опираясь на возможности малыша, развивать его при активном участии его самого. Необходима ранняя и своевременная диагностика, определяющая уровень и актуальную зону его развития. Для детей раннего возраста разработаны показатели и методы диагностики психического развития. Для малышей 1-го года жизни их авторами являются Э.Л. Фрухт, Н.М. Щелованов; а для ребят 2—3-го и 4-го года жизни Н.М. Аксарина, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора. Диагностирование отдельных сторон и уровня психического развития занимает важное место в современной педагогической практике, так как дети до 3 лет преимущественно воспитываются в семье и не охвачены системой общественного воспитания, где диагностирование является составляющей педагогического процесса. Педагоги и родители должны ориентироваться на образ ребенка как личности самоуправляемой, активной, самостоятельной и творческой. Диагностика предполагает эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком, проходящее в непринужденной ситуации. При этом важно не только альтернативное решение предложенной задачи. Предусматриваются такие моменты, как направленность детского мышления, проявление личности ребенка (отношение к предложенной деятельности, умение принять задачу, найти способы решения, желание сотрудничать со взрослым, отношение к результатам своей деятельности). Диагностика психического развития дает возможность определить ту сложность задания, которая вызывает интерес ребенка в связи с элементами новизны, а от сотрудничества со взрослым получить радость познавательного общения. Такое эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком определяет и зону «ближайшего развития». Это понятие использовал Л.С. Выготский, имея в виду психические процессы вообще, «область не созревших, но созревающих процессов», что можно отнести и к развитию личности в целом. Об отклонениях в поведении детей и методы коррекции см. приложение 3. Ниже представлены начальные показатели нервно-психического развития детей как раннего, так и дошкольного возраста, различные методы диагностики, некоторые игры и занятия с детьми табл. 7 – 14. В следующей статье расскажем, в какие развивающие игры надо играть с детьми разных возрастов. Показатели нервно-психического развития (НПР) детей 1 года 3 мес. до 4 лет Разработано Н.М. Аксариной, Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печорой Таблица 7
Таблица 8 Оценка НПР детей 1 года 3 мес до 3 лет
Таблица 9 Диагностика сенсорного развития детей 1 года 3 мес до 3 лет
Таблица 10 Игра-занятие для сенсорного развития детей от года 1года 3мес до 3лет
Таблица 11 Диагностика игровых навыков и действий с предметами детей от 1 года 3 мес до 3 лет
Таблица 12 Диагностика речевого развития детей от 1 года 3 мес до 3 лет
Таблица 13 Психолого-педагогическое обследование детей 4-6 лет в поликлинике и дошкольном учреждении (Составлено К.Л. Печорой) Таблица 14
Переход на другие статьи методического пособия: Развиваем детей раннего возраста. Часть 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата: 22.09.2013 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Источник
1. Психолого-педагогическая диагностика детей младенческого и раннего возраста
2. Содержание курса
• Раздел 1. Введение в психолого-
педагогическую диагностику детей
младенческого и раннего возраста
• Раздел 2. Основы психологопедагогической диагностики
3. Раздел 1. Введение в психолого-педагогическую диагностику детей младенческого и раннего возраста
Тема 1. Предмет, задачи и основные
принципы психолого-педагогической
диагностики детей младенческого и
раннего возраста
4. Понятие о психолого-педагогической диагностике
Психолого-педагогическая
диагностика –
область психологической
науки, разрабатывающая
методы распознавания и
измерения индивидуальнопсихологических
особенностей личности
5.
Предмет психолого-педагогической диагностики
детей раннего возраста с речевыми
нарушениями – выявление возрастных и
индивидуальных особенностей развития детей с
недостатками в развитии речи
Цель психолого-педагогической диагностики –
контроль за ходом психического развития
ребенка для последующей коррекции
выявленных отклонений
6.
Принципы психолого-педагогической диагностики:
• принципы анализа речевой патологии (Р.Е.
