Диагностика отклонений в психическом развитии ребенка

Теоретические и методологические основы изучения детей с отклонениями в развитии

Диагностика отклонений в развитии ребенка является одним из важнейших компонентов комплексного клинико-психолого-педагогического обследования ребенка.

Основными принципами диагностики являются:

  1. Проведение диагностического обследования ребенка должно быть системным и охватывать все стороны развития ребенка.
  2. Организация диагностического исследования основывается на возрастных особенностях ребенка и предполагаемом уровне его развития
  3. Задания, которые использует педагог в ходе диагностики, должны быть понятны и доступны для ребенка.
  4. При проведении диагностики важно выявлять не только актуальные, но и потенциальные возможности ребенка (в виде ЗУН).
  5. Все диагностические методики, используемые в ходе исследования, должны быть научно обоснованы.
  6. Полученные результаты необходимо интерпретировать, дать им качественную и количественную характеристику.
  7. Диагностика отклонений в развитии ребенка должна иметь четкую цель, которая достигается посредством решения ряда задач.

Замечание 1

Основная цель диагностики отклонений развития ребенка – выявление структуры нарушения, причин его вызвавших и определение оптимальных путей коррекционной помощи.

Задачи диагностики определяются исходя из возраста ребенка и вида нарушения, а также поставленной цели. Вся методология (цель, задачи, гипотеза и т.д.), должны быть взаимосвязаны друг с другом и иметь общее направление.

Методологические принципы психолого-педагогической диагностики нарушения развития у детей

Диагностика отклонений в развитии ребенка, по своему содержанию является дифференциальной и прогностической. Это обусловлено тем, что в процессе диагностики определяются наиболее эффективные формы коррекционной работы с ребенком и составляются рекомендации по его индивидуальному обучению (воспитанию).

Проведение диагностики предусматривает обязательное участие в ней нескольких специалистов (дефектолог, логопед, психолог, социальный педагог, педиатр). Это необходимо для того, чтобы вскрыть причины и механизмы отклонения, а также наметить пути его исправления (коррекции) или устранения.

Диагностика подразумевает под собой не только выполнение определенного количества методических заданий, но и работу с медицинскими документами ребенка, сбор медицинских анализов, социально-педагогическое обследования. В том случае, если нарушение (отклонение) достаточно тяжелое, то в комплексе с диагностикой осуществляется нейрофизиологическое и нейропсихологическое обследование.

Подходы к осуществлению диагностики отклонений в развитии ребенка:

  1. Системный подход – основан на системном представлении о строении психики ребенка, предусматривает осуществление диагностики в несколько этапов.
  2. Динамический подход – исследование изменений (отклонений или нарушений) в развитии ребенка на различных возрастных этапах. Осуществляется на основании учета возрастных особенностей ребенка, его качественных возрастных новообразований и их своевременной реализацией.

Анализ полученных в ходе диагностики результатов включает в себя ряд обязательных параметров:

  • Отношение ребенка к исследованию и заданиям
  • Способы выполнения заданий
  • Соответствие действий ребенка и условий задания (действует по инструкции или проявляет инициативу)
  • Обращается ли за помощью к взрослому
  • Умеет выполнять задания по аналогии с предыдущими
  • Отношение к полученным результатам, самокритичность и оценка собственных достижений

Замечание 2

Таким образом, на основании указанных параметров исследователь имеет возможность сложить для себя общую картину (представление) о развитии ребенка, его возможностях и особенностях характера.

Проблемы диагностики отклонений в развитии детей

Проблемы диагностики отклонений в развитии можно разделить на 2 основные группы:

  1. Недостаточность или низкое качество используемых диагностик, а также нехватка специалистов в области исследуемых отклонений.
  2. Сложность проведения диагностических методик.

К первой группе проблем относятся:

  • недостаток специалистов в области психодиагностики, которые занимаются не только проведением диагностических методик, но и их разработкой, адаптацией и т.д.
  • недостаточное количество отечественных диагностических методик по всем направлениям нарушений в развитии и недоверие к имеющимся зарубежным методикам
  • моральное устаревание содержания программ обучения и подготовки психодиагностов
  • распространение искаженной и недостоверной практики в области психодиагностики.

