Диагностика математического развития ребенка в средней группе
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Авторы составители: М.П. Злобенко, О.Н. Ерофеева и др.
Формирование элементарных математических представлений.
Средняя группа (Начало года)
Количество и счет.
Цель: выявить умение детей находить один и множество одинаковых предметов в окружающей обстановке.
Задание: «Один» и «много».
Ребенку предлагаетсяиз группы предметов, расположенных на столе (1утка,4зайца,5кубиков), выбрать и назвать предмет, который один.
– Возьми тот предмет, который на столе один. (Утка)
– Возьми те предметы, которых на столе много. (Зайцы или кубики)
– Посмотри внимательно вокруг и найди в комнате предметы, которых много. (много стульев, столов, кубиков)
Оценка:
3 балла – ребенок самостоятельно и правильно находит в окружающей обстановке один и много предметов.
2 балла – выполняет задание с частичной помощью педагога (наводящие вопросы)
1 балл – постоянно требует помощи педагога (стимулирующие вопросы)
0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.
Величина.
Цель: выявить умения детей сравнивать предметы по величине, пользуясь приемами наложения и приложения, обозначать результат сравнения словами: «длинный – короткий», «широкий – узкий», «высокий – низкий», «одинаковые».
Задание: Сравнение предметов по величине.
Ребенку предлагается взять две полоски (красную и синюю) и сравнить их по длине.
– Как узнать какая полоска длиннее? (синяя, потому что конец выступает).
– Какая полоска короче? (красная)
– Положи на длинную полоску треугольник, а на короткую квадрат.
– На какой полоске у тебя лежит треугольник? (На длинной)
– На какой полоске лежит квадрат? (на короткой)
Ребенку предлагается к красной полоске подобрать полоску одинаковой длины (такую же)
– Какая полоска такой же длины, как и красная?
– Как ты узнал? (ребенок прикладывает полоски по очереди к красной полоске)
– Какие эти полоски по длине? (одинаковые)
Предлагается ребенку взять со стола 2 ленточки.
– Эти ленточки одинаковые или разные? (разные)
– Чем они отличаются?
– Какого цвета ленточки? (желтая и красная)
– Как узнать, какая ленточка шире, какая уже? (ребенок прикладывает ленточки одну к другой, равняет края вверху)
– Желтая ленточка какая? (широкая)
– Красная ленточка какая? (узкая)
Ребенку предлагается взять елочку и поставить ее там, где растет равная с нею по высоте елка (на наборном полотне)
– Как узнать какая елка выше (ниже?) (одну елку приложить к другой)
– Посади зайчика под низкую елочку, а белочку посади на высокую елочку.
– Под какой елкой сидит зайчик? (под низкой)
– На какой елке сидит белка? (на высокой)
Оценка:
3 балла – ребенок самостоятельно и правильно называет и сравнивает предметы по величине, используя приемы наложения, приложения их друг к другу.
2 балла – визуально сравнивает предметы по величине, не пользуясь приемом наложения.
1 балл – затрудняется в названии понятий «шире – уже», «длиннее – короче».
0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.
Форма.
Цель: выявить умение детей различать и называть круг, квадрат и треугольник, называть отличия квадрата от круга.
Задание: Называние формы геометрических фигур.
Соотнесение эталона и формы из окружающей обстановки.
Раскладываем перед ребенком геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг.
Ребенку предлагается назвать фигуры.
– Как называется эта фигура? (треугольник)
– Как называется эта фигура? (квадрат)
– А это что за фигура? (круг)
– Чем отличается круг от квадрата? (у квадрата есть углы, а у круга нет углов, круг может катиться, а квадрат не может катиться)
Игра: «Цвет и форма»
Ребенку надо выбрать предметы, которые по форме похожи на круг. Например: солнце, будильник и т.д
– Солнце какой формы? (круглое)
– Будильник какой формы? (круглый)
Найди предметы, которые имеют квадратную форму.
– Аквариум какой формы? (квадратный)
– Дом какой формы? (квадратный)
Оценка:
3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет квадрат, круг,
треугольник, называет характерные признаки геометрических фигур.
2 балла – называет геометрические фигуры, затрудняется с названием характерных признаков геометрических фигур.
1 балл – затрудняется в назывании геометрических фигур и их признаков.
0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.
Ориентировка в пространстве.
Цель: выявить умение детей различать пространственные направления « впереди – позади», «вверху – внизу», «справа (слева) – направо (налево)».
