Диагностика и развитие познавательной деятельности ребенка

Диагностика и развитие познавательной деятельности ребенка thumbnail

На чтение 14 мин. Обновлено 22.06.2016

Активность познавательного развития ребёнка у каждого своя, кто-то яркий теоретик, а кому-то легко на практике. Это связано с индивидуальными особенностями развития познавательных процессов, полученными знаниями и умениями. При этом каждому возрасту характерна своя степень интенсивности и выраженности, цельность и направленность познавательного содержания.

Игровая диагностика детей 3-4 лет “Кто что делает”

Общие требования

Для детей 2-3 лет объектом познания выступают окружающие предметы, звуки, действия. Благодаря манипуляции с ними, зарождающейся игровой деятельностью, наблюдениям за людьми, животными, явлениями природы происходит накопление и усвоение познавательной информации.

Дошкольников 4 лет привлекают не только предметы и действия, но и их признаки и свойства (цвет, форма, размер). А это способствует их умению проводить сравнительный анализ по каким-либо категориям, объединять предметы в группы по одному признаку и т.д.

К 5 годам у дошкольников главным средством познания выступает речь. Дети этого возраста легко воспринимают информацию, неплохо запоминают и могут применять её на практике.

Качественная диагностика позволяет внести коррективы в развитие детей

У ребёнка старшего дошкольного возраста особенностями познавательного развития являются формирующиеся умения анализировать, делать умозаключения, обобщать, классифицировать.

Опираясь на эти возрастные особенности детей, проводится диагностика. Для младшего возраста обязательно подбираются игры и задания, старших дошкольников нужно настроить на рабочий лад.

Разрабатываются критерии оценки, они могут быть такими:

  1. Низкий уровень — ребенок не понимает или не выполняет задания даже при помощи взрослого.
  2. Средний уровень — ребенок хорошо понимает, что требуется, выполняет правильно задания и отвечает на вопросы с небольшой помощью взрослого. Пытается самостоятельно объяснить свой выбор.
  3. Высокий уровень — ребенок с удовольствием, правильно самостоятельно выполняет предложенные задания, грамотно отвечает на вопросы. Делает простейший анализ своих действий, поясняет свой ответ.

Задания для диагностики и результаты оценивания

Разговаривать с ребенком необходимо спокойным, доверительным тоном, хвалить за успехи, подбадривать, если что-то не получается. Итоги диагностики покажут уровень познавательного развития детей, взрослый увидит, какие вопросы вызывают затруднения и требуют дополнительного внимания.

Диагностическое обследование детей 2-3 лет

Поскольку у детей этого возраста преобладает наглядно-образное мышления, все задания подкрепляются иллюстративным материалом.

Знания предметов ближайшего окружения

«Что где?».  Перед ребёнком предметы (по 4-5 шт.), объединённые одной лексической темой «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Одежда», «Обувь». Взрослый показывает на каждый из них и спрашивает: «Что это?», или найти из ряда предметов один, например, «Покажи чашку», можно спросить: «Из чего сделана юбка ткани или стекла?»

Тест на знание названий цветов

«Поручения». Подготовить большого и маленького зайцев, матрёшка, машинка, красная и зелёная чашки, большой и маленький кубики. Попросить ребёнка перечислить предметы, определить их цвет и размер и выполнить задания такого типа:

  • угости большого зайца чаем из зелёной чашки, Из чего ещё можно пить?
  • поставь машинку на большой кубик. Куда нужно убирать машинки после игры? И т.д.

Знания членов семьи

Ребёнок рассматривает сюжетную картинку «Моя семья» и отвечает на вопросы:

  • кто изображён на картинке? А с кем живёшь ты?
  • что делает мама? А как зовут твою маму? Я чем твоя мама занимается дома?
  • чем занята бабушка? И т.д.

В завершении беседы желательно спросить: «Нужно ли заботиться друг о друге? Как?»

Знания об объектах и явлениях природы

«Живое и неживое». Перед малышом иллюстрации различных предметов, нужно разложить картинки на две группы «живое» и «неживое». Например, самолёт и птица; рыба и лодка и т.д.;

Тест для детей 3-х лет: назови зверушку

«Кто у кого?». Перед ребёнком фигурки диких и домашних животных. Взрослый спрашивает «Какие животные перед тобой? Где живут медведь и лиса? Конь и собака?». Затем просит найти и назвать их детёныша и поставить рядом со взрослым животным.
«Где чей домик?». Для игры желательно сделать макеты или коллаж двора с хозяйственными постройками и леса. Взрослый показывает малышу картинки с изображением диких и домашних животных и просит его найти их дом: рядом с макетом леса положить диких животных, двора – домашних. Затем ребёнок говорит, кого куда расселил.

