Диагностика физического и психического развития ребенка

Диагностика физического и психического развития ребенка thumbnail

Матвеева Екатерина
Диагностика и контроль физического и нервно-психического развития детей раннего возраста

В Дошкольном учреждении с целью определения уровня развития физического и психического развития детей раннего возраста осуществляется систематический контроль и диагностика. Это составная часть оздоровительной и воспитательной работы с детьми. Диагностика и контроль за физическим и нервно-психическим развитием позволяет судить о результативности проводимой воспитателем оздоровительной и воспитательной работы с детьми. Контрольосуществляется коллегиально: медицинским работником, психологом, при непосредственном участии воспитателя группы. Поэтому, умение контролировать развитие ребенка – необходимое профессиональное качество воспитателя, работающего с детьми на группах раннего возраста. Каждому педагогу необходимо овладеть элементарными методами и приемами, диагностическими методиками, позволяющими судить об уровне об уровне развития и состояния здоровья своих воспитанников. Результаты диагностики являются точкой отсчета для прогнозирования особенностей развития ребенка и подбора оптимального содержания обучения и воспитания детей, средств и приемов адекватного педагогического воздействия. Следует также отметить, что выявленная неравномерность в сроках созревания отдельных функций у детей позволяет определить их индивидуальные особенности и наметить оптимальные условия для нормального психического и физического развития каждого ребенка.

В результате систематического контроля удается определить не только уровень развития ребенка, но и увидеть первоначальные отклонения в его развитии, поведении, своевременно скорректировать его развитие и воспитательные воздействия, определив индивидуальную работу с каждым конкретным ребенком.

Уровень развития физического и психического развития определяется на основе разработанных критериев, которые определены в кн. К. П. Печора, В. Г. Пантюхина, Л. Г. Голубева «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях, – М.: 1985, а также В кн. Оценка физического и нервно психического развития детей раннего возраста, Спб, 1999.

На первом году жизни такой контроль за ребенком осуществляет врач-педиатор в детской поликлинике один раз в месяц, на втором году – один раз в квартал, на третьем – в детском саду один раз в пол-года, в так называемые эпикризные сроки. Контроль за развитиемносит комплексный характер: диагностируется и оценивается состояние здоровья малыша, его физическое, психическое развитие и поведение. А отсюда психологом, медиком выдаются соответствующие рекомендации воспитателю и выстраивается стратегия педагогических воздействий для воспитателя и родителей ребенка.

Что же должно оцениваться с целью контроля за развитием детей:

• Состояние здоровья;

Физическое развитие;

• Психическое развитие;

• Поведение малыша;

• Адаптационные возможности.

Оценка поведения ребенка обычно осуществляется воспитателем, которые систематически наблюдает за ребенком.Учитывается:

Читайте также:  Бесплатно прописи для развития ребенка

• настроение ребенка (бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое);

• сон (засыпание: медленное, быстрое, спокойное, беспокойное; длительность сна);

• аппетит (хороший, неустойчивый, плохой, избирательное отношение к пище);

• характер бодрствования (активный, малоактивный, пассивный);

• индивидуальные особенности, черты личности ребенка (контактный, инициативный, любознательный, дружелюбный, застенчивый и др.);

При выявлении нервно-психического развития ребенка третьего года жизни оценка уровня развитияребенка идет по следующим линиям: оценка развития активной речи, мышления, сенсорное развитие, развитие игры и действий с предметами, формирование разных видов деятельности (Изобразительной, контсруктивной, развитие общих движений, навыков самостоятельности.)

Диагностика осуществляется при помощи методов контроля :

• метод опроса матери (при приеме в детское учреждение в дальнейшем по ходу развития ребенка);

• Наблюдение в группе за ребенком

Диагностические и тестовые методики.

Методика проведения диагностики:

1. От обычного наблюдения метод диагностики психического развития детей отличается тем, что контроль проводится с помощью определенного стимульного материала, в определенной ситуации, максимально приближенной к естественным условиям жизни малыша.

