Диагностика музыкального развития ребенка в доу

космач елена
Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Реализация основной образовательной программы предполагает оценку индивидуального развития ребенка. Такая оценка производится педагогами в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Диагностика музыкальных способностей проводится 2 раза в год, с проведением диагностических срезов развития. Для каждой возрастной группы определяются показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития музыкальных способностей. Результаты обследования заносятся в графы диагностических карт. Диагностика проводиться в течение нескольких занятий. Некоторые задания дети выполняют небольшими группами, а некоторые – индивидуально. Диагностика проводится на программном материале.

Цель: Обследование проводится для выявления у детей трёх основных музыкальных способностей: – ладового чувства, – музыкально – слуховых представлений, – чувства ритма, – организации коррекционной работы в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.

Результаты педагогической диагностикимогут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

оптимизации работы с группой детей.

Результаты исследований представляется в виде трехуровневой шкалы: высокий уровень, средний уровень,низкий уровень:

высокий уровень ребенок самостоятельно справляется с предложенным заданием или с небольшой помощью взрослого;

средний уровень – ребенок частично справляется с заданием с помощью взрослого;

низкий уровень – ребенок не справляется с заданиями, даже с помощью взрослого.

Метод: Наблюдение за детьми на музыкальных занятиях и индивидуально, а также выполнение специально подобранных заданий.

Первая младшая группа

1. Узнает знакомые мелодии и различает высоту звуков (высокий – низкий).Педагог показывает игрушку курочку:

– Послушайте, дети,как курочка зовет цыплят: «Ко-ко-ко!» (поет низким голосом)

Затем показывает цыплят:

– А цыплятки ей отвечают тоненькими голосочками: «Ко-ко-ко» (поет высоким голосом)

А сейчас послушайте, кто поет песенку, курочка или цыпленок? Возьмите игрушку и покажите. Аналогично проводится игра с утятами.

2. Вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы.Педагог приносит на занятие игрушку медвежонка: – Ребята, к нам в гости пришел медвежонок, только он капризничает, потому что ему хочется спать. Мы сейчас споем медвежонку колыбельную песенку, и он заснет.Материал: «Баю» (колыбельная, муз. М. Раухвергера

3. Двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки. Педагог предлагает детям прослушать музыку. Отмечает настроение каждого ребенка. Детям предлага­ется выполнить движения, соответствующие данному музыкальному фрагменту (хлопки в ладоши, покачивание головой, повороты кистей рук)Материал: «Полянка», рус. нар. мелодия, обр. Г. Фрида

4.Умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, по­ворачивать кисти рук. Педагог побуждает детей под музыкувыполнять движения по показу в соответствии с текстом: притопывать ногой, хлопать в ладошки, поворачивать кисти рук.Материал: «Микита», белорус, нар. мелодия, обр. C.Полонского

5. Называет музыкальные инструменты: погремушки, бубен. Педагог ставит перед детьми на стол ширмочку и показывает мышку, которая играет на погремушке,приговаривая:

– Я – мышка – норушка, звеню погремушкой. Мышка звенит погремушкой и прячется за ширму. Затем педагог показывает детям зайчика, который играет на барабане.Материал: ширма;игрушки-би-ба-бо: зайчик, мышка.

Вторая младшая группа

1. Слушает музыкальное произведение до конца. Педагог предлагает детям прослушать разнохарактерную музыку. Отмечает настроение каждого ребенка. Детям предлага­ется выполнить движения, соответствующие данному музыкальному фрагменту:

• плясовая (хлопки в ладоши, притоп носком ноги);

• колыбельная (покачать куклу, закрыть глаза);

• марш (марширование на месте).

Вопросы:

– Вам понравилась эта музыка?

