Диагностика интеллектуального развития ребенка с овз

Диагностика интеллектуального развития ребенка с овз thumbnail

Тест различения и выбора фонем.

Тест звукоразличения состоит из 8 основных заданий и 6 заданий для углубленной диагностики. Первое и второе из основных заданий направлены на оценку фонематического восприятия, третье и четвертое – состояния фонематических представлений, пятое, шестое и седьмое – фонематического анализа и восьмое – фонематического синтеза. Для оценки состояния фонематического восприятия в комплекс включены задания, направленные на узнавание, различение и сравнение отдельных звуков в ряду (задание 1) и слов-паронимов (задание 2). Особое внимание в заданиях обращено на различение свистящих и шипящих, аффрикаты глухих и звонких, твердых и мягких фонем. При необходимости с этой целью могут быть использованы дополнительные задания. К моменту применения данного теста необходимо располагать данными о состоянии физического слуха ребенка. Это связано с тем, что даже незначительное снижение слуха в раннем детстве затрудняет различение речевых звуков. Вместе с тем и у детей с нормальным физическим слухом нередко возникают специфические трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем. Эти трудности влияют на ход развития всей звуковой системы.

Задание 1.

Обращаясь к ученику, учитель говорит: “Сейчас я буду называть различные звуки. Будь внимателен: если среди этих звуков услышишь звук Ш, то подними руку.

Слушай:

Т, Ш, Ч, Ж, Щ, Ш”.

После выполнения учеником этой части задания учитель продолжает инструкцию: “А теперь подними руку тогда, когда среди звуков, которые я буду произносить, ты услышишь звук 3′ (зъ). Слушай:

С’, Ц’, 3′, Т ‘, 3’ “.

И, наконец, учитель говорит: “Сейчас я снова буду называть различные звуки. Подними руку только тогда, когда услышишь звук Ц. Слушай:

С, Ч, Т, Ц, С, Ц, Щ”.

Примечание: Звуки Ш, 3′, Ц по два раза встречаются в заданных рядах звуков. Поэтому общее количество правильных ответов составляет шесть. Исходя из этого, предлагаются следующие нормы оценок.

Задание для углубленной диагностики.

“Услышав слог ТА среди других слогов, подними руку. Слушай: ДА, НА, ТА”. После того как ребенок дает ответ, учитель продолжает: “А теперь подними руку, если услышишь слог СЯ. Слушай:

ЗЯ, СЯ, СА, СЯ, ТЯ”.

Задание 2.

Перед ребенком на столе раскладываются 10 рисунков (см. ниже). Далее учитель говорит: “Рассмотри все рисунки и скажи, все ли предметы, изображенные на картинках, тебе известны? Знаешь ли ты названия всех этих предметов? (Обычно ребенок отвечает утвердительно.) Теперь будь особенно внимательным. Я буду показывать эти предметы попарно (по два слова), а ты будешь показывать их на рисунках”. Далее учитель называет следующие пары:

трава – дрова, уточка – удочка,

крыша – крыса, мишка – мышка,

бочки – почки.

Задание 3.

Учитель раскладывает на столе перед учеником представленные ниже картинки (за исключением двух картинок с домиками). В названиях предметов, которые изображены на этих картинках, содержится либо звук Д, либо звук Т. Далее учитель спрашивает: “Все ли предметы тебе известны?” Ребенок обычно отвечает утвердительно. Затем учитель раскладывает еще две картинки: на первой изображен белый домик, на второй – черный. Учитель вновь обращается к ученику: “Положи возле белого домика картинки с изображением предметов, в названиях которых содержится звук Т, а возле черного домика – со звуком Д”.

Задание 4.

Обращаясь к ученику, учитель говорит: “Вспомни и назови как можно больше слов, в которых есть звук С. Помни, что этот звук может быть в начале слова, в середине, в конце”.

Задание 5.

Вначале учитель просит ребенка написать на листочке слово

“сковородка”.

