Диагностика психического развития ребенка методическое пособие галигузова

Вторая проба длится также 10 минут. Данные наблюдения вносятся в протокол. (Форма протокола приведена в прил. 1.)

Параметры Показатели параметров Критерии оценки показателей игры Баллы Потребность в игре Инициативность Отсутствует: ребенок не играет по собственной инициативе даже после показа взрослого. 0 Слабая: первые игровые действия совершаются по инициативе взрослого, собственные инициативные действия единичны. 1 Средняя:
ребенок начинает играть по собственной инициативе,
но по ходу игры часто ждет инициативы взрослого. 2 Высокая:
ребенок сам разворачивает игру, выбирает сюжет,
подбирает игровые атрибуты. 3 Длительность игры Отсутствие игры: в течение обеих диагностических проб ребенок не играет, занимается другими делами (манипулирует игрушками, общается со взрослым по другим поводам и т.д.). 0 Кратковременная игра: большую часть времени ребенок занят предметными манипуляциями, игра занимает менее 5 минут. 1 Средняя длительность: процессуальная игра перемежается манипуляций с предметами, периоды игры и манипуляции приблизительно равны. 2 Длительная игра: большую часть времени ребенок занят процессуальной игрой. 3 Эмоциональное состояние в ходе игры Равнодушное: игрушки не вызывают эмоционального отклика, мимика невыразительна, игровые действия небрежны или ленивы. 0 Спокойное: эмоции ребенка выражены неярко (слабые улыбки, спокойная поза), темп игры — неспешный. 1 Оживленное: ребенок играет с удовольствием, радостно улыбается, оживленно вокализирует, не отвлекается, его действия энергичны. 2 Характер игровых действий Вариативность действий Отсутствует: ребенок совершает лишь один вид игровых действий (например, только причесывает куклу). 0 Слабая: ребенок совершает только 2—3 вида игровых действий (например, на протяжении всей игры подносит ложку ко рту куклы и поит ее из чашки). 1 Средняя: ребенок опробует 2—3 варианта одного и того же действия (например, кормит куклу ложкой то из тарелки, то из кастрюльки) и 2—3 вида игровых действий (например, сначала варит в кастрюльке еду, затем кормит куклу, потом причесывает ее). 2 Высокая: ребенок постоянно разнообразит игровые действия, каждый раз внося в них элементы новизны, варьируя порядок. 3 Речевая активность Отсутствует: ребенок играет молча. 0 Слабая: ребенок произносит несколько отдельных слов, обращенных к кукле или взрослому (например: «на», «пить», «ляля», «чашка»). 1 Средняя: ребенок по ходу игры обращается к кукле и взрослому с более развернутыми, 2—3-словными высказываниями (например: «надо кушать», «пей чаек», «пора спать») или комментариями («буду варить», «она хочет гулять»). 2 Высокая: ребенок постоянно и развернуто обращается к персонажам игры и взрослому, объясняя смысл и порядок своих действий, планирует их последовательность, комментирует. 3 Воображение Использование предметов-заместителей Отсутствует: ребенок играет только реалистическими игрушками (например, кормит куклу ложкой, чистит зубы зубной щеткой); замещениям взрослого не подражает. 0 Редкое: ребенок предпочитает играть реалистическими игрушками, но иногда использует 1—2 разученных ранее и типичных для данного возраста замещения (например, кормит куклу палочкой). 1 Частое: ребенок постоянно включает в игру разнообразные предметы-заместители, легко меняет значение одного и того же предмета, придумывает оригинальные замещения. 2 Принятие инициативы взрослого (фиксируется только во 2-й пробе)  Отсутствие: ребенок не проявляет интереса к игре взрослого, не отвечает на его инициативу, продолжает манипулировать предметами. 0 Слабое (пассивное): ребенок спокойно или с интересом наблюдает за игрой взрослого, но не присоединяется к ней, после показа совершает несколько подражаний и переходит к манипуляциям с предметами. 1 Среднее: ребенок с интересом наблюдает за игрой взрослого, после показа подражает его действиям. 2 Активное: ребенок сразу же с удовольствием присоединяется к игре взрослого, игра становится совместной. 3

Источник

Стр. 91

Процедура проведения диагностики.

