Диагностика музыкального развития ребенка среднего дошкольного возраста

Карта наблюдения 

музыкального развития детей ________________ дошкольного возраста

группа  _________________         дата  ___________________

Фамилия, имя ребенка

Эмоциональная отзывчивость

Сенсорные музыкальные способности

Интеллектуально-музыкальные способности

Баллы

Уровень

Мелодический слух

Ритмический слух

Динамический слух

Тембровый слух

Музыкальное мышление

Продуктивно-творческое мышление

Музыкальная память

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Оценка результатов:

Превышающий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

от 8 до 13 баллов

от 14 до 19 баллов

от 20 до 26 баллов

от 27 до 32 баллов

Параметры оценки музыкального развития детей младшего дошкольного возраста

4 балла

 3 балла

2 балла

1 балл

ЭО

Яркое эм.-оценочное отношение к музыке, умеет самостоятельно описать музыку

Эм.-оценочное отношение к музыке, описывает музыку после словесной помощи взрослого

Эм.-оценочное отношение к музыке, описывает музыку после моторной  помощи взрослого

Отсутствует эм.-оценочное отношение к музыке, рассказ бессвязан

МС

Самостоятельно различает звуки по высоте

Различает звуки по высоте с словесной помощью взрослого

Различает звуки по высоте с моторной помощью взрослого

Не различает звуки по высоте

РС

Самостоятельно различает ритмические отношения в примерах

Различает ритмические отношения в примерах с словесной помощью взрослого

Различает ритмические отношения в примерах с моторной помощью взрослого

Не различает ритмические отношения в примерах

ДС

Самостоятельно различает динамические отношения музыкальных звуков

Различает динамические отношения музыкальных звуков с словесной помощью взрослого

Различает динамические отношения музыкальных звуков с моторной помощью взрослого

Не различает динамические отношения музыкальных звуков

ТС

Самостоятельно различает звучание музыкальных инструментов (колокольчик, дудка, бубен)

Различает звучание музыкальных инструментов с словесной помощью взрослого

Различает звучание музыкальных инструментов с моторной помощью взрослого

Не различает звучание музыкальных инструментов

ММ

Самостоятельно определяет характер музыкального произведения

Определяет характер музыкального произведения с словесной помощью взрослого

Определяет характер музыкального произведения с моторной помощью взрослого

Не определяет  характер музыкального произведения

ПТМ

Свободно сочиняет и исполняет песню или танец

Сочиняет и исполняет песню или танец с словесной помощью взрослого

Сочиняет и исполняет песню или танец с моторной  помощью взрослого

Не заинтересован в творческой деятельности

МП

Самостоятельно быстро и правильно воспроизводит услышанную мелодию

Воспроизводит услышанную мелодию после словесной помощи взрослого

Воспроизводит услышанную мелодию после моторной  помощи взрослого

Не может воспроизвести услышанную мелодию

Используемый материал для выявления уровня музыкального развития детей младшего дошкольного возраста

Эмоциональная отзывчивость – С. Майкапар «Осенью»

Мелодический слух – дидактическая игра «Мама и детки»

Ритмический слух – М. Раухвергер «Птичка»

Динамический слух – дидактическая игра «Громко – тихо»

Тембровый слух – дидактическая игра «Угадай на чем играю»

Музыкальное мышление – дидактическая игра «Куколка Таня спит и пляшет»

Продуктивно-творческое мышление – детская импровизация

Музыкальная память – попевка «Гуси, гуси, га-га-га»

Параметры оценки музыкального развития детей среднего дошкольного возраста

4 балла

 3 балла

2 балла

1 балл

ЭО

Яркое эм.-оценочное отношение к музыке, умеет самостоятельно описать музыку

Эм.-оценочное отношение к музыке, описывает музыку после словесной помощи взрослого

Эм.-оценочное отношение к музыке, описывает музыку после моторной  помощи взрослого

