Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка купить

Главная // Материалы для диагностики // Материалы для психологического обследования // Семаго М.М., Семаго Н.Я. Семаго Н.Я. Семаго М.М. Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деяятельности. Дошкольный и младший школьный возраст

Семаго Н.Я. Семаго М.М. Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деяятельности. Дошкольный и младший школьный возраст

Автор:

Семаго М.М., Семаго Н.Я.

Издательство: 

АРКТИ

Год издания: 2014 год

Количество страниц: 66 страниц

Переплет: мягкий (на спирали)

Формат: 290×216 мм

ISBN: 978-5-89415-983-6

600
руб

Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка купить

Еще фото (чтобы увеличить – кликните по картинке):

Oписание товара

Диагностический Альбом является практическим пособием для исследования особенностей сформированности различных компонентов познавательной деятельности в детском возрасте и представляет собой подобранные в течение более чем тридцатилетней практической работы авторов материалы, которые были апробированы на детях с нормативным развитием и с различными вариантами отклоняющегося развития.

Материалы альбома включают как классические разработки, так и авторские методики, используемые при углубленной оценке познавательной деятельности детей преимущественно дошкольного и младшего школьного возраста. Данные материалы также могут быть использованы и для детей и подростков более старшего возраста при наличии (или подозрении на наличие) у них вариантов тотального недоразвития, задержанного психического развития, парциальной недостаточности когнитивного, в частности, вербального компонента психической деятельности, а также вариантов искаженного развития. Материалы Альбома могут быть использованы также для детей с дефицитарностью опорно-двигательного аппарата по типу ДЦП, дефицитарностью слухового анализатора.

Безусловно, при всей ценности представленных материалов данный набор не может быть самодостаточным и не исключает использования специалистом других диагностических средств в соответствии с той или иной диагностической гипотезой исследования.

Предполагается, что данное пособие будет распространяться среди специалистов, имеющих психологическое образование, поэтому в предлагаемых описаниях мы не считаем необходимым вдаваться в детальные подробности организации и проведения самого обследования с использованием данных материалов.

← Вернуться
назад
Наверх

Ваша корзина

Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка купить

НОВОСТИ

Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка купить
Как работает доставка заказов с 12 по 31 мая 2020

08.05.2020

C 12 по 31 мая 2020 года курьерская доставка по Москве, Санкт-Петербургу и Нижнему Новгороду работает в обычном режиме. Также в обычном режиме работают почти все ПВЗ Боксберри – перед отправкой заказа мы проверяем работает ли конкретный ПВЗ Боксберри. Доставка Почтой РФ осуществляется в стандартном режиме – мы отправляем заказы ежедневно в дни работы почтового отделения 129366 города Москвы.

подробнее
Лидер продаж 2019 года

06.01.2020

Определился абсолютный лидер продаж 2019 года – пособие, которое чаще всего заказывали наши покупатели в прошлом году.

подробнее
ОСТОРОЖНО: КОНТРАФАКТ!

06.09.2019

В интернете можно легко найти трейнеры и миобрейсы по удивительно низким ценам. Будьте осторожны – это китайские подделки и их использование не только не эффективно, но и опасно для здоровья!

подробнее
Новинка в издательстве “Русская Речь”

19.06.2016

В издательстве “Русская Речь” вышла компьютерная программа «Найди лишнюю картинку», авторы – О.А. Безрукова и Е.В. Нурминский. Это прикладная обучающая программа, направленная на развитие мыслительных операций и систематизацию лексического запаса ребенка

подробнее

Источник

Аннотация:

Комплект предназначен для углубленной оценки психического развития, в том числе регуляторной, когнитивной и аффективно-эмоциональной сфер, операциональных характеристик деятельности, личностных особенностей и межличностных отношений детей дошкольного и младшего школьного возрастов (от 2,5 до 12 лет).