Как правило, ученик отказывается это выполнить, ссылаясь на неумение хорошо писать. Учитель успокаивает его, говоря: “Ну что ж, тогда мы поступим иначе. Записывать слова буду я. Для этого ты мне продиктуешь сначала первый звук в слове, затем – второй, третий и так до конца слова. Но мы начнем с короткого слова, а потом будем брать слова все более длинные и сложные”. Затем учитель по очереди называет слова:

нос, паук, школа, палатка, сковородка.

Задание для углубленной диагностики.

“Назови первый и последний звук в слове  СЛОН”.

Задание 6.

Перед ребенком на столе раскладываются четыре карточки (см. ниже). Учитель уточняет, знает ли ученик названия предметов, изображенных на них, просит назвать их. Затем, обращаясь к ученику, говорит: “Отбери из этих четырех картинок ту, в названии которой первый звук такой же, как и в слове “ласточка”.

Задание для углубленной диагностики.

“Отбери среди картинок ту, которая начинается со звука В”.

Задание 7.

Учитель выкладывает на столе перед ребенком четыре буквы:

Ч Ш Ц Т

Уточняет, знает ли ребенок, какие это буквы, просит их назвать. Далее учитель говорит: “Сейчас я произнесу одно слово – это слово “чашка”. А ты отбери из этих четырех букв (Ш, Ч, Ц, Т) ту, которая соответствует первому звуку этого слова”.

Задание для углубленной диагностики.

“Отбери из четырех букв ту, с которой начинается слово АИСТ”.

О У А М

Задание 8.

Обращаясь к ученику, учитель говорит: “Сейчас я буду называть каждый звук в слове отдельно, один за другим. Слушай внимательно и скажи, какое слово получится из этих звуков”. (Звуки учителем произносятся с интервалом 4-5 секунд.)

Задание для углубленной диагностики.

“Скажи, какое слово получится из звуков, которые я произнесу”. (Звуки произносятся с интервалом 2-3 секунды.)

“Назови первые звуки в словах, которые обозначают названия предметов, изображенных на этих рисунках”.

Источник

Слайд 1

Диагностическое Обследование мыслительной деятельности обучающихся с Овз Учитель-дефектолог: Безрукова О.А. КОУ « нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Слайд 2

1. Исследование уровня мышления. Наглядно – действенное мышление. Методика «Составь фигуру». Цель : определение уровня наглядно – действенного мышления 1 задание : «Составь два квадрата из 7 палочек». 2 задание : «Составь домик из 6 палочек». 3 задание : «Переложи 2 палочки так, чтобы получился флажок». ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ – правильно выполнены все три задания СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ – правильно выполнены два задания НИЗКИЙ УРОВЕНЬ – правильно выполнено только одно задание

Слайд 3

1 задание

Слайд 4

2 задание

Слайд 5

3 задание

Слайд 6

(для старших классов). Передвинь 2 палочки так, чтобы мусор оказался вне совка. 3 задание

Слайд 7

Наглядно – образное мышление. «На что это похоже?». Цель: определение уровня наглядно – образного мышления Ребёнку предъявляются карточки с каким-либо изображением, он должен сказать, на что это похоже, по его мнению. За каждый правильный ответ ребёнок получает 1 балл. ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ – правильных ответов 8-10 ВЫШЕ СРЕДНЕГО – правильных ответов 6-8 СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ – правильных ответов 4-6 НИЖЕ СРЕДНЕГО – правильных ответов 2-4 НИЗКИЙ УРОВЕНЬ – правильных ответов 0-2 Задание: надо придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку. Оценивается количество и качество (оригинальность) образов. Упражнение хорошо проводить с группой детей в форме соревнования.

Слайд 11

х

Слайд 19

Логическое мышление. Методика «Связи между понятиями». Цель : определение уровня словесно-логического мышления, определение уровня умения устанавливать логические связи между понятиями. Задание: определи, к какому из 2-х относится слово. 1. Лошадь Корова Жеребёнок, пастбище, рога, молоко, телёнок 2. Яйцо Картофель Скорлупа, курица, огород, капуста, суп 3. Ухо Зубы Слышать, видеть, лечить, щетка, жевать 4. Собака Щука Шерсть, овца, ловкость, рыба, чешуя 5. Чай суп Сахар, вода, тарелка, соль, ложка

