Диагностический материал с целью изучения психического развития ребенка с нарушением слуха
1. Основные принципы обследования особенностей психического развития детей и взрослых с нарушениями слуха
При обследовании особенностей психического развития детей и взрослых с нарушениями слуха реализуются основные принципы психологической диагностики, в частности принципы, сформулированные психологами применительно к разным типам нарушений (А. Р. Лурия, С.Д. Забрамная, В.И. Лубовский, Т.В. Розанова).
Принцип комплексности, в соответствии с которым психологическое обследование — это составная часть обследования ребенка, в его процессе используются сведения, полученные специалистами других направлений — медиками, педагогами, социальными работниками. Для психологического изучения ребенка с нарушением слуха необходимо располагать сведениями о семье — составе, уровне образования, трудовой деятельности родителей, наличии других детей в семье, о нарушениях слуха у родителей или других родственников. Нужны данные врачей разных профилей, в нашем случае — сведения о состоянии слуха, полученные на основе аудиологического обследования, о состоянии зрения, так как оно имеет большое значение для компенсации нарушенного слуха. Важным является сбор данных о протекании внутриутробного периода жизни ребенка, об особенностях его психофизического развития от рождения до момента обследования, о характере полученной им специальной педагогической помощи, условиях обучения и воспитания.
Психологическое обследование должно быть всесторонним, поэтому включает в себя изучениевсех сторон психики — познавательных процессов, личностной и эмоционально-волевой сферы. При предположении о нарушениях слуха кроме его состояния особое внимание следует обратить на развитие движений, работу вестибулярного аппарата, особенности развития речи. При оценке состояния слуха нельзя ограничиваться его аудиологическим исследованием. Аудиограмма позволяет судить о степени снижения слуха и его диапазоне. Кроме этого, нужно знать, как ребенок пользуется остаточным слухом в быту, при общении с окружающими людьми.
Принцип целостного системного изучения ребенка дает возможность обнаружить не отдельные проявления нарушений психического развития, а установить связи между ними. Системный анализ нарушения слуха можно осуществить, опираясь на положение Л. С. Выготского о структуре дефекта. Целостное изучение ребенка с нарушением слуха будет успешным,если оно осуществляетсяв процессе деятельности —эмоционального общения, предметной, игровой, учебной, трудовой. Эти условия помогут лучше выявить особенности познавательной сферы ребенка, мотивации, интересов, направленности личности.
Большое значение для понимания сути нарушения слуха и его влияния на ход психического развития ребенка имеет принцип динамического изучения, согласно которому важно выяснить не только то, что дети знают и умеют в настоящее время, но и их потенциальные возможности, «зону ближайшего развития». Татьяна Всеволодовна Розанова считает, что предлагаемые для выполнения задания должны быть доступны для ребенка, ведь если он все задания будет выполнять неправильно, мы не поймем, какого уровня психического развития он достиг. Если ребенок не в состоянии выполнить задания, доступные его сверстникам, надо предложить ему задания, ориентированные на младших по возрасту детей. Для выяснения «зоны ближайшего развития», ее величины целесообразно включить в программу обследования один из вариантов психологического обучающего эксперимента. Если такой возможности нет, то на разных этапах обследования при ошибках ребенку оказывается помощь. Виды помощи, особенности ее принятия или непринятия ребенком — все это даст материал для анализа его обучаемости. Результаты самостоятельного решения задач разной степени сложности и оценка влияния оказываемой помощи позволяют судить не только об уровне развития познавательных процессов ребенка, но и о возможных путях их дальнейшего совершенствования в условиях специально организованного обучения и воспитания.
Необходимо не только учитывать конечный результат деятельности, но и анализировать процесс ее выполнения —способы действий, их рациональность, последовательность, логичность, настойчивость в достижении целей, отношение к избранным способам решения, критичность.
2. Трудности, возникающие при психолого-педагогическом обследовании
При психолого-педагогическом обследовании детей с нарушениями слуха наблюдаются определенные трудности, связанные со специфическими особенностями их психического развития: организацией общения, непониманием ребенком обращенной к нему речи, отсутствием речи у самого обследуемого или ее неразборчивостью. Это ограничивает возможности применения экспериментальных методик.
