Диагностика актуального уровня развития ребенка

Диагностика актуального уровня развития ребенка thumbnail

Диагностика уровня актуального развития ребенка с отнесением его к определенной категории (группе) детей и выбор соответствующего выявленным возможностям ребенка вида образовательной программы является наиболее сложной диагностической задачей.
Цель комплексного обследования – выявление особенностей и уровня актуального развития ребенка, определение путей развивающей и коррекционной работы, вида и формы обучения, адекватных возможностям ребенка. Задача: определение уровня деформации различных качеств и свойств личности ребенка. Последовательность индивидуальных обследований ребенка не является жестко закрепленной, а определяется возрастными и индивидуально-типологическими особенностями ребенка, состоянием его соматического и нервно-психического здоровья и гипотезой обследования.
№ п/пПараметры обследования Возрастные категории
Младший дошкольный возраст (2-4 года) Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
Методическое обеспечение психологического обследования
1 Общие представления об окружающем, кругозор ребенка:
Цель: – установить контакт с ребенком;
– выявить общий уровень представлений об окружающем мире
Диагностическая беседа
2 Восприятие
Цель: – определить особенности восприятия: целостность, активность, объем, осмысленность;
– выявить преобладающий тип восприятия Наблюдение за ребенком во время выполнения экспериментальных заданий
-методика «Заштрихованные картинки»;
– рисование по образцу;
– методика «Разрезные фигуры» Наблюдение за ребенком во время выполнения экспериментальных заданий
-методика «Заштрихованные картинки»
– графические пробы;
– методика «Разрезные фигуры»
3 Внимание
Цель: – определить особенности внимания: концентрация, объем, устойчивость, распределение, переключение;
– выявить уровень развития внимания Наблюдение за ребенком во время выполнения экспериментальных заданий Наблюдение за ребенком во время выполнения экспериментальных заданий;
– методика Пьерона -Рузера4 Память
Цель: – определить особенности памяти;
– выявить преобладающий тип памяти – методика «Повтори предложение»;
– выполнение простых речевых инструкций;
-методика исследования зрительной памяти -методика опосредованного запоминания по А. Леонтьеву;
– методика «Найди отличия»;
-методика исследования зрительной памяти
5 Мышление
Цель: – определить тип мышления;
– выявить сформированность основных интеллектуальных операций:
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, установление аналогий. Методика «Доски Сегена»;
– методика «Классификация предметов»;
– методика «Раз-резные картинки»;
– соотнесение предметов по цвету, форме, количеству – методика «Классификация предметов»;
-цветные прогрессивные матрицы Раве-на;
-установление последовательности событий;
-методика «Исключение предметов»;
– методика « Кубики Кооса;
-методика «Классификация предметов»;
– методика «4-й лишний»
6 Эмоционально-личностные особенности
Цель: – выявить преобладающее настроение;
– установить степень контактности, критичности, уровень адекватности эмоционального реагирования; Наблюдение за ребенком во время выполнения экспериментальных заданий;
– методика «Эмоциональные лица» Наблюдение за ребенком во время выполнения экспериментальных заданий
– методика «Цветовой тест отношений»;
– методика «Рука»
Проективные методики: «Дом-дерево-человек», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Рисунок семьи в образах живот-ных», «Рисунок семьи в образах цветов» и т.п.

Приложенные файлы

  • diagnostika 2.doc
    Диагностика уровня актуального развития
    Размер файла: 15 kB Загрузок: 55

Источник



Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представления о свойствах предметов: их цвете, форме, положении в пространстве, величине, а также вкусе, запахе и т. д. Сенсорное развитие в младшем возрасте множеством исследователей считается наилучшим для совершенствования функций органов чувств, накопления представлений об окружающем его мире. С восприятия явлений и предметов окружающего мира берет свое начало познание. Поэтому можно утверждать, что сенсорное развитие является фундаментом общего интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста.