Проблемы второй группы можно характеризовать следующим образом:

  • трудность проведения диагностических методик в силу сложности нарушений и отклонений в развитии ребенка
  • недостаточность практического опыта врача (исследователя), проводящего диагностику
  • схожесть ряда синдромов психического недоразвития
  • слабая выраженность симптомов нарушений и отклонений, в силу возраста испытуемого
  • необходимость проведения не просто комплексного исследования конкретного ребенка, всех сторон его развития, но и необходимость сравнения полученных данных с данными других детей, как имеющих отклонения в развитии, так и с нормальным течением развития

Таким образом, диагностика отклонений в развитии детей является сложным и многокомпонентным процессов. Необходимо учитывать не только те показатели, которые были получены по итогам диагностической методики, но и принимать во внимание обстоятельства, при которых протекала беременность, в каких условиях в данный момент проживает ребенок, его окружение, особенности воспитания и обучения.

Источник

Комплектованием специальных учреждений для аномальных детей, а также классов коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы занимаются психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК). При этом учитываются принципы:

1.Принцип гуманности. Он заключается в том, чтобы вовремя создать каждому ребенку необходимые условия, при которых тот сможет максимально развить свои способности;

2.Принцип комплексного изучения детей. Этот принцип обязывает учитывать при постановке диагноза данные, полученные при обследовании ребенка всеми специалистами: врачами, дефектологами, психологами;

3.Принцип всестороннего и целостного изучения ребенка. Он предусматривает исследование познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения;

4.Принцип динамического изучения детей. Важно учитывать не только то, что дети знают и могут выполнить в момент исследования, но и их возможности в обучении;

5.Принцип качественно-количественного подхода. При оценке выполненного задания важно учитывать не только конечный результат, но и рациональность выбранных приемов для его выполнения;

6.Принцип ограничения детей с определенным видом патологий от других групп детей. Правила приема для каждого типа специализированных учреждений;

7.Принцип дифференцированного обучения по степени тяжести имеющихся отклонений в развитии.

ПМПК комплектуют все типы специализированных учреждений для аномальных детей. В связи с этим там работают специалисты, владеющие методикой, обследованием и оказанием коррекционной помощи детям разного возраста и имеющего разные дефекты развития.

Постоянный штат сотрудников ПМПК:

– Социальный педагог, психолог

– Психиатр, невропатолог, ортопед, офтальмолог, терапевт

– Алигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог, логопед

Задачи ПМПК:

1.Разрабатывать и осуществлять медико-психолого-педагогическую помощь населению с целью предупреждения возможных отклонений в психическом и физическом развитии детей;

2.Своевременно обследовать детей раннего, дошкольного, школьного возраста, выявление нарушений в развитии, с целью оказания им лечебно-педагогической помощи;

3.Обследовать детей старшего дошкольного возраста с целью выявления их готовности к школьному обучению и определить формы их обучения, разрабатывать рекомендации по лечению, обучению и воспитанию детей;

4.Оказывать консультативную помощь родителям, методическую помощь педагогам, работающим с аномальными детьми.

В ПМПК направляются дети:

– по заявлению родителей;

– по инициативе образовательных учреждений;

– по инициативе учреждений здравоохранения;

– по инициативе органов социальной защиты населения;

– по решению детей.

Обследование детей проводится в присутствии родителей или лиц, их заменяющих. Дети старше 12, обратившиеся в ПМПК принимаются без родителей.

При приеме в ПМПК обязательны документы:

– свидетельство о рождении;

– подробная выписка из истории развития ребенка с заключением врачей;

– педагогическая характеристика, отражающая подробный анализ ребенка с указанием педагогической помощи и её эффективности;

– письменные работы, раскрывающие динамику развития ребенка, его рисунки.

Направления деятельности ПМПК:

– комплектование всех типов классов специализированных учреждений для детей с отклонениями в развитии;

– консультирование родителей и педагогов, пропаганда дефектологических знаний среди населения;

– коррекционная работа с детьми;

Психолого-педагогическое исследование использует:

– метод беседы;

– метод наблюдения;

– метод изучения рисунков;

– метод экспериментально-психологического исследования;

– метод тестов.

