Диагностика личности ребенка с особенности развития
Методики психологической диагностики.
Василенко О.Н.
№
Методики
Возраст
Назначение методики
Краткое описание методики
1.
«Лесенка»
с 3 – 7 лет
Методика изучает самооценку ребенка: как он оценивает свои личностные качества, свое здоровье, свою внешность, свою значимость в коллективе (группа детского сада, школьный класс), в семье.
Ребенку предлагается бланк с изображенными лестницами. Ребенку предлагают определить свое место на лестнице здоровья, красоты и т.д.
2.
Методика
«Человек под дождем»
с 6 лет
Методика ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов. Методика позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях.
На чистом листе бумаги формата А 4, который вертикально ориентирован, испытуемому предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе – человека под дождем.
3.
Методика
«Два дома»
3,5 – 6 лет
Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, выявление скрытых конфликтов, травмирующих для ребенка ситуаций.
Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов.
4.
Методика
«Домики» Ореховой О. А.
4 – 12 лет
Методика изучает личностные отношения, социальные эмоции, ценностные ориентации; позволяет определить:
- степень дифференцированности – обобщенности эмоциональной сферы;
- актуальные для ребенка ценности;
- предпочтения определенных видов деятельности (по сути, тест является первой профессиограммой детей дошкольного возраста);
- варианты личностного развития с рекомендациями коррекции.
Методика включает в себя 3 задания:
1 – Раскрашивание цветовой дорожки, начиная с самого привлекательного цвета и заканчивая самым непривлекательным.
2 – Раскрашивание домиков, в которых живут человеческие чувства, где ребенку требуется подобрать каждому чувству свой цвет.
3 – Раскрашивание домиков, в каждом из которых живут различные занятия, где также требуется подобрать каждому занятию определенный цвет.
5.
Методика ДДЧ
(Дом-Дерево-Человек)
с 5 лет
Методика направлена на изучение личностных особенностей ребенка, в том числе поведенческих особенностей, внутренних мотивов.
Методика включает в себя три теста, каждый из которых может использоваться отдельно, самостоятельно:
6.
Тест тревожности Тэммл, Дорки, Амен
3,5 – 7 лет
Методика используется для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми. Определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе.
Ребенку последовательно предъявляют 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы с прорисованным лицом (улыбающееся и печальное лицо), по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. Ребенку предлагают подобрать к каждой ситуации подходящее лицо для изображенного ребенка. Рисунка выполнены в двух вариантах: для девочек и для мальчиков.
7.
Hand-тест
(тест руки)
с 5 лет
Целью применения теста является прогнозирование явного агрессивного поведения.
Ребенку (взрослому) последовательно предъявляются десять карточек с изображениями человеческой руки в различных положениях, причем последовательность и положение, в котором они даются, стандартны. При этом задается вопрос: «Что, по Вашему мнению, делает эта рука?»
8.
Рисуночный тест Сильвер
(техника стимульного рисования)
с 5 лет
Арт-терапевтическая методика позволяет оценить пространственное мышление, творческие способности, эмоциональное состояние и отношение к себе и другим.
Рисуночный тест включает три субтеста: «Задание на прогнозирование», «Задание на срисовывание с натуры» и«Задание на воображение и имеет два компонента: эмоциональный и когнитивный.
9.
Тест Сонди
с 6-7 лет
Методика предназначена для изучения содержания и структуры человеческих побуждений, оценки эмоционального состояния и качеств личности, прогнозирования вероятности профессиональных предпочтений.
Ребенку (взрослому) последовательно предъявляются 6 серий по 8 фотографий портретов людей. В каждой серии предлагается выбрать наиболее привлекательные, симпатичные лица и наименее привлекательные.
10.
Методика
«Несуществующее животное»
С 6 лет
Методика изучает личностные особенности ребенка (взрослого): уровень его активности, самооценку, уровень тревожности, наличие страхов, уверенность в своем положении, агрессивные тенденции нападающего или оборонительного характера, творческие способности и т.д.
Ребенку предлагается на белом стандартном листе бумаги (А 4) придумать и изобразить несуществующее в природе животное, а также назвать его несуществующим названием.
