Диагностика математического развития ребенка в средней группе

           ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

                       ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

          Авторы составители: М.П. Злобенко, О.Н. Ерофеева и др.

                  Формирование элементарных математических представлений.

                                      Средняя группа (Начало года)

                                                   Количество и счет.

Цель: выявить умение детей находить один и множество одинаковых предметов в окружающей обстановке.

Задание:  «Один» и «много».

Ребенку предлагаетсяиз группы предметов, расположенных на столе (1утка,4зайца,5кубиков), выбрать и назвать предмет, который один.

– Возьми тот предмет, который на столе один. (Утка)

– Возьми те предметы, которых на столе много. (Зайцы или кубики)

– Посмотри внимательно вокруг и найди в комнате предметы, которых много. (много стульев, столов, кубиков)

Оценка:

3 балла –  ребенок самостоятельно и правильно находит в окружающей обстановке один и много предметов.

2 балла – выполняет задание с частичной помощью педагога (наводящие вопросы)

1 балл – постоянно требует помощи педагога (стимулирующие вопросы)

0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.

                                                       Величина.

Цель: выявить умения детей сравнивать предметы по величине, пользуясь приемами наложения и приложения, обозначать результат сравнения словами: «длинный – короткий», «широкий – узкий», «высокий – низкий», «одинаковые».

Задание: Сравнение предметов по величине.

 Ребенку предлагается взять две полоски (красную и синюю) и сравнить их по длине.

– Как узнать какая полоска длиннее? (синяя, потому что конец выступает).

– Какая полоска короче? (красная)

– Положи на длинную полоску треугольник, а на короткую квадрат.

– На какой полоске у тебя лежит треугольник? (На длинной)

– На какой полоске лежит квадрат? (на короткой)

Ребенку предлагается к красной полоске подобрать полоску одинаковой длины (такую же)

– Какая полоска такой же длины, как и красная?

– Как ты узнал? (ребенок прикладывает полоски по очереди к красной полоске)

– Какие эти полоски по длине? (одинаковые)

Предлагается ребенку взять со стола 2 ленточки.

– Эти ленточки одинаковые или разные? (разные)

– Чем они отличаются?

– Какого цвета ленточки? (желтая и красная)

– Как узнать,  какая ленточка шире, какая уже? (ребенок прикладывает ленточки одну к другой, равняет края вверху)

– Желтая ленточка какая? (широкая)

– Красная ленточка какая? (узкая)

Ребенку предлагается взять елочку и поставить ее там, где растет равная с нею по высоте елка (на наборном полотне)

– Как узнать какая елка выше (ниже?) (одну елку приложить к другой)

– Посади зайчика под низкую елочку, а белочку посади  на высокую елочку.

– Под какой елкой сидит зайчик? (под низкой)

– На какой елке сидит белка? (на высокой)

Оценка:

3 балла – ребенок самостоятельно и правильно называет и сравнивает предметы по величине, используя приемы наложения, приложения их друг к другу.

2 балла – визуально сравнивает предметы по величине,  не пользуясь приемом наложения.

1 балл – затрудняется в названии понятий «шире – уже», «длиннее – короче».

0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.

                                                          Форма.

 Цель: выявить умение детей различать и называть круг, квадрат и треугольник, называть отличия квадрата от круга.

 Задание: Называние формы геометрических фигур.

Соотнесение эталона и формы из окружающей обстановки.

 Раскладываем перед ребенком геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг.

Ребенку предлагается назвать фигуры.

– Как называется эта фигура? (треугольник)

– Как называется эта фигура? (квадрат)

– А это что за фигура? (круг)

– Чем отличается круг от квадрата? (у квадрата есть углы, а у круга нет углов, круг может катиться, а квадрат не может катиться)

Игра: «Цвет и форма»

Ребенку надо выбрать предметы, которые по форме похожи на круг. Например: солнце, будильник и т.д

– Солнце какой формы? (круглое)

– Будильник какой формы? (круглый)

Найди предметы, которые имеют квадратную форму.

– Аквариум какой формы? (квадратный)

– Дом какой формы? (квадратный)

Оценка:

3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет квадрат, круг,

треугольник, называет характерные признаки геометрических фигур.

2 балла – называет геометрические фигуры, затрудняется с названием характерных признаков геометрических фигур.

 1 балл – затрудняется в назывании геометрических фигур и их признаков.

 0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.

