Диагностика психического развития ребенка младенческий и ранний возраст

Возраст от рождения до одного года называется младенческим, а от одного года до трех лет— ранним детским возрастом. Ранние этапы онтогенеза психики имеют исключительное значение для дальнейшего раз­вития человека. В первые три года жизни закладываются такие психические новообразования, дефицит которых на других этапах развития часто невозможно восполнить (Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., 1979; Бауэр Т., 1979; Валлон А., 1967; Выготский Л. С., 1984, Мухина В. С., 1985; Эльконин Д. б- 1960).

Социальная ситуация развития новорожденного харак­теризуется совершенно беспомощным состоянием ребен­ка. Постепенно у него начинает появляться собственная активность: слуховой и зрительное сосредоточение, спо­собность выделять из окружающей среды ухаживающую за ним мать, устанавливать с ней эмоциональные связи. Постепенно появляйся истинно человеческая потреб­ность — потребность в общении, которая проявляется в так называемом «комплексе оживления», на этом заканчива­ется новорожденность и начинается младенчество.

Само по себе эмоциональное общение со взрослым является ценным для младенца, поэтому и выступает в качестве ведущего вида деятельности. Основными при­обретениями в психическом развитии младенцев можно считать развитие восприятия и тонких движений рук. В мла­денческом возрасте дети уже способны ориентироваться по многим параметрам объектов: новизна, контрастность, движение, форма, цвет, сложность, целостность. Дви­гательное развитие начинается с хватательных реакций, которые становятся основой развития манипуляций с предметами. К концу первого года жизни появляются первые функциональные действия, в их основе лежит подражание действиям взрослого. Развитие восприятия и действий становится основой развития наглядно-дейс­твенного мышления.

Наряду с познанием у младенцев идет бурное эмо­циональное и личностное развитие, результат которого вы­ражается в кризисе первого года. Начинает развиваться и речь: речевой слух, гуление, лепет, накопление пассивного и активного словарного запаса. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребен­ка— ранний детский возраст.

Ранний детский возраст сензитивен к формированию речи, активность которой обычно резко возрастает между двумя и тремя годами. Помимо речи развиваются и другие психические процессы — восприятие, мышление, память, внимание, однако среди них доминирует восприятие. Выражается это в привязанности психической активнос­ти ребенка к конкретной ситуации. Само восприятие в раннем детском возрасте является аффективно окрашен­ным. Ребенка раннего возраста занимают манипуляции с предметами, именно эта деятельность выступает в качестве ведущей.

В процессе манипулятивной деятельности появляется и активно развивается наглядно-действенное мышление, ко­торое становится основой формирования процессуальной игры. Все более возрастающая активность ребенка, его аффективность и развивающееся самосознание приводят к появлению личностного кризиса трех лет «я сам», который знаменует определенный итог психического развития и переход к дошкольному детству.

Обычно психологическое исследование психического развития младенцев начинают в возрасте полутора—двух месяцев. До этого времени, в течение периода новорож­денности в поведении ребенка доминируют рефлексы разного рода, которые со временем исчезают из репертуара поведенческих реакций ребенка.

ИССЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДЕНЦЕВ

(Методика кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ)

Вводные замечания. Разработанный на кафедре нейро-и патопсихологии факультета психологии МГУ метод диагностики нарушений психического развития младенцев (Баженова О. В., 1983; см. Практикум по патопсихологии, 1987) позволяет сочетать качественный анализ психического развития с количественным. В его основе лежит поуровневая оценка развития каждой реакции с точки зрения его хоро­шего развития, существования, намеченности или отсутс­твия. Общий показатель развития группы сходных по своему характеру реакций определяется отношением поуровневой суммы показателей развития отдельных реакций к норма­тивному. В методике приведены как нормативы развития отдельных реакций в семи контрольных возрастах, так и суммарные нормативы, также даны описания стандартных условий исследования отдельных реакций. По результатам исследования возможно вычисление индексов развития отдельных групп реакций и графическое представление результатов обследования в форме профилей развития.

Применение разработанного метода в клинике позво­лило авторам выработать качественные и количественные критерии ранних симптомов формирующихся нарушений в пределах отдельных групп реакций, а также описать типы нарушения психического развития в целом.

