Диагностическая методика на развитие слуха у ребенка
Тема: Диагностика сформированности фонематического слуха у детей.
I. Диагностика сформированности фонематического слуха у детей.
1. Узнавание неречевых звуков.
2. Различение высоты, силы, тембра голоса.
3. Различение слов, близких по звуковому составу.
4. Дифференциация слогов.
5. Дифференциация фонем.
6. Навыки элементарного звукового анализа.
Предлагаемая система обследования фонематического слуха включает традиционные для логопедической практики приемы для оценки речи детей.
Система носит тестовый характер, процедура ее проведения и система балльной оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представлять картину дефекта и определить степень выраженности нарушения фонематического слуха. В дальнейшем система удобна для прослеживания динамики развития фонематического слуха ребенка и эффективности коррекционного воздействия
С целью более точной квалификации нарушения фонематического слуха полезно определить, какие операции не сформированы у ребенка в большей степени. Балльная оценка результатов в совокупности дает полное представление о картине нарушения и, что особенно важно, позволяет выработать стратегию направленной коррекционной работы.
Система адаптирована для обследования фонематического слуха у детей со стертой дизартрией. Она состоит из ряда проб для обследования предпосылок формирования фонематического слуха и самого фонематического слуха у детей со стертой дизартрией. Перед обследованием восприятия речевых звуков на слух необходимо ознакомиться с результатами исследования физического слуха ребенка.
Система включает следующие пробы.
6) навыки элементарного звукового анализа.
При исследовании фонематического слуха используются задания, исключающие проговаривание, чтобы трудности звукопроизношения не влияли на качество его выполнения.
Диагностика сформированности фонематического слуха у детей.
№ пп
Задание
Критерии оценки
1.
Узнавание неречевых звуков
Цель: выявить у детей умение узнавать неречевые звуки.
- Инструкция: «Слушай внимательно и скажи или покажи, что звучит».
Детям предлагается определить на слух, какой из инструментов звучит: бубен, погремушка, колокольчик.
- Инструкция: «Внимательно послушай и определи, что звучало».
- Инструкция: «Скажи или покажи».
-Что шумит?
– Что гудит?
-Кто смеется?
– Что звучит?
– Что шуршит?
Логопед для исследования предлагает игры с музыкальными инструментами, разного вида коробочки (металлическую, пластмассовую, деревянную, стеклянную), при простукивание о которые можно услышать разные звуки; также ребенку показывают знакомые ему предметы (карандаш, ножницы, чашку с водой и пустую чашку, бумагу), и без зрительной опоры ребенку предлагается определить, что он услышит, и рассказать о действиях взрослого как можно полнее.
- Инструкция: «Я спрячу игрушку, а ты ее будешь искать. Если ты будешь близко, то барабан заиграет громко, если далеко – тихо»
- Инструкция: «Я закрою зайцев, а ты угадай, у какого зайца играл барабан. У большого зайца барабан играет громко, а у маленького тихо»
- Инструкция: «Посмотри на игрушки и запомни, как они звучат. Сейчас я закрою их, а ты отгадай, какая игрушка издавала звук».
4 балла – точное выполнение задания
3 балла – допускает негрубые ошибки
2 балла – выполнил 0,5 задания верно
1 балл – более 0,5 задания выполнено неверно
0 – отказ или невыполнение задания
2. Различение высоты, силы, тембра голоса
Цель: исследовать у детей умение различать высоту, силу, тембр голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
- Инструкция: «Отвернись и догадайся, кто из детей тебя позвал».
Ребенка зовут по имени – 4 раза (каждый раз другой человек)
Произносят короткое (ау) – 4 раза (каждый раз другой человек).