1.Метод беседы. Служит средством установления контакта с ребенком. Позволяет судить о личностных качествах и поведении ребенка, помогает вскрыть причины некоторых отклонений в развитии. В ходе беседы следует выявить: точность представлений ребенка о себе, своих родителях, ближайщих родственниках, способность различать понятия «семья», «соседи», «друзья»; характер представления о природе, временах года с учетом их признаков, умением ориентироваться в пространстве, запас сведений о своей родине, о выдающихся событиях. Не рекомендуется начинать беседу, если дети имеют дефекты речи, слуха или трудно вступают в контакт. В этих случаях можно воспользоваться наглядными материалом, который заинтересует ребенка и поможет исследователю выявить то, что ему необходимо;

2.Метод наблюдения. Начинается с момента появления ребенка в консультации и продолжается на протяжении всего времени обследования. Всегда проводится целенаправленно, его материалы необходимо фиксировать. Особое значение имеет наблюдение за игровой деятельностью ребенка. Свободная игра позволяет установить контакт с ребенком. В ходе производимых ребенком манипуляций с игрушками исследователь наблюдает за координацией движений, состоянием моторики. Кроме этого проводится специальное обследование с помощью игрушек;

3.Метод изучения рисунков. Является важным дифференциально-диагностическим показателем при изучении детей. В тех случаях, когда рисунок вызывает подозрения целесообразно провести специальное исследование, предложив рисование свободное и по рисунку. Умственно отсталые дети обычно затрудняются выбрать тему, прибегая к изображению привычных однотипных предметов, не создавая сюжета. Умственно отсталые дети не соблюдают формы, пропорции частей предмета, ограниченно и не всегда верно используют цвета, затрудняются объяснить рисунок;

4.Метод экспериментально-психологического исследования. Предусматривает создание определенных ситуаций, при которых актуализируются психические процессы, подлежащие специальному обучению. С их помощью можно вскрыть причины или механизмы тех или иных состояний. Если соблюдается принцип обучающего эксперимента, то есть возможность сделать прогноз его развития, дать рекомендации для работы с ребенком. При оценке выполнения экспериментально-психологических заданий важен:

– качественный анализ процесса деятельности;

– учет определенных количественных показателей;

5.Метод тестов. Используется при обследовании детей в психодиагностических целях. Наиболее широкое применение получил тест Д.Векслера. при индивидуальных психологических обследованиях этот тест дает необходимые дополнительные сведения о ребенке. Особенно полезен при отграничении легких степеней умственной отсталости от затруднений психического развития.

Тест Д.Векслера:

12 субтестов
 
Вербальные Невербальные
 
Исследование общей осведомленности, понятливости. Арифметические, словарные и прочие задания На нахождение недостающих деталей; установление последовательности картинок; составление фигур из кубиков; складывание объектов; шифровка цифр

Оценка выполнения выражается не только в количественных показателях, но и в виде психологического профиля, характеризующего уровень развития отдельных психических функций.

В тех случаях, когда у ребенка есть нарушения речи, проводится логопедическое обследование, а именно изучение артикуляционного аппарата, импрессивной и экспрессивной речи. Исследуется письменная речь и речевая память, выявляется структура речевого дефекта и устанавливается уровень речевого недоразвития детей. Помогает разграничить детей с первичными речевыми нарушениями от детей, у которых недоразвитие речи выступает как вторичный дефект.

Каждый из членов консультации имеет свой участок работы, но в то же время заключение делается всеми специалистами на основе анализа полученных о ребенке сведений.

Консультирование детей и педагогов, пропаганда дефектологических знаний среди населения.

Не всегда по результатам обследования дети направляются в специализированные учреждения. Иногда бывает достаточно правильно организовать работу с ребенком в учреждениях общеобразовательного типа при условии помощи со стороны родителей. В случае не соглашения, отказа родителей от направления детей в специализированные учреждения специалисты ПМПК оказывают помощь родителям. Очень важно, чтобы помощь родителей была адекватной и носила коррекционно-развивающий характер.

