Диагностика психического развития ребенка абдурасулова
Педагогам-психологам знакома ситуация, когда необходимо за короткий срок провести диагностику возрастного развития психических процессов всех детей дошкольного образовательного учреждения. При этом многие методики рассчитаны на индивидуальное обследование, которое занимает массу времени и сил, трудоемко в обработке результатов, но при этом бездоказательно для родителей. Диагностические комплекты поступают в продажу без готовых бланков протоколов. Их приходится “сочинять” самим. Дети, даже хорошо отвечающие в процессе игровой деятельности и на занятиях, при слове “тестирование” или “диагностика”, неловко произнесенном кем-то из взрослых, теряются, и результат получается искаженным. Время, которое можно было посвятить коррекционно-развивающей работе, тратится на получение данных, еще требующих подтверждения у родителей и протоколирования. Необходимо искать другие пути решения проблемы, при этом соблюдать следующие условия:
проведение диагностики с группой детей;
взаимосвязь заданий в начале и в конце учебного года;
использование апробированных на практике диагностических материалов;
легкость в получении результата;
наличие протоколов обследования;
наглядность;
применение игрового метода выполнения заданий.
Все эти требования были учтены при составлении комплекса диагностических методик. За образец брались материалы Семаго М.М., Шарохиной В.Л., Фоминой Л.В., Осиповой А.А. и Забрам-ной С.Д.
Предложенные методики в целом отражают последовательность этапов психологического обследования детей дошкольного возраста. При этом данный материал не исключает использования специалистами ДОУ других диагностических методик, которые могут дополнить полученный результат.
Готовые диагностические бланки легко обрабатывать, и они могут служить наглядным пособием при работе с родителями.
Цель тестирования:
получить информацию об уровне развития психических процессов каждого ребенка, выявить особенности развития;
создать условия для развития, обучения и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста;
обеспечить полноценное развитие каждого ребенка.
Результаты диагностики предполагается использовать:
при планировании воспитательно-образовательной и коррекционной работы с детьми;
при отборе общеобразовательных и коррекционных программ;
при создании предметно-развивающей среды;
для организации групповой и индивидуальной работы с детьми;
при комплектовании проблемных групп.
Психические процессы детей дошкольного возраста подвижны и динамичны. Развитие ребенка зависит от того, какие условия созданы ему родителями и педагогами ДОУ Диагностика уровня развития психических процессов призвана помогать взрослым правильно оценить возможности ребенка для более легкого перехода его на следующий возрастной этап.
Диагностический комплекс используется для детей, начиная со 2 младшей группы, с конца учебного года. До этого применяются методики, рекомендованные для детей раннего возраста. Диагностика проводится с группами по 12-15 человек. На каждого ребенка заводится индивидуальный диагностический бланк, где ему предлагается выполнить простым карандашом игровые задания.
Полученные данные заносятся в бланк протокола.
Диагностика психического развития детей средней группы
Ф.И. ребенка __________________________________________________________________
Дата рождения____________________Возраст на момент обследования________________
Дата обследования ______________ Детский сад № ____________ Группа _____________
Нарисуй дождик.
Соедини точки.
3. Заштопай коврики.
4. Закрась мальчика и его собачку в одинаковый цвет.
5. Найди маму и детеныша животных, живущих в доме.
1 задание:
высокий уровень – линии четкие, не прерывистые, допускается минимальный сдвиг в сторону;
средний уровень – линии тонкие, прерываются не более 3-4 раз, допускается минимальный сдвиг в сторону;
низкий уровень – линии волнистые, прерывистые, работа не закончена за данное время – 2 минуты.
2 задание:
высокий уровень – найдены парные предметы: 2 цветка, 2 яблока, 2 шарика и соединены линией друг с другом;
средний уровень – найдены не все парные предметы, допущена 1 ошибка: например, соединены в пару 2 яблока с хвостиками в разные стороны;
низкий уровень – соединены предметы в хаотичном порядке, допущено много ошибок.
3 задание:
высокий уровень – все выполнено правильно;
средний уровень – допущено 2 ошибки;
низкий уровень – задание выполнено неверно.
4 задание:
высокий уровень – найдены правильные пары, закрашены одним цветом, как и сказано в инструкции;
средний уровень – допущены незначительные отклонения от инструкции;
низкий уровень – задание не выполнено.