Основная задача сенсорного развития детей младшего возраста в ДОУ заключается в формировании умения воспринимать предметы и явления, выделять присущие им внешние свойства, определяющие способы действий с ними.

Диагностика сенсорного развития предусматривает выявление уровня развития практической ориентировки на величину, форму, цвет, уровня развития целостного образа предмета, ориентировки в пространстве.

За основу данной диагностики по выявлению и оценке сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста были взяты методики: Стребелевой Е. А., Венгера Л. А., Земцовой М. И.

При проведение обследования задания предъявляются ребенку сразу для самостоятельного выполнения, после объяснения задания. Экспериментатор предлагает ребёнку сгруппировать игрушки; раскрыть матрёшку и собрать её; сложить целую картинку из частей, сложить цветок называя цвета и определить предметы методом тактильного обследования. При этом все задания должны сопровождаться естественными жестами и комментированием действий.

Если ребенок затрудняется выполнить задания самостоятельно, взрослый демонстрирует соответствующее действие, а затем просит ребёнка повторить его. Если дошкольник не справляется и в этом случае, то используется метод совместных действий. Например, педагог руками ребёнка собирает матрешку; складывает разрезную картинку. Вслед за этим ребёнку предлагается действовать самостоятельно.

По всем заданиям фиксируется:

 Желание сотрудничать со взрослым; понимание задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в окончательном результате;

 Способ выполнения задания (невыполнение, после совместных действий, после показа, самостоятельно);

 Результат: точное соответствие образцу взрослого, невыполнение, неточное соответствие.

Приступая к обследованию ребёнка младшего дошкольного возраста, экспериментатору необходимо установить эмоциональный контакт и доверительные отношения, а также обратить внимание на общее состояние ребёнка и только после этого предлагать ему выполнить следующие задания:

  1. Группировка игрушек (методика Л. А. Венгера). Задание направлено на выявление уровня развития восприятия формы, умения использовать геометрические эталоны (образцы) при определении общей формы конкретных предметов, т. е. выполнение группировки по форме.

Оборудование: три коробки (без верхних крышек, размер каждой стенки 20 х 20 см) одного цвета с изображёнными на них эталонами-образцами (размер 4×4 см). На первой (на передней стенке) изображён квадрат, на второй — треугольник, на третьей — круг. Набор из 24 предметов в мешочке: 8 — похожие на квадрат (кубик, коробок, квадратная пуговица и др.), 8 — похожие на треугольник (конус, ёлочка, формочка и др.), 8 — похожие на круг (монета, медаль, полусфера и др.) (табл. 4).

Набор предметов

Похожие на квадрат

Похожие на треугольник

Похожие на круг

Кубик

Конус

Монета

Коробок

Ёлочка

Медаль

Пуговица

Формочка

Полусфера

Ластик

Крышка

Цыплёнок

Мыло

Ракета

Пуговица

Записная книжка

Призма

Кольцо

Флакон (бутылочка)

Флакон (бутылочка)

Божья коровка

Батарейка

Камушек

Коробка (пудреница)

Проведение обследования: на столе перед ребёнком расставляются коробки. Педагог обращает внимание ребёнка на эталон-образец: «Смотри, здесь изображена вот такая фигура (квадрат), а здесь вот такая(круг)». Затем вынимает из мешочка предмет (любой) и говорит: «На какую фигуру похоже: на эту (показ треугольника), на эту (показ круга) или на эту (показ квадрата)?» После того как ребёнок указывает на один из эталонов, взрослый говорит: «А теперь бросай в эту коробку». Затем вынимает следующий предмет (другой формы), и вся процедура повторяется. В дальнейшем взрослый даёт возможность разложить игрушки самому ребёнку, просит его: «А теперь разложи все игрушки в свои коробки, смотри внимательно».

Обучение: если ребёнок не продолжил самостоятельно выполнять задание, взрослый последовательно даёт игрушки и просит ребёнка опустить в нужную коробку. Если ребёнок опускает её, но не ориентируется на образец, то взрослый обращает снова его внимание на образец-эталон, соотнося с ним игрушку.

