Диагностика нарушений речевого развития ребенка
Наталья Щербинина
Диагностика речевых нарушений у детей дошкольного и школьного возраста
Современные подходы к изучению речевых нарушений у детей дошкольного возраста:-Клинико-педагогический подход;психолого-педагогический подход. Клинико-педагогический подход учитывает совокупность лингвистических, психологических, клинических данных, позволяет формировать целостное видение проблемы, так как базируется на комплексном изучении речевых расстройств и учитывает этиологию, патогенез, клинику нарушений речи. Психолого-педагогический учитывает какие компоненты речи нарушены и в какой степени (фонетику,лексику и грамматику).В логопедическом заключении указывается характер нарушений речи на основе психолого-педагогической и клинико-педагогической классификации.Психолого-педагогическая классификация:
-Фонетическое недоразвитие речи (ФНР)
-Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)
-Общее недоразвитие речи.
Фонетическое недоразвитие речи (ФНР)характеризуется как:
-Нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов произношения фонем.
– Нарушением формирования фонетической стороны речи в комплексе (нарушение звукопроизношения, которое проявляется в искажении звуков; звукослоговой структуры слова; просодики)
-Нарушением формирования отдельных компонентов фонетического строя речи (только звукопроизношения или звукопроизношения и звукослоговой структуры слова).
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи характеризуется нарушением процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие восприятия и произношения фонем.
К фонематическим процессам относится:
-Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
-Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
Общее недоразвитие речи (ОНР)-это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой функциональной системы.
Выделяют три уровня речевого развития (Р. Е. Левина).Четвертый уровень речевого развития выделила Т. Б. Филичева.
Первый уровень речевого развития – ОНР I уровня
Характеризуется полным или почти полным отсутствием словесных средств общения в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована.
Второй уровень речевого развития – ОНР II уровня
Речевые возможности детей возрастают. Общение осуществляется не только с помощью жестов, лепетных слов, но и посредством достаточно постоянных, хотя и искаженных в фонетической и грамматическом отношении речевых средств.
Третий уровень речевого развития – ОНР III уровня
Обиходная речь более или менее развернута, грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений не обнаруживается, имеются лишь отдельные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя речи.
Четвертый уровень речевого развития – ОНР IV уровня
Нерезко выраженные нарушения в лексике, фонетике, грамматике, которые чаще всего проявляются в процессе выполнения специальных заданий.
Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями логической последовательности, «застреванием» на второстепенных деталях, пропусках главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по картине, по серии сюжетных картин.
Клинико-педагогическая классификация (раскрывает механизмы, виды и формы речевых расстройств).Психолого-педагогические критерии позволяют выделить 2 группы: нарушение устной и письменной речи (дисграфия и дислексия).
Логопедическая диагностика должна рассматриваться в рамках существующих в логопедии классификаций (ПП и КЛП, а логопедическое заключение строится с учетом пересечения этих двух классификаций.
При формулировке логопедического заключения целесообразно учитывать поэтапность обследования: от определения симптоматики речевых расстройств, выявления нарушенных компонентов к уточнению механизмов и структуры речевого дефекта (т. е. формы нарушений речи).
Варианты пересечения двух классификаций:
-Фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ):
а)Дислалия
б)дизартрия или стертая дизартрия
в)Нарушения голоса
г)Ринолалия
-Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР)
а)Дизартрия или стертая дизартрия
б)Ринолалия
-Общее недоразвитие речи (ОНР I, II, III, IV уровней):
а)Моторная алалия,
б)Сенсорная алалия,
в)Сенсомоторная алалия,
г)дизартрия или стертая дизартрия,
д)По типу ЗРР
е)Невыясненного патогенеза.
-Нарушения темпа и ритма речи:
а)Заикание
б)Тахилалия
в)Брадилалия
г)Спотыкание (полтерн).
Источник
Диагностика нарушений речевого развития у детей.
Изучение состояния детской речи имеет огромное значение в системе всей коррекционно – развивающей работы, от его организации зависит результат логопедического воздействия. Важную роль в результативности обследования играет правильный выбор методики обследования, соответствующей возрасту и психо – физическому развитию ребенка.
Логопед дошкольного учреждения должен обследовать речевое развитие всех детей во всех возрастных группах в начале и конце учебного года. При большой численности детей в дошкольном учреждении логопед сталкивается с проблемой дефицита времени. Как следует из практики образовательных учреждений, логопеды либо не укладываются в отведенные для обследования сроки, либо не проводят диагностику речевого развития у детей младшего возраста, что противоречит принципу ранней диагностики нарушений.
