Диагностика нервно психологического развития ребенка

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ
НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ГОДА ЖИЗНИ.
Развитие детей раннего возраста, воспитывающихся в детском дошкольном учреждении, должно систематически контролироваться.
В организации контроля за развитием детей раннего возраста принимают участие заведующая, старший воспитатель, медсестра и конечно же воспитатель группы раннего возраста. (см. схему 1)
Воспитателю необходимо вести листы адаптации детей к условиям ДОУ, составление карт развития и поведения детей (по показателям нервно-психического развития) и определение группы развития ребёнка по параметрам, разработанным К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой.
Цель контроля – определить фактический уровень развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. При этом выявляется правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания, качество всей воспитательной работы дошкольного учреждения.
Систематический контроль позволяет обнаружить первоначальные отклонения в развитии ребёнка, его поведении, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, а при планировании занятий учесть не только действующую программу, но и фактический уровень развития и поведения детей. (см.карту развития ребёнка)
Опираясь на материалы об особенностях психического развития детей раннего возраста, которые были разработаны Н.М.Щеловановым, Н.М. Аксариной, учитываем следующее:
- Чем младше ребёнок, тем быстрее он развивается, тем чаще требуется смена занятий, условий воспитания. Поэтому на первом году жизни степень зрелости малыша контролируется ежемесячно (в условиях семьи), на втором – один раз в квартал, на третьем – один раз в полгода в условиях ДОУ.
- У маленького ребёнка, как и у взрослого, все функции организма взаимосвязаны и воспринимаются в единстве: состояние здоровья, физическое, нервно-психическое развитие, поведение. Поэтому и контроль над ними проводится одновременно, исходя из результатов, намечается комплексный план оздоровительно-воспитательной работы.
- Развитие ребёнка идёт неравномерно: в различные возрастные периоды, определённые умения формируются наиболее интенсивно. Так, возрастной период жизни малыша от 1 года до 2 лет можно условно разделить на 4 периода развития:
1г. 1мес. – 1г. 6мес.;
1г. 4мес. – 1г. 6мес.;
1г. 7мес. – 1г. 9мес.;
1г. 10мес. – 2г.
На третьем году жизни выделяются два периода в развитии ребёнка:
2г. 1мес. – 2г. 6мес.;
2г. 7мес. – 3г.
В каждом из них контролируется:
- Понимание речи.
- Активная речь.
- Сенсорное развитие.
- Игры и действия с предметами.
- Изобразительная деятельность.
- Конструктивная деятельность.
- Степень развития общих движений.
- Формирование навыков самостоятельности.
- Поведение.
Помимо психического развития необходимо контролировать поведенческие реакции, такие как сон, аппетит, настроение, а так же индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка.
Отклонения в поведении малыша могут быть результатом неправильных педагогических мер, применяемых родителями и воспитателями, но могут быть и симптомом заболевания. В этом случае необходимо проконсультироваться с врачом.
В процессе контроля за нервно-психическим развитием детей могут быть использованы следующие основные методы:
1) Беседа с матерью.
2) Наблюдение за ребёнком в группе (выявляющее особенности его
поведения).
3) Диагностика психического развития (выявление уровня НПР).
(См. таблицу 2)
От обычного наблюдения метод диагностики отличается тем, что контроль проводится по единой методике, иногда с помощью какого-либо материала в определённой ситуации, которая максимально приближена к естественным условиям жизни малыша. Важно установить близкий контакт с ребёнком, взрослый своим отношением должен внушить малышу уверенность в том, что предложенное задание ему по силам. Однако поведение взрослого при диагностике не совсем обычно: ему полагается не обучать ребёнка чему-либо, а только умело выявлять уже сформированные умения, не прибегая к подсказкам.
Ребёнок, как правило, ждёт оценки со стороны взрослых. И если малыш хорошо справился с заданием, нужно похвалить его.
Если ребёнок не выполняет задание по какой-либо из линий своего периода развития, воспитатель проверяет уровень его знаний и умений по этой же линии, но на возраст ниже. Уровень развития движений может определяться на занятиях гимнастикой, навыки самостоятельности при выполнении режимных моментов.
Наблюдения за поведением детей проводятся ежедневно. В кризисные сроки результаты наблюдений заносятся в карту развития ребёнка.