Оценка действий ребёнка: понимание и принятие задания; способы выполнения — умение работать по образцу; целенаправленность действий; обучаемость; отношение к результату; результат.

1 балл — ребёнок не понимает и не принимает задание; в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла — ребёнок действует, не ориентируясь на образец-эталон; после обучения продолжает опускать игрушки без учёта основного принципа.

3 балла — ребёнок опускает игрушки, не всегда ориентируясь на образец; после обучения соотносит форму игрушек с образцом.

4 балла — ребёнок опускает игрушки с учётом образца; заинтересован в конечном результате.

  1. Разбери исложи матрёшку четырёхсоставную, (методика Стребелевой Е. А.). Задание направлено на проверку уровня развития ориентировки на величину.

Оборудование: четырёхсоставная матрёшка.

Проведение обследования: экспериментатор показывает ребёнку матрёшку и просит его посмотреть, что там есть, т. е. разобрать её. После рассмотрения всех матрёшек ребёнка просят собрать их все в одну: «Собери все матрёшки, чтобы получилась одна». В случае затруднений проводится обучение.

Обучение: педагог показывает ребёнку, как складывается сначала двусоставная, а затем трёхсоставная и четырёхсоставная матрёшки, после чего предлагает выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребёнка: понимание и принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.

1 балл — ребёнок не принимает задание, не стремится его выполнить; после обучения не переходит на адекватные способы действия.

2 балла — ребёнок понимает задание, стремится действовать с матрёшкой, но при выполнении задания не учитывает величину частей матрёшки, т. е. отмечаются хаотичные действия; в процессе обучения действует адекватно, а после обучения не переходит к самостоятельному способу действия; безразличен к результату своей деятельности.

3 балла — ребёнок принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов; после обучения переходит к самостоятельному способу выполнения задания; заинтересован в конечном результате.

4 балла — ребёнок понимает и принимает задание; складывает матрёшку практическим примериванием и методом проб; заинтересован в конечном результате.

  1. Сложи разрезную картинку (из трёх частей), (методика Стребелевой Е. А.)

Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения на картинке.

Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на три части (петух или платье).

Наглядный материал.

Проведение обследования: экспериментатор показывает ребёнку три части разрезной картинки и просит: «Сделай целую картинку».

Обучение: в случае, если ребёнок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребёнок не справляется с заданием, экспериментатор сам накладывает часть разрезной картинки на целую и просит его наложить другую, после чего предлагает ребёнку выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребёнка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; результат.

1 балл — ребёнок не понимает задание; даже в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла — ребёнок принимает задание, но не понимает, что части надо соединить в целое; кладёт части одну на другую; в условиях обучения действует часто адекватно, но после него не переходит к самостоятельному выполнению задания; безразличен к конечному результату.

3 балла — ребёнок принимает и понимает задание; пытается соединить части в целую картинку, но самостоятельно не может это выполнить; после обучения с заданием справляется; заинтересован в результате своей деятельности.

4 балла — ребёнок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с заданием, пользуясь при этом методом целенаправленных проб либо практическим примериванием.

  1. Собери цветок (4 цвета)

Задание направлено на умение располагать цвета в соответствии с образцом и назывании детьми именно этих цветов.

Оборудование: Карточки, на которых изображены стебелек с сердцевиной, разноцветные лепесточки(красный, синий, желтый, зеленый).

Наглядный материал.

Проведение обследования: дать ребенку лепесточки разного цвета и показать, как нужно по образцу наложить лепесточки вокруг серединки цветка. Попросить собрать все лепесточки называя цвета.

Обучение: в тех случаях, когда ребёнок не может правильно сложить цветок, взрослый показывает, как необходимо сделать и просит назвать каждый лепесток.

Оценка действий ребёнка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; результат.