«Кто как голос подаёт?». Ведущий показывает карточки с изображением животных и птиц и просит сказать, кто как подаёт голос, например, корова мычит, собака гавкает, утка крякает и т.д.

«Кто как передвигается?». Для ребёнка заранее подбираются фигурки животных, птиц, насекомых, взрослый кого-то из них называет, а ребёнок его находит и говорит, как он передвигается (кузнечик прыгает, рыба плавает).

Тест для детей 2-х лет

По аналогии проводятся задания на выявления других знаний и умений, а именно о:

  • травах и деревьях (3-4 вида);
  • домашних птицах;
  • диких птицах (2-3 вида);
  • овощах и фруктах (5-6 видов);
  • некоторых свойствах песка и воды;
  • трудовых действиях взрослых и детей;

Диагностическое обследование детей 3-4 лет

Для диагностики понадобятся игры, аналогичные играм для детей 2- 3 лет.

Знания о ближайшем окружении

«Четвертый лишний». Закрепляются знания по лексическим темам «Игрушки», «Мебель», «Обувь», «Одежда», «Посуда», «Транспорт». Ведущий раскладывает по 4 предметных картинки, ребёнку нужно выбрать лишнюю и объяснить выбор, например, стол, стул, чашка, диван.

Тест для детей 4-х лет на знание эмоций

«Каждой вещи свое место». Подготовить небольшие картинки (одежды, обуви, посуды, игрушек) и крупные с изображением шифоньера, полки для обуви, ящика, буфета. Взрослый раскладывает большие картинки перед ребёнком, и поочерёдно показывая маленькие, спрашивает: «Где место для чашки, сапог, кубиков и т.д.».

Умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями

«Что сделано человеком, что природой?». Нужно подготовить конверты, на одном изображён человек, на другом – солнце; предметные картинки с изображением объектов природы и природных явлений (куст, река, дождь, облака); предметов, изготовленных людьми (брюки, чашка, стул, машина). Ведущий просит ребёнка положить в конверт с изображением солнца, картинки с природными объектами, а человека – те, что сделаны людьми и объяснить почему.

В 4-е года ребенок уже должен быть знаком с книгами

«Когда это бывает?». Взрослый даёт малышу картинки с изображением разных действий, которые совершает человек (спит, обедает, готовится ко сну, чистит зубы, делает зарядку, ужинает) и задаёт вопросы: «Что мы делаем ночью? Утром? Днём? Вечером?». Дошкольник должен показать соответствующую картинку.

Знания об объектах и явлениях природы

«Чудесный мешочек». Ведущий заранее кладёт в мешочек овощи и фрукты (яблоко, апельсин, банан, огурец, чеснок). Ребёнок должен выбирать по одному предмету и на ощупь определить, что нашёл.

Игра “Чудесный мешочек” – угадай фрукт на ощупь

«Узнай по описанию». На столе в хаотичном порядке разложены карточки с изображением диких и домашних животных. Взрослый перечисляет характерные признаки одного из них, малыш должен узнать, о ком говорится. Например, живёт с человеком, пасётся на лугу, мычит, даёт молоко и мясо.

Диагностика может быть оформлена в таблицу.

Знания и уменияКритерии оценки
Умение определять состояние погоды: холодная, тёплая, жаркая, ветреная, дождливая
Знание характерных особенностей времен года (осенью – желтеют листья, весной – бегут ручьи…)
Знание 3-4 комнатных цветов, их частей. Понимание, что для их роста необходимы вода и свет, забота человека.
Определение овощей и фруктов, узнавание их на вкус.
Первоначальные представления о диких и домашних животных: названия, места проживания, детёныши.
Названия членов семьи, их домашние обязанности
Название города, улицы, некоторые особенности района.
Профессии (3- 4 вида)

Диагностическое обследование детей 4- 5 лет

Для этого возраста также предлагаются игры для закрепления лексических тем с некоторым усложнением.