– Какая это музыка по настроению – веселая или грустная?Материал: Е. Тиличеева «Марш», А. Гречанинов «Колы­бельная», р. н. м. «Как у наших у ворот» в обр. И. Михайловой

2. Узнает знакомые песни. Педагог предлагает ребенку разглядеть карточки-песенки, выбрать из них понравившуюся, рассказать, о чем будет петь, и спеть песенку, которой подходит эта картинка.Материал: Карточки-картинки, отражающие содержание песен из музыкального репертуара второй младшей группы

3. Различает звуки по высоте (в пределах октавы). Муз. руководитель предлагает детям прослушать музыкальное произведение «Пти­цы и птенчики».Вопросы:

– Всегда ли музыка звучит одинаково?

– Как чирикают птенчики? (Высоко или низко.)

– Как чирикают птички?Материал: «Птицы и птенчики» муз. Е. Тиличеевой; иллюстрации с изображени­ем птичек

4. Замечает изменения в звучании (тихо — громко). Муз. руководитель предлагает детям прослушать музыкальное произведение, определить, когда оно звучит громко, а когда тихо.

Вопрос: – Всегда ли музыка звучит одинаково? Затем предлагает еще раз прослушать музыкаль­ное произведение, прохлопать в ладоши «тихо», когда музыка звучит тихо, и «громко», когда му­зыка звучит «громко».Материал: «Громко – тихо», музыка Г. Левкодимова

5. Поет, не отставая и не опережая других. Педагог исполняет знакомую детям песню, предлагает спеть эту песню вме­сте с ним.

Примечание. Если ребенок затрудняется или не знает предлагаемую песню, педагог предлагает ему исполнить любую песенку, ко­торую он знает.

6.Умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, прито­пывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.).Материал: русские народные плясовые мелодии («Ах вы, сени», «Барыня», «Из-под дуба» и т. п.)

7. Различает и называет детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.). Педагог вместе с детьми вспоминает сказку «Колобок», перечисляют всех персонажей, которые встречаются колобку на пути. Педагог предлагает прослушать, кто идет по лесу, при этом образ колобка передает металлофон (колобок перекатывается – мелодия постепенно то поднимается, то опускается, зайчика– барабан (идет по лесу зайчик, бьет в барабанчик, волка – погремушка (волк по лесу бежит, погремушкою гремит, медведя – бубен (медведь идет, в бубен лапой бьет, лисичку – дудочка (лисичка хитрая, ласковым голоском говорит, будто дудочка поет)

После того, как педагог сыграет на инструменте, ребенок определяет, какой персонаж был озвучен, и вставляет в окошечко картинку с данным персонажем.Материал: картинка «Колобок на лужайке», карточки-картинки с изображением персонажей сказки, дудочка, металлофон, бубен, погремушка, бара­бан.

Средняя группа

1. Узнает песни по мелодии.Педагог играет на металлофоне или фортепиано мелодию знакомой песни: В начале года – «Улыбка», в конце года – «Мы запели песенку»Материал: «Улыбка», муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского, «Мы запели песенку», муз. М. Рустамова, сл. Л. Мироновой

2. Различает звуки по высоте (в пределах сексты — септимы). Педагог исполняет детям песенку Е. Тиличеевой «Качели». А затем предлагает детям спеть песню вместе и на слова «вверх» поднимать руку вверх, а на слова «вниз» опускать её. После этого педагог играет на металлофоне верхний звук (до2, показывая картинку «качели вверху», а затем играет нижний звук (ре1)Материал: «Качели» муз. Е. Тиличеевой; карточка с изображением качелей в верхнем и нижнем положении, цветная карточка, закрывающая изображение, металлофон, ширма.

3. Может петь протяжно, четко произносить слова; вместе с другими детьми—начинать и заканчивать пение. Педагог исполняет знакомую детям песню, предлагает детям спеть эту песню вме­сте с ним.Материал: в начале года «Осень», муз. И. Кишко, сл. Т. Волгиной, в конце года «Кошечка», муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой

4. Выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно ме­няя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения. Педагог играет детям музыкальное произведение, обращает внимание на средства музыкальной выразительности (как летчики заводят мотор, как летят самолеты, как летчики маршируют на параде). Затем педагог предлагает детям поиграть в игру «Летчики, на аэродром!»Материал: «Летчики, на аэродром» муз. М. Раухвергера

