Диагностика отклонений в развитии ребенка пмпк
Основные
закономерности развития нормального
и аномального ребенка одинаковы.
Диагностика отклонений в развитии
всегда должка носить комплексный,
многоплановый, системный характер.
Делать заключение о психическом развитии
ребенка на основании какого-то единичного
проявления (показателя, симптома) было
бы ошибочным. Структура имеющегося у
ребенка дефекта может быть выявлена и
правильно диагностирована только при
участии в обследовании ребенка
специалистов разного профиля: врача,
психолога, дефектолога, логопеда. Такой
подход к изучению ребенка позволяет
правильно ценить весь симптомокомплекс
имеющихся у него отклонений в развитии,
дать адекватную оценку клинических,
психологических, педагогических и
других особенностей его развития. Важное
значение в диагностике аномального
развития придается системному анализу
состояния высших психических процессов
и функций ребенка. Это подразумевает
комплексный системный учет данных
нейропсихологического, неврологического
и психолого-педагогического обследования
ребенка.
Большую
помощь в диагностике, лечении и воспитании
детей с отклонениями в развитии оказывают
психолого-медико-педагогические
консультации
(ПМПК), созданные вместо медико-педагогических
комиссий (МПК). В составе ПМПК работают:
заведующий, социальный работник
образования, психолог, врач-невропатолог,
врач-психиатр; дефектологи: олигофренопедагог,
сурдопедагог, логопед, тифлопедагог;
медицинская сестра. Эти учреждения
призваны решать многоплановые задачи:
разрабатывать и осуществлять
медико-психолого-педагогическую помощь
населению с целью предупреждения
отклонений в физическом и психическом
развитии детей, своевременно выявлять
и комплексно обследовать детей раннего,
дошкольного и школьного возраста,
выявляя нарушения физического,
интеллектуального и эмоционального
развития с целью оказания им
лечебно-педагогической коррекционной
помощи; помогать населению в предупреждении
возможных отклонений в психическом и
физическом развитии детей; обследовать
детей старшего дошкольного возраста с
целью выявления их готовности к школьному
обучению и определять формы их обучения,
разрабатывать индивидуальные рекомендации
по лечению, обучению и воспитанию детей;
оказывать консультативную помощь
родителям, методическую помощь педагогам.
При необходимости
ПМПК пересматривают ранее установленные
детям диагнозы (заключения), для чего
ребенок направляется на дополнительное
обследование в медицинское (лечебное)
или научно-исследовательское учреждение.
На ПМПК возложена
ответственность за выявление и учет
всех детей с отклонениями в развитии.
От ПМПК могут поступать предложения по
дальнейшему развитию (или реорганизации)
системы специализированной помощи в
регионе. Такие широкие полномочия ПМПК
дают основание полагать, что коррекционная
педагогика и специальная психология
выходят на качественно новый уровень
развития теории и практики.
Отбор
детей в специальное учреждение и
комплектование групп (классов) также
проводятся специалистами ПМПК районного
уровня и в самом учреждении. При этом
специалисты руководствуются следующими
принципами: отграничение
детей с определенным видом патологии
от других групп детей.
Для каждого типа
специального учреждения предусмотрены
свои особые правила приема. Например,
в детский сад для детей с речевыми
нарушениями принимаются дети с первично
сохранным интеллектом и с нормальным
слухом, имеющие только нарушение речи
в виде фонетико-фонематического или
общего недоразвития речи и в виде
заикания.
Следующий
принцип отбора – дифференцированное
обучение по степени тяжести имеющегося
отклонения в развитии
(например, глухие и слабослышащие, слепые
и слабовидящие).
Третий
принцип – возрастной,
например, в детский сад для детей с
тяжелыми нарушениями речи принимаются
дети в возрасте от 2 до 7 лет. В каждую
группу зачисляются дети определенного
возраста. В старшую группу – от 5 до 6 лет,
в подготовительную к школе группу – от
6 до 7 лет.
