Диагностика отклонений развития ребенка с овз
Ямало-Ненецкий автономный округ
Департамент образования Администрации города Ноябрьска
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
Диагностические средства оценки психолого – педагогического сопровождения
детей с ОВЗ
Подготовила
Марченко Н.Н.,
зам. директора по УВР
МБОУ СОШ №9
Основным показателем реализации АОП НОО для детей с ЗПР, ТНР является достижение планируемых результатов, включающих личностные, предметные и метапредметные результаты в условиях общеобразовательной школы. В АОО НОО для ЗПР, ТНР содержит программу коррекционной работы. Разделы программы представлены в таблице:
Разделы
программы
Содержательные элементы
Раздел 2.5.1.
Перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья
Раздел 2.5.2.
Система комплексного психолого-медико-педагогическое сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной деятельности
Раздел 2.5.3.
Мониторинг динамики развития детей ЗПР, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования.
Раздел 2.5.4.
Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
Раздел 2.5.5.
Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций,
Раздел 2.5.6.
Планируемые результаты коррекционной работы.
В примерной АООП НОО для учащихся с ЗПР прописано:
«Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы, выступает наличие положительной динамики обучающихся в интегративных показателях, отражающих успешность достижения образовательных достижений и преодоления отклонений развития. Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы может осуществляться с помощью мониторинговых процедур». Мониторинг, обладая такими характеристиками, как непрерывность, технологичность, диагностичность, научность, информативность, наличие обратной связи, позволяет осуществить не только оценку достижений планируемых результатов освоения обучающимися программы коррекционной работы, но и вносить (в случае необходимости) коррективы в ее содержание и организацию.
В связи с введением ФГОС ОВЗ написания программ для детей ОВЗ ТНР, ЗПР возникла проблема, как организовать мониторинг оценки достижений учащихся с ОВЗ? Какие КИМ использовать для диагностики личностных, предметных, метапредметных результатов. Как отследить динамику развития детей с ОВЗ. Я изучила ФГОС ОВЗ, примерную программу для детей с ОВЗ. Однако, конкретных методик для диагностики, алгоритмов не нашла (даны только направления работы и общие рекомендации). Тогда я решила использовать мониторинговые исследования готовности первоклассников к обучению в школе, мониторинг образовательных достижений по итогам каждого года обучения, который содержит:
– диагностику познавательной сферы;
– индивидуально – личностной сферы;
– показатели здоровья.
Контрольно – диагностические материалы, используемые в рамках мониторинга:
1.Познавательная сфера.
1.1. Стартовая диагностика. 1 класс. – « Рисунок человека» « Графический диктант» «Первая Буква», « Образец и правило». Навыки счета письма.
1.2. Итоговая диагностика. 1-4 классы.Познавательная сфера – Итоговый мониторингна конец года, который включает (диагностические контрольные работы по предметам).
2. Индивидуально личностная сфера мониторингсамооценки, мотивации, эмоциональное благополучие посредством методик в ходе стартовой и итоговой диагностики: Методика выявления отношения учащихся к учебной деятельности («Настроение»); Измерение самооценки по методике Дембо-Рубинштейн
Опросники:
Карта первоклассника
Карта первоклассника разработана с целью получения индивидуальной информации об учащихся, связанной с особенностями их реального поведения в школе. Она адресована учителям, ведущим первые классы, которые участвуют в мониторинге, и медицинским работникам.
В карту первоклассника вносится информация о пропущенных по болезни днях, а также ответы на вопросы об особенностях поведения детей в школе.
На основании ответов на эту анкету учителя смогут выделить детей с проблемами в адаптации к школе.
Анкета для учителя
Анкета разработана с целью получения информации об особенностях образовательного процесса, осуществляемого в первом классе. Она адресована учителям, ведущим первые классы, которые участвуют в мониторинге.
С помощью анкеты для учителя можно получить информацию о типе и виде школы, информацию о преподавании математики, русского языка и литературного чтения в классе (например, по каким учебникам осуществляется преподавание, соответствие учебников ФГОС), об основных причинах трудностей в школе, возникающих у детей 1 класса, а также информацию о демографических характеристиках учителей.