5.Умеет выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движе­ние парами по кругу, кружение по одному и в парах. Может выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками). Педагог предлагает детям выполнять танцевальные движения под музыку:

пружинки – «Барыня»

подскоки – «Полька»

кружение

Педагог просит детей построиться парами и под музыку «Пляска парами»:

идти по кругу

бежать парами на носочках

кружиться в парах

Педагог показывает детям куклу:

– Ребята, к нам в гости пришла кукла Марина и привела с собой своих друзей – игрушечных зайчиков, медвежат, собачек (делает вид, словно кукла что-то шепчет на ушко). Марина очень любит танцевать и приглашает всех вас на танец. Берите игрушки и вставайте в кружок.

Материал: «Барыня», русская народная мелодия, «Полька», муз. М. Глинки, «Пляска парами», латыш, нар. Мелодия.Материал: «Калинка», русская народная мелодия

кукла Марина и игрушки по количеству детей

6. Умеет играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке. Предварительно дети разучивают попевку, обращают внимание на длительности (долгие и короткие звуки, прохлопывают ритм, знакомятся с ритмокартами. Затем индивидуально каждому ребенку предлагается прохлопать ритм песенки по ритмокарте, а затем повторить на металлофоне знакомую попевку.Материал: «Мы идем с флажками», «Небо синее», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова. Металлофон.

Старшая группа

1. Различает жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка). Педагог предлагает детям прослушать разнохарактерную музыку, определить, что делают дети, и для проверки открыть окошко в домике.

Вопросы:

– Как называется эта музыкальная пьеса? (Что делали дети под эту музыку)

– Какая это музыка по настроению (по характеру?Материал: «В церкви» П. Чайковского, «Детская полька» М. Глинки, «Марш» Д. Шостаковича. Домик с открывающимися ставнями, в окошко которого вставляются рисунки, соответствующие музыке: песня, танец, марш.

2. Различает высокие и низкие звуки (в пределах квинты). Педагог исполняет на металлофоне мелодию, ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой.Материал: Лесенка из пяти ступенек, игрушки (мат­решка, мишка, зайчик, металлофон

3. Может петь без напряжения, плавно, легким звуком; отчетливо произ­носить слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопро­вождении музыкального инструмента. Педагог исполняет знакомую детям песню, предлагает детям спеть эту песню вме­сте с ним.Материал: «Песенка друзей» сл. Я. Акима, муз. В. Герчик

4. Может ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки. Педагог объявляет знакомый детям танец «Приглашение» и начинает его с одним ребенком, постепенно вовлекая в пляску всех.Материал: «Перевоз Дуня держала», русская народная мелодия

5. Умеет выполнять танцевальные движения (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении). Педагог встает с детьми в круг, передавая бубен по кругу,дети говорят:

Ты беги веселый бубен.

Быстро-быстро по рукам!

У кого веселый бубен,

Тот в кругу станцует нам!

Ребенок с бубном выходит и танцует, дети повторяют за ним танцевальные движения. Если педагог выходит в круг, то проверяет умение детейвыполнять следующие движения:

Поочередное выбрасывание ног в прыжке

Полуприседание с выставлением ноги на пятку

Притопы

Материал: «Полька» муз. М. Красева, бубен.

6. Самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов; действует, не подражая другим детям. Педагог предлагает детям инсценировать знакомую песенку – выбираются 2 лягушки и комарик.Материал: «Про лягушек и комара» сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко

7. Умеет играть мелодии на металлофоне по одному и в небольшой группе детей. Предварительно дети разучивают пьесу индивидуально, обращают внимание на длительности (долгие и короткие звуки, прохлопывают ритм. Затем детям предлагается сыграть пьесу в ансамбле с другими детьми.Материал: «Часики», муз. С. Вольфензона

Подготовительная группа

1. Узнает мелодию Государственного гимна РФ. Педагог предлагает детям послушать музыкальное произведение, назвать его, пропеть куплет с припевом.Материал: Аудиозапись Государственного гимна РФ

2. Определяет жанр прослушанного произведения (марш, песня, танец) и инструмент, на котором оно исполняется. Педагог раздает детям карточки с шестью разновидностями танца, марша, песни и предлагает детям поиграть в музыкальное лото, угадывая при этом к какому жанру принадлежит прослушанный отрывок.Материал: игра-лото «Три кита в музыке», аудиоподборка к игре с записями различных видов маршевой, танцевальной и песенной музыки

3. Определяет общее настроение, характер музыкального произведения. Педагог раздает детям карточки с изображением моря.

