Диагностика нервно психического развития ребенка третьего года жизни
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ
НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ГОДА ЖИЗНИ.
Развитие детей раннего возраста, воспитывающихся в детском дошкольном учреждении, должно систематически контролироваться.
В организации контроля за развитием детей раннего возраста принимают участие заведующая, старший воспитатель, медсестра и конечно же воспитатель группы раннего возраста. (см. схему 1)
Воспитателю необходимо вести листы адаптации детей к условиям ДОУ, составление карт развития и поведения детей (по показателям нервно-психического развития) и определение группы развития ребёнка по параметрам, разработанным К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой.
Цель контроля – определить фактический уровень развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. При этом выявляется правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания, качество всей воспитательной работы дошкольного учреждения.
Систематический контроль позволяет обнаружить первоначальные отклонения в развитии ребёнка, его поведении, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, а при планировании занятий учесть не только действующую программу, но и фактический уровень развития и поведения детей. (см.карту развития ребёнка)
Опираясь на материалы об особенностях психического развития детей раннего возраста, которые были разработаны Н.М.Щеловановым, Н.М. Аксариной, учитываем следующее:
- Чем младше ребёнок, тем быстрее он развивается, тем чаще требуется смена занятий, условий воспитания. Поэтому на первом году жизни степень зрелости малыша контролируется ежемесячно (в условиях семьи), на втором – один раз в квартал, на третьем – один раз в полгода в условиях ДОУ.
- У маленького ребёнка, как и у взрослого, все функции организма взаимосвязаны и воспринимаются в единстве: состояние здоровья, физическое, нервно-психическое развитие, поведение. Поэтому и контроль над ними проводится одновременно, исходя из результатов, намечается комплексный план оздоровительно-воспитательной работы.
- Развитие ребёнка идёт неравномерно: в различные возрастные периоды, определённые умения формируются наиболее интенсивно. Так, возрастной период жизни малыша от 1 года до 2 лет можно условно разделить на 4 периода развития:
1г. 1мес. – 1г. 6мес.;
1г. 4мес. – 1г. 6мес.;
1г. 7мес. – 1г. 9мес.;
1г. 10мес. – 2г.
На третьем году жизни выделяются два периода в развитии ребёнка:
2г. 1мес. – 2г. 6мес.;
2г. 7мес. – 3г.
В каждом из них контролируется:
- Понимание речи.
- Активная речь.
- Сенсорное развитие.
- Игры и действия с предметами.
- Изобразительная деятельность.
- Конструктивная деятельность.
- Степень развития общих движений.
- Формирование навыков самостоятельности.
- Поведение.
Помимо психического развития необходимо контролировать поведенческие реакции, такие как сон, аппетит, настроение, а так же индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка.
Отклонения в поведении малыша могут быть результатом неправильных педагогических мер, применяемых родителями и воспитателями, но могут быть и симптомом заболевания. В этом случае необходимо проконсультироваться с врачом.
В процессе контроля за нервно-психическим развитием детей могут быть использованы следующие основные методы:
1) Беседа с матерью.
2) Наблюдение за ребёнком в группе (выявляющее особенности его
поведения).
3) Диагностика психического развития (выявление уровня НПР).
(См. таблицу 2)
От обычного наблюдения метод диагностики отличается тем, что контроль проводится по единой методике, иногда с помощью какого-либо материала в определённой ситуации, которая максимально приближена к естественным условиям жизни малыша. Важно установить близкий контакт с ребёнком, взрослый своим отношением должен внушить малышу уверенность в том, что предложенное задание ему по силам. Однако поведение взрослого при диагностике не совсем обычно: ему полагается не обучать ребёнка чему-либо, а только умело выявлять уже сформированные умения, не прибегая к подсказкам.
Ребёнок, как правило, ждёт оценки со стороны взрослых. И если малыш хорошо справился с заданием, нужно похвалить его.
Если ребёнок не выполняет задание по какой-либо из линий своего периода развития, воспитатель проверяет уровень его знаний и умений по этой же линии, но на возраст ниже. Уровень развития движений может определяться на занятиях гимнастикой, навыки самостоятельности при выполнении режимных моментов.