Комплектация

  1. Методическое руководство к Диагностическому комплекту психолога “Интегративная психология”. Москва, 2007. — Методическое пособие — 1 шт.; 
  2. Цветные прогрессивные матрицы Равена (Стандартная форма) “Когито-Центр”. — Альбом стимульных материалов — 1 шт.; 
  3. Диагностический Альбом. Дошкольный и младший школьный возраст. “Интегративная психология”, Москва, 2008. — Набор стимульных материалов с методическими рекомендациями — Папка (30 листов); 
  4. Предметная классификация (1 серия для детей 3-5 лет) — Стимульные материалы — 25 карт (в упаковке); 
  5. Предметная классификация (2 серия для детей 5-8 лет) — Стимульные материалы — 32 карт (в упаковке); 
  6. Предметная классификация (3 серия для детей 9-12 лет) — Стимульные материалы — 70 карт (в упаковке); 
  7. Методика Выготского-Сахарова (объемный вариант) — Деревянные фигуры — 25 шт. (в коробке); 
  8. Методика опосредованного запоминания (по А. Н. Леонтьеву) — 30 карт (в упаковке); 
  9. Методика В. М. Когана — Стимульные материалы Таблица (вариант 5×5) — 25 карт (в упаковке) — 1 шт.; 
  10. Исключение предметов (4-й лишний) — Альбом стимульных материалов — 1 шт.; 
  11. Методика “Кубики Кооса” — Набор стимульных материалов; станд. деревянные кубики — 9 шт. (в коробке); 
  12. Методика “Установление последовательности событий” — Стимульные материалы — (общая упаковка, в которой находятся: 12А-1 серия “Снеговик” — 3 карт.; 12В-2 серия “Клумба” — 4 карт.; 12С-3 серия “Портрет” — 5 карт.; 12D-4 серия “Садовод” — 6 карт.);
  13. Методика “СОМОР” — Альбом стимульных материалов — 1 шт.;
  14. Методика “Контурный САТ-Н” — Альбом стимульных материалов — 1 шт.;
  15. Методика “Тест Рука” (модифицированный вариант для детей 3-11 лет) — Альбом стимульных материалов — 1 шт.;
  16. Цветовой Тест Отношений (ЦТО) (модифицированный вариант для детей 4-10 лет) — Стимульные материалы — 8 карточек (в упаковке);
  17. Методика “Эмоциональные лица” — Стимульные материалы; Абстрактные изображения; Реальные изображения (девочки); Реальные изображения (мальчики) — 17 карт, (в упаковке);
  18. Бланки протоколов к методикам Комплекта, образцы бланков документации психолога, методические рекомендации — CD-диск — 1 шт. (в конверте);
  19. Чемоданчик для материалов — 1 шт.

Каждая методика комплекта характеризуется следующими показателями

  1. Имеет длительный срок апробации на современной детской популяции нашей страны, в том числе на детях с различными типами отклоняющегося развития;
  2. Представляет неизменяемый в течение длительного времени стимульный материал, технологию предъявления и анализа;
  3. В связи с клинической направленностью и возможностью гибкого предъявления стимульного материала может быть использована в виде обучающего эксперимента, что дает возможность оценить такую характеристику как обучаемость ребенка;
  4. Как правило, обладает полифункциональностью, то есть способностью оценивать различные показатели состояния и характеристик деятельности ребенка, в то же время с преимущественной ориентацией на определенные параметры той или иной сферы психического развития;
  5. Реализует возрастной подход к исследованию психического развития ребенка, охватывая достаточно большой возрастной диапазон, построена по принципу нарастающей сложности;
  6. Имеет качественные (для отдельных методик и количественные) условно нормативные показатели, характеризующие современную популяцию детей;
  7. Имеет оригинальный апробированный бланк (приводится на CD-диске в составе основной документации психолога образования), позволяющий регистрировать получаемые результаты и проводить их первичный анализ.

Описание каждой методики, приведенное в методическом руководстве комплекта, содержит

  1. Краткую историческую справку, основные литературные источники, теоретические основы разработки. Для авторских модификаций известных методик и собственных оригинальных разработок приводятся показатели клинической апробации;
  2. Основные, применительно к детскому возрасту цели использования;
  3. Описание диагностического материала;
  4. Возрастной диапазон применения. Под возрастным диапазоном применения понимаются средние минимальный и максимальный возраста использования методики для детей с условно нормативным развитием. Безусловно, в случае обследования детей с различными видами отклоняющегося развития возрастные границы должны быть изменены в соответствии с особенностями того или иного типа отклоняющегося развития (как правило, в сторону увеличения возраста использования);
  5. Процедура проведения и регистрации результатов. При наличии различных вариантов методики приводятся основные модификации проведения и регистрации результатов, прошедшие клиническую апробацию и получившие широкое практическое распространение;
  6. Анализируемые показатели. В качестве последних приводятся основные показатели, которые могут быть отражены в качестве результатов выполнения методики;
  7. Анализ и интерпретация результатов.

