Диагностика коррекция и прогнозирование характера и уровня развития ребенка
3. Диагностика, коррекция и прогнозирование характера и уровня развития обучающегося
Педагогическая диагностика обеспечивает изучение учебно-воспитательного процесса, способствует выявлению предпосылок, условий и результатов педагогического процесса. Использование диагностических процедур позволяют сформулировать объективную картину результатов процесса обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Диагностика дает возможность проанализировать учебный процесс и определить результаты деятельности ученика. Её использование имеет прямое отношение к совершенствованию профессиональной деятельности учителя. Диагностика направлена на исправление (изменение) действий учителя и ученика с целью устранения негативных последствий обучения; предусматривает профилактику негативных последствий обучения и определение новых целей; нацелена на постоянное информирование участников педагогического процесса о позитивных результатах педагогической диагностики. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом.
Наука предлагает большой арсенал методов диагностики, среди которых можно выделить наблюдение, анкетирование (опрос, интервьюирование), тестирование, беседы, анализ документов и творческих работ учащихся, изучение продуктов деятельности и другие.
Я осуществляю диагностику с целью определения психолого-педагогического состояния учащихся, оптимизации организации учебно-воспитательного процесса. Она помогает мне правильно строить педагогическое общение с детьми. Данные диагностики позволяют следить за ходом развития и осуществлять индивидуальный подход.
Проводимые на уроках швейного дела практические и контрольные работы позволяют проследить эффективность процесса обучения, а также наметить пути преодоления проблем в обучении и устранить пробелы в теоретических знаниях и практических умениях. Я подбираю оптимальные методы и средства обучения и коррекции. Индивидуальная дифференцированная помощь способствует формированию активности и самостоятельности учащихся.
Осуществление коррекционной работы по формированию самостоятельности учащихся с ОВЗ с учетом дифференцированного подхода помогает учащимся лучше усвоить учебный материал.
3.1. Уровень развития общеучебных умений и навыков по швейному делу 6 класс (2016-2017 учебный год)
I четверть
Ф.И.учащегося
Определяет причинно-следственные связи
Выполняет
сравнение по аналогии
Решает проблемные учебные задачи
Владеет навыками
анализа и синтеза
Акименко Е.
+
+
+
+
Ленченко К.
–
+
–
–
Котлярова Е.
–
+
–
+
Агаджанян Д.
+
+
–
–
III четверть
Ф.И.учащегося
Определяет причинно-следственные связи
Выполняет
сравнение по аналогии
Решает проблемные учебные задачи
Владеет навыками
анализа и синтеза
Акименко Е.
+
+
+
+
Ленченко К.
+
+
–
–
Котлярова Е.
+
+
–
+
Агаджанян Д.
+
+
+
–
В течение учебного года я осуществляю наблюдение за обучающимися класса и заполняю таблицу в первой и третьей четверти. После сравнения и анализа полученных данных, я планирую свою дальнейшую работу, подбираю оптимальные методы и средства обучения и коррекции.
3.2 Владение основными знаниями и умениями по предмету (6 класс)
Основной задачей педагога трудового профессионального обучения мне представляется обеспечение и реализация наиболее благоприятных условий для активной осознанной, а не механической работы детей при выполнении ими практических заданий, чтобы учащиеся обдумывали и осмысливали процесс изготовления вещи или ее детали. Сознательно выполняя практические задания, обучающиеся ещё и приучаются работать самостоятельно. В первом и во втором полугодии учебного года я провожу мониторинг сформированности у учащихся ЗУН по предмету.
Сентябрь 2016 года
Уровень сформированности:
В – высокий
С – средний
Н – низкий
Апрель 2016 года
Уровень сформированности:
В – высокий
С – средний
Н – низкий
Результаты диагностики позволяют сделать вывод о положительной динамике сформированности знаний и умений по швейному делу. В целях повышения уровня усвоения программного материала я использую на уроках швейного дела принципы и приемы, способствующие формированию навыков самостоятельной деятельности, осуществляю дифференцированный и индивидуальный подход.Проводимая коррекционная работа ведёт к положительным результатам обучения и развития детей с ОВЗ.