Наблюдения за поведением детей проводятся ежедневно. В кризисные сроки результаты наблюдений заносятся в карту развития ребёнка.
Методика диагностики уровня нервно-психического развития детей раннего возраста разработана авторами: К.Л.Печерой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой. Ими так же разработаны «Карта развития и поведения ребёнка» и критерии оценки развития по кризисным возрастам «Показатели нервно-психического развития детей 1г. 3мес.-3 лет».
При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соответствует выявленный показатель. Так отмечаются опережение или задержка в развитии отдельных функций. За нормальное развитие ребёнка второго года жизни принимается формирование умений в пределах одного квартала, а на третьем году – в пределах полугодия.
Для сравнения детей разного уровня развития разработана количественная оценка в виде групп развития. При этом учитывается степень опережения или задержки в развитии ребёнка, количество выполняемых детьми заданий соответственно показателям.
По уровню развития дети распределены на три основные группы (четвёртая группа встречается редко и составляет примерно 1,25% детей).
(См.таблицу 3)
В первой группе числятся дети с нормальным развитием, т.е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также с опережением развитии. Во вторую группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок (на втором году – 1 квартал, на третьем году – 1 полугодие). Третью группу составляют дети с более глубокой задержкой – на два эпикризных срока, а четвёртую с ещё большей задержкой – на три эпикризных срока.
В каждой группе определена степень опережения или задержки в развитии. В первой группе в первой группе опережение на один эпикризный срок – это ускоренное развитие; на два эпикризных срока – это высокое развитие. Во второй, третьей и четвёртой группе выявлены три степени задержки развития (в зависимости от количества несформированных навыков – линий задержки); I степень – 1-2, II – 3-4, III – 5-7 линий. В каждой группе выделены дети с негармоничным развитием. В I группе – дети с верхнегармоничным развитием ( одна часть линий выше на 1, другая – на два эпикризных срока), во II – с негармоничным развитием (одна часть линий вышена 1 , другая ниже на 1 эпикризный срок), в III группе – с нижнегармоничным развитием (одна часть линий ниже на 1 эпикризный срок, другая часть – на 2 эпикризных срока).
Во второй группе развития большую часть составляют дети с задержкой степени на 1-2 показателя, чаще всего это дети с первоначальной задержкой активной речи. Таких детей следует сразу же взять на учёт с целью их речевого развития. Дети третьей группы требуют особого внимания педагога, врача, логопеда, а четвёртой – обязательной консультации психоневролога.
В графе «Заключение» проставляется группа развития.
В графе «Назначения» указываются конкретные задания для ребёнка на следующий возрастной период и соответствие развития возрастной норме.
ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА.
I. Настроение: бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое.
Бодрое – положительно относится к окружающему, реакции менее эмоционально окрашены, часто улыбается, смеётся, охотно контактирует с окружающими.
Спокойное – положительно относится к окружающему, реакции эмоционально окрашены, меньше контактирует с окружающими.
Раздражительное, возбуждённое состояние – имеют место аффективные вспышки возбуждения, конфликтность, могут наблюдаться озлобленность, крик.
Подавленное настроение – ребёнок вял, бездеятелен, пассивен, замкнут, грустен, может плакать тихо, долго.
Неустойчивое – быстро переходит из одного состояния в другое, может весело смеяться и тут же заплакать, часто вступает в конфликты или замыкается.
II. Сон: засыпание, характер сна, продолжительность.
Засыпание – быстрое, медленное (более 15 минут), спокойное, неспокойное, с дополнительными воздействиями.
Характер сна – глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный.
Продолжительность – сон короткий, длительный, соответствующий возрасту.
III. Аппетит: хороший, неустойчивый, избирательное отношение к пище, плохой.
IV. Характер бодрствования: ребёнок активный, малоактивный, пассивный.
V. Индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка:
Социальные связи – контактен, доброжелателен, правильно реагирует на оценку взрослых, инициативен в играх и т.д.
Познавательные способности – проявляет интерес к занятиям, окружающему, легко обучаем, внимание достаточно устойчиво.
Обидчив, застенчив, медлителен или чрезмерно подвижен.
Имеются отрицательные привычки – сосёт палец, раскачивается, грызёт ногти и пр.