Левина):
развития;
квалификации главного, первичного звена в
структуре дефекта;
системного анализа речевой патологии;
взаимосвязи речи с другими сторонами
психического развития ребенка;
• принцип учета данных онтогенеза и патогенеза;
• принцип динамического изучения и качественного
анализа данных;
• принцип комплексного изучения
7.
Задачи психолого-педагогической диагностики:
•раннее выявление отклонений в развитии;
•определение причин, степени и структуры
нарушения;
•выявление индивидуально-психологических
особенностей ребенка;
•определение особых образовательных
потребностей, индивидуального маршрута
обучения и воспитания и прогноза развития;
•психолого-педагогическая помощь родителям.
8. Раздел 1. Введение в психолого-педагогическую диагностику детей младенческого и раннего возраста
Тема 2. Основные
формы и методы
психологопедагогической
диагностики,
применяемые в
раннем возрасте
9. Основные методы психолого-педагогической диагностики
Основные методы психолого-педагогической
диагностики
наблюдение;
изучение истории развития ребенка,
медицинской и педагогической
документации;
беседа с ребенком и родителями;
диагностический эксперимент;
тестирование;
опрос;
проективные техники;
графические методы.
10. Раздел 1. Введение в психолого-педагогическую диагностику детей младенческого и раннего возраста
Тема 3. Нарушения психомоторного и
речевого развития в младенческом и
раннем возрасте
11.
Нарушение речевого развития у детей
представляет собой одну из форм сложного
когнитивного дефекта, который включает
избирательное расстройство речевой функции,
а также отклонения неязыковых функций и
процессов
(моторной сферы –
артикуляционная, ручная, общая
моторика; познавательной сферы
– внимание, восприятие, память,
мышление; эмоциональноволевой сферы).
12.
Дизартрия – нарушение произносительной
стороны речи, обусловленное
недостаточностью иннервации речевого
аппарата (мышц языка, губ, щек, неба,
нижней челюсти, глотки, гортани,
диафрагмы, грудной клетки).
Псевдобульбарная дизартрия возникает
при двустороннем поражении двигательных
корково-ядерных путей, идущих от коры
головного мозга к ядрам черепных нервов
ствола.
13.
Неспецифическая задержка речевого
развития – временное обратимое состояние,
при котором наблюдается
несформированность всех сторон речи,
задержка темпов ее формирования (позднее
начало речи и замедленный темп ее
развития).
Специфическая задержка речевого
развития – системное нарушение,
затрагивающее в различной степени все
психические процессы и требующее
воздействия не только на симптом (речевое
расстройство), но и на причину, на механизм
недоразвития .
14. Раздел 2. Основы психолого- педагогической диагностики
Тема 4.
Организация
процесса
психологопедагогического
изучения
ребенка с
нарушениями
речи
15. Этапы психодиагностического обследования:
1. Сбор данных.
2.Переработка и интерпретация данных.
3.Составление заключения ,
индивидуального образовательного маршрута
и прогноза развития.
16. Выбор методики оценки нервно-психического развития детей младенческого и раннего возраста:
Шкалы развития младенцев Н. Бейли (Bayley Scales of
Infant Development, 1969) ;
Таблицы развития А. Гезелла (1925);
Скрининг-тест Денвера (В.К. Франкенбург, Дж. Б.
Доддсон, 1967);
NBAS (Neonatal Behavioral Assessment Scale) –
Оценочная шкала поведения младенца (1973) ;
Мюнхенская функциональная диагностика развития
(Г. Келер, Г. Елькраут) ;
KID-шкала – Kent Infant Development Scale (Ж. Рейтер,
1978) и русифицированная версия (И. Чистович, Ж.
Рейтер, Я. Шапиро, 1992-1996);
Методика Гриффитс (в переводе Е.С. Кешинян, 2000).
