Диагностика и коррекция недостатков личностного развития ребенка
Понятие коррекция
определяется как исправление (частичное
или полное) недостатков психического
и физического развития с помощью
специальной системы педагогических
приёмов и мероприятий.
Коррекционно –
педагогическая деятельность – это
сложное психофизиологическое и социально
– педагогическое явление, охватывающее
весь образовательный процесс – обучение,
воспитание, развитие, выступающий как
единая педагогическая система.
Наиболее глубоко
психолого – педагогическую сущность
коррекционной деятельности и её
профилактическую направленность
раскрыли психологи и психотерапевты –
С.А. Бадмаев, Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова
и др. Они видят коррекцию как особым
образом организованное психологическое
воздействие, осуществляемое по отношению
к группам повышенного риска и направленное
на перестройку, реконструкцию тех
неблагоприятных психологических
новообразований, которые определяются
как психологические факторы риска, на
воссоздание гармоничных отношений
ребёнка со средой.
Под
коррекцией подразумевается
как исправление отдельных дефектов,
так и целостное влияние на личность
ребенка с ограниченными возможностями
в целях достижения положительного
результата в процессе его обучения,
воспитания и развития. Устранение или
сглаживание дефектов развития
познавательной деятельности и физического
развития ребенка обозначается понятием
«коррекционно-воспитательная работа».
Коррекционно-воспитательная
работа представляет
систему комплексных мер педагогического
воздействия на различные особенности
аномального развития личности в целом,
поскольку всякий дефект отрицательно
влияет не на отдельную функцию, а снижает
социальную полноценность ребенка во
всех ее проявлениях. Она не сводится к
механическим упражнениям элементарных
функций или к набору специальных
упражнений, развивающих познавательные
процессы и отдельные виды деятельности
аномальных детей, а охватывает весь
учебно-воспитательный процесс, всю
систему деятельности специальных
учреждений. Коррекционно-воспитательной
задаче подчинены все формы и виды
классной и внеклассной работы в процессе
формирования у школьников общеобразовательных
и трудовых знаний, деятельности аномальных
детей об окружающей действительности,
формирование навыков самообслуживания,
произвольных движений и других видов
деятельности в зависимости от типов
специальных школ и возраста их
воспитанников.
В
дальнейшем коррекционно-воспитательная
работа осуществляется в процессе
обучения аномальных детей общеобразовательным
занятиям. Большие возможности для
коррекционно-воспитательной работы
открывает трудовое обучение, в процессе
которого формируются не только
профессиональные умения, но и воспитываются
навыки планирования своей работы, умения
руководствоваться словесными инструкциями,
критически оценивать качество работы
и т.п. Таким образом, трудовая деятельность
имеет разностороннее значение в обучении
и развитии аномальных детей, а трудовые
процессы оказывают исключительное
влияние не коррекцию дефектов их
умственного и физического развития.
В
коррекционной педагогике
консультативно-диагностическая работа
является важнейшей практической задачей.
Диагностика
– это выявление детей с нарушениями в
развитии, их дифференциация, разработка
соответствующих психодиагностических
методик. Диагностика имеет свои принципы:
принцип комплексного изучения ребенка,
принцип целостного системного изучения
ребенка, принцип динамического изучения
ребенка, принцип качественно-количественного
подхода при анализе данных. Принцип
комплексного изучения ребенка предполагает
всестороннее обследование особенностей
развития всех видов познавательной
деятельности, личности, навыков,
эмоциональной сферы, поведения и т.д.
Одновременно проверяются биологические
показатели зрения, слуха, речи, двигательной
сферы, нервной системы ребенка. В
обследовании принимают участие разные
специалисты: психологи, психоневрологи,
офтальмологи, логопеды, сурдопедагоги,
олигофренопедагоги.
Принцип
целостного системного изучения
ребенка предполагает
установление связей между отдельными
проявлениями отклонений в развитии,
определение причин этих отклонений.
Целостное изучение ребенка, как правило,
осуществляется в процессе его деятельности
– предметно-манипулятивной, игровой
или трудовой. Это помогает лучше выявить
особенности познавательной сферы
ребенка, его личности, интересов,
состояние эмоционально-волевой сферы
и т.д. Принцип
динамического изучения ребенка.