Психическое развитие детей с нарушениями слуха — это особый тип развития, совершающийся в специфических условиях взаимодействия с окружающим миром, он относится к дефицитарному типу дизонтогенеза. При этом типе замедляется формирование сложных межфункциональных взаимодействий, иерархических координации. Из-за поражения слуха объем внешних воздействий на ребенка сужен, взаимодействие со средой обеднено. Вследствие этого психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными. Компоненты психики у детей с нарушениями слуха развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях — наблюдается несоразмерность в развитии наглядных и понятийных форм мышления, письменная речь превалирует над устной.
Асинхронии проявляются в разной степени недоразвития одних перцептивных систем при относительной сохранности других. Так, у детей с нарушениями слуха сохранна кожная чувствительность, компенсаторно развивается зрительное восприятие. Отмечаются также изменения в темпах психического развития по сравнению с нормально слышащими детьми: замедление развития через некоторое время после рождения или после потери слуха и ускорение в последующие периоды при адекватных условиях обучения и воспитания. Изменения в темпах психического развития связаны со структурными особенностями психики детей с нарушениями слуха. При нарушениях слуха большое значение имеет сохранность других сенсорных и перцептивных систем, интеллектуальной сферы, систем регуляции.
3. Специфические задачи изучения особенностей психического развития детей с нарушениями слуха
В зависимости от возраста ребенка, от периода психического развития, в котором в момент обследования находится данный ребенок, выделяются специфические задачи изучения его особенностей.
В период младенчества обращают внимание на развитие двигательной сферы — умение держать головку, развитие прямо-стояния. Отсутствие реакции на укачивание в коляске (ребенок не успокаивается до тех пор, пока его не берут на руки) свидетельствует о раннемпоражении вестибулярного аппарата, нередко сопутствующем нарушению слуха. Раннее нарушение слуха часто сопровождается небольшой задержкой развития прямостояния, скомпенсированной к 1,3— 1,4 годам. Эти данные косвенно могут указать на время потери слуха, возможные причины нарушения. О врожденном характере или раннем нарушении слуха свидетельствуют такие особенности, как характер гуления — оно у таких детей однообразное, сипловатое и монотонное, лепетной речи нет или спонтанный лепет при отсутствии ответного.
В раннем детстве, дошкольном и младшем школьном возрасте особое внимание следует уделять особенностям развития речи и познавательной сферы, в первую очередь— формированию взаимоотношений между мышлением и речью, а также развитию движений. Выявление нарушений в данных областях необходимо для организации адекватной коррекционной работы.
В подростковом и юношеском возрасте при правильной организации обучения отставание в развитии познавательной сферы обычно наблюдается в отношении самых сложных психических процессов, формирование которых зависит от уровня развития словесной речи, словесной памяти, абстрактно-понятийного мышления, воображения. Исследование этих процессов следует провести в первую очередь. Трудности в развитии двигательной сферы к подростковому возрасту в основном компенсируются, но некоторые особенности, такие, как замедленный темп выполнения движений, замедленный (по сравнению со слышащими) темп овладения двигательными навыками, трудности удержания статического и динамического равновесия, сохраняются. Наличие этих особенностей надо учитывать при профессиональной ориентации подростков и юношей с нарушениями слуха. Большое значение в подростковом и юношеском возрасте приобретает изучение развития личности и самосознания, так как именно эти факторы влияют на степень компенсации данного нарушения и определяют социально-трудовую адаптацию.
Диагностика уровня психического развития ребенка с нарушенным слухом в младенчестве, раннем детстве и дошкольном возрасте продолжает оставаться сложной проблемой.Сложности отграничения глухоты от частичной потери слуха, от снижения интеллекта, от речевых нарушений зачастую приводят к тому, что, например, глухие дети квалифицируются как умственно отсталые, слабослышащие — как сенсорные и моторные алалики. Трудности дифференциальной диагностики отдельных нарушений психического развития по отношению к детям раннего возраста обусловлены тем, что разные отклонения в развитии могут иметь сходные внешние проявления (трудности общения, отсутствие речи).
(24) Особенности диагностики психического развития у детей с нарушениями зрения.
Диагностика и исследование детей с нарушениями зрения предполагает комплексное их изучение различными специалистами.
Существуют общие психологические требования, предъявляемые к организации и проведению обследования детей с нарушениями развития. К ним относятся: предварительное знакомство с историей развития, наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в группе, на занятиях, в часы досуга. Особое значение придается установлению контакта с ребенком, организации места проведения исследования, выбору методик, соответствующих его цели.
