Диагностика и коррекция отклонений в развитии ребенка
Теоретические и методологические основы изучения детей с отклонениями в развитии
Диагностика отклонений в развитии ребенка является одним из важнейших компонентов комплексного клинико-психолого-педагогического обследования ребенка.
Основными принципами диагностики являются:
- Проведение диагностического обследования ребенка должно быть системным и охватывать все стороны развития ребенка.
- Организация диагностического исследования основывается на возрастных особенностях ребенка и предполагаемом уровне его развития
- Задания, которые использует педагог в ходе диагностики, должны быть понятны и доступны для ребенка.
- При проведении диагностики важно выявлять не только актуальные, но и потенциальные возможности ребенка (в виде ЗУН).
- Все диагностические методики, используемые в ходе исследования, должны быть научно обоснованы.
- Полученные результаты необходимо интерпретировать, дать им качественную и количественную характеристику.
- Диагностика отклонений в развитии ребенка должна иметь четкую цель, которая достигается посредством решения ряда задач.
Замечание 1
Основная цель диагностики отклонений развития ребенка – выявление структуры нарушения, причин его вызвавших и определение оптимальных путей коррекционной помощи.
Задачи диагностики определяются исходя из возраста ребенка и вида нарушения, а также поставленной цели. Вся методология (цель, задачи, гипотеза и т.д.), должны быть взаимосвязаны друг с другом и иметь общее направление.
Методологические принципы психолого-педагогической диагностики нарушения развития у детей
Диагностика отклонений в развитии ребенка, по своему содержанию является дифференциальной и прогностической. Это обусловлено тем, что в процессе диагностики определяются наиболее эффективные формы коррекционной работы с ребенком и составляются рекомендации по его индивидуальному обучению (воспитанию).
Проведение диагностики предусматривает обязательное участие в ней нескольких специалистов (дефектолог, логопед, психолог, социальный педагог, педиатр). Это необходимо для того, чтобы вскрыть причины и механизмы отклонения, а также наметить пути его исправления (коррекции) или устранения.
Диагностика подразумевает под собой не только выполнение определенного количества методических заданий, но и работу с медицинскими документами ребенка, сбор медицинских анализов, социально-педагогическое обследования. В том случае, если нарушение (отклонение) достаточно тяжелое, то в комплексе с диагностикой осуществляется нейрофизиологическое и нейропсихологическое обследование.
Подходы к осуществлению диагностики отклонений в развитии ребенка:
- Системный подход – основан на системном представлении о строении психики ребенка, предусматривает осуществление диагностики в несколько этапов.
- Динамический подход – исследование изменений (отклонений или нарушений) в развитии ребенка на различных возрастных этапах. Осуществляется на основании учета возрастных особенностей ребенка, его качественных возрастных новообразований и их своевременной реализацией.
Анализ полученных в ходе диагностики результатов включает в себя ряд обязательных параметров:
- Отношение ребенка к исследованию и заданиям
- Способы выполнения заданий
- Соответствие действий ребенка и условий задания (действует по инструкции или проявляет инициативу)
- Обращается ли за помощью к взрослому
- Умеет выполнять задания по аналогии с предыдущими
- Отношение к полученным результатам, самокритичность и оценка собственных достижений
Замечание 2
Таким образом, на основании указанных параметров исследователь имеет возможность сложить для себя общую картину (представление) о развитии ребенка, его возможностях и особенностях характера.
Проблемы диагностики отклонений в развитии детей
Проблемы диагностики отклонений в развитии можно разделить на 2 основные группы:
- Недостаточность или низкое качество используемых диагностик, а также нехватка специалистов в области исследуемых отклонений.
- Сложность проведения диагностических методик.
К первой группе проблем относятся:
- недостаток специалистов в области психодиагностики, которые занимаются не только проведением диагностических методик, но и их разработкой, адаптацией и т.д.
- недостаточное количество отечественных диагностических методик по всем направлениям нарушений в развитии и недоверие к имеющимся зарубежным методикам
- моральное устаревание содержания программ обучения и подготовки психодиагностов
- распространение искаженной и недостоверной практики в области психодиагностики.