11.
Методика
«Контурный САТ-Н»
3 – 10 лет
Методика выявляет реальное состояние ребенка (эмоциональное, аффективное, мотивационное) через его ответы. Основная цель тестирования – раскрытие отношений между ребенком и окружающими его людьми(родителями) в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях. Важно то, что результаты методики не зависят от культурных различий того или иного общества и уровня социального развития ребенка.
Стимульный материал состоит из 8-ми рисунков с контурными изображениями человеческих фигур (в одном сюжете присутствует изображение животного) на однотонном бледно-зеленом фоне. Такой фон является оптимальным для восприятия рисунков при работе с детьми с какими-либо нарушениями зрительного восприятия. Рисунки пронумерованы и предъявляются в определенном порядке.
12.
Методика
«Автопортрет»
с 6-7 лет
Методика направлена на изучение личностных, индивидуально-типологических особенностей ребенка(взрослого), самовосприятия (представления о себе, своей внешности), самопрезентации человека; его эмоциональной сферы, коммуникативных способностей.
Ребенку предлагается на чистом белом листе бумаги нарисовать свой портрет.
13.
Цветовой тест Люшера
с 3,5 лет
Цветовой тест Люшера используется для оценки эмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости; выявления внутриличностных конфликтов и склонности к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.
Ребенку предъявляются восемь различных по цвету карточек, и предлагается сделать выбор наиболее привлекательных цветов на момент тестирования. Набор карточек предъявляется дважды.
14.
Методика «Кактус»
с 4 лет
Методика направлена на изучение состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
Ребенку предлагают на листе бумаги нарисовать кактус таким, как он его представляет. Затем проводится беседа.
15.
Рисунок семьи
с 4 лет
Методика направлена на изучение особенностей восприятия ребенком внутрисемейных отношений.
Ребенку предлагают нарисовать свою семью.
16.
Тест
«Эмоциональные
сферы»
с 6 лет
Дает возможность быстро и достаточно объективно выяснить эмоциональное состояние человека и преобладающих в его жизни поведенческих тенденций.
Вокруг каждого из нас находится некая защитная оболочка. Кто-то называет ее энергетическим полем, кто-то — аурой, мы же назовем ее сферой. Как вы представляете себе свою сферу? Изобразите ее на листе, используя цветные карандаши, простой карандаш и стирательную резинку там, если нужно. Величина сферы, ее расположение, используемые цвета — какие захотите.
17.
Тест «Сказка»
с 3,5 лет
Наблюдение спонтанно возникающих эмоциональных явлений; В зависимости от ответов ребенка можно сделать вывод об особенностях эмоциональных переживаний (прежде всего, тревожность, агрессивность) и источниках, которые , которые вызывают данные переживания.
Процедура исследования заключается в следующем: ребенку читают сказку, а он должен придумать ее продолжение.
18.
Методика
«Аппликация»
с 6-7 лет
Диагностика психоэмоционального состояния. Диагностика психологического климата в семье.
Ребенку предлагают вырезать из цветной бумаги фигурки и изобразить по средствам аппликации себя или (и) свою семью. Могут предлагаться для выбора уже готовые, но разнообразные по цвету и форме фигуры.
19.
Методика
Рене Жиля
с 5 лет
Цель методики – изучение социальной приспособленности ребенка(любознательность, стремление к доминированию, общительность, отгороженность, адекватность), а также его взаимоотношений с окружающими(отношение к семейному окружению, отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому…)
Методика является визуально-вербальной (зрительно-словесной), состоит из 42 картинок с изображением детей и взрослых, а также текстовых заданий.
20.
Методика
«Два дома»
3,5 – 6 лет
Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, травмирующих для ребенка ситуаций.
Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов.
21.
ЦТО – Цветовой тест отношений (А.Эткинд).
С 6 лет
Это невербальный компактный метод, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни отношений.
- В ходе диагностики испытуемому предлагается при помощи цвета выразить свое отношение к партнеру.
22.