3.3 Уровни овладение знаниями по швейному делу учащимися 6 класса
За 2016-2017 учебный год
В конце каждого учебного года провожу диагностику. Полученные результаты обрабатываю и, основываясь на них, определяю цели и задачи на новый учебный год, планирую, какую именно коррекционную работу необходимо вести и на что делать упор. Осуществляемая мной работа в течение всех лет обучения ведёт к тому, что с каждым годом у девочек растёт интерес к урокам швейного дела, учащиеся стали давать полные и содержательные ответы, они заинтересованы в конечном результате. Наблюдается рост по всем показателям. Осуществляемая коррекционная работа в значительной степени влияет на развитие мелкой моторик кисти и пальцев рук, у детей формируются устойчивое умение доводить начатое дело до конца, расширяется словарный запас, повышается уровень работоспособности, развиваются мышление и внимание.
3. 4. Мониторинг оценочных показателей учащихся
по швейному делу за три года
В результате правильно подобранных методов, приёмов и средств обучения, а также благодаря проведению нестандартных уроков и использованию ИКТ улучшилось качество знаний учащихся, заинтересованность девочек в изучаемом предмете. Познавательная активность за три года повысилась.
Источник
Диагностика личностного развития младшего школьника
Учитель начальных классов
МОУ СОШ №10 г. Павлово
Грачева Тамара Викторовна
Диагностика – анализ развития личности ребёнка, выявление положительных его сторон, недостатков и их причин, направленный на решение практических задач – гармонизацию развития личности и повышение эффективности целостного педагогического процесса.
Цели диагностики:
- раннее выявление признаков и проявлений социально-педагогической запущенности детей, качеств и свойств личности
- выявление путей и способов коррекции
- прогнозирование дальнейшего развития ребёнка.
Рассмотрим алгоритм планирования психологически обоснованных воспитательных задач:
- Изучение развития личности, уровня воспитанности и воспитуемости учащихся
- Постановка воспитательных задач с учётом индивидуальных особенностей ученика
- Выбор и реализация приёмов воспитания
- Оценка успешности мероприятий с точки зрения позитивных сдвигов в личностном развитии детей.
Таким образом, планирование учителем воспитательной работы начинается с изучения индивидуальных особенностей учащихся.
Дети, поступающие в первый класс, такие разные, но все они хотят учиться, учиться хорошо, быть успешными. Задача учителя помочь им в этом, опираясь на
ресурсы учебного успеха и саморазвития ребёнка:
«знаю» (обученность)
«могу» (внимание, память, модальность, доминирование полушарий)
«умею» (организационные, коммуникативные, информационные, мыслительные ) навыки
«хочу» (уровень развития мотивационно – потребностной сферы.
Память, внимание, модальность и функциональное доминирование полушарий, наряду с мотивацией и волей, – это практически основные «инструменты», обеспечивающие успех учебно-познавательной деятельности ученика начальной школы, особенно, в начале обучения, пока не сформированы на достаточном уровне общеучебные навыки.
Методы и приёмы диагностики разные: тесты, опросники, анкеты, беседы, наблюдения, социометрия. Существует много авторских методик. Мы, учителя, выбираем те из них, которые являются наиболее информационными и простыми в применении и обработке.
Например, зачем учителю важно выделить таких учеников, у которых доминирование правого или левого полушария ярко выражено? Учащиеся с явным доминированием правого полушария предпочитают левую полусферу доски, тёмный цвет мела на светлой доске, а «левополушарники» с точностью наоборот. Очень важно уже то, на какой вариант мы посадим этих детей. Предпочтения у «левополушарников» и «правополушарников» разные и в условиях, необходимых для возникновения стабильной учебной мотивации, и в восприятии и переработке информации. Доминирование одного из полушарий резко меняет способ осознания новой информации.
Информацию об индивидуальных особенностях учащихся можно получить и в процессе наблюдений за учащимися.
Например, о развитии познавательной активности можно получить информацию на основе наблюдений за начинающим учеником в ходе выполнения им заданий.