Анкета для родителей Анкетирование родителей проводится с целью получения дополнительной информации, которая позволяет составить более полную картину о процессе вхождения ребенка в школьную жизнь.
В своем выступлении я представлю алгоритм реализации раздела программы коррекционной работы « Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования» на основе окружного мониторинга готовности к обучению к школе первоклассников и образовательных достижений по итогам обучения в каждом классе начальной школы.
Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования
Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корректировку коррекционных мероприятий осуществляет администрация, классный руководитель, учитель- предметник, школьная психолого-медико-педагогическая комиссия (консилиум).
Цель мониторинга:
отслеживание динамики развития учащихся с ОВЗ, других категорий детей, имеющих трудности в освоении основной образовательной программы начального общего образования и эффективности индивидуальных коррекционно-развивающих программ и обеспечение освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования
Задачи:
Определение уровня личностных, предметных и метапредметных результатов учащихся.
Выявление проблем на основе мониторинга исследований образовательных достижений учащихся.
Составление реестра затруднений учащихся и организация коррекционно-развивающей работы.
Принципы мониторинга:
системность в проведении исследований и наблюдений;
доступность и открытость в полученной информации.
Алгоритм деятельности педагогов при проведении мониторинга
/п
Название вида деятельности
Итог деятельности
1
Проведение диагностики
(стартовая, промежуточная, итоговая)
Материал для исследования уровня развития детей, образовательных достижений
2
Анализ итогов диагностических работ.
Информации о проблемных зонах в достижениях учащихся, возможных причинах их возникновения, индивидуальных затруднениях. Реестра затруднений учащихся.
3.
Проектировка решения выявленных проблем
План коррекционной работы специалистов сопровождения с учащихся
4.
Коррекционная работа по реализации плана
Положительная динамика индивидуального развития учащихся.
5
Итог коррекционной работы.
Анализ коррекционной работы. Перспективы работы. Меры по предупреждению ошибок на нескорректированные личностные, предметные и метапредметные умения.
Мониторинг развития детей с ОВЗ и других категорий детей нуждающихся
в коррекционно – развивающей помощи служб сопровождения осуществляется в рамках школьной системы оценки образовательных достижений учащихся начальных классов, которая включает в себя стартовый, промежуточный и итоговый мониторинг образовательных достижений. Основными направлениями данного мониторинга являются: изучение готовности первоклассников к обучению в школе, оценка образовательных достижений (предметных и метапредметных) в процессе обучения в начальной школе (1-4 классы), а также особенностей адаптации школьников к обучению в школе. Получение объективной и надежной информации по этим направлениям исследования позволяет объективно оценить эффективность работы учителей начальной школы и принимать обоснованные решения, способствующие обеспечению качества начального школьного образования. Данный мониторинг позволяет определить индивидуальные достижения учащегося (успехи и трудности) на основе Профиля учащегося «Результаты обследования учащегося на конец года» (1-4классы), Профиля учащегося «Динамика образовательных достижений и личностного развития ученика» в сравнении с предыдущим периодом. В анализе результатов данной диагностики принимают все специалисты сопровождения детей с ОВЗ и проблемами в освоении образовательной программы начального общего образования. Мониторинг проводится в рамках внутришкольного контроля за качеством достижения образовательных результатов (личностных, предметных, метапредметных), работы ПМПк (развитие познавательной, эмоционально-личностной сферы, речевое развитие).
Циклограмма мониторинга развития образовательных достижений учащихся
Раздел 1. Стартовый мониторинг
Классы
Цель
Диагностический профиль исследования учащегося, параметры.
Ответственные
Сроки
Профиль
« Познавательная сфера»
1класс
Выявление готовности к обучению в школе, адаптация
Общее развитие первоклассника
Выполнение заданий по инструкции
Уровень ориентировки учащихся на систему требований моделирующую процесс обучения
психолог
сентябрь
Навыки чтения письма и счета
учитель начальных классов
сентябрь
Готовность к овладению грамотой, уровень фонематического слуха и речи
логопед
сентябрь
2-4 классы
Выявление
стартовых возможностей, фактического уровня предметных ЗУН на начало учебного года
Входные контрольные работы по русскому языку, математике, чтению.
