Диагностика личностного развития ребенка младшего школьного возраста

Надежда Коробочкина
Диагностика личности младшего школьника

Энергия детства неисчерпаема. Нам, взрослым, надо лишь умело направлять ее. Знаем ли мы достаточно хорошо тех, кого учим, воспитываем? «Конечно!»,— ответит большинство педагогов и родителей. Однако в жизни бывает не так. К сожалению, нередки ситуации, когда мы, взрослые, с горечью осознаем, что недостаточно хорошо понимаем сегодняшних мальчишек и девчонок, их поведение неожиданно для нас, мы не можем объяснить их действия и суждения.

Не понимая ребенка, мы порой предъявляем к нему требования, не соответствующие его силам и возможностям. Неумение вовремя заметить некоторые особенности в характере и поведении ребенка ведет к серьезным упущениям в воспитании, последствия которых могут проявляться спустя годы. Лишь постоянное внимание к личностным особенностям ребенка создаст основу для сознательного обдуманного управления развитием с учетом возрастных изменений.

При существовании общих закономерностей каждому ребенку свойствен свой индивидуальный путь развития. Определить и спрогнозировать его уровни и темп помогает педагогическая диагностика. Она позволяет выявить не только наличный (актуальный) уровень развития той или иной индивидуальной особенности, но и учесть возможности «зоны ближайшего развития» ребенка.

Диагностика как специфический вид педагогической деятельности выступает непременным условием эффективности воспитательного процесса. Это настоящее искусство — найти в ребенке то, что скрыто от других. Наличие этого особого качества у педагога во многом зависит от его знаний и опыта.

Диагностика определяет относительный уровень развития ребенка, его потенциальные возможности, выявляет изменение уровней и те новообразования, которые в нем происходят.

Овладение технологией педагогической диагностики позволяет педагогу и воспитателю грамотно реализовать принцип возрастного и индивидуального подхода к детям. Этот принцип был выдвинут еще в 40-е годы советским психологом С. Л. Рубинштейном. Ученый считал, что «изучать детей, воспитывая и обучая их, с тем, чтобы воспитывать и обучать, изучая их,— таков путь единственно полноценной педагогической работы и наиболее плодотворный путь познания психологии детей».

В 60—70 гг. идея была подхвачена и творчески разработана педагогами-исследователями В. И. Петровой и О. С. Богдановой. Занимаясь исследованием и методикой воспитательного процесса и уделяя особое внимание нравственному развитию младших школьников, ими был разработан целый комплекс диагностических методик по изучению нравственной воспитанности детей этого возраста (“Стрелок”, “Билет”, “Конструктор”, “Выбери фотографию”, “Щенок” и др., даны рекомендации по их применению. Эти и другие методики были широко известны педагогам по книгам «Азбука нравственного воспитания» (под ред. И. А. Каирова и О. С. Богдановой, «Методика воспитательной работы в начальных классах» (авторы — В. И. Петрова и О. С. Богданова).

Известно, что каждый период в жизни человека имеет свои особенности, когда на первый план выдвигаются первоочередные проблемы, но все же индивидуальность ребенка проявляется в результате изменений, совершенствования всего процесса развития. В этом смысле значимость возрастного периода от 6 до 10 лет трудно переоценить. Привитое, усвоенное впервые школьные годы сказывается на протяжении всей жизни. Младший школьный возраст — это самоценный период, на протяжении которого развиваются важнейшие качества личности, позволяющие детям шагнуть за его пределы в подростковую жизнь.

Произвольность, внутренний план действия и рефлексия — основные новообразования ребенка младшего школьного возраста. Начиная с 6—7-летнего возраста, у детей складываются простые, но уже обобщенные, специфические для данного человека устойчивые психологические механизмы. Характерная потребность ребят этого возраста — жажда узнавать окружающий мир, получать новые впечатления. Но по-прежнему определяющее место в их жизнедеятельности принадлежит эмоциям. Представления о себе, своих товарищах и окружающих людях, о героях книг и кинофильмов строятся главным образом на основе оценок взрослого, авторитет которого еще достаточно высок. Однако следует помнить, что негативные проявления, наблюдаемые во взрослой среде, сказываются и на детях. Они легко переносят из взрослого противоречивого мира негативные установки, оценки- ориентиры.