Знания о предметах ближайшего окружения

«Виды транспорта».  Для ребёнка подбираются картинки с видами транспорта. В одном варианте ему нужно разделить его на специальный, пассажирский, грузовой; в другом – водный, наземный, воздушный.

Задание для детей 4-х лет на знание геометрических фигур

«Что из чего?». На столе предметы из разных материалов: пластмассовый мяч, деревянный и стеклянный стаканы, пластмассовый и деревянный кубики, деревянная ложка, стеклянный шар, пластмассовая ложка. Взрослый просит ребёнка разделить предметы на группы из стекла, пластмассы, дерева, рассказать о качестве материалов (твёрдый или мягкий, хрупкий или прочный, что ещё может быть изготовлено из этих материалов).

«Школа дорожного движения». Для этого возраста обязательно нужно проводить игры по ознакомлению с правилами дорожного движения. Полезно изготовить макет улицы, который подойдёт и для этой игры, дородные знаки лежат отдельно «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход». Сначала взрослый беседует:

  • Как называют людей, идущих по улице?
  • Где должны ходить пешеходы?
  • Где можно переходить улицу. Расставь недостающие знаки.
  • Что означают цвета светофора?

Карточки для знания причин пожара

«Причины пожара». Ребёнку предложены сюжетные картинки (ёлка украшена горящими свечами, у мальчика в руках спички, дети кормят глубей, рядом с сухими листьями разведён костёр и т. д.). Нужно выбрать ситуации, из-за которых может возникнуть пожар, и объяснить свой ответ.

«Кому что нужно». Для детей подготовлены иллюстрации людей разных профессий и игрушечные орудия труда. Взрослый просит положить орудия труда к нужным картинкам.

«Что загадано?». Заранее для дошкольников разложить 4-5 предметов одежды. Взрослый описывает вещь, но не называет её, нужно угадать, о чём идёт речь. Например, «Эта вещь длинная, красного цвета, тёплая, есть пояс, белые квадратные пуговицы, воротник. Что это?»

Знания об объектах и явлениях природы

«Детки с ветки». Заранее подготовить карточки с изображениями ели, сосны, берёзы, дуба, рябины и их плоды, для детей будет полезнее, если они будут настоящими – шишки, жёлудь, серёжка рябины, ягоды рябины. Ведущий интересуется, все ли деревья знакомы и просит к каждому дереву подобрать их «деток».

«Что хорошо, что плохо». Игра будет интересней, если будут принимать участие несколько детей. Нужно приготовить круглое игровое поле со стрелкой в середине, разделённое на сектора, в каждом изображение отрицательного и положительного поведения человека (кормление птиц, рыхление почвы, спиленное дерево, сорванный цветок и др. Дети по очереди крутят стрелку и поясняют выпавшее поведение.

Задание для детей 4-5 лет на внимательность

«Кто чем питается?». Для дошкольников подготовлены карточки с изображением животных и продуктов питания. Ведущий показывает карточку с изображением еды, а ребёнок – карточку с соответствующим животным (банан – обезьяна, орехи – белка, капуста – коза и т.д.).

Результаты диагностики познавательного развития также могут быть занесены в таблицу.

Знания и уменияКритерии оценки
Овощи и фрукты, способы ухода.
Название частей растения: корень, ствол (стебель), ветки, листья
Названия деревьев (5-7 видов)
Названия садовых цветов (5-6 видов)
Времена года
Зимующие и перелётные птицы (по 4-5 видов)
Домашние птицы, детёныши
Насекомые
Некоторые свойства воды, песка
Профессии (5-7 названий). Орудия труда
Владение обобщёнными понятиями: посуда, мебель, обувь, одежда, головные уборы.
Транспорт (наземный, подземный, водный, воздушный)
Семья. Имена членов семьи, их профессии, домашние обязанности.
Названия страны, столицы, узнавание символов государства.
Названия родного города (посёлка), улицы, достопримечательностей, 1-2 известных земляков.
Государственные праздники.
Некоторые рода войск, военной техники

Диагностическое обследование детей 6-7 лет

Для выявления уровня познавательного развития дошкольников этого возраста задания могут проводиться в форме беседы, поскольку у детей уже есть некоторый багаж знаний, позволяющий не опираться на иллюстрации.