ФАКТОРЫ РИСКА НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ
I. Факторы медико-биологического риска:
- наличие наследственных заболеваний в семье;
- пороки развития системы организма, врожденные
и раноприобретённые:
– снижение слуха;
– снижение зрения;
– нарушения в строении и развитии опорно-двигательного
аппарата (мышечной системы и скелета);
– аномалии развития ЦНС (микроцефалия, черепно-
мозговые грыжи и др.);
- органическое поражение ЦНС и периферической НС:
– ДЦП, церебральные и спинальные параличи;
– гидроцефалия;
– энцефалопатия перинатальная;
- психические заболевания (ранние проявления):
– РДА;
– эпилепсия;
- выраженная соматическая патология различной этиологии:
– пороки развития основных систем организма (порок сердца)
и хронические соматические заболевания;
– частая заболеваемость в связи со снижением иммунитета
(в том числе врождённый иммунодефицит);
II. Факторы биологического риска:
– недоношенные и маловесные дети, рождённые с массой
тела менее 1500 г;
– дети, рождённые на сроке гистации меньше 33 недель;
– дети, перенёсшие асфиксию во время родов;
– дети, находившиеся в отделении интенсивной терапии.
III. Факторы социального риска:
- наркомания и алкоголизм родителей;
- малолетние родители (моложе 17 лет);
- дети беженцев;
- стресс, пережитый ребёнком;
- длительная разлука с матерью;
- социально-эмоциональная депривация вследствие резкого ограничения общения со взрослыми.
ВОЗРАСТНАЯ ШКАЛА ОЦЕНКИ ПСИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ С ГОДА ДО ТРЁХ ЛЕТ.
Возраст | Факторы психического развития |
1г. 3 мес. |
|
1г. 6 мес. |
|
1г. 9 мес. |
|
2года |
|
2г. 6мес. |
|
3 года |
|
Источник
Тамара Цыпкина
Диагностика нервно-психического развития детей третьего года жизни
Диагностика нервно-психического развития детей третьего года жизни
Директивы к технологии обнаружения степени нервно-психического развития детей третьего года жизни:
На третьем году жизни в развитии детей можно выделить два полугодия.В каждом из них обозначаются такие линии:
В первом полугодии:
1. Конструктивная речь;
2. Игра;
3. Активная деятельность;
4. Сенсорное формирование;
5. Формирование движений;
6. Формирование навыков.
Во втором полугодии:
1. конструктивная речь;
2. игра;
3. изобразительная деятельность;
4. активная деятельность;
5. сенсорное формирование;
6. Формирование навыков, движений.
Общая численность показателей – 19. Помимо этого, предоставляется оценка поведения детей.
При оценивании нервно-психического формирования детей в карте развития отмечается степень развития, то есть, какой степени (возрасту) оно отвечает по всем линиям. Оценка поведения также осуществляется по всем параметрам (параметры поведения прилагаются).
Напоследок отражается, в чём и как запаздывает развитие детей, и какие отклонения в его поведении имеются.
Возраст 2 года
Осмысление речи.
Разбирается в коротком рассказе взрослого без показа событий, имевшихся в опыте ребёнка.
Материалом является специально подготовленный непродолжительный рассказ о событии, неплохо знакомый ребёнку.
Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Ребёнок может находиться в группе с прочими детьми (2-3, сидящими в полукруге. Взрослый сидится напротив них и начинает рассказывать им вначале первоначальную часть рассказа, вслед за тем задаёт детям первые два вопроса, потом продолжает рассказывать и задаёт ещё два вопроса.
Рассказ, к примеру,может выглядеть следующим образом: «Жила-была девочка Дашенька. Решила Дашенька погулять, надев шапочку, пальтишко, ботинки, сошла по лесенке, потихоньку отворила дверь и вышла на улицу (первоначальная часть рассказа). На улице дети гуляют. Внезапно появилась собачка и начала лаять на Дашеньку – ав-ав! Дашенька напугалась и заплакала.А дядя сказал: «Не бойся, Дашенька, собачка не кусается», – и собачка убежала. Даша больше не плакала, а стала с детками играть (вторая часть рассказа)».Вслед за незначительной паузой воспитателем задаются вопросы: «Кто пошёл на улицу гулять?», «Что Дашенька надела?», «Кто испугал Дашу на улице?», «А что дядя сказал Даше?».