– Ребята, посмотрите, пожалуйста, на карточки. Чем отличаются картинки, изображающие море?

– Сейчас мы послушаем три музыкальных фрагмента, а вы определите,какая карточка больше подходит каждому отрывку: со спокойным морем, с покачивающимися волнами или со штормом.

– Скажите, вам понравилась эта музыка?

– Какая она по характеру?

Материал: карточки с изображением спокойного моря (штиль, легких волн и шторма

«Грустная песня», муз. Г. Свиридова; «Море», муз. Н. Римского-Корсакова (из оперы «Сказка о царе Салтане»); «Зима» А. Вивальди («Времена года»)

4. Различает части музыкального произведения (вступление, заключение, запев, припев). Педагог показывает детям карточки-картинки и просит определить, какой части песни может соответствовать картинка. Затем педагог исполняет вступление, куплет, припев, окончание песни в произвольной последовательности, а ребенок называет часть музыкального произведения и выбирает соответствующую карточку.Материал: карточки с изображением дирижера перед хором, поющего солиста, поющего хора, кланяющегося дирижера. Любая песня из репертуара подготовительной группы.

5. Может петь песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание). Педагог разучивает с детьми песню

(в начале года «Листопад», весной – «Моя Россия»). Педагог наблюдает за выразительностью исполнения.

6. Может петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.Педагог предлагает детям разные варианты исполнения:

– Сейчас в нашем хоре солистом будет …

– А теперь группа солистов… – Сейчас мы проверим, как вы поете без аккомпанемента…

– Начинаем конкурс вокальных ансамблей. Первой выступит ансамбль девочек «Хрустальный голосок» (1 куплет… Теперь послушаем ансамбль мальчиков «Соловейко» (2 куплет…Материал: «Листопад»; муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко «Моя Россия», муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой.

7. Умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообраз­ным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.Педагог:

– Сейчас мы поиграем в «Танцевальную угадай-ку!» Будет звучать разная музыка, а вы покажете с помощью танца, о чем она, передадите в движении ее характер.

Педагог включает танцевальное попурри из названных материалов.Материал: «Марш» И. Дунаевского, полька «Добрый жук» А. Спадавеккиа, «Вальс цветов» П. Чайковского, «Шествие гномов» Э. Грига

8. Умеет выполнять танцевальные движения (шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг). Педагог выстраивает детей в кружок

– Мы с вами поиграем в игру «Повторяй, не зевай».Внимательно наблюдайте за моими движениями и повторяйте без ошибок Материал: русская народная мелодия «Калинка» (чередование быстрого припева и медленного запева)

9. Инсценирует игровые песни, придумывает варианты образных движе­ний в играх и хороводах. Дети встают в хоровод, в центр круга считалкой выдирают водящего. Все вместе с педагогом инсценируют песню «Как у деда Трифона» (без сопровождения, выполняя соответствующие тексту песни характерные движения. В конце запева на слова «Разом делали вот так!» водящий придумывает оригинальное движение, которое все остальные дети должны повторить как. Игра с пением «Как у деда Трифона»

10. Исполняет сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских

музыкальных инструментах несложные песни и мелодии. Предварительно дети разучивают пьесу индивидуально, обращают внимание на длительности (долгие и короткие звуки, прохлопывают ритм. Затем детям предлагается сыграть пьесу в ансамбле с другими детьми.Материал: «В нашем оркестре», муз. Т. Попатенко

Источник

 МАОУ Прогимназия №108

Мониторинг музыкальных способностей детей

                                                               Музыкальный руководитель

                                                             Дианова  Елена  Алексеевна

Пояснительная записка

Оценка музыкального развития детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной программы  является частью мониторинга. Проводимая в ДОУ мониторинговая система в соответствии с ФГОС имеет прогностический характер, то есть позволяет выявить перспективные линии развития дошкольника, а также профилактический характер, по-скольку позволяет заметить факторы риска в развитии ребенка. Полученные мониторинговые данные создают информационную базу для индивидуализации образовательного процесса, исходя из индивидуальных образовательных потребностей каждого воспитанника ДОУ.