5 задание:
высокий уровень – точное следование инструкции;
средний уровень – найдены мамы и детеныши не только домашних, но и диких животных;
низкий уровень – задание выполнено неверно.
Диагностика психического развития детей старшей группы
Ф.И. ребенка __________________________________________________________________
Дата рождения _________________ Возраст на момент обследования _________________
Дата обследования _____________Детский сад № ___________Группа________________
1. Помоги рыбкам найти маму.
2. Домики.
4. Найди игрушки.
5. Какой предмет лишний.
Результаты диагностики психоэмоционального развития
Средняя группа______________________ Дата_____________________
Ф.И. ребёнка__________________________________________________________________
Дата рождения_________________________________________________________________
Диагностика уровня восприятия «Помоги рыбкам найти маму»
Инструкция: «Помоги каждой маме рыбке найти её ребёнка и соедини их линией, помни, что мама и ребёнок похожи друг на друга»
Итого:________________________________________________________________________
Диагностика умения сосредоточиваться, распределять внимание, развивать сенсорное восприятие «Домики»
Инструкция: «Посмотри на домики: у первого домика нужно раскрасить крышу, у самого маленького домика нарисовать окошко (задание повторяется 3 раза, после этот дети приступают к выполнению»
Итого:________________________________________________________________________
Диагностика характера логических связей и отношений между понятиями «Накорми домашних животных»
Инструкция: «Помоги каждому животному найти ту пищу, которую оно любит и соедини линией»
Итого:________________________________________________________________________
Диагностика сформированности мышления
«Найди игрушки»
Инструкция: «Среди предметов найди только игрушки и обведи их в кружочек»
Итого:________________________________________________________________________
Тест на определения уровня развития словесно-логического мышления ребёнка «Какой предмет лишний»
Инструкция: «Посмотри на рисунок, эти предметы чем-то связанны, их что-то объединяет, но один здесь лишний, зачеркни его»
Итого:________________________________________________________________________
Примечание:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог-психолог_____________________________________________________________
1 задание:
высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;
низкий уровень – задание выполнено неправильно.
2 задание:
высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;
низкий уровень – задание выполнено неправильно.
3 задание:
высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;
низкий уровень – задание выполнено неправильно.
4 задание:
высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;
низкий уровень – задание выполнено неправильно.
5 задание:
высокий уровень – задание выполнено без ошибок. В процессе вербального общения ребенок дает верное объяснение выделения лишнего предмета;
средний уровень – задание выполнено без ошибок, но ребенок не может объяснить самостоятельно, почему он выбрал эту фигуру;
низкий уровень – задание выполнено неправильно.
Диагностика психического развития детей средней группы
Ф.И. ребенка _________________________________________________________________
Дата рождения _________________ Возраст на момент обследования __________________
Дата обследования ______________ Детский сад № ____________ Группа________________
1. Опусти фигурки в формочку.
2. Соедини половинки предметов.
3. Обведи те предметы, которые изображены на картинке.
4. Обведи похожие на образец фигуры.
5. Кто где живет.
Образец на определение уровня развития зрительной памяти
Результаты диагностики психоэмоционального развития
Средняя группа_______________ Дата_____________
Ф.И. ребёнка______________________________________________________
Дата рождения_______________________
Диагностика сформированности мышления «Разложи геометрические фигуры»
Инструкция: «На картинке нарисован ящик, в котором сделаны прорези, дырочки. Посмотри внимательно на фигурки, которые изображены внизу, и соедини линией фигурку и дырочку одинаковой формы – вставь фигурки в ящик».