Проблемы второй группы можно характеризовать следующим образом:
- трудность проведения диагностических методик в силу сложности нарушений и отклонений в развитии ребенка
- недостаточность практического опыта врача (исследователя), проводящего диагностику
- схожесть ряда синдромов психического недоразвития
- слабая выраженность симптомов нарушений и отклонений, в силу возраста испытуемого
- необходимость проведения не просто комплексного исследования конкретного ребенка, всех сторон его развития, но и необходимость сравнения полученных данных с данными других детей, как имеющих отклонения в развитии, так и с нормальным течением развития
Таким образом, диагностика отклонений в развитии детей является сложным и многокомпонентным процессов. Необходимо учитывать не только те показатели, которые были получены по итогам диагностической методики, но и принимать во внимание обстоятельства, при которых протекала беременность, в каких условиях в данный момент проживает ребенок, его окружение, особенности воспитания и обучения.
Источник
РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ
относится к периодам новорожденности, младенчества и раннего детства, то есть к возрасту от рождения до 3 лет. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное формирование и созревание основных морфологических структур мозга, что обуславливает сензитивность психики в плане развития ряда важнейших психологических функций и особенную ее чувствительность к внешнему воздействию.
В то же время адаптационные механизмы организма ребенка еще слабы и неустойчивы, поэтому многие биологические вредности, например, детские инфекции или черепно-мозговые травмы, могут вызывать серьезные отклонения в общем и психическом развитии. В раннем возрасте необходим особый подход к диагностике развития и наибольшее значение имеет медицинская диагностика с целью выявления повреждений сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата, ЦПС. Важно, что проявление отклонений в развитии, не связанные с сенсорными дефектами, нельзя оценивать однозначно: как и неврологические симптомы они мало специфичны, мало дифференцированы и могут входить в различные симптомокомплексы. Именно поэтому в раннем возрасте значительно затруднена дифферентациальная диагностика недоразвития речи, легкой степени умственной отсталости и задержки психологического развития. Психолого-педагогическая симптоматика этих отклонений в раннем возрасте пока разработана недостаточно.
В комплексную диагностику развития в раннем возрасте входят прежде всего показатели нервно-психологического развития. Диагностику развития детей 1-го года жизни проводят ежемесячно, что связано с гетерохропностью и быстрым темпом развития на этом этапе. Внутри каждого возрастного периода выделяются ведущие линии развития, и именно их характеристика диагностируется прежде всего. На каждом этапе имеются три уровня развития: то, что развивается сейчас, то есть ведущие; то, что развивалось раньше и создавало предпосылки для развития, а сегодня закрепляется, например, соответственно хватательные движения и манипулирование; то, что сейчас только появляется, а развитие получит позже, то есть предпосылки будущего, более сложного. Диагностика проводится по показателям, соответствующим возрасту, если они отсутствуют, проверяют показатели предыдущего возрастного периода. В результате выделяется фактический уровень развития по каждой линии. Особенно важно увидеть отставание в первые три месяца жизни, так как они с большой точностью прогнозируют задержку форм правления функций к 12 месяцам и даже в дошкольном возрасте. На протяжении всего детства важно знать, по какой линии наблюдается наибольшая глубина отставания или наибольшее опережение, что является прогнозом на отдаленное будущее.Одним из важных показателей интеллектуального развития на первом году жизни является обучаемость.
Показатели эффективности обучения – в том, что ребенок первого полугодия жизни может сначала воспринимать и воспроизводить, затем воспринимать, запоминать и воспроизводить, а в последней четверти 1-го года – воспринимать, запоминать, понимать и воспринимать.