Особенно полезны советы дефектолога по установлению правильного отношения родителей к детям, т.к. зачастую наблюдаются крайности.

Если ребенок дошкольного возраста, то специалисты дают рекомендации родителям по подготовке детей к школе.

Обязанности членов ПМПК:

· Пропаганда необходимости медико-психолого-педагогической помощи, дефектологических знаний среди родителей, педагогов детских садов и школ, населения.

Эта работа должна способствовать профилактике отклонений в развитии, выявлению аномалий, оказанию своевременной коррекционной помощи.

Коррекционная работа с детьми:

На базе ПМПК проводятся индивидуально-групповые занятия с детьми, которые не могут посещать детские учреждения.

В ходе коррекционной работы с детьми используются специальные упражнения, направленные на развитие:

– двигательной сферы

– ориентировки в пространстве

– памяти

– всех видов мышления

В ходе этих занятий развиваются также и сенсорные способности ребенка, активизируется познавательная деятельность, развивается и корректируется речь детей.

Коррекционная работа должна быть направленна на коррекцию всей личности.

Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 2720 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2021 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник

Основные закономерности развития нормального и ано­мального ребенка одинаковы. Диагностика отклонений в развитии всегда должна носить комплексный, многоплано­вый, системный характер. Делать заключение о психическом развитии ребенка на основании какого-то единичного прояв­ления (показателя, симптома) было бы ошибочным. Структу­ра имеющегося у ребенка дефекта может быть выявлена и правильно диагностирована только при участии в обследова­нии ребенка специалистов разного профиля: врача, психоло­га, дефектолога, логопеда. Такой подход к изучению ребенка позволяет правильно ценить весь симптомокомплекс имею­щихся у него отклонений в развитии, дать адекватную оценку клинических, психологических, педагогических и других осо­бенностей его развития. Важное значение в диагностике ано-

мального развития придается системному ашь. ч

иысших психических процессов и функций ребенк^ разумевает комплексный системный учет данных нейре». логического, неврологического и психолого-педагогическо. обследования ребенка.

Большую помощь в диагностике, лечении и воспитании де­тей с отклонениями в развитии оказывают психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК), созданные вместо меди­ко-педагогических комиссий (МПК). В составе ПМПК работа­ют: заведующий, социальный работник образования, психолог, врач-невропатолог, врач-психиатр; дефектологи: олигофрено-педагог, сурдопедагог, логопед, тифлопедагог; медицинская сестра. Эти учреждения призваны решать многоплановые зада­чи: разрабатывать и осуществлять медико-психолого-педагоги­ческую помощь населению с целью предупреждения отклоне­ний в физическом и психическом развитии детей, своевременно выявлять и комплексно обследовать детей раннего, дошкольно­го и школьного возраста, выявляя нарушения физического, интеллектуального и эмоционального развития с целью оказа­ния им лечебно-педагогической коррекционной помощи; помо­гать населению в предупреждении возможных отклонений в психическом и физическом развитии детей; обследовать детей старшего дошкольного возраста с целью выявления их готов­ности к школьному обучению и определять формы их обучения, разрабатывать индивидуальные рекомендации по лечению, обучению и воспитанию детей; оказывать консультативную помощь родителям, методическую помощь педагогам.

При необходимости ПМПК пересматривают ранее установ­ленные детям диагнозы (заключения), для чего ребенок на­правляется на дополнительное обследование в медицинское (лечебное) или научно-исследовательское учреждение.

На ПМПК возложена ответственность за выявление и учет всех детей с отклонениями в развитии. От ПМПК могут поступать предложения по дальнейшему развитию (или ре­организации) системы специализированной помощи в ре­гионе. Такие широкие полномочия ПМПК дают основание полагать, что коррекционная педагогика и специальная пси­хология выходят на качественно новый уровень развития теории и практики.

Отбор детей в специальное учреждение и комплектование групп (классов) также проводятся специалистами ПМПК рай­онного уровня и в самом учреждении. При этом специалисты руководствуются следующими принципами: отграничение детей с определенным видом патологии от других групп детей.