                                 Ориентировка в пространстве.

Читайте также:  Центры для развития ребенка тверь

Цель: выявить  умение детей различать пространственные направления « впереди – позади», «вверху – внизу», «справа (слева) – направо (налево)».

Задание. На столе перед ребенком лежат две полоски. Ребенку предлагается положить на верхнюю полоску один треугольник, а на нижнюю полоску – много треугольников.

– На какую полоску ты положил один треугольник? (на верхнюю полоску)

– На какую полоску ты положил много треугольников? (на нижнюю полоску)

На столе стоят игрушки.

Ребенку предлагается посадить куклу на середину стола.

– Поставь зайца впереди куклы.

– Поставь белку позади куклы.

– Покажи кукле левую руку.

– Покажи кукле правую руку.

– Топни правой ногой, топни левой ногой.

Оценка:

3 балла – ребенок понимает слова «впереди – сзади», «вверху – внизу», «слева – справа».

2 балла – ребенок затрудняется в понимании слов «слева – справа».

1 балл – затрудняется в самостоятельном определении направления, допускает много ошибок.

0 баллов – выполнение задания недоступно ребенка.

                                  Ориентировка во времени.

Цель: выявить умение детей ориентироваться в контрастных частях суток: день – ночь, утро – вечер.

Задание: Ориентировка в частях суток.

На столе лежат картинки с изображением действий, характерных для определенных частей суток.

Ребенку предлагается по картинкам назвать части суток.

– Какие это части с уток? (утро, день, вечер, ночь)

– Почему ты так думаешь?

Оценка:

3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет части суток.

2 балла – называет части суток с помощью взрослого.

1 балл – затрудняется в назывании большинства частей суток.

0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.

                                        Логическое мышление.

              Группировка предметов по цвету, форме и величине.

Цель: выявить умение детей группировать  предметы по характерным признакам.

На столе разложены геометрические фигуры: треугольники, круги, квадраты разного цвета (красные, желтые, зеленые) и разной величины (большие и маленькие)

Ребенку предлагается разложить предметы на группы, чтобы в группе были одинаковые предметы.

– Чем похожи фигуры в этой группе? (цветом)

– Как еще можно разделить фигуры? (по форме и величине)

*Возможна стимулирующая помощь педагога.

– Чем похожи фигуры в этой группе? (формой, величиной)

Игра: «Четвертый лишний»

Ребенку показывают картинку.

– Какой предмет лишний?

– Почему ты так думаешь?

Оценка:

3 балла – ребенок самостоятельно группирует предметы, правильно выделяет лишний предмет.

2 балла – ребенок затрудняется в группировании некоторых предметов.

1 балл – ребенок группирует предметы только с помощью взрослого.

0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.

Источник

Показатели развития

(что оценивается)

Игры и упражнения

Содержание дидактического

задания

Критерий оценки

1.1Количество и счет

1.Различать, из каких частей  составлена группа предметов, назвать их характерные особенности цвет. Форма, величина.

Игра «Найди и раскрась»

Предложить детям раскрасить только квадраты.

-Сколько квадратов раскрасили?(3)

-Какого размера квадраты?

-Каким цветом разукрасили?

 ( Большой, поменьше, самый маленький)

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

2.Уметь считать и отсчитывать, в пределах 5 знать итог счета.

Игра «Отгадай загадку»

 -Нарисуйте в прямоугольнике кружков столько, сколько птиц на картинке.

1 балл – ребенок не справляется с заданиями даже при активной помощи педагога.

2 балла – ребенок считает до 5, отвечает на вопрос «Сколько всего?» Сравнивает количество предметов в группах на основе счета. Затрудняется, сравнивать количество предметов в группах путем поштучного соотнесения предметов двух групп (не пони-мает инструкции). Может опреде лить, каких предметов больше, меньше, равное количество.

3 балла – ребенок считает до 5, отвечает на вопрос

«Сколько всего?». Сравнивает  количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар). Может определить, каких предметов больше, меньше, равное количество

3.Уметь воспроизводить количество по образцу и числу

 Игра «Сосчитай и нарисуй»

Нарисуйте столько кружков в нижнем прямоугольнике, сколько их в верхнем.

Нарисуйте столько мячей в нижнем прямоугольнике, сколько их в верхнем.

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

4.Уметь устанавливать связь между числом и количеством

 Игра «Найди и раскрась»

 Раскрась столько квадратов ,сколько обозначает число.