В ходе такого изучения выясняются знания
и умения детей, а также их возможности
в обучении. Выявляются при этом не только
реальные возможности ребенка, но и
потенциальные. Принцип
качественно-количественного подхода
важен при анализе данных, полученных в
ходе психологической диагностики. При
таком подходе учитывается конечный
результат деятельности, а также
анализируется процесс ее выполнения –
способ, последовательность, настойчивость
в достижении цели. При этом количественные
и качественные показатели выступают
во взаимосвязи.
Необходимость
реализации этих принципов при диагностике
вызвала к жизни психологическую службу
в системе специального образования.
Эта помощь нацелена на разнообразную
работу с личностью – профилактическую,
диагностическую, развивающую,
коррекционную, реабилитирующую. Для
развития коррекционной педагогики это
означает переход от диагностики отбора
к диагностике специфических особенностей
психического развития; стремление к
поиску оптимальных условий компенсации,
расширяющих возможности развития
личности, создающих возможность
построения развивающего образа жизни.
Для полной и верной диагностики отклонений
в развитии детей в России созданы
постоянные межведомственные
психолого-медико-педагогические
консультации (ПМПК). Основные задачи
ПМПК: 1) проведение раннего бесплатного
психолого-педагогического обследования
детей, выявление особенностей их
развития, установление диагноза; 2)
предупреждение развития заболевания;
3) консультативная помощь родителям; 3)
консультирование педагогических,
медицинских, социальных работников по
вопросам образовательных потребностей
детей, их прав и прав родителей. ПМПК
ставят определенный диагноз ребенку. Важную роль в
организации лечебно-коррекционного
процесса играет консультирование семьи
ребенка с ограниченными возможностями.
Наиболее широко используется
консультативно-рекомендательная форма
организации лечебно-коррекционного
процесса. В таких консультациях участвуют
специалисты разных профилей, которые
проводят первичное обследование ребенка
и затем отслеживают динамику его
развития. С первой консультации начинается
активное сотрудничество специалистов
и семьи.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
Достижением современной науки является разработка научных основ системы раннего (с первых месяцев жизни) педагогического выявления детей с подозрением на снижение слуха, ранней аудиолого‑педагогической диагностики, содержания, методов, форм организации комплексной медико‑психолого‑педагогической помощи, позволяющей добиваться качественно иного уровня психического развития детей с нарушенным слухом на ранних этапах онтогенеза, максимально возможной нормализации темпа и хода их психического развития в дошкольном и школьном возрастах.
Среди факторов, влияющих на формирование личности ребенка, выделяют следующие:
1) биологические факторы;
2) факторы социальной среды;
3) опыт практической деятельности и воспитание в широком смысле этого слова;
Выделяются понятия общей и специальной профилактики. Общая профилактика рассматривается как набор мер, целью которых является создание благоприятных социально‑экономических, социокультурных и социально‑педагогических условий, направленных на воспитание физически и социально здоровых детей; по реализации воспитательных функций общеобразовательными учреждениями всех типов и обеспечению полноценного развития интересов и способностей школьников. Специальная профилактика включает совокупность коррекционно‑реабилитационных мер, направленных на детей группы риска, девиантных подростков, несовершеннолетних правонарушителей. Специальная профилактика предполагает использование мероприятий как психолого‑педагогической, так и социально‑правовой помощи несовершеннолетним.
Коррекционно‑профилактическая работа осуществляется в тесном взаимодействии школы, семьи, досуговой среды и неформальных групп, разнообразных социальных институтов и общественных организаций. Диагностика познавательных возможностей, мотивации учебной деятельности, состояния эмоционально‑волевой сферы является отправным пунктом педагогической коррекции подростков. Она помогает выделить ряд вариантов взаимосвязи уровня умственного развития и отношения к учебе. В результате диагностики мотивационной сферы учебной деятельности выделяется взаимосвязь характера учебной деятельности подростка и отношения к ее результатам. Результаты диагностики помогают спланировать образовательно‑коррекционную работу с подростками. Она сводится к следующим этапам:
1) устранение пробелов в знаниях;
2) оперативная помощь, направленная на устранение причин, порождающих отставание;
3) психолого‑педагогическая подготовка к учебной деятельности, мотивация учебно‑познавательного процесса;
4) овладение учащимися познавательными умениями.
