Диагностика как фактор развития ребенка

Диагностика как фактор развития ребенка thumbnail

Роль диагностики, как средства изучения уровня развития ученика.

Давно стало крылатым высказывание Л.С.Выготского о том, что «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития»,то есть обучение должно осуществляться в зоне ближайшего развития ребёнка. Для того чтобы оказывать эффективное педагогическое воздействие на детей, необходимо иметь научные знания об их индивидуальных особенностях, объективность которых зависит от того, насколько объективными, научно обоснованными методами они получены. Специфика психолого-педагогического обследования заключается в системном анализе явлений детского развития. Это изучение социальной ситуации развития ребенка, рассмотрение иерархии деятельности и психологических новообразований в сфере сознания и личности ребенка Глобальной целью перед современным образованием встаёт проблема выравнивание возможностей детей с различными особенностями, создание условий для дальнейшего гуманного подхода к их развитию.

На современном этапе развития общества в любой научной сфере прямо или косвенно используют достижения информационно коммуникационных технологий. К настоящему времени, нельзя отрицать наличия в сфере образования требуемых технических и программных средств.

По данным научного Центра здоровья детей РАМН, сегодня 85 % детей рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья, из них не менее 30 % нуждаются в комплексной реабилитации. Количество детей, которым требуется коррекционно-педагогическая помощь, достигает в дошкольном возрасте 25%, а по некоторым данным – 30 – 45%; в школьном возрасте 20 – 30 % детей нужна специальная психолого-педагогическая помощь, а свыше 60 % детей относятся к группе риска.

Несмотря на то, что для многих из этих детей не требуются особые образовательные условия, отсутствие своевременной коррекционно-развивающей помощи может привести к их дезадаптации. Поэтому очень важно своевременно выявлять не только детей с выраженными нарушениями развития, но и детей с минимальными отклонениями от нормативного развития. [3].

Основные задачи психолого-педагогической диагностики:

  • определить уровни развития ребенка;

  • обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону;

  • увидеть норму и отклонение (ориентируясь на эталон);

  • проанализировать полученные факты;

  • установить причины изменений;

  • выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики;

Проведение любой диагностики всегда связано с вопросами: С какой целью она проводится? Как будут использованы ее результаты? Данные диагностики позволяют педагогам и родителям следить за ходом развития ребенка и осуществлять индивидуальный подход, в этом заключается позитивная роль диагностики.

Правильный выбор апробированных диагностических методик, сочетание различных методов диагностики со специально организованным наблюдением и анализом продуктов деятельности и творчества детей будут способствовать повышению эффективности диагностического процесса, предупреждению ошибок при выявлении причин трудностей в обучении и определении уровня познавательного и личностного развития ребенка.

Основные методы психолого-педагогического исследования

Выбор методик изучения не должен быть случайным – его необходимо делать в соответствии с установленными критериями и показателями. Работая с диагностическими методиками, педагог должен придерживаться следующих правил:

  1. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат

  2. Диагностика должна быть достаточно информативной и создавать широкое поле исследовательской деятельности

  3. Результаты диагностического исследования должны анализироваться компетентными людьми

  4. Любые результаты исследования должны служить не во вред, а во благо

  5. По результатам диагностического исследования должна проводиться систематическая коррекционная работа

  6. Необходимость педагогической диагностики должна разъясняться учащимся и их родителям [4].

Наблюдение – основной, наиболее распространенный эмпирический метод изучения человека. Под наблюдением понимается целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Метод наблюдения дает возможность изучить участие ребенка в конкретном виде деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности.

Классификация видов наблюдения:

  • по времени проведения: непрерывные и дискретные;

  • по объему: широкие и узкоспециальные;

  • по типу связи наблюдателя и наблюдаемых: не включённые (открытые) и включенные (скрытые).

Эксперимент – один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Эксперимент – научно поставленный опыт, связанный с наблюдением исследуемых явлений в создаваемых и контролируемых исследователем условиях, может быть лабораторным и естественным [5].

Беседа – эмпирический метод получения сведений (информации) об ученике в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Психолого-педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир субъектов учебного процесса, выявить причины тех или иных поступков.

Анкетирование – эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные, отвечающие основной задаче исследования вопросы, составляющие анкету. Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем.

Опросник дает возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребенка ил группы класса в целом, уровень тревожности учащихся класса.

Тестирование – метод, в котором используются «стандартизированные» вопросы, утверждения, картинки, схемы, кинофрагменты, задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Тестирование позволяет с известной вероятностью оценить уровень развития у испытуемых требуемых им для той или иной деятельности личностных качеств. Тест – стандартизованный метод исследования, предназначенный для точных количественных и определенных качественных оценок индивидуально-психологические особенностей и поведения человека путем сравнения этих оценок с некоторыми, заранее заданными стандартами — нормами теста [5]. От других способов обследования тестирование отличается: точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации. [1]

Тесты можно классифицировать в зависимости от того, какой признак взят за основание деления. Наиболее значительными представляются следующие три основания для классификации: форма, содержание и цель психологического тестирования.

