Диагностика и коррекция развития личности ребенка

Диагностика и коррекция развития личности ребенка thumbnail

Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития.  Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения, психологические тренинги, деловые игры, анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа и др.). В любом случае такая диагностика предполагает проявления учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Всё это достаточно интимная сфера, поэтому работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.

        Диагностика личностного развития учащихся.

Оценка личностного развития учащихся начальной школы проводится в трех направлениях:

  • определение уровня и структуры мотивации;

  • диагностика самооценки в плане общего отношения к себе, а также отношение к различным сторонам своей личности (например, оценка волевых качеств);

  • отношение к другим и характер взаимоотношений с окружающими.

  1. Диагностика мотивации учебной деятельности (методика Н.Г. Лускановой ) важна для понимания причин реализации или не реализации потенциальных возможностей (способностей) в успешности. При низкой общей мотивации к учению важна вероятность того, что успешность также будет невысока, или будет иметь тенденцию к снижению в будущем (к среднему звену). 
    Важно также по результатам диагностики выяснить причину негативного отношения к школе. 
    Это может быть:

    • высокая сложность материала при невысоком интеллектуальном потенциале учащихся;

    • высокий темп освоения программы при замедленном типе восприятия;

    • большой объем информации для осмысления и запоминания, особенно при большой дополнительной нагрузке (внешкольные увлечения);

    • несоответствие типа восприятия и темповых реакций ученика и учителя, а также отсутствие взаимопонимания с учителем;

    • несложившиеся отношения в коллективе, отсутствие друзей;

    • неправильное поведение родителей в плане сопровождения учебного процесса, некорректное отношение к успехам и неудачам.

  2. Диагностика самооценивания и отношения к различным сторонам собственной личности (методика «Лесенка самооценки» ) также важна для понимания развития ребенка. Заниженная самооценка может быть причиной неуверенности в себе, в собственных силах и возможности достижения результатов в какой-либо области. Результаты оценивания личностных качеств могут служить дополнительной информацией для учителя в плане взаимопонимания с учащимся.

  3. Характер взаимоотношений с окружающими, наличие у ребенка друзей (или их отсутствие) также может быть причиной общего снижения мотивации и изменения отношения к школе (социометрия).

Показатели тревожности, эмоциональный фон и энергетика ребенка, а также данные по проективным рисуночным тестам снимаются при наличии личностных проблем и при индивидуальной работе с ребенком по запросу родителей или классного руководителя (тест Тэммл, Дорки, Амен; цветовой тест Люшера; проектировочные рисуночные тесты).

 3

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Диагности-

ческие исследования

Достижение воспитатель-

ного результата

 1-го уровня

1 раз в  конце учебного года

Смыслоообразование.

 Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

1. «Анкета по оценке уровня школьной мотивации» (Н. Лускановой)

Не подлежат итоговой оценке

(неперсонифицированные)

Самоопределение

Развитие доброжелательности  и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам  других людей.

1. « Выявление уровня развития самооценки» методика  В.Г. Щур

Не подлежат итоговой оценке

(неперсонифицированные)

Морально-этическая ориентация.       

 Формирование установки на безопасный  здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

1. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» Решение предложенных ситуаций  с целью оценки  собственного поведения и поведения других с точки зрения нравственных, культурных норм.

2. Тест. Выявление удовлетворённости учащихся образованием.

3. Тест. Выявление отношения родителей  к образовательному процессу.

Не подлежат итоговой оценке

(неперсонифицированные)

Сводная характеристика

 достижений и положительных качеств обучающихся класса

Накопительная    оценка:     портфель   достижений

Диагностика действия  смыслообразования использовалась

Анкета по оценке уровня школьной мотивации” (Н. Лускановой)

Цель: анкета предназначена для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности.

Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося.

Форма: анкета с выбором ответа.

Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой

  1. Тебе нравится в школе?