Что же характерно для сегодняшних мальчишек и девчонок? Какие они? Изменения в жизни пашет общества и окружающего мира — объективная предпосылка для проявления у современных детей нового образа мыслей, вкусов, привычек, интересов и ценностей. Такое явление как акселерация захватывает не только физическое, но и умственное их развитие. Дети поумнели и “переваривают” гораздо больший поток информации, чем раньше. Современные дети стали рано проявлять необычную прежде самостоятельность и независимость. Порой они поражают взрослых своими способностями, удивляют взрослостью суждений. Они раньше начинают задумываться о самих себе, о своем месте в жизни. Это нас радует и удивляет, но мы не всегда к этому готовы. Но все-таки они еще дети, и очень нуждаются в нашей взрослой умной и корректной помощи. Помочь им найти себя, раскрыть свои способности, задатки, свою индивидуальность — важнейшая психолого-педагогическая задача, решать которую приходится каждому педагогу.

Для того чтобы составить более полное и точное представление о ребятах, с которыми вы живете, кто ежедневно приходит к вам на занятия, об их интересах, ценностных ориентациях, возможностях и желаниях, мы предлагаем набор диагностических методик.

Отбирая их, мы исходили из соображений компактности описания самой методики, относительной легкости ее проведения и отработки. Методики органично связаны с жизнедеятельностью детей, носят практический характер, доступны и привлекательны по форме, содержанию, включают элементы игры, творчества.

Применение диагностических методик ставит всех детей в одинаковые условия и помимо вопросов на воображаемое поведение предполагает естественные, реальные ситуации, соответствующие возможностям младшего школьного возраста. Вместе с тем методики имеют достаточный уровень трудности поставленной перед ребенком задачи, носят развивающий характер.

При проведении предлагаемых методик дети должны четко знать, что от них требуется; экспериментальная ситуация не должна восприниматься ими как строгий экзамен, проверка, а потому проводить их надо в спокойной и доброжелательной обстановке. По результатам одной-двух методик нельзя судить о качествах, характере ребенка — Только набор взаимодополняющих, взаимопроверяющих методик могут дать объективную картину. Данные, полученные при помощи методик, свидетельствуют об уровне развития личности ребенка только в данный момент.

Существует много методик для изучения самых различных сторон развития личности ребенка. Остановимся на тех из них, с помощью которых можно выявить направленность и интересы, желания, ценностные ориентации и потребности детей младшего школьного возраста. Именно эти свойства, на наш взгляд, являются интегрирующими, стержневыми в развитии человека.

Если бы ты был волшебником.

Если бы у тебя была волшебная палочка

Ребятам предлагается назвать три желания, которые они хотели бы исполнить. Выбор одного желания лучше не предлагать, т. к. маленьким еще очень сложно выбрать самое-самое главное желание.

Анализ ответов может быть выполнен но следующей схеме: для себя, для других (ответы второй группы можно уточнить: для близких, для людей вообще).

Золотая рыбка.

Своеобразие этой методики состоит в том, что дети выступают в роли заказчика, а не исполнителя желаний, и от рыбки, а не от них самих зависит, исполнить или нет желание.Ребята вводятся в воображаемую ситуацию словами: «Представь себе: приплыла к тебе рыбка,спросила: «Что тебе надобно?»

Для создания особого настроя,введения в сказочно-игровую ситуацию хорошо помогают игровые элементы-символы: волшебная палочка, разыгрывание сценки с появлением золотой рыбки.

Цветиксемицветик.

Дети читают (вспоминают) сказку В. Катаева с этим названием. Возможен просмотр мультфильма. Каждому вручается приготовленный из бумаги цветиксемицветик, на лепестках которого они записывают свои желания. Затем лепестки с желаниями дети вручают тем, кому они адресованы.

Обработка результатов может проходить по такой схеме:

1- выписать желания, суммируя повторяющиеся или близкие по смыслу;

2- сгруппировать: материальные (вещи, игрушки и т. п.); нравственные (иметь животных и ухаживать за ними и т. п.); познавательные (научиться чему-то, стать

кем-то); разрушительные (сломать, выбросить и т. п.).

Загадай желание.

Ребенку рассказывают,что есть такое поверие: если увидишь, как падает звезда и успеешь загадать желание, оно обязательно исполнится. «Представь себе, что ты видишь падающую звезду. Какое желание ты бы загадал?» Ребенок может написать его или сказать взрослому (по секрету).