Цель исследования. Изучение нарушений психического развития в младенческом возрасте.

Порядок работы

Обследование детей включает следующие этапы:

1. При психологическом исследовании следует обратить особое внимание на характер контакта матери с мла­денцем. Детей до восьми месяцев можно исследовать на специальном столе, более старших детей лучше высаживать за специальный детский столик или на колени к маме. Дети должны быть в состоянии активного бодрствования, здоровые, сухие, сытые, нераздраженные, неутомленные.

2. Вначале устанавливают контакт с ребенком, отмечают его особенности. Плохо, если дети старше восьми месяцев легко входят в такой контакт и не диффе­ренцируют незнакомых им взрослых.

3. Определяют состояние двигательной сферы, возмож­ность и качество контроля положений головы, рук, позы при сидении и ходьбе, у детей старше восьми месяцев специальное внимание обращают на развитие шаговых движений.

4. Определяют состояние развития сенсорных реакций: изучают характер прослеживаний и фиксаций. Для этого перед глазами ребенка на расстоянии 30 санти­метров перемещают яркую игрушку размером 7—10 сан­тиметров в горизонтальных, вертикальных, круговых направлениях. У детей от двух до четырех с половиной месяцев специальное внимание обращают на пре­кращение прослеживаний при остановке предмета в поле зрения ребенка. Для исследования возможности прослеживания невидимой траектории объекта и его попеременного появления в определенных частях про­странства пользуются специальными эксперименталь­ными приемами. В первом случае движущаяся игрушка, на которой зафиксирован взгляд ребенка, скрывается за экраном шириной 7 сантиметров, находящемся на расстоянии 50 сантиметров от глаз ребенка, и, не прекращая своего движения, сохраняя его траекторию, через некоторое время появляется из-за другой сто­роны экрана. Реакция считается выполненной, если после исчезновения объекта из поля зрения ребенок продолжает прослеживать ту траекторию, по которой ранее двигался объект, и в момент появления объекта из-за экрана взгляд ребенка приходит в ту точку, в которой он появился.

Читайте также:  Развитие головного мозга ребенка при беременности

При изучении реакции предвосхищения перед ре­бенком на уровне его глаз на расстоянии 50 сантиметров помещают белый экран размером 35 * 35 сантиметров с двумя окошками 7*7 сантиметров, расположенными на расстоянии 10 сантиметров друг от друга. В окошках поочередно с интервалом в 4—6 секунд появляется яркая звучащая игрушка размером до семи сантиметров. Реакция считается выполненной, если при нескольких пробах хотя бы один раз наблюдаются перемещение взгляда ребенка от окошка, где игрушка уже была, к окошку, где она должна появиться, и фиксация взгляда на этом окошке.

Далее проверяют наличие реакции на исчезающий из поля зрения объект, возможность нахождения источника звучания с помощью поворота головы и глаз, прислуши­вание к речи, развитие способности находить спрятанный объект и рассматривать два объекта.

5. Определяют состояние развития действий с предме­тами. Для этого предлагают ребенку старше четырех месяцев погремушку и оценивают захват, его быстроту и точность, движения пальцев при захвате, продолжи­тельность удержания, характер манипуляций. Детям старше восьми месяцев предлагают затем вторую погремушку. Оценивают возможность ее захвата и удержания обеих игрушек. Вторую игрушку предла­гают сначала со стороны свободной руки, а затем со стороны занятой руки, выясняют возможность пресечения рукой средней линии взора при захвате второй игрушки. У детей старше десяти месяцев изу­чают формирование обходных движений. Для этого, заинтересовав ребенка игрушкой, ее убирают за экран 20 * 20 сантиметров, расположенный в одном из полей зрения ребенка (правом или левом). Игрушку помещают у того края экрана, который находится в непосредственной близости от соседнего поля зрения, привлекают к ней внимание ребенка, а затем прячут ее за экран, стараясь не прекращать звучания игруш­ки. Так повторяют несколько раз. Реакция считается выполненной, если ребенок достает игрушку из-за экрана. Дети до года чаще достают игрушку рукой, находящейся в одном поле зрения с барьером, и только к концу первого года появляется доставание игрушки дальней от барьера рукой с пересечением средней линии взора. Специальное внимание следует обратить на продолжительность интереса ребенка к действиям с предметами и на сохранение зритель­ного контроля этих действий. Детям старше десяти месяцев предлагают несколько игрушек и оценивают возможность попеременной манипуляции с двумя и более объектами, а также захвата третьей игрушки. Особое внимание следует обратить на развитие дейс­твия ребенка с предметами, участвующими в процессе кормления: бутылочкой, ложкой, чашкой. Также спе­циальное внимание обращают на развитие интереса и умения манипулировать с маленькими предметами, взять которые можно только двумя пальцами: указа­тельным и большим (пуговица, горошина…).