        В результате анализа индивидуальных диагностических данных педагог может значительно быстрее, чем в процессе обычных коллективных занятий, изучить группу детей, составить ее «портрет»,  а также выявить степень продвижения детей этой группы в конце каждого года занятий как в плане развития способностей, так и уровня достижений в том или ином виде музыкальной деятельности.

        В провидение диагностики я применяю методику К.В.Тарасовой. Диагностика делится на входную и выходную: входная диагностика проводится в начале учебного года (сентябре, октябре), а выходная в  конце учебного года (апрель, май).

Мониторинг следует проводить в привычной для ребенка обстановке. Это подгрупповые или индивидуальные задания для детей – короткие тестовые задания, дидактические игры, беседы, этюды, экспериментальные ситуации (образцы заданий приводятся в инструментарии). Педагогу важно быть доброжелательным в общении с дошкольником, помогать ему сориентироваться в задании посредством простых и понятных вопросов, выслушивать ребенка до конца, не перебивая и не поправляя ответы. В ходе диагностики необходимо широко использовать наглядный материал.

Цель мониторинга:

  • индивидуальный контроль развития музыкальных способностей дошкольников;
  • выявление детей с низким уровнем развития музыкальных способностей и планирование с ними  дальнейшей коррекционной работы;
  • выявление детей со средним уровнем развития музыкальных способностей  и планирование с ними работы способствующей дальнейшему их музыкальному развитию;
  • выявление музыкальным руководителем сильной и слабой стороны   в своей собственной работе и проведение соответствующей ее коррекции.

Дата  проведения:            входной мониторинг      сентябрь – октября    

                                             выходной мониторинг   апрель – май

Категория оценивания

                      ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ НА МУЗЫКУ

Низкий уровень: ребенок почти не слушает музыку, равнодушен к ней, все время отвлекается, без настроения участвует в музыкальном движении и игре на детских музыкальных инструментах.

Средний уровень: ребенок достаточно внимательно, но спокойно слушает музыку. Не ярко проявляет себя в музыкальном движении и игре на инструментах.

Высокий уровень: ребенок с интересом и вниманием слушает музыку, эмоционально реагирует на нее. Об этом свидетельствуют выражения его глаз, мимика, положение тела. Ребенок хочет слушать музыку, просит ее повторить. Очень эмоционален в музыкальном движении, ярко проявляет себя в игре на детских музыкальных инструментах.

ЧУВСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО РИТМА

Низкий уровень: ребенок решает предложенную ритмическую задачу по беспорядочному типу, когда не воспроизводится даже метрическая пульсация, и хлопки следуют беспорядочно, фактически, вне музыки.

Этот тип решения задачи характерен для большинства детей младшей группы и является для них показателем «средневозрастного» уровня, поэтому если ребенок  этого возраста решает задачу по беспорядочному типу, мы относим его к среднему уровню развития чувства музыкального ритма. Если же кто-либо из малышей исполняет задание более ритмично, то относим его к высокому уровню.

В то же время , если по беспорядочному типу решает эту задачу кто-либо из детей трех последующих возрастов, мы говорим, что это показатель низкого уровня развития этой способности.

Средний уровень: ребенок решает ритмическую задачу воспроизводя только метрическую пульсацию (дети хлопают в ладоши равномерными четвертями, реже равномерными восьмыми или половинными). Этот тип решения характерен для большинства детей средней группы и является для них показателем «средневозрастного» уровня развития чувства музыкального ритма. Если ребенок этого возраста решает задачи по беспорядочному  или адекватному типу, его относят к низкому и высокому уровню.