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

5.Умение устанавливать связи увеличения (уменьшения) количество меньше (больше)

Упражнение «Короткий и длинный»

Ребенку дается набор полосок одинаковый ширины, но разной длины.

-Разложи полоски от самой длинной до самой короткой.

Вопросы:

-Какая полоска длинная (короткая)?

-Какие из полосок длиннее зеленой?

-Какие из полосок короче красной?

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

Читайте также:  Двойственная роль дефекта в формировании и развитии личности ребенка

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

6.Умение самостоятельно видеть и называть размеры и свойства предметов (длина, высота, ширина, толщина)

Игра «Широкая, узкая»

Закрасить широкую дорожку желтым карандашом, а узкую зеленым.

-Кто идет по широкой дорожке? (Зайка)

-По узкой?

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

1.2. Свойства

1.Умение группировать предметы по размеру (1 – 2 признаков)

Упражнение «Сравни дорожки»

Две дорожки разной длины и ширины, теннисный

шарик.

Педагог предлагает сравнить дорожки по длине и ширине.

–        Покажи длинную дорожку (короткую).

–        Что можно сказать о ширине дорожек?

–        Покажи широкую дорожку (узкую).

–        Прокати шарик по узкой (широкой) дорожке; по длинной (короткой) дорожке.

1 балл – ребенок, сравнивая два предмета по величине на основе приложения их,  друг к другу или наложения, допускает ошибки в понятиях выше – ниже, длиннее – короче.

2 балла – ребенок сравнивает два предмета по величине (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения.

3 балла – ребенок сравнивает  два предмета по величине (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче, одинаковые, равные) без приложения их друг к другу или наложения

2.Уметь самостоятельно находить способ сравнения размера предметов (наложения, приложения)

Упражнение « Круги и квадраты»

1.Ребенку предлагается на верхнюю полоску с четной линейки выложить все круги, а на нижнюю- все квадраты.

Вопросы:

-Сколько ты выложил кругов, а сколько квадратов?

-Что можно сказать о количестве кругов и квадратов? (поровну)

– Убери один квадрат в коробку. Что теперь можно сказать о количестве кругов и квадратов?

2. Перед ребенком ставится коробка с фигурами.

-Как определить, каких фигур в коробке больше, а каких меньше? (Сосчитать)

-А еще как можно проверить? (Наложить друг на друга, или поставить парами)

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

1.3 Геометрические фигуры

1.Знать и  называть  геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Геометрические тела: шар, куб, цилиндр.

 Игра «Найди  и раскрась».                                                                    

-Назовите геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник).

-Назовите объемные тела: шар, куб, цилиндр.

Раскрасьте шар красным карандашом, куб- синим, цилиндр- зеленым.

Что раскрасили красным цветом?

Синим? Зеленым?

1 балл – ребенок различает и правильно называет только круг. Не соотносит форму предметов с геометрическими фигурами.

2 балла – ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник, не называет шар, куб. С помощью педагога называет их характерные отличия. Без помощи взрослого не может соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами.

3 балла – ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб, знает их характерные отличия. Соотносит форму предметов с известными геометрическими  фигурами.

2.Самостоятельно определять форму  предметов. Самостоятельно  использовать зрительный и осязательно – двигательный способы обследования для выделения признаков геометрических фигур

Игра «Найди и назови»

 На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д. Игра «Соотнеси форму с геометрической фигурой».                                          

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

3. Уметь соотносить форму предметов с геометрическими фигурами.

Игра «Найди и назови»

 Предметные картинки (тарелка, платок, мяч, стакан, окно, дверь) и геометрические фигуры (круг, квадрат, цилиндр, прямоугольник и др.).

 Воспитатель просит соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка – круг, платок – квадрат, мяч – шар, стакан – цилиндр, окно, дверь – прямоугольник и др.

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

1.4 Ориентировка в пространстве

Игра «Куда пойдешь, что найдешь?» .

Воспитатель в отсутствие детей прячет игрушки в разных местах комнаты с учетом предполагаемого местоположения ребенка (впереди, сзади, слева, справа). Например, впереди за ширмочкой прячет мишку, а сзади на полочке помещает матрешку и т. п. Объясняет задание: «Сегодня вы поучитесь отыскивать спрятанные игрушки». Вызвав ребенка, он говорит: «Вперед пойдешь — мишку найдешь, назад пойдешь — матрешку найдешь. Куда же ты хочешь пойти и что там найдешь?» Ребенок должен выбрать направление, назвать его и идти в этом направлении. Найдя игрушку, он говорит, какую игрушку и где нашел. («Я пошел назад и на полочке нашел матрешку».)