В сложившейся ситуации логопед вынужден искать новые методы и приемы, которые были бы более компактны и в тоже время высокоинформативные. Одним из таких методов является экспресс – диагностика. Конечно, она не исключает полного индивидуального и комплексного обследования, но оно проводится позже – при зачислении детей в группу компенсирующего вида или в сложных случаях, когда затруднена постановка диагноза. Такая диагностика дает первичную картину речевого развития ребенка.
Для выявления нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста мной был разработан диагностический инструментарий:
– схема обследования речи
– цветная иллюстрация
Экспресс-диагностика проводится индивидуально и включает разделы
-Лексика
-Грамматика
-Связная речь
Подобранный речевой и иллюстрационный материал для экспресс-диагностики компактен и удобен. Его можно использовать во всех возрастных группах, меняя степень сложности или сам характер заданий. При выполнении одного задания можно диагностировать ребенка сразу по нескольким речевым параметрам (лексика, грамматика, самостоятельная речь)
Исследуя речевое развитие, задания необходимо давать в интересной, игровой, интонационно выразительной форме с учетом возрастных особенностей детей младшего и среднего возраста.
При проведении экспресс-диагностики у детей отмечается положительный настрой, стойкий интерес к заданиям.
Использование данного метода в практике дает возможность своевременно выявлять нарушения речи у детей дошкольного возраста и рационально использовать рабочее время логопеда.
Приложение:
1 схема обследования речи
№ | Раздел | Вопрос | Предполагаемый ответ | Примечание |
Лексика | ||||
1 | Предметный словарь | Всюду лежит снег. Когда это бывает? | Зимой | |
Какие еще времена года ты знаешь? | Весна, лето, осень | |||
Что бывает после весны (Осени)? | Лето (зима) | |||
Кто пришел на поляну? | Медведь, медвежонок, курочка, цыплёнок, девочка | |||
Покажи и назови зверей. | Медведь ,заяц, белка | |||
Какие это животные? (Дикие или домашние) | Дикие животные | |||
Каких диких животных ты еще знаешь? | Лиса, волк, еж, рысь…. | |||
С кем пришел медведь на полянку?(белка) | С медвежонком (с бельчонком) | |||
Каких домашних животных ты знаешь? | Кошка, собака, корова, коза…. | |||
Почему они домашние? | Они живут дома. За ними ухаживает человек. | |||
Каких птиц ты видишь на картинке. Покажи и назови. | Курицу, ласточку, синичку, снегиря | |||
Курица, гусь, утка-это какие птицы? | Домашние птицы | |||
С кем пришла курица? | С цыпленком | |||
Кто детеныш у утки?(гуся) | Утенок (гусенок) | |||
Как называются птицы, которые прилетают весной и улетают осенью? | Перелетные птицы | |||
Назови перелетных птиц. | Скворец, ласточка, |
№ | Раздел | Вопрос | Предполагаемый ответ | Примечание |
Как называются птицы, которые остаются на зиму? | Зимующие птицы | |||
Покажи и назови зимующую птицу. Каких зимующих птиц ты еще знаешь. | Синичка. Воробей, голубь, сорока… | |||
Посмотри, какое необычное дерево. Что на нем растет? Покажи и назови. | Помидоры, огурцы, клубника | |||
Огурцы, помидоры- это что такое? (Скажи одним словом.) | Овощи | |||
Где растут овощи? | В огороде ,на земле | |||
Какие еще ты знаешь овощи? | Свекла, морковь, редиска, лук, чеснок… | |||
Что должно расти на деревьях? | Фрукты | |||
Посмотри , а здесь еще выросла и клубника. Что это такое?(овощ, фрукт , ягода) . Где она должна расти? | Это ягода. Она растет на земле, на кустике. | |||
Какие я годы ты еще знаешь? | Земляника, вишня, смородина…. | |||
2 | Редко употребляемая лексика | Назови что это? Для чего это нужно? | Бинокль (Чтобы смотреть в даль); Клумба (чтобы было красиво на улице); Фонтан… | |
3 | Прилагательные, обозначающие цвет | Какого цвета снег (небо, шляпка у гриба, солнце) | Белый (голубое, коричневая и красная, жёлтое) | |
4 | Прилагательные, обозначающие форму | Какой формы солнце? | Солнце круглое . Яблоко, часы…. | |
Какой формы крыша? | Крыша треугольная | |||
Какой формы огурец? | Огурец овальный |
№ | Раздел | Вопрос | Предполагаемый ответ | Примечание |