    • не очень

    • нравится

    • не нравится

  2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

    • чаще хочется остаться дома

    • бывает по-разному

    • иду с радостью

  3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

    • не знаю

    • остался бы дома

    • пошел бы в школу

  4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

    • не нравится

    • бывает по-разному

    • нравится

  5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

    • хотел бы

    • не хотел бы

    • не знаю

  6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

    • не знаю

    • не хотел бы

    • хотел бы

  7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

    • часто

    • редко

    • не рассказываю

  8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

    • точно не знаю

    • хотел бы

    • не хотел бы

  9. У тебя в классе много друзей?

    • мало

    • много

    • нет друзей

  10. Тебе нравятся твои одноклассники?

    • нравятся

    • не очень

    • не нравятся

Ключ

Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.

№ вопроса

оценка за 1-й ответ

оценка за 2-й ответ

оценка за 3-й ответ

1

1

3

2

1

3

3

1

3

4

3

1

5

3

1

6

1

3

7

3

1

8

1

3

9

1

3

10

3

1

Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.

Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

Результаты: высокий уровень школьной мотивации  

хорошая школьная мотивация

школа привлекает внеурочной деятельностью

  низкая школьная мотивация

школьная дезадаптация.

Диагностика действия самоопределения была использована методика В.Г. Щур “Лесенка”.

Цель: выявление уровня развития самооценки.

Учащимся предлагается следующая инструкция: Ребята, нарисуйте на листе бумаги лестницу из 10 ступенек. На самой нижней ступеньке стоят самые плохие ученики, на второй ступеньке чуть- чуть получше, на третьей – еще чуть- чуть получше и т.д., а вот на верхней ступеньке стоят самые лучшие ученики. Оцените сами себя, на какую ступеньку вы сами себя поставите? А на какую ступеньку поставит вас ваша учительница? А на какую ступеньку поставит вас ваша мама, а папа.

Критерии оценивания

  • 1-3 ступени – низкая самооценка – у _учащегося класса

  • 4-7 ступени – адекватная самооценка – у _учащихся класса

  • 8-10 ступени – завышенная самооценка – у _ учащихся

Диагностика морально-этической ориентации детям была предложена методика “Что такое хорошо и что такое плохо”.

Цель: выявить нравственные представления учеников.

Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.

Инструкция: опираясь на свой опыт, ответьте на вопросы:

А Нравится

Б Не очень нравится

В Не нравится

2. Что будешь делать если увидишь, что твой друг намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет?

А Сделаю замечание и помогу убрать

Б Сделаю замечание и подожду пока он все уберет

В Расскажу учителю и пусть он заставит его убирать

3. Ты взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее, как ты поступишь?

А Отремонтирую книгу или попрошу своих родителей купить новую

Б Не знаю

В Тихонько отдам, чтобы не заметили

4.Ты поступишь, если в школьной столовой во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.

А Извинюсь и уберу за собой

Б Не знаю

В Ничего делать не буду, есть же уборщица

5. Часто ты приходишь в школу в грязной одежде?

А. Нет

Б. Иногда

В. Да

6. Как ты поступишь если твой друг или подруга испортил(а) вещь учителя и спрятал(а) ее?

А Помогу другу извиниться перед учителем и признаться в поступке

Б Скажу другу, что надо извиниться перед учителем и признаться в поступке, но пусть извиняется сам

В Сделаю вид, что не заметил

7.Часто ли ты уступаешь место в автобусе пожилому человеку или женщине?

А Часто

Б Иногда

В Почти никогда

8.Часто ли ты предлагаешь друзьям (подругам) помощь в уборке класса?

А Часто

Б Иногда

В Почти никогда

Обработка данных:

  • За первый ответ (А) – 2 балла,

  • За второй ответ (Б) – 1 балл,

  • За третий ответ (В) – 0 баллов

Анкета для учащихся

Я и ценности моей жизни”(методика Е. Степанова)

Цель: поразмышлять о смысле и ценностях жизни человека.

Продолжи, пожалуйста, следующие предложения:

Хорошая жизнь – это _________________________________________________

Счастливый человек – это тот, кто…____________________________________

Больше всего я ценю в людях…________________________________________

Цель моей жизни заключается в том, что ________________________________

2. Назови самые большие твои желания:

Первое желание_____________________________________________________

Второе желание______________________________________________________

Третье желание ______________________________________________________

3. Ответь, пожалуйста, на следующий вопрос: где ты можешь в наибольшей мере проявить себя и свои способности (подчеркни перечисленные ниже ответы, которые соответствуют твоему мнению)?