- Инструкция: «Внимательно послушай и угадай, кто так кричит, подними нужную картинку»:
— кошка — котенок; мяу (низко) мяу (высоко)
— свинья — поросенок; хрю (низко) хрю (высоко)
— коза — козленок; мэ (низко) мэ (высоко)
— корова — теленок му (низко) му (высоко)
Логопед раздает детям картинки с изображениями животных — взрослых и детенышей. Дети, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, должны поднять соответствующие картинки. Каждое звукоподражание звучит то низким, то высоким голосом.
- Инструкция: «Послушай, как мяукают котята, белый близко, а черный далеко». (Логопед за ширмой имитирует голоса.) «Скажи, покажи, какой котенок близко, а какой далеко?»
Мяу (громко) — белый;
Мяу (тихо) — черный.
4. Инструкция: «Послушай, как лает собака и щенок. (Логопед за ширмой имитирует голоса животных.) Покажи, скажи, кто лаял».
Ав (низко) — собака;
Ав (высоко) — щенок.
5. Инструкция: «Послушай и угадай, какой медведь из сказки «Три медведя» говорит». Логопед произносит фразы то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом.
— Кто спал на моей кровати? (низко)
— Кто ел из моей миски? (средне)
— Кто сидел на моем стуле? (высоко)
4 балла – точное выполнение задания
3 балла – допускает негрубые ошибки
2 балла – выполнил 0,5 задания верно
1 балл – более 0,5 задания выполнено неверно
0 – отказ или невыполнение задания
3
Различение слов, близких по звуковому составу
Цель: Изучение навыков различения слов близких по звуковому составу.
1. Инструкция: «Если я неправильно назову картинку, хлопни в ладоши, если правильно — не хлопай»:
шляпа, сляпа, шьяпа, фляпа, шляпа;
баман, панан, банан, ваван, баван;
танки, фанки, шанки, танки, сянки;
витанин, митавин, фитамин, витамин;
бумага, тумага, пумага, бумага, бумака, бубака;
альбом, айбом, яньбом, альмом, альном;
птинец, пченец, птенесь, тинеть, птенец, птинеч;
квекта, кветка, клетка, клетта, тлетка
Логопед показывает детям картинку и четко называет изображение, дети, ориентируясь на картинку, должны опознать образец на слух из ряда искаженных вариантов данного слова.
2. Инструкция: «Покажи, где, например, лук — люк».
(Исследование проводится с использованием картинок на слова-квазиомонимы)
[п – б, п’- б’]: почка – бочка, пашня — башня, порт — борт, пил — бил;
[т – д, т’ – д’]: тачка — дачка, тоска — доска, подушка — кадушка, тина – Дина;
[к – г, к’ – г’]: класс — глаз, кора — гора, калька — галька, кит — гид, крот — грот;
[ф – в]: Фаня — Ваня, сова — софа;
[л – в, л’ – в’]: лоск — воск, лодка — водка, ленок — венок;
[л – и, л’ – й]: галка — гайка, стол — стой, галька — гайка;
[р – л]: рожки — ложки;
[р – л]: роза — лоза, храм — хлам, репка — лепка, Марина – малина;
[с – з]: суп — зуб, сайка — зайка, росы — розы, коса — коза;
[с – ц]: свет — цвет, лиса – лица;
[ш – ж]: шар — жар, Луша — лужа;
[ч – щ]: челка — щелка, плач – плащ, дочь – дождь;
[ч – ш]: чурка — Шурка, кочка — кошка;
[ч – т’]: челка – телка, печка – Петька, речка — редька;
[с – ш]: каска – кашка, мыс – мышь, ус – уж;
[с – ж]: сук — жук, сыр — жир, усы — уши;
[с – щ]: лес — лещ, плюс — плющ;
[с – ч]: сайка – чайка, нос – ночь;
[з – ж]: роза — рожа, луза — лужа;
[м — м’]: Мишка — мышка;
[л — л’]: ел — ель, Юля — юла.
Этот прием выявляет выраженные недостатки фонематического слуха.