Итого:________________________________________________________________________
Диагностика уровня развития сенсорного восприятия «Соедини половинки предметов»
Инструкция: «Соедини одной линией половинки изображённых предметов»
Итого:________________________________________________________________________
Диагностика уровня развития зрительной памяти
«Зрительная память»
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, которую я тебе покажу. Запомни те предметы, которые на ней изображены. Теперь я убираю картинку. На своём листочке обведи только те предметы, которые ты увидел на моём рисунке»
Итого: _______________________________________________________________________
Диагностика сформированности внимания и сенсорного восприятия «Найди фигуры похожие на образец»
Инструкция: «Посмотри, слева у тебя нарисована фигурка, обведи только те предметы, которые похожи на фигурку»
Итого:________________________________________________________________________
Тест на определение уровня развития словесно-логического мышления ребёнка «Кто где живёт»
Инструкция: «Перед тобой домики и животные. Проведи чёрточками тропинки от животных туда, где они живут»
Итого:________________________________________________________________________
Психолог _____________________
1 задание:
Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;
Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
2 задание:
Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;
Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
3 задание:
Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;
Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
4 задание:
Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;
Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
Источник
ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (УПР)
Источник: Мясоед П.А. Методика непрямой экспресс-диагностики уровня психического развития дошкольников // Вопросы психологии, № 6, 1996
Цель: определение актуального уровня психического развития дошкольников.
Описание методики
Методика предназначена для проведения оперативной диагностики уровня психического развития больших групп дошкольников. В отличие от непосредственного тестирования, где объектом диагностики выступает ребенок, при опосредованном тестировании таким объектом является взрослый – носитель «образа ребенка». Это более или менее полное, вербализированное представление об уровне психического развития ребенка, которое неизбежно формируется у лиц, постоянно с ним общающихся. При этом, у родителей такой образ преимущественно пристрастный, а потому и часто неадекватный. Но уже у воспитателей ДОУ он в значительной мере объективен.
Методика состоит из 12 измерительных шкал уровня психического развития (УПР). Это – 1) ощущения (цветовые); 2) восприятие (зрительное); 3) запоминание; 4) мышление; 5) воображение; 6) внимание; 7) игра; 8) общение; 9) речь; 10) эмоции; 11) самостоятельность; 12) саморегуляция.
Каждая шкала включает в себя пять уровней: от низшего, встречающегося в пределах дошкольного возраста, к высшему. Каждому уровню присвоена соответствующая оценка: первому – 1, второму – 2 и т.д. С помощью этих шкал психолог, используя в качестве экспертов воспитателей ДОУ, имеет возможность получить первичные оценки уровня психического развития по каждому из 12 параметров.
Процедура обследования
При проведении обследования практическому психологу необходимо:
1) вместе с экспертом (воспитателем, хорошо знающим ребенка) получить первичную оценку УПР с помощью измерительных шкал, выставляя по каждой шкале соответствующую оценку (1,2,3,4 или 5) на бланке обследования;
2) получить абсолютную оценку (АО), путем суммирования всех оценок по 12 шкалам;
3) перевести полученную таким образом абсолютную оценку (АО) в относительную оценку (ОО), пользуясь формулой 1:
ОО = АО х 100 и разделить на МО,
где МО (максимальная суммарная оценка) для младшей группы равняется 36, для средней группы – 48, для старшей группы – 60;
4) далее, пользуясь таблицей 1, перевести полученную относительную оценку (ОО) в стандартную оценку (СО). Стандартная оценка будет соответствовать одному из трех уровней психического развития – низкому, среднему или высокому. Определить уровень психического развития (УПР).
Таблица 1
Возрастные группы | Стены и относительные оценки | ||||||||
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
3-4года | 18 – 31 | 32 – 34 | 35 – 40 | 41 – 54 | 55 – 69 | 70 – 77 | 78 – 94 | 95 – 99 | 100 |
4-5 лет | 43 – 51 | 52 – 56 | 57 – 61 | 62 – 68 | 69 – 77 | 78 – 87 | 88 – 95 | 96 – 99 | 100 |
5-6 лет | 45 – 61 | 62 – 65 | 66 – 71 | 72 – 75 | 76 – 82 | 83 – 89 | 90 – 94 | 95 – 98 | 99-100 |
Бланк обследования____________________________
ФИО | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | АО | ОО | СО |
…… | |||||||||||||||