Методика диагностики уровня нервно-психического развития детей раннего возраста разработана авторами: К.Л.Печерой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой. Ими так же разработаны «Карта развития и поведения ребёнка» и критерии оценки развития по кризисным возрастам «Показатели нервно-психического развития детей 1г. 3мес.-3 лет».
При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соответствует выявленный показатель. Так отмечаются опережение или задержка в развитии отдельных функций. За нормальное развитие ребёнка второго года жизни принимается формирование умений в пределах одного квартала, а на третьем году – в пределах полугодия.
Для сравнения детей разного уровня развития разработана количественная оценка в виде групп развития. При этом учитывается степень опережения или задержки в развитии ребёнка, количество выполняемых детьми заданий соответственно показателям.
По уровню развития дети распределены на три основные группы (четвёртая группа встречается редко и составляет примерно 1,25% детей).
(См.таблицу 3)
В первой группе числятся дети с нормальным развитием, т.е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также с опережением развитии. Во вторую группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок (на втором году – 1 квартал, на третьем году – 1 полугодие). Третью группу составляют дети с более глубокой задержкой – на два эпикризных срока, а четвёртую с ещё большей задержкой – на три эпикризных срока.
В каждой группе определена степень опережения или задержки в развитии. В первой группе в первой группе опережение на один эпикризный срок – это ускоренное развитие; на два эпикризных срока – это высокое развитие. Во второй, третьей и четвёртой группе выявлены три степени задержки развития (в зависимости от количества несформированных навыков – линий задержки); I степень – 1-2, II – 3-4, III – 5-7 линий. В каждой группе выделены дети с негармоничным развитием. В I группе – дети с верхнегармоничным развитием ( одна часть линий выше на 1, другая – на два эпикризных срока), во II – с негармоничным развитием (одна часть линий вышена 1 , другая ниже на 1 эпикризный срок), в III группе – с нижнегармоничным развитием (одна часть линий ниже на 1 эпикризный срок, другая часть – на 2 эпикризных срока).
Во второй группе развития большую часть составляют дети с задержкой степени на 1-2 показателя, чаще всего это дети с первоначальной задержкой активной речи. Таких детей следует сразу же взять на учёт с целью их речевого развития. Дети третьей группы требуют особого внимания педагога, врача, логопеда, а четвёртой – обязательной консультации психоневролога.
В графе «Заключение» проставляется группа развития.
В графе «Назначения» указываются конкретные задания для ребёнка на следующий возрастной период и соответствие развития возрастной норме.
ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА.
I. Настроение: бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое.
Бодрое – положительно относится к окружающему, реакции менее эмоционально окрашены, часто улыбается, смеётся, охотно контактирует с окружающими.
Спокойное – положительно относится к окружающему, реакции эмоционально окрашены, меньше контактирует с окружающими.
Раздражительное, возбуждённое состояние – имеют место аффективные вспышки возбуждения, конфликтность, могут наблюдаться озлобленность, крик.
Подавленное настроение – ребёнок вял, бездеятелен, пассивен, замкнут, грустен, может плакать тихо, долго.
Неустойчивое – быстро переходит из одного состояния в другое, может весело смеяться и тут же заплакать, часто вступает в конфликты или замыкается.
II. Сон: засыпание, характер сна, продолжительность.
Засыпание – быстрое, медленное (более 15 минут), спокойное, неспокойное, с дополнительными воздействиями.
Характер сна – глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный.
Продолжительность – сон короткий, длительный, соответствующий возрасту.
III. Аппетит: хороший, неустойчивый, избирательное отношение к пище, плохой.
IV. Характер бодрствования: ребёнок активный, малоактивный, пассивный.
V. Индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка:
Социальные связи – контактен, доброжелателен, правильно реагирует на оценку взрослых, инициативен в играх и т.д.
Познавательные способности – проявляет интерес к занятиям, окружающему, легко обучаем, внимание достаточно устойчиво.
Обидчив, застенчив, медлителен или чрезмерно подвижен.
Имеются отрицательные привычки – сосёт палец, раскачивается, грызёт ногти и пр.