Апробация диагностического комплекта Семаго показала, что он может быть использован

  1. в общеобразовательных дошкольных и школьных образовательных учреждениях;
  2. специальных (коррекционных) учреждениях различного вида;
  3. в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного типа;
  4. детских домах, интернатах;
  5. образовательных центрах для детей, нуждающихся в психолого–педагогической и медико–социальной помощи;
  6. реабилитационных учреждениях здравоохранения и социальной защиты.

Рекомендуем также:

“Когитоша: Психодиагностический комплект методик для детей от 3 до 6 лет” 
“Когитон: Психодиагностический комплект методик для детей 6-11 лет”

Источник

Комплект включает в себя методическое руководство, с помощью которого раскрываются основные принципы и технологии диагностической работы детского психолога, а также технологии анализа результатов обследования. Основную часть руководства составляет описание входящих в Диагностический Комплект.
Руководство предназначено для обучения детей с отклонениями в развитии.
Комплект бланков и документации представлен на CD-диске в вариантах: bmp, doc и RTF файлах.

Методическое руководство

В методическом руководстве раскрываются основные принципы и технологии диагностической работы детского психолога, а также технологии анализа результатов обследования. Основную часть руководства составляют описания входящих в Диагностический Комплект психолога образования методик, используемых для проведения углубленного психологического обследования детей в возрасте от 3 до 12 лет (дошкольный и младший школьный возраст).

Руководство предназначено для педагогов-психологов образовательных организаций, в том числе реализующих инклюзивное образование, специалистов ПМПК, клинических психологов в составе учреждений здравоохранения и специалистов учреждений социальной защиты.

Данное методическое руководство может быть использовано для подготовки студентов педагогических университетов и институтов, факультетов психологии, специальной и клинической психологии, в системе повышения квалификации работников образования, здравоохранения и социальной защиты при специализации в области коррекционной педагогики, специальной и клинической психологии.Комплект бланков и документации психолога представлен на CD-диске в вариантах: bmp, doc и RTF файлах.

В состав комплекта бланков входят все протоколы методик, входящих в Комплект помощью которых можно регистрировать всю информаци, получаемую в процессе выполнения данной методики, проводить первичный анализ результатов.

Документация психолога представляет собой бланки, необходимые для первичной регистрации проведенных психологом работ, бланки текущей и годовой (месячной) отчетности:

  • планирование консультативно-диагностических работ;
  • расписание работы психолога (на неделю, включая субботу и воскресенье);
  • журнал первичной регистрации выполняемых работ;
  • бланк заключения по результатам первичного (углубленного) обследования ребенка;
  • бланк заключения по результатам динамического (повторного, промежуточного) обследования ребенка;
  • бланк заключения по результатам итогового (заключительного) обследования ребенка;
  • бланк групповой диагностики;
  • бланк индивидуальной консультации;
  • бланк групповой консультации;
  • лист регистрации индивидуальной коррекционной работы;
  • лист регистрации групповой коррекционной работы;
  • лист коррекционной работы (из карты развития ребенка);
  • бланк промежуточной статистической отчетности;
  • бланк годовой статистической отчетности.

Подробное описание регистрации деятельности психолога образования и документирование можно найти в книге: «Организация и содержание деятельности психолога специального образования» — М.: АРКТИ, 2005.

Диагностический Альбом

В составе Диагностического Альбома для исследования особенностей познавательной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста (АРКТИ, 2014), входящего в состав КОМПЛЕКТА имеется ряд классических и авторских методик, описанных в отдельных методических рекомендациях по использованию. В Альбоме приведено более 25 бланковых методик, которые можно использовать как в индивидуальном режиме, так и в групповом.

Диагностический Альбом является практическим пособием для исследования особенностей формирования психических функций и процессов в детском возрасте. Диагностические материалы являются результатом двадцатилетней практической работы, были апробированы на детях с различными вариантами отклоняющегося развития (дизонтогенеза).

Предложенная в технологии последовательность использования материалов, с точки зрения составителей, является оптимальной и в целом отражает последовательность проведения психологического обследования ребенка. Безусловно, данный набор материалов не является самодостаточным и не исключает использования специалистом любых других диагностических методик в соответствии с той или иной гипотезой исследования.

Описание методик, входящих в альбом, содержит:

  • основные цели использования;
  • краткое описание диагностического материала;
  • процедуру проведения;
  • анализируемые показатели;
  • возрастные особенности использования нормативов выполнения.

Ориентировочные возрастные границы применения тех или иных методик были получены при обследовании детской популяции г. Москвы и ближнего Подмосковья.