Поведение ребёнка – отвечает на вопросы взрослого.
Конструктивная речь.
При общении с взрослым употребляет трехсловные предложения, пользуется прилагательными и местоимениями.
Методика выявления – естественная обстановка (в период игры, режимных процессов, в общении с взрослым).
Поведение ребёнка – общается с взрослым через речь (двух- и трехсловные предложения).
Сенсорное формирование.
Подбирает по примеру и слову взрослого три контрастных цвета.
Материалом являются три пары варежек (красного, черного и пурпурного цвета).
Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Перед детьми раскладывают варежки в таком порядке – красная, чёрная, пурпурная, красная, чёрная, пурпурная. Взрослый подаёт ребёнку варежку одного цвета и предлагает отыскать подобную ей.Потом порядок меняют: пурпурная, красная, чёрная, пурпурная, красная, чёрная. Задание повторяется.
Поведение ребёнка –верно подбирает по образцу три цвета: к красной варежке красную, к пурпурной пурпурную, к чёрной чёрную. Ребёнок должен решить одно задание.
Игра и действия с предметами.
Повторяет несколько последовательных действий (начало сюжетной игры).
1. Материалом являются кукла величиной 30 сантиметров, губка, полотенце, кубик (заместо мыла, ванна.
Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Может также использоваться игра ребёнка, когда он моет куклу. Перед ребёнком раскладываются игрушки,и говорится ему: «Кукла испачканная».
Поведение ребенка – повторяет с куклой несколько последовательных действий, а именно кладёт куклу в ванну, применяет кубик заместо мыла, терёт губкой, моет рукой, утирает полотенцем. Все предметы употребляются по назначению.
2. Присмотр за ребёнком в свободной обстановке,когда он по ходу игры повторяет несколько последовательных действий: кормит куклу и моет посуду под игрушечным краном либо моет посуду и утирает её, лечит куклу – опускает пипетку в баночку, затем прикладывает к носу куклы.
Поведение ребёнка – когда ребёнок в любой обстановке повторяет несколько последовательных действий (два-три, применяя предметы по своему назначению, задание может считаться исполненным.
Движения.
Перешагивает сквозь преграды, чередуя шаг.
Материалом являются три-четыре брусочка.
Методика выявления – на дистанции двадцать сантиметров ложатся брусочки, и ребёнку предлагают перешагнуть через них, когда ребёнок не может понять задания, взрослому можно ему показать.
Поведение ребенка – идёт сквозь брусочки, чередуя шаг.
Навыки.
Частично надевает одежду (ботинки, шапку).
Методика выявления – естественная обстановка (в момент одевания на прогулку либо вслед за сном). Ребёнку предлагают самостоятельно надеть ботинки, шапку, носки.
Поведение ребёнка – сам, без поддержки взрослого надевает вышеупомянутые предметы.
Возраст 2 года 6месяцев
Конструктивная речь.
1. Разговаривает многословными предложениями (больше трёх слов).
Методика выявления – естественная обстановка. Взрослый свободно разговаривает с ребёнком на первую попавшуюся знакомую ему тему (в период деятельности либо режимных моментов).
Поведение ребёнка – в собственной речи использует хотя бы одно многословное предложение (больше трёх слов).
2.Возникают вопросы: «Где?», «Куда?».
Методика выявления – естественная обстановка. Взрослым ведутся записи речи ребёнка (в период самостоятельной деятельности либо режимных процессов) в ходе 20-30 минут.
Поведение ребёнка –хотя бы один раз спрашивает: «Где?», «Куда?».
Сенсорное формирование.
1. Выбирает по примеру ключевые геометрические фигуры в многообразном материале.
Материалом являются два набора основополагающих геометрических фигур (кубик, шарик, кирпич, призма, цилиндр, конус).
Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Взрослым показывается ребёнку одна из геометрических фигур и ребёнок должен дать аналогичную фигуру.
Поведение ребёнка – верно подаёт взрослому подобающую фигуру.
2. Подбирает по примеру различные предметы четырёх основополагающих цветов.