Проба 1. «Грузовичок» («Пирамидка»). Взрослый обращается к ребенку: «Посмотри, какой у меня грузовичок. Его можно собирать и разбирать». Взрослый разбирает игрушку и говорит ребенку: «Чтобы он смог снова ездить, его нужно правильно собрать. Попробуй сам его собрать».

Проба 2. «Конструктор». Взрослый выкладывает на стол набор кубиков из конструктора «Лего» и обращается к ребенку: «Это особые кубики, их можно соединить, и они будут крепко держаться».

Взрослый показывает ребенку, как соединяются детали. «Из этих кубиков можно построить все, что захочется. Построй мне, пожалуйста, домик». Образец в этой пробе не предусмотрен. Если ребенок хочет построить что-то другое, взрослый соглашается с ним. Главное, чтобы взрослый мог проследить, насколько ребенок стремится воплотить замысел.

Читайте также:  Значение игры для психического развития ребенка дошкольного возраста

Поведение ребенка в каждой пробе регистрируется в протоколе в графе «Действия по образцу».

Шкалы оценки параметров предметной деятельности на третьем году жизни ребенка

Параметры Показатели параметров Критерии оценки показателей Баллы
Виды действий с предметами Ориентировочно-исследовательские и манипулятивные действия Отсутствуют: ребенок игнорирует предметы. 0
Использует редко: ребенок некоторое время смотрит на предмет, трогает, затем оставляет, переводит взгляд, не пытается выяснить назначение предмета или совершить с ним какое-либо действие. 1
Использует часто: ребенок активно обследует предмет, совершает разнообразные манипуляции с ним. 2
Культурно-фиксированные действия Отсутствуют: ребенок не действует с предметами в соответствии с их назначением. 0
Использует редко: ребенок совершает одно-два действия данного вида, предпочитает манипулятивные действия. 1
Используются часто: ребенок совершает много различных культурно-фиксированных действий. 2
Познавательная активность Эмоциональная вовлеченность в деятельность Отсутствует: ребенок не обращает внимания на предметы или безразлично смотрит на них, не предпринимает никаких действий с ними; выражает недовольство, отталкивает, разбрасывает предметы. 0
Слабая: ребенок эпизодически проявляет интерес к предметам, часто отвлекается; проявляет интерес или положительные эмоции, но действует с опаской или робко. 1
Высокая: ребенок проявляет выраженный интерес к предметам, полностью поглощен деятельностью, действует сосредоточенно, длительно сохраняет интерес; выражает яркие положительные эмоции. 2
Настойчивость в деятельности Отсутствует: ребенок не проявляет настойчивости, после первой же неудачи прекращает деятельность. 0
Слабовыраженная: ребенок совершает 2—3 попытки решить задачу и теряет интерес к ней. 1
Ярко выраженная: ребенок совершает многократные попытки решения задачи. 2
Стремление к самостоятельности Отсутствует: ребенок не стремится действовать самостоятельно, сразу же обращается за помощью ко взрослому или пассивно ожидает помощи. 0
Слабое: ребенок пытается действовать самостоятельно, но после первой же неудачи обращается ко взрослому. 1
Среднее: ребенок не обращается за помощью, а предложенную помощь принимает неохотно либо обращается за помощью, но тут же отказывается от нее, пытаясь действовать самостоятельно. 2
Выраженное: ребенок не обращается за помощью и отказывается от помощи, предложенной взрослым, предпочитает действовать самостоятельно. 3
Включенность ПД в общение со взрослым Стремление воспроизводить образец действия Отсутствует: ребенок игнорирует образец правильного действия, предпочитает действовать по-своему. 0
Слабое: ребенок делает попытку воспроизвести образец, но в целом действует по-своему. 1
Среднее: ребенок делает несколько попыток воспроизвести образец, но не доводит правильное действие до конца. 2
Сильное: ребенок не прекращает попыток, пока не воспроизведет образец. 3
Ориентация на оценку взрослого Отсутствует: ребенок не ориентируется на оценку взрослого. 0
Слабая выраженность: ребенок радуется поощрениям и огорчается в ответ на порицание взрослого, но не корректирует действий под влиянием оценки. 1
Средняя выраженность: ребенок ищет оценку взрослого, но не всегда учитывает ее в своих действиях. 2
Высокая выраженность: ребенок настойчиво добивается оценки взрослого и учитывает ее в своих действиях. 3
Речевое сопровождение деятельности Отсутствует: ребенок не сопровождает действия речью. 0
Слабое: ребенок редко пользуется речью. 1
Выраженное: ребенок активно пользуется речью. 2
Целенаправленность  Отсутствует: ребенок не стремится достигнуть правильного результата. 0
Слабовыраженная: ребенок предпринимает попытки достичь правильного результата, но быстро теряет цель. 1
Ярко выраженная: ребенок упорно пытается добиться правильного результата, варьируя способы действия. 2