ФАКТОРЫ РИСКА НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ
I. Факторы медико-биологического риска:
- наличие наследственных заболеваний в семье;
- пороки развития системы организма, врожденные
и раноприобретённые:
– снижение слуха;
– снижение зрения;
– нарушения в строении и развитии опорно-двигательного
аппарата (мышечной системы и скелета);
– аномалии развития ЦНС (микроцефалия, черепно-
мозговые грыжи и др.);
- органическое поражение ЦНС и периферической НС:
– ДЦП, церебральные и спинальные параличи;
– гидроцефалия;
– энцефалопатия перинатальная;
- психические заболевания (ранние проявления):
– РДА;
– эпилепсия;
- выраженная соматическая патология различной этиологии:
– пороки развития основных систем организма (порок сердца)
и хронические соматические заболевания;
– частая заболеваемость в связи со снижением иммунитета
(в том числе врождённый иммунодефицит);
II. Факторы биологического риска:
– недоношенные и маловесные дети, рождённые с массой
тела менее 1500 г;
– дети, рождённые на сроке гистации меньше 33 недель;
– дети, перенёсшие асфиксию во время родов;
– дети, находившиеся в отделении интенсивной терапии.
III. Факторы социального риска:
- наркомания и алкоголизм родителей;
- малолетние родители (моложе 17 лет);
- дети беженцев;
- стресс, пережитый ребёнком;
- длительная разлука с матерью;
- социально-эмоциональная депривация вследствие резкого ограничения общения со взрослыми.
ВОЗРАСТНАЯ ШКАЛА ОЦЕНКИ ПСИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ С ГОДА ДО ТРЁХ ЛЕТ.
Возраст | Факторы психического развития |
1г. 3 мес. |
|
1г. 6 мес. |
|
1г. 9 мес. |
|
2года |
|
2г. 6мес. |
|
3 года |
|
Источник
B%Ýí¥Uôu!s¢Íÿy-dX²7nPHn
2¿(Uñ!p0µ°àåJ7Y²ìpâl5¹7BJJÚv´7Ü÷©1@±¼SYáq}v÷Ã*”vv%®
)b#À[^BF±ù Fo;«UC4à)0Ï_î,bª_nâ©,´ú|«|ì`ÜørÚÄk¼4XG
ÒQ¢F£Êr;s*hê¦Q¢Ñ ü”|d*V”Dë´.jÅH¬w{´é” W¼Hë|.û¢=DZp÷Á³Èú
êÚM
(g¿N Á¥ÍÁ¡ü¦B-í?_cyëíb±’ãqø¬a»Ð kÃ98Sq{]b½ÔN릸vPÔêÔb [8rÜïA-[RH-7iƲQTFiwJ`*¢ì²5_õSV¡|b|ä9ÅüÈBkNïÊclr|ïªc¤ÄSRéØ,Õùû®oçÀ(æZ[yTìêc¢¬êß;lÜ9ö½!Xî]:w ÍÌ|#*TܿǮNÎÑpÒØc±ã~®å=a±¬¬Ê¼§Ý³NãTð”«óÐu¡Ïöªyð ÌN9Þâ