17. Выбор методики оценки нервно-психического развития детей младенческого и раннего возраста:
Шкала нервно-психического развития (Л.Т. Журба,
Е.М. Мастюкова, Э.Л. Фрухт, 1981);
Диагностика нервно-психического развития детей
первых трех лет жизни (Э.Л. Фрухт, К.Л. Печора, Г.В.
Пантюхина, 1983);
Диагностика психического развития детей первого
года жизни (О.В. Баженова, 1986);
Методика психолого-педагогического обследования
детей раннего возраста (Е.А. Стребелева, 1994);
Скрининговая методика изучения психомоторного
развития детей с 2-3 лет с ПЭП (шкала Гриффитс)
(Е.Ф. Архипова, 2004).
18. Выбор методики оценки нервно-психического развития детей младенческого и раннего возраста:
Методики: «Схема логопедического обследования
ребенка 1-го года и 2-3-го годов жизни» (Ю.А.
Разенкова, 1998) и «Обследование доречевого
развития младенца» (О.Е. Громова);
Диагностика нарушений психического развития детей
от рождения до трех лет (Е.О. Смиронова, Н.Л.
Галигузова, И.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова, 2005);
Методика Л.Т. Журбы, Е.М. Мастюковой и Е.Д.
Айнгорн (1981);
Методика изучения психомоторного и речевого
развития детей с 2-3 лет с дизартрией (Т.Н. Гирилюк,
2007).
19. Раздел 2. Основы психолого- педагогической диагностики
Тема 5. Содержание и методика изучения
психомоторного и речевого развития
ребенка
20. Линии развития, исследуемые у детей от рождения до 1,5 мес:
соотношение сна и бодрствования;
слуховые реакции;
зрительные реакции;
голосовые реакции;
эмоциональные реакции;
функции аpтикyляционного аппарата и
вызываемость рефлексов орального
автоматизма;
мелкая моторика;
общая моторика.
21. Линии развития, исследуемые у детей от 1,5 до 3 мес:
соотношение периодов сна и бодрствования;
зрительные реакции;
слуховые реакции;
эмоциональные реакции и коммуникативное
поведение;
подготовительные этапы развития активной
речи (голосовые реакции);
моторика артикуляционного аппарата и
выраженность сосательного рефлекса;
мелкая моторика;
общая моторика.
22. Линии развития, исследуемые у детей от 3 до 6 мес:
• зрительное восприятие;
• коммуникативные функции;
• предпосылки формирования экспрессивной
речи;
движения рук (манипулятивная
деятельность);
слуховое восприятие;
моторика органов артикуляционногo
аппарата и процессы кормления;
общая моторика.
23. Линии развития, исследуемые у детей от 6 до 9 мес:
• познавательная деятельность и коммуникативное
поведение;
предпосылки формирования экспрессивной речи;
слуховое восприятие и предпосылки
импрессивной речи;
интерсенсорные функции;
мелкая моторика пальцев рук (движения с
предметами);
моторика органов артикуляционного аппарата
(мимические движения),
навыки в процессах кормления;
общие движения.
24. Линии развития, исследуемые у детей от 9 до 12 мес:
• активное бодрствование и действия с
предметами; эмоции и коммуникативное
поведение;
слуховое восприятие неречевых и речевых
звуков;
сенсорные функции;
экспрессивная речь;
артикуляционные движения и навыки при
кормлении;
общая моторика.
25. Линии развития, исследуемые у детей от 1 до 3 лет:
• Анамнез (общий и речевой).
• Моторная сфера (общая, ручная и
артикуляционная моторика).
• Высшие психические функции
(восприятие, внимание, память,
мышление).
• Языковые и речевые средства
(импрессивная и экспрессивная речь).
26.
Благодарю за внимание !
Т.Н. Гирилюк, к.п.н.
доцент кафедры логопедии
Факультета педагогики и психологии детства
Пермского государственного педагогического
университета
Источник