Задание. На столе перед ребенком лежат две полоски. Ребенку предлагается положить на верхнюю полоску один треугольник, а на нижнюю полоску – много треугольников.
– На какую полоску ты положил один треугольник? (на верхнюю полоску)
– На какую полоску ты положил много треугольников? (на нижнюю полоску)
На столе стоят игрушки.
Ребенку предлагается посадить куклу на середину стола.
– Поставь зайца впереди куклы.
– Поставь белку позади куклы.
– Покажи кукле левую руку.
– Покажи кукле правую руку.
– Топни правой ногой, топни левой ногой.
Оценка:
3 балла – ребенок понимает слова «впереди – сзади», «вверху – внизу», «слева – справа».
2 балла – ребенок затрудняется в понимании слов «слева – справа».
1 балл – затрудняется в самостоятельном определении направления, допускает много ошибок.
0 баллов – выполнение задания недоступно ребенка.
Ориентировка во времени.
Цель: выявить умение детей ориентироваться в контрастных частях суток: день – ночь, утро – вечер.
Задание: Ориентировка в частях суток.
На столе лежат картинки с изображением действий, характерных для определенных частей суток.
Ребенку предлагается по картинкам назвать части суток.
– Какие это части с уток? (утро, день, вечер, ночь)
– Почему ты так думаешь?
Оценка:
3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет части суток.
2 балла – называет части суток с помощью взрослого.
1 балл – затрудняется в назывании большинства частей суток.
0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.
Логическое мышление.
Группировка предметов по цвету, форме и величине.
Цель: выявить умение детей группировать предметы по характерным признакам.
На столе разложены геометрические фигуры: треугольники, круги, квадраты разного цвета (красные, желтые, зеленые) и разной величины (большие и маленькие)
Ребенку предлагается разложить предметы на группы, чтобы в группе были одинаковые предметы.
– Чем похожи фигуры в этой группе? (цветом)
– Как еще можно разделить фигуры? (по форме и величине)
*Возможна стимулирующая помощь педагога.
– Чем похожи фигуры в этой группе? (формой, величиной)
Игра: «Четвертый лишний»
Ребенку показывают картинку.
– Какой предмет лишний?
– Почему ты так думаешь?
Оценка:
3 балла – ребенок самостоятельно группирует предметы, правильно выделяет лишний предмет.
2 балла – ребенок затрудняется в группировании некоторых предметов.
1 балл – ребенок группирует предметы только с помощью взрослого.
0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.
Источник
Показатели развития
(что оценивается)
Игры и упражнения
Содержание дидактического
задания
Критерий оценки
1.1Количество и счет
1.Различать, из каких частей составлена группа предметов, назвать их характерные особенности цвет. Форма, величина.
Игра «Найди и раскрась»
Предложить детям раскрасить только квадраты.
-Сколько квадратов раскрасили?(3)
-Какого размера квадраты?
-Каким цветом разукрасили?
( Большой, поменьше, самый маленький)
1 балл-ребенок не справляется с заданием.
2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
2.Уметь считать и отсчитывать, в пределах 5 знать итог счета.
Игра «Отгадай загадку»
-Нарисуйте в прямоугольнике кружков столько, сколько птиц на картинке.
1 балл – ребенок не справляется с заданиями даже при активной помощи педагога.
2 балла – ребенок считает до 5, отвечает на вопрос «Сколько всего?» Сравнивает количество предметов в группах на основе счета. Затрудняется, сравнивать количество предметов в группах путем поштучного соотнесения предметов двух групп (не пони-мает инструкции). Может опреде лить, каких предметов больше, меньше, равное количество.
3 балла – ребенок считает до 5, отвечает на вопрос
«Сколько всего?». Сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар). Может определить, каких предметов больше, меньше, равное количество
3.Уметь воспроизводить количество по образцу и числу
Игра «Сосчитай и нарисуй»
Нарисуйте столько кружков в нижнем прямоугольнике, сколько их в верхнем.
Нарисуйте столько мячей в нижнем прямоугольнике, сколько их в верхнем.
1 балл-ребенок не справляется с заданием.
2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
4.Уметь устанавливать связь между числом и количеством
Игра «Найди и раскрась»
Раскрась столько квадратов ,сколько обозначает число.
1 балл-ребенок не справляется с заданием.
2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
5.Умение устанавливать связи увеличения (уменьшения) количество меньше (больше)
Упражнение «Короткий и длинный»
Ребенку дается набор полосок одинаковый ширины, но разной длины.