!èç±X°á»S}á/÷þ¿p«®)»Ì;Bj׬fdjFNqGä¸Y§Dtúºre+ÜpÄ«|ÙÀÃÃôF:A>¸µ
tbühÖY9êN×gß,ÇÅcÀéìܱ^pHÆvh3’¼ôq«A2æcÖ|ö*Sj)&o¾~L¯þ:»Xµ¨!Üóý5Fy1o¼Åô,fÁò!íJ
~¥ÙÝvNê
U÷&«âþ[Jc1)«tèú·nTÌÚÖµj¼Ø«>tÛC¤¾+ÜxYP’¡W)þáQÿè
endstream
endobj
23 0 obj
>
endobj
24 0 obj
>
endobj
25 0 obj
>
endobj
26 0 obj
[ 27 0 R]
endobj
27 0 obj
>
endobj
28 0 obj
>
endobj
29 0 obj
>
endobj
30 0 obj
>
endobj
31 0 obj
>
endobj
32 0 obj
>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI] >>/MediaBox[ 0 0 595.44 841.68] /Contents 33 0 R/Group>/Tabs/S/StructParents 2>>
endobj
33 0 obj
>
stream
xÕ]K]¹qÞиKÙ@ñÍsá}ow `Àd!x1Ï8³ðLbhÅGñÍ{z²l©GÍ”«X,~,Výüõþë§Ïùáï¿üúÃ÷_~ûõz½Ü^îÛ×>¿Ñ˱êòõçè
ÿÑT¾oâòõ?Ëßí_ÿòñ÷O?üõòõß>~x5uÿûãvÈÉÇEnD_(Ý$»üó§þã_K*eLã%%°äûÆv’À·O±ý÷3mrB6N³6/yæÿ×?ß/ϱZüóý__.$Ó»P±©É}ÛÖl#¾á/ÛUj¿>qóS¾?oæßÏæ¹öWÏP¤ôÕý`î|»&)o0åmRfL³ÞTý ¨IËzS¦)·]õ1tS^4#1C,73ÐmT!Mc^ÌóòU]Eêêí¢ª}>¾)&.Q±ûíúľB¸ýs-â=Áè5ãPòÃ$íÈQ;WõŦt£xVÚº=#5(1ã§Ã¸pcÙz8.¤t5é¢m;+GFhgòNQÌÛ¶òÒWgÃÝ)0;¶,íô¹.kK£ÌL{F3Y*Bm»*ÝM7I£®f²Y±¯O¡èF+KW7óç-ðº×
ÓþÙ0ÄUZjTn|_RVô
q4jlcêB6±Ã_÷ÏÙùb3
´-#°A÷~Áb ÜLFaUóiì±§¾Jv &¦HÇ êÇÇý6îf¯ä$A@âÈIJ'{¨Gyª6Ö1}U¼Çâûv¦íÚcL({ÑÕøöVËý{¸ØÑc
.slm ¶´¡khI½ñ5%Ak!©
×;ÀëÕg·5)¡® Ð è .¬Îål.TY¨ø#
Ð
uói нFV´U±/¦ØÅ¦÷ZÌÚ|£½n^¸ï§Åjæ*ëã!ð°×@j(áaj¡@ÒÇÃØDì@¿î×Q¿¸½ò a*·f$AHâ$ÈH
°S»³Évdï#%ܹ
QVuwê0^ öÂÚwG¼Ïò¼N”äõuB+ÐóÒ&0iH;@½JZ{/½¨sx»¦àöì y
5qà I·£ÒÊþh`¥|*Wz×tAß|h,
}У©IÚ*ÅKª~AEÛ:Rõmë×îuàÏÃâóèå*²qjýbÜvUí¾Cèsm¯77ä{+ð;
¤qX wʺ¥ÈgCá«[ò
)I®¼Çëâ+ÃámíØY¶.Ã¥¹¸îºlÛ8ÖÎXá¬*¹O±D
ßj
¿JbÛⳬáÕ )5kæKµ ¥LÙwïJ¶iQ¯¥{s7öeyl3,zÖý¡ururl?rÇ®596ä5ܵ ¹®þèÐÓ}¥rß,פ§l±§ôàÚ¬ßS^÷ø5,NYÐD
NÛ,}`*߯ÀÖÊYô!u P&â«ÒÚÙ+ZE”NÇçZ=,öß
·¤Ý߬k8rþ%Ãö®;ÜïìñÂàÖ/:óÏgr
ä{X{³p=M³!OU=°gÂ>Sg2Þbu¼±ÀZ·ÌÆÛu¿DÇ-;÷Çì¨Ã©Õ½ }oK7é°í°ñÃ¸Ãªî° q°³Ï~ÐhbØð£Bêxuä»ôxfsîÙ=¦rü’îW”Änßq’JÌ7o@úÏ7R¶/ºxZOO P³¿¡ÚÈBß@ÌuZÃóJ{2 ô/8]ªè)”÷-Õ²»/½ùÊ$Þâñ¡/KÌDÙKM¸ceîówÒ:
§½¤ÚÊ´¶RÔ,»rÏY¸}|¼nAlD%qQ©¢ö JÖz!é4@ûcðjõ6ÓDÚg³SãåÃø/Ð^¨ý^3oøùíh
«;0Zx(¤º»lp¬ì?éú6Àvä)n*âyªÁðÝ>ÄÙ%Ý=MYA$’VRA,y%þ¨[ÕÞÊæ¢4¥*
qÄ·éÒÓO0¥í¹Ä¬ÛÆ_y
{7è-HA¾(Dä}øJv)¢G¬3⻹g®E,nMøîND%ñ7&Ü Ðy·ÝRêļyébÿß¼ñ7ƽ:²ñ