В психодиагностике умственного развития Стребелева предлагает учитывать параметры поведения и деятельности ребенка в процессе выполнения им диагностических заданий, имеющих в основе предметно-манипулятивные действия вспомогающих определенные виды помощи. Методика разработана для детей второго-третьего года жизни и показывает реальные достижения ребенка, сложившиеся в ходе воспитания и обучения. Основными параметрами оценки познавательной деятельности детей раннего возраста предлагается принятие считать задания, способы его выполнения, обучаемость в процессе обследования, отношение результата к своей деятельности. Принятие задачи – это согласие ребенка выполнить предложенное задание. При этом ребенок может проявлять интерес либо к игрушкам, либо к общению со взрослым. Способы выполнения задания : самостоятельное выполнение, выполнение при помощи взрослого (то есть возможно диагностическое обучение), самостоятельно после обучения. Адекватность действий определяют их соответствие условиям данного задания, диктуемым характером материала и требованиями инструкции. Наиболее примитивные способы – действие силой или хаотичное, выполнение во всех случаях означает значительное нарушение умственное нарушение ребенка. Обучаемость обучается только в пределах заданий, рекомендуемых для детей данного возраста. В процессе обследования ребенку предлагается следующие виды помощи: выполнение действий по подражанию с использованием жестов, с речевой инструкцией. На уровне элементарного подражания ребенок может усвоить от взрослого способ выполнения, действуя одновременно с ним. Количество показа способов не должно превышать больше трех, а речь взрослого должна служить указателем цели данного задания и оценивать результативность действия ребенка. Обучаемость, то есть переход от неадекватных действий к адекватным, свидетельствуют о потенциальных возможностях ребенка. Отсутствие обучаемости в некоторых случаях может быть связано с грубым снижением интеллекта или с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Отношение деятельности и ее результату для нормально развивающихся детей характеризуется заинтересованностью и эмоциональными реакциями. При нарушениях интеллектуального развития, как правило, имеется безразличное отношение и к деятельности и к результату.
Программа позволяет решать следующие задачи: Оценить уровень психофизического развития ребенка, учитывая индивидуальные сроки созревания отдельных функциональных систем; Оценить влияние факторов медицинского и социального риска на развитие ребенка; прогнозировать индивидуальный образовательный маршрут ребенка.
Программа состоит из трех блоков:
Социальный блок представлен в виде социального паспорта семьи, в котором определяется ее социальный статус – социально-бытовой, социально-средовой, социально-экономический;
Медицинский блок представлен в виде таблицы с заключениями врачей разных специальностей и базируется на общих принципах медицинской диагностики с учетом этнологии, структуры ведущего нарушения, а также специфика осложняющих его расстройств;
Психолого-педагогический блок содержит набор диагностических таблиц для обследования детей и нацелен на диагностику реального уровня развития ребенка.
Тема: «Ранняя диагностика детей с отклонениями в развитии»
На современном этапе особое значение и актуальность приобретает проблема ранней диагностики из – за наметившейся тенденции роста числа детей с отклонениями в развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении.
По данным статистики, в Российской Федерации число детей с проблемами в развитии среди новорождённых составляет 74%, из них детей с нервно – психическими нарушениями 67%. Отмечается определённая динамика: стремительно увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 3-х лет (35,5% от общего числа детей с нарушениями в психофизическом развитии). Система раннего выявления и ранней специальной помощи призвана оказывать психолого-педагогическую поддержку детям с отклонениями в развитии, их родителям и специалистам. Ее функционирование в масштабах всей страны обеспечит каждой семье возможность своевременной, а именно ранней медико-психолого-педагогической диагностики развития ребенка, определения его специальных психологических и образовательных потребностей, создаст условия для эффективного преодоления или коррекции отклонений в развитии ребенка с первых дней жизни.
Группа американских учёных проводила исследования с годовалыми детьми, которые не откликаются на своё имя. Учёные предполагают, что пониженная способность детей реагировать на своё имя – это поведенческая реакция детей, которым впоследствии ставят диагноз «аутизм». А официальный диагноз ставится в 3 – 4 года. Существует ряд методических разработок отечественных ученых (Е.М. Мастюкова, Е.А. Стребелева, Н.Н. и др.), представляющих систему ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям раннего возраста.