– на уроке;

– в общественных делах;

– на занятиях кружка, клуба, секции;

– при проведении досуга;

– нигде;

4. Как ты думаешь, где тебя больше уважают и понимают (подчеркни перечисленные ниже ответы, которые соответствуют твоему мнению)?

– дома;

– в классе;

– в кружке, клубе, секции;

– в компании друзей;

– нигде;

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (разработана А.А. Андреевым)

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Процедура проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – совершенно согласен;

3 – скорее, согласен;

2 – трудно сказать;

1 – скорее, не согласен;

0 – совершенно не согласен.

Утверждения

1. Я иду в школу с радостью.

2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

3. В нашем классе хороший классный руководитель.

4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

5. У меня есть любимый учитель. 6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.

7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

8. У меня есть любимые школьные предметы.

9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

10. На летних каникулах я скучаю по школе

Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности учащегося школьной жизнью (У) является частное от деления суммы баллов, полученной путем сложения оценок по всем ответам, на общее количество ответов (на 10). Если У больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, если же У больше 2, но меньше 3 или У меньше 2, то это, соответственно, свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащегося школьной жизнью.

Методика для изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения (разработана А.А.Андреевым)

Цель: получение информации об оценке родителями роли образовательного учреждения в воспитании у их детей качеств жизненной компетентности, положительных поведенческих и морально-психологических качеств.

Ход проведения. Родителям предлагается заполнить бланк анкеты: Оцените, пожалуйста, в какой степени образовательное учреждение, которое посещают Ваши дети (Ваш ребенок), воспитывает у них (у него) перечисленные ниже качества.

При оценке воспользуйтесь следующей шкалой:

5 – в полной мере;

4 – в значительной степени;

3 – на достаточном уровне;

2 – в незначительной степени;

1 – практически нет.

Обведите кружком номер ответа, наиболее близкого Вашей точке зрения.

Утверждения 1. Аккуратность (умение содержать в порядке вещи) 5 4 3 2 1

2. Дисциплинированность (умение следовать установленным правилам в делах) 5 4 3 2 1

3. Ответственнсть (умение держать слово) 5 4 3 2 1

4. Воля (умение не отступать перед трудностями) 5 4 3 2 1

5. Хорошие манеры поведения 5 4 3 2 1

6. Жизнерадостность (способность принимать жизнь и радоваться ей) 5 4 3 2 1

7. Образованность 5 4 3 2 1

8. Ум (способность здраво и логично мыслить) 5 4 3 2 1

9. Высокие жизненные запросы 5 4 3 2 1

10. Самостоятельность (способность самому принимать ответственные решения) 5 4 3 2 1

11. Честность в отношениях с людьми 5 4 3 2 1

12. Доброта в отношениях с людьми 5 4 3 2 1

13. Чуткость в отношениях с людьми 5 4 3 2 1

14. Справедливость в отношениях с людьми 5 4 3 2 1

15. Терпимость к взглядам и мнениям других 5 4 3 2 1

Обработка полученных данных. При обработке результатов следует названные в анкете качества разделить на три группы: а) качества 1-5 образуют блок поведенческих качеств; б) качества 6-10 – блок жизненной компетентности; в) качества 11-15 – блок морально-психологических качеств. Необходимо подсчитать средний показатель оценок родителя по каждому блоку, а также общий средний показатель по всей совокупности предложенных пятнадцати качеств. Полученные показатели надо соотнести с использованной при анкетировании шкалой. Если средний показатель окажется ниже 3 баллов, то это свидетельствует об оценке родителями роли образовательного учреждения в развитии перечисленных качеств личности у ребенка как недостаточной.

Формирование личностных результатов происходит через уроки, классные часы, выставки, экскурсии, родительские собрания:

Уроки нравственности

1.Активность и пассивность

2.Ответственность и безответственность

3.“Тление и горение”

4.Поступок и проступок

5.Разумная и неразумная любовь

6.Красивое и безобразное

7.Зло и добро

8.Творчество – способ преобразования мира

Уроки толерантности

1.Кто я? Мои силы, мои возможности.