u$yñ{¦CR[6êIQòÙEÙÁ¤âû¶cý¬ÍfBq·mÙÜßñWEÔï$Dð¼²:E)ª1fÅr?Æè;¤ö Oxs6
£`ß8¡¡î)ÎzNåî¿aø ±Hf¿3ØÍòÀaóF¸A~
endstream
endobj
34 0 obj
>
endobj
35 0 obj
[ 36 0 R]
endobj
36 0 obj
>
endobj
37 0 obj
>
endobj
38 0 obj
>
endobj
39 0 obj
>
endobj
40 0 obj
>
endobj
41 0 obj
>/ExtGState>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI] >>/MediaBox[ 0 0 595.44 841.68] /Contents 42 0 R/Group>/Tabs/S/StructParents 3>>
endobj
42 0 obj
>
stream
x]K$·¾0ÿ¡ZC2ùHªº»0àŰ,iu°d{ç²ÿÞ|DLf=kHîÊJÉ`ð’ÙnÿüúËOßÿðõòüüéöõë÷?üϽ|ùtÿíë×ßþöOÿïï?~úó÷?ÿòë÷_ùí×ëõr}¹Ü?üðé!/~ñöòù§äEÿäÅØÅê˺-úòùoáßÿZ/?ÿïÇâòsþ¨áãï?~øòÝå?þrùüÇÞ½|ü ¼Y¹¬fqÆ_Ì”ÜEÊŨË?üøá¿wùµ}ËÆBí[q|8$|}[Ôõå;MºýÏo¡¹
±¬Ñ¼páÿËÛ^.OýÓË^/¸’#/Lèðâì¶lú¢·ÐeèÑ.¹Ã~×i-ÞKÛìïZVF~y /þðå;µAî:P¬ßéÀÚE(ÖCx _Îè®®éÐu[K÷˳PëËõÉ
ÎTøiÞ®ORÆ_×§-ü´æºÆ
ÛÐÀÆöúd
køB³7dz£~cná¡Cº7 kãÃÜm/ÂaHÉèü»} ÿ6lZ¬0ø@G;¶-¿ÍË dl>ð¹ïÇvn
yÊBµÌéþÝÃö³6¯0ÌÔ¹Ï,ÆáFÂñ³ó8§ÌHVAÓ~Uz/6KH&R9l1e[(´ó6Yð¸öJvQ£»NûÎôwZø!ëFûBB&~P~>¦õªÃLÃv°XÎ̯V§ ®écnu/Ôâ¤í=_¢bôDltX]I Vì/sÌê4h!åÙBÙ!)’ékààö¸æZ²:b;^íxq´ Âa0hµÂ Ã`Ðëa¥ÆÁJ8Ê~
MxdxahT÷zÚÎîÂ3dô NiZµ½èülcÍïí0:aíÒ¦ dÊ1xÌ_³ØãÜ=«Ý’]Æö
D¡)éÕ7øD{¯P¹ßl¸ZëÎö9×N/JµÒRÖ
ùÝ®HaåvÚ£êí,¹.~’Ttƶ#S» ¬Y²Mns¹ïsÆÄQ8bX_à (Ú,jë$3ÀÓQz:ß6^¯*)5u
=äÈôm~ééÔCÁÙ#ªÐå´=æ´pËf»¥>ETéf ÕÖŤnÓZ ‘Hu¨¦ÂÍVVµ9o|#¨Dqʦk÷¶tü+ÑvÆmÁIÕ~XYÉO¡®”hI-ÙLÔô
V=µô
©.ÝVèªÝ£Nç®Á7ÍÕÜd?Âø²ô§¦ªôc7,¸
8&Åu_Ú-øÉjrcª±ù·©õ2’
ºbo,Ë9á-Y² ßxñTáè*Ñ´æ±?mb¹c/Ø-N`èßË»’ +Ñ$ÿH}éQ”Jü&7å/y&±M2 niVÏ
Þ½_«!~e»³;¯U+:ÕgI©¹pê A.¸ ùÆñ«#üâÈkè”çÀSI|dfË®öS¿¨Y¥Ænr˺4ZwZÖFGÏîæ®Ë¹o|ÐÖUË[+»-æ
CÐ¥ µ|%3Ê}¸^²A§Ã²NãGV`ÜVEO4)’¹¬ÙFTí(T’§±W.CB§êfëÂÂkÕ%ðù
3u
7ÝVÄdص¥@,@iO¢ïÐ袢’ÂÀæÍÔ¨vÒîi¤d½°ë£¯2iÞ3lH{Õ+2ÝI¦X©µkikLÇöJ²¿À·fI~,OVT9Ì8ÙZÅÂ2*[IÛ¨@¡ý
{¿dzrð°ÿX¼¸å5L¿*EW
ýÕ8nüWÅñ¾DR8k}׺ üc ¨¹`àHý¾Ê¥Õ3PñdÚõ*N0È%!n°p6Ñèͼã°Yr9/é3AáÌBº±ÜÍtTN]FUä´L.qK
¹(j$”[¬aÉjQìÅåò
Sú)b7mÜ ñ[ª8àó=o¹bmȽØQfÕd?w`_L}бv°Û^6£ëfe³Ùók·*à¼ÎÊÙU¤Ù´rZ6+á9,nZgIùòJIö{Å
lJ¢zW«DÝhTRøÔ5P Xª¹kÅÊ»¢`ÉRµ:Ph/HEÄ/Bs¿QmH¡IÃÆ»+: ç4jU/è*½â,nGÌcUayþ8§ª£?|±Ýª©´O´ßcçmW»FçLÂ{åPaÑJ&ý|É¢a°k}ld2ÖG׬{Éâ¦,i¯àeµªWN}[+¥v$¬R?6msâÁêXi>$5ôtÀn%H鿢lO¯kµe°eÕo£úY3Æv@ö2;»Ãvíü”å¬ÌºcÝÔ¢]ÛÏ+¾ì6í¤)lÇJ Û ábw@èØ¢=¡Ð4¥éb´”I
DÁd±.±ä7Ð1p½Ör¿1[+,±/¶Ð