В каждом специальном
образовательном учреждении работает
врач, который помогает точнее определить
диагноз ребенка, назначает и проводит
соответствующее лечение, обеспечивает
реализацию специального режима детского
учреждения. Ребенок получает необходимую
медицинскую терапию в течение всего
срока его обучения в специальном
образовательном учреждении.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
ДИАГНОСТИКА ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
Основные закономерности развития нормального и аномального ребенка одинаковы. Диагностика отклонений в развитии всегда должна носить комплексный, многоплановый, системный характер. Делать заключение о психическом развитии ребенка на основании какого-то единичного проявления (показателя, симптома) было бы ошибочным. Структура имеющегося у ребенка дефекта может быть выявлена и правильно диагностирована только при участии в обследовании ребенка специалистов разного профиля: врача, психолога, дефектолога, логопеда. Такой подход к изучению ребенка позволяет правильно ценить весь симптомо комплекс имеющихся у него отклонений в развитии, дать адекватную оценку клинических, психологических, педагогических и других особенностей его развития. Большую помощь в диагностике, лечении и воспитании детей с отклонениями в развитии оказывают психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК), созданные вместо медико-педагогических комиссий (МПК). В составе ПМПК работают: заведующий, социальный работник образования, психолог, врач-невропатолог, врач-психиатр; дефектологи: олигофрено-педагог, сурдопедагог, логопед, тифлопедагог; медицинская сестра. Эти учреждения призваны решать многоплановые задачи: разрабатывать и осуществлять медико-психолого-педагогическую помощь населению с целью предупреждения отклонений в физическом и психическом развитии детей, своевременно выявлять и комплексно обследовать детей раннего, дошкольного и школьного возраста, выявляя нарушения физического, интеллектуального и эмоционального развития с целью оказания им лечебно-педагогической коррекционной помощи; помогать населению в предупреждении возможных отклонений в психическом и физическом развитии детей; обследовать детей старшего дошкольного возраста с целью выявления их готовности к школьному обучению и определять формы их обучения, разрабатывать индивидуальные рекомендации по лечению, обучению и воспитанию детей; оказывать консультативную помощь родителям, методическую помощь педагогам.
Отбор детей в специальное учреждение и комплектование групп (классов) также проводятся специалистами ПМПК районного уровня и в самом учреждении. При этом специалисты руководствуются следующими принципами: отграничение детей с определенным видом патологии от других групп детей.
Для каждого типа специального учреждения предусмотрены свои особые правила приема. Например, в детский сад для детей с речевыми нарушениями принимаются дети с первично сохранным интеллектом и с нормальным слухом, имеющие только нарушение речи в виде фонетико-фонематического или общего недоразвития речи и в виде заикания.
Следующий принцип отбора – дифференцированное обучение по степени тяжести имеющегося отклонения в развитии (например, глухие и слабослышащие, слепые и слабовидящие).
Третий принцип – возрастной, например, в детский сад для детей с тяжелыми нарушениями речи принимаются дети в возрасте от 2 до 7 лет. В каждую группу зачисляются дети определенного возраста. В старшую группу – от 5 до 6 лет, в подготовительную к школе группу – от 6 до 7 лет.
В каждом специальном образовательном учреждении работает врач, который помогает точнее определить диагноз ребенка, назначает и проводит соответствующее лечение, обеспечивает реализацию специального режима детского учреждения. Ребенок получает необходимую медицинскую терапию в течение всего срока его обучения в специальном образовательном учреждении.
Обследование – важный этап системы специальной помощи ребенку с отклонениями в развитии. Проводиться оно должно комплексно, различными специалистами. К сожалению, существующая практика обследования и консультирования свидетельствует иногда об автономности в диагностической деятельности специалистов. О комплексной диагностике говорится во всех нормативных и методических материалах, но на практике это требование не всегда в полной мере реализуется, а отсутствие комплексного структурного анализа состояния ребенка не может не сказываться негативно на эффективности дальнейшего коррекционного воздействия.