Примечание: слова, сложные по семантике, используются для обследования только после уточнения их значения и наличия их в пассивной речи. Используются разные способы семантизации:
1. Наглядно-действенный способ – объясняют слова посредством показа изображения предмета или действия.
2. Словесно-контекстньий способ – объясняют с помощью синонимов, словосочетаний, в предложениях.
3. Смешанный способ — объясняют с помощью показа изображений и включения этого слова в контекст, доступный возрасту детей
3. Инструкция: «Одинаковые слова или разные? Объясни их значение».
Тень — день, удочка — уточка, мышка — мишка, коса — коза, дочка — точка, щенок — сынок, рак — лак.
4. Инструкция: «Посмотри на картинки. Я их буду называть, а ты эти картинки раскладывай в том порядке, в котором я их буду называть».
Лексический материал: мак, рак, бак, лак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи.
5. Инструкция: «Посмотри на картинки у себя на парте и на доске. Ты должен подставить свою картинку к той, название которой звучит похоже»
Предметные картинки: ком, дом, сук, лук, ветка, клетка, каток, платок, горка, корка.
Эти пробы выявляют недостаточность акустического анализа, слабость слухоречевой памяти, а также трудности семантической дифференциации слов.
4 балла – точное выполнение задания
3 балла – допускает негрубые ошибки
2 балла – выполнил 0,5 задания верно
1 балл – более 0,5 задания выполнено неверно
0 – отказ или невыполнение задания
4
Дифференциации слогов
Цель: Определить способность дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость — глухость, твердость — мягкость, свистящие — шипящие и т.д.
1. Инструкция: «Покажи кружок, когда услышишь новый слог».
на—на—на—па
ка—ка—га—ка
2. Инструкция: «Послушай слоги и скажи какой лишний».
Лексический материал: на-на-на-па; па-ба-па-па; ка-ка-га-ка.
3. Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее». (Логопед произносит слоги, закрывая рот экраном.)
да-та-да та-да-та са-ша-са ша-са-ша жа-ша-жа ша-жа-ша ра-ла-ра | ба-па-ба па-ба-па за-са-за са-за-са ча-тя-ча тя-ча-тя ла-ра-ла | ка-ка-га ка-га-ка ца-са-ца са-ца-са ща-ча-ща ча-ща-ча |
Примечание: 1. Предлагают слоги, в которых используются звуки, правильно произносимые и автоматизированные в речи ребенка.
2. Если ребенку недоступно задание воспроизвести серию из трех слогов или оно вызывает выраженные трудности, что может быть связано со снижением слуховой памяти на ряд, то можно предложить задания, состоящие из двух слогов. Особое внимание следует уделить персеверации, когда ребенок не может переключиться с одного звука на другой.
4. Инструкция: «Когда я назову одинаковые слоги, ты хлопнешь, если разные, то топнешь».
Лексический материал: па—да, па—па, ка—га, га—га, фа—ва.
4 балла – точное выполнение задания
3 балла – допускает негрубые ошибки
2 балла – выполнил 0,5 задания верно
1 балл – более 0,5 задания выполнено неверно
0 – отказ или невыполнение задания
5
Дифференциация фонем
Цели: 1. Исследование навыков дифференциации фонем.
2. Проверка готовности к формированию звукового анализа.
1. Инструкция: «Я произнесу звук, а ты подними нужную картинку».
Дети, опираясь на предъявленный образец (поезд гудит — у-у-у, девочка плачет — а-а-а, птичка поет — и-и-и, корова мычит — м-м-м, молоток стучит — т-т-т, ветер воет — в-в-в и т.д.) должны поднять соответствующие картинки, которые логопед раздает заранее.
У — поезд Т — молоток
А — ребенок В — ветер
И — птичка З — комар
М—корова Э—жук
2. Инструкция: «Хлопни, когда услышишь звук «А». Логопед произносит группу гласных звуков — [а, о, у, и, ы, а, э].