Слайд 20

2.Исследование уровня восприятия. Зрительное восприятие. Методика «Домик» Цель : определение уровня развития зрительного восприятия, определение уровня сформированности пространственного восприятия. Ребёнку предлагается нарисовать такой же домик, как на образце. ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ – ребёнок выполнил задания без ошибок, приступая к заданию, он сосредоточен, внешне подтянут и собран, по ходу работы часто обращаются к образцу. СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ – ребёнок часто отвлекается во время выполнения задания, допускает ошибки (2-3) и исправляет их при проверке результатов своей работы. НИЗКИЙ УРОВЕНЬ – ребёнок практически не использует образец в процессе выполнения задания, делает 4 и более ошибок, предложение проверить свою работу к активизации самоконтроля не приводит. Данная группа детей в своей работе ещё не может ориентироваться на образец, не умеет точно копировать его.

Слайд 21

Ошибочными действиями при копировании образца считается : Отсутствие элемента (правая и левая части забора оцениваются отдельно ); Замена одного элемента другим; Неправильное изображение элемента; Разрывы в тех местах, где они должны быть соединены ; Выход штриховки за контур; Увеличение или уменьшение всего рисунка или отдельных деталей более чем в 2 раза, Изменение наклона линий более чем на 30 %; Неправильное пространственное расположение рисунка . 1образец -для начальных классов. 2образец -для старших классов.

Слайд 24

Слуховое восприятие . Методика «Осознание словесного материала». Цель : определение уровня развития слухового восприятия. Необходимо описывать какой-либо предмет: называть его свойства, внешний вид, консистенцию и т.д., а ребёнок должен определить, что это такое и назвать о чём идёт речь. Описываемые предметы : Зубная паста – белого цвета, с мятным запахом и вкусом, находится в тюбике, ею пользуются люди по утрам и вечерам. Кастрюля – круглая, железная, её мы ставим на плиту и готовим в ней пищу. Тетрадь – бумажная, бывает в клеточку, бывает в полоску, в ней мы пишем, рисуем, её мы берём с собой в школу. Солнце – оно круглое, жёлтого цвета, находится высоко в небе и светит только днём. Зеркало – оно бывает очень маленькое, а бывает очень большое, оно хрупкое и легко бьётся, мы в него смотрим и видим своё отражение.

Слайд 25

3.Исследование уровня внимания Зрительное внимание. Методика «Запомни и расставь точки». Цель : определение уровня объёма внимания. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с 2-мя точками, а внизу с 9. Далее ребёнку последовательно, за 1-2 секунды, показываются карточки по очереди. Объём внимания ребёнка считается максимальным, если ребёнок смог правильно воспроизвести: ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ – ребёнок воспроизвёл правильно 6 и более карточек ВЫШЕ СРЕДНЕГО – от 4 до 5 карточек СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ – от 3 до 4 карточек НИЖЕ СРЕДНЕГО – от 2 до 3 карточек НИЗКИЙ УРОВЕНЬ – не более 1

Слайд 27

Слуховое внимание. Методика А.Р. Лурия. Цель: выявление индивидуальных особенностей внимания и определение особенностей развития устойчивости, объема и концентрации внимания. Задание. Услышав слова, ребёнок должен повторить те, которые относятся к названиям птиц. Синица, баран, воробей, корова, собака, журавль, синица, кот, курица, коза.

Слайд 28

4. Исследование уровня памяти Зрительная память. Методика «Воспроизведение геометрических фигур». Цель: определение уровня кратковременной зрительной памяти. Ребёнок должен рассмотреть образец, на котором изображены разноцветные геометрические фигуры и после 10 секунд просмотра, по памяти воспроизвести их на своём чистом бланке. 1образец -для начальных классов. 2образец -для старших классов.

Слайд 31

Слуховая память. Методика А.Р. Лурия. Цель: определение динамики процесса заучивания, определение уровня развития слуховой кратковременной памяти. Услышав слова, ребёнок должен повторить те которые запомнил. Слова повторяются 3 раза. Вода, песок, зима, рука, ствол, тарелка, буква, булка, нос, белка.