Критерии следующие:
- Высокий уровень: ребенок проявляет выраженный интерес к предлагаемым заданиям, сам задает вопросы учителю, прилагает усилия к преодолению трудностей, просит дополнительные задания , желает продолжить контакт
- Средний уровень: ребенок активно включается в работу, но при первых же трудностях интерес угасает, инициатива отсутствует, вопросов задает немного, при помощи учителя способен к преодолению трудностей
- Низкий уровень: к выполнению заданий приступает только после дополнительных побуждений, часто отвлекается, отказывается от работы.
Информация об уровне познавательной активности помогает учителю выбрать тактику обучения. Дети с низким уровнем требуют организации увлекательного учения, преобладания игровых технологий. Дети со средним уровнем нуждаются в постоянной помощи, им необходимо переживание успеха. Высокий уровень познавательной активности требует обучения на высоком уровне трудности, возможности показать себя и самоутвердиться, занять позицию учителя.
Параметры для изучения | Что даёт полученная информация учителю |
Обучаемость | Основание для определения дозы педагогической помощи |
Внимание | Информация для проектирования способов подачи материала, форм самостоятельной деятельности учащегося |
Память | Основание для выбора комфортных приёмов освоения нового материала ( в форме, удобной для запоминания именно этому ученику) |
Модальность | Основание для выбора способа подачи материала и форм самостоятельной работы ученика |
Функциональная ассиметрия полушарий головного мозга | Понимание, в каком виде данному ученику удобнее всего воспринимать информацию для её быстрого осмысления, какие формы подачи информации будут развивать «западающее» полушарие |
Мыслительные умения | Целенаправленный выбор формы заданий и вопросов, компенсирующий недостатки мыслительных навыков |
Уровень развития мотивационно-потребностной сферы | Основа для подбора содержания и форм работы, мотивирующих детей и развивающих их волю |
Организационные умения | Эти данные являются исходными для организации самостоятельной деятельности учащегося |
Коммуникативные умения | Важные параметры при планировании и организации форм и видов работы |
Познавательная активность | Выбор тактики обучения |
Статус ребёнка в классе, характер его общения со сверстниками отражает социометрия.
Если школьник имеет статус «принятого» или «изолированного», следует узнать, свойственна ли ребёнку малая общительность постоянно или она проявляется только в классе. Это позволит выбрать направление помощи ему. Особенную тревогу вызывают «отвергаемые» дети, являющиеся как бы «козлами отпущения» в классе. Необходима трудная и долгая работа по включению их в классный коллектив.
Одно из заданий, которое используется для определения статуса ребёнка в коллективе, называется «3 конфетки». Детям предлагается написать, кого из класса они бы угостили, если бы у них было 3 конфеты. После тестирования полезно детям дать задуматься, что чувствовал бы каждый из них, если бы не получил ни одной «конфетки», поразмышлять над тем, почему одни дети получают много «конфет» от своих товарищей, а другие – мало или вообще не получают, поговорить о том, что такое дружба в классе, как она должна проявляться. Цель беседы – пробудить в детях чувство сострадания, подчеркнуть важность терпимости к другим, внимательного отношения к окружающим. Таким образом, диагностическое задание является ещё и развивающим.
Показателен УБВ (уровень благополучности взаимоотношений) в классе.
Сравнивают количество детей, имеющих статус «лидеров» и «предпочитаемых», с количеством детей, имеющим статус «принятых», «изолированных» и «отвергаемых».
Если первое больше, то УБВ – высокий, если эти количества примерно равны, то средний, если первое меньше, то УБВ – низкий.
Изучение уровня сформированности детского коллектива ведётся и через мини-сочинения детей на темы:
– «Какой Я?»
– «Если бы у меня была волшебная палочка…»
– «Мои друзья»
– «Какой я друг?»
– «Каким я стал?»
– «Кому я хочу сказать спасибо?»
– «Какой он, наш 4Б?»