Для ребят постарше можно использовать анкету “Мои желания”. Из списка разных желаний предлагается выбрать “свои”желания: стать известным в школе, городе, стране, мире; иметь много друзей; приносить радость близким людям; заниматься любимым делом; стать богатым;иметь куклу Барби: научиться играть на компьютере; есть каждый день мороженое и т. п.

Список желаний ребята могут продолжить сами.

Радости и огорчения (методика незаконченных предложений).

При ее проведении возможны варианты.

1.Ребятам предлагается дописать два предложения:

Больше всего я радуюсь, когда.

Больше всего я огорчаюсь, когда.

Методика имеет ряд преимуществ по сравнению с обычной анкетой. Она рассчитана на получение первой, самой естественной реакции, поскольку здесь как бы задается ритм ответа, что психологически облегчает работу ребенка.

2. Лист бумаги делится пополам.Каждая часть имеет свой символ: солнце и тучу (день и ночь). Дети в соответствующей части листа рисуют (записывают) свои радости и огорчения.

3. Дети получают по лепестку ромашки сделанной, из бумаги. На одной стороне они пишут о своих радостях, на другой — огорчениях. По окончании работы лепестки собираются в ромашку.

4.Предлагается ответить на вопрос: «Как ты думаешь, что радует, а что огорчает твою маму, родителей, учителя».

При анализе ответов можно выделить радости и огорчения, связанные с собственной жизнью; с жизнью коллектива (группы, класса, кружка).

Полученные результаты дадут представление о стержневых интегральных свойствах личности ребенка, которые выражаются в единстве знаний, отношений, доминирующих мотивах поведения и действий.

Источник

Диагностика личностного развития младшего школьника

 Учитель начальных классов

МОУ СОШ №10 г. Павлово

  Грачева Тамара Викторовна     

     Диагностика – анализ развития личности ребёнка, выявление положительных его сторон, недостатков и их причин, направленный на решение практических задач – гармонизацию развития личности и повышение эффективности целостного педагогического процесса.                                                                                                    

     Цели диагностики:

  1. раннее выявление признаков и проявлений социально-педагогической запущенности детей, качеств и свойств личности
  2. выявление путей и способов коррекции
  3. прогнозирование дальнейшего развития ребёнка.

     Рассмотрим  алгоритм планирования психологически обоснованных воспитательных задач:

  • Изучение развития личности, уровня воспитанности и воспитуемости учащихся
  • Постановка воспитательных задач с учётом индивидуальных особенностей ученика
  • Выбор и реализация приёмов воспитания
  • Оценка успешности  мероприятий с точки зрения позитивных сдвигов в личностном развитии детей.

     Таким образом, планирование учителем воспитательной работы начинается с изучения индивидуальных особенностей учащихся.

     Дети, поступающие в первый класс, такие разные, но все они хотят учиться, учиться хорошо, быть успешными. Задача учителя помочь им в этом, опираясь на  

ресурсы учебного успеха и саморазвития ребёнка:

«знаю» (обученность)

«могу» (внимание, память, модальность, доминирование полушарий)

«умею» (организационные, коммуникативные, информационные, мыслительные ) навыки

«хочу»  (уровень развития мотивационно – потребностной сферы.

    Память, внимание, модальность и функциональное доминирование полушарий, наряду с мотивацией и волей, – это практически основные «инструменты», обеспечивающие успех учебно-познавательной деятельности ученика начальной школы, особенно, в начале обучения, пока не сформированы на достаточном уровне общеучебные навыки.

     Методы и приёмы диагностики разные: тесты, опросники, анкеты, беседы, наблюдения, социометрия. Существует много авторских методик. Мы, учителя, выбираем те из них, которые являются наиболее информационными и простыми в применении и обработке.

     Например, зачем учителю важно выделить таких учеников, у которых доминирование правого или левого полушария ярко выражено? Учащиеся с явным доминированием правого полушария предпочитают левую полусферу доски, тёмный цвет мела на светлой доске, а «левополушарники» с точностью наоборот. Очень важно уже то, на какой вариант мы посадим этих детей.  Предпочтения у «левополушарников» и «правополушарников» разные и в условиях, необходимых для возникновения стабильной учебной мотивации, и в восприятии и переработке информации. Доминирование одного из полушарий резко меняет способ осознания новой информации.