жáñ±åØù
ÇhŶ©óÀÔS©£Éqð~äw-¶#ãÄq#H«+9Q§ä`jø|_¸)^WuPX.÷Û”¸^ÎǸ$·6Z_½¤Ïy[gv
Ѭ]áôô®¨ó® î´ L²Æ
µB]úþø/-Sçö3[töÏ_nϽÖ@ð;+ÚF#Ð3=ãÓ~UXcïÎË0ÜØ
³l¾å}eÙ½´Ì,¹]w”%üåà¹mYHñu«Ã¡Öj¥È-dZpÚd-p,µÐ.òÖ2cô gÄ3I°Ü~ÆþTì³5ïöu,¨Y’«è /=7
£a7då,f:¼¦IYÂcy!r¦bbïr¿ïÝ]r¬xÒP©]©$í2b|ÝwÛ×àThôS^ßP3è«qÌ[#ͽQ´×rõ2áÛ³e¯ÕÍï¾) Èò`Lúl#Í>y>ÜH1t1ÛfKõª£ÝË6R©¹ÁZ^k
®-&TqBXÕ` BKP¨Ôì+ìÚNQb-ºXKÛø(°ÒjÙ$eÈÀØÔÞÑ3ÅÜèh~øò¼ kÓ³áKÒÅÁ´i©®áË*°V5’Ë
¢+:>.«vÎF}òͪwvGI>¾J°æuWDÁo®ûå«ÿÇz]I×OÜìÕ^ìKÙd2¹`õóÀVR(½ßYúK¾Í|,ï¤,W÷XªËjßCe_·ÌlÐÖ×Åä_»;ò¼nÍOÕ¥Y»Ù~ºn&uæp¨â©ªÂ©èªàõËï«/%¼=+4Ñ«ê(cL Å^¯p&hl8gÌ0½3*ç”ï’ªÖP^Öo_µ¶F_}6rêËÖÖ@`3XýDÙ*^ëaJV§ËÖa¸ÑÂw&©Ò5O5ðY#”p
UüÑzßæ
Þ!°CÒî»0R~î·6e’iËéØ&(*Sí’QSÊïÁv3Z«_¤})öwº¬ÁT~òNq|
kµ~q®Ñþü¸¸É%×Á>f_é»åÒ¶bÀd1ÌU9K@Õã¥J~cQT8/V
p}´²-%´¥ÙqÕpIÉw>kÇhé+µ
¡Ò?¤*ðxâ)ÇgÂW¿Fÿ²ø
Источник
Педагогам-психологам знакома ситуация, когда необходимо за короткий срок провести диагностику возрастного развития психических процессов всех детей дошкольного образовательного учреждения. При этом многие методики рассчитаны на индивидуальное обследование, которое занимает массу времени и сил, трудоемко в обработке результатов, но при этом бездоказательно для родителей. Диагностические комплекты поступают в продажу без готовых бланков протоколов. Их приходится “сочинять” самим. Дети, даже хорошо отвечающие в процессе игровой деятельности и на занятиях, при слове “тестирование” или “диагностика”, неловко произнесенном кем-то из взрослых, теряются, и результат получается искаженным. Время, которое можно было посвятить коррекционно-развивающей работе, тратится на получение данных, еще требующих подтверждения у родителей и протоколирования. Необходимо искать другие пути решения проблемы, при этом соблюдать следующие условия:
проведение диагностики с группой детей;
взаимосвязь заданий в начале и в конце учебного года;
использование апробированных на практике диагностических материалов;
легкость в получении результата;
наличие протоколов обследования;
наглядность;
применение игрового метода выполнения заданий.