учителя начальных классов
сентябрь
Профиль
« Индивидуально – личностные особенности ребенка»
1класс.
Выявление готовности к обучению в школе,
адаптация
-Мотивация
-Усвоение норм поведения
-Успешность функционирования в роли ученика
-Взаимодействие со сверстниками
-Эмоциональная стабильность
(нетревожность)
-Эмоциональное благополучие
психолог
сентябрь
Профиль
« Семья как ресурс адаптации первоклассника»
1 класс
Выявление готовности к обучению в школе,
адаптация
– Подготовка к школе в семье- Установка родителей по отношению к школьному обучению
-Условия ребенка в семье для обучения
Помощь ребенку в обучении
Социаль
ный педагог
классный руководи
тель родители
сентябрь
Профиль
«Ресурсы здоровья»
1класс
Выявление готовности к обучению в школе,
адаптация
Цена адаптации к школе
Индивидуальные особенности здоровья
Возрастное соответствие массы тела и роста Физкультурная группа Группа Здоровья
классный руководи
тель медработ
ник
психолог
родители
сентябрь
Раздел 2. Промежуточный мониторинг
Классы
Цель
Диагностический профиль исследования учащегося, параметры.
Ответственные
Сроки
Профиль
« Познавательная сфера»
1-4 классы
Выявление
динамики достижений предметных умений
Контрольные работы по русскому языку, математике, чтению за 1 полугодие
учителя начальных классов
декабрь
1-4
классы
Динамика УУД (личностные, познватель
ные,регулятивные коммуникативные )
Диагностика личностных, познавательных, регулятивных коммуникативных УУД
учителя
начальных классов, психолог
декабрь
Динамика речевого развития учащихся- логопатов
Контрольные работы за 1 полугодие
логопеды
декабрь
Раздел 3. Итоговый мониторинг
Классы
Цель
Диагностический профиль исследования учащегося, параметры.
Ответственные
Сроки
Профиль
« Познавательная сфера»
1-4 классы
Уровень достижения предметных и метапредметныхумений, динамика образовательных достижений
Итоговые контрольные работы по русскому языку, математике, чтению, УУД
учителя начальных классов
май
Профиль
« Индивидуально – личностные особенности ребенка»
1-4
классы
Итоги адаптации
(1-кл.), динамика индивидуаль
ноличностных достижений
(1-4 классы)
– Самооценка
– Отношение к школьной жизни
– Мотивация
-Усвоение норм поведения
Успешность функционирования в роли ученика
-Взаимодействие со сверстниками
-Эмоциональная стабильность
( нетревожность)
-Эмоциональное благополучие
психолог
учителя начальных классов
май
Профиль
« Семья как ресурс адаптации учащихся 1-4 классов»
1-4
классы
Динамика достижений
-Установки родителей к школьному обучению
-Поддержка семьи и условия для обучения
Нагрузка ребенка
Социальный педагог,
классный руководитель,
родители
май
Профиль
«Ресурсы здоровья»
1-4
классы
Динамика показателей
здоровья
Легкость адаптации(1кл.)
Индивидуальные особенности здоровья
Возрастное соответствие массы тела и роста
Уровень адаптации к школе глазами учителя
Уровень адаптации к школе глазами родителей
Уровень готовности к обучению во2,3,4классе)
Физкультурная группа Группа здоровья
классный руководитель,
медработник,
психолог,
родители
май
Диагностический инструментарий для проведения мониторинга коррекционной работы
Итоговая работа по математике для 1-4 классов и методические материалы по её проведению /О.А. Рыдзе, К.А. Краснянская.
Итоговая работа по русскому языку для 1-4 классов и материалы по её проведению / М.И. Кузнецова.
Итоговая работа по чтению для 1-4 классов и материалы по её проведению/ М. И. Кузнецова, Т. Ю. Чабан, Л. А. Рябинина.
Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования/Е.В. Бунеева, А.В., Вахрушев. С.В. Козлова. О.В.Чиндилова.