Высокий уровень. Ребенок решает предложенную задачу по адекватному типу (воспроизводит ритмический рисунок, т.е. соотношение длительностей звуков и пауз) без ошибок или 1-2 ошибки.

ЗВУКОВЫСОТНЫЙ  СЛУХ

Низкий уровень: интонирование мелодии голосом как таковое отсутствует вообще, и ребенок воспроизводит только слова песни в ее ритме. Или интонирование появилось, но ребенок поет всю песню на одном – двух звуках.

Такое интонирование характерен для большинства детей младшей группы и является для них показателем «средневозрастного» уровня развития интонирования мелодии голосом. Детей оказавшихся на этом этапе, мы относим к среднему уровню. Другие дети этого возраста, которые не интонируют вообще или интонируют на более высоком уровне, относятся к низкому и высокому уровням.

Средний уровень: ребенок интонирует общее направление движения мелодии. На этом уровне находятся большинство детей средней группы.

Если дети этого возраста интонируют только один – два звука, мы относим их к низкому уровню, если ребенок на фоне общего направления чисто поет, он будет отнесен к высокому уровню.

Высокий уровень: ребенок интонирует общее направление движения мелодии и на этом фоне чисто поет отдельные ее отрывки или всю мелодию.

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ – МЫШЛЕНИЯ

(по показателю словесных характеристик)

Низкий уровень: ребенок не определяет вообще или не верно определяет общее настроение музыки. Не может рассказать о ней. Не может сосредоточиться на ее звучании. На этом уровне находятся часть детей младшей группы, а дети младшей группы, которые эмоционально реагировали на музыку, внимательно слушали хотя бы часть пьесы, правильно, но односложно определяли ее общий характер, мы отнесен к среднему и высокому уровню.

Средний уровень. Ребенок правильно определяет настроение достаточно простой по содержанию пьесы, ориентируясь, комплекс средств музыкальной выразительности, более тонко анализируя музыку. Благодаря этому,  восприятие музыкального художественного  образа становится более адекватным, ребенок может  почти точно определить программу – название незнакомой пьесы.

Высокий уровень. При восприятии музыкального художественного образа у детей появляется ориентация на самое информационно яркое средство музыкальной выразительности – мелодию и составляющие ее интонации. Благодаря этому, возможность ошибки при определении настроения несложной музыки становится минимальной, ребенок легко определяет название пьесы, может уловить процесс развития музыкального образа, сравнить пьесы, между собой.

ПРОДУКТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

(творческое мышление)

Низкий уровень. На самой ранней ступени развития процесса импровизации имеет опробующий характер. Если это музыкальный инструмент то дети его просто изучают, прислушиваются к его звучанию. Чаще они «гуляют» по клавишам снизу вверх и с верху в низ. Ритмическая структура проб беспорядочна. Дети этого уровня не могут придумать простейшую мелодию к знакомым стишкам, или исполнить танцевальные движения под музыку.

Для детей младшей группы эти показатели являются средним уровнем.

Средний уровень. В импровизациях ребенка превалирует ритм и чаще всего отсутствует знакомая мелодия. В песенном творчестве ребенок проявляет себя более активно, он может сочинить простую мелодию на знакомое стихотворение, придумать небольшой танец (2-3 повторяющихся движений) на знакомую мелодию. Дети младшей группы справляющиеся с таким родом заданий могут считаться средним или высоким уровнем музыкальных способностей.

Высокий уровень. В  импровизациях на музыкальных инструментах и в песенном творчестве ребенка появляется достаточно развернутая и законченная мелодия, изложенная чаще всего в форме периода, состоящих из двух предложений. Импровизации детей отличаются большей оригинальностью по сравнению со средним уровнем, и содержит наряду с плавными течениями мелодии, широкие интересные скачки. В танцевальном творчестве ребенок тоже проявляет оригинальность и может сочинить танец из 3- и более повторяющихся движений, исполняя ритмично и выразительно.