1 балл — ребёнок не принимает задание; действует неадекватно даже в условиях обучения.

2 балла — ребёнок принимает задание, но не понимает, что части надо соединить в целое; кладёт части одну на другую; в условиях обучения действует часто адекватно, но после него не переходит к самостоятельному выполнению задания; безразличен к конечному результату.

3 балла — ребёнок принимает и понимает задание; пытается собрать цветок по образцу, но самостоятельно не может назвать цвета лепестков; после обучения с заданием справляется; заинтересован в результате своей деятельности.

4 балла — ребёнок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с заданием, называет все цвета правильно.

  1. «Какой предмет на ощупь», «Что из чего сделано?» (адаптированный вариант методики Земцовой М. И.)

Задание направлено на проверку уровня сформированности навыков тактильного обследования предметов.

Оборудование: овощи: картофель, помидор, огурец; фрукты: яблоко, груша, апельсин; игрушки: деревянная матрёшка, мягкий медвежонок, пластмассовый кубик, газетная бумага, наждачная бумага и др., фланелевые очки.

Проведение обследования: взрослый показывает ребёнку предметы, выложенные на столе, ребенку одеваются фланелевые очки, взрослый просит на ощупь определить, назвать и описать предмет.

Обучение: взрослый одевает фланелевые очки и показывает, как нужно обследовать и описывать предмет, и просит сделать ребенка так же. Если и после этого ребёнок не продолжил самостоятельно выполнять задание, взрослый по очереди даёт предметы и просит ребёнка описать их, задавая вопросы «Какой формы? Какой предмет на ощупь? и т. д.».

Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.

1 балл — ребёнок не понимает задание, не стремится его выполнить; после обучения не переходит на адекватные способы действия.

2 балла — ребёнок принимает задание, стремится обследовать предметы, но после обучения не переходит к самостоятельному способу действия; безразличен к результату своей деятельности.

3 балла — ребёнок принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов; после обучения переходит к самостоятельному способу выполнения задания; заинтересован в конечном результате.

4 балла — ребёнок принимает и понимает задание; тактильно обследует предметы методом проб или практическим примериванием; заинтересован в конечном результате.

В связи с проведенным исследованием выявляются уровни сенсорного развития каждого из детей:

 высокий уровень –выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым с набранным количеством баллов 20–15;

 средний уровень –количество набранных баллов 15–10;

 достаточный уровень –количество баллов 10–5;

 начальный уровень –количество баллов 5–0.

Педагогический процесс должен основываться на диагностической основе.В данной диагностике представлены задания для выявления и оценки уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, которая наиболее полно показывает уровень развития практической ориентировки на форму, величину; умения выделять цвет как признак предмета; уровня развития целостного образа предмета, ориентировки в пространстве. Таким образом, педагог может определить уровень сенсорного развитие ребенка с учетом образовательной программы.

Данный вид диагностики предполагает, что минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации. Результаты такой диагностики отражают реальную картину сенсорного развития ребенка и, следовательно, могут повысить эффективность образовательного процесса.

Следовательно, данная диагностика сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, при включении в дошкольное образование, поможет педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение и помогать дошкольнику интеллектуально развиваться.

Литература:

  1. Венгер Л.А, Пилюгина. Э.Г, Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка.- М. Просвещение,1988, С.144.
  2. Земцова, М. И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности [Текст] / М. И. Земцова. — М.: Из-во АПН РСФСР, 1956. — 420 с.
  3. Мухина В. С. Детская психология. — М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Издательство ЭКСМО-Пресс, 1999. — 352 с.
  4. Поддьяков.Н. Н. Сенсорное воспитание ребёнка в процессе конструктивной деятельности//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду, — М. Просвещение, 2001. — 456 с.
  5. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. Альбома «Нагляд. материал для обследования детей»/ [Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2004. — 164 с.