К особым, специфическим, требованиям следует отнести следующие:
· соответствующая освещенность
· ограничение непрерывной зрительной нагрузки (5 – 10 мин в младшем и среднем дошкольном возрасте и 15 – 20 мин в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте);
· смена вида деятельности на не связанную с напряженным зрительным наблюдением;
· особые требования к наглядности.
Основными требованиями к характеру стимульного материала являются следующие.
– пропорциональность соотношений предметов по величине в соответствии с соотношениями реальных объектов;
– соотношение с реальным цветом объектов;
– высокий цветовой контраст (80 – 95 %);
– четкое выделение ближнего, среднего, дальнего планов и др.
Расстояние от глаз ребенка до стимульного материала не должно превышать 30 – 33 см, а для слепых детей – в зависимости от остроты остаточного зрения. Размер перцептивного поля предъявляемых рисунков должен составлять от 0,5 до 50°. Угловые размеры изображений – в пределах 3 – 35°. Фон должен быть разгружен от деталей, не входящих в замысел задания (особенно это касается заданий для детей дошкольного и младшего школьного возраста).
В цветовой гамме желательно использовать желто-красно-оранжевые и зеленые тона.
Методика “Свободный рисунок”
Выявляется уровень сформированности представлений об окружающем, уровень владения техникой рисования и развитие мелкой моторики.
Методика “Рисунок человека”
Результаты, полученные по этой методике, должны быть соотнесены с другими тестами, направленными на выявление сформированности представления об образе человека.
Методика “Дорисовывание фигур”
Эта методика может показать не только уровень развития воображения и способность создавать оригинальные образы, но и пробелы в формировании реальных образов, связанных с нарушениями зрения.
При обследовании могут быть использованы стандартизированные диагностические методики для определения уровня умственного развития и учебной деятельности детей с нарушениями зрения. Однако это возможно лишь при наличии условий, позволяющих детям решать эти задания, а именно, при адаптации материала в соответствии с общими требованиями к зрительным и тактильным возможностям детей с нарушениями зрения.
Источник
«Психолого – педагогическая диагностика особенностей психического развития обучающихся
с нарушениями слуха»
Принципы диагностики особенностей психического развития обучающихся с нарушениями слуха.
В коррекционных образовательных организациях при проведении психолого – педагогической диагностики особенностей психического развития обучающихся с нарушениями слуха реализуются основные принципы психологической диагностики, сформулированные психологами А. Р. Лурия, С.Д. Забрамной, В.И. Лубовским, Т.В. Розановой, применительно к разным типам нарушений.
Принцип комплексности.
Использование в диагностике сведений, полученных специалистами других направлений: медицинскими сотрудниками, педагогами, социальными работниками.
Для психологического изучения ребенка с нарушением слуха необходимо располагать сведениями о семье, её составе, уровне образования родителей, их трудовой деятельности, наличии других детей и сведений о нарушениях слуха у родителей или других родственников.
Необходимы данные врачей о состоянии зрения ребенка, так как оно имеет большое значение для компенсации нарушенного слуха.
Для педагога – психолога важным является информация о протекании внутриутробного периода жизни ребенка, об особенностях его психофизического развития от рождения до момента поступления в образовательную организацию, о характере уже полученной медицинской, специальной психолого – педагогической и социальной помощи, условиях обучения и воспитания в семье и дошкольном учреждении.
Психологическое обследование должно быть всесторонним и включать в себя изучение всех сторон психики ребенка: познавательных процессов, личностной и эмоционально-волевой сферы.
При предположении о нарушениях слуха особое внимание следует обратить на развитие движений, работу вестибулярного аппарата, особенности развития речи, необходимо знать, как ребенок пользуется остаточным слухом в быту, при общении с окружающими людьми.
Принцип системного изучения ребенка дает возможность специалистам обнаружить не отдельные проявления нарушений психического развития, а установить связи между ними.
Целостное изучение ребенка с нарушением слуха будет успешным, если оно осуществляется в процессепредметной, игровой, арттерапевтической, учебной, трудовой деятельности и эмоционального общения.
Эти условия помогут лучше выявить особенности познавательной сферы ребенка, мотивации, интересов, направленности личности.
Большое значение для понимания сути нарушения слуха и его влияния на ход психического развития обучающегося имеет принцип динамического изучения,согласно которому важно выяснить «зону ближайшего развития ребенка».
Предлагаемые педагогом – психологом, в ходе диагностического обследования задания должны быть доступны.
Виды помощи, особенности ее принятия или непринятия ребенком дают материал для анализа его дальнейшего обучения в школе.
Необходимо не только учитывать конечный результат деятельности, но и анализировать процесс ее выполнения – способы действий, их рациональность, последовательность, логичность, настойчивость в достижении целей, отношение к избранным способам решения, критичность, уровень мотивации.
Трудности, возникающие при психолого-педагогическом обследовании
При психолого-педагогическом диагностировании обучающихся с интеллектуальными нарушениями и нарушениями слуха наблюдаются определенные трудности, связанные со специфическими особенностями их психического развития:организацией общения, непониманием ребенком обращенной к нему речи, отсутствием речи у самого обследуемого или ее неразборчивостью. Это серьёзно ограничивает возможности педагога – психолога в использовании экспериментальных методик.
Поражение слуха, сужение объёма внешних воздействий на обучающегося, ограничивает его взаимодействие с окружающей средой, нарушает качество коммуникативных связей.
Вследствие этого психическая деятельность упрощается, реакции на внешние раздражители становятся односложными, наблюдается дисбаланс в развитии наглядных и понятийных форм мышления, письменная речь превалирует над устной.
При нарушениях слуха большое значение имеет сохранность других сенсорных и перцептивных систем, интеллектуальной сферы и систем саморегуляции.
Задачи изучения особенностей психического развития обучающихся с нарушениями слуха
В раннем детстве, дошкольном и младшем школьном возрасте особое внимание следует уделять особенностям развития речи и познавательной сферы, в первую очередь – формированию взаимоотношений между мышлением и речью, а также развитию движений.
Выявление нарушений в данных областях необходимо для организации адекватной коррекционной работы в образовательной организации.
В подростковом возрасте, при правильной организации обучения в школе и дома, отставание в развитии познавательной сферы обычно наблюдается в отношении самых сложных психических процессов, формирование которых зависит от уровня развития словесной речи, словесной памяти, абстрактно-понятийного мышления, воображения.
Исследование этих процессов следует провести в первую очередь.
Трудности в развитии двигательной сферы к подростковому возрасту в основном компенсируются, но такие особенности, как замедленный темп выполнения движений, овладения двигательными навыками, трудности удержания статического и динамического равновесия, сохраняются.
Наличие этих особенностей надо учитывать при профессиональной ориентации подростков с нарушениями слуха.
Большое значение в подростковом возрасте приобретает изучение развития личности и самосознания. Эти факторы влияют на степень компенсации данного нарушения и определяют социально-трудовую адаптацию.
Проблемы в коммуникативной и речевой сферах, при частичной потере слуха, приводят к тому, что, глухие дети часто квалифицируются как умственно отсталые.
Методы диагностического обследования детей с нарушениями слуха.
Рекомендации по обследованию детей с нарушениями слуха представлены в научных трудах Г. Л. Выгодской, А.А. Венгер, Е. И. Исениной, Э.И. Леонгард,
Н.Д. Шматко.
В диагностических обследованиях психолог может использовать методики, по психодиагностике раннего возраста, но при предъявлении заданий и анализе результатов необходимо учитывать структуру нарушения или потери слуха.
В школьном возрасте, большее значение приобретают вторичные отклонения (отставание в речевом развитии, отсутствие речи, замедленное формирование процессов мышления).
Основным методом изучения детей с нарушениями слуха является метод наблюдения. Педагог – психолог ведет наблюдение за внешними компонентами поведения: движениями тела, перемещениями ребенка, мимикой и пантомимикой, внешними проявлениями вегетативных реакций, речевыми актами и др.
Психолого-педагогическое изучение обучающихся с нарушениями слуха.
При обследовании школьного возраста наряду с наблюдением используются экспериментально-психологические методики, все виды психологического эксперимента, направленные на выявление особенностей в развитии восприятия, пространственных представлений, памяти, наглядно-действенного и словесно-логического мышления.
Если дети не владеют словесной речью или владеют ею недостаточно, используется невербальная форма заданий, когда и ребенок и педагог – психолог могут не пользоваться устной речью: условия заданий вытекают из характера предъявленного материала или могут быть показаны с помощью естественных жестов.
При проведении обследования детей с нарушениями слуха Т. В. Розанова советует предварительно использовать аналогичное задание, относительно легкое, но по существу такое же, как основное.
Только после того как ребенок выполнит предварительное задание, можно переходить к основному. Возможно предъявление инструкций в письменной форме.
При обследовании детей с нарушениями слуха необходимо использовать задания, направленные на изучение всех видов восприятия, предметных действий, конструирования, образной и словесной памяти, пространственных и временных представлений, всех видов мышления.
В школьном возрасте особую важность приобретает обучение навыкам чтения, письма, счета и учет выявленных особенностей при разработке индивидуальной коррекционно – развивающей программы.
Большое значение при обследовании школьников с нарушениями слуха имеет анализ продуктов деятельности. Изучению подлежат материальные результаты разных видов деятельности: учебной, трудовой, изобразительной и др.
Анализ работ позволяет педагогу – психологу зафиксировать действия ребёнка которые он выполняет самостоятельно и по инструкции. Важно анализировать продукты деятельности обучающихся с нарушениями слуха, на каждом этапе развития.
В младшем школьном возрасте – аппликации, рисунки, поделки из пластилина и природного материала; в среднем школьном возрасте – письменные работы, которые отражают грамматические и лексические особенности речи; в старшем школьном возрасте – результаты творческой и трудовой деятельности.
Для определения уровня интеллектуального развития детей с нарушениями слуха широко используются тесты.
Для тестирования людей с нарушениями слуха создаются специальные шкалы действия, которые включают решение головоломок из блоков, задания на составление узоров, идентификацию картинок, складывание фигур по образцам и т.п. Основной их особенностью является то, что решение достигается путем операций с различными элементами предметов, а речь используется минимально.
Хорошо зарекомендовали себя матрицы Дж. Равена и подобные им наглядные задачи, не требующие сложной инструкции со стороны педагога- психолога.
Достоверные результаты дает применение стандартизированных шкал, разработанных для исследования детей, имеющих нормальный слух (шкала Д. Векслера, школьный тест умственного развития, разработанный под руководством К.М. Гуревича).
Особенности составления заключения и психолого-педагогической характеристики для учащихся с нарушением интеллекта и слуха
Составление заключения и психолого-педагогической характеристики по результатам обследования школьника с нарушением интеллекта и слуха имеет некоторые особенности. В них педагог – психолог совместно с учителем логопедом отражает не только уровень интеллектуального и речевого развития, но и важные для планирования и организации коррекционно- развивающей деятельности показатели: степень потери слуха, уровень развития эмоционально – двигательной сферы, наличие сопутствующих нарушений.
Схема систематизации данных диагностического обследования обучающихся
Сферы развития
Данные диагностического обследования
1.
Характеристика состояния слуха
– Степень потери слуха (данные медицинского заключения).
– Возраст, в котором произошло нарушение слуха.
– Наличие или отсутствие в семье родственников с нарушениями слуха.
– Причины, приведшие к данному нарушению.
2.
Познавательная сфера
– Уровень развития восприятия (слухового, зрительного, эмоционального, тактильного).
– Уровень развития памяти (образной и словесной).
– Использование различных способов запоминания учебного и дидактического материала (механического и логического).
– Мышление (соответствие возрастным нормам, степень развития мыслительных процессов).
– Развитие речи (устная, письменная, жестовая и др.). Развитие навыка чтения с губ. Объем словаря (активного и пассивного).
3.
Уровень развития двигательной сферы
– Пантомимика (походка, осанка, индивидуальные позы).
– Мимика (выражение лица, выразительность мимических движений, характер естественных жестов).
– Возможности сохранения равновесия (статического и динамического).
– Координация движений (мелкомоторных и крупномоторных).
4.
Особенности ведущей деятельности (в зависимости от возраста)
– Ведущая деятельность (игровая, учебная и др.)
5.
Уровень развития эмоционально – волевых и личностных качеств
– Эмоциональное состояние ребенка (понимание эмоций других людей, особенности внешнего выражения эмоций).
– Самооценка (уровень и степень адекватности, причины, вызвавшие её изменение).
– Реакции на разные виды воздействий (оценка, поощрение, наказание).
Психолого-педагогическая диагностика обучающихся с нарушениями слуха в коррекционной образовательной организации позволит правильно организовать коррекционно – развивающую деятельность, процесс обучения, воспитания и определить направления педагогической работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности ребенка.
Педагог – психолог Дзагкоева Н.А.
Источник