Тесты для выявления наличия музыкальных способностей в ходе проведения мониторинга.

                                                                             Младшая группа

Эмоциональная отзывчивость

  1. Предложить послушать музыкальную пьесу «Котик заболел», «Котик выздоровел» А.Гричанинова.
  2. Предложить исполнить любую знакомую песенку совместно с музыкальным руководителем.
  3. Предложить исполнить музыкальные движения совместно с музыкальным руководителем.

Чувство музыкального ритма

  1. Предложить воспроизвести в хлопках ритм одной длительности по показу музыкального руководителя.
  2. Предложить исполнить совместно с музыкальным руководителем простые танцевальные движения и заострить внимание на то, вовремя ли начинает и заканчивает движение ребенок.

Музыкальный слух.

  1. Предложить ребенку исполнить любую знакомую песенку совместно с музыкальным руководителем. «Петушок», «Ладушки», «Зайчик»
  2. Предложить ребенку узнать песенку. (из пройденного музыкального материала)

Уровень развития музыкального мышления – восприятия

(по показателю словесных характеристик)

  1. Предложить прослушать музыку и рассказать о том, как она звучала характер, настроение.  «Моя лошадка» А. Гречанинов,

  «Грустная песенка» В.Калинников.

Продуктивный компонент музыкального мышления

(творческое мышление)

1.  Предложить ребенку придумать  и сыграть,  мелодию на фортепиано или металлофоне.

2.  Предложить придумать свой танец под веселую музыку.

3.  Предложить ребенку изобразить зайчика, мишку, птичку.

Тесты для выявления наличия музыкальных способностей в ходе проведения мониторинга.

                                                                                   Средняя группа

Эмоциональная отзывчивость

1.   Предложить прослушать музыкальное произведение «Медвежата»

     М. Красев, «Колыбельная» А.Гречанинов.

2. Предложить исполнить любую знакомую песенку совместно с

    музыкальным руководителем.

3. Предложить исполнить музыкальные движения совместно с

     музыкальным руководителем.

Чувство музыкального ритма

1.      Предложить воспроизвести в хлопках ритм одной, двух длительностей   по показу музыкального руководителя.

2.   Предложить исполнить совместно с музыкальным руководителем простые танцевальные движения и заострить внимание на то, вовремя ли начинает и заканчивает движение ребенок.

3. Предложить исполнить простой ритмический рисунок на металлофоне.

4. Выложить на фланелеграфе ритмический рисунок одной, двух длительностей.

Музыкальный слух.

1. Предложить ребенку исполнить любую знакомую песенку совместно с музыкальным руководителем. «Серенькая кошечка» В.Витлин, Осень И.Кишко, «Елочка» М.Красев.

2. Предложить ребенку узнать песенку, (из пройденного музыкального материала)

3. Предложить послушать контрастные по характеру музыкальные произведения, «Котик заболел», «Котик выздоровел» А.Гричанинова.

4.  Предложить ребенку определить высокий и низкий звук в игре

     «Птичка и птенчик»

Уровень развития музыкального мышления – восприятия

(по показателю словесных характеристик)

  1. Предложить прослушать музыку и рассказать о том, как она звучала характер, настроение, динамика, высота звука.  

Продуктивный компонент музыкального мышления

(творческое мышление)

        1. Предложить ребенку придумать  и сыграть,  мелодию на фортепиано  

         или металлофоне.

     2.  Предложить придумать свой танец под веселую музыку.

        3.  Предложить ребенку изобразить зайчика, мишку, птичку.

Тесты для выявления наличия музыкальных способностей в ходе проведения мониторинга.

                                                                                           Старшая группа

Эмоциональная отзывчивость

  1. Предложить прослушать музыкальное произведение «Болезнь куклы», «Новая кукла» П.И.Чайковского, «Марш» Р.Шуман
  2. Предложить исполнить любую знакомую песенку совместно с музыкальным руководителем.
  3. Предложить исполнить музыкальные движения совместно с музыкальным руководителем.
  4. Предложить ребенку нарисовать рисунок к прослушанной музыкальной пьесе «Первая утрата» Р. Шуман, «Детская полька» М.Глинка

Чувство музыкального ритма

1. Предложить воспроизвести ритм хлопками  двух, трех  длительностей по показу музыкального руководителя.