Методика
“Мозаика”
С 6 лет
Изучаются особенности межличностных отношений между детьми в группе сверстников, в том числе: степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника; характер участия в действиях сверстника, характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, характер и степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать “в пользу другого” или “в свою пользу”.
В методике участвуют двое детей. Взрослый дает каждому из детей свое поле для выкладывания мозаики и свою коробку с цветными элементами. Сначала одному из детей предлагается на своем поле выложить домик, а другому — наблюдать за действиями партнера. Здесь важно обращать внимание на интенсивность и активность внимания наблюдающего ребенка, его включенность и интерес к действиям сверстника. В процессе выполнения ребенком задания взрослый сначала порицает действия ребенка, а затем поощряет их. Здесь фиксируется реакция наблюдающего ребенка на оценку взрослого, обращенную к его сверстнику: выражает ли он несогласие с несправедливой критикой, или поддерживает негативные оценки взрослого, выражает ли протест в ответ на поощрения или принимает их. После того как домик завершен, взрослый дает аналогичное задание другому ребенку.
23.
Интервью “Волшебный мир”
(Л. Д. Столяренко)
С 5 лет
Эту диагностику можно отнести к методике катарсиса.
В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот, и т. п. По ходу интервью идентификация с всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника.
24.
Тест животных
Рене Заззо
С 5 лет
Этот проективный тест французского психолога Рене Заззо применяется для определения основных тенденций и ценностей ребенка 5-12 лет, его позиции и эмоциональной реактивности.
Предлагается набор вопросов, устанавливающих, каким животным ребенок хотел бы стать, если бы он мог в него превратиться, каким бы он не хотел стать и почему.
Ребенок сначала должен провести спонтанный выбор, а затем выразить симпатию или антипатию к животным, названия которых читает испытуемый. Каждую реакцию ребенок должен обосновать.
Источник
1. Возрастные особенности психодиагностики личностных особенностей.
2. Специфика методов специальной психологии
3. Условия проведения психодиагностики в зависимости от пита нарушений.
1.Возрастные особенности психодиагностики личностных особенностей.
1)Диагностика личностных особенностей детей дошкольного возраста.
Исследование личности дошкольника затруднено, так как большинство личностных тестов предназначено для взрослых людей и основано на самоанализе. Кроме того, многие черты личности ребенка еще не сформированы, неустойчивы. Поэтому остаются специальные детские варианты проективных тестов или метод экспертов (с помощью взрослых людей, которые хорошо знают ребенка).
Например, есть методика, предназначенная для оценки уровня развития у детей мотива достижения успехов. Под мотивом понимается активное стремление ребенка к успеху в различных ситуациях и видах деятельности, интересных и значимых для него.
“Запомни и воспроизведи рисунок” (ребенку показывают 2 картинки, каждая на 1 минуту; задача ребенка – нарисовать то, что он запомнил).
“Выбери нужное лицо” – это детский тест тревожности Тэммл, Дорки, Амен(предлагают рисунки с различными ситуациями из жизни ребенка; на картинках у маленького ребенка нет лица, испытуемый должен выбрать лицо из предложенных вариантов).
“Какой Я? ” – определение самооценки (психолог с помощью бланка называет положительные личностные качества человека и предлагает ребенку оценить себя).
1) Диагностика личностных особенностей детей младшего школьного возраста
Также методов исследования мало. Но исследование личности в этом возрасте очень важно, тем более, если речь идет о сфере образования, так как становление личности – одна из задач образования.
Многие из методик представляют собой адаптированные к младшим школьникам. Например, тест для психодиагностики мотивации достижения успехов, детский вариант личностного теста Кеттелла, анкета для родителей и учителей.
2) Диагностика личностных особенностей детей подросткового возраста
Наиболее значительные изменения личностного плана, которые происходят в подростковом возрасте, касаются темперамента, характера, мотивов поведения – личностных особенностей.
Методики исследования:
– определение свойств темперамента (Русалов): энергичность, пластичность, темперамент, эмоциональность. Содержит 105 вопросов.
– ? Акцентуации характера, опросник.