Содержательны и показательны для меня, как классного руководителя, синквейны, которые сочиняют дети в группах, на тему «Одноклассники»
Одноклассники Одноклассники
Дружные, хорошие Весёлые, добрые
Учатся, спорят, веселятся Думают, играют, помогают
Уважают друг друга, помогают Вместе учатся, отдыхают
Друзья Друзья
Изучение нравственных ценностей и направленности личности детей и подростков ведётся через методику “Фантастический выбор”. Предлагаются примерно такие задания:
- “Ты отправляешься на необитаемый остров и будешь жить там очень долго, может быть, всю оставшуюся жизнь. С собой можешь взять все, что обозначается пятью словами. Так что же ты возьмешь с собой?”
- “Если бы ты стал всего на 60 минут волшебником, что бы ты сделал?”
- “Приплыла к тебе золотая рыбка, спросила: “Чего тебе надобно?” Ответь ей”.
- “У тебя в руках аленький цветочек, как бы ты с ним поступил?”
- “Отрывая мысленно лепестки цветика-семицветика, реши, что ты попросишь “.
На темы ответов ребят можно выпустить газету с текстами и рисунками. Детям такой вид общения интересен: они могут сравнить свои ответы с ответами друзей. Математический обсчет, который проводит педагог, может позволить продиагностировать тенденции нравственных ориентиров детей, а общение детей по результатам работы позволит им почерпнуть положительный опыт поведения в различных ситуациях.
Проведя в первом классе социометрическое исследование по методике «Цветик-семицветик», я обнаружила, что почти все желания детей связаны с самим собой, любимым. Лишь 16 % пожеланий детей предполагаются для близких, 8 % – для одноклассников и 4 % – для всех людей.
Данные результаты, естественно, нацеливают учителя на решение следующих задач:
- Организация всех видов и использование многообразия всех форм индивидуальной, коллективной деятельности с опорой на общечеловеческие ценности и, как следствие, развитие коммуникативной культуры.
- Создание классного коллектива, способствующего оптимальному росту и развитию личности каждого, условий для реализации индивидуальных творческих потенций.
- Коррекция индивидуального развития учащихся, предупреждение дезадаптации.
Перед учителем, проводящим педагогическую диагностику, стоит задача не только выявить у ребёнка какое-либо нарушение, но, главное проанализировать характер этого нарушения и построить на этой основе прогноз преодоления этого затруднения. Поэтому после проведения диагностики необходима коррекционная работа, которая вкрапляется в содержание уроков и внеклассных мероприятий.
Например, виды работы, направленные на:
- снятие конфликтности
– Коррекция поведения с помощью ролевых игр
-Формирование адекватных форм поведения в коллективе
-Снятие напряжения у детей (релаксация)
- Коррекцию тревожности
-Рисование спиралевидными линиями
-Пластилиновая живопись
-Изображение своего настроения
-Формирование умелости и уверенности руки
Вся информация, получаемая в ходе диагностики, позволяет учителю отслеживать развивающий эффект и своей деятельности, видеть достоинства и недостатки образовательного процесса, выявлять проблемы в развитии каждого ребёнка и оказывать своевременную и необходимую помощь. Диагностика необходима учителю, чтобы понять, какие учебные действия и у каких детей необходимо формировать уже в первые недели обучения, предвидеть, кто не умеет принять инструкцию и кому её надо повторять несколько раз, кто должен постоянно вслух проговаривать свои действия, кто нуждается в постоянной пошаговой помощи со стороны учителя.
Информация, полученная учителем в ходе диагностики, способствует лучшему пониманию учителем своих учеников, помогает ему построить урок и общение более эффективно, создать атмосферу принятия и доверия, что стимулирует активность учеников. Проявляя внимание к личности каждого ребёнка, учитель осуществляет личностно-ориентированный подход в обучении, что в конечном счёте позволяет ребёнку полнее раскрыть и реализовать свой потенциал.
Знание индивидуальных особенностей учащихся помогает учителю не только создать открытое уникально неповторимое общение, но и быть готовым получить в этом общении обратную связь; в том числе в форме оценок личностных проявлений учителя со стороны ученика, а это способствует профессиональному росту, развитию собственной индивидуальности.