6. Определяют состояние развития способов взаимодейс­твия со взрослым: выясняют наличие эмоциональных и зрительных контактов между матерью и ребенком, пытаются установить подобного рода контакты меж­ду ребенком и исследователем, выясняют у матери, понимает ли она определенные желания ребенка, о чем говорит ей детский плач, существуют ли в плаче паузы для реакции взрослого, является ли крик ре­бенка модулированным, какого типа игры существуют в репертуаре их общения, посматривает ли ребенок в глаза матери, манипулируя с игрушками в ее при­сутствии и под ее контролем, понимает ли ребенок элементарные инструкции, выраженные мимикой или жестом, особые слова-метки и некоторые другие слова и, наконец, владеет ли ребенок указательным жестом.

7. В процессе всего обследования определяют состоя­ние развития эмоциональных и голосовых реакций, отмечают характер и выраженность улыбки, анализи­руют, в каких ситуациях она чаще всего появляется. Обращают внимание на характер отрицательных эмоциональных проявлений, их доминирование или отсутствие в общем фоне настроения, на способность сдерживать крик, хныканье или плач при восприятии изменений в ситуации, на возможность прекращения плача при переключении на какую-либо деятельность. Специально следует оценить формирование отноше­ний привязанности с близкими взрослыми, отсутствие или наличие реакций настороженности при общении с незнакомыми людьми.

При анализе голосовых реакций отмечают частоту их возникновения, разнообразие, возможность появления ответных звуковых реакций, а также форму — гуканье, гуление, лепет, первые слоги. Обработка результатов

Для большинства групп реакций было выделено не­сколько, отличающихся по тяжести, степеней нарушений.

1. Двигательные реакции:

легкая степень нарушения — характерно замедле­ние темпа развития отдельных реакций, а также существование ряда двигательных навыков в не­совершенном виде;

средняя степень нарушения — характерна асинхрония развития движений: значительное запаздывание в формировании одних и отсутствие других;

тяжелая степень нарушения — характерно тотальное недоразвитие двигательных реакций.

2. Сенсорные реакции:

легкая степень нарушения — характерны запаздыва­ющее, по сравнению с нормой, развитие некоторых реакций и несовершенство «операционально-техни­ческих средств» при выполнении отдельных проб на фоне выраженного интереса ребенка к объектам внешнего мира и действиям с ними (несовершенс­тво движений глаз, обеспечивающих наблюдение: их ограниченность, скачкообразное прослеживание, трудности зрительных фиксаций и т. д.);

средняя степень нарушения – характерны выпол­нение реакций, соответствующих более младшим возрастам и связанных с восприятием объектов, существующих непосредственно в поле зрения ребенка, непродолжительный зрительный интерес к объектам внешнего мира;

тяжелая степень нарушения — характерны незна­чительная выраженность зрительных реакций, кратковременность фиксаций, непродолжительность прослеживаний на фоне практически полного от­сутствия интереса к объектам внешнего мира.