Методики оценки готовности к школе: Тесты «Рисунок человека», «Графический диктант», «Образец и правило», « Первая буква».
Методики изучения уровня адаптации для 1 и 4 классов: опросник для учителя Александровой Э.А., пиктографический тест « Школа» /Баркан А.И., Полуянов Ю.А., психолого-педагогический прогностический скрининг Е Ежаковой в 1-х классах, методика исследования эмоционально-психологического климата Карповой Г.Н. ( 4 класс).
Комплект методик для оценки индивидуально-личностных особенностей учащихся 1- 4 классов / И.В. Ермакова, О.В. Даниленко, Г.С. Ковалева, Н.В. Нурминская.
Издательство «Просвещение» предлагает новую учебно – методическую литературу для обучающихся с ОВЗ – ресурс инклюзивного образования ( Сайт приложение презентация); Новые учебные пособия для логопедической коррекционной работы: Коррекционно – педагогическая работа с младшими школьниками в новой линии специальных учебных пособий: профилактика и коррекция нарушений чтения и письма ( Презентация).
Мероприятия по корректировке коррекционных мероприятий
На основе проведенной диагностики проводятся следующие коррекционные мероприятия:
Выявляются группы детей с положительной динамикой (и) или отрицательной динамикой.
Составляются реестры затруднений учащихся, учителей.
На основе реестров затруднений, разрабатываются рекомендации и план индивидуальной работы психологического и логопедического сопровождения
Организация методической работы по повышения профессионального уровня педагогов на основе составленного реестра затруднений.
Осуществляется информирование родителей об итогах мониторинга, индивидуальным планом коррекционной работы с ребенком, рекомендациями.
Источник
Методы диагностики психологических особенностей детей с ОВЗ
М.Ю. Шатрова
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Лесосибирский педагогический институт –
филиал Сибирского федерального университета
г.Лесосибирск
Аннотация
В статье рассмотрены понятия и общая характеристика методов диагностики психологических особенностей детей с ОВЗ, охарактеризованы понятия «беседа», «эксперимент», выявлена классификация всех методов диагностики.
Ключевые слова
Метод, диагностика, наблюдение, беседа, эксперимент, тест, комплексная диагностика.
Психологическая диагностика отклонений развития у детей является составной частью комплексного клинико-психолого-педагогического и социального обследования. Она основывается на ряде принципов, сформулированных ведущими специалистами в области специальной психологии и психодиагностики нарушенного развития.
Проведение комплексного обследования детей позволяет определить индивидуальный уровень ребёнка.
Психологическая диагностика построена на основе следующих принципов:
– Целостно-системное диагностирование: установление взаимосвязей, взаимообусловленности, взаимозависимостей проявлений психической организации ребёнка.
– Структурно-динамическое диагностирование: выявление актуальных и потенциальных возможностей развития, возможных отклонений в развитии.
– Конкретность диагностирования: определение соответствия состояния психического развития ребёнка требованиям конкретной ситуации.
– Единство психического развития и ведущей деятельности: учитываются индивидуальное своеобразие психического развития и успешность игровой и учебной деятельности.
– Комплексность диагностирования: при проведении психодиагностики необходимо учитывать результаты медико-педагогического обследования и социальной ситуации развития ребёнка.
Психологическое диагностирование включает:
– Изучение общих сведений о ребёнке.
– Исследование психического, индивидуально-личностного развития ребёнка в структуре ведущей деятельности.
– Особенности развития мышления.
– Состояние наглядно-действенного, наглядно-образного, понятийного мышления.
– Индивидуальные качества мышления: логичность, критичность, доказательность, избирательность, активность. Затруднения в мыслительных операциях, в умозаключениях, в построении выводов, суждений.
– Особенности развития памяти. Развитие произвольной и непроизвольной памяти. Особенности запоминания, сохранения и воспроизведения, соотношение образной и словесной памяти. Затруднения в кратковременном запоминании, сохранении и воспроизведении.
Методами психологического изучения детей с нарушениями развития являютя: метод наблюдения, метод беседы, метод опроса педагогов (родителей), метод экспериментального изучения ребенка (психологический эксперимент). Экспериментально-психологические методики для обследования детей и подростков. Тесты (Тест Векслера, Тест «Прогрессивные матрицы Равенна», Тест структуры интеллекта Амтхауэра). Графические методы тестирования.