5 | Прилагательные, обозначающие качество предмета | Какой снег? | Белый, пушистый, мягкий…. | |
Какое солнце? | Круглое, желтое, теплое… | |||
Какая шкура у медведя7 | Коричневая, теплая, мягкая | |||
6 | Словарь антонимов | Дерево высокое, а куст…? | Низкий | |
Медведь большой, а медвежонок? | Маленький | |||
Солнце горячее, а снег ? | Холодный | |||
Девочка молодая, а дедушка ? | старый | |||
7 | Словарь синонимов | Подбери похожее слово: Здание- Приятель- Смелый- Пища- | Дом Друг Храбрый Еда | |
8 | Глагольный словарь | Что делает девочка?(белка, ласточка, сенце, кораблик…) | Идет (скачет, летает, светит, плывет… | |
Свинья хрюкает, а овца?( курица кудахчет, а петух ?…) | Блеет (кукарекает…) | |||
Грамматика | ||||
1 | Использование падежных форм существительных | Кто это? Что это? Без чего девочка? Кого встретила девочка? Чем птичка клюет зерна? О ком думает девочка? | Девочка Дом Без ботинка Медведя Клювом О медведе | |
2 | Образование множественного числа существительных | Здесь огурец, а здесь? Это гриб, а это Это цветок, а это? Это птица, а это? | Огурцы Грибы Цветы Птицы | |
3 | Образование родительного падежа сущ . во мн. и ед.ч. | Это дом. Я его закрываю. Чего не стало? (цветы, медведь, огурцы…) | Дома (цветов, медведя, огурцов…) | |
4 | Образование сущ с помощью уменьшительно -ласкательных суффиксов. | Будь ласковым. Называй все ласково. | Домик, кустик, солнышко…. |
№ | Раздел | Вопрос | Предполагаемый ответ | Примечание |
5 | Образование прилагательных от сущ. | Кораблик из бумаги, какой кораблик? | Бумажный | |
Платье из шерсти. Платье какое? | Шерстяное | |||
Ботинок из кожи Это какой ботинок? | Кожаный | |||
6 | Образование притяжательных прилагательных | Уши чьи? | Заячьи | |
Хвост чей? | Медвежий, беличий | |||
7 | Согласование сущ. с числительными | Я начну считать, а ты продолжай: один огурец, два огурца… | Три огурца, четыре огурца, пять огурцов | |
8 | Обследование навыка употребления предлогов | Откуда пришел медведь? Где растут грибы? Где сидит зайчик? Где летает птица? | Из леса | |
Под деревом | ||||
На горке | ||||
Над деревом | ||||
Связная речь | ||||
1 | Составление рассказа -описания | Опиши девочку | ||
2 | Составление рассказа по сюжетной картинке | Составь рассказ по картине «Задумчивый художник» | ||
3 | Творческое рассказывание | Придумай историю про медведя |
2. Иллюстрация
Источник
Статья:
Актуальность исследований, посвященных проблеме развития речи, определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмоции.
Раннее детство охватывает возраст от одного до 3 лет. По мнению Д.Б. Эльконина, ведущей деятельностью становится предметно-манипулятивная, ускоряется процесс психологического развития. Этому способствует то, что ребенок начинает самостоятельно передвигаться, появляется деятельность с предметами, активно развивается речевое общение (как импрессивная, так и экспрессивная речь), зарождается самооценка. Уже в кризисе первого года жизни складываются основные противоречия, приводящие ребенка на новые этапы развития:
1) автономная речь как средство общения обращена к другому, но лишена постоянных значений, что требует ее преобразования; она понятна другим и используется как средство общения с другими и управления собой;
2) манипуляции с предметами должны смениться деятельностью с предметами;
3) становление ходьбы не как самостоятельного движения, а как средства достижения других целей.
По мнению Г.М. Ляминой, в раннем детстве существуют такие новообразования, как речь, предметная деятельность, а также создаются предпосылки для развития личности. Ребенок начинает отделять себя от других предметов, выделяться из окружающих его людей, что приводит к начальных форм самосознания. В раннем детстве быстро развиваются разнообразные познавательные функции в их первоначальных формах (сенсорное развитие, память, мышление, внимание). В это же время у ребенка начинают проявляться коммуникативные свойства, интерес к людям, общительность, подражание, формируются первичные формы самосознания (18).