– Тест на исследование тревожности (Спилбергер)
– Тест Розенцвейга – определяет уровень агрессивности
– Измерение мотивации достижения успехов и избегания неудач (испытуемому показывается картинка на 20 секунд, затем подросток должен написать рассказ-сочинение, следуя поставленным вопросам).
2. Специфики методов специальной психологиине существует; она касается только методик. Следует иметь в виду, что осуществление каждого метода имеет свою специфику в зависимости от типа нарушений.
Наблюдение– это общенаучный метод. При наблюдении ребенок всегда доступен; следует иметь в виду, что за различными поведенческими актами могут стоять различные психологические причины.
Наблюдение должно быть:
– гласным, но не навящивым;
– объективным. В практике специальной психологии есть явление “дефект-центризма” – специфическое нарушение объективности наблюдения, связанное с механизмом каузальной атрибуции (стремление найти причину);
– продуктивным. Оно может быть продуктивным при условии системности: должно быть многократным;в зависимости от характера той системы отношений, в которую попадает человек, он ведет себя по-разному.
– Результаты должны быть материально зафиксированы;
– В процессе наблюдения должна быть фиксированная мишень, какой-либо фрагмент поведения.
При любом варианте нарушенного развития следует иметь в виду, что поведение человека упрощается, но при этом степень “психологической прозрачности” (понятность поведения) падает.
Экспериментболее экономичен в отношении времени, но есть и недостатки: при эксперименте человек попадает в искусственную ситуацию и соответствующе реагирует, он воспринимает эксперимент как ситуацию экспертизы, его оценивают.
В специальной психологии больше используется индивидуальный эксперимент, так как выполнение группового эксперимента с отдельными группами детей трудоемка, но групповой экономит время, но особенно используется при исследовании социально-психологических феноменов.
Лабораторный эксперимент проводится в искусственных условиях и искусственность условий не маскируется. Естественный эксперимент реализуется в тех условиях, которые типичны для повседневной жизни, человек не ощущает искусственности условий; он более эффективен.
Констатирующий эксперимент отличается от формирующего по своему целевому назначению. Основное назначение констатирующего эксперимента – зафиксировать уровень развития какой-либо психической функции. В специальной психологии акцент больше делается на формирующем эксперименте. По процедуре формирующий эксперимент представляет собой изучение ребенка в процессе обучения, когда ему оказываются различные виды помощи. Именно помощь выступает в качестве диагностического критерия, критерия потенциальных возможностей ребенка. Формирующий эксперимент диагностирует зону ближайшего развития ребенка (потенциал ребенка), а констатирующий – зону актуального развития.
В процессе проведения исследования должно быть учитывание мотивационной и операциональной составляющих. В специальной психологии для многих групп детей с отклонениями характерно снижение уровня познавательной активности, то есть интереса, что сказывается на результате эксперимента. Часто мотивационная составляющая неустойчива. При некоторых формах дизонтогенеза наблюдается высокая мотивация (невротический компонент, тревожные дети, боязнь неудач). Чтобы описать сам процесс решения какой-либо задачи в психологическом исследовании решается основная задача: разделение трех основных факторов:
1- возрастной (то, чем дети одинакового возраста похожи);
2- индивидуальный (то, чем дети одного возраста отличаются друг от друга);
3- патологический (особенности ребенка, связанные с заболеванием, травмой и не определяющиеся ни возрастом, ни индивидуальностью – это то, что выходит за их пределы).
Чтобы отделить три фактора используется формирующий эксперимент в сочетании с лонгитюдиональной стратегией.
3. Существует особая специфика, связанная с условиями проведения методов психодиагностики в зависимости от типа нарушений:
1. Для детей с нарушениями зрения при проведении эксперимента трудности возникают при подаче инструкции, добиться полного ее понимания. Также следует создать особые условия визуально режима; режим освещенности; материал должен быть увеличен; должен быть режим зрительной работы; обратить внимание на контрастность, может быть извращенное восприятие цвета. Работа происходит в режиме 10 минут – нагрузка/ 2 минуты отдыха.
