Диагностика на развитие внимания у ребенка 4 лет
Набор методик предназначается для изучения внимания детей с оценкой таких качеств внимания, как продуктивность, устойчивость, переключаемость и объем.
Каждая из этих характеристик может рассматриваться отдельно и вместе с тем, как частная оценка внимания в целом. Для диагностики перечисленных характеристик внимания предлагаются различные методические приемы. В заключение обследования ребенка по всем четырем представленным здесь методикам, относящимся к вниманию (методика 5, 6, 7 и 8), можно вывести общую, интегральную оценку уровня развития внимания дошкольника. Все частные оценки внимания, как в предыдущем случае, вносятся в Индивидуальную карту психологического развития ребенка.
Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают рис. 61. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания:
—————
1 Этот рисунок рекомендуется использовать при изучении внимания трёхчетырёхлетних детей, а следующий далее рис. 7 — для диагностики внимания детей четырёх-пятилетнего возраста. При диагностике внимания детей старше шести лет рекомендуется пользоваться матрицей с кольцами Ландольта, представленной на рис. 47.
Рис. 6. Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни» для детей от трёх до четырёх лет.
Рис. 7. Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни» для детей в возрасте от четырёх до пяти лет.
«Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово “начинай”, ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово “стоп”. В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово “начинай”. После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово “конец”. На этом выполнение задания завершится».
В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».
Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик — горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.
Обработка и оценка результатов
При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:
S = (0,5N– 2,8n) / t
где S — показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;
N — количество изображений предметов на рис. 6 (7), просмотренных ребенком за время работы;
t — время работы;
п — количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.
В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один — для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные — для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.
По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график следующего вида (рис. 8), на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:
10 баллов — показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.
8-9 баллов — показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла.
6-7 баллов — показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла
4-5 баллов — показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла.
2-3 балла — показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла.
0-1 балл — показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.
Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так:
10 баллов — все точки графика на рисунке 8 не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1.
8-9 баллов — все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2.
6-7 баллов — все точки графика располагаются в трех зонах, а сама кривая похожа на график 3.
4-5 баллов — все точки графика располагаются в четырех разных зонах, а его кривая чем-то напоминает график 4.
3 балла — все точки графика располагаются в пяти зонах, а его кривая похожа на график 5.
Рис. 8. Варианты графиков, показывающих динамику продуктивности и устойчивости внимания по методике «Найди и вычеркни».
На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребёнка по данной методике. Интерпретируются эти кривые следующим образом:
1. Кривая, изображённая с.помощью линии типа —.—.—. Это график очень высокопродуктивного и устойчивого внимания.
2. Кривая, представленная линией типа – – – – – – Это график низкопродуктивного, но устойчивого внимания.
3. Кривая, изображаемая посредством линии типа – – – – – – . Представляет собой график среднепродуктивною и среднеустойчивого внимания.
4. Кривая, изображенная с помощью линии ———— . Является графиком среднепродуктивного, но неустойчивого внимания.
5. Кривая, изображенная линией – – – – – – – . Представляет график среднепродуктивного и крайне неустойчивого внимания.
Выводы об уровне развития
10 баллов — продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая.
8-9 баллов — продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.
4-7 баллов — продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.
2-3 балла — продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.
0-1 балл — продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая.
—
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с. С. 73-80.
Источник
ДЕТЕЙ 4-х ЛЕТ:
Диагностика внимания начинается с анализа поведения ребенка, степени его организованности, выявления внешних и внутренних причин, нарушающих внимание. При анализе внутренних причин нарушения внимания следует опираться на знания сущности и механизмов процесса внимания, его свойства. Для объективного контроля за развитием внимания применяют специальные методики.
Для сравнительного анализа уровня развития внимания смотрите таблицу данных:
Возраст | Устойчивость внимания (в секундах) | Концентрация внимания по количеству отвлечений |
2 года | 21,1 сек. | – |
3 года | 27,0 сек. | 3,7 |
4 года | 50,3 сек. | 2,0 |
5 лет | 83,3 сек. | 1,6 |
6 лет | 96,0 сек. | 1,1 |
Определение уровня развития данного психического процесса фиксируется в сводной таблице при помощи знаков:
Выше среднего (+) – Ребенок безошибочно выполнил все задания, старательно и быстро справился с тестом.
Средний уровень (V) – Ребенок допустил незначительные ошибки, после помощи взрослого исправил их.
Ниже среднего (-) – Ребенок с трудом справлялся с заданиями, допускал многочисленные и «грубые» ошибки, отказывался принимать помощь взрослого.
Низкий уровень (!) – Ребенок совершенно не справился с заданиями, отказывался их выполнять, ссылаясь на свое незнание и т.п.
1. КОПИРОВАНИЕ ТОЧЕК (модификация теста Керна-Йирасека)
Цель: Методика направлена на исследование произвольного внимания с опорой на внешние знаковые средства.
Источник: Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ под общей редакцией Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001, стр.108
Материал: Приготовить три карточки с образцами рисунка, изображенного точками.