По форме тесты могут быть индивидуальные и групповые; устные и письменные; бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные; вербальные и невербальные (практические). По содержанию тесты обычно делятся на четыре класса, или направления: тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений и тесты личности.

Правильная оценка и интерпретация результатов психологического тестирования должны основываться на знании того, для какой цели они используются.

Внедрение информационных технологий, необходимость которых продиктована реализацией Российского проекта «Информатизация ОУ», должно обеспечить более высокий результат образования при минимальной затрате временного ресурса.

Скачок в психодиагностике произошел благодаря использованию компьютерного тестирования, которое дает возможность изучать процессуальные стороны деятельности, моделируемой тестом, и помогает выявить индивидуальные стратегии в решении заданий, анализирует трудности, испытываемые человеком при выполнении предложенных заданий.

Компьютерные тесты предполагают сбор тестовой информации в режиме диалога испытуемого с компьютером. Однако тесты, предполагающие компьютерную обработку информации, собранной на бланках, не являются компьютерными.

При компьютерном тестировании больше возможностей соблюдения достоверности теста, т.е. обеспечение защиты его результатов от сознательных фальсификаций (лжи, неискренности испытуемого) или непреднамеренных мотивационных искажений. Также повышается надежность тестирования — стабильность результатов тестовых испытаний, устойчивость теста по отношению к разнообразным источникам помех (шумовых, случайных факторов обследования).

Скрытые возможности человека при компьютерном тестировании могут быть улучшены и раскрыты полнее. В таких тестах моделируется процесс обучения или развития, анализируются усилия, затраченные на обучение, оцениваются успехи, что позволяет сделать заключение об интеллектуальных возможностях испытуемого.

Преимуществом компьютерной психодиагностики является возможность, с одной стороны, после проведения тестирования напечатать протокол исследования и психодиагностическое заключение для истории болезни или другой документации, а с другой стороны, поместить эти данные в компьютерный банк данных для последующего их использования, в частности как справочного материала для статистического анализа и т.д.

При компьютерной психодиагностике значительно понижается вероятность ошибок, связанных с человеческим фактором: психоэмоциональным состоянием экспериментатора, большей или меньшей его заинтересованностью в результатах исследования и т.п. Гарантируемая при компьютерной психодиагностике абсолютная беспристрастность имеет особое значение в ситуациях экспертизы.

Современный преподаватель должен владеть приемами психолого-педагогической диагностики, что приводит к поиску и разработке новых технологий обучения, которые должны быть направлены на реализацию личностно ориентированного подхода в обучении. Сущность такого подхода состоит в гуманизации педагогического процесса, уважительном отношении к личности, создании условий для выявления и развития его индивидуальных возможностей и способностей.

Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных, новых информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания – принадлежит к числу важнейших направлений процесса информатизации современного общества.

Компьютерные диагностические программы могут использоваться для выявления уровня общих способностей детей; творческих способностей детей; оценки уровня развития психических и психофизиологических свойств личности (памяти, внимания, восприятия, умственной работоспособности, интеллекта, эмоционального состояния, нервно-психического статуса, параметров морфофункциональной системы (моторики, быстроты движения и т.д.); определения уровня готовности детей к поступлению в детский сад; уровня психофизиологической и социальной готовности к поступлению детей в школу (физического развития, заболеваемости, физической подготовленности, основных физиометрических параметров растущего организма, факторов риска); экспресс – диагностики утомляемости ребёнка в процессе компьютерных занятий; ранней диагностики отклонения детей от нормального развития.

Список использованной литературы и источников

  1. Айсмонтас Б. Б. Педагогическая психология. [Электронный ресурс] // https://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/2.html

  2. Беляков Е.В. Понятие информационно – коммуникационных технологий – (ИКТ) и их роль в образовательном процессе. [Электронный ресурс] // https://belyk5.narod.ru/IKT_new.htm

  3. Григорьев С.Г. Гриншкун В.В. /Информатизация образования. Фундаментальные основы. /Учебник для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации педагогов: Москва 2005.

  4. Гуревич К.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие. М., 1997.

  5. Использование и разработка компьютерных тестов в педагогической диагностике. [Электронный ресурс] // https://www.openclass.ru/blogs/35894

Источник

Влияние на развитие наследственности, среды и воспитания дополняется еще одним важным фактором – деятельностью личности. Под деятельностью личности понимают очень большое количество всевозможных занятий человека, все то, что она делает. Из глубин веков дошли до нас мудрые наблюдения: скажите мне, что и как делает ребенок, и я скажу вам, кем он вырастет; ни один бездельник еще ничего не достиг; сколько пота – столько успеха; человек сам кузнец своего счастья; кто рано встает, тому Бог дает; по труду и честь; творения указывают на создателя и т.п. Итак, очевидна прямая связь между результатами развития и интенсивностью деятельности. Это еще одна общая закономерность развития, которую можно сформулировать так: чем больше работает человек в определенной области, тем выше уровень ее развития в этой области. Но границы действия этой закономерности не безграничны, а определяются “сдерживающими” факторами – способностями, возрастом, интенсивностью и организацией самой деятельности и тому подобное.