Материалом является цветное лото, где есть четыре фона основополагающих цветов, и картинки с показом различных предметов четырёх цветов (нужно брать изображения известных предметов, однако которые не были использованы в занятиях).
Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Взрослым даются ребёнку фоны четырёх цветов, потом показываются картинки с изображением предметов, которые окрашены в четыре основополагающих цвета (цвет чередуется). Взрослый узнаёт у ребёнка, на какой фон данную картинку необходимо положить.
Поведение ребёнка – верно выбирает по две картинки каждого цвета.
Навыки.
1. Целиком одевается, однако ещё не умеет застегивать пуговки и завязывать шнурки.
Методика выявления – естественная обстановка (во время одевания после сна или при сборе на прогулку).
Поведение ребёнка – сам одевает рубашку, штаны, чулки, шапку, пальто.
2. Кушает опрятно.
Методика выявления – естественная обстановка (в период кормления).
Поведение ребёнка – кушает опрятно, не пачкая одежду, не оставляя грязь на столе.
Движения.
Перешагивает сквозь палку либо веревку, которая горизонтально приподнята от пола на двадцать-двадцатьвосемь сантиметров.
Материалом является палка либо верёвка.
Методика выявления – провоцирующая обстановка. Взрослым предлагается ребёнку перешагнуть сквозь палку либо верёвку, которая приподнята от пола на двадцать – двадцатьвосемь сантиметров.
Поведение ребёнка – перешагивает без затруднений, не цепляясь за палку либо верёвку.
Возраст 3 года.
Конструктивная речь.
1. Начинает употреблять сложные придаточные предложения.
Методика выявления – естественная обстановка. Взрослым ведётся запись речи ребёнка (в период самостоятельной деятельности либо режимных процессов) в ходе двадцати-тридцати минут.
Поведение ребёнка – хотя бы один раз в собственной речи использует придаточное предложение.
2. Возникают вопросы «Почему?», «Когда?».
Методика выявления – естественная обстановка. Взрослым ведётся запись речи в период хода кормления, одевания, самостоятельной деятельности в течение двадцати-тридцати минут.
Поведение ребёнка – хотя бы один раз использует вопрос «Почему?» либо «Когда?».
Сенсорное формирование.
1. В собственной деятельности, верно, применяет геометрические фигуры по своему назначению.
Материалом является геометрическая мозаика, а также приложенные к ней карточки, где предоставлены описания нетрудных предметов (дом, пароход, дои с забором и т. п., в основании которых расположены основополагающие геометрические фигуры.
Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Взрослый подаёт ребёнку геометрическую мозаику, карточку-пример и делает предложение произвести соответствующее решение через накладывание на образец.
Поведение ребёнка – верно находит мозаику к рисунку.
2. Называет четыре основополагающих цвета.
Материалом являются восемь одноцветно окрашенных предметов по два одного цвета, однако, различной формы (к примеру, красный кубик, красный конус и другие).
Методика выявления – провоцирующая обстановка.Взрослый показывает ребенку один предмет за другим и спрашивает: «Какого цвета шарик?» (цвет чередует).
Поведение ребенка – правильно называет хотя бы по одному разу 4 основных цвета.
Навыки.
1. Самостоятельно одевается, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого.
Методика выявления – ситуация естественная (во время одевания). При необходимости взрослый помогает застегивать пуговицы или завязывать шнурки.
Поведение ребенка – самостоятельно одевается. Иногда может быть небольшая помощь со стороны взрослого при застегивании пуговиц или завязывании шнурков.
2. Пользуется салфеткой по мере надобности, без напоминания.
Методика выявления – ситуация естественная (во время кормления).
Поведение ребенка – при загрязнении лица или рук сам пользуется салфеткой.
Движения.
Перешагивает сквозь палку либо верёвку, которая горизонтально приподнята от пола на 30-35 сантиметров.
Материалом является палка либо верёвка, которая поднята на вышеупомянутую высоту.
Методика выявления – провоцирующая обстановка. Взрослым предлагается ребёнку перешагнуть сквозь палку либо веревку.
Поведение ребёнка – перешагивает без затруднений, не трогаясь палки либо веревки.
(составлено При помощи трудов К. Л. Печоры и Г. В. Пантюхиной)
Источник