2. В процессе диагностики педагог (психолог) должен не обучать ребенка, не показывать, а умело выявлять уже сформированные знания и умения малыша):

3. Все задания, выполняемые ребенком должны обязательно положительно оцениваться воспитателем (психологом);

4. Если ребенок не справляется с предложенным заданием, то педагог задает ребенку задание на возраст ниже. Например, если ребенок не выполнил задание 3 года не выполнил задание соответствующее своему возрасту, ему дается задание, соответствующее ребенку 2,6 мес.

Для сравнения детей разного уровня развития разработана количественная оценка в виде групп развития. При этом учитывается степень опережения или задержки в развитии ребенка, количество выполняемых заданий с детьми соответственно показателям.

При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соответствует выделенный показатель. За нормальное развитиеребенка 3-го года жизни принимается формирование умений ребенка в пределах полугодия : 2 года 1 месяц – 2 г. 6 месяцев; 2 года 7 мес. – 3 года

По уровню развития дети условно делятся на 3 основные группы (есть и четвертая группа, которая встречается редко и свидетельствует о глубокой задержке развития ребенка – ЗПР.

К 1 группе относятся дети с нормальным развитием, т. е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также дети с опережением в развитии.

Во П группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок (на втором году – 1 квартал, на третьем году – 1-е полугодие)

Читайте также:  Биологическая концепция в развитии ребенка

Ш группу составляют дети с более глубокой задержкой – на 2 эпикризных срока).

1У группу – с еще большей задержкой – на три эпикризных срока.

Результаты оценки нервно-психического развития и поведения заносятся в карту нервно-психического развития, которая хранится у психолога, у которого составлена такая картотека по группам.Карту заводят на ребенка один раз в два года: на второй и третий год жизни. Она имеет определенну. Форма (предложена на стр. 120 в кн. Печора, Пантюхина, Голубева «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях, – М,: 1985)

ВЫВОД:

Таким образом, своевременно проведенная диагностика позволяет увидеть отклонения в физическом и психическом развитии ребенка, а также в его поведении и выстроить индивидуальную стратегию воспитательных воздействий, коррекционно-развивающую работу с ребенком в различных направлениях, которая осуществляется педагогом, психологом и будет результативной при непосредственном участии родителей ребенка.