2. Для детей с ЗПР и с умственной отсталостью:
Беседа специального психолога с элементами клинической беседы (анамнез) с родителями (формулировка запроса, жалобы).
Наблюдение используется для получения дополнительных качественных характеристик развития ребенка; сравнение информации от всех заинтересованных лиц.
Анкетирование неэффективно для детей с ЗПР; здесь осуществляется получение типичных представлений о ребенке, но не индивидуальных особенностей.
Наиболее эффективен естественный эксперимент для изучения социальных, коммуникативных навыков. Формирующий эксперимент – для учебного процесса, сведения о динамике развития ребенка. Групповой эксперимент – для создания психокоррекционных программ; индивидуальный эксперимент – для создания плана образовательного маршрута.
Метод анализа документов: изучение анамнеза + изучение продуктов их деятельности (результаты игры, обучения, общения).
3. Дети с ранним детским аутизмом: наблюдение, беседы с родителями и учителями, биографический метод реализуется в ходе изучения документации. Изучение особенностей личностного развития осуществляется с помощью психологических методик, опросников и анкет для родителей.
4. Для детей с нарушениями слуха: наблюдение позволяет рассмотреть развитие ребенка в динамике на протяжении длительного времени. Чтобы избежать субъективизма, необходимо изучать само явление и его причины. Своеобразие наблюдения: можно неправильно понять ребенка и его поведение из-за трудностей общения с ним, недостаточного уровня развития его речи. Затрудняет наблюдение использование ребенком жестовой речи в другом контексте, чем используется педагогом.
Экспериментальные методы используются, когда применяются тесты и при выполнении других методик. Не все экспериментальные методики могут адекватно применяться по отношению к неслышащему ребенку. Применение любой методики зависит от уровня развития речи ребенка. Вербальные методики не всегда оказываются валидными. При проведении эксперимента возникают трудности установления контакта с ребенком, поэтому необходимо привлечь его внимание. Установлению контакта способствуют: доброжелательное, ровное отношение к ребенку, организация совместной деятельности.
Организация рабочего места: перед ребенком должен быть чистый стол, ручка должна быть посередине, инструкции должны быть однозначны, понятны, адаптированы в соответствии с уровнем речевого развития ребенка; психолог должен быть уверен, что ребенок все слова адекватно понял.
Беседа, анкетирование, опросники, интервью используются с родственниками ребенка и с детьми, у которых уровень речевого развития позволяет использовать эти методы.
5. Для исследования личности детей с нарушениями опорно-двигательного аппаратанеобходим комплексный клинико-психолого-педагогический анализ ее особенностей (темперамент, характер, мотивационно-потребностная и эмоционально-волевая сферы, особенности деятельности и общения). Следует обращать внимание на выраженные признаки поведения ребенка, нарушающие процесс адаптации. Требуется анализ анамнеза, условий быта, воспитания в семье. Отметить негативные и позитивные аспекты развития личности. Положительные качества помогут строить коррекционно-развивающую работу.
Обследование ребенка с ДЦП представляет большие трудности, так как физические недостатки, речедвигательные нарушения маскируют потенциальные возможности ребенка. Наиболее наделенной остается диагностика, опирающаяся на наблюдение в сочетании с экспериментальным обследованием отдельных психических функций.
6. Дети с дисгармоничным складом личности.
Патологический и акцентуированный характер складывается под влиянием воспитания. Необходимо как можно раньше установить возможное направление искажений в личностном развитии. Следует организовать среду воспитания и развития ребенка, чтобы были учтены его слабые и сильные стороны.
Основным методом является изучение социальной ситуации развития ребенка, наблюдение за его проявлениями в различных ситуациях, требующих социального взаимодействия с различными представителями социума.
Опрос родителей и ребенка, оценивая стиль воспитания, его адекватность индивидуальным особенностям ребенка. Также при изучении личности можно использовать такие методы: разносторонняя беседа, анкеты, опросники: “Опросник Аххенбаха для родителей, дети которых 4-18 лет”, ”Методика изучения личности дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения”, ”Подростковый опросник Леонгарда- Шмишека”(выявление акцентуаций характера).
Источник