48. СИСТЕМА КОНСУЛЬТАТИВНО‑ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ, КОРРЕКЦИОННО‑ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Коррекционно‑педагогическая деятельность представляет собой систему специальных психолого‑педагогических, социокультурных и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития детей с особыми потребностями, сообщение им необходимых и доступных знаний, умений и навыков, развитие и формирование их личности в целом. Сущность коррекционного образования состоит в формировании психофизических функций ребенка и обогащении его практического опыта наряду с преодолением или ослаблением, сглаживанием, имеющихся у него нарушений психики, сенсорики, моторики, поведения.
Система специальных коррекционных учебно‑воспитательных учреждений создана с целью осуществления обучения, воспитания и лечения детей и подростков с различными отклонениями психофизического здоровья. Данная система является основой института специального образования детей и подростков с ограниченными возможностями. Ее функции сводятся к следующим:
1) абилитационно‑реабилитационная;
2) корригирующая;
3) компенсирующая 4)социально‑бытовая;
5) профессионально‑трудовая Их реализация осуществляется посредством деятельности специальных коррекционно‑реабилитационных учреждений. Выделяют следующие типы учреждений: дома ребенка, детские дома, дома‑интернаты, специальные детские сады и группы, школы и школы‑интернаты, реабилитационные центры, профессионально‑технические училища.
Для достоверной диагностики физических и (или) психических недостатков у детей, определения их специальных образовательных потребностей, для консультирования родителей по вопросам физической и (или) психической недостаточности детей создаются сети постоянных межведомственных психолого‑медико‑педагогических консультаций (комиссий). В состав комиссии обязательно входят следующие специалисты: 1) психолог; 2) врачи: психиатр, невропатолог, ортопед, отоларинголог, окулист, терапевт; 3) специальные педагоги: логопед, олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог; 4) социальный педагог; 5) юрист; 6) представители соответствующих органов управления образованием, здравоохранением и социальной защитой. Кроме того, создаются разнопрофильные центры реабилитации для обучения и воспитания детей и взрослых в возрасте до 21 года с тяжелыми и сложными недостатками развития. Задачами таких центров являются формирование навыков общения и самообслуживания, элементарных трудовых навыков и проведение образовательных занятий по индивидуальным программам обучения. В настоящее время в Российской Федерации около 5 % детей относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, которые нуждаются в специальной системе образования и поддержки.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1040; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник
Диагностика личностного развития младшего школьника
Учитель начальных классов
МОУ СОШ №10 г. Павлово
Грачева Тамара Викторовна
Диагностика – анализ развития личности ребёнка, выявление положительных его сторон, недостатков и их причин, направленный на решение практических задач – гармонизацию развития личности и повышение эффективности целостного педагогического процесса.
Цели диагностики:
- раннее выявление признаков и проявлений социально-педагогической запущенности детей, качеств и свойств личности
- выявление путей и способов коррекции
- прогнозирование дальнейшего развития ребёнка.
Рассмотрим алгоритм планирования психологически обоснованных воспитательных задач:
- Изучение развития личности, уровня воспитанности и воспитуемости учащихся
- Постановка воспитательных задач с учётом индивидуальных особенностей ученика
- Выбор и реализация приёмов воспитания
- Оценка успешности мероприятий с точки зрения позитивных сдвигов в личностном развитии детей.
Таким образом, планирование учителем воспитательной работы начинается с изучения индивидуальных особенностей учащихся.
Дети, поступающие в первый класс, такие разные, но все они хотят учиться, учиться хорошо, быть успешными. Задача учителя помочь им в этом, опираясь на
ресурсы учебного успеха и саморазвития ребёнка:
«знаю» (обученность)
«могу» (внимание, память, модальность, доминирование полушарий)
«умею» (организационные, коммуникативные, информационные, мыслительные ) навыки
«хочу» (уровень развития мотивационно – потребностной сферы.
Память, внимание, модальность и функциональное доминирование полушарий, наряду с мотивацией и волей, – это практически основные «инструменты», обеспечивающие успех учебно-познавательной деятельности ученика начальной школы, особенно, в начале обучения, пока не сформированы на достаточном уровне общеучебные навыки.
Методы и приёмы диагностики разные: тесты, опросники, анкеты, беседы, наблюдения, социометрия. Существует много авторских методик. Мы, учителя, выбираем те из них, которые являются наиболее информационными и простыми в применении и обработке.