3. Действия с предметами:

легкая степень нарушения — характерны запаздываю­щее, по сравнению с нормой, развитие небольшого числа реакций и несовершенство «операционально-технических средств» при выполнении отдельных проб на фоне нормально развивающейся психи­ческой активности ребенка (несовершенство дви­гательных реакций, обеспечивающих способность ребенка к действиям с предметами);

средняя степень нарушения — характерны выполне­ние реакций, соответствующих младшим возрастам, непродолжительность самих действий, кратков­ременность интереса к предметам, исчезновение интереса к предметам в затруднительных ситуациях, слабость реакции на новизну;

Читайте также:  Недоношенный ребенок отстает в развитии на месяц

тяжелая степень нарушения — практически полное отсутствие интереса к предметам, а соответственно, и действий с ними.

4. Способы взаимодействия со взрослыми:

легкая степень нарушения — характерно уменьшение количества способов взаимодействия со взрослыми, по сравнению с нормой, или их недостаточно со­вершенное развитие на фоне выраженного интереса ребенка ко взрослому и нормального характера развития его психической активности;

средняя степень нарушения — характерны выпол­нение части реакций, соответствующих младшим возрастам, несформированность потребности в общении, легкий, непродолжительный интерес ко взрослому человеку, отсутствие реакций, связанных с попытками преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения потребности в общении;

тяжелая степень нарушения — характерно практи­чески полное отсутствие способов взаимодействия со взрослыми, связанное с выраженным безразли­чием к ним, и отсутствие интереса к социальным контактам.

5. Эмоциональные реакции:

легкая степень нарушения – характерна недостаточ­ность эмоционального реагирования на внешнюю стимуляцию;

более тяжелая степень нарушения — характерно существование признаков нарушения формирова­ния отношений, привязанности, эмоциональная неустойчивость.

6. Голосовые реакции:

Критерии не выделены. Развитие голосовых реакций считается просто задержанным, если оно отстает от воз­растных норм.

Нарушение психического развития в целом рассмат­ривается с точки зрения минимально легкой, умеренной и тяжелой степени дефекта, критерием которой являются определенные комбинации легких, умеренных и тяжелых нарушений развития сенсорных реакций, действий с пред­метами и способов взаимодействия со взрослыми.

В зависимости от выраженности нарушений, во всех или некоторых сферах вводится дополнительная характе­ристика равномерности характера нарушения.

Источник

Виктория Павлова
Особенности психологической диагностики детей от рождения до трёх лет

Введение

Первые три года жизни являются чрезвычайно важными и ответственным периодом в развитии ребенка. В этом возрасте закладываются фундаментальные личностные образования, такие как общая самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру. Недоразвитие или деформация этих качеств в раннем возрасте с трудом поддаются коррекции в более поздние периоды.

В раннем возрасте контроль за психическим развитием необходим для раннего выявления отклонений, планирования индивидуальных мер коррекций и профилактики, направленных на создание условий полноценного развития всех сторон психики ребенка. Важность такой работы связана с исключительным значением ранних этапов психического онтогенеза для развития личности. Благодаря быстрым темпам развития в период раннего детства незамеченные или показавшиеся незначительными отклонения от нормального могут привести к выраженным сдвигам в более зрелом возрасте. Кроме того, ранний возраст представляет более широкие возможности коррекции за счет большей пластичности детской психики, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка. Поэтому своевременное выявление возможных отклонений в развитии маленького ребенка чрезвычайно важно. Для этого нужны такие методики, которые помогли бы вовремя обнаружить отклонения в развитии, определить их причины и природу, чтобы предпринять соответствующие корригирующие меры.

Количество детей с нарушениями психического и речевого развития растет ежегодно. С возрастом теряется возможность для более гибкого изменения состояния ребенка.

Итак, в каких же случаях желательна комплексная консультация специалистов для определения особенностей развития ребенка?

Это те случаи, когда какое-либо очевидное неблагополучие может влиять на развитие в целом, сопровождаться другими нарушениями, до поры до времени неочевидными для людей, не компетентных в специальной психологии и педагогике. Далеко не всегда они являются проявлениями отставания в психическом развитии или указывают на психическое заболевание, однако могут привести к стойким учебным трудностям и поэтому должны быть поводом для комплексной диагностики особенностей развития. Это те случаи,когда:

– ребенок появился на свет в результате неблагополучных беременности и родов (тяжелые заболевания или стрессовые ситуации у мамы во время беременности, родовые травмы, удушье в родах);