Медицинская диагностика отклонений в развитии у детей включает осмотр ребенка, сбор и анализ анамнестических сведений (желательно, чтобы их давала мать ребенка), оценку соматического, неврологического и психического состояния ребенка. Основное внимание обращается на состояние эмоционального, интеллектуального, психического и речевого развития ребенка. В ряде случаев данные врача дополняются лабораторными исследованиями При обследовании психических функций ребенка обращается внимание на условия его жизни и воспитания, на характер общения. Исследование психических функций всегда предусматривает возрастные особенности развития психики ребенка, ибо каждый возрастной этап развития характеризуется своими особенностями. Оценивается состояние внимания, восприятия, памяти, интеллекта, эмоциональных реакций, регуляции произвольной деятельности ребенка.
Проводится диагностическое наблюдение за игрой ребенка, за его поведением в различных ситуациях. Используется беседа с ребенком и со взрослым о ребенке, проводится обучающий эксперимент.
Обращается внимание на то, как ребенок понимает обращенную к нему речь, как общается сам (речью или с использованием паралингвистических средств общения — мимики, жестов, интонации). В соответствии с возрастными показателями учитывается, как ребенок произносит простые и многосложные слова, правильно ли строит простую и усложненную фразу, понимает ли усложненный текст (текст со скрытым смыслом), может ли сам дать развернутое сообщение, соблюдает ли в речи грамматические связи.
Оценивая общение ребенка, обращается внимание на его активность: может ли ребенок поддерживать речевой контакт, является ли инициатором общения, как отвечает на вопросы, задает ли их сам, знает ли стихи, песни и т.д. Оценивается конструктивная деятельность ребенка: может ли сложить узор или сделать постройку из элементов, действует сам или по подражанию, использует ли помощь в работе, справляется ли с разрезными картинками, проявляет ли ребенок познавательный интерес, может ли удерживать внимание, концентрировать его, распределять, переключать, продуктивна ли деятельность ребенка.
Например, ребенку с нарушением речи разрешают давать жестовый ответ на вопрос, слабослышащему ребенку вопросы задают более громким голосом, ребенку с предполагаемым нарушением восприятия, понимания предлагаются задания не в словесной (вербальной), а в иной (например, жестово-мимической) форме. Характер ответных реакций ребенка на предлагаемые ему ситуации и задания не должен влиять на общую оценку умственного развития ребенка.
Особо затруднено обследование непонимающих и неговорящих детей, детей с нарушенным поведением, со сниженным уровнем мотивации, с повышенной психической истощаемостью (утомляемостью). Наиболее трудны для диагностики близкие по внешнему проявлению состояния, которые являются принципиально различными нарушениями. При внешне сходных проявлениях нарушения могут оказаться разными по структуре, механизмам, по причинам, их вызвавшим, и по прогнозу лечебно-оздоровительного и психолого-педагогического воздействия. На основе комплексной диагностики удается отграничить разные формы отклонений в развитии ребенка и определить характер необходимого воздействия.
Учет возрастных и личностных особенностей ребенка совместными усилиями педагогов и психологов позволяет не только выявить имеющиеся у ребенка проблемы, затруднения, дефекты, но и оценить сохранные стороны личности, потенциальные возможности ребенка и опираться именно на них при отборе содержания и форм воспитания и обучения. Обследование ребенка не может и не должно быть стандартизировано. Его индивидуальная направленность проявляется в отборе заданий, упражнений, видов предлагаемой ребенку работы, языкового и дидактического материала. Индивидуальная направленность проявляется в виде и степени оказываемой ребенку помощи при организации его деятельности и контроле за ней.