2.Что такое идеальное “Я”

3.Расскажи мне о себе

4.Я изменяюсь

5.Смысл жизни

6.Имею право

7.Талант и упорство

8.Мое будущее

Экскурсии и выставки

1. Краеведческий музей: экскурсия “История моего родного села, края.

2.Презентация выставки собственных рисунков.

3.Посещение музея детского творчества.

4. Посещение Детской школы искусств.

Творческий отчет класса

Классные часы:

Правила поведения в школе

Правила поведения в школьном автобусе

Каждой вещи свое место.

Мои обязанности в школе и дома.

Трудовые обязанности ребенка в семье.

О чем может рассказать дневник школьника.

Родительские собрания :

1.Значение творчества в жизни человека

2. Культура речи

3.Преобразование пространства средствами искусства

4.“Посеешь привычку-пожнешь характер, посеешь характер-пожнешь судьбу”

Источник

  В про­цессе онтогенеза могут возникать негативные личностные качества, создающие реальную угрозу искаженного развития личности в целом. Чтобы не допустить нежелательного развития и появления негативных личностных качеств, осуществляется их исправление, коррекция.

Использование методов психокоррекции в системе мероприятий по психологической реабилитации оказывается актуальным тогда, когда необходимо решать вопросы «изменения», «исправления» тех свойств личности, формирование которых связано не с болезнью, а с особенно­стями воспитания и обучения, образом жизни ребенка.

Целесообразность психокоррекции личности реально возникает на 4—5-м году жизни ребенка, когда сформировавшиеся личностные ка­чества начинают мешать его социальной адаптации. Причем она воз­можна лишь в тех случаях, если ребенок более или менее осознает свое поведение, то есть имеет место относительная интеллектуальная со­хранность.

В этой связи объектом психокоррекционных воздействий могут выступать относительно сложные психологические образования (моти­вы, ценностные ориентации, черты характера, установки, самооценка, уровень притязаний и т. п.), формирование которых происходит отно­сительно независимо от возможных патопсихологических расстройств.

В силу сложности психологических структур, подлежащих психологи­ческой коррекции, форма, тематика и содержание коррекционных заня­тий по «исправлению» личностных свойств достаточно разнообразны. К ним относят: сюжетно-ролевые игры, специальные учебные занятия, выполнение определенных тестовых заданий с обратной связью и др.

 Основной принцип построения коррекционных занятий заключается в моделировании ситуаций, демонстрирующих недостаточную рацио­нальность, успешность деятельности ребенка в соответствии с изна­чально присущими ему установками, правилами, поведенческими сте­реотипами, и демонстрации возможности повышения эффективности, успешности этой деятельности при их изменении.

Внутри каждого из названных направлений психологической кор­рекции выделяют различные формы организации и методы психокоррекционного воздействия. В числе основных видов психологической коррекции — игровая, групповая, индивидуальная, семейная, нейропсихологическая коррекции.

  Выбор конкретной формы психологической коррекции определяется уровнем развития и конкретными проблемами воспитания ребенка. Исходя из задач социальной реабилитации, коррекционная работа орга­низуется таким образом, чтобы обеспечить целостное воздействие на личность во всем многообразии мотивационных, интеллектуальных, эмоционально-волевых и других проявлений личности.

Основными направлениями коррекции нарушений личностного развития могут быть:

1.  Преодоление микросоциальной педагогической запущенности, коррекция неадекватных методов воспитания ребенка.

2.  Помощь ребенку в разрешении психотравмирующих ситуаций, формировании продуктивных видов взаимоотношений с окружающими людьми, повышении социального статуса, развитии компетентности в вопросах нормативного поведения.

3.  Формирование и стимулирование сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов у детей. Эта задача решается в ходе индивидуальной и групповой психокоррекции с детьми с психи­ческим недоразвитием и задержкой психического развития.

4.  Развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмо­ционально-волевой регуляции поведения. Обеспечивается в процессе групповых занятий с детьми с асинхронией психического развития (иска­женного, диспропорционального и дисгармоничного).

5.  Формирование адекватных родительских установок на заболева­ние и социально-психологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в психокоррекционный процесс.