Анализ результатов и составление заключения

Источник

Для диагностики предметной деятельности используются те же ситуации, что и для обследования ситуативно-делового общения. Описание диагностических проб содержится в предыдущем разделе диагностики.

Приведенные ниже шкалы служат основой для занесения результатов диагностики в протокол регистрации параметров предметной деятельности. (Форма протокола приведена в прил. 1.)

Параметры предметной деятельности Показатели параметров Критерии оценки показателей Баллы Виды действий с предметами Ориентировочно-исследовательские и манипулятивные действия Отсутствуют: ребенок игнорирует предметы. 0  

Используются редко:ребенок бегло поглядывает на предметы, совершает 1—2 однообразные манипуляции. 1  

Используются часто: ребенок рассматривает игрушки, разнообразит способы манипуляций. 2 Предметные, культурно-фиксированные действия Отсутствуют: ребенок не действует с предметами в соответствии с их назначением. 0 Используются редко: ребенок совершает действия данного вида лишь эпизодически , предпочитает манипулировать с предметами. 1 Используются часто: на протяжении всей пробы ребенок периодически или постоянно совершает культурно-фиксированные действия с предметами (например, собирает и разбирает пирамидку, одевает и раздевает куклу, готовит для нее еду, катает на машинке и др.).
Читайте также:  Роль взрослого в психическом развитии умственного отсталого ребенка
2 Познавательная активность Интерес к предметам и действиям с ними Отсутствуют: ребенок не обращает внимания на предметы, не предпринимает никаких действий с ними. 0 Слабый: ребенок постоянно отвлекается от предметов, быстро пресыщается игрой, в действиях нет сосредоточенности. 1 Средний: ребенок рассматривает игрушки, сосредоточенно занимается с некоторыми из них, но часто отвлекается, смотрит по сторонам. 2 Большой: ребенок вовлечен в действия с предметами, действует сосредоточенно, почти не отвлекается. 3 Настойчивость в Деятельности (фиксируется только в ситуации «Незнакомый предмет») Отсутствует: не получив сразу желаемого результата, ребенок прекращает попытки решить задачу. 0 Слабовыраженная: ребенок предпринимает 2—3 попытки решить задачу, но после неудачи прекращает деятельность. 1 Хорошо выраженная: ребенок предпринимает многократные попытки добиться результата, в случае неудачи обращается за помощью. 2  Эмоциональная вовлеченность в действия с предметами Преобладание отрицательных эмоций: ребенок отталкивает игрушки, сердито разбрасывает их, сбрасывает со стола. -1 Безразличие: ребенок равнодушно смотрит на предметы; мимика невыразительная. 0 Преобладание амбивалентных эмоций:ребенок радуется при виде игрушек, но действует с ними с опаской или робко. 1 Преобладание положительных эмоций: ребенок оживлен, часто улыбается, радостно вокализирует. 2 Включенность предметной деятельности в общение со взрослым Стремление действовать по образцу Отсутствует: ребенок не обращает внимания на показ взрослым действий с предметами, не подражает им, игнорирует предложения взрослого. 0 Слабое: ребенок наблюдает за действиями взрослого, делает слабые попытки подражать ему, но быстро отвлекается, переходит к другим занятиям; большинство образцов действий остается без внимания; в последующей самостоятельной игре ребенок не пытается воспроизводить образец. 1 Среднее: ребенок внимательно наблюдает за действиями взрослого; сразу после показа образца действия старается воспроизвести его; в последующей самостоятельной игре образец не воспроизводит. 2 Сильное: ребенок с большим интересом наблюдает за действиями взрослого; пытается заставить взрослого повторить показ, вкладывая ему в руку игрушку; неоднократно воспроизводит образец действия по собственной инициативе. 3 Ориентация на оценку взрослого Отсутствует: ребенок не ищет оценки и не реагирует на оценку взрослым его действий, продолжает действовать по-своему; после поощрения нет явных признаков удовольствия ребенка и усиления его активности, стремления повторить действие, одобренное взрослым; порицания не огорчают ребенка, не замедляют темпа деятельности, не влекут за собой попыток исправить действие или обратиться к взрослому за помощью. 0 Слабая выраженность: ребенок не ищет оценки; лишь изредка реагирует на оценку взрослого, а в целом не изменяет своей деятельности: действует в прежнем темпе, эмоции выражены слабо; поощрения некоторых действий вызывает неярко выраженное удовольствие; порицание приостанавливает действие, но не влечет за собой попытки исправить его. 1 Хорошая выраженность: ребенок обращается ко взрослому за оценкой (взглядом, жестом, вербально); радуется поощрениям, начинает действовать более активно, неоднократно повторяет одобренное действие; порицание стимулирует попытки видоизменить действие; ребенок обращается за помощью; иногда огорчается и прекращает деятельность. 2