Отсутствует эм.-оценочное отношение к музыке, рассказ бессвязан

МС

Самостоятельно различает звуки по высоте в пределах кварты

Различает звуки по высоте с словесной помощью взрослого

Различает звуки по высоте с моторной помощью взрослого

Не различает звуки по высоте

РС

Самостоятельно различает ритмические отношения в примерах

Различает ритмические отношения в примерах с словесной помощью взрослого

Различает ритмические отношения в примерах с моторной помощью взрослого

Не различает ритмические отношения в примерах

ДС

Самостоятельно различает динамические отношения музыкальных звуков

Различает динамические отношения музыкальных звуков с словесной помощью взрослого

Различает динамические отношения музыкальных звуков с моторной помощью взрослого

Не различает динамические отношения музыкальных звуков

ТС

Самостоятельно различает звучание музыкальных инструментов (колокольчик, дудка, бубен)

Различает звучание музыкальных инструментов с словесной помощью взрослого

Различает звучание музыкальных инструментов с моторной помощью взрослого

Не различает звучание музыкальных инструментов

ММ

Самостоятельно определяет характержанр музыкального произведения

Определяет характержанр музыкального произведения с словесной помощью взрослого

Определяет характержанр музыкального произведения с моторной помощью взрослого

Не определяет  характержанр музыкального произведения

ПТМ

Свободно сочиняет и исполняет песню или танец

Сочиняет и исполняет песню или танец с словесной помощью взрослого

Сочиняет и исполняет песню или танец с моторной  помощью взрослого

Не заинтересован в творческой деятельности

МП

Самостоятельно быстро и правильно воспроизводит услышанную мелодию

Воспроизводит услышанную мелодию после словесной помощи взрослого

Воспроизводит услышанную мелодию после моторной  помощи взрослого

Не может воспроизвести услышанную мелодию

Читайте также:  Развитие ощущений и восприятия ребенка

Используемый материал для выявления уровня музыкального развития детей среднего дошкольного возраста

Эмоциональная отзывчивость – Д. Васильев-Буглай «Осенняя песенка»

Мелодический слух – дидактическая игра «Бежит, бежит ручеек»

Ритмический слух – дидактическая игра «Прохлопай, как я»

Динамический слух – дидактическая игра «Тихие и громкие колокольчики»

Тембровый слух – дидактическая игра «Угадай на чем играю»

Музыкальное мышление – дидактическая игра «Что делает девочка?»

Продуктивно-творческое мышление – детская импровизация

Музыкальная память – попевка Н. Потоловский «Жук»

Параметры оценки музыкального развития детей старшего дошкольного возраста

4 балла

 3 балла

2 балла

1 балл

ЭО

Яркое эм.-оценочное отношение к музыке, умеет самостоятельно описать музыку

Эм.-оценочное отношение к музыке, описывает музыку после словесной помощи взрослого

Эм.-оценочное отношение к музыке, описывает музыку после моторной  помощи взрослого

Отсутствует эм.-оценочное отношение к музыке, рассказ бессвязан

МС

Самостоятельно различает звуки по высоте в пределах терции; секунды (подг.)

Различает звуки по высоте с словесной помощью взрослого

Различает звуки по высоте с моторной помощью взрослого

Не различает звуки по высоте

РС

Самостоятельно различает ритмические отношения в примерах

Различает ритмические отношения в примерах с словесной помощью взрослого

Различает ритмические отношения в примерах с моторной помощью взрослого

Не различает ритмические отношения в примерах

ДС

Самостоятельно различает динамические отношения музыкальных звуков

Различает динамические отношения музыкальных звуков с словесной помощью взрослого

Различает динамические отношения музыкальных звуков с моторной помощью взрослого

Не различает динамические отношения музыкальных звуков

ТС

Самостоятельно различает звучание музыкальных инструментов (колокольчик, дудка, бубен)