Раскроем содержание перечисленных методов
Метод наблюдения
С помощью метода наблюдения можно выявить и оценить такие составляющие деятельности ребенка, как навязчивые или стереотипные действия, выраженные аффективные и эмоциональные реакции, проявления тревожности. Наблюдения позволяют выяснить, насколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, опрятность в одежде, как он относится к поручениям, какой фон настроения у него преобладает, каковы особенности его двигательного развития. Такая информация становится основанием для последующего углубленного изучения ребенка.
По результатам наблюдения, выявив признаки нарушенного развития, делаются предположения о качественной стороне и уровне имеющихся у ребенка проблем, что позволяет оптимально подобрать диагностический инструментарий и правильно организовать дальнейшее психологическое изучение ребенка.
Наблюдение всегда начинается с постановки цели, которая помогает определить основные параметры наблюдения. В рамках психологического исследования целью наблюдения является изучение ребенка как носителя тех или иных психолого-педагогических особенностей и сопоставление результатов наблюдения с известными признаками имеющихся у детей нарушений развития.
Метод беседы
Беседа предполагает получение психологом информации об особенностях психического развития ребенка в результате обсуждения их с родителями (педагогами). Часто инициаторами беседы в рамках обследования выступают сами родители или педагоги, обращаясь к психологу за консультативной помощью. Цель беседы – обмен мнениями о психическом развитии ребенка, обсуждение характера, степени и возможных причин проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги в процессе его воспитания и обучения.
Метод опроса педагогов (родителей)
Метод опроса в отношении проблем развития ребенка осуществляется с применением опросников, т.е. методик, содержащих вопросы, на которые родители и педагоги должны ответить в свободной форме (открытый тип опросника) или выбрать из вариантов, предлагаемых в опроснике (закрытый тип). Опросники также могут содержать утверждения, с которыми родитель или педагог может согласиться или не согласиться.
Метод экспериментального изучения ребенка
Этот метод – более “молодой” по сравнению с методом наблюдения. При его использовании возможно многократное повторение процедуры исследования; проводится статистическая обработка данных; он требует меньших затрат времени на проведение. Метод эксперимента предполагает сбор фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений. Эксперимент осуществляется с помощью специально подобранных экспериментальных методик. Их выбор и количество определяются задачей, которую необходимо решить исследователю с обязательным учетом требований по организации и проведению экспериментального изучения психического развития ребенка. Остановимся на этом подробнее.
Экспериментально-психологический подход является наиболее традиционным в психодиагностике нарушенного развития. Он предполагает изучение ребенка с отклонениями в развитии в ходе психологического эксперимента. Психологический эксперимент – это изучение нарушенных психических процессов и личности в специально созданных условиях, обеспечивающих максимальное проявление имеющихся нарушений. Патопсихологический эксперимент осуществляется с помощью конкретных приемов изучения психических функций – экспериментально-психологических методик.
При организации эксперимента важно соблюдать следующие правила:
– эксперимент должен моделировать психическую деятельность, осуществляемую ребенком в игре, в труде, учебе, общении;
– эксперимент должен помочь обнаружить структуру не только нарушенных, но и оставшихся сохранными психических функций;
– построение экспериментальных приемов должно предоставить психологу возможность учитывать поиски решений обследуемым ребенком, а также вмешаться в его деятельность, чтобы выяснить, как он воспринимает помощь и может ли ею воспользоваться;
– экспериментально-психологические приемы должны быть направлены на раскрытие качественной характеристики психических нарушений;
– результаты экспериментально-психологического исследования должны точно и объективно фиксироваться в протоколе.
Особенно внимательно надо отнестись к подбору методик для психологического обследования ребенка. В этом случае выбор определяется возрастом ребенка, социальными условиями его воспитания (семья, детский дом, длительная депривация), уровнем его интеллектуального развития, наличием или отсутствием речевых, двигательных или сенсорных нарушений.