Все эти требования были учтены при составлении комплекса диагностических методик. За образец брались материалы Семаго М.М., Шарохиной В.Л., Фоминой Л.В., Осиповой А.А. и Забрам-ной С.Д.
Предложенные методики в целом отражают последовательность этапов психологического обследования детей дошкольного возраста. При этом данный материал не исключает использования специалистами ДОУ других диагностических методик, которые могут дополнить полученный результат.
Готовые диагностические бланки легко обрабатывать, и они могут служить наглядным пособием при работе с родителями.
Цель тестирования:
получить информацию об уровне развития психических процессов каждого ребенка, выявить особенности развития;
создать условия для развития, обучения и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста;
обеспечить полноценное развитие каждого ребенка.
Результаты диагностики предполагается использовать:
при планировании воспитательно-образовательной и коррекционной работы с детьми;
при отборе общеобразовательных и коррекционных программ;
при создании предметно-развивающей среды;
для организации групповой и индивидуальной работы с детьми;
при комплектовании проблемных групп.
Психические процессы детей дошкольного возраста подвижны и динамичны. Развитие ребенка зависит от того, какие условия созданы ему родителями и педагогами ДОУ Диагностика уровня развития психических процессов призвана помогать взрослым правильно оценить возможности ребенка для более легкого перехода его на следующий возрастной этап.
Диагностический комплекс используется для детей, начиная со 2 младшей группы, с конца учебного года. До этого применяются методики, рекомендованные для детей раннего возраста. Диагностика проводится с группами по 12-15 человек. На каждого ребенка заводится индивидуальный диагностический бланк, где ему предлагается выполнить простым карандашом игровые задания.
Полученные данные заносятся в бланк протокола.
Диагностика психического развития детей средней группы
Ф.И. ребенка __________________________________________________________________
Дата рождения____________________Возраст на момент обследования________________
Дата обследования ______________ Детский сад № ____________ Группа _____________
Нарисуй дождик.
Соедини точки.
3. Заштопай коврики.
4. Закрась мальчика и его собачку в одинаковый цвет.
5. Найди маму и детеныша животных, живущих в доме.
1 задание:
высокий уровень – линии четкие, не прерывистые, допускается минимальный сдвиг в сторону;
средний уровень – линии тонкие, прерываются не более 3-4 раз, допускается минимальный сдвиг в сторону;
низкий уровень – линии волнистые, прерывистые, работа не закончена за данное время – 2 минуты.
2 задание:
высокий уровень – найдены парные предметы: 2 цветка, 2 яблока, 2 шарика и соединены линией друг с другом;
средний уровень – найдены не все парные предметы, допущена 1 ошибка: например, соединены в пару 2 яблока с хвостиками в разные стороны;
низкий уровень – соединены предметы в хаотичном порядке, допущено много ошибок.
3 задание:
высокий уровень – все выполнено правильно;
средний уровень – допущено 2 ошибки;
низкий уровень – задание выполнено неверно.
4 задание:
высокий уровень – найдены правильные пары, закрашены одним цветом, как и сказано в инструкции;
средний уровень – допущены незначительные отклонения от инструкции;
низкий уровень – задание не выполнено.
5 задание:
высокий уровень – точное следование инструкции;
средний уровень – найдены мамы и детеныши не только домашних, но и диких животных;
низкий уровень – задание выполнено неверно.
Диагностика психического развития детей старшей группы
Ф.И. ребенка __________________________________________________________________
Дата рождения _________________ Возраст на момент обследования _________________
Дата обследования _____________Детский сад № ___________Группа________________
1. Помоги рыбкам найти маму.