В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность способствовала формированию запланированного образа личности, ее нужно организовать и разумно направить. В этом большая сложность практического воспитания. К сожалению, во многих случаях оно не может обеспечить возможности для развития; воспитанники иногда лишены самого необходимого – активного участия в общественной, трудовой, познавательной деятельности, обречены на ее пассивное наблюдение и усвоения готовых истин.

Основные виды деятельности детей и подростков – обучение, труд, игра. По направленности различают познавательную, общественную, спортивную, художественную, техническую, ремесленную, гедоническую (направленную на удовлетворение) деятельность. Особый вид деятельности – общение.

Деятельность может быть активной и пассивной. Даже маленький ребенок уже проявляет себя как активное существо. Она предъявляет требования к взрослым, сверстник, выражает свое отношение к людям, предметам. В дальнейшем под влиянием среды и воспитания активность может как повышаться, так и снижаться. Хорошее развитие обеспечивается только активной, эмоционально окрашенной деятельностью, в которую человек вкладывает всю душу, в которой полностью реализует свои возможности, выражает себя как личность. Вот почему важно не столько деятельность вообще, сколько активность личности, проявляется в этой деятельности.

Активность в обучении позволяет школьнику быстрее и успешнее овладевать социальным опытом, развивает коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей действительности. Познавательная активность обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка. Для нее характерна не только потребность решать познавательные задачи, но и необходимость применять полученные знания на практике. Трудовая активность стимулирует быстрое и успешное формирование духовного мира личности, определяет готовность много и успешно работать.

Все проявления активности имеют одно и то же постоянный источник -потребности. Многогранность человеческих потребностей порождает и многогранность видов деятельности для их удовлетворения. Показать молодому человеку полезные, максимально ослабить ложные направления активности – постоянное и очень сложная задача воспитания. Сложность в том, что потребности и мотивы деятельности в период интенсивного становления человека слишком динамичные и переменные. На разных возрастных ступенях должны оперативно меняться виды и характер деятельности. Школьное воспитание не всегда успевает за этими изменениями, а должно успевать, чтобы не допускать необратимых последствий.

Активность самого человека – обязательное условие развития его возможностей и дарований, достижения успеха. Какие бы прекрасные воспитатели не опекали ребенка, без собственного труда она мало чего добьется. К. Д. Ушинский отмечал, что ученик должен учиться сам, а педагог дает ему материал для обучения, руководит учебным процессом. Следовательно, при правильном воспитании то школьник не столько объект педагогического воздействия, сколько субъект, то есть активный участник собственного воспитания.

Воспитание достигает цели, когда ему удается сформировать общественно активную, творческую личность, приносит радость себе и людям. В педагогической практике все больше ощущается потребность в оперативной диагностике достигнутого учеником уровня развития. Это связано с тем, что эффективно управлять процессами формирования личности без знания глубины, темпов и особенностей происходящих, нельзя.

Диагностика (от греческого “диа” – прозрачный и “гносис” – знание) – общий способ получения предварительной информации о предмете или изучаемый.

Физиологическое развитие человека диагностируется сравнительно просто. Для этого во всем мире применяют специально разработанные тесты (нормативы), с помощью которых измеряют степень развития как общих, так и специальных качеств. В зависимости от того, как успешно человек выполняет предложенные задания, делается вывод о достигнутом уровне, конкретные параметры физического развития, полученные данные сравнивают с возрастными возможностями. Духовное, социальное развитие диагностировать очень сложно. Различные методики, используемые для достижения этой цели, чрезвычайно сложны, громоздки и не всегда обеспечивают объективное заключение. Для повышения надежности диагноза используют комплексное исследование состояния здоровья, сбор и сопоставление антропометрических, социальных и психологических данных, что требует специального оборудования, клиник, лабораторий, подготовленного персонала.

Овладение простейшими методиками диагностики отдельных учеников – важный компонент профессиональной педагогической подготовки. Чрезвычайный интерес для учителей школ и воспитателей вызывает диагностика умственной деятельности и мотивации поведения, уровня претензий, эмоциональности, развития социального поведения и много других важных качеств личности. Самый распространенный метод изучения вышеотмеченных качеств – тестирование [29. – Кн.1,90 – 95].

Вопросы и задания

1. Какие факторы оказывают влияние на развитие человека?

2. Раскройте содержание понятий “человек”, “индивид”, “личность”.

3. Что такое наследственность? Какова ее роль, место и значение в развитии личности?

4. Как влияет среда на развитие личности?

5. Определите роль, место и значение воспитания в формировании и развитии личности.

6. Раскройте значение деятельности как фактора развития личности.

7. Что такое диагностика развития? Ее задачи и значение в процессе обучения и воспитания.

Источник