Читайте также:  Согласные и согласные развитие ребенка

 Примечание.   Вначале   ребенку   предлагают   выбирать направление только из 2 парных предложенных ему направлений (вперед — назад, налево -направо),  а  позднее — из 4.  Постепенно увеличивают  количество игрушек, расположенных с каждой стороны. Задание можно предлагать одновременно 2 детям.

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

1. Уметь самостоятельно определять расположение предметов по отношению к себе.

Игра «Поручение».

Материал: набор игрушек: матрешка, машина, мяч, пирамидка.

Ребенок сидит на ковре лицом к воспитателю.

 Расставь игрушки следующим образом: матрешку – впереди (относительно себя), машинку – сзади, мяч – слева, пирамидку – справа

1 балл – ребенок не справляется  с заданиями даже при помощи взрослого.

2 балла – ребенок после дополнительных инструкций справляется с задания ми. Не знает левую и правую руки.

3 балла – ребенок безошибочно определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе, различает право и лево. Справился с заданием, не сделал ни одной ошибки.

2. Умение ориентироваться на листе бумаги, на плоскости стола

Упражнение «Что где находится»

В правом прямоугольнике нарисуй:

-в середине – круг;

-в правом верхнем углу- овал;

-в левом нижнем углу –треугольник; Расскажи, как расположены в прямоугольнике фигуры.

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

3. Уметь ориентироваться  в групповой комнате

Игра «Назови, что видишь».

 По заданию воспитателя ребенок встает в определенном месте группы. Затем воспитатель просит ребенка назвать предметы, которые находятся впереди (справа, слева, сзади) от него. Просит ребенка показать правую, левую руки.

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

4. Уметь выделять пространственные отношения (вверх – вниз, направо – налево, назад – вперёд)

Обозначать словами пространственные отношения

Упражнение «Влево, вправо»

Предложить детям раскрасить одежду лыжника, который едет вправо, синим карандашом, влево-красным.

В какую сторону едет лыжник в красной одежде? (Влево)

В синей одежде? (вправо)

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

1.5 Ориентировка во времени

1.Различать и правильно называть контрастные и смежные части суток, их последовательность

Игра «Когда это бывает?».

Картинки с изображением частей суток, потешки, стихи о разных частях суток.

 Внимательно послушай потешку, определи время суток и найди соответствующую картинку. Далее воспитатель напоминает ребенку все семь дней недели (при помощи стихотворения). Просит назвать выходные дни. Первый (второй) день недели.                                                                                    – Если сегодня вторник, какой день недели был вчера? И т. п.

 Внимательно послушай потешку, определи время суток и найди соответствующую картинку. Далее воспитатель напоминает ребенку все семь дней недели (при помощи стихотворения). Просит назвать выходные дни. Первый (второй) день недели.                                                                                    – Если сегодня вторник, какой день недели был вчера? И т. п

1 балл – ребенок не имеет представления о частях суток, ошибается при перечислении дней недели.

Не понимает значение слов: вчера, сегодня, завтра.

2 балла – ребенок правильно определяет части суток, затрудняется объяснить значение слов сегодня, завтра, вчера. Ошибается при перечислении дней недели.

3 балла – ребенок правильно определяет части суток. Может определить значение слов: вчера, сегодня, завтра. Знает и называет правильно дни недели.

2.Понимать временные отношения в настоящем, прошедшем и будущем времени: сегодня, вчера, завтра.

  Упражнение «Ответь правильно»

Поговорите с детьми о том, что им предстоит делать сегодня? (гулять, обедать, спать)

-Чем они занимались вчера ?

( рисовали, играли, смотрели телевизор)

-Что собираются делать завтра? (Прийти в детский сад, пойти в бассейн, поехать в гости)

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

3.Сформированность понятий быстро – медленно.

 Игра «Угадай,  кто быстрее»

.

Лев и черепаха поспорили, кто первым добежит до пальмы.

-Раскрасьте того, кто первым прибежит к пальме. (Лев)

-Кого раскрасили? (Льва)

-Почему? (Потому что черепаха ходит медленно, а лев бегает быстро)

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

Источник