В состав Диагностического Альбома входят методики, объединенные в блоки:

  • Блок 1. Исследование особенностей памяти, внимания и работоспособности;
  • Блок 2. Исследование особенностей зрительного восприятия (зрительный гнозис);
  • Блок 3. Исследование невербального и вербально-логического мышления;
  • Блок 4. Исследование сформированности пространственных представлений;
  • Блок 5. Понимание сложных логико-грамматических речевых конструкций.

Диагностический Альбом можно использовать независимо от других материалов Комплекта, в том числе и с использованием нейропсихологического подхода.

Матрицы Дж. Равена

Цветные Прогрессивные Матрицы Дж. Равена (ЦПМ)включают 36 заданий, составляющих три серии: А, Ав, В (по 12 матриц в каждой серии). Шкала создана таким образом, чтобы обеспечить надежную оценку способности испытуемого ясно мыслить, когда созданы условия для спокойной работы в обычном для него скоростном режиме, без перерывов.

Задания теста апеллируют к трем основным психическим процессам — произвольному вниманию, целостному восприятию и «понятливости» как основной характеристике познавательной деятельности. При разработке теста был реализован принцип «прогрессивности», заключающийся в том, что выполнение предшествующих заданий и их серий является как бы подготовкой обследуемого к выполнению последующих, Происходит обучение выполнению более трудных заданий. Тест может быть использован как в качестве теста скорости (с ограничением времени выполнения заданий), так и теста результативности (без ограничения времени).

Суммарной оценкой испытуемого по шкале считается общее количество правильно решенных заданий при условии, что он работал в спокойной обстановке, пройдя последовательно все серии от начала до конца. Как отмечает сам автор теста, только в этом случае можно использовать количественную оценку.

Возрастной диапазон использования ЦПМ – дети в возрасте от 4 до 11-ти лет.

 Методика Выготского — Сахарова

Методика Выготского — Сахарова предназначена для оценки и исследования уровня и особенностей понятийного развития ребенка – особенностей уровня сформированности абстрактных обобщений и классификации признаков абстрактных объектов. Выявляется возможность объединения наглядно представленных абстрактных объектов на основе выделения одного или нескольких ведущих признаков, являющимися актуальными для обобщающих операций ребенка. В Комплекте представлен авторский вариант анализа процедуры и результатов выполнения с использованием классического стимульного варианта. Материалом методики являются 25 объемных деревянных фигур, отличающихся между собой различными признаками: цвет, форма, величина, высота.

Возрастной диапазон применения. В случае использования стандартного объемного варианта (деревянные цветные фигурки), методика может быть использована в работе с детьми, начиная с 2,5 – 3-летнего возраста.

 Методика «Предметная классификация»

Основной целью использования методики «Предметная классификация» является исследование процессов обобщения и абстрагирования, оценка их специфики, уровня сформированности, актуального уровня развития понятийного мышления ребенка в целом.

Предметная классификация состоит из трех серий, ориентированных на работу с детьми разного возраста:

  • 1-я серия: для детей 3 – 5 лет;
  • 2-я серия: для детей 5 – 8 лет;
  • 3-я серия (классический вариант классификации) для детей начиная с 8,5–9-летнего возраста.

1 и 2 серии являются авторской модификацией Н.Я. Семаго.

Соответственно стимульные материалы составляют 25 цветных изображения (1 серия); 32 цветных изображения (2 серия); 70 цветных и черно-белых изображения (3 серия).

 Методика «Опосредованного запоминания»

Целью Методики «опосредованного запоминания» (по А.Н. Леонтьеву) является исследование возможности использования внешнего средства для задач запоминания, объема материала, запоминаемого опосредованно. Исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка. Для работы с детьми наиболее используемой является так называемая 4–я серия методики из числа апробированных А.Н. Леонтьевым. Способность к опосредованному запоминанию, отражая определенный уровень развития высших форм памяти, является в тоже время существенной характеристикой интеллектуальной деятельности в целом и может служить одним из критериев овладения ребенком произвольными видами деятельности.

В Комплекте используется полный стандартный вариант 4-й серии (30 картинок) в том виде, в каком он был апробирован в лаборатории экспериментальной патопсихологии Института психиатрии МЗ РСФСР. Практика показала, что использование малознакомых современным детям изображений (перышки для ручки, чернильница и некоторые другие) позволяет получить дополнительную информацию о специфике когнитивных стратегий и особенностях зрительного восприятия ребенка.