-Разложи полоски от самой длинной до самой короткой.
Вопросы:
-Какая полоска длинная (короткая)?
-Какие из полосок длиннее зеленой?
-Какие из полосок короче красной?
1 балл-ребенок не справляется с заданием.
2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
6.Умение самостоятельно видеть и называть размеры и свойства предметов (длина, высота, ширина, толщина)
Игра «Широкая, узкая»
Закрасить широкую дорожку желтым карандашом, а узкую зеленым.
-Кто идет по широкой дорожке? (Зайка)
-По узкой?
1 балл-ребенок не справляется с заданием.
2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
1.2. Свойства
1.Умение группировать предметы по размеру (1 – 2 признаков)
Упражнение «Сравни дорожки»
Две дорожки разной длины и ширины, теннисный
шарик.
Педагог предлагает сравнить дорожки по длине и ширине.
– Покажи длинную дорожку (короткую).
– Что можно сказать о ширине дорожек?
– Покажи широкую дорожку (узкую).
– Прокати шарик по узкой (широкой) дорожке; по длинной (короткой) дорожке.
1 балл – ребенок, сравнивая два предмета по величине на основе приложения их, друг к другу или наложения, допускает ошибки в понятиях выше – ниже, длиннее – короче.
2 балла – ребенок сравнивает два предмета по величине (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения.
3 балла – ребенок сравнивает два предмета по величине (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче, одинаковые, равные) без приложения их друг к другу или наложения
2.Уметь самостоятельно находить способ сравнения размера предметов (наложения, приложения)
Упражнение « Круги и квадраты»
1.Ребенку предлагается на верхнюю полоску с четной линейки выложить все круги, а на нижнюю- все квадраты.
Вопросы:
-Сколько ты выложил кругов, а сколько квадратов?
-Что можно сказать о количестве кругов и квадратов? (поровну)
– Убери один квадрат в коробку. Что теперь можно сказать о количестве кругов и квадратов?
2. Перед ребенком ставится коробка с фигурами.
-Как определить, каких фигур в коробке больше, а каких меньше? (Сосчитать)
-А еще как можно проверить? (Наложить друг на друга, или поставить парами)
1 балл-ребенок не справляется с заданием.
2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
1.3 Геометрические фигуры
1.Знать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
Геометрические тела: шар, куб, цилиндр.
Игра «Найди и раскрась».
-Назовите геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник).
-Назовите объемные тела: шар, куб, цилиндр.
Раскрасьте шар красным карандашом, куб- синим, цилиндр- зеленым.
Что раскрасили красным цветом?
Синим? Зеленым?
1 балл – ребенок различает и правильно называет только круг. Не соотносит форму предметов с геометрическими фигурами.
2 балла – ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник, не называет шар, куб. С помощью педагога называет их характерные отличия. Без помощи взрослого не может соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами.
3 балла – ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб, знает их характерные отличия. Соотносит форму предметов с известными геометрическими фигурами.
2.Самостоятельно определять форму предметов. Самостоятельно использовать зрительный и осязательно – двигательный способы обследования для выделения признаков геометрических фигур
Игра «Найди и назови»
На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д. Игра «Соотнеси форму с геометрической фигурой».
1 балл-ребенок не справляется с заданием.
2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
3. Уметь соотносить форму предметов с геометрическими фигурами.
Игра «Найди и назови»
Предметные картинки (тарелка, платок, мяч, стакан, окно, дверь) и геометрические фигуры (круг, квадрат, цилиндр, прямоугольник и др.).
Воспитатель просит соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка – круг, платок – квадрат, мяч – шар, стакан – цилиндр, окно, дверь – прямоугольник и др.
1 балл-ребенок не справляется с заданием.
2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
1.4 Ориентировка в пространстве
Игра «Куда пойдешь, что найдешь?» .
Воспитатель в отсутствие детей прячет игрушки в разных местах комнаты с учетом предполагаемого местоположения ребенка (впереди, сзади, слева, справа). Например, впереди за ширмочкой прячет мишку, а сзади на полочке помещает матрешку и т. п. Объясняет задание: «Сегодня вы поучитесь отыскивать спрятанные игрушки». Вызвав ребенка, он говорит: «Вперед пойдешь — мишку найдешь, назад пойдешь — матрешку найдешь. Куда же ты хочешь пойти и что там найдешь?» Ребенок должен выбрать направление, назвать его и идти в этом направлении. Найдя игрушку, он говорит, какую игрушку и где нашел. («Я пошел назад и на полочке нашел матрешку».)