Для каждого типа специального учреждения предусмотрены свои особые правила приема. Например, в детский сад для детей с речевыми нарушениями принимаются дети с первично сохранным интеллектом и с нормальным слухом, имеющие только нарушение речи в виде фонетико-фонематического или общего недоразвития речи и в виде заикания.

Следующий принцип отбора – дифференцированное обу­чение по степени тяжести имеющегося отклонения в разви­тии (например, глухие и слабослышащие, слепые и слабови­дящие).

Третий принцип – возрастной, например, в детский сад для детей с тяжелыми нарушениями речи принимаются дети в возрасте от 2 до 7 лет. В каждую группу зачисляются дети определенного возраста. В старшую группу – от 5 до 6 лет, в подготовительную к школе группу – от 6 до 7 лет.

В каждом специальном образовательном учреждении ра­ботает врач, который помогает точнее определить диагноз ребенка, назначает и проводит соответствующее лечение, обеспечивает реализацию специального режима детского уч­реждения. Ребенок получает необходимую медицинскую те­рапию в течение всего срока его обучения в специальном об­разовательном учреждении.

Обследование – важный этап системы специальной помо­щи ребенку с отклонениями в развитии. Проводиться оно должно комплексно, различными специалистами. К сожале­нию, существующая практика обследования и консультиро­вания свидетельствует иногда об автономности в диагности­ческой деятельности специалистов. О комплексной диагностике говорится во всех нормативных и методических материалах, но на практике это требование не всегда в полной мере реали­зуется, а отсутствие комплексного структурного анализа со­стояния ребенка не может не сказываться негативно на эффек­тивности дальнейшего коррекционного воздействия.

Медицинская диагностика отклонений в развитии у детей включает осмотр ребенка, сбор и анализ анамнестических све­дений (желательно, чтобы их давала мать ребенка), оценку со­матического, неврологического и психического состояния ре­бенка. Основное внимание обращается на состояние эмоцио­нального, интеллектуального, психического и речевого разви­тия ребенка. В ряде случаев данные врача дополняются лабора­торными исследованиями (рентгенография черепа, энцефало­грамма, компьютерная томография и другие исследования).

Общий осмотр ребенка позволяет сделать заключение о ‘строении черепно-лицевого скелета, о пропорциональности и

особенностях лица, конечностей, тела и др. Уточняется со­стояние сенсорного развития – слуха, зрения.

Различают субъективные и объективные данные о ребенке. Последними считаются сведения, полученные при обследова­нии ребенка соответствующим специалистом: оториноларин­гологом и офтальмологом с использованием аппаратуры. Иногда врач по определенным симптомам устанавливает на­личие у ребенка врожденной наследственной неполноценно­сти: узкий сдавленный с боков лоб, микро- или макроцефалия (гидроцефалия), типичная внешность ребенка с синдромом Дауна, отставание в росте в сочетании с аномальным строе­нием лица и др. Среди дефектов зрительной системы наиболее показательными являются нистагм (толчкообразные движе­ния глазных яблок при боковых (крайних) отведениях глаз, при слежении за движущимся предметом), косоглазие, амблио-пия, нарушение-рефракции глаза и др.

Оценка нервной системы выявляет параличи и парезы (частичные параличи), судорожные симптомы (гиперкинез, тремор, тик и т.д.). Выявляется также наличие пороков в строении артикуляционного аппарата: укороченная подъя­зычная связка, узкое готическое нёбо, расщелины губы, твер­дого и мягкого нёба, субмукозная щель (подслизистая расще­лина в твердом нёбе), выявляется при пальпации, при произ­несении резкого громкого (на твердой атаке) звука А – это субъективная оценка, объективная картина может быть полу­чена только на рентгеновском снимке. Описывается состояние зубного ряда и прикуса.

В ходе медико-психолого-педагогического обследования определяются и основные аспекты коррекционного воздейст­вия на ребенка.

Для анализа и интерпретации характера деятельности ре­бенка большое значение имеет каждый этап: как ребенок ставит цель, программирует (планирует) предстоящую деятельность, как принимает и осмысливает стоящую перед ним задачу, как ориентируется в задании, как организует операционный уро­вень деятельности (выбор путей, исполнительский поиск опе­раций по выполнению задания, решение мыслительной задачи, нахождение результата и его сличение, сопоставление с наме­ченной целью, разные виды контроля: текущий, завершаю­щий – по следам выполненной работы, планирующий).