Основные термины (генерируются автоматически): задание, балл, конечный результат, младший дошкольный возраст, обучение, проведение обследования, способ выполнения, условие обучения, разрезная картинка, сенсорное развитие.

Источник

Раиса Маркс
Диагностика развития дошкольника

Диагностика развития дошкольника.

В последнее время в системе дошкольного образования все большее распространение получает практика проведения психолого-педагогической диагностики, в том числе тестирования, детей дошкольного возраста.

Диагностика – деятельность, направленная на постановку диагноза (диагноз – распознание, греч.).

Виды диагностики:

психологическая – психическое состояние ребёнка (изучение индивидуальных особенностей ребёнка, познавательных процессов и эмоциональной сферы;

педагогическая – освоение ребёнком образовательной программы;

Реализация в образовании личностно – ориентированного подхода предполагает построение педагогического процесса на диагностической основе. Диагностика развития детей дошкольного возраста призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение.

Принципы организации диагностической работы:

1. Диагностическая работа должна проводиться на законных основаниях,с соблюдением нормативно-правовых документов: Конвенции о правах ребёнка; «Базовый компонент педагога-психолога» Ростовской области; Закона Российской Федерации «Об образовании»; приказов и инструктивных писем Министерства образования РФ; Устава образовательного учреждения; Договора с родителями; решений педагогического совета ОУ; приказов руководителя ОУ.

2. Принцип научности – предполагает, что диагностическая работа в ОУ должна опираться на научные исследования.

3. Принцип этичности – предполагает, что диагностическая работа должна проводиться с соблюдение этических норм и правил.

4. Принцип оптимальности – предполагает, что минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации.

Формы проведения диагностики могут быть групповые и индивидуальные, письменные.

Виды диагностики

В работе педагогом-психологом ОУ используются следующие виды диагностики:

1. Скрининговая диагностика Диагностика проводится с группой детей и направлена на выделение детей, имеющих какие- либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе.

2. Углубленная психологическая диагностика проводится после скрининговой диагностики, проводится индивидуально или в малых группах.

3. Итоговая диагностика. Цель данного вида диагностики – оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной работы.

Наиболее приемлемыми методами диагностики являются: наблюдение, беседа, анкетирование, диагностика с помощью тестов.

Анкетирование и наблюдение, являются наиболее распространенными исследовательскими методами. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.

Беседа – один из методов исследования поведения. Беседу также можно проводить с группой, когда воспитатель задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных.

Тест – стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом – количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.

Педагогическое обследование проводиться два раза в год: в начале учебного года и второе – в мае, конце учебного года; возможно третье в середине учебного года для воспитанников группы риска (ПМПк). Педагогическое обследование проводится по всем разделам программы для детей ПМПк, кроме специальных (музыкальное и физическое, которое проводится только в начале и конце года.

Психологическое обследование проводится по разработанным и утверждённым МО педагогов-психологов диагностическим программам развития познавательного уровня детей с учётом возрастных норм психического развития.

Диагностика развитияпознавательного уровня каждого возраста предполагает два среза в течение года: – начало года (сентябрь, октябрь) с целью обеспечения индивидуального подхода гармонизации познавательной сферы ребёнка, выработки рекомендаций педагогам и родителям; – конец года (апрель, май) – отслеживание динамики развития, оценка уровня развития познавательной сферы у дошкольников.

Диагностика эмоционально-волевой и личностной сферы проводится со средней группы в начале года с целью оценки эмоционального состояния ребёнка, наличия тревожности, агрессивности и страхов. Диагностика проводится индивидуально с детьми и с помощью анкетирования педагогов по оценке агрессивности, тревожности, гиперактивности. Используются проективные методики для выявления эмоциональных особенностей дошкольников: тест «Рисунок семьи» Г. Т. Хоментаускаса, графическая методика «Кактус», М. Панфиловой.

После проведённой диагностики даются рекомендации педагогам и родителям, дети группы «РИСКА» выводятся на ПМПк.

Источник