Источник

Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов / — Е.О.Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т.В.Ермолова, С.Ю.Мещерякова. 2-е изд. испр. и доп

.– СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.- 144 с.

Стр. 64

Б) Активный взрослый. Взрослый присоединяется к действиям ребенка. При этом он не сразу показывает ему правильное решение, а старается найти его вместе с малышом, обследуя коробочку со всех сторон. После того как ребенок вместе со взрослым откроет коробочку, его следует похвалить и предложить еще раз воспроизвести образец действия. Наблюдения фиксируются в соответствующих графах протоколов регистрации параметров предметной деятельности и общения. В процессе диагностики психолог заполняет протокол регистрации параметров общения, составленный на основании приведенной ниже шкалы. В ходе наблюдения за поведением ребенка психолог выбирает соответствующие каждой пробе баллы и обводит их кружком. (Форма протокола приведена в прил. 1.)

Шкалы оценки ситуативно-делового общения на втором году жизни ребенка

Параметры и показатели общения Критерии оценки параметров и показателей Баллы
Инициативность Отсутствует: ребенок не обращается к взрослому по поводу действий с предметами ни в одной из проб. 0
Слабая:
ребенок не инициирует первым контакты со взрослым;
начинает проявлять инициативу только после обращения к нему взрослого, делает это редко;
в совместной деятельности занимает преимущественно пассивную позицию: чаще всего ждет инициативы взрослого (например, изредка поглядывает в глаза, не решаясь обратиться); не проявляет настойчивости в привлечении внимания взрослого к предметам и действиям с ними (например, протягивает взрослому игрушку, но, не получив ответа, кладет се па стол).
1
Средняя: ребенок проявляет инициативу не во всех пробах; обращения ко взрослому не охватывают весь спектр возможностей (например, ребенок только показывает взрослому на игрушки, но не вовлекает его в совместную деятельность); инициативные обращения не отличаются настойчивостью. 2
Высокая: ребенок постоянно проявляет инициативу в общении; обращается ко взрослому по разным поводам: привлекает его внимание к предметам; просит помочь в случаях затруднении, вовлекает в совместные действия; делится своей радостью или огорчением по поводу игры, проявляет ярко выраженную настойчивость в общении. 3
Чувствительность к воздействиям взрослого Отсутствует: ребенок не отвечает на инициативу взрослого по поводу предметов и действии с ними. 0
Слабая: ребенок лишь изредка отвечает на обращения к нему взрослого, часто игнорирует их, не перестраивает свое поведение в зависимости от обращений взрослого (например, взрослый предлагает совместную игру, а ребенок продолжает свое занятие, не обращая внимания на инициативу партнера, принимает ее только после неоднократных обращений; взрослый предлагает свою помощь, ребенок принимает ее не сразу). 1
Средняя:
ребенок охотно откликается на инициативу взрослого по поводу действий с предметами, однако некоторые инициативные действия игнорирует;