Источник
03 Февраля 2020
В статье раскрываются показатели обследования детей РАС и ТМНР. Рекомендуемый материал и задания для обследования (цель обследования, ход, показатели оценки действий ребенка. Требование к используемому материалу.
Первичную диагностику при расстройстве аутичного спектра (РАС) и тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) проводят с помощью предметных, дидактического пособия, игрового материала. Реакция ребенка на предмет, игрушку, предложенное задание. Стойкость интереса к нему, возможность самостоятельно организовать процесс игры, – важные показатели умственного развития.
Дети с ТМНР и РАС предметными, игровыми действиями своевременно не овладевают, они часто лишь манипулируют с предметом. То есть совершают хаотичные, нецеленаправленные двигательные реакции. Эти манипуляции не соответствуют назначению предмета, с которым ребенок совершает действия.
С трудом подражают действиям взрослого. Их деятельность нуждается в постоянном стимулировании и контроле за ее ходом, так как они часто отвлекаются, не проявляют волевых усилий. Они не умеют использовать предлагаемую помощь. К результатам работы не критичны. Нет выраженной эмоциональной реакции на успех и неудачу.
Для того, чтобы обследование было всесторонним, необходимо иметь такое оборудование, которое бы позволило исследовать разные стороны психической деятельности ребенка. Задания предлагаются с учетом постепенного возрастания уровня трудностей, от наиболее простых к более сложным. Задания должны быть конкретными, привлекающими внимание, небольшими по объему, так ка дети не способны к длительному напряжению.
При обследовании следует учитывать следующие показатели:
- Эмоциональную реакцию ребенка на сам факт обследования (волнение, чрезмерную веселость, неадекватность).
- Принятие заданий: понимание инструкции и цели задания (слушать инструкцию до конца, какого типа инструкция понята – устная или устная с наглядным показом, удержание инструкции, следование инструкции).
- Характер деятельности при выполнении (наличие и стойкость интереса к заданиям, целенаправленность деятельности, умение доводить дело до конца). Общая работоспособность, возможность использовать помощь (учесть меру и характер оказываемой помощи). Перенос на аналогичное задание.
- Уровень самостоятельности: совместно со взрослым, по подражанию, по образцу, самостоятельно.
- Реакция на результат работы (радость при успехе, огорчение при неудачи, безразличие, неадекватные реакции).
В обследование важно включить:
- Элементы обучения (задания на выявления способности к обучению).
- Варианты помощи.
- Задания аналогичного характера, в которых проявляется способность ребенка к переносу показанных приемов деятельности.
С этой целью рекомендуется использовать следующий материал и задания:
«Лови шарик».
Задание направленно на установление контакта ребенка со взрослым, на оценку понимания им словестной инструкции и умения прослеживать взглядом движущий предмет.
Проведение обследования: Педагог кладет шарик на желобок и просит ребенка: «Лови шарик!». Затем поворачивает желобок к ребенку и просит его прокатит шарик по желобку: «Кати!». Взрослый ловит шарик. Игра повторяется 4 раза.
Показатели оценки действий ребенка: принятие задания, желание играть со взрослым, отношение к игре, результату.
«Спрячь шарики».
Задание направленно на выявление практической ориентировки ребенка на величину, а также наличия соотносящих действий.
Проведение обследования: Перед ребенком 2 коробочки, разные по величине и крышки к ним, на некотором расстоянии от коробочек. Педагог кладет большой шарик в большую коробку, а маленький шарик в маленькую коробку и просит ребенка спрятать шарик, т.е. накрыть коробки крышками. При этом ребенку не объясняется, какую крышку нужно брать. Задача заключается в том, чтобы он самостоятельно закрыл каждую коробку соответствующей крышкой.
Показатели оценки действий ребенка: принятие задания, способы выполнения, обучаемость, наличие соотносящих действий, отношение к результату.
«Разбор и складывание матрешки».
Задание направленно на выявление уровня развития ориентировки ребенка на величину предметов, а также на выявление у него соотносящих действий, сформированности понятий большой – маленький, один – много, обучаемость.