Различает звучание музыкальных инструментов с словесной помощью взрослого

Различает звучание музыкальных инструментов с моторной помощью взрослого

Не различает звучание музыкальных инструментов

ММ

Самостоятельно определяет жанрчастность музыкального произведения

Определяет жанрчастность музыкального произведения с словесной помощью взрослого

Определяет жанрчастность музыкального произведения с моторной помощью взрослого

Не определяет  жанрчастность музыкального произведения

ПТМ

Свободно сочиняет и исполняет песню или танец

Сочиняет и исполняет песню или танец с словесной помощью взрослого

Сочиняет и исполняет песню или танец с моторной  помощью взрослого

Не заинтересован в творческой деятельности

МП

Самостоятельно быстро и правильно воспроизводит услышанную мелодию

Воспроизводит услышанную мелодию после словесной помощи взрослого

Воспроизводит услышанную мелодию после моторной  помощи взрослого

Не может воспроизвести услышанную мелодию

Читайте также:  Роль пения в развитии ребенка

Используемый материал для выявления уровня музыкального развития детей старшего дошкольного возраста

Эмоциональная отзывчивость – П. Чайковский «Осенняя песня»

Мелодический слух – дидактическая игра «Ступеньки»

Ритмический слух – дидактическая игра «Ритмические полоски»

Динамический слух – дидактическая игра «Громко, тихо запоем»

Тембровый слух – дидактическая игра «Музыкальный домик»

Музыкальное мышление – дидактическая игра «Музыкальные загадки»

Продуктивно-творческое мышление – детская импровизация

Музыкальная память – дидактическая игра «Сыграй как я»

Анализ (оценка) уровня МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 

группа _____________

Фамилия, имя ребенка

Комментарии к выявленным особенностям развития

Проектирование индивидуальной траектории развития

Диагностический материал 

для выявления уровня музыкального развития дошкольников

Младший дошкольный возраст

Компонент музыкального развития детей

Задание

Показатели уровня музыкального развития детей

Характерные виды деятельности

Эмоциональная отзывчивость

С. Майкапар «Осенью»

Эмоционально-оценочное отношение к музыке, ее описание

Наблюдение за детьми в процессе слушания музыкального произведения, детская интерпретация прослушанного

Мелодический слух

дидактическая игра «Мама и детки»

Различение музыкальных звуков по высоте

Различение высоких и низких звуков в пределах октавы до¹ – до² (используя музыкальный инструмент с точно зафиксированной высотой)

Ритмический слух

М. Раухвергер «Птичка»

Различение ритмических отношений музыкальных звуков

Слушаниепение песни с отметкой окончания песни хлопком и восклицанием «Ай!»

Динамический слух

дидактическая игра «Громко – тихо»

Различение динамического отношения музыкальных звуков

Различение динамики звучания одного и того же музыкального отрывка (любого)

Тембровый слух

дидактическая игра «Угадай на чем играю»

Различение звучания музыкальных инструментов

Различение звучания различных музыкальных инструментов (колокольчик, дудка, бубен) без опоры на визуальный образ

Музыкальное мышление

дидактическая игра «Куколка Таня спит и пляшет»

Элементарные музыкальные знания

В процессе слушания колыбельной и плясовой мелодии (по выбору музыкального руководителя) показать соответствующие движения с куклой

Продуктивно-творческое мышление

детская импровизация

Сочинительская и исполнительская раскрепощенность

Сочинение песенки на «тра-ля-ля» с последующим использованием ее в танце

Музыкальная память

попевка «Гуси, гуси, га-га-га»

Наличие музыкальной памяти

Исполнение фрагмента попевки a-capella музыкальным руководителем и повтор его детьми

Средний дошкольный возраст

Компонент музыкального развития детей

Задание

Показатели уровня музыкального развития детей

Характерные виды деятельности

Эмоциональная отзывчивость

Д. Васильев-Буглай «Осенняя песенка»

Эмоционально-оценочное отношение к музыке, ее описание

Наблюдение за детьми в процессе слушания музыкального произведения, детская интерпретация прослушанного