– имел много проблем в первый год жизни (серьезные заболевания, крики, беспокойство, плохой сон и т. д.);

– в настоящее время имеет нарушения в состоянии здоровья, которые влияют на его общее состояние; поздно начал сидеть, стоять, говорить и его речевое и двигательное развитие беспокоит и сейчас;

– у него выявлено снижение слуха или выраженное нарушение зрения;

он наблюдался и получал лечение в связи с нарушенным состоянием нервной системы;

– не может следовать инструкции (не может сосредоточиться на своей деятельности, не понимает, с чего начать, как продолжить, быстро отвлекается);

– импульсивен (сначала делает, потом думает);

– склонен к чрезмерной, не всегда целенаправленной двигательной активности;

– неловок, у него плохо развиты движения руки, не любит рисовать, лепить, не справляется с мелкими деталями конструктора;

– медленно двигается, говорит, ест, пассивен;

– неуютно чувствует себя в обществе сверстников, склонен замыкаться или, наоборот, агрессивен;

– быстро устает, пресыщается даже той деятельностью, которая привлекает его; плаксив, часто пребывает в сниженном настроении, не проявляет интереса к окружающему;

– у ребенка появились новые, не свойственные ему до этого особенности поведения или внезапно усилились какие-то особенности характера, его поведение стало странным, непонятным. Эти проявления, а тем более их сочетание, могут оказаться тревожным сигналом неблагополучия. И чем раньше ребенок получит помощь, тем эффективнее будет проведенная специалистами работа с ребенком.

Диагностика психического развития детей от рождения до трех

Психологическая диагностика предполагает выявление индивидуальных особенностей познавательного, речевого, эмоционально-волевого, личностного развития ребенка.

Важнейшей областью психологической науки и психологической практики является психодиагностика. Она связана с разработкой и применением разных методов распознавания индивидуальных особенностей человека или группы людей.

Под психодиагностикой понимается область психологической науки, которая разрабатывает теорию, принципы, а также инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности и переменных социального окружения, в котором осуществляется жизнедеятельность личности.

Читайте также:  Развитие моторики и памяти у ребенка

Психодиагностика практически применяется в самых разных областях деятельности психолога. И когда он выступает в качестве автора или участника прикладных психолого-педагогических экспериментов, и когда занимается психологическим консультированием или психологической коррекцией. И, тем не менее, чаще всего психодиагностика является отдельной самостоятельной сферой деятельности практического психолога. Тогда ее целью является постановка психологического диагноза, т. е. оценка психологического состояния, которое присутствует у человека.

Для оптимальной результативности процедуры обследования ребенка младенческого и раннего возраста необходима особая тактика и стратегия ее организации.

Перед проведением процедуры междисциплинарного оценивания основных потребностей развития ребенка и возможностей его семьи устанавливаются контакты профессионалов с родителями, выясняются качество и насыщенность взаимодействия и отношений матери и ребенка, анализируются анамнестические данные, проводится интервьюирование родителей, подбирается материал для диагностического обследования конкретного ребенка. Ранняя диагностика уровня развития ребенка в возрасте от рождения до трех лет осуществляется в два этапа.

1. Подготовительный этап.

Содержание подготовительного этапа:

1) диагностика социального статуса семьи;

2) диагностика соматического и психоневрологического статуса ребенка.

Диагностика социального статуса семьи основывается на результатах наблюдения за социальным поведением родителей, и осуществляются с применением различных авторских структурированных методов. В частности, доказана эффективность применения программы «Социальный паспорт семьи»[1], которая предполагает получение исчерпывающей информации о социально-бытовом, социально-средовом и социально-экономическом статусе семьи и положении особого ребенка в микросоциуме.

Диагностика соматического и психоневрологического статуса ребенка осуществляется на основе имеющихся данных клинической диагностики, при необходимости приглашаются специалисты для уточнения состояния ребенка и прогнозирования терапевтического вмешательства.

2. Операционный этап.

1. Условия, необходимые для проведения обследования.