Источник
Комплектованием специальных учреждений для аномальных детей, а также классов коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы занимаются психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК). При этом учитываются принципы:
1.Принцип гуманности. Он заключается в том, чтобы вовремя создать каждому ребенку необходимые условия, при которых тот сможет максимально развить свои способности;
2.Принцип комплексного изучения детей. Этот принцип обязывает учитывать при постановке диагноза данные, полученные при обследовании ребенка всеми специалистами: врачами, дефектологами, психологами;
3.Принцип всестороннего и целостного изучения ребенка. Он предусматривает исследование познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения;
4.Принцип динамического изучения детей. Важно учитывать не только то, что дети знают и могут выполнить в момент исследования, но и их возможности в обучении;
5.Принцип качественно-количественного подхода. При оценке выполненного задания важно учитывать не только конечный результат, но и рациональность выбранных приемов для его выполнения;
6.Принцип ограничения детей с определенным видом патологий от других групп детей. Правила приема для каждого типа специализированных учреждений;
7.Принцип дифференцированного обучения по степени тяжести имеющихся отклонений в развитии.
ПМПК комплектуют все типы специализированных учреждений для аномальных детей. В связи с этим там работают специалисты, владеющие методикой, обследованием и оказанием коррекционной помощи детям разного возраста и имеющего разные дефекты развития.
Постоянный штат сотрудников ПМПК:
– Социальный педагог, психолог
– Психиатр, невропатолог, ортопед, офтальмолог, терапевт
– Алигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог, логопед
Задачи ПМПК:
1.Разрабатывать и осуществлять медико-психолого-педагогическую помощь населению с целью предупреждения возможных отклонений в психическом и физическом развитии детей;
2.Своевременно обследовать детей раннего, дошкольного, школьного возраста, выявление нарушений в развитии, с целью оказания им лечебно-педагогической помощи;
3.Обследовать детей старшего дошкольного возраста с целью выявления их готовности к школьному обучению и определить формы их обучения, разрабатывать рекомендации по лечению, обучению и воспитанию детей;
4.Оказывать консультативную помощь родителям, методическую помощь педагогам, работающим с аномальными детьми.
В ПМПК направляются дети:
– по заявлению родителей;
– по инициативе образовательных учреждений;
– по инициативе учреждений здравоохранения;
– по инициативе органов социальной защиты населения;
– по решению детей.
Обследование детей проводится в присутствии родителей или лиц, их заменяющих. Дети старше 12, обратившиеся в ПМПК принимаются без родителей.
При приеме в ПМПК обязательны документы:
– свидетельство о рождении;
– подробная выписка из истории развития ребенка с заключением врачей;
– педагогическая характеристика, отражающая подробный анализ ребенка с указанием педагогической помощи и её эффективности;
– письменные работы, раскрывающие динамику развития ребенка, его рисунки.
Направления деятельности ПМПК:
– комплектование всех типов классов специализированных учреждений для детей с отклонениями в развитии;
– консультирование родителей и педагогов, пропаганда дефектологических знаний среди населения;
– коррекционная работа с детьми;
Психолого-педагогическое исследование использует:
– метод беседы;
– метод наблюдения;
– метод изучения рисунков;
– метод экспериментально-психологического исследования;
– метод тестов.