Обследование начинается с изучения неречевых функций, с психологической базы. Именно состояние психических процес­сов и функций в первую очередь важно для квалификации имеющегося отклонения в развитии ребенка, равно как и при

коррекционной работе обеспечивается упреждающее их раз­витие до коррекции языковых и речевых систем. При обследо­вании важно определить, какое звено или какие звенья в струк­туре деятельности ребенка не сформированы или нарушены, затруднены, чтобы далее строить изучение ребенка и коррекци-онное воздействие на него на выявленном актуальном уровне развития и в зоне ближайшего развития. Учитывается не толь­ко то, что ребенок знает и умеет, но и чему его можно научить, чем он может овладеть, что в состоянии узнать и сделать.

При обследовании психических функций ребенка обраща­ется внимание на условия его жизни и воспитания, на характер общения. Исследование психических функций всегда преду­сматривает возрастные особенности развития психики ребен­ка, ибо каждый возрастной этап развития характеризуется своими особенностями. Оценивается состояние внимания, вос­приятия, памяти, интеллекта, эмоциональных реакций, регу­ляции произвольной деятельности ребенка.

Проводится диагностическое наблюдение за игрой ребенка, за его поведением в различных ситуациях. Используется бесе­да с ребенком и со взрослым о ребенке, проводится обучаю­щий эксперимент.

Обращается внимание на то, как ребенок понимает обра­щенную к нему речь, как общается сам (речью или с использо­ванием паралингвистических средств общения — мимики, жестов, интонации). В соответствии с возрастными показате­лями учитывается, как ребенок произносит простые и много­сложные слова, правильно ли строит простую и усложненную фразу, понимает ли усложненный текст (текст со скрытым смыслом), может ли сам дать развернутое сообщение, соблю­дает ли в речи грамматические связи.

Оценивая общение ребенка, обращается внимание на его активность: может ли ребенок поддерживать речевой кон­такт, является ли инициатором общения, как отвечает на во­просы, задает ли их сам, знает ли стихи, песни и т.д. Оценива­ется конструктивная деятельность ребенка: может ли сложить узор или сделать постройку из элементов, действует сам или по подражанию, использует ли помощь в работе, справляется ли с разрезными картинками, проявляет ли ребенок познава­тельный интерес, может ли удерживать внимание, концентри­ровать его, распределять, переключать, продуктивна ли дея­тельность ребенка. Эти и ряд других показателей являются информативными для оценки психического и речевого разви– тия ребенка. По каждому разделу обследования в специаль­ной психолого-педагогической литературе приведено боль-

шое количество экспериментальных заданий с возрастными эталонами их выполнения и с оценочным анализом возни­кающих у ребенка затруднений.

При обследовании ребенка используется наглядность раз­ного вида: предметные, фразовые, сюжетные, серийные, пар­ные и другие картинки, материал окружающей обстановки. Используются разные виды игр, так как игра и картинки (наглядность) обеспечивают положительный эмоциональный фон, а значит, и результативность обследования, делая более показательными все реакции ребенка. Методы и приемы вы­явления отклонения в развитии ребенка подбираются в соот­ветствии с возрастом и с учетом предполагаемого у ребенка дефекта. Например, ребенку с нарушением речи разрешают давать жестовый ответ на вопрос, слабослышащему ребенку вопросы задают более громким голосом, ребенку с предпола­гаемым нарушением восприятия, понимания предлагаются задания не в словесной (вербальной), а в иной (например, жестово-мимической) форме. Характер ответных реакций ре­бенка на предлагаемые ему ситуации и задания не должен влиять на общую оценку умственного развития ребенка.