Задание: Поочередно предложите три карточки с образцами рисунка, изображенного точками. Рисунки-образцы дают в порядке усложнения. Результаты оценивают по следующим параметрам: количество правильно выполненных рисунков, степень отклонения от образца по количеству точек, совпадающих с рисунком, расстояний между ними, соблюдение пропорций вертикальных и горизонтальных линий.
Примечание:Высокий уровень – все рисунки скопированы правильно, имеются небольшие отклонения в пропорциях, расстояниях между точками.
Средний уровень – рисунки изображены правильно, но искажены расстояния между точками и пропорции более чем в два раза, несовпадение с рисунком количества точек.
Низкий уровень – часть рисунков искажены, значительно нарушены не только пропорции, расстояния и количество точек, но и направления линий.
РИСУНКИ-ОБРАЗЦЫ:
2. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ (В.В.Давыдов)
Цель: Методика направлена на исследование произвольного внимания с опорой на инструкцию взрослого, которая указывает на формирование внутренних знаковых средств.
Источник: Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ под общей редакцией Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001, стр.109
Материал: Приготовить бланк с образцами рисунков.
Задание: Ребенку предлагают тетрадный лист в клетку и ставят вначале строки точку, куда просят поставить карандаш, затем говорят: «Сейчас я буду подсказывать, куда надо вести карандаш по линии клеточки – вверх или вниз, вправо или влево. Слушай внимательно: одну клеточку вверх, теперь вправо, теперь вниз и снова вправо, вверх – вправо, вниз – вправо – продолжи рисунок по образцу (обведи образец)».
Примечание:Высокий уровень – наличие одной, двух ошибок.
Средний уровень – наличие трех и более ошибок, контур рисунка сохраняется.
Низкий уровень – большое количество ошибок, контур рисунка нарушен.
РИСУНКИ-ОБРАЗЦЫ:
-1-
-2-
-3-
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?
Цель: Методика направлена на диагностику развития непроизвольного внимания.
Источник: Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ под общей редакцией Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001, стр.113
Материал: Подобрать две пары похожих картинок, в сюжете которых есть несколько отличий (см. приложение)
Задание: Закройте листом бумаги рисунок, расположенный справа, покажите левый рисунок, закройте его, а правый рисунок откройте. Спросите, что изменилось на рисунке. После ответа откройте оба рисунка и попросите обнаружить различия. Так повторите с каждой парой рисунков. Если ребенок затрудняется ответить, то задание можно упростить тем, что оба рисунка одновременно предъявляются ребенку для сравнения.
4. ТЕСТ-ИГРА «ПОДБЕРИ КАРТИНКУ»:
Цель: Методика направлена на диагностику произвольного внимания.
Источник: 1) Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ под общей редакцией Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001, стр.119
2) Емельянова О. Развитие внимания: учись играя. М.: «Ритмикс-дизайн», 2001.
Материал: Пазлы, которые состоят из центральной и четырех дополнительных частей. Дополнительные части необходимо прикрепить к основной таким образом, чтобы получилась целостная картина.
Задание: Психолог предлагает ребенку собрать пазлы таким образом, чтобы из отдельных его частей сложилась и получилась общая картина. Важно отметить то, как ребенок подбирает части к центральному полю, и на какие детали рисунков он обращает внимание, собирая пазлы.
5. МЕТОДИКА В.М.КОГАНА:
Цель: Методика используется для выявления параметров внимания: удержания внимания, возможности распределения внимания по одному, двум или трем признакам одновременно, переключения внимания.
Источник: Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. – М.: Изд-во АПКиПРО РФ, 2000, стр.82
Материал: Набор карточек с разноцветными плоскими изображениями геометрических фигур ( 5 цветов, 4 фигуры), таблица с расчерченными клетками, где слева по вертикали указаны цвета, а по горизонтали – фигуры.
Задание: Перемешать карточки с цветными фигурами.
1 этап: Разложи все карточки подряд в кучки по цвету.
2 этап: Разложи все карточки в кучки по форме.
3 этап: Помести карточки в таблицу. «Посмотри – это как домик. В нем 5 этажей. На первом этаже живут фигурки черного цвета, на втором – зеленого; на третьем – желтые и т.д. А это подъезды. В этом подъезде живут все кружочки, в этом – треугольники и т.п. У каждой фигурки есть свой домик – клеточка. Теперь давай найдем, где будет жить красный треугольник… Разложи все фигурки по таблице так, чтобы каждая жила в своем домике».
МЕТОДИКА ПЬЕРОНА-РУЗЕРА
Цель: Методика направлена на исследование устойчивости внимания, возможностей его переключения.
Источник: Методические рекомендации по использованию диагностического комплекта «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов»./Авт.-сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. – М.: АРКТИ, 2001, стр.7
Материал: Бланк с фигурами, карандаш.
Задание: Перед ребенком кладется бланк, и психолог, заполняя пустые фигурки образца, говорит: «Смотри, вот в этом кружочке я поставлю точку, ромбик я зачеркну, а домик пропущу.