Возрастной диапазон применения. Методика может быть использована для детей от 4,5 до 8-летнего возраста. Для детей старше 8–9-ти лет, владеющих изобразительной деятельностью логичнее использовать для тех же целей методику Пиктограмма.

 Методика В.М. Когана

Методика В.М. Коганаиспользуется для выявления параметров внимания: удержания внимания, его распределения по одному, двум или трем признакам одновременно, переключения внимания. Также методика позволяет выявить особенности работоспособности, другие динамические характеристики психической деятельности.

При качественном анализе и оценке результатов выполнения методики возможна оценка мотивационных характеристик, удержания инструкции, возможности программирования порядка действий, наличия фактора инертности деятельности и пресыщаемости.

В целом можно отметить, что методика В.М. Когана является одной из наиболее многоаспектных и интересных в плане возможностей психологической интерпретации результатов. В Диагностическом Комплекте используется вариант 5х5. В стимульные материалы входит набор карточек (25 штук) с разноцветными плоскостными изображениями геометрических фигур (5 цветов, 5 простых правильных геометрических форм), таблица с расчерченными клетками, где слева по вертикали нанесены 5 цветных зигзагов, а по горизонтали — 5 соответствующих форм.

Возрастной диапазон применения. В предлагаемом варианте методика ориентирована на работу с детьми в возрасте от 4,5 до 8,5–9-ти лет.

 Методика «Исключение предметов»

Основной целью методики «Исключение предметов» (4-й лишний) является исследование уровня сформированности обобщения, понятийного развития и возможности вычленения существенных, смыслообразующих признаков, выявление особенностей когнитивного стиля. Получаемые данные позволяют судить об уровне процессов обобщения и отвлечения, о способности (или соответственно невозможности) выделять существенные признаки предметов или явлений. Использование методики предъявляет высокие требования к логической обоснованности, правильности обобщений, к строгости и четкости формулировок.

Методика «Исключение предметов» представляет жестко и специфично структурированный материал, где задания выстроены в логике, соответствующей онтогенезу детских понятий.

Преимуществом предложенной системы оценки является то, что каждый выбор ребенка, отнесенный к той или иной категории, позволяет определить как уровень понятийного развития в целом, так и выявить специфические особенности понятийного развития.

Стимульные материалы методики разбиты на 5 серий (по 4 задания в каждой серии) Каждая серия является более сложной по отношению к предыдущей серии в смысле вычленения тех или иных существенных, смыслообразующих признаков, развития уровня абстрагирования.

Возрастной диапазон использования. Данная модификация методики используется для детей с 3–3,5 до 13–14-летнего возраста.

 Методика «Кубики Коса»

Основной целью методики Кубики Коса является определения уровня сформированности конструктивного пространственного мышления, возможностей пространственного анализа и синтеза, конструктивного праксиса.

Использование этой методики позволяет выявить проблемы формирования пространственных представлений. Методика является своего рода ключевой в исследовании когнитивного компонента познавательной деятельности.

Также методика может быть использована для исследования уровня притязаний. С этой целью не производится нумерации тестовых узоров. В Комплекте они сброшюровать в альбом тестовых узоров.

В Комплект входит набор четырехцветных кубиков (9штук), альбом цветных узоров (12 узоров), расположенные в порядке усложнения.

Возрастной диапазон использования 3,5 — 9-10-летний возраст.

 Методика «Установление последовательности событий»

Методика «Установление последовательности событий»ориентирована на исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка, возможность установления причинно-следственных и пространственно-временных связей, анализ речевого развития ребенка. Методика представляет набор из четырех оригинальных, ранее не использовавшихся в диагностической практике сюжетных последовательностей. Каждая серия представляет собой более усложненный вариант этой последовательности. Сложность каждой последовательности заключается как в количестве картинок (от 3 до 6-ти изображений в серии), так и пространственной структурой сюжета, необходимости понимания подтекста, комичности ситуации.

Возрастной диапазон применения. Соответствующие серии картинок предназначены для работы с детьми от 3,5–4 до 7–8-летнего возраста.

 Тест Рука

Тест Рука (модификация для детей до 12 лет) является проективной методика исследования личности. В отличие от классического анализа результатов теста, полученных для подростков и взрослых, в комплекте представлен анализ результатов по категориям, характерным для детей до 12-летнего возраста. Методика стоит в одном ряду с тестом Роршаха и ТАТ. Она занимает промежуточное положение по степени неопределенности стимульного материала (изображения рук являются менее неопределенными стимулами, чем пятна Роршаха, так как его рука является объектом, который существует в реальном мире.