принимает помощь взрослого, но не всегда откликается на предложения о совместной игре; не всегда перестраивает свое поведение в зависимости от воздействий взрослого (например, соглашается катать машинку вместе со взрослым, но сразу же отбирает ее, играет сам).
2
Высокая: ребенок охотно откликается на все инициативные действия взрослого, активно подхватывает их; старается согласовывать свои действия с действиями взрослого (например, в ответ на предложение покормить куклу сразу же поит ее из чашки; с удовольствием соглашается собрать пирамидку и подает взрослому кольца, помогая нанизывать их на стержень). 3
Средства общения: Понимание речи взрослого Отсутствует: ребенок во всех пробах неправильно выполняет инструкции (например, в ответ на неоднократные просьбы взрослого показать или дать знакомый предмет показывает или подает ему все подряд). 0
Понимает речь взрослого: ребенок правильно выполняет просьбы и инструкции; охотно и старательно пытается повторить вслед за взрослым слова 1
Экспрессивно-мимические средства Отсутствуют: ребенок не смотрит на взрослого, не выражает мимикой своих чувств, равнодушен ко всем обращениям; не указывает на ирги меты. 0
Использует редко:
ребенок изредка смотрит в глаза взрослого; однократно или эпизодически выражает взрослому свое эмоциональноесостояние (улыбается, сердится), мимика преимущественно спокойная;
один или несколько раз привлекает внимание взрослого к предметам с помощью жестов (указывает на игрушку, тянется к пси). эмоции и жесты используются преимущественно в ответ на обращения взрослого.
1
Использует постоянно:
ребенок часто поглядывает на взрослого;
часто обращается к нему с улыбкой, смехом или выражает отрицательные эмоции (недовольство, обида, гнев), мимика оживленная, яркая; постоянно привлекает внимание взрослого к предметам с помощью выразительных жестов и предметных действий (радостно указывает на игрушки, на предметы, находящиеся в отдалении, сжимая и разжимая ладошки, тянется к игрушке, которую не может достать, дотрагивается до руки взрослого).
2
Предметные действия Отсутствуют: ребенок не протягивает взрослому игрушки, не обменивается ими. 0
Использует редко: ребенок однократно или эпизодически предлагает взрослому игрушки, несколько раз обменивается ими в процессе совместной игры. 1
Использует часто: ребенок постоянно протягивает взрослому игрушки, настойчиво вкладывает их в руку взрослого, демонстрирует ему свои действия, чередует собственные действия с действиями партнера. 2
Активная речь Отсутствует: ребенок не произносит слов, не лепечет, не издает выразительных звуков (ни по собственной инициативе, ни в ответ на обращения взрослого). 0
Лепет 1
Автономная речь (детские слова типа «ко-ко» вместо «молоко», «кика» вместо «кошка» или «волосы» и т.д.) 2
Отдельные слова 3
Фразы 4
Читайте также:  Физическое и умственное развитие ребенка от года до двух

Анализ результатов и составление заключения

 

Источник