Специфической особенностью психологического изучения детей является использование обучающего эксперимента. Как известно, с помощью констатирующих методов исследования нельзя получить долговременного прогноза развития ребенка.
Важным условием применения экспериментально-психологических методик является оказание ребенку дозированной помощи во время обследования.
Разнообразные виды такой помощи описаны в работах С.Я. Рубинштейн:
– простое переспрашивание, т.е. просьба повторить то или иное слово, поскольку это привлекает внимание ребенка к сказанному или к сделанному;
– одобрение или стимуляция дальнейших действий, например, “хорошо”, “дальше”;
– вопросы о том, почему испытуемый совершил то или иное действие (такие вопросы помогают ему уточнить собственные мысли);
– наводящие вопросы или критические возражения экспериментатора;
– подсказка, совет действовать тем или иным способом;
– демонстрация действия и просьба самостоятельно его повторить;
– обучение тому, как надо выполнять задание.
При описании отдельных методик обычно приводятся указания на то, какие виды помощи в данном случае уместны. Выбор адекватных способов помощи остается одним из трудных моментов экспериментальной работы, требующих опыта и квалификации.
Еще одним направлением в изучении детей и подростков с отклонениями в развитии является метрический подход, предполагающий количественное измерение тех или иных показателей психического развития. Этот подход осуществляется с использованием тестов.
Тесты представляют собой стандартные наборы заданий и материалов, с которыми работает испытуемый. Стандартна и процедура предъявления заданий: они даются в определенной последовательности, время выполнения и оценка результатов.
В связи с тестированием необходимо остановиться на двух понятиях – надежность и валидность, – относящихся к психодиагностическим методикам. Надежность теста – это независимость его результатов от действия всевозможных случайных факторов (таких, как условия тестирования, личность экспериментатора и испытуемого, предыдущий опыт тестирования или его отсутствие и т.д.) [2].
– Особенности развития внимания. Свойства внимания: устойчивость, концентрация, переключаемость, врабатываемость, истощаемость, отвлекаемость, рассеянность.
– Особенности развития мотивации. Ведущий мотив учения. Осознанность, обоснованность, устойчивость мотивов. Отсутствие устойчивого мотива учения.
– Особенности развития межличностных отношений. Индивидуальная потребность личности в общении, степень популярности в межличностных отношениях в учебной и внеурочной деятельности. Сложности общения с одноклассниками, отсутствие потребности в общении.
– Особенности развития системы отношений личности. Отношение ребёнка к семье, к друзьям, к себе, окружающим. Затруднения, неопределённость отношений. Проблемные зоны в системе отношений личности.
– Особенности развития речи. Связность, логичность, развёрнутость, эмоциональность речевых высказываний, бедность, разбросанность, затруднения в речевой деятельности. Общее недоразвитие речи.
– Состояние успеваемости и поведения. Успеваемость школьника по основным предметам, избирательное отношение к учебным дисциплинам, неуспеваемость, затруднения в овладении учебным материалом, соответствие поведения ребёнка требованиям детского учреждения.
– Заключение об индивидуальных особенностях психического развития ребёнка. В заключении необходимо выделить: актуальный и потенциальный уровень психического развития, проблемные зоны в системе отношений личности, отклонения в развитии познавательной деятельности, поведении, трудности в овладении учебным материалом, индивидуальные особенности школьника. Также определяются ведущие коррекционно-оздоровительные условия для развития познавательных функций, возможностей индивидуального коррекционно-развивающего обучения ученика, перспективные психолого-педагогические возможности социальной коррекции и интеграции ребёнка [1].
Таким образом, диагностирование нарушения развития детей с ОВЗ, безусловно, требует комплексного подхода и разных методов для получения надежных результатов, при этом важна дозированная помощь испытуемому на протяжении всей работы и экспериментов.
Список литературы
1. Есиленок, Т. А. Психологические подходы к диагностике детей с ограниченными возможностями здоровья / Т. А. Есиленок. — Челябинск, Два комсомольца, 2013. — 256 с.
2. Прокопьева, А. М. Социально-образовательный проект: Методы психологического изучения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья / А. М. Прокопьева. – Чебоксары, 2014. – 43 с.
Источник