Занятие с ребенком 6-ти лет

Знания о национальной культуре

У старших дошкольников происходит начальное знакомство с историей и культурой России. Для развития познавательного интереса, расширения кругозора, воспитания патриотических чувств детей этого возраста необходимо водить в музеи, выставки, готовить развлечения познавательного характера.

«Одень куклу». Игру лучше будет проводить для двоих детей, тогда она будет иметь не только познавательный, но и соревновательный характер. Подготовить бумажных кукол (мальчика и девочку), изображения современной одежды и национального костюма (сарафан, кокошник, платок, передник, рубашка-косоворотка, кушак, кафтан, лапти). Детям нужно одеть кукол в национальные костюмы, выигрывает тот, кто это сделает быстро и правильно.

Тест в игровой форме на знание русского национального костюма

«Русские обычаи». Сюжетные картинки с изображением праздников, издавна отмечаемых на Руси (Рождество (Коляда и Святки), Масленица, Пасха и др.). Взрослый просит ребёнка назвать изображённые праздники вспомни народные праздники и рассказать о них, опираясь на вопросы:

  • Когда отмечают Рождество?
  • На какой праздник пекут блины?
  • Когда красят яйца?
  • Для чего сжигают чучело?

Знания об объектах и явлениях природы

«Цепь питания». Игра для развития умений устанавливать причинно-следственные связи. Приготовить предметные картинки, на основе которых ребёнок будет составлять цепь питания (например: лиса, мышь, зерно; водоросли, белый медведь, рыба; яблоко, птица, гусеница и т.д.).

«Кто где живёт?». Ведущий предлагает рассмотреть картинки с изображением животных, птиц, насекомых. Заранее подготовлены рамки разных цветов. Ребёнку нужно разместить обитателей воздуха в белую рамку; в голубую — водных обитателей, в зелёную — обитателей земли.

Проверка знаний детей 6-7-ми лет

«Что где растет?». Макеты или коллажи леса, луга, сада, огорода, поля. Предметные картинки с изображением деревьев и кустарников, садовых, полевых, луговых цветов, грибов, овощей и фруктов, ягод. Ребёнку нужно назвать растения, разместить по местам их произрастания и объяснить свой выбор.

«К дереву – беги!». Игра проводится на улице, лучше в парке или в лесу. Ведущий даёт команду: «Раз, два, три к берёзе – беги!», а ребёнок её выполняет.

«Неживая природа». Перед ребёнком три сосуда с песком, глина, водой; пустые сосуды, воронка, краски.
Взрослый просит назвать содержимое сосудов и беседует по вопросам:

  • Из чего состоит песок?
  • Где люди используют песок?
  • Можно ли лепит из сухого песка? Почему? Что нужно сделать, чтобы была возможность слепить?
  • Что лучше пропускает воду песок или глина? Докажи.
  • Назови свойства воды.
  • Смогут ли обходиться без воды живые существа?

Тестовое занятие на готовность ребенка к школе

Результаты диагностики рекомендуем занести в таблицу.

Знания и уменияКритерии оценки
Овощи и фрукты, способы ухода.
Ягоды
Деревья и кустарники
Садовые, луговые, полевые, лекарственные растения
Времена года, отличительные признаки
Зимующие и перелётные птицы
Домашние птицы, детёныши
Рыбы. Морские обитатели. Аквариумные рыбки
Дикие и домашние животные, их детёныши
Животные севера и юга
Насекомые
Свойства воды, песка, глины, воздуха, бумаги, ткани
Профессии. Орудия труда
Владение обобщёнными понятиями: посуда, мебель, обувь, одежда, головные уборы, бытовые электроприборы.
Транспорт (наземный, подземный, водный, воздушный). Правила дорожного движения.
Семья. Имена членов семьи, их профессии, домашние обязанности.
Названия страны, столицы, символы государства.
Государственные праздники, традиции и обычаи
Известные памятники архитектуры
Известные россияне (писатели, поэты, художники, композиторы, учёные)
Названия родного города (посёлка), улицы, достопримечательностей, имена известных земляков.
Некоторые рода войск, военной техники

Первые вопросы познавательного характера «Почему? Для чего?», характерны для возраста детей 3-4 лет. Это очень важный этап для развития дошкольников, значит, что они готовы познавать, изучать новую информацию. Родителям необходимо приложить усилия, чтобы это время продлилось как можно дольше. Постепенно желание задавать вопросы у ребенка уменьшается, а может и вообще исчезнуть, если он не будет иметь поддержку со стороны взрослых.