М.И. Лисина отмечает, что психическое развитие в раннем детстве и многообразие его форм и проявлений зависят от того, насколько ребенок включен в общение со взрослыми и насколько активно он себя проявляет в предметной познавательной деятельности. В период раннего детства развиваются две стороны общения: общение со взрослым и общение со сверстниками. Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослым. Проблеме общения ребенка со взрослыми посвящены исследования многих ученых-психологов: Л.А. Божович, Л.С. Выготского, Я.Л. Коломенского, М.И. Лисиной, Т.А. Марковой, Л.А. Пеньевской, Р.И. Жуковской и др.
Ранний возраст является наиболее важным в развитии речи. Проблемой развития речи занимались Н.И. Жинкин, М.И. Лисина, А.В. Запорожец и другие. В отечественной педагогике и возрастной психологии процесс развития ребенка от рождения до 3 лет разделяют на два основных периода: младенчество (от рождения до 12 месяцев) и ранний возраст (от 12 до 36 месяцев).
Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Д.Б. Эльконин показали важность раннего возраста в развитии речи, считая его сензитивным периодом для формирования звукопроизношения, словаря, грамматической стороны речи. Л.С. Выготский отмечал, что в раннем возрасте овладение речью представляет собой центральную линию развития ребенка, поскольку меняет его отношение к окружающей среде, выводя из ситуационной зависимости. Речевая система формируется и функционирует в неразрывной связи с развитием сенсорной, сенсомоторной, интеллектуальной, аффективно-волевой сфер ребенка.
По мнению Д.Б. Эльконина, в раннем детстве отмечается бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления), двигательной и эмоционально-волевой сферы. К трем годам ребенок начинает говорить о себе в третьем лице, формируется чувство «Я», отмечается выраженное стремление к самостоятельности. Особенности поведения ребенка в этот период зависят от отношения к нему взрослых. Этот этап развития называют кризисом 3 лет (первый возрастной кризис). Психологическим новообразованием является обособление себя от окружающих, что имеет большое значение для личностного развития ребенка. Развитие ребенка раннего возраста происходит только в условиях взаимодействия со взрослыми [5].
Ранний возраст является наиболее важным в развитии речи. Отклонения в овладении речью затрудняют общение с близкими взрослыми, препятствуют развитию познавательных процессов, отрицательно влияют на формирование самосознания. В связи с этим проблема предупреждения отклонений в развитии речи, выявление детей с нарушениями речи является актуальной проблемой современной науки (О.Е. Громова, К.Л. Печора, Г.В. Чиркина, Е.В. Шереметьева и др.).
Поскольку отклонения в развитии речи детей раннего возраста в дальнейшем могут повлиять на становление словарного запаса и грамматического строя, необходимо коррекционное воздействие для предупреждения вторичных нарушений. Для этого необходимо комплексное логопедическое обследование. Методики изучения речи в раннем возрасте рассматриваются в работах О.Е. Громовой, К.Л. Печоры, Г.В. Чиркиной, Е.В. Шереметьевой.
О.Е. Громова для диагностики речи детей раннего возраста разработала опросник для родителей. Адресуя этот опросник родителям ребенка раннего возраста, специалисту (логопеду или воспитателю) следует помнить, что наиболее значимыми показателями являются: количественный и качественный состав пассивного словарного запаса ребенка; процентное соотношение между первыми словами и объемом пассивного словаря по каждой из основных словарных групп; наличие в окружающей ребенка обстановке ситуации, однозначно требующей номинации явления или предмета в соответствии с коммуникативными потребностями (прагматический фактор); частотность ситуации, в которой это слово следует употреблять [1].
Г.В. Чиркина отмечает, что логопедическое заключение о речевом развитии ребенка раннего возраста коренным образом отличается от общепринятой в детской логопедии терминологии для детей старше 3 лет, т.к. мы имеем дело с формирующейся функцией в ее сензитивном периоде становления. В зависимости от того, какие факторы являются ведущими в механизме возникновения отклонений в речевом развитии, формулируется и логопедическое заключение [3].
К.Л. Печора предлагает свою методику диагностики нервно-психического развития ребенка 2-3 лет. Автор выделяет нормальное развитие ребенка и развитие с опережением на один-два эпикризных срока (один-два квартала, полугодия), что является физиологической нормой, развитие с опережением на три и более эпикризных срока (три квартала и более) и задержанное развитие, которое включает в себя задержку темпов развития и собственно задержку развития [2].
Е.В. Шереметьева разработала модель психоречевого развития ребенка раннего возраста, которая охватывает пять стадий психоречевого развития ребенка. Каждая стадия включает в себя: психофизиологическую готовность ребенка к овладению речью; когнитивный компонент, который опосредованно показывает специалистам качество внешнесредового воздействия семьи; предъязыковые и языковые средства общения ребенка с близкими взрослыми [4].