…… | |||||||||||||||
…… | |||||||||||||||
…… | |||||||||||||||
…… | |||||||||||||||
…… |
Измерительные шкалы УПР
I. Ощущения 1. С ошибками называет и различает основные цвета спектра 2. В основном без ошибок различает и называет основные цвета спектра 3. Различает оттенки цветов спектра, но ошибается, называя их 4. Различает и называет цвета спектра и их оттенки 5. Правильно описывает цветовое окружение, использует свои знания в изобразительной деятельности | II. Восприятие 1. При восприятии нового пытается дополнить данные зрения осязанием 2. Воспринимая новые предметы, обходится без непосредственного контакта с ними 3. Отроит достаточно полный образ восприятия, но не различает в нем основное и второстепенное 4. Выделяет в воспринимаемых предметах основные и второстепенные элементы 5. Строит означенный и дифференцированный образ мира, сообщает о результатах взрослому | III. Запоминание 1. Запоминает учебный материал, данный в наглядной форме 2. Механически запоминает учебный материал, данный в словесной форме 3. Запоминает материал, выделяя в нем выступающие на первый план элементы 4. Запоминает учебный материал, ориентируясь в его содержании 5. Запоминает учебный материал, понимая его содержание |
IV. Мышление 1. Получает новые сведения практическим способом, без участия речи 2. Практически решая познавательную задачу, с помощью речи пытается осмыслить ее условия 3. Выполняет познавательные действия с опорой на речь — средство достижения результата 4. Выполняет действия на основе предварительно сформулированного плана 5. Решает познавательные задачи без прямого контакта с предметами, в плане речи | V. Воображение 1. Играет с предметами, подчиняясь их назначению, воспроизводит их функции 2. В ходе игры замещает реальные предметы воображаемыми, ориентируясь на их сходство 3. В игре замещает реальные предметы воображаемыми, непохожими на них 4. Игровым действиям предшествует этап их планирования, знает, во что будет играть 5. В уме создает новые образы и воплощает их в играх, рисунках, конструкциях | VI. Внимание 1. На незначительное время может сосредоточиться на предметах, вызывающих интерес 2. Под контролем взрослого выполняет учебные действия, требующие сосредоточения 3. После многократного повторения указаний выполняет учебные действия, требующие сосредоточения 4. По указанию взрослого выполняет учебные действия, требующие сосредоточения 5. При выполнении действий, требующих сосредоточения, может отвлекаться от посторонних раздражителей |
VII. Игра 1. Выполняет с игрушками ролевые действия 2. Принимает участие в сюжетно-ролевых играх, подчиняясь инициативе других детей 3. Берет на себя определенную роль, отличающуюся разнообразными игровыми действиями 4. Принимаемая роль отражает не только действия взрослых, но и отношения между ними 5. Является организатором игр, следит за соблюдением правил, выступает инициатором наказания за их нарушения | VIII. Общение 1. Побуждает взрослого и сверстников к действиям, просит о помощи 2. Стремится достичь уважения со стороны взрослого, обижается на замечания 3. Подражает авторитетному взрослому, его словам и действиям 4. Стремится к сопереживанию и взаимопониманию с авторитетным взрослым 5. Обнаруживает сопереживание и взаимопонимание, общаясь с детьми | IX. Речь 1. Обозначает словами окружающие предметы и явления 2. Владеет элементарной связной речью, которая еще не выходит за пределы наличной ситуации 3. Речь выходит за пределы непосредственной ситуации, описывает отсутствующие объекты 4. Речь становится средством планирования и выполнения игровых и практических действий 5. Владеет развернутой речью, передающей и отвлеченную от данной ситуации информацию |
X. Эмоции 1. Проявляет неустойчивую эмоциональную реакцию на ситуацию, непосредственно его касающуюся 2. Сопереживает персонажам сказок, мультфильмов 3. Обнаруживает сопереживание реальным людям 4. Проявляет симпатию-антипатию к сверстникам и взрослым 5. Эмоционально оценивает ситуации, непосредственно его не касающиеся | XI. Самостоятельность 1. Владеет гигиеническими навыками, одевается без помощи взрослого 2. Без напоминания правильно действует в привычных ситуациях 3. После разъяснения взрослого выполняет поручения, требующие самостоятельности 4. Самостоятельно применяет выученные способы поведения в новых ситуациях 5. Пользуется доверием взрослого, проявляет самостоятельность в разнообразных ситуациях | XII. Саморегуляция 1. Действует под влиянием ситуативных эмоций 2. В присутствии авторитетного взрослого сдерживает свои непосредственные желания 3. Действует, подражая авторитетному взрослому, даже в его отсутствие 4. Может сдерживать свои непосредственные желания, импульсивные действия 5. В ситуации выбора отдаст предпочтение тем действиям, которые соответствуют требованиям взрослого |
Прикреплённые документы:
Источник