1.Метод беседы. Служит средством установления контакта с ребенком. Позволяет судить о личностных качествах и поведении ребенка, помогает вскрыть причины некоторых отклонений в развитии. В ходе беседы следует выявить: точность представлений ребенка о себе, своих родителях, ближайщих родственниках, способность различать понятия «семья», «соседи», «друзья»; характер представления о природе, временах года с учетом их признаков, умением ориентироваться в пространстве, запас сведений о своей родине, о выдающихся событиях. Не рекомендуется начинать беседу, если дети имеют дефекты речи, слуха или трудно вступают в контакт. В этих случаях можно воспользоваться наглядными материалом, который заинтересует ребенка и поможет исследователю выявить то, что ему необходимо;
2.Метод наблюдения. Начинается с момента появления ребенка в консультации и продолжается на протяжении всего времени обследования. Всегда проводится целенаправленно, его материалы необходимо фиксировать. Особое значение имеет наблюдение за игровой деятельностью ребенка. Свободная игра позволяет установить контакт с ребенком. В ходе производимых ребенком манипуляций с игрушками исследователь наблюдает за координацией движений, состоянием моторики. Кроме этого проводится специальное обследование с помощью игрушек;
3.Метод изучения рисунков. Является важным дифференциально-диагностическим показателем при изучении детей. В тех случаях, когда рисунок вызывает подозрения целесообразно провести специальное исследование, предложив рисование свободное и по рисунку. Умственно отсталые дети обычно затрудняются выбрать тему, прибегая к изображению привычных однотипных предметов, не создавая сюжета. Умственно отсталые дети не соблюдают формы, пропорции частей предмета, ограниченно и не всегда верно используют цвета, затрудняются объяснить рисунок;
4.Метод экспериментально-психологического исследования. Предусматривает создание определенных ситуаций, при которых актуализируются психические процессы, подлежащие специальному обучению. С их помощью можно вскрыть причины или механизмы тех или иных состояний. Если соблюдается принцип обучающего эксперимента, то есть возможность сделать прогноз его развития, дать рекомендации для работы с ребенком. При оценке выполнения экспериментально-психологических заданий важен:
– качественный анализ процесса деятельности;
– учет определенных количественных показателей;
5.Метод тестов. Используется при обследовании детей в психодиагностических целях. Наиболее широкое применение получил тест Д.Векслера. при индивидуальных психологических обследованиях этот тест дает необходимые дополнительные сведения о ребенке. Особенно полезен при отграничении легких степеней умственной отсталости от затруднений психического развития.
Тест Д.Векслера:
12 субтестов | |
Вербальные | Невербальные |
Исследование общей осведомленности, понятливости. Арифметические, словарные и прочие задания | На нахождение недостающих деталей; установление последовательности картинок; составление фигур из кубиков; складывание объектов; шифровка цифр |
Оценка выполнения выражается не только в количественных показателях, но и в виде психологического профиля, характеризующего уровень развития отдельных психических функций.
В тех случаях, когда у ребенка есть нарушения речи, проводится логопедическое обследование, а именно изучение артикуляционного аппарата, импрессивной и экспрессивной речи. Исследуется письменная речь и речевая память, выявляется структура речевого дефекта и устанавливается уровень речевого недоразвития детей. Помогает разграничить детей с первичными речевыми нарушениями от детей, у которых недоразвитие речи выступает как вторичный дефект.
Каждый из членов консультации имеет свой участок работы, но в то же время заключение делается всеми специалистами на основе анализа полученных о ребенке сведений.
Консультирование детей и педагогов, пропаганда дефектологических знаний среди населения.
Не всегда по результатам обследования дети направляются в специализированные учреждения. Иногда бывает достаточно правильно организовать работу с ребенком в учреждениях общеобразовательного типа при условии помощи со стороны родителей. В случае не соглашения, отказа родителей от направления детей в специализированные учреждения специалисты ПМПК оказывают помощь родителям. Очень важно, чтобы помощь родителей была адекватной и носила коррекционно-развивающий характер.
Особенно полезны советы дефектолога по установлению правильного отношения родителей к детям, т.к. зачастую наблюдаются крайности.
Если ребенок дошкольного возраста, то специалисты дают рекомендации родителям по подготовке детей к школе.
Обязанности членов ПМПК:
· Пропаганда необходимости медико-психолого-педагогической помощи, дефектологических знаний среди родителей, педагогов детских садов и школ, населения.
Эта работа должна способствовать профилактике отклонений в развитии, выявлению аномалий, оказанию своевременной коррекционной помощи.
Коррекционная работа с детьми:
На базе ПМПК проводятся индивидуально-групповые занятия с детьми, которые не могут посещать детские учреждения.
В ходе коррекционной работы с детьми используются специальные упражнения, направленные на развитие:
– двигательной сферы
– ориентировки в пространстве
– памяти
– всех видов мышления
В ходе этих занятий развиваются также и сенсорные способности ребенка, активизируется познавательная деятельность, развивается и корректируется речь детей.
Коррекционная работа должна быть направленна на коррекцию всей личности.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 2757 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2021 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление
Источник