6. Создание в детском коллективе, где обучается ребенок, атмосферы доброжелательности, открытости, взаимопонимания. Достигается путем активной работы не только с членами семьи, но и с педагогами, обучаю­щими ребенка, а через них с одноклассниками, друзьями и знакомыми.

Коррекционная работа с детьми, имеющими ограниченные возмож­ности, наряду с развивающей работой является основным направлением в социальной реабилитации детей. Однако, чтобы она была эффектив­ной, важно соблюдать следующие требования и условия, предъявляе­мые к ее проведению.

Во-первых, она должна опираться на глубокие знания законо­мерностей психического развития ребенка вообще и знания специфики дизонтогенеза, вызванного тем или иным болезненным процессом и его последствиями, в частности. При этом особое внимание следует обра­тить на следующие факторы:

—  возрастные этапы, интенсивно сменяющие друг друга;

— биологические и социальные факторы, влияющие на развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер;

—  личностные и характерологические свойства, проявляющиеся в поведении и в целом в жизнедеятельности детей;

— специфические явления, задерживающие формирование новых психических функций, которые необходимы для нормального развития с учетом конкретного заболевания и конкретной стадии возрастного развития.

Во-вторых, содержание развивающей работы должно определяться особенностями сензитивных периодов возрастного развития, необхо­димостью формирования тех психических новообразований и качеств личности, которые на данном этапе наиболее актуальны.

В-третьих, коррекционную работу необходимо осуществлять на основе специальных программ, которые разрабатываются применительно к каж­дому ребенку и каждой возрастной группе с учетом специфики заболе­вания или дефекта, вызвавшего нарушения. При этом программа должна учитывать «зону ближайшего развития» ребенка, потребности и моти­вы, побуждающие его к активности, особенности культурной и социаль­ной среды, в которой он воспитывается, ведущий вид деятельности, присущий данному возрастному этапу, и уровень его сформированное.

Необходимо стремиться к тому, чтобы коррекционные занятия осу­ществлялись в естественных для ребенка условиях.

В-четвертых, в ходе организации коррекционной работы необходи­мо соблюдать доступность, преемственность и последовательность в фор­мах и методах ее проведения. Практика подтверждает, что участие ребенка в различных формах коррекционной работы будет более про­дуктивным, если в этой работе присутствует определенная логика, по­следовательность, методическая преемственность.

И наконец, чтобы обеспечить эффективную коррекционную работу, важно обеспечить положительную мотивацию ребенка на его участие в предлагаемой взрослыми деятельности. Выполнение данного требова­ния является решающим в организации всей коррекционной работы. Положительных сдвигов в социальной реабилитации можно достичь только при положительном отношении ребенка к тому, что предлагает взрослый, если ребенок принимает предложение взрослого как собст­венное, как необходимое.

В ходе психологической коррекции не следует стремиться к одно­временному решению многих задач, а терпеливо работать над одной-двумя составляющими более сложной задачи. Регулярные маленькие, но успешные изменения в развитии ребенка приведут к положитель­ным результатам и в решении более сложных личностных проблем. Например, если ребенок затрудняется общаться со сверстниками из-за недостатка развития речи, пополнение словарного запаса ребенка должно стать в работе с ним первоочередной задачей. Одновременно будет решаться и важная социальная задача — ребенок в ходе этой работы приобретает навыки межличностных отношений.

Осуществляя коррекционную работу, важно помочь ребенку в ходе возрастного развития постепенно стать хозяином своего внутреннего мира, научиться управлять своими желаниями, уметь ставить цели, направленные на преобразование самого себя. Этот процесс требует много времени и усилий, как со стороны ребенка, так и взрослого. Сам ребенок не может реализовать поставленной задачи. Добиться положи­тельных сдвигов в своем развитии можно только на практике, и эту практику могут организовать только взрослые.

17 Февраль 2014, 2372 просмотра.

*Все информационные, фото, видео материалы на официальном сайте образовательной организации размещены с согласия сотрудников, родителей (законных представителей) воспитанников.
Перепечатка материала возможна только при наличии активной ссылки на источник.

.

Источник