Стимульный материал представляет собой 10 карточек, следующих друг за другом в определенном порядке. На девяти из них расположены контурные изображения кисти руки в разных позициях. Десятая карточка — пустая.

Возрастной диапазон применения. В данной интерпретации методика может быть использована для детей от 4 — 4,5 до 11–12-летнего возраста. Для детей старше 11 — 12-ти лет рекомендуется использовать интерпретацию и само проведение методики в ее классическом варианте, который представлен в адаптации теста Т.Н. Курбатовой.

 Методика Контурный C.A.T.–Н.

Целью использования авторской методики Контурный C.A.T.–Н.является помощь в понимании существующих отношений между ребенком и окружающими его людьми в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях. методика может быть полезна для определения динамических факторов, обуславливающих реакции ребенка в группе, в школе или детском саду, дома. ПОдобная проективная техника может способствовать проведению продолжительных (лонгитюдных) «следящих» исследований, касающихся развития ребенка. При определенной периодичности, можно получить важные сведения о развитии и способе решения ребенком отдельных психологических проблем. Методика может быть использована независимо от культурных различий и уровня социального развития ребенка.Стимульный материал состоит из 8 контурных изображений на однотонном бледно-зеленом фоне, предъявляемых в определенном порядке. Изображения последовательно пронумерованы.

Возрастной диапазон использования. Методика ориентирована на обследование детей от 3–3,5 до 11–12-летнего возраста.

 Методика «Эмоциональные лица»

Методика «Эмоциональные лица» является авторской методикой Н.Я. Семаго. Ее использование дает возможность оценки адекватности опознания эмоционального состояния, точность и качество этого опознания (тонкие эмоциональные дифференцировки), возможность соотнесения с личными переживаниями ребенка. Косвенным образом при работе с методикой возможна оценка межличностных взаимоотношений, в том числе выявление контрастных эмоциональных «зон» в общении с детьми или взрослыми. В качестве стимульного материала используются две серии изображений эмоциональной лицевой экспрессии: контурные лица (1-я серия — 3 изображения), изображения реальных эмоциональных выражений детских лиц (2-я серия: 14 изображений мальчиков и девочек)

Возрастной диапазон применения. Методика используется для работы с детьми, начиная с 3-х до 11-12-летнего возраста.

 Методика «СОМОР»

Методика «СОМОР»является авторской модификацией Н.Я. Семаго методики Р. Жиля. С ее помощью можно оценить субъективные представления ребенка о его взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми, о самом себе и своем месте в системе значимых для ребенка социальных взаимодействий. Методика может быть использована для оценки эффективности групповой психокоррекционной работы с детьми с коммуникативными проблемами и особенностями аффективно-эмоционального развития. Стимульный материал методики состоит из 8 схематических изображений, выполненных на текстурированном или однотонном картоне бледно–зеленого цвета и примерного перечня вопросов. Изображения выполнены схематично для облегчения процесса идентификации и большей «свободы» ответов и выборов ребенка. Безусловно, уровень развития ребенка должен быть достаточным для понимания условности изображений и самого задания.

Возрастной диапазон использования. Методика предназначена для исследования детей в возрасте от 4 до 10–11-летнего возраста.

 Цветовой тест отношений (ЦТО)

Цветовой тест отношений (ЦТО) является диагностическим методом, предназначенным для изучения эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям, в том числе и к самому себе и отражающим как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни этих отношений. Использование методики ЦТО основывается на предположении о том, что характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим и себе самому отражаются в цветовых ассоциациях к ним. Это позволяет выявить достаточно глубокие, в том числе и неосознаваемые компоненты отношений, «минуя» при этом защитные механизмы вербальной системы сознания. Показано, что в ассоциациях с цветами действительно отражаются отношения детей к значимым для них людям и понятиям. В ЦТО используется набор цветовых стимулов близких по цветовой гамме и насыщенности к 8-ми цветовому тесту М. Люшера. В то же время, предлагаемый набор удобен в применении в детской практике, поскольку адаптирован по своим размерам к вариантам симультанного зрительного восприятия детей дошкольного и, тем более школьного возраста.

Возрастной диапазон применения. ЦТО как метод изучения отношений, применим в работе с детьми, начиная с 4,5–5-летнего возраста. Верхняя возрастная граница не определен.

Источник

Читайте также:  Пренатальное развитие ребенка психология развития