Слайд 32

5. Исследование уровня развития мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации Методика «Выкладывание из палочек» Цель : определение уровня развития мелкой моторики руки и зрительно-моторной координации. Из счётных палочек ребёнок должен выложить сложный предмет по образцу

Слайд 34

Методика «Графический рисунок». Цель : определение уровня развития зрительно-моторной координации и мелкой моторики рук. Ребёнок должен нарисовать по образцу сложный графический рисунок

Источник

МКОУ «Специальная школа № 53»

Педагогическая диагностика по выявлению особенностей познавательной деятельности детей с ОВЗ,

обучающихся в 1 классе

Адиатулина Юлия Юрьевна

учитель начальных классов

Новокузнецк, 2017

Педагогическая диагностика по выявлению особенностей познавательной деятельности детей с ОВЗ, обучающихся в 1 классе

В последнее время отмечается рост численности детей с особыми образовательными потребностями, возникающими в силу различных нарушений развития, которые, в свою очередь, препятствуют освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Неоднородность группы младших школьников с ограниченными возможностями здоровья определяется видом и степенью дефектов: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм; задержкой и комплексными нарушениями развития.[2] Наиболее многочисленную группу составляют дети с интеллектуальными нарушениями.

Младшие школьники с нарушениями интеллектуальной деятельности испытывают многочисленные трудности в усвоении общеобразовательной программы, которые обусловлены несформированностью высших корковых функций. (М.В. Ипполитова, Э.С. Калижнюк, Е.И. Кириченко, С.В. Коноваленко, И.Ю. Левченко).[1] Наиболее типичными трудностями являются: недостаточность пространственных и временных представлений, конструктивного и бытового праксиса, стереогноза, оптического гнозиса, операций счета, письма, чтения и пр. Дети данной категории нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания.[4]

Планируя диагностическую работу, учитель сталкивается с проблемой подбора диагностических методик, способных отразить актуальный уровень развития и особенности познавательной деятельности обучающихся 1 класса. Представленная программа диагностической работы позволяет разрешить указанную проблему.

Целью программы является выявление особенностей познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в 1 классе.

Для реализации цели поставлены следующие задачи:

  1. Изучить анкетные и анамнестические данные ребенка.

  2. Исследовать познавательную деятельность и выявить ее особенности, степень выраженности нарушений общей и мелкой моторики.

  3. Определить комплексную программу работы по развитию и коррекции специфических нарушений в познавательной деятельности.

  4. Изучить динамику развития и степень эффективности коррекционно-развивающей работы.

Таблица 1 . Этапы, цели диагностической работы.

Диагностика познавательной сферы проводится в 3 этапа:

Этап

Продолжительность диагностического периода

Цель диагностической работы

Результат

1 этап

(первичное обследование)

1,2 неделя сентября

Выявление уровня познавательной деятельности умственно отсталых обучающихся 1 класса на момент обследования. Определение

«зоны актуального развития» каждого ребенка, предпосылок к формированию «зоны ближайшего развития».

Определение индивидуальной траектории развития.

Индивидуальный план коррекционной работы.

2 этап (промежуточное обследование)

3,4 неделя января

Изучение динамики развития познавательной деятельности и выявления трудностей в реализации индивидуального плана.

Корректировка индивидуального плана коррекционной работы. Возможно изменение образовательного маршрута

3 этап

(итоговое обследование)

2,3 неделя мая

Определение динамики развития ребенка и эффективность коррекционно-развивающей работы

Планирование коррекционной работы на следующий учебный год.

Опыт работы с детьми с ОВЗ позволяет раскрыть специфику организации диагностической работы.Обследование проходит в индивидуальной форме. Последовательность предъявления диагностических заданий и количество времени, отведенное на обследование, может варьироваться с учетом индивидуальных особенностей ребенка.[3]

В качестве диагностического инструментария, раскрывающего уровень познавательной деятельности, рекомендуем использовать всем знакомые и апробированные методики, перечисленные в таблице 2.

Таблица 2. Перечень используемых диагностических методик

Критерии и показатели развития познавательной деятельности

Используемые методики

Исследование зрительно-моторной координации

Методика «Домик» Н.И. Гуткиной

Штриховка силуэта рисунка (слева направо, сверху вниз, снизу вверх), обведение контуров, линий

Целостное восприятие предмета

Методика Т.Н. Головиной.