Примечание. Вначале ребенку предлагают выбирать направление только из 2 парных предложенных ему направлений (вперед — назад, налево -направо), а позднее — из 4. Постепенно увеличивают количество игрушек, расположенных с каждой стороны. Задание можно предлагать одновременно 2 детям.
1 балл-ребенок не справляется с заданием.
2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
1. Уметь самостоятельно определять расположение предметов по отношению к себе.
Игра «Поручение».
Материал: набор игрушек: матрешка, машина, мяч, пирамидка.
Ребенок сидит на ковре лицом к воспитателю.
Расставь игрушки следующим образом: матрешку – впереди (относительно себя), машинку – сзади, мяч – слева, пирамидку – справа
1 балл – ребенок не справляется с заданиями даже при помощи взрослого.
2 балла – ребенок после дополнительных инструкций справляется с задания ми. Не знает левую и правую руки.
3 балла – ребенок безошибочно определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе, различает право и лево. Справился с заданием, не сделал ни одной ошибки.
2. Умение ориентироваться на листе бумаги, на плоскости стола
Упражнение «Что где находится»
В правом прямоугольнике нарисуй:
-в середине – круг;
-в правом верхнем углу- овал;
-в левом нижнем углу –треугольник; Расскажи, как расположены в прямоугольнике фигуры.
1 балл-ребенок не справляется с заданием.
2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
3. Уметь ориентироваться в групповой комнате
Игра «Назови, что видишь».
По заданию воспитателя ребенок встает в определенном месте группы. Затем воспитатель просит ребенка назвать предметы, которые находятся впереди (справа, слева, сзади) от него. Просит ребенка показать правую, левую руки.
1 балл-ребенок не справляется с заданием.
2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
4. Уметь выделять пространственные отношения (вверх – вниз, направо – налево, назад – вперёд)
Обозначать словами пространственные отношения
Упражнение «Влево, вправо»
Предложить детям раскрасить одежду лыжника, который едет вправо, синим карандашом, влево-красным.
В какую сторону едет лыжник в красной одежде? (Влево)
В синей одежде? (вправо)
1 балл-ребенок не справляется с заданием.
2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
1.5 Ориентировка во времени
1.Различать и правильно называть контрастные и смежные части суток, их последовательность
Игра «Когда это бывает?».
Картинки с изображением частей суток, потешки, стихи о разных частях суток.
Внимательно послушай потешку, определи время суток и найди соответствующую картинку. Далее воспитатель напоминает ребенку все семь дней недели (при помощи стихотворения). Просит назвать выходные дни. Первый (второй) день недели. – Если сегодня вторник, какой день недели был вчера? И т. п.
Внимательно послушай потешку, определи время суток и найди соответствующую картинку. Далее воспитатель напоминает ребенку все семь дней недели (при помощи стихотворения). Просит назвать выходные дни. Первый (второй) день недели. – Если сегодня вторник, какой день недели был вчера? И т. п
1 балл – ребенок не имеет представления о частях суток, ошибается при перечислении дней недели.
Не понимает значение слов: вчера, сегодня, завтра.
2 балла – ребенок правильно определяет части суток, затрудняется объяснить значение слов сегодня, завтра, вчера. Ошибается при перечислении дней недели.
3 балла – ребенок правильно определяет части суток. Может определить значение слов: вчера, сегодня, завтра. Знает и называет правильно дни недели.
2.Понимать временные отношения в настоящем, прошедшем и будущем времени: сегодня, вчера, завтра.
Упражнение «Ответь правильно»
Поговорите с детьми о том, что им предстоит делать сегодня? (гулять, обедать, спать)
-Чем они занимались вчера ?
( рисовали, играли, смотрели телевизор)
-Что собираются делать завтра? (Прийти в детский сад, пойти в бассейн, поехать в гости)
1 балл-ребенок не справляется с заданием.
2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
3.Сформированность понятий быстро – медленно.
Игра «Угадай, кто быстрее»
.
Лев и черепаха поспорили, кто первым добежит до пальмы.
-Раскрасьте того, кто первым прибежит к пальме. (Лев)
-Кого раскрасили? (Льва)
-Почему? (Потому что черепаха ходит медленно, а лев бегает быстро)
1 балл-ребенок не справляется с заданием.
2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
Источник