Подводя итоги диагностического обследования познавательного развития детей дошкольного возраста, взрослые должны понимать, что это не конечный результат, а ступенька для дальнейшего становления личности ребёнка.Оставить комментарий

Источник

Диагностика и развитие познавательных процессов

у дошкольников

Кузнецова Ю.А.

воспитатель

Оглавление

Диагностика и развитие познавательных процессов у дошкольников

1.Введение…………………………………………………………………………………………………2

2. Ощущение…………………..……………………………………………………………..2

3.Восприятие………………………………………………………………………………………………….3

4.Мышление.….…………………………………………………………………………………….5

5.Память……………………………………………………………………………………………………….6

6.Внимание….…………………………………………………………………………………………..8

7.Воображение……………………………………………………………………………..10

8.Речь…………………………………………………………………………………11

9.Заключение………………………………………………………………………..13

Введение.

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Уникальность каждого человека не вызывает сомнений. Однако умение ее выразить является проблемой для большинства людей. Поэтому с дошкольного возраста нужно развивать ощущения, восприятие, память, речь, воображение, внимание, мышление, для будущей учебной деятельности.

Ощущения

Упражнение №1 «Парные предметы»

Цель: развития тактильных ощущений.

Возраст с 4 лет

Ход упражнения: Взрослый показывает ребёнку пару предметов, отличающиеся друг от друга. Например: толстый и тонкий фломастеры, короткий и длинный карандаши, узкую и широкую линейки и т. п. Затем кладёт их в непрозрачный мешочек. Ребёнку нужно на ощупь найти парные предметы и определить чем они отличаются друг от друга.

Упражнение №2 «Погремушки».

Цель: Диагностика и развитие слуховых ощущений.

Возраст с 3 лет

Оборудование: Пустые коробки, различная крупа, горох, камешки, песок и др. мелкие предметы.

Ход упражнения: В приготовленные коробки насыпают различные материалы (крупа, горох, песок, бусины и др.) и дают детям погреметь каждой коробочкой по отдельности.

Правила: Детей помладше можно просто спросить, какой звук (громкий или тихий, приятный и неприятный) Дети постарше могут попробовать угадать, какой величины предметы в коробке (мелкие или крупные), а так же попробовать ассоциировать тот или иной звук с каким-нибудь явлением (шумом дождя, падающие камни, грохот машины и т.п.)

Упражнение №3 «Дорожки».

Цель: Диагностика и развитие осязательных ощущений.

Возраст с 3 лет

Оборудование: Карточки, материалы разной фактуры (наждачная бумага, хлопчатобумажная ткань, кожаная ткань, клеенка)

Ход упражнения: Перед ребенком на стол кладутся картинки с наклеенными на них дорожками разной длины и из материала разной фактуры. Ребенок проводит пальчиком по каждой дорожке.

Правила: Ребенок проводит пальчиком по каждой дорожке и рассказывает воспитателю о своих ощущениях: холодная дорожка или теплая, длинная или короткая, мягкая или твердая на ощупь, приятная или неприятная, какую бы дорожку он выбрал для прогулки с мамой (по какому материалу ему приятней всего проводить пальчиком).

Упражнение №4 «Кот в мешке»

Цель: Развитие осязательных ощущений.

Возраст с 4 лет и старше

Оборудование: Мешочек с различными предметами.

Ход упражнений: Ребенку дается мешочек, в котором лежит что-то, но что не видно. Ребенок должен на ощупь описать предмет. Его свойства (мягкий, холодный, гладкий), форму и по возможности узнать его (можно определить тему: например овощи, животные).

Упражнение №5 «Соедини коробки»

Цель: диагностика и развитие осязательных ощущений.

Возраст с 4 лет и старше

Материал: спичечные коробки, к внешней и внутренней стороне которых приклеены кусочки различных материалов (вельвет, шерсть, бархат, шелк, бумага, линолеум и др.).

Ход игры: на столе находятся разобранные спичечные коробки. Ребенок закрывает глаза. Педагог просит его ощупать части коробок и правильно соединить их.

Восприятие

Упражнение №1 «Цвета»

Цель: развивать восприятие цвета у детей.