Например, зачем учителю важно выделить таких учеников, у которых доминирование правого или левого полушария ярко выражено? Учащиеся с явным доминированием правого полушария предпочитают левую полусферу доски, тёмный цвет мела на светлой доске, а «левополушарники» с точностью наоборот. Очень важно уже то, на какой вариант мы посадим этих детей. Предпочтения у «левополушарников» и «правополушарников» разные и в условиях, необходимых для возникновения стабильной учебной мотивации, и в восприятии и переработке информации. Доминирование одного из полушарий резко меняет способ осознания новой информации.
Информацию об индивидуальных особенностях учащихся можно получить и в процессе наблюдений за учащимися.
Например, о развитии познавательной активности можно получить информацию на основе наблюдений за начинающим учеником в ходе выполнения им заданий.
Критерии следующие:
- Высокий уровень: ребенок проявляет выраженный интерес к предлагаемым заданиям, сам задает вопросы учителю, прилагает усилия к преодолению трудностей, просит дополнительные задания , желает продолжить контакт
- Средний уровень: ребенок активно включается в работу, но при первых же трудностях интерес угасает, инициатива отсутствует, вопросов задает немного, при помощи учителя способен к преодолению трудностей
- Низкий уровень: к выполнению заданий приступает только после дополнительных побуждений, часто отвлекается, отказывается от работы.
Информация об уровне познавательной активности помогает учителю выбрать тактику обучения. Дети с низким уровнем требуют организации увлекательного учения, преобладания игровых технологий. Дети со средним уровнем нуждаются в постоянной помощи, им необходимо переживание успеха. Высокий уровень познавательной активности требует обучения на высоком уровне трудности, возможности показать себя и самоутвердиться, занять позицию учителя.
Параметры для изучения | Что даёт полученная информация учителю |
Обучаемость | Основание для определения дозы педагогической помощи |
Внимание | Информация для проектирования способов подачи материала, форм самостоятельной деятельности учащегося |
Память | Основание для выбора комфортных приёмов освоения нового материала ( в форме, удобной для запоминания именно этому ученику) |
Модальность | Основание для выбора способа подачи материала и форм самостоятельной работы ученика |
Функциональная ассиметрия полушарий головного мозга | Понимание, в каком виде данному ученику удобнее всего воспринимать информацию для её быстрого осмысления, какие формы подачи информации будут развивать «западающее» полушарие |
Мыслительные умения | Целенаправленный выбор формы заданий и вопросов, компенсирующий недостатки мыслительных навыков |
Уровень развития мотивационно-потребностной сферы | Основа для подбора содержания и форм работы, мотивирующих детей и развивающих их волю |
Организационные умения | Эти данные являются исходными для организации самостоятельной деятельности учащегося |
Коммуникативные умения | Важные параметры при планировании и организации форм и видов работы |
Познавательная активность | Выбор тактики обучения |
Статус ребёнка в классе, характер его общения со сверстниками отражает социометрия.
Если школьник имеет статус «принятого» или «изолированного», следует узнать, свойственна ли ребёнку малая общительность постоянно или она проявляется только в классе. Это позволит выбрать направление помощи ему. Особенную тревогу вызывают «отвергаемые» дети, являющиеся как бы «козлами отпущения» в классе. Необходима трудная и долгая работа по включению их в классный коллектив.
Одно из заданий, которое используется для определения статуса ребёнка в коллективе, называется «3 конфетки». Детям предлагается написать, кого из класса они бы угостили, если бы у них было 3 конфеты. После тестирования полезно детям дать задуматься, что чувствовал бы каждый из них, если бы не получил ни одной «конфетки», поразмышлять над тем, почему одни дети получают много «конфет» от своих товарищей, а другие – мало или вообще не получают, поговорить о том, что такое дружба в классе, как она должна проявляться. Цель беседы – пробудить в детях чувство сострадания, подчеркнуть важность терпимости к другим, внимательного отношения к окружающим. Таким образом, диагностическое задание является ещё и развивающим.
Показателен УБВ (уровень благополучности взаимоотношений) в классе.
Сравнивают количество детей, имеющих статус «лидеров» и «предпочитаемых», с количеством детей, имеющим статус «принятых», «изолированных» и «отвергаемых».
Если первое больше, то УБВ – высокий, если эти количества примерно равны, то средний, если первое меньше, то УБВ – низкий.
Изучение уровня сформированности детского коллектива ведётся и через мини-сочинения детей на темы:
– «Какой Я?»
– «Если бы у меня была волшебная палочка…»
– «Мои друзья»
– «Какой я друг?»