Особенности сенсорно-перцептивного восприятия

Методика «Чудесный мешочек»

Особенности конструктивной деятельности.

«Разрезная картинка», подставь недостающий элемент, сложить предмет из деталей, знание основных цветов и геометрических фигур

Исследования опосредованного запоминания

«Заучивание 10 слов», А.Р. Лурия

Исследование особенностей внимания

Методика «Расставь значки»

Методика Когана В.М.

Логическое мышление.

Разрезные картинки «Мальчик», «Бабочка», «Петух».

Рисование по инструкции (пространственное расположение изображений относительно друг друга)

Сформированность пространственно – временных представлений

Ориентировка в пространстве (схеме собственного тела, на другом человеке), временные представления

Классификация и обобщение понятий

Методика У.В. Ульенковой

Общая осведомленность и социально – бытовая ориентация

Вопросы в соответствии с возрастом ребенка (1-5 класс)

Письмо

Списывание текста, письмо под диктовку, грамматические задания

Математика

Сформированность понятия числа, числовой последовательности, знания геометрических фигур, вычислительные навыки и навыки решения задач

Чтение и развитие речи

Чтение текста, смысловое понимание содержания, ответы на вопросы, составление рассказа по картинке

Методика проведения диагностического обследования:

1. Изучение педагогической характеристики на ребенка, медицинской карты, наблюдение за ребенком (в процессе учебной деятельности), анализ его письменных работ и продуктов деятельности, предварительная беседа с родителями, уточнение анамнестических данных.

  1. Определение необходимых и достаточных методик и последовательность их предъявления в ходе обследования ребенка;

  2. Проведение собственно обследования, внесение полученных данных в протокол, заполнение карты индивидуального развития ребенка;

  3. Количественный и качественный анализ полученных результатов, формулирование заключения и составление дефектологического представления по результатам диагностики, разработка рекомендаций для педагогов; определение индивидуального плана работы;

  4. Обсуждение результатов диагностики на совещании отдела психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ; участие в заседаниях методического отдела учителей начальных классов, выступление на педагогическом совете школы, консультирование родителей.[3]

Структура программы. Программа диагностики состоит из трех блоков: общие данные о ребенке, анамнестические сведения, данные дефектологического обследования. Результаты диагностики отображаются в карте индивидуального развития ребенка.

I блок. Общие данные.

Ф.И. ребенка, дата рождения

Посещает ДОУ № /школу №

Возрастная группа / класс

Когда и в каком возрасте поступил в ДОУ (школу)

II блок. Сбор анкетных и анамнестических данных

а) Сведения о семье

б) Биологический анамнез

г) Сведения о состоянии здоровья ребенка по данным медицинских обследований

в) Условия развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте (ребенок воспитывался дома)

III блок. Данные дефектологического обследования

1. Обследование психических процессов

а) Особенности внимания

б) Особенности памяти

в) Развитие некоторых сенсорных функций

г) Показатели развития мыслительной деятельности

д) Овладение различными видами деятельности

е)Развитие способности к творческой деятельности (ленка, рисование, аппликация, конструирование, словесное творчество

2. Работоспособность на занятиях (по результатам наблюдений)

После проведения диагностического обследования составляется индивидуальный план работы по развитию познавательной сферы.

Адресат. Данная диагностическая программа адресована учителям-дефектологам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста.

Литература

  1. Логопедия [Текст] : Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология» /Л.С.Волкова [и др.] // Под ред. Л.С.Волковой. – М.: Просвещение, 1989.- 528 с.: ил., С. 421.

  2. Левченко, И.Ю., Приходько, О.Г., Гусейнова, А. А. Современные проблемы организации обучения и воспитания детей с церебральными параличами [Текст] / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, А.А. Гусейнова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2007 г. – №3 (21). – С. 5-14.

  3. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] : метод. пособие / Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др.; под ред. Е.А. Стребелевой. —— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2004. — 164 с.

  4. Стребелева, Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Книга для педагога-дефектолога [Текст] / Е.А.Стребелева – М.: «ВЛАДОС», 2001.

Источник