Проведение обследования. Педагог дает ребенку двухсоставную матрешку и просит закрыть ее. Если ребенок не начинает действовать, то раскрывает матрешку взрослый. Затем предлагает ребенку собрать ее. Если ребенок не справляется самостоятельно, то проводится обучение.
Показатели оценки действий ребенка: принятие задания, способы выполнения, отношение к результату.
«Разбор и складывание пирамидки».
Задание направленно на выявление уровня развития у ребенка практической ориентировки на величину, наличие и характер соотносящих действий, определение ведущей руки, согласованности действий обеих рук, различение цветов.
Проведение обследования. Педагог предлагает ребенку разобрать пирамидку. Если он не может, взрослый разбирает пирамидку сам и предлагает ребенку ее собрать.
Показатели оценки действий ребенка: принятие задания, складывает ли ребенок пирамидку самостоятельно с учетом или без учета величины колец, обучаемость, ведущая рука, согласованность действий рук, результат и отношение к нему.
«Цветные кубики».
Задание направленно на сформированности зрительного восприятия цвета, умение работать по показу, действовать целенаправленно. Уровень развития зрительного анализатора и воспроизведение заданных конструкций.
Проведение обследования. Четыре кубика разного цвета ставят пред ребенком и просят показать такой, какой находится в руках педагога: «Возьми кубик такой, как у меня». Затем педагог просит показать6 «Покажи, где красный, а теперь, где желтый, зеленый, синий». Затем взрослый просит по очереди назвать цвета каждого кубика: «Назови, какого цвета этот кубик?» и т.д.
Показатели оценки действий ребенка: принятие задания, уровень восприятия цвета – сличает ли ребенок цвета, отношение к результату, результат.
«Парные картинки».
Задание направленно на выявление уровня развития у ребенка фиксации взора, зрительного восприятия предметных картинок, наличие указательного жеста, умения соотносить слово с изображением, сравнивать, понимать название предметов.
Проведение обследования. Перед ребенком кладут две картинки (затем четыре). Точно такие же картинки находятся в руках педагога, который соотносит их между собой, показывая при этом, что у него и ребенка картинки одинаковые. Затем взрослый закрывает свои картинки, достает одну из них и, показывая ее ребенку, просит показать такую же.
Показатели оценки действий ребенка: принятие задания, осуществляет ли выбор, обучаемость, отношение к результату, результат.
«Разрезные картинки».
Задание направленно на выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки.
Проведение обследования. Педагог показывает ребенку две части картинки и просит: «Сделай целую картинку».
Показатели оценки действий ребенка: принятие задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату и результат.
«Конструирование из палочек».
Задание направленно на выявление уровня развития целостного восприятия, анализа образца, умение ребенка действовать по подражанию, по показу.
Проведение обследования. Перед ребенком строят из палочек фигуру «молоточек» и просят его сделать такую же.
Показатели оценки действий ребенка: принятие задания, действие по подражанию, по показу, по образцу, результат и отношение к нему.
«Порисуй».
Задание выявляет умение держать карандаш, интерес к рисованию, зрительное восприятие, какая рука является ведущей и наличие согласованности действий рук.
Проведение обследования. Ребенку дают листок бумаги и карандаши, просят нарисовать, например, «дорожку».
Показатели оценки действий ребенка: принятие задания, отношение к задаче и результату деятельности, соответствие рисунка инструкции. Анализ рисунков: каракули, преднамеренное черкание, соответствие рисунка инструкции.
Рекомендованный игровой материал и варианты его использования являются лишь примерным образцом. Главное требование к нему: он не должен быть случайным, бессистемным.
Полученные параметры составляют качественную оценку результатов обследования детей. На основе их составляется психолого – педагогическая характеристика. Количественная оценка выражается в бальной оценке познавательного развития ребенка и заносится в индивидуальный маршрут сопровождения. Такой подход к оценки действий ребенка позволяет определить не только актуальный уровень развития ребенка, но и потенциальный, то есть зону ближайшего развития, что дает возможность составить индивидуальную программу коррекционного обучения для каждого ребенка.
Источник