Сводная характеристика всех выше рассмотренных методик представлена в таблице.
Методики изучения предпосылок нарушения речи у детей раннего дошкольного возраста
Автор методики | Цель методики | Параметры методики | Критерии методики |
Г.В. Чиркина | Определить уровень речевого развития детей раннего возраста | Строение и функционирование органов артикуляции, артикуляционный праксис (после 1 г. 6 мес), слуховое внимание к неречевым и речевым сигналам, понимание речи, объем пассивного и активного словаря | Неосложненная задержка; задержка речевого развития; грубая задержка речевого развития |
О.Е. Громова | Определить уровень сформированности устной речи: звукопроизношения, лексико-грамматического строя, определить уровень начального детского лексикона: норма, задержка речевого развития, дети группы риска | Звуковой строй и слоговая структура; лексико-грамматический строй речи | Соотнесение результатов с возрастными нормативами |
К.Л. Печора | Определить уровень речевого развития ребенка: нормальное, развитие с опережением, задержанное развитие (задержка темпов развития и собственно задержка развития) | Понимание речи Активная речь | Соотнесение результатов с возрастными нормативами |
Е.В. Шереметьева | Определить уровень психоречевого развития ребенка раннего возраста | Двигательные предпосылки артикуляции, фонематическое восприятие, интонацион-но-ритмическое развитие | Оценка в баллах, определение типа отклонения |
Таким образом, методики изучения речи в раннем возрасте рассматриваются в работах О.Е. Громовой, К.Л. Печоры, Г.В. Чиркиной, Е.В. Шереметьевой. При проведении обследования ребенка основной целью логопеда является выявление индивидуальных проблем в развитии детской речи. Для этого проводится диагностика речевых и неречевых процессов. Обязательным условием диагностики речевого развития ребенка является его параллельное обследование у детского психолога. Только на основе всестороннего анализа основных показателей развития ребенка раннего возраста логопед сможет адекватно оценить индивидуальные речевые проблемы в развитии детской речи.
В настоящее время для формирования речи детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью недостаточно разработано методик, в основном в логопедии представлены методики коррекции речи у детей дошкольного возраста. В работе с детьми раннего возраста можно использовать: модифицированные приемы преодоления общего недоразвития речи (ОНР, I уровень) Р.Е. Левиной, Н.С. Жуковой, С.А. Мироновой, Т.Б. Филичевой, специальные упражнения, направленные на развитие предпосылок фонематического восприятия и устранения выраженных нарушений звуко-слоговой структуры Г.В. Чиркиной и А.К. Марковой; методические рекомендации по воспитанию фразовой речи у детей-алаликов, разработанные В.К. Орфинской, Б.М. Гриншпуном, В.К. Воробьевой, Е.Ф. Соботович; методические разработки по проведению занятий с детьми раннего возраста по развитию речи и ознакомлению с окружающей действительностью В.В. Гербовой, С.Н. Теплюк, В.А. Петровой; авторские методике по работе с детьми раннего возраста с отклонениями в речевом развитии (О.Е. Громова, Е.В. Шереметьева).
В настоящее для формирования речи детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью недостаточно разработано методик, в основном в логопедии представлены методики коррекции речи у детей дошкольного возраста.
В работе с детьми раннего возраста можно использовать:
– модифицированные приемы преодоления общего недоразвития речи (ОНР, I уровень) Р.Е. Левиной, Н.С. Жуковой, С.А. Мироновой, Т.Б. Филичевой,
– специальные упражнения, направленные на развитие предпосылок фонематического восприятия и устранения выраженных нарушений звуко-слоговой структуры Г.В. Чиркиной и А.К. Марковой;
– методические рекомендации по воспитанию фразовой речи у детей-алаликов, разработанные В.К. Орфинской, Б.М. Гриншпуном, В.К. Воробьевой, Е.Ф. Соботович;
– методические разработки по проведению занятий с детьми раннего возраста по развитию речи и ознакомлению с окружающей действительностью В.В. Гербовой, С.Н. Теплюк, В.А. Петровой;
– авторские методике по работе с детьми раннего возраста с отклонениями в речевом развитии (О.Е. Громова, Е.В. Шереметьева);
– методики Н.А. Зайцева, М. Монтессори.
Таким образом, в работе с детьми раннего возраста необходимо использование специальных диагностических и коррекционных методик по выявлению и преодолению нарушений речевого развития.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Источник