– «Каким я стал?»
– «Кому я хочу сказать спасибо?»
– «Какой он, наш 4Б?»
Содержательны и показательны для меня, как классного руководителя, синквейны, которые сочиняют дети в группах, на тему «Одноклассники»
Одноклассники Одноклассники
Дружные, хорошие Весёлые, добрые
Учатся, спорят, веселятся Думают, играют, помогают
Уважают друг друга, помогают Вместе учатся, отдыхают
Друзья Друзья
Изучение нравственных ценностей и направленности личности детей и подростков ведётся через методику “Фантастический выбор”. Предлагаются примерно такие задания:
- “Ты отправляешься на необитаемый остров и будешь жить там очень долго, может быть, всю оставшуюся жизнь. С собой можешь взять все, что обозначается пятью словами. Так что же ты возьмешь с собой?”
- “Если бы ты стал всего на 60 минут волшебником, что бы ты сделал?”
- “Приплыла к тебе золотая рыбка, спросила: “Чего тебе надобно?” Ответь ей”.
- “У тебя в руках аленький цветочек, как бы ты с ним поступил?”
- “Отрывая мысленно лепестки цветика-семицветика, реши, что ты попросишь “.
На темы ответов ребят можно выпустить газету с текстами и рисунками. Детям такой вид общения интересен: они могут сравнить свои ответы с ответами друзей. Математический обсчет, который проводит педагог, может позволить продиагностировать тенденции нравственных ориентиров детей, а общение детей по результатам работы позволит им почерпнуть положительный опыт поведения в различных ситуациях.
Проведя в первом классе социометрическое исследование по методике «Цветик-семицветик», я обнаружила, что почти все желания детей связаны с самим собой, любимым. Лишь 16 % пожеланий детей предполагаются для близких, 8 % – для одноклассников и 4 % – для всех людей.
Данные результаты, естественно, нацеливают учителя на решение следующих задач:
- Организация всех видов и использование многообразия всех форм индивидуальной, коллективной деятельности с опорой на общечеловеческие ценности и, как следствие, развитие коммуникативной культуры.
- Создание классного коллектива, способствующего оптимальному росту и развитию личности каждого, условий для реализации индивидуальных творческих потенций.
- Коррекция индивидуального развития учащихся, предупреждение дезадаптации.
Перед учителем, проводящим педагогическую диагностику, стоит задача не только выявить у ребёнка какое-либо нарушение, но, главное проанализировать характер этого нарушения и построить на этой основе прогноз преодоления этого затруднения. Поэтому после проведения диагностики необходима коррекционная работа, которая вкрапляется в содержание уроков и внеклассных мероприятий.
Например, виды работы, направленные на:
- снятие конфликтности
– Коррекция поведения с помощью ролевых игр
-Формирование адекватных форм поведения в коллективе
-Снятие напряжения у детей (релаксация)
- Коррекцию тревожности
-Рисование спиралевидными линиями
-Пластилиновая живопись
-Изображение своего настроения
-Формирование умелости и уверенности руки
Вся информация, получаемая в ходе диагностики, позволяет учителю отслеживать развивающий эффект и своей деятельности, видеть достоинства и недостатки образовательного процесса, выявлять проблемы в развитии каждого ребёнка и оказывать своевременную и необходимую помощь. Диагностика необходима учителю, чтобы понять, какие учебные действия и у каких детей необходимо формировать уже в первые недели обучения, предвидеть, кто не умеет принять инструкцию и кому её надо повторять несколько раз, кто должен постоянно вслух проговаривать свои действия, кто нуждается в постоянной пошаговой помощи со стороны учителя.
Информация, полученная учителем в ходе диагностики, способствует лучшему пониманию учителем своих учеников, помогает ему построить урок и общение более эффективно, создать атмосферу принятия и доверия, что стимулирует активность учеников. Проявляя внимание к личности каждого ребёнка, учитель осуществляет личностно-ориентированный подход в обучении, что в конечном счёте позволяет ребёнку полнее раскрыть и реализовать свой потенциал.
Знание индивидуальных особенностей учащихся помогает учителю не только создать открытое уникально неповторимое общение, но и быть готовым получить в этом общении обратную связь; в том числе в форме оценок личностных проявлений учителя со стороны ученика, а это способствует профессиональному росту, развитию собственной индивидуальности.
Источник