2. Предложить исполнить совместно с музыкальным руководителем простые танцевальные движения и заострить внимание на то, вовремя ли начинает и заканчивает движение ребенок.

3. Предложить исполнить простой ритмический рисунок на металлофоне.

4. Выложить на фланелеграфе ритмический рисунок двух, трех длительностей.

Музыкальный слух.

1. Предложить ребенку исполнить любую знакомую песенку совместно с музыкальным руководителем.

2. Предложить ребенку узнать песенку, (из пройденного музыкального материала)

3. Предложить ребенку определить высокий и низкий звук в игре

     «Качели», «Часы»

4.  Предложить определить музыкальный инструмент по тембровому  

       звучанию

Уровень развития музыкального мышления – восприятия

(по показателю словесных характеристик)

1. Предложить прослушать музыку и рассказать о том, как она звучала характер, настроение, динамика, высота звука, тембр.  Если это песня рассказать о чем поется.  «Дед Мороз» Р.Шуман, «Утро» Э.Григ, «Котенок и щенок» Т.Попотенко

Продуктивный компонент музыкального мышления

(творческое мышление)

1. Предложить ребенку придумать  и сыграть,  мелодию на фортепиано

или металлофоне.

2.  Предложить придумать свой танец под веселую, грустную музыку.

3.  Предложить ребенку изобразить «Страшного волка», «Трусливого

зайца», «Ленивого кота»

4. Предложить сочинить песенку на стихотворение «Мишка косолапый», «Наша Таня» А. Барто

Тесты для выявления наличия музыкальных способностей в ходе проведения мониторинга.

                                                                     Подготовительная к школе группа.

Эмоциональная отзывчивость

1. Предложить прослушать музыкальное произведение «Осень»

      Г. Свиридов, «Камаринская», «Баба – Яга», «Сладкая греза»  

      П.И.Чайковский,

2. Предложить исполнить любую знакомую песенку самостоятельно

3. Предложить исполнить музыкальные движения самостоятельно

4. Предложить ребенку нарисовать рисунок к прослушанной музыкальной пьесе «Осенняя песня» П.И.Чайковский, «клоуны» Д.Б.Кабалевский.

Чувство музыкального ритма

1. Предложить воспроизвести ритм хлопками  двух, трех  длительностей по показу музыкального руководителя.

2. Предложить посмотреть и повторить ритм в танцевальных движениях.

3. Предложить исполнить простой ритмический рисунок на металлофоне.

4. Выложить на фланелеграфе ритмический рисунок двух, трех длительностей.

Музыкальный слух.

1. Предложить ребенку исполнить любую знакомую песенку  с музыкальным сопровождением и без.

2. редложить ребенку  рукой изобразить движение звука в игре       «Горошина»

3. Предложить определить музыкальный инструмент по тембру

       звучания

Уровень развития музыкального мышления – восприятия

(по показателю словесных характеристик)

1. Предложить прослушать музыку и рассказать о том, как она звучала характер, настроение, динамика, высота звука, тембр.  Если это песня рассказать о чем поется.  «Почему медведь зимой спит» Л. Книппер, «Марш деревянных солдатиков», «Сладкая греза» П.И.Чайковский.

Продуктивный компонент музыкального мышления

(творческое мышление)

1. Предложить ребенку придумать  и сыграть,  мелодию на фортепиано

или металлофоне.

2.  Предложить придумать свой танец под веселую, грустную музыку.

3.  Предложить ребенку пластический  этюд «Деревянные и тряпичные куклы», «Роза», «Добрый и злой мальчишка»

4. Предложить сочинить песенку на стихотворение «Зайку бросила хозяйка», «Бычок», «Лошадка» А. Барто

Таблица мониторинга музыкальных способностей детей   подготовительной группы  2016-17 уч. год    (пример)

Ф.И. ребенка

Эмоциональный отклик