3. Инструкция: «Подними красный кружок, когда услышишь звук А».
(Зеленый кружок — звук [и], желтый кружок — звук [у].)
Логопед повторяет группу гласных звуков — [а, у, и, ы, а, э, и; а, у, и, у, а, и, и, а, у, и].
4. Инструкция: «Хлопни, когда услышишь звук «м».
Логопед произносит группу согласных звуков — [н, п, м, т, к, м, н, к].
5. Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной»:
– ао, уа, аи,ио
– аиу, иао, уао, оиы
– аоуи, иоуа, иыоу, аоыу
Это задание позволяет оценить как серийную организацию речевых движений, так и особенности фонематического слуха.
- Инструкция: «Подними руку, если слышишь звук»
Различение исследуемого звука среди других речевых звуков.
[ш]: [с, ш, ц, ч, ш, щ]
[щ]: [ш, с’, щ, ч, ц, щ];
[ц]: [т, с’, ц, т’, ш, ц];
[ч]: [ч, ш, т’, ч, с’, ч];
[с]: [с, с’, ж, ц, с, ч];
4 балла – точное выполнение задания
3 балла – допускает негрубые ошибки
2 балла – выполнил 0,5 задания верно
1 балл – более 0,5 задания выполнено неверно
0 – отказ или невыполнение задания
6
- Навыки элементарного звукового анализа
Цель: Исследование умений и навыков выполнения
элементарного звукового анализа.
1. Инструкция: «Положи столько кружков, сколько звуков я произнесла»:
а ау иоа
2. Инструкция: «Положи на стол кружок, когда услышишь звук «м» (мычание теленка); положи треугольник, когда услышишь звук «р» (моторчик)»:
мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.
3. Инструкция: «Подними кружок, когда услышишь в слове звук «а», подними квадрат, когда услышишь звук «о», подними треугольник, когда услышишь звук «у»:
Аня, аист, осы, утка, Оля, Инна, улица.
4. Инструкция: «Сколько я назову звуков, столько ты выложишь кружков»:
а, ауи, иуа, ау.
5. Инструкция: «Разложи картинки на две кучки. В одной слова, которые заканчиваются на звук «т», а в другой — на звук «к».
Предметные картинки: веник, танк, рот, зонт, кнут, паук.
6. Инструкция: «Я буду показывать и называть картинку не целиком, а ты будешь произносить это слово целиком».
Предметные картинки: веник, танк, рот, кот, паук, сок, самолет, бегемот.
тан- ро-
пау- ко-
вени- самоле-
7. Инструкция: «Назови первый звук в слове»:
аист Иван утка
арбуз Илья улитка
альбом иголка улица
8. Инструкция: «Придумай 2 слова на звуки: «а, у, и».
9. Инструкция: «Назови первый звук в слове»:
малина волны капуста
молоко вафли кошка
10. Инструкция «Назови первый и последний звуки в слове»:
иголка избушка
улица осы
ослики антилопа
избушка
Примечание
1. Задания по исследованию навыков элементарного звукового анализа позволяют обследовать более высокую ступень, т.е. фонематическое восприятие, которое включает в себя умственные операции по анализу звукового состава слов.
2. В случае необходимости объясняют значения слов, которые используют в лексическом материале, т.е. проводят семантизацию.
4 балла – точное выполнение задания
3 балла – допускает негрубые ошибки
2 балла – выполнил 0,5 задания верно
1 балл – более 0,5 задания выполнено неверно
0 – отказ или невыполнение задания
Заключение.
1. Фонематический слух — это способность выделять и различать фонемы родного языка, которая формируется с 6-месячного возраста до 1 г. 7 мес. в норме.
2. Решающим фактором развития фонематического слуха ребенка в норме является развитие его речи в процессе общения с окружающими близкими.
3. Фонетический слух формируется на базе фонематического слуха и осуществляет контроль за слоговыми рядами в речи.