     Информацию об индивидуальных особенностях учащихся можно получить и в процессе наблюдений за учащимися.

     Например, о развитии познавательной активности можно получить информацию на основе наблюдений за начинающим учеником в ходе выполнения им заданий.

Критерии следующие:

  • Высокий уровень: ребенок проявляет выраженный интерес к предлагаемым заданиям, сам задает вопросы учителю, прилагает усилия к преодолению трудностей, просит дополнительные задания , желает продолжить контакт
  • Средний уровень: ребенок активно включается  в работу, но при первых  же трудностях интерес угасает, инициатива отсутствует, вопросов задает немного, при помощи учителя способен к преодолению трудностей
  • Низкий уровень: к выполнению  заданий приступает только после дополнительных побуждений, часто отвлекается, отказывается от работы.

     Информация об уровне познавательной активности помогает учителю выбрать тактику обучения. Дети с низким уровнем требуют организации увлекательного учения, преобладания игровых технологий. Дети со средним уровнем нуждаются в постоянной помощи, им необходимо переживание успеха. Высокий уровень познавательной активности требует обучения на высоком уровне трудности, возможности показать себя и самоутвердиться, занять позицию учителя.

Параметры для изучения

Что даёт полученная информация учителю

Обучаемость

Основание для определения дозы  педагогической помощи

Внимание

Информация для проектирования способов подачи материала, форм самостоятельной деятельности учащегося

Память

Основание для выбора комфортных приёмов освоения нового материала ( в форме, удобной для запоминания именно этому ученику)

Модальность

Основание для выбора способа подачи материала и форм самостоятельной работы ученика

Функциональная  ассиметрия полушарий головного мозга

Понимание, в каком виде данному ученику удобнее всего воспринимать информацию для её быстрого осмысления, какие формы подачи информации будут развивать «западающее» полушарие

Мыслительные умения

Целенаправленный выбор формы заданий и вопросов, компенсирующий недостатки мыслительных навыков

Уровень развития мотивационно-потребностной сферы

Основа для подбора содержания и форм работы, мотивирующих детей и развивающих их волю

Организационные умения

Эти данные являются исходными для организации самостоятельной деятельности учащегося

Коммуникативные умения

Важные параметры при планировании и организации форм и видов работы

Познавательная активность

Выбор тактики обучения

     Статус ребёнка в классе, характер  его общения со сверстниками отражает социометрия.

      Если школьник имеет статус «принятого» или «изолированного», следует узнать, свойственна ли ребёнку малая общительность постоянно или она проявляется только в классе. Это позволит выбрать направление помощи ему. Особенную тревогу вызывают «отвергаемые» дети, являющиеся как бы «козлами отпущения» в классе. Необходима трудная и долгая работа по включению их в классный коллектив.

     Одно из заданий, которое используется для определения статуса ребёнка в коллективе, называется «3 конфетки». Детям предлагается написать, кого из класса они бы угостили, если бы у них было 3 конфеты. После тестирования полезно детям дать задуматься, что чувствовал бы каждый из них, если бы не получил ни одной «конфетки», поразмышлять над тем, почему одни дети получают много «конфет» от своих товарищей, а другие – мало или вообще не получают, поговорить о том, что такое дружба в классе, как она должна проявляться. Цель беседы – пробудить в детях чувство  сострадания, подчеркнуть важность терпимости к другим, внимательного отношения к окружающим. Таким образом, диагностическое задание является ещё и развивающим.

Показателен УБВ (уровень благополучности взаимоотношений) в классе.

Сравнивают количество детей, имеющих статус «лидеров» и «предпочитаемых», с количеством детей, имеющим статус «принятых», «изолированных» и «отвергаемых».

Если первое больше, то УБВ – высокий, если эти количества примерно равны, то средний, если первое меньше, то УБВ – низкий.

     Изучение уровня сформированности  детского коллектива ведётся и через мини-сочинения детей на темы:

– «Какой Я?»

– «Если бы у меня была волшебная палочка…»

– «Мои друзья»

– «Какой я друг?»

– «Каким я стал?»

– «Кому я хочу сказать спасибо?»

– «Какой он, наш 4Б?»