ДИАГНОСТИКА ПАМЯТИ:
Что такое память.
Память – это основа психической жизни, основа нашего сознания. Человек получает информацию благодаря разным органам чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусу. Соответственно этому выделяют: зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и вкусовую память. Кроме того, в зависимости от характера запоминаемого материала, существуют: память на слова (словесная или вербальная); на образы (образная); на движения (двигательная); на эмоции, чувства, переживания (эмоциональная), память на расположение предметов в пространстве, на временные отрезки, на числа, фамилии, лица и мн.др. Основу памяти составляет генетически обусловленная способность запечатлевать информацию (природная пластичность нервно-мозговой ткани – мнема»)- природная память.
Если человек заучивает материал, многократно его повторяя, зазубривает информацию или, наоборот, быстро запечатлевает, как бы фотографирует, то такое запоминание называется механическим, или непосредственным, т.е. запоминанием без дополнительных средств. А когда человек старается запомнить, ищет для этого какие-то способы или приемы, анализирует, осмысливает, каким-либо образом организует материал, то речь идет о принципиально другом, качественно более высоком запоминании – о логическом или опосредствованном, т.е. запоминании с помощью каких-либо средств. В этом случае речь идет о культурной памяти. Культурная память – это всегда произвольная память.
Источник
Диагностика
внимания начинается с анализа поведения
ребенка, степени его организованности,
выявления внешних и внутренних причин,
нарушающих внимание. При анализе
внутренних причин нарушения внимания
следует опираться на знания сущности
и механизмов процесса внимания, его
свойства. Для объективного контроля за
развитием внимания применяют специальные
методики.
Для сравнительного
анализа уровня развития внимания
смотрите таблицу данных:
Возраст | Устойчивость | Концентрация |
2 | 21,1 | – |
3 | 27,0 | 3,7 |
4 | 50,3 | 2,0 |
5 | 83,3 | 1,6 |
6 | 96,0 | 1,1 |
Определение
уровня развития данного психического
процесса фиксируется в сводной таблице
при помощи знаков:
Выше среднего
(+) –
Ребенок безошибочно выполнил все
задания, старательно и быстро справился
с тестом.
Средний уровень
(V)
– Ребенок допустил незначительные
ошибки, после помощи взрослого исправил
их.
Ниже среднего
(-) –
Ребенок с трудом справлялся с заданиями,
допускал многочисленные и «грубые»
ошибки, отказывался принимать помощь
взрослого.
Низкий уровень
(!) –
Ребенок совершенно не справился с
заданиями, отказывался их выполнять,
ссылаясь на свое незнание и т.п.
1. Копирование точек (модификация теста Керна-Йирасека)
Цель:
Методика направлена на исследование
произвольного внимания с опорой на
внешние знаковые средства.
Источник:
Энциклопедия воспитания и развития
дошкольника/ под общей редакцией
Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия
развития, Академия Холдинг, 2001, стр.108
Материал:
Приготовить три карточки с образцами
рисунка, изображенного точками.
Задание:
Поочередно предложите три карточки с
образцами рисунка, изображенного
точками. Рисунки-образцы дают в порядке
усложнения. Результаты оценивают по
следующим параметрам: количество
правильно выполненных рисунков, степень
отклонения от образца по количеству
точек, совпадающих с рисунком, расстояний
между ними, соблюдение пропорций
вертикальных и горизонтальных линий.
Примечание:Высокий
уровень –
все рисунки скопированы правильно,
имеются небольшие отклонения в пропорциях,
расстояниях между точками.
Средний
уровень –
рисунки изображены правильно, но искажены
расстояния между точками и пропорции
более чем в два раза, несовпадение с
рисунком количества точек.
Низкий
уровень –
часть рисунков искажены, значительно
нарушены не только пропорции, расстояния
и количество точек, но и направления
линий.
Рисунки-образцы:
2. Графический диктант (в.В.Давыдов)
Цель:
Методика направлена на исследование
произвольного внимания с опорой на
инструкцию взрослого, которая указывает
на формирование внутренних знаковых
средств.
Источник:
Энциклопедия воспитания и развития
дошкольника/ под общей редакцией
Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия
развития, Академия Холдинг, 2001, стр.109
Материал:
Приготовить бланк с образцами рисунков.
Задание:
Ребенку предлагают тетрадный лист в
клетку и ставят вначале строки точку,
куда просят поставить карандаш, затем
говорят: «Сейчас я буду подсказывать,
куда надо вести карандаш по линии
клеточки – вверх или вниз, вправо или
влево. Слушай внимательно: одну клеточку
вверх, теперь вправо, теперь вниз и снова
вправо, вверх – вправо, вниз – вправо –
продолжи рисунок по образцу (обведи
образец)».
Примечание:Высокий
уровень –
наличие одной, двух ошибок.
Средний
уровень –
наличие трех и более ошибок, контур
рисунка сохраняется.
Низкий
уровень –
большое количество ошибок, контур
рисунка нарушен.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник