Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка скачать бесплатно

Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка скачать бесплатно thumbnail

Семаго М.М., Семаго Н.Я.

Семаго Михаил Михайлович — кандидат психологических наук, профессором кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Академии.

Ведущий научный сотрудник Московского психолого-педагогического университета (лаборатория психологических проблем детей с ограниченными возможностями адаптации).

Автор более 80 научных работ, в том числе 25 монографий и методических пособий.

Научные интересы: Методология отклоняющегося развития; распространение постнеклассической научной картины мира на психологию развития, в том числе на психологию отклоняющегося развития; использование синергетической концепции и категорий синергетики в психологии развития и специальной психологии; разработка теоретических основ классификации отклоняющегося развития, современная периодизация психического развития; теоретико-методологические основы психологической диагностики и коррекционно-развивающей работы.

Семаго Наталья Яковлевна — кандидат психологических наук, доцент.

Является ведущим научным сотрудником Московского психолого-педагогического университета (лаборатория психологических проблем детей с ограниченными возможностями адаптации), а также доцентом кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Автор более 90 научных трудов, из них 20 монографий и методических пособий.

Научные интересы: Дифференциальная диагностика сложных вариантов отклоняющегося развития, в том числе расстройств аутистического спектра и близких к ним поведенческих и эмоциональных нарушений; разработка технологий психологической диагностики и системной помощи ребенку с различными вариантами отклоняющегося развития, разработка модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования и организации системы обучения специалистов инклюзивной образовательной вертикали.

Сайт автораСемаго М.М., Семаго Н.Я. на видео

Книги (6)

Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка

Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст.

«Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка» является результатом двадцатилетней практической работы. Методики представленные в альбоме были апробированы на детях с различными вариантами отклонения в развитии (дизонтогенеза).

Альбом включает в себя как классические разработки, так и авторские методики, используемые при углубленной психологической диагностике детей. Предложенная в технологии последовательность является оптимальной и в целом отражает последовательность психологического обследования ребенка.

Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка скачать бесплатноМетодические рекомендации к Диагностическому альбому для оценки познавательной деятельности детей

Дошкольный и младший школьный возраст. Диагностические материалы являются результатом двадцатилетней практической работы. Они были апробированы на детях с различными вариантами отклонения в развитии (дизонтогенеза). Альбом включает как классические разработки, так и авторские методики, используемые при углубленной психологической диагностики детей.

Предложенная в технологии последовательность материалов является оптимальной и в целом отражает последовательность проведения психологического обследования ребенка.

Альбом предназначен для специалистов — психологов, работающих в системе образования, здравоохранения, социальной защиты. Может использоваться студентами дефектологических факультетов педагогических вузов, а также в системе повышения квалификации работников образования.

Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка скачать бесплатноДиагностический Комплект психолога. Методика Предметная классификация

Основной целью использования методики “Предметная классификация”является исследование процессов обобщения и абстрагирования, оценка их специфики, уровня сформированности, актуального уровня развития понятийного мышления ребенка в целом.

Предметная классификация состоит из трех серий, ориентированных на работу с детьми разного возраста:

1-я серия: для детей 3 — 5 лет;

2-я серия: для детей 5 — 8 лет;

3-я серия (классический вариант классификации) для детей начиная с 8,5—9-летнего возраста.

1, и 2 серии являются авторской модификацией Н.Я. Семаго.

Соответственно стимульные материалы составляют 25 цветных изображения (1 серия); 32 цветных изображения (2 серия); 70 цветных и черно-белых изображения (3 серия).

Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка скачать бесплатноДиагностический Комплект психолога. Методика Эмоциональные лица

Методика «Эмоциональные лица» является авторской методикой Н.Я. Семаго.

Ее использование дает возможность оценки адекватности опознания эмоционального состояния, точность и качество этого опознания (тонкие эмоциональные дифференцировки), возможность соотнесения с личными переживаниями ребенка. Косвенным образом при работе с методикой возможна оценка межличностных взаимоотношений, в том числе выявление контрастных эмоциональных «зон» в общении с детьми или взрослыми.

В качестве стимульного материала используются две серии изображений эмоциональной лицевой экспрессии: контурные лица (1-я серия — 3 изображения), изображения реальных эмоциональных выражений детских лиц (2-я серия: 14 изображений мальчиков и девочек)

Возрастной диапазон применения. Методика используется для работы с детьми, начиная с 3-х до 11-12-летнего возраста.

Проблемные дети

Основы диагностической и коррекционной работы психолога.

В книге изложены методологические принципы и основы деятельности психолога, работающего с детьми, нуждающимися в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Приведена современная классификация и типология отклоняющегося развития. Описаны основные принципы и технологии диагностической и коррекционной работы, составления заключений и ведения рабочей документации психолога образования.

Теория и практика оценки психического развития ребенка

Дошкольный и младший школьный возраст.

В книге представлена современная методология диагностической деятельности практического психолога образования, конкретные и апробированные практикой принципы и технологии всех этапов оценки психического развития ребенка: от постановки первичной диагностической гипотезы до составления различного типа заключений по результатам проведенного обследования.

В работе приводится оригинальная классификация организации диагностического процесса, позволяющая повысить его эффективность. Впервые рассматриваются такие важные для эффективной деятельности диагноста понятия, как «узловые моменты развития» и «ключевые моменты обследования», которые в значительной степени позволяют технологизировать и оптимизировать все этапы диагностики.

Основную часть руководства составляют методики, используемые для проведения углубленного психологического обследования детей в возрасте от 3 до 12 лет (дошкольный и младший школьный возраст). Каждая представленная методика содержит полное описание, процедуру проведения обследования, технологию регистрации и обработки результатов, анализ выполнения заданий, возрастные нормативы.

Добавить отзыв

Источник

Найденные материалы, документы, бумажные и электронные книги и файлы:

Search results:

  1. Диагностический альбом для оценки развития…”

    …для оценки развития познавательной деятельности ребенка” Семаго Н.Я., Семаго М.М.

    Практика диагностической деятельности показывает, что все методики для выявления

    В данном комплекте используются изображения, взятые из классического альбома А. Р. Лурия…

    nsportal.ru

  2. Диагностический альбом для оценки развития познавательной

    Семаго М.М., Семаго Н.Я. — «Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка» (скачать).

    klex.ru

  3. Канцтовары

    Канцтовары.
    Письменные принадлежности.
    Бумажные канцтовары.
    Ранцы, рюкзаки, сумки.
    Канцелярские мелочи.
    И многое другое.

    my-shop.ru

  4. Семаго Диагностико-консультативная деятельность.. | *Логопеды…

    Семаго Диагностико-консультативная деятельность психолога образования. Семаго Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка.

    Семаго Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога.

    vk.com

  5. Оценка развития познавательной деятельности ребенка 3-6 лет

    Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Н.Я. Семаго, М.М. Семаго тест по коррекционной

    Альбом включает как классические разработки, так и авторские методики, используемые при углублённой психологической диагностике детей.

    nsportal.ru

  6. Методические рекомендации к Диагностическому альбому для

    Семаго Наталья Яковлевна, Семаго Михаил Михайлович. Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной

    Лабиринт. Семаго Наталья Яковлевна, Семаго Михаил Михайлович. Теория и практика оценки психического развития ребенка.

    klex.ru

  7. СемагоДиагностический альбом учебно-методический…

    Главные вкладки. Семаго-Диагностический альбом учебно-методический материал на тему.

    Отсроченное воспроизведение в объеме 8±2 слова доступно 80% детей данной возрастной

    Данная методика предназначена для оценки возможностей составления связного рассказа по…

    nsportal.ru

  8. Скачать _СемагоДиагностический альбом.zip

    Скачать файл _Семаго-Диагностический альбом.zip без ограничений скорости.

    73.23 MB, скачали 107 раз. Все файлы скачиваются без каких либо ограничений по скорости!

    fayloobmennik.cloud

  9. Комплект Семаго | Тест на тему: | Образовательная социальная…

    Практика диагностической деятельности авторов показывает, что общая последовательность заданий данного блока является наиболее удобной и адекватной для исследования

    Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка.

    nsportal.ru

  10. Диагностический альбом для оценки развития познавательной

    …деятельности ребенка (ОРПДР) Автор: Н.Я. Семаго, М.М. Семаго Издательство: АЙРИС дидактика Год издания: 2007 Формат: jpg Р.

    Альбом предназначен для специалистов – психологов, работающих в системе образования, здравоохранения, социальной защиты.

    eknigi.org

  11. Диагностический альбом для оценки развития познавательной

    -Подписка по e-mail. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Среда, 24 Июня 2015 г. 07:59 + в цитатник.

    www.liveinternet.ru

  12. Диагностический альбом для оценки развития познавательной

    …ребенка Автор: Н.Я. Семаго, М.М. Семаго Издательство: Айрис-пресс Год: 2007 Формат: jpg.doc Страниц: 47 Размер: 72 Mb Язык: Русский.

    Формирование познавательной деятельности младших школьников. Диагностика готовности ребенка к школе.

    litmy.ru

  13. Диагностический альбом Семаго

    Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка.

    Модификация методики Выготского-Сахарова разработана Н.Я. Семаго в 1985 году. Данный вариант методики предлагает 25 реалистических изображений объемных фигур, отличающихся…

    multiurok.ru

  14. Иллюстрации к книге Семаго, СемагоДиагностический альбом

    Семаго, Семаго: Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деятельности.

    Во-вторых, в альбом не вошли методика Выготского-Сахарова в модификации Семаго, корректурная проба, счет по Крепелину, проба на буквенный гнозис, меньше заданий…

    www.labirint.ru

  15. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Диагностический альбом для

    Диагностический Альбом является практическим пособием для исследования особенностей сформированности различных компонентов познавательной деятельности в детском возрасте и представляет собой подобранные в течение более чем тридцатилетней практической работы…

    www.istok-audio.com

  16. Диагностический комплект Семаго: описание методик…

    Диагностический комплект Семаго для работы в сенсорной комнате. Предназначен для проведения тестирования и диагностики детей в возрасте от 2,5 до 12 лет. Практикующие психологи могут воспользоваться методическими разработками, которые входят в Комплект…

    medical-group.ru

  17. Диагностический комплект “СЕМАГО“+1 новый альбом

    Материалы Комплекта предназначены для оценки особенностей познавательной деятельности, регуляторно-волевой и аффективно-эмоциональной сфер, личностного развития детей в возрасте от 2,5 до 12 лет. Использование методик Диагностического Комплекта и…

    www.piter-komplekt.ru

  18. Семаго Н.Я. Семаго М.М. Диагностический альбом для

    В интернет-магазине Книжная лавка логопеда Вы можете купить методическое пособие: Семаго Н.Я. Семаго М.М. Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деяятельности. Дошкольный и младший школьный возраст.

    LogopedKniga.ru

  19. Диагностический альбом для исследования…” | Лабиринт

    Рецензии на книгу «Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деятельности» Семаго, Семаго.

    Все процессы представлены в доступной форме. Дети с интересом включаются в диагностический процесс и с желанием стараются…

    www.labirint.ru

  20. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки

    М.: Айрис-пресс, 2005. -. (Библиотека психолога образования). — 46 листов альбома (стимульный материал) + методические рекомендации + обложка Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка.

    www.studmed.ru

  21. Семаго М.М., Семаго Н.Я. — скачать книги

    Семаго М.М., Семаго Н.Я. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка.

    Диагностический Комплект психолога. Методика Предметная классификация. Проблемные дети. Теория и практика оценки психического развития ребенка.

    klex.ru

  22. Диагностический материал

    Обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. Семаго-Диагностический альбом.

    mimc.ubin.edu54.ru

  23. Людмила Ивановна Шалимова – Семаго Н.Я. Семаго М.М.. Альбом

    Семаго-Диагностический альбом.rar Скачать 85 Мб. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный младший возраст.

    proshkolu.ru

  24. Скрининг – обследование готовности к школьному…

    Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Н.Я. Семаго, М.М. Семаго.

    Предлагаемая методика позволяет оценить сформированности предпосылок к учебной деятельности ребенка, его готовность к началу школьного обучения.

    nsportal.ru

  25. Семаго, Наталья Яковлевна – Диагностический альбом для

    10 $a Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка $b дошкольный и младший шк. возраст $c Н. Я

    Описание. Автор. Семаго, Наталья Яковлевна. Заглавие. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности…

    search.rsl.ru

  26. СемагоДиагностический альбом” – 47 фотографий | ВКонтакте

    Семаго “Диагностический альбом”. Методичку можно скачать в документах группы. 47 фотографий|Комментарии к альбому.

    vk.com

  27. Тест (подготовительная группа): «Оценка готовности к школьному…»

    Главные вкладки. «Оценка готовности к школьному обучению» (М.М.Семаго, Н.Я.Семаго) тест (подготовительная группа).

    Предлагаемая методика позволяет оценить сформированности предпосылок к учебной деятельности ребенка, его готовность к началу школьного обучения.

    nsportal.ru

  28. Диагностический альбом для оценки развития познавательной

    Дошкольный и младший школьный возраст.”Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка” является результатом двадцатилетней практической работы. Методики представленные в альбоме были апробированы на детях с различными…

    ru.b-ok.asia

  29. Семаго М.М., Семаго Н.Я.. Книги онлайн

    Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст.

    Методика «Эмоциональные лица» является авторской методикой Н.Я. Семаго. Ее использование дает возможность оценки адекватности…

    www.koob.ru

  30. Диагностический альбом для оценки развития познавательной

    Практика диагностической деятельности показывает, что все методики для вы явления

    Модификация методики Выготского-Сахарова разработана Н.Я. Семаго в 1985 году.

    Ребенок должен выделить су щественные детали и их изменение на разных картинках для оценки смыс…

    b-ok.cc

  31. Диагностический комплект | Наталья и Михаил Семаго

    Диагностический Альбом. В составе Диагностического Альбома для исследования особенностей познавательной деятельности

    Методика «Эмоциональные лица» является авторской методикой Н.Я. Семаго. Ее использование дает возможность оценки адекватности…

    nmsemago.ru

  32. ОГЛАВЛЕНИЕ

    Семаго Н. Я., Семаго М. М. СЗО Теория и практика оценки психического развития ребенка.

    В книге представлена современная методология диагностической деятельности практического психолога образования, конкретные и апробированные практикой принципы и технологии всех…

    doverieplavsk.narod.ru

  33. Протокол диагностики познавательной деятельности

    Протокол диагностики познавательной деятельности (по Н.Я. Семаго, М.М. Семаго).

    Высокий >50% Средний от 20% до 50% Низкий от 0 до 20%. Заключение об уровне познавательной деятельности

    bazovskaya-shkola.stv.eduru.ru

На данной странице Вы можете найти лучшие результаты поиска для чтения, скачивания и покупки на интернет сайтах материалов, документов, бумажных и электронных книг и файлов похожих на материал «Диагностическим альбом для оценки познавательной деятельности ребенка, Семаго Н.Я., Семаго М.М.»

Читайте также:  Закономерности роста и развития организма ребенка

Для формирования результатов поиска документов использован сервис Яндекс.XML.

Нашлось 15 тыс. ответов. Показаны первые 32 результата(ов).

Дата генерации страницы: понедельник, 30 ноября 2020 г., 11:37:12 GMT

Книги, учебники, обучение по разделам

2020-12-14 06:55:19

Источник

Диагностический Альбом. Исследование особенностей развития

познавательной сферы.(диагностические материалы для исследования особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов)., М., 1998.

Авторы-составители Н.Я Семаго, М.М, Семаго, Компьютерная графика Н.М. Семаго.

Диагностический альбом предназначен для специалистов-психологов, работающих с детьми в учреждениях образования, здравоохранения и социальной защиты. Может быть использован для обучения студентов психологических факультетов психологических и педагогических ВУЗов и повышения квалификации психологов по специальности ‘ Клиническая психология” и “Специальная психология”.

О~ Н 6 М Семаго, 1998

Оглавление

Введение

Используемая литература

Описание методического материала

Блок 1. Характеристики памяти, внимания и работоспособностиМетодика 10 слов (по А.Р.Лурия) Запоминание двух групп слов

Исследование зрительной памяти 3 Методика Пьерона – Рузера Корректурная проба Таблицы Шульте

Счет по Е. Крепепину (модификация Р. Шульте)

Блок 2. Зрительное и зрительно-пространственное восприятие Узнавание реалистических изображений Узнавание перечеркнутых изображений

Узнавание наложенных изображений (фигуры Поппепьрейтора) Узнавание недорисованных изображений Буквенный гнозис

Блок 3. Исследование невербального и вербально-логического мышления

Узнавание конфликтных изображений (непепицы) Парные аналогии

Простые аналогии

Простые невербальные аналогии

ВыдеЛение двух существенных признаков Исключение понятий

Исключение предметов

Понимание переносного смысла метафор, пословиц и поговорок Понимание прочитанного текста Понимание сюжетной картины

Составпение рассказа по поспедоватепьности картинок, объединенных единым сюжетом

Блок 4. Исследование сформированности пространственных представлений

Понимание и употребление предлогов, понимание и употребление слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов

Блок S. Понимание сложных логико-грамматических речевых конструкций.

Понимание инвертированных речевых конструкций

Читайте также:  Антропометрия оценка физического развития ребенка

Понимание временных последовательностей и интервалов времени Понимание условий задач

Введение

Данное практическое пособие предназначено для исследования особенностей формирования высших психических функций в детском возрасте. Альбом представляет собой подобранные в течение двадцатилетней практической работы диагностические материалы.

Представленные материалы были апробированы на большой выборке детей (более 2500 человек) с различными вариантами дизонтогенеза (отклоняющегося развития). Материалы альбома представляют как авторские разработки, так и классические методики, используемые в пато- и нейропсихологическом исследовании детей и взрослых. Эти материалы безусловно используются в логике становления высших психических функций в онтогенезе.

Предложенная последовательность материалов, с точки зрения составителей, является оптимальной и отражает последовательность проведения психологического обследования ребенка, то есть саму технологию обследования. Безусловно при всей ценности представленных материалов данный набор не может быть самодостаточным и не исключает использование специалистом любых других собственно диагностических методик в соответствии с той или иной гипотезой исследования.

Ориентировочные возрастные границы применения тех или иных методик, входящих в альбом, были получены для детской популяции г. Москвы и ближайшего Подмосковья.

Предполагается, что данное пособие будет распространяться среди специалистов„имеющих психологическое образование, поэтому мы не считаем необходимым вдаваться в подробности организации и проведения самого психологического обследования.

Используемые источники

1. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. Ташкент, Медицина, 1976.

2. Нейропсихология детского возраста. Альбом. М., 1997

3. Нейропсихологическая диагностика. Альбом ч.2, под ред. Е.Д.Хомской. М.: МГУ, 1994.

4. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М., Чупров Л.Ф., Психодиагностический комплекс методик для определения умственного развития младших школьников, Абакан, АГПИ, 1990.

5. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные патопсихологические методы для исследования больных в клинике. М., 1970.

6. Семаго Н. Я. Схема обследования школьного психолога для представления на Консилиум.// Школа здоровья # 1, 1996. 7. Херлуф Бидструп. Рисунки. Т1, М.: Искусство, 1969.

лист I

Описание методического материала

Блок 1. Характеристики памяти, внимания и работоспособности

Исследование слухоречевой памяти Методика 10 слов (по А.Р.лурия) (лист I) Направлена на исследование объема слухоречевого запоминания и скорости запоминания определенного объема слов.’ По результатам исследования может быть построена кривая запоминания. Для детей младше 7 лет используется меньший объем словарного материала (5-8 слов). Для запоминания используются простые, частотные, не связанные по смыслу слова в единственном числе именительного падежа.

Запоминание дву» групп слов (лист ! ) Направлена на исследование как объема слухоречевого запоминания, так и влияния интерференции мнестических следов, а также возможности удержания порядка предъявляемого материала. Для детей до 5,5-6 лет предъявляется уменьшенный объем материала (3-3), для более старших детей возможна подача большего количества слов в первой группе (5-3). Для запоминания используются простые, частотные, не связанные по смыслу слова в единственном числе именительного падежа.

Исследование зрительной памяти (лист 2) Направлена на исследование возможности зрительного запоминания. Запоминается ряд абстрактных зрительных стимулов. Ребенку предъявляется колонка из трех стимулов, находящаяся в правой части листа. Время экспозиции стимулов достаточно произвольно и зависит от задач исследования. Оно составляет 15-30 сек. При этом левая часть листа с таблицей стимулов должна быть закрыта. Через несколько секунд после . окончания экспозиции (время и характер интерферирующей деятельности после экспозиции может варьировать в зависимости от задач исследования) ребенку предъявляется таблица стимулов, среди которых он должен опознать три стимула, предъявленных ранее. При этом правая часть листа с тестовыми стимулами безусловно должна быть закрыта. Оценивается количество правильно узнанных стимулов. В основном предъявляется начиная с 5 лет.

Исследование особенностей внимания, переключения, работоспособности и характера деятельности

Исследование особенностей внимания и работоспособности возможно при анализе выполнения любых, в том числе и школьных заданий, однако удобны в пользовании стандартные методы.

Методика Пьерона – Рузера (лист 3) используется для исследования устойчивости внимания, возможностей его переключения, одновременно можно отметить особенности темпа деятельности, врабатываемость в задание, проявление признаков утомления и пресыщения. В верхней части бланка в геометрические фигуры ставятся условные обозначения (точка, тире, вертикальная линия), которые ребенок должен расставить в предлагаемом бланке.

Может применятся в работе с детьми начиная с 5,5 летнего возраста до 8 — 9 лет. В зависимости от возраста ребенка и задач исследования различные условные обозначения (точка, тире, вертикальная линия) могут ставиться в одной, двух или трех фигурах. Четвертая фигура всегда должна оставаться “пустой”. Образец на листе остается открытым до конца работы ребенка.

Корректурная проба (лист 4) Используется для детей более старшего возраста (начиная с 7-8 лет). При работе с корректурной пробой ребенку предлагается отыскивать и зачеркивать 3-4 буквы (для старших школьников), одну или две буквы (для младших школьников).

По количеству правильно зачеркнутых букв можно установить степень устойчивости внимания, его объем, а распределение ошибок по всему листу указывает на колебания внимания: если ошибки заметно нарастают к концу работы, то это может говорить об ослаблении внимания в связи с утомлением ( снижение работоспособности )или пресыщением, если ошибки распределяются достаточно равномерно, это говорит о снижении устойчивости внимания, трудностях его произвольной концентрации, т.н. волнообразное появление и исчезновение ошибок чаще всего говорит о флуктуациях или колебаниях внимания.

Читайте также:  В год ребенка как развить по развитию речи и моторики

Таблицы Шульте (лист $-8) Методика применяется для исследования темповых характеристик и особенностей внимания детей начиная с 7-8-ми летнего возраста. Более упрощенный вариант (модифицированный вариант Н.Семаго) таблиц Зх3 используется для работы с детьми более младшего возраста, при условии знания ими порядкового счета до 10.

Ребенку предлагается показать по порядку числа от одного до двадцати пяти (от одного до девяти), называя их вслух. Сравнивается время, затрачиваемое ребенком на поиск цифр от 1 до 12 и от 12 до 25. Можно отмечать количество чисел, найденное за 30 секунд и т.п. Также сравнивается время, затрачиваемое на выполнение каждой таблицы.

Счет по Е. Крепелину (модификация Р. Шульте) (лист 9) Ребенку предлагают производить сложени

е (или вычитание, в зависимости от знака перед строкой) двух цифр. Ребенка предупреждают, что специалист будет делать свои пометки на листе. Каждые 30

секунд (или каждую минуту) делается отметка на листе, в том месте, где в настоящий момент остановился ребенок. Счет производится в уме, ребенок дает лишь устные ответы. Также отмечается количество ошибок

лист 11 за интервал времени (минута, полминуты и т.п.). Интерпретируется темп работы, наличие истощения, врабатываемость, характеристики внимания.

Методик может использоваться с момента овладением счетными операциями в пределах 20-ти.

Блок 2. Зрительное и зрительно-пространственное восприятие

Чрезвычайно важно до исследования непосредственно особенностей мышления ребенка выявить специфику зрительного восприятия. 8 том числе и буквенного гнозиса. Это позволит вычленить ошибки идентификации изображений, букв и их отдельных частей от непосредственных трудностей мыслительных операций при работе с опорой на различного рода рисуночные и текстовые материалы. Все методики на выявление особенностей зрительного гнозиса в норме доступны детям с 3 5 — 4-х летнего возраста (за исключением буквенного гнозиса, который предъявляется детям овладевшим началами письма и чтения). Безусловно необходимо учитывать нормативный для каждого возраста словарный запас.

Буквенный гнозис (лист 15)

Ребенку предлагается назвать правильно расположенные буквы и выделить правильно и неправильно расположенные (зеркальные и наложенные) буквы. В зависимости от возраста и обученности ребенка оцениваются разные параметры выполнения (печатные, письменные, наложенные, зеркальные буквы).

Простые аналогии (лист 19)

Ребенку предъявляется бланк методики и его просят подобрать такое слово из нижнего правого столбца, которое так же будет относится к верхнему слову, как нижнее слово из левого ряда относится к верхнему.

Оценивается возможность выявления отношений между верхним и нижним словами в левом столбце и подбор по аналогии с этим нижнего слова из правого столбца. Хорошо выявляет процесс утомления при работе с вербально-логическим материалом.

Может быть применен с 7-8-ми летнего возраста.

Узнавание конфликтных изображений (нелепицы) (лист16-17) Исследуется возможность узнавания конфликтных изображений (зрительный гнозис), возможность критической оценки предлагаемых фигур. Чувство юмора ребенка как один из аспектов развития эмоционально-личностной сферы. Доступны детям с 3,5-4-летнего возраста.

Подборпарных аналогий (лист 18) Ребенку предлагается подобрать слово по аналогии в соответствии с предложенным примером. Оценивается возможность и стратегия выявления ребенком логических связей и отношений между понятиями. Задание может быть предъявлено ребенку на слух, при условии достаточного объема слухоречевой памяти. Может быть применен с 6-7- летнего возраста.

Простые аналогии (лист 19) Ребенку предъявляется бланк методики и его просят подобрать такое слово из нижнего правого столбца, которое так же будет относится к верхнему слову, как нижнее слово из левого ряда относится к верхнему.

Оценивается возможность выявления отношений между верхним и нижним словами в левом столбце и подбор по аналогии с этим нижнего слова из правого столбца. Хорошо выявляет процесс утомления при работе с вербально-логическим материалом.

Может быть применен с 7-8-ми летнего возраста. Простые невербальные аналогии (лист 20-23)

Ребенку предлагается в соответствии с соотношением изображений в левой части рисунка по аналогии подобрать одно изображение из нижней правой части рисунка к верхней его (рисунка) части. В данной методике представлены как конкретные изображения для подбора по аналогии (лист 20-22), так и абстрактные фигуры (лист 23). Методика используется для детей 5,5-6,5 летнего возраста.

Выделение двух существенных признаков (лист 24) Бланк задания должен находится перед ребенком, которого просят выбрать только два слова из пяти, расположенных в скобках, обозначающих неотъемлемые признаки первого слова, т.е. то, без чего он не может быть. После этого может быть разобрано первое, обучающее задание.

Оценивается не только правильность выполнения, но и умение самостоятельно выбирать решение, умение произвольно сохранять способ анализа, отмечаются типичные ошибки, в т.ч. выбор большего или меньшего количества слов и т.п.

Может быть применен с 9-10-ти летнего возраста.

лист !!! Исключение понятий (лист 2$)

Ребенку предлагают выделить одно неподходящее понятие и объяснить, по какому признаку он это сделал. Также ребенок должен подобрать ко всем остальным словам обобщающее слово. Оценивается может ли ребенок отвлечься от второстепенных и случайных признаков, привычных (ситуативно обусловленных) отношений между предметами и обобщить существенные признаки, найти обобщающее слово (уровень понятийного развития). Выявляются и иные особенности формирования процесса обобщения. Задание может быть предъявлено ребенку на слух, при условии достаточного объема слухоречевой памяти.

Простые варианты могут быть использованы с 6-7-летнего возраста.

Исключение предметов (лист 26-27)

Задание аналогично предыдущему. Вместо групп слов ребенку предъявляются изображения четырех предметов, три из которых можно объединить обобщающим словом, а четвертый предмет по отношению к ним окажется “лишним”. Лист 26 можно использовать для детей начиная с 4-4,5 летнего возраста, лист 27 – начиная с 6-7-летнего возраста.

Диагностический Альбом. Исследование особенностей развития

познавательной сферы.(диагностические материалы для исследования особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов)., М., 1998.

Авторы-составители Н.Я Семаго, М.М, Семаго, Компьютерная графика Н.М. Семаго.

Диагностический альбом предназначен для специалистов-психологов, работающих с детьми в учреждениях образования, здравоохранения и социальной защиты. Может быть использован для обучения студентов психологических факультетов психологических и педагогических ВУЗов и повышения квалификации психологов по специальности ‘ Клиническая психология” и “Специальная психология”.

О~ Н 6 М Семаго, 1998

Оглавление

Введение

Используемая литература



Источник