4. Фонематический слух и фонетический слух, взаимодействуя, составляют речевой слух, который отвечает за звукослоговую структуру речи ребенка.
5. Фонематическое восприятие, как умственные операции по звуковому анализу, формируется в процессе специального обучения.
6. В ряде случаев нарушение фонематического слуха у детей со стертой дизартрией носит вторичный характер.
7. Нарушение моторики органов артикуляции отрицательно влияет на формирование фонематического слуха.
8. Нарушения кинестетического контроля и слуховой дифференциации является причиной стойких нарушений фонетической и просодической стороны речи.
9. Нарушения фонематического слуха проявляются в трудностях различения неречевых звуков, квазиомонимов; различении высоты, силы, тембра голоса; дифференциации слогов и фонем.
10. Слова, сложные по семантике, используются для обследования только после уточнения их значения и наличия их в пассивном словаре. В случае необходимости проводят разные способы семантизации.
Источник
Слух, речь и общее развитие ребенка тесно связаны между собой. Заболевания и аномалии развития, приводящие к глухоте или тугоухости, требуют своевременного выявления и восстановительного лечения. Первая проверка слуха у детей проводится в роддоме (аудиологический скрининг новорожденных), далее малыши проходят обследование у ЛОР-врача в поликлинике.
Почему важно проверять слух у ребенка
В группу риска по возникновению глухоты или тугоухости в раннем возрасте входят дети, пострадавшие от воздействия одного или несколько факторов:
- мать во время беременности переболела некоторыми инфекциями (например, краснуха, корь, грипп);
- неблагоприятное течение беременности матери (преэклампсия, резус-конфликт, прием антибиотиков, опухоль);
- нарушения естественного процесса родов с гипоксией или травмой плода;
- близкие родственники малыша страдают глухотой с рождения или раннего возраста;
- ребенок родился недоношенным, получал интенсивную терапию:
- инфекционные заболевания, сепсис, менингит, менингоэнцефалит.
У детей раннего возраста нарушения слуха чаще связаны с гибелью нервных клеток (нейросенсорная глухота или тугоухость) или с аномалиями развития структур уха. При более позднем начале болезни важную роль играют хронические воспалительные процессы, травмы, опухоли, прием токсичных препаратов.
Но стоит ли соглашаться на плановое исследование слуха у детей, если родители не замечают явных нарушений? Формально представители ребенка могут отказаться от осмотра, считая, что малыш полностью здоров. Однако массовые скрининговые исследования новорожденных показывают, что у половины детей с выявленными нарушениями слуха нет никаких факторов, указывающих на повышенный риск болезни.
Формальное отношение к исследованию слуха у малыша до года может стать причиной пропуска незначительных нарушений, которые «принесут плоды» в раннем и дошкольном возрасте. Сурдологи отмечают, что даже при легкой степени тугоухости, практически незаметной для взрослого человека, ребенок не слышит глухие, шипящие звуки, хуже воспринимает окончания слов, предлоги. Это становится причиной задержки развития, нарушения речи и письма.
Тяжелая степень тугоухости, возникшая и не замеченная в раннем возрасте, приводит к полному отсутствию речи. Развитие основано на подражании, а если ребенок не слышит ни себя, ни окружающих, то не может повторять звуки и слова. Ранняя диагностика и протезирование слуховым аппаратом в первые полгода жизни позволит такому малышу «набрать» достаточный словарный запас, избежать отставания в развитии.
Более поздняя потеря слуха приводит к повышенной утомляемости, снижению интереса к учебе и как следствие – к интеллектуальным и коммуникативным нарушениям.
Современные методы проверки слуха у детей
Диагностика нарушений слуха в педиатрической практике включает сбор анамнеза, объективные инструментальные и поведенческие методики. Только комплексное обследование может дать корректные результаты.
В роддоме проводится визуальный осмотр и скрининговое исследование методом вызванной отоакустической эмиссии (или ОАЭ). Запись о результатах заносится в карту младенца.