     Содержательны и показательны для меня, как классного руководителя, синквейны, которые сочиняют дети в группах, на тему «Одноклассники»    

Одноклассники                                                 Одноклассники

Дружные, хорошие                                           Весёлые, добрые

Учатся, спорят, веселятся                                Думают, играют, помогают

Уважают друг друга, помогают                       Вместе учатся, отдыхают

Друзья                                                                 Друзья

     Изучение нравственных ценностей и направленности личности детей и подростков ведётся через методику “Фантастический выбор”. Предлагаются примерно такие задания:                                                                                                                

  • “Ты отправляешься на необитаемый остров и будешь жить там очень долго, может быть, всю оставшуюся жизнь. С собой можешь взять все, что обозначается пятью словами. Так что же ты возьмешь с собой?”
  • “Если бы ты стал всего на 60 минут волшебником, что бы ты сделал?”
  • “Приплыла к тебе золотая рыбка, спросила: “Чего тебе надобно?” Ответь ей”.
  • “У тебя в руках аленький цветочек, как бы ты с ним поступил?”
  • “Отрывая мысленно лепестки цветика-семицветика, реши, что ты попросишь “.

      На темы ответов ребят можно выпустить газету с текстами и рисунками. Детям такой вид общения интересен: они могут сравнить свои ответы с ответами друзей. Математический обсчет, который проводит педагог, может позволить продиагностировать тенденции нравственных ориентиров детей, а общение детей по результатам работы позволит им почерпнуть положительный опыт поведения в различных ситуациях.

     Проведя в первом классе социометрическое исследование по методике «Цветик-семицветик», я обнаружила, что почти все желания детей связаны с самим собой, любимым. Лишь 16 % пожеланий детей предполагаются для близких, 8 % – для одноклассников и 4 % – для всех людей.

    Данные результаты, естественно, нацеливают учителя  на решение следующих задач:                                                                                 

  • Организация всех видов и использование многообразия всех форм индивидуальной, коллективной деятельности с опорой на общечеловеческие ценности и, как следствие, развитие коммуникативной культуры.
  • Создание классного коллектива, способствующего оптимальному росту и развитию личности каждого, условий для реализации индивидуальных творческих потенций.
  • Коррекция индивидуального развития учащихся, предупреждение дезадаптации.

     Перед учителем, проводящим педагогическую диагностику, стоит задача не только выявить у ребёнка какое-либо нарушение, но, главное проанализировать характер этого нарушения и построить на этой основе прогноз преодоления этого затруднения. Поэтому после проведения диагностики необходима коррекционная работа, которая вкрапляется в содержание уроков и внеклассных мероприятий.

      Например, виды работы, направленные на:

  • снятие конфликтности

– Коррекция поведения  с помощью ролевых игр

-Формирование адекватных форм поведения в коллективе

-Снятие напряжения у детей (релаксация)

  • Коррекцию тревожности

-Рисование спиралевидными линиями

-Пластилиновая живопись

-Изображение своего настроения

-Формирование умелости и уверенности руки

     Вся  информация, получаемая в ходе диагностики, позволяет учителю отслеживать развивающий эффект и своей деятельности, видеть достоинства и недостатки образовательного процесса, выявлять проблемы в развитии каждого ребёнка и оказывать своевременную и необходимую помощь. Диагностика  необходима учителю, чтобы понять, какие учебные действия и у каких детей необходимо формировать уже в первые недели обучения, предвидеть, кто не умеет принять инструкцию и кому её надо повторять несколько раз, кто должен постоянно вслух проговаривать свои действия, кто нуждается в постоянной пошаговой помощи со стороны учителя.

     Информация, полученная учителем в ходе диагностики, способствует лучшему пониманию учителем своих учеников, помогает ему построить урок и общение более эффективно, создать атмосферу принятия и доверия, что стимулирует активность учеников. Проявляя внимание к личности каждого ребёнка, учитель осуществляет личностно-ориентированный подход в обучении, что в конечном счёте позволяет ребёнку полнее раскрыть и реализовать свой потенциал.

    Знание индивидуальных особенностей учащихся помогает учителю не только создать открытое уникально неповторимое общение, но и быть готовым получить в этом общении обратную связь; в том числе в форме оценок личностных проявлений учителя со стороны ученика, а это способствует профессиональному росту, развитию собственной индивидуальности.

Источник