Мелодический слух

дидактическая игра «Бежит, бежит ручеек»

Различение музыкальных звуков по высоте

Различение высоких и низких звуков в пределах кварты ми¹ – ля¹ (используя музыкальный инструмент с точно зафиксированной высотой)

Ритмический слух

дидактическая игра «Прохлопай, как я»

Различение ритмических отношений музыкальных звуков

Повторение ритмического рисунка (1-1-½-½-1) после воспроизведения музыкального руководителя используя хлопки

Динамический слух

дидактическая игра «Тихие и громкие колокольчики»

Различение динамического отношения музыкальных звуков

Различение динамики звучания колокольчика

Тембровый слух

дидактическая игра «Угадай на чем играю»

Различение звучания музыкальных инструментов

Различение звучания различных музыкальных инструментов (колокольчик, дудка, бубен, металлофон) без опоры на визуальный образ

Музыкальное мышление

дидактическая игра «Что делает девочка?»

Элементарные музыкальные знания

В процессе слушания (танец, песня, марш по выбору музыкального руководителя) выбрать и показать соответствующую картинку

Продуктивно-творческое мышление

детская импровизация

Сочинительская и исполнительская раскрепощенность

Сочинение мелодии к любому двустишию с последующим использованием ее в танце

Музыкальная память

попевка Н. Потоловский «Жук»

Наличие музыкальной памяти

Исполнение попевки a-capella музыкальным руководителем и повтор её детьми

Читайте также:  Нетрадиционные методы развития ребенка в детском саду

Старший дошкольный возраст

Компонент музыкального развития детей

Задание

Показатели уровня музыкального развития детей

Характерные виды деятельности

Эмоциональная отзывчивость

П. Чайковский «Осенняя песня»

Эмоционально-оценочное отношение к музыке, ее описание

Наблюдение за детьми в процессе слушания музыкального произведения, детская интерпретация прослушанного

Мелодический слух

дидактическая игра «Ступеньки»

Различение музыкальных звуков по высоте

Различение высоких и низких звуков в пределах терции (старшая группа) и секунды (подготовительная группа) первой октавы (используя музыкальный инструмент с точно зафиксированной высотой)

Ритмический слух

дидактическая игра «Ритмические полоски»

Различение ритмических отношений музыкальных звуков

Определение ритмического рисунка прозвучавшей мелодии и изображение его с помощью ритмических полосок

Динамический слух

дидактическая игра «Громко, тихо запоем»

Различение динамического отношения музыкальных звуков

Исполнение одного и того же музыкального отрывка с различной динамикой (любого)

Тембровый слух

дидактическая игра «Музыкальный домик»

Различение звучания музыкальных инструментов

Различение звучания различных музыкальных инструментов (колокольчик, дудка, бубен, металлофон, треугольник, ложки, кастаньеты, маракасы) без опоры на визуальный образ

Музыкальное мышление

дидактическая игра «Музыкальные загадки»

Элементарные музыкальные знания

В процессе слушания музыкального произведения (по выбору музыкального руководителя) назвать жанр и количество частей

Продуктивно-творческое мышление

детская импровизация

Сочинительская и исполнительская раскрепощенность

Сочинение мелодии к любому четверостишию с последующим использованием ее в танце

Музыкальная память

дидактическая игра «Сыграй как я»

Наличие музыкальной памяти

Повтор музыкального фрагмента на музыкальном инструменте

Источник

ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

в подготовительной группе

 сентябрь года

Ф.И. ребенка

Ладовое

чувство

Муз.-слуховое представление.

Чувство

ритма

Всего

Общий уровень

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

                                                 Высокий уровень                   36 баллов                                                          

                                        ближе к высокому                  27-34

                                         Средний уровень                      24 баллов

                                 ближе к низкому                     13-20

                                        Низкий уровень                      12 балла

май год.

Ф.И. ребенка

Ладовое

чувство

Муз.-слуховое представление.

Чувство

ритма

Всего

Общий уровень

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4