Работая учителем – дефектологом, я использую в своей работе методики обследования А.А. Катаевой, Е.А. Стребелевой для детей с нарушением интеллекта старшего и младшего возраста, содержащие задания на исследование уровня развития внимания, восприятия, мышления, речи. Например, при выполнении задания «Разбор и складывание пирамидки» ребёнком 3-4 лет выявляется возможность моделирования с учётом величины, наличие и характер соотносящих действий, ведущая рука, согласованность действий обеих рук. А при выполнении ребёнком старшего возраста задания «Составление рассказа по сюжетной картинке» выявляется уровень развития монологической речи, словарный запас.
В заключении хочется отметить, что наличие ранней, комплексной помощи ребенку позволяет эффективно компенсировать отклонения в психическом развитии, « сгладить » имеющиеся недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка.
Литература
1. Проект «Программа создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии» Министерство образования РФ
2. «Проблема дифференциальной диагностики детей с отклонениями в развитии» Фатихова Л. Ф. «Психология и педагогика: методы и проблемы практического применения» Под общей редакцией С.С.Чернова.
3. «Ребёнок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция» Мастюкова Е. М. Москва, просвещение, 1992
4. «Дошкольная олигофренопедагогика» А. А. Катаева, Е. А. Стребелева, Москва, «Владос», 1998.
5. «Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития», Дефектология, 1995
6. «Психологические проблемы диагностики аномального развития детей», Москва, 1989.
7. «Настольная книга педагога – дефектолога» Ростов – на – Дону», Феникс, 2005.
8. «Изучаем, обучая» С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева, Москва, 2002.
Источник
В течении двух десятилетий Институт коррекционной педагогики Российской академии образования (ИКП РАО) разрабатывает концепцию раннего выявления и коррекции различных отклонений в развитии у детей первых трёх лет жизни. Суть этой концепции в том, что ранняя диагностика и комплексная коррекция с первых месяцев жизни позволяют не только скорректировать уже имеющие отклонения в развитии, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня общего развития детей.
Проблема ранней помощи детям с особыми потребностями в настоящее время является чрезвычайно актуальной, так как доля здоровых новорождённых в период с 1991 по 1998г. снизилась с 48,3 до 36,5% . Сегодня до 80% новорождённых являются физиологически незрелыми, около 70% имеют перинатальную патологию (Волосовец Т.В.).
Имеющийся отечественный опыт ранней помощи основан на данных многолетнй исследовательской и практической деятельности психолого-медико-педагогического консульитрования детей дошкольного возраста в ИКП РАО. Они доказывают, что грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала (Волосовец Т.В.).
В значительной мере актуальность проблемы раннего выявления и коррекции недостатков развития ребенка связана с тем, что более поздние периоды жизни (дошкольный, школьный) уже «педагогически освоены»: созданы системы дошкольного и школьного воспитания и обучения детей с разными типами нарушений развития (В.И. Лубовский, 1994). Период же от рождения до 3-х лет остается в основном в ведении медиков, которых занимает, прежде всего, состояние здоровья детей, их физическое и соматическое благополучие, но не сенсорное, интеллектуальное, эмоциональное развитие.
Необходимость использования сензитивных периодов в развитии различных функций также является важной проблемой ранней коррекционной помощи. О важности раннего возраста, охватывающего периоды, когда целый ряд функций особенно чувствителен к внешним воздействиям и особенно бурно развивается под их влиянием, говорили выдающиеся психологи и педагоги (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М. Монтессори и др.). Однако практически в ранние периоды развития дети с умственными и физическими недостатками лишь в единичных случаях получают необходимую психолого-педагогическую помощь, и даже в дошкольный период специальным обучением охвачено не более 3 % от всех детей этого возраста (не более трети всех нуждающихся).
Немаловажной проблемой ранней помощи детям с отклонениями в развитии является педагогическая неграмотность части родителей, которая не способствует успешному воспитанию ребенка в домашних условиях. Не многие из них обладают определенными специальными знаниями, не все знают, где можно получить эти знания, не знают, куда обратиться за советом.