На поликлиническом этапе объем исследований зависит от возраста малыша, наличия жалоб и технической оснащенности учреждения. Как правило, проверка слуха включает:
- анкетирование родителей (анамнез, жалобы, факторы риска);
- визуальный осмотр ребенка;
- методы инструментальной диагностики соответственно возрасту;
- методы поведенческой аудиометрии.
Когда говорят о проверке слуха у ребенка на аппарате, то имеют в виду стандартные методики: скрининг путем регистрации коротколатентных слуховых потенциалов (КСВП), ОАЭ, импедансную аудиометрию.
КВСП дает информацию о проведении импульса до уровня улитки, ствола, коры головного мозга. Потенциалы регистрируют непосредственно с поверхности кожи, острота слуха оценивается по реакции на звуковой раздражитель. Метод удобен для детей любого возраста. Исследование можно проводить во время сна или бодрствования.
Метод вызванной отоакустической эмиссии позволяет оценить состояние улитки. В норме нервные клетки выдают колебание в ответ на звуковой стимул. При нейросенсорной тугоухости отоакустическая эмиссия отсутствует. Метод позволяет отдифференцировать поражение улитки от ретрокохлеарной патологии и удобен для детей с периода новорожденности.
Импедансная аудиометрия изучает проведение звука по наружному и среднему уху, а также подвижность барабанной перепонки. В основе метода лежит принцип эхолокации.
Поведенческая аудиометрия применяется у детей любого возраста. В основе лежит оценка реакции на звуковой стимул. Различают:
- безусловно-рефлекторную аудиометрию;
- условно-рефлекторную аудиометрию;
- игровую аудиометрию;
- детскую игровую аудиометрию.
Как проверить слух у ребенка
Обследование и выявление нарушений слуха находится в компетенции врача-отоларинголога, однако при подозрении на заболевание родители могут сами понаблюдать за ребенком, оценивая его реакции. Признаки тугоухости или глухоты зависят от возраста.
На что обратить внимание и как проверить слух у ребенка в домашних условиях:
- новорожденный или младенец до 3-4 месяцев не проявляет интереса к мелодичным игрушкам, не реагирует на громкие звуки или голос матери;
- ребенок в возрасте 3-6 месяцев не начинает гулить, не ищет источник звука и не вздрагивает от резких шумов;
- ребенок 10-12 месяцев перестает произносить слоги, заменяет общение жестами;
- малыш от 1 года не расширяет словарный запас, выполняет инструкции, глядя в лицо матери;
- ребенок от 1 до 3 лет не реагирует на слова, произнесенные тихим голосом до того, как увидит говорящего, приближается к источнику звука ухом, разговаривает громко, коверкая слова;
- дошкольник произносит слова неправильно, пропускает буквы, окончания, предлоги, во время разговора пристально всматривается в лицо собеседника, переспрашивает, увеличивает громкость планшета, телевизора;
- ребенок 3-7 лет плохо усваивает информацию в аудиоформате, отстает в развитии;
- школьник не справляется с программой, делает много ошибок в словах, жалуется, что не слышит, о чем говорит учитель, с трудом общается с 2 и более собеседниками.
Для оценки степени снижения слуха можно провести тесты с крупой – горохом, гречкой и манкой. Зерна насыпают в пластмассовую закрывающуюся емкость (например, от шоколадного яйца). В одну руку проверяющий берет баночку с крупой, в другую – пустую. Исследование проводят последовательно – от самого тихого «пробника» с манкой до самого громкого – с горохом. Баночкой с крупой потряхивают на расстоянии 20 см от правого и левого уха. Пустая емкость используется для контроля, чтобы отличить поворот головы на звук и поворот головы для того, чтобы разглядеть предмет.
При подозрении на снижение или потерю слуха у ребенка следует немедленно обратиться к отоларингологу или сурдологу.
Источник