Источник

Параметры изучения

Возраст

0,5

1

1,5

2

2,5

3

Общая моторика

Поднимает голову, лежа на животе

+

Опирается на локти

+

Пытается сесть

+

Переворачивается

+

Поднимается и удерживает на ногах вес тела

+

Сидит самостоятельно

+

Ползает

+

Самостоятельно стоит

+

Самостоятельно ходит

+

Наклонившись, поднимает предмет с пола

+

Встает самостоятельно

+

Поднимает предмет, присев на корточки

+

Бегает

+

Идет по лестнице с опорой

+

Идет спиной вперед

+

Бьет по мячу ногой

+

Сидит на корточках

+

Поднимается по лестнице без опоры

+

Спускается по лестнице с опорой

+

Сохраняет равновесие при ходьбе

+

Прыгает обеими ногами

+

Параметры изучения

Возраст

0,5

1

1,5

2

2,5

3

Ходит на носках

+

Спускается по лестнице без опоры

+

Пробегает 15 м

+

Перепрыгивает через черту

+

Спрыгивает с последней ступеньки

+

Самостоятельно приседает и встает

+

Стоит на одной ножке

+

Повторяет движения за взрослыми

+

Перешагивает через препятствие

+

Ручная моторика

Сжимает предмет в руке

+

Тянет предметы к себе

+

Играет своими руками

+

Тянется в направлении объекта

+

Тянет предметы в рот

+

Берет 2 предмета сразу

+

Трясет предметы

+

Перекладывает предметы из одной руки в другую

+

Исследует предметы

+

Хватает предметы большим и указательным пальцами

+

Стучит предметами друг о друга

+

Вынимает предметы из ящика и кладет их обратно

+

Использует указательный палец при показе

+

Параметры изучения

Возраст

0,5

1

1,5

2

2,5

3

Бросает мячик двумя руками

+

Пьет из чашки

+

Распаковывает предмет

+

Бросает бусинку в бутылочку

+

Открывает крышечку коробочки

+

Рисует каракули

+

Раздевается самостоятельно

+

Переворачивает странички

+

Достает бусинку из бутылочки

+

Бросает мячик одной рукой

+

Ест ложкой

+

Надевает бусинки на проволоку

+

Складывает лист бумаги пополам

+

Переливает воду из сосуда в сосуд

+

Рисует круги, правильно держа карандаш

+

Застегивает пуговицы

+

Формируется предпочтение руки

+

Кинестетический праксис

Покажи ушки (2-3 п.).         правая

                                        левая

Покажи рожки (2-3 п.).         правая

                                        левая

Сложи колечко (1-2, 3, 4, 5).        правая

                                                левая

Читайте также:  Влияние общения матери с ребенком на его развитие

Параметры изучения

Возраст

0,5

1

1,5

2

2,5

3

Оральный праксис

Облизывает ложку

+

Пьет из чашки

+

Выплевывает еду кончиком языка

+

Жует твердую пищу

+

Движение губами при словах «ам-ам»

+

Динамический праксис

Перебор пальцев (1-2, 3, 4, 5 и обратно)

правая

левая

+

Воспроизведение ритмических структур

1        1        правая

                левая

+

1        11        правая

                левая

+

Конструктивный праксис

Собирает пирамидку из 2-х колечек

+

                                из 3-х колечек

+

Строит башню из 2-кубиков

+

                        из 4-х кубиков

+

                        из 6-ти кубиков

+

Доска Сегена; круг, квадрат, треугольник

+

Сложение фигур:        2 части.

+

                                3 части

+

Сложение из палочек (2—4)

+

А) по образцу

Б) по памяти

Параметры изучения

Возраст

0,5

1

1,5

2

2,5

3

Гнозис[1]

Зрительное восприятие

Следит глазами за движущимся объектом

+

Фиксирует взгляд на лице

+

Следит за удаляющимся объектом

+

Рассматривает предмет в руке

+

Видит на столе горошину

+

Оба глаза смотрят прямо

+

Наблюдает за движущимся человеком

+

Следит за упавшим предметом

+

Рассматривает свои руки

+

Узнает свою бутылочку

+

Находит накрытый предмет

+

Предпочитает определенную игрушку

+

Наблюдает за своим отражением

+

Следит за катящимся мячиком

+

Рассматривает яркие картинки

+

Подкладывает предметы к их изображениям

+

Следит за манипуляциями с предметами на столе

+

Различает 2 предмета разного размера

+

Различает 2 разные геометрические формы

+

Параметры изучения

Возраст

0,5

1

1,5

2

2,5

3

Знает свою одежду

+

Находит 2 спрятанные предмета

+

Лицевой гнозис

Узнает близких родственников

+

Узнает соседей и гостей

+

Зрительно-пространственное восприятие

Узнает знакомые места

+

Слуховое восприятие

Пугается громких звуков

+

Реагирует на звуки во сне

+

Замирает, услышав тихий звук

+

Смотрит на говорящего

+

Прислушивается к пению, музыке

+

Вертит головой в поисках источника звука

+

Реагирует на успокаивающий тон взрослого

+

Прислушивается к шагам

+

Реагирует на шепотную речь

+

Реагирует на строгий тон

+

Поворачивает голову на звук

+

Различает на слух 2 удара

+

Определяет и показывает направление звука      Вверху Внизу Слева Справа

+

Параметры изучения

Возраст

0,5

1

1,5

2

2,5

3

Дифференциация звучащих игрушек

Бубен — флейта

Металлофон — молоток

Две погремушки

Два колокольчика

+

Цветовой гнозис

Различает 2 цвета

+

Подбирает парные картинки из ряда

(4 + основные цвета)

+

Сомато-пространственный гнозис

Показывает части тела на кукле

+

Показывает части тела на себе