2. Домики.
4. Найди игрушки.
5. Какой предмет лишний.
Результаты диагностики психоэмоционального развития
Средняя группа______________________ Дата_____________________
Ф.И. ребёнка__________________________________________________________________
Дата рождения_________________________________________________________________
Диагностика уровня восприятия «Помоги рыбкам найти маму»
Инструкция: «Помоги каждой маме рыбке найти её ребёнка и соедини их линией, помни, что мама и ребёнок похожи друг на друга»
Итого:________________________________________________________________________
Диагностика умения сосредоточиваться, распределять внимание, развивать сенсорное восприятие «Домики»
Инструкция: «Посмотри на домики: у первого домика нужно раскрасить крышу, у самого маленького домика нарисовать окошко (задание повторяется 3 раза, после этот дети приступают к выполнению»
Итого:________________________________________________________________________
Диагностика характера логических связей и отношений между понятиями «Накорми домашних животных»
Инструкция: «Помоги каждому животному найти ту пищу, которую оно любит и соедини линией»
Итого:________________________________________________________________________
Диагностика сформированности мышления
«Найди игрушки»
Инструкция: «Среди предметов найди только игрушки и обведи их в кружочек»
Итого:________________________________________________________________________
Тест на определения уровня развития словесно-логического мышления ребёнка «Какой предмет лишний»
Инструкция: «Посмотри на рисунок, эти предметы чем-то связанны, их что-то объединяет, но один здесь лишний, зачеркни его»
Итого:________________________________________________________________________
Примечание:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог-психолог_____________________________________________________________
1 задание:
высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;
низкий уровень – задание выполнено неправильно.
2 задание:
высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;
низкий уровень – задание выполнено неправильно.
3 задание:
высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;
низкий уровень – задание выполнено неправильно.
4 задание:
высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;
низкий уровень – задание выполнено неправильно.
5 задание:
высокий уровень – задание выполнено без ошибок. В процессе вербального общения ребенок дает верное объяснение выделения лишнего предмета;
средний уровень – задание выполнено без ошибок, но ребенок не может объяснить самостоятельно, почему он выбрал эту фигуру;
низкий уровень – задание выполнено неправильно.
Диагностика психического развития детей средней группы
Ф.И. ребенка _________________________________________________________________
Дата рождения _________________ Возраст на момент обследования __________________
Дата обследования ______________ Детский сад № ____________ Группа________________
1. Опусти фигурки в формочку.
2. Соедини половинки предметов.
3. Обведи те предметы, которые изображены на картинке.
4. Обведи похожие на образец фигуры.
5. Кто где живет.
Образец на определение уровня развития зрительной памяти
Результаты диагностики психоэмоционального развития
Средняя группа_______________ Дата_____________
Ф.И. ребёнка______________________________________________________
Дата рождения_______________________
Диагностика сформированности мышления «Разложи геометрические фигуры»
Инструкция: «На картинке нарисован ящик, в котором сделаны прорези, дырочки. Посмотри внимательно на фигурки, которые изображены внизу, и соедини линией фигурку и дырочку одинаковой формы – вставь фигурки в ящик».
Итого:________________________________________________________________________
Диагностика уровня развития сенсорного восприятия «Соедини половинки предметов»
Инструкция: «Соедини одной линией половинки изображённых предметов»
Итого:________________________________________________________________________
Диагностика уровня развития зрительной памяти
«Зрительная память»
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, которую я тебе покажу. Запомни те предметы, которые на ней изображены. Теперь я убираю картинку. На своём листочке обведи только те предметы, которые ты увидел на моём рисунке»
Итого: _______________________________________________________________________
Диагностика сформированности внимания и сенсорного восприятия «Найди фигуры похожие на образец»
Инструкция: «Посмотри, слева у тебя нарисована фигурка, обведи только те предметы, которые похожи на фигурку»
Итого:________________________________________________________________________
Тест на определение уровня развития словесно-логического мышления ребёнка «Кто где живёт»
Инструкция: «Перед тобой домики и животные. Проведи чёрточками тропинки от животных туда, где они живут»
Итого:________________________________________________________________________
Психолог _____________________
1 задание:
Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;
Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
2 задание:
Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;
Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
3 задание:
Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;
Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
4 задание:
Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;
Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
Источник