Возраст: 4-5 лет

Ход упражнения: Предложить ребёнку за 1 минуту назвать 5 предметов, определённого цвета (синего, красного, жёлтого, зелёного, коричневого, чёрного и т. д) Повторять предметы не разрешается. Так же воспитатель может организовать игру с группой ребят. Тот из ребят, кто за 1 минуту не сможет назвать 5 предметов названого цвета, выходит из игры, а победителю даётся право стать ведущим и предложить цвет для поиска предметов.

Упражнение №2«Карточки»

Цель: диагностика и развитие восприятия времени.

Возраст с 3 лет

Оборудование: Изготовьте из цветной бумаги вместе с ребенком четыре цветные карточки, символизирующие разное время суток.

Первая карточка символизирует утро: на голубом фоне внизу – половинка поднимающегося солнца с расходящимися лучами. Вторая карточка – день: на яркосинем фоне в верхней части листа – ярко-желтое солнце. На третьей карточке – вечер: на сером фоне – оранжевый круг солнца без лучей. На четвертой карточке – ночь: на черном фоне – желтый месяц и белые звезды.

Ход упражнения: описывая типичные ситуации, задайте ребенку вопрос: «Когда это бывает?». Пусть он ответит, выбрав соответствующую карточку. Потренируйте его располагать карточки и цветные картинки в их последовательности.

Упражнение №3 «Узнай предмет»

Цель: развивать восприятие формы, цвета, величины.

Возраст – 4-6 лет.

Оборудование: карточки с изображением геометрических фигур, или геометрические фигуры разной формы и цвета.

Ход игры: собери все круги отдельно. Отдай кукле жёлтый треугольник, а мишке красный круг, положи большой квадрат на подоконник, покажи все маленькие треугольники (круги) и т.д.

Упражнение №4 «Расскажи о животных».

Цель: Развитие структурности восприятия у детей.

Возраст с 5 лет и старше

Оборудование: Лист бумаги с нарисованными на нем белкой, кошкой, рысью, уткой, совой.

Ход упражнения: В течении 5 секунд показать детям лист бумаги с нарисованными животными. Попросить детей назвать что нарисовано, и рассказать об особенностях и различиях этих животных.

Упражнение №5 «ЗАШИВАЕМ КОВЕР».

Цель: диагностика и развитие восприятия у детей дошкольного возраста.

Возраст с 4 лет и старше

Ход упражнения: Работать ребенок будет с материалом, размещенным в приложении, по предлагаемой схеме задания.

На красивом коврике оказались дырки. Возле коврика расположены несколько заплаток, из них надо выбрать только те, которые помогут закрыть дырки.

Работая с материалами приложения, ребенок может не только выбрать, но и вырезать нужную заплатку, чтобы закрыть дырку в ковре.

1-й вариант задания:

hello_html_m39143fe3.jpg

2-й вариант задания:

hello_html_m4a5e6994.jpg

Упражнение №6 «Чуткий слух»

Цель. Диагностика и развитие слухового восприятия.

Возраст с 5 лет и старше

Игровой материал. Непрозрачная коробка с крышкой, небольшие предметы.

Описание упражнения. Воспитатель показывает ребятам коробку и говорит: «В эту коробку я положила несколько предметов. Тот, кого я вызову, должен на слух определить, сколько предметов в коробке». Педагог трясет коробку и вызывает одного ребенка, тот называет предположительное число предметов в коробке. Если ответ неверный, взрослый вызывает другого ребенка и т. д.

Когда количество предметов в коробке будет угадано, педагог незаметно для детей изменяет количество предметов и игра продолжается.

Мышление

Упражнение №1 «Сократи рассказ»

Цель: диагностика и развитие мышления.

Возраст с 5 лет

Игровое задание: передать содержание, рассказывать максимально кратко – в 2-3 предложениях, сохранив основное его содержание. В этой игре возможна коллективная доработка наиболее удачных ответов.

Упражнение №2 «Отгадай, что я хочу сказать».

Цель: Диагностика и развитие мышления.

Возраст с 5-6 лет и старше

Ход упражнения: Предлагается 10 слогов: по-;за-;на-;ми- ;му-;до-;че-; зо-;ку-; пры-; Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, то предложите ему придумывать не одно слово, а столько, сколько сможет.

Например: по- лет, по- лотенце, по- душка. Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

Упражнение №3 «Найди лишнее слово».