Для получения объективного представления об уровне развития ребенка важно создать оптимальные условия при организации процедуры обследования.Такими условиями являются:

1) организация процедуры обследования в соответствии с определенными целями и задачами;

2) учет внешних факторов, оказывающих непосредственное влияние на результат обследования;

3) учет временных факторов;

4) учет самочувствия ребенка в момент обследования;

5) учет поведения родителей по время обследования.

Помещение, где проводится обследование, должно быть достаточно просторным и изолированным от посторонних воздействий. Следует продумать расположение места обследования. Пеленальный стол или высокий детский стул с рабочей поверхностью должен быть расположен таким образом, чтобы к нему был доступ как минимум с трех сторон. Он должен находиться в наиболее теплом месте помещения, чтобы раздетый ребенок не испытывал дискомфорт, а также должен быть хорошо освещен. Для обследования ребенка в возрасте от семи месяцев кроме пеленального стола необходим высокий стул со столом. Для ребенка второго — третьего года жизни используется детский столик и два стульчика. Ребенок и экспериментатор располагаются напротив друг друга. Родитель при этом может сидеть рядом с малышом, либо если ребенок взволнован, держать его на руках так, чтобы руки его были свободны. В отдельных случаях педагог-исследователь может привлекать родителя к процессу обследования в качестве помощника (параспециалиста).

Ребенок должен иметь возможность свободного передвижения по комнате, поэтому рекомендуется ковровое покрытие пола.

Не менее важное значение имеет установление контакта с ребенком. Часто младенец отказывается от общения с малознакомым человеком, капризничает, плачет. Подобная реакция на постороннее лицо наиболее часто проявляется у детей в возрасте от шести до десяти месяцев, а затем в возрасте восемнадцати месяцев. В случае возникновения негативной реакции ребенка во время процедуры обследования не следует пытаться преодолеть сопротивление ребенка. В то же время нельзя молча наблюдать за проявлением отрицательных эмоций младенца. Необходимо переключить внимание на мать, оставляя ребенка на некотором удалении. Беседуя с матерью, предлагать ей для рассматривания яркие звучащие игрушки, постепенно включая ребенка в совместную деятельность.

При первом контакте с ребенком второго или третьего года жизни рекомендуется после эмоционально насыщенного приветствия с обязательным зрительным контактом на уровне глаз ребенка, сначала обратиться к матери. Беседуя с матерью, дать время ребенку на привыкание к незнакомой обстановке, ознакомление с игрушками (но не с диагностическим материалом). Игрушки в зоне обследования должны обладать сильным стимулирующим эффектом и облегчать ребенку процесс вхождения в контакт с диагностом.

Необходимо усвоить несколько правил для организации оптимального взаимодействия с ребенком раннего возраста во время процедуры обследования:

• процедура обследования должна быть организована в максимально благоприятных условиях для ребенка, учитывая время и место диагностических процедур, самочувствие и желание ребенка входить в контакт со специалистом;

• нельзя ограничиваться одноразовой процедурой обследования; при необходимости следует повторять диагностические процедуры с привлечением профессионалов различных специальностей;

• чутко реагировать на любые проявления ребенка, создать атмосферу понимания и одобрения, используя все доступные средства;

• обеспечить свободу действий ребенка, не требовать смены видов деятельности, игрового материала, даже если это необходимо по сценарию диагностических процедур, приспосабливаться к темпераменту ребенка;

• избегать штампов в процессе общения с ребенком;

• учитывать ограниченный уровень понимания речи ребенком раннего возраста;

• осуществлять видеозапись процедуры обследования с последующим анализом видеоматериала;

• активизировать роль родителей в процессе процедуры диагностики с ориентированием их на решение общих задач.

Заключение

Правильно организованная и проведенная диагностика детей, направленная на выявление индивидуальных психологических особенностей развития и обучения, позволяет не только своевременно определить нарушения и предпринять меры по их коррекции. Не менее важным является психологическая и педагогическая диагностика, направленная на выявление возможностей ребенка, определения его достижений по сравнению с предыдущими периодами развития и создание всех необходимых условий для дальнейшей реализации его способностей.

Применение таких методов исследования как наблюдение, эксперимент, анализ результатов детской деятельности ребенка и беседа с ним требует от педагога-психолога высокого уровня профессионализма

Источник