Не так часто издается специальная литература с рекомендациями по раннему воспитанию и обучению детей раннего возраста с нарушениями развития. Имеющуюся же литературу (зачастую это переводная) требуется использовать при консультации специалиста, так как каждый ребенок имеет свои индивидуальные особенности, характеризуется своеобразием формы и степени нарушения развития, и поэтому универсальные рекомендации невозможны.
Поэтому родителям ребёнка важно уже с рождения обратить внимание на:
1. Медицинские заключения:
– есть ли диагноз ПЭП?
Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) является гипоксия плода новорождённого, приводящая к отёку мозга, нарушению гемодинамики различной степени тяжести. ПЭП на последующих этапах онтогенеза вызывает самые разнообразные функциональные и структурные нарушения нервной системы, обуславливающие развитие детского церебрального паралича ( в 20% случаев), гидроцефалии, эпилепсии, минимальной мозговой дисфункции (67,6 % случаев по данным Ю.И. Барашнева), нарушений и задержки психического развития (Дунайкин М.Л).
ПЭП к концу первого года жизни как диагноз снимается. Нормальное развитие отмечается у 15 – 20 % детей. Но длительные наблюдения показывают, что у этих детей при обследовании выявляются: речевые расстройства – 50,5 %, расстройства эмоционально – волевой сферы – 29,2 %, ранний детский аутизм – 12,3 %, нарушения поведения и внимания – 7,7 %, повышеная утомляемость и истощаемость нервных процессов – 9,2 % (Дунаева З.М., Растягайлова Л.И., Урядницкая Н.А.).
2. Предельно внимательно наблюдать за ранним развитием ребёнка: знать нормативы психомоторного развития детей первого года жизни. Е. Баенская выделяет ряд признаков раннего детского аутизма (РДА):
– отсутсвие, либо непостоянство отклика малыша на обращение к нему близких, на собственное имя;
– отсутствие прослеживания взором направления взгляда взрослога, игнорирование его указательного жеста и призыва. даже если в ряде случаев в начале слежение за указанием матери есть, то постепенно оно угасает;
– типична невыраженность подражания, чаще даже его отсутствие, а иногда очень длительная задержка;
– отсутствие эмоционального контакта с ребёнком. Если родители проявляют большую настойчивость и активность, пытаясь привлечь внимание к себе, ребёнок либо протестует, либо уходит от контакта.
Знать нормативы развития второго и третьего года жизни. Первые признаки раннего детского аутизма на бытовом уровне выражаются следующими действиями и чувствами ребёнка:
– малыш неуместно смеётся, хихикает над тем, что абсолютно несмешно;
– он чувствует боль на минимальном уровне, не реагирует на болезненные ощущения бурно, его реакция, скорее, сдержанная;
– у малыша отсутствует всякое чувство опасности;
– он не любит обниматься и целоваться, и вообще предпочитает избегать всяческих “телячьих нежностей” — недаром таких детей называют “детьми Снежной Королевы”;
– ребёнок предпочитает однообразие в играх, может часами возиться с одной и той же игрушкой, выполняя одинаковые движения;
– малыш может вести себя очень обособленно, избегая людей;
– при словесном контакте ребёнок не смотрит в глаза своему собеседнику и вообще всячески избегает зрительного контакта;
– для того чтобы сказать о какой-то своей потребности, ребёнок может не использовать слова, а применять жесты;
– обычный предмет, на который родители не обращают никакого внимания, может стать для малыша другом, он может ощутить небывалую привязанность к нему;
– кроха повторяет за взрослыми слова или предложения, речь идёт о многократных неуместных повторениях;
– ребёнок твёрдо стоит на своём в случае, если родитель пытается лишь его однообразия;
– у малыша отсутствует реакция на необычный или слишком громкий звук (однако бывают и иные случаи, когда реакция на неожиданные звуки чересчур бурная);
– ребёнок часто вращается на одном месте или проделывает то же самое с другими предметами;
– ему крайне сложно общаться с окружающими взрослыми и сверстниками, и эти сложности видны невооружённым взглядом.
Данные методические рекомендации адресованы родителям.
Источник