Цель: Диагностика и развитие мышления.

Возраст с 4 лет

Ход упражнения: Прочитать ребенку серию слов. Каждая серия состоит из четырех слов. Три слова объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите определить слово, которое является «лишним»:

1)Яблоко, слива, огурец, груша.

2)Ложка, свитер, рубашка, шапка.

Упражнение № 4 «Поиск аналогов»

Цель: диагностика и развитие мышления.

Возраст с 5 лет

Ход упражнения: Назвать как можно больше аналогов, т. е. Предметов сходных по признакам (существенных) и систематизируемых по группам (по признакам).

– вертолёт, птица, бабочка- они летают.

– автобус, поезд, машина – транспортные средства.

– яблоко, апельсин, лимон – фрукты и т. д.

Упражнение № 5 «Назови наоборот»

Цель: развивать мышление, гибкость ума.

Я буду говорить слово, а ты говори наоборот.

– пустой – полный, худой – толстый, умный – глупый, твёрдый – мягкий и т. д.

Память

Упражнение №1 «Экран».

Цель: Диагностика и развитие зрительной памяти.

Возраст с 4 лет и старше

Оборудование: Различные предметы (игрушки, кубик, пирамидка).

Ход упражнения: На полу или на столе разложены различные предметы в определенном порядке. Все дети фотографируют своим внутренним взглядом эти предметы. Фотографирование идет на счет 5. После этого все закрывают глаза и отворачиваются. Педагог делает некоторые изменения, по сигналу дети открывают глаза, тот, кто увидел изменения, поднимает руку и называет.

Упражнение №2 «Запоминаем слова»

Цель: развитие слуховой механической памяти.

Возраст с 4 лет и старше.

Ход упражнения:Не торопясь прочтите ребёнку с интервалом 5-10 секунд 10 приведённых ниже слов.

Дети должны их запомнить и все их воспроизвести.

Слова: тарелка, щётка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка.

Упражнение №3 «Рисование по памяти»

Цель:диагностика кратковременной памяти.

Возраст с 4 лет и старше

 Ход упражнения: ребенку предъявляется для запоминания на 1 минуту несложная картинка, затем взрослый ее убирает, и малыш должен нарисовать картинку по памяти. Как вариант данного задания: дорисовать по памяти недостающие части, детали рисунка.

Упражнение № 5 «Составление картинки по памяти из кусочков»

Цель: диагностика и развитие кратковременной памяти.

Возраст с 3 лет и старше

Для этого задания необходимы две одинаковые картинки. Одну из картинок показывают ребенку в течение 30 секунд для запоминания. Вторую картинку надо предварительно разрезать на несколько частей (чем сложнее картинка и больше количество частей, тем труднее задания). После этого образец убирают, и ребенок должен по памяти составить картинку из предложенных ему отдельных фрагментов.

hello_html_m4a71bae6.png

hello_html_m682fea68.png

Внимание

Упражнение №1 «Отзовись, не зевай!»

Цель: Диагностика и развитие устойчивого и сосредоточенного внимания.

Возраст с 3 лет

Оборудование: Картинки с изображением животных, детей, птиц.

Ход упражнения: Дети садятся в два ряда друг напротив друга. Взрослый раздает детям картинки, причем у детей из одного ряда должны быть те же самые картинки, что и у детей второго ряда, т. е. каждая картинка должна иметь пару. Взрослый объясняет детям, что у каждого зверя, птицы или человека на картинке есть дружок, т. е. точно такая же картинка. Каждый персонаж должен позвать своего друга соответствующим голосом (если на картинке корова, то помычать, если мальчик или девочка, то позвать по имени) Вся инструкция наглядно поясняется. Каждый, кого позвали, должен быстро отозваться. Друзья должны подойти к взрослому, показать друг другу свои картинки и убедиться в том, что они одинаковые. Затем игру продолжают другие дети.

Правила:

1) Подает голос и вызывает свою пару только тот, кого назвал взрослый.

2) Нужно быть внимательным и вовремя откликнуться на зов своей пары.

3) Запрещается показывать раньше времени полученную картинку. До поры – до времени – это секрет каждого ребенка.

Упражнение №2 «Зачеркни кружок с точкой».

Цель: Диагностика и развитие внимания.

Возраст с 4 лет

Оборудование: Лист бумаги с нарисованными кружками.