Особо затруднено обследование непонимающих и негово­рящих детей, детей с нарушенным поведением, со сниженным уровнем мотивации, с повышенной психической истощаемо-стью (утомляемостью). Наиболее трудны для диагностики близкие по внешнему проявлению состояния, которые явля­ются принципиально различными нарушениями. При внешне сходных проявлениях нарушения могут оказаться разными по структуре, механизмам, по причинам, их вызвавшим, и по прогнозу лечебно-оздоровительного и психолого-педагоги­ческого воздействия. На основе комплексной диагностики удается отграничить разные формы отклонений в развитии ребенка и определить характер необходимого воздействия.

Важно учитывать, что диагноз – не ярлык, который при­клеивается ребенку с момента обследования на всю даль­нейшую жизнь: ребенок растет, развивается, его нарушение сглаживается, а иногда усиливается, вызывая вторичные проявления. При комбинированной (комплексной) неполно­ценности в разные возрастные периоды на первый план вы­ходят то одни, то другие показатели. В ряде случаев диагноз ставится предположительно, а окончательное заключение делается только в ходе динамического наблюдения при ди­агностическом обучении.

Изучение ребенка в процессе его обучения и воспитания существенно отличается от обследования в условиях психо-

лого-медико-педагогических комиссий, консультаций, одна­ко вне зависимости от условий обследования должна быть обеспечена согласованность, совместность действий разных специалистов. Педагог в ходе динамического наблюдения прослеживает поступательный ход развития ребенка, фор­мирования его познавательной деятельности и психических процессов в целом, он может сравнить динамику личностно­го развития ребенка с возрастной нормой, соотнести с мето­дами обучения и с требованиями программы коррекционной работы.

Учет возрастных и личностных особенностей ребенка со­вместными усилиями педагогов и психологов позволяет не только выявить имеющиеся у ребенка проблемы, затруднения, дефекты, но и оценить сохранные стороны личности, потен­циальные возможности ребенка и опираться именно на них при отборе содержания и форм воспитания и обучения. Под­ходить к каждому ребенку с оптимистической гипотезой -важное условие сотрудничества специалистов при изучении, обучении и воспитании ребенка. Психолого-педагогическая поддержка, психотерапевтический подход дают ребенку воз­можность реализовать себя и активизироваться для решения поставленных перед ним задач.

Обследование ребенка не может и не должно быть стан­дартизировано. Его индивидуальная направленность прояв­ляется в отборе заданий, упражнений, видов предлагаемой ребенку работы, языкового и дидактического материала. Ин­дивидуальная направленность проявляется в виде и степени оказываемой ребенку помощи при организации его деятель­ности и контроле за ней.

Усиление гуманистической направленности при изучении, обучении и воспитании детей, переориентация педагогическо­го процесса на максимальный учет индивидуально-твор­ческих способностей, на создание каждому ребенку условий для его самореализации и развития делают необходимым и дальнейшее совершенствование обследования, в первую оче­редь – это развитие экспресс-диагностики и усиление роли технических средств при обследовании ребенка с отклонения­ми в развитии (разработка и внедрение ТСО).

Вторичные нарушения затрагивают в первую очередь те психические функции, которые наиболее интенсивно разви­ваются в раннем и дошкольном возрасте: речь, тонкая диффе­ренцированная моторика (артикуляционная и пальцев рук), пространственные и временные представления, произвольная регуляция деятельности и др.

Контрольные вопросы

1. Какие причины вызывают возрастание числа детей с отклоне­
ниями в развитии?

2. Приведите примеры первичных отклонений и вторичных на­
слоений в структуре дефекта при аномальном развитии.

3. Какие виды нарушений развития встречаются у детей?

4. Назовите основные причины нарушений развития ребенка.

5. Раскройте социальное значение дефектологии (коррекционной
педагогики).

6. Охарактеризуйте связь специальной психологии и коррекцион­
ной педагогики.

7. В чем суть системного, комплексного подхода к изучению,
обучению и воспитанию ребенка с отклонениями в развитии?

8. Объясните, почему педагоги дошкольных и школьных учреж­
дений должны знать основы коррекционной педагогики.

9. Охарактеризуйте принципы и приемы изучения (обследования)
ребенка.

10. Раскройте задачи и содержание работы психолого-медико-
педагогических консультаций.

11. Какие концепции (положения) Л.С.Выготского особо значи­
мы для коррекционной педагогики?

Источник