Ход упражнения: На листе бумаги нарисовать 25 кругов диаметром с 5ти рублевую монету. Внутри некоторых поставить точку. Пока пересыпается песок в песочных часах, зачеркнуть точку внутри кругов.

Упражнение №3 «Слушаем и хлопаем».

Цель: Диагностика и развитие внимания

Возраст с 3 лет.

Ход упражнения: Детям предлагается слушать внимательно и хлопнуть в ладоши, когда услышат среди называемых слов название животного.

Набор слов: – ёлка, карандаш, слон, ромашка. – кукла, заяц, гриб, мишка.

– лыжи, жираф, самолет, белка.

По аналогии можно использовать название игрушек или растений и т.д.

Упражнение №4 «Найди отличия»

Цель: диагностика и развитие внимания.

Возраст с 5 лет и старше

Ход упражнения: Ребенку предлагается найти на предложенной иллюстрации отличия.

hello_html_m78d21255.jpg

hello_html_75d0ee3a.jpg

Упражнение №5 “Раскрась вторую половинку”.

Цель: диагностика и развитие внимания.

Оборудование: Необходимо приготовить несколько наполовину раскрашенных картинок, цветные карандаши.

Ход упражнения: Ребенку предлагается раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. (Это может быть бабочка, стрекоза, домик, елка и т.д.).

Воображение

Упражнение №1 «Пантомима»

Цель: используется для развития воображения.

Возраст с 3 лет

Группа детей становится в круг. Инструкция: – Дети, сейчас по очереди каждый из вас будет выходить в центр круга, и, с помощью пантомимы покажет какое либо действие. Например: представляет, как рвет воображаемые груши с дерева и кладет их в корзину. При этом говорить нельзя, все изображаем только движениями. Победителями определяются те дети, которые наиболее верно изобразили пантомимическую картинку.

Упражнение №2«На что это похоже?»

Цель: используется для развития воссоздающего воображения.

Возраст с 4 лет

Стимульный материал: карточки с кляксами, «Морозными рисунками»

Ход проведения:

«Сейчас я буду показывать картинки, а ты внимательно смотри. Затем ты должен сказать, что напоминают увиденные образы, на что они похожи». Далее демонстрируются карточки с изображениями.

Упражнение №3 «Внутренний мультфильм».

Цель: Диагностика и развитие творческого воображения.

Возраст с 5 лет

Оборудование: Текст рассказа.

Ход упражнения: «Сейчас я расскажу тебе историю, ты слушай внимательно и представь – что смотришь мультфильм. Когда я остановлюсь, ты продолжишь рассказ. Затем ты остановишься, и вновь продолжу я. Лето. Утро. Мы на даче. Вышли из дома ,и пошли к реке. Ярко светит солнце, дует приятный легкий ветерок.»

Упражнение № 4 «Нарисуй своё настроение»

Цель: развитие творческого воображения

Возраст с 4лет и старше

Материалы: альбомный лист, краски, кисти.

Ход игры: перед тобой бумага и краски, нарисуй своё настроение. Подумай, какое оно – грустное, весёлое, изобрази его на бумаге любым способом, как захочется.

Упражнение №5 «Неоконченный рассказ»

Цель: развивает творческое воображение.

Возраст с 5 лет и старше

Ход игры: подобрать произведение (отрывок) зачитать и дети его продолжат (досочиняют).

«Проделки белки»

Пошли две подружки в лес и нарвали полную корзину орехов.

Идут по лесу, а вокруг цветов видимо-невидомо…

Ребёнок не только довести рассказ (сюжет до конца, но и учесть название).

Речь

Упражнение №1 «Четвёртый лишний»

Цель: развитие речи у дошкольников.

Возраст с 4 лет и старше

Ход упражнения: Воспитатель называет детям четыре слова, из которых необходимо выбрать лишнее слово, объяснить, почему оно лишнее.

Например: клюква, болото, брусника, черника.

Малина, корзина, крыжовник, смородина.

Упражнение №2 «Какой сок? Какое варенье?»

Цель: развитие речи у дошкольников.

Возраст с 5 лет и старше

Ход упражнения: Воспитатель называет ребёнку ягоду, ребёнок должен ответить какой из этой ягоды получается сок, какое варение.

Пример: из клубники – клубничный сок – клубничное варенье.

Из малины-…

Из черн?