Диагностическая карта умственного развития ребенка
Определение ситуации по характерному шуму
бросаем мяч о стол
характеристика______________________________________
режем бумагу
характеристика______________________________________
листаем книгу
характеристика______________________________________
Особенности работы_________________________________
в) Тактильное восприятие
нахождение на ощупь заданного предмета
Особенности работы___________________________________________
определение предмета на ощупь через ткань
Особенности работы___________________________________________
Обследование памяти
г) зрительная память
запоминание с первого предъявления 6 картинок и нахождение их среди фоновых (фоновые близкие):
Предъявляем: пирамидка, юла, лопатка, лошадка, коляска, самолет +4 фоновых картинки
Находит______________________________________________________
предъявляем: ваза, ведро, чайник, стакан, кастрюля +4 фоновых картинки
Находит______________________________________________________
Особенности работы___________________________________________
запоминание с первого предъявления 6 картинок и нахождение их среди фоновых (фоновые резко отличаются):
предъявляем 6 игрушек среди одежды
Находит______________________________________________________
Особенности работы___________________________________________
запоминание предметов в показанной последовательности и называние их в этом порядке (среди фоновых) без опоры на зрение в момент говорения:
Предъявляем машина, лодка, велосипед, троллейбус, самолет +2
Называет_______________________________________________
запоминание предметов в показанной последовательности и называние их в этом порядке (среди фоновых) с опорой на зрение в момент говорения:
Предъявляем корова, верблюд, собака, лошадь+2
Называет_______________________________________________
линейная память: восстановление заданного ряда, чего не стало в ряду, что изменилось в ряду.
Восстановление заданного ряда
Особенности работы_________________________________
Чего не стало в ряду
Ряд: тапочки, девочка, стул, лампа, мяч, юбка
Что убрали
Что называет
Лампу
Тапочки
мяч
Особенности работы________________________________
Что изменилось в ряду
Ряд: шкаф, юбка, стул, лампа, девочка, ножницы
Изменения: вместо девочки – мальчик
Видит________________________________________________________
Изменения: ножницы и шкаф поменялись местами
Видит________________________________________________________
Особенности работы___________________________________________
д) слуховая память
восприятие и воспроизведение ритмических рисунков
Особенности работы___________________________________________
запоминание слов в линейном порядке не обусловленных ситуацией:
Предъявляем: солнце, мост, мельница, комар
Называет________________________________________________
Особенности работы (указать сколько раз предъявлялся ряд для запоминания) ______________________________________________________
запоминание слов в линейном порядке, обусловленных ситуацией:
Предъявляем: осень, дождь, лужи, сапоги, зонтик
Называет________________________________________________
Особенности работы (указать сколько раз предъявлялся ряд для запоминания) ______________________________________________________
запоминание слов в заданном порядке и показ соответствующих предметных картинок без опоры на зрение в момент предъявления задания
Предъявляем: калоши, ботинки, сапоги, туфли
Называет и показывает_________________________________________
Особенности работы __________________________________________
запоминание слов в заданном порядке и показ соответствующих предметных картинок с опорой на зрение в момент предъявления задания
Предъявляем: олень, белка, еж, лиса, тигр
Называет и __________________________________________________
Особенности работы __________________________________________
Мышление
е) операции мышления: обобщение, сериации, исключения понятия
Обобщение
объединение в группу предметов, одинаковых по цвету
Инструкция: «Собери все синее (красное и т.д.)
Результат ____________________________________________________
объединение в группу предметов, одинаковых по форме
Инструкция: «Собери все круглое (квадратное и т.д.)
Результат ____________________________________________________
объединение в группу предметов, одинаковых по функциональному признаку
Инструкция: «Собери все, с чем можно играть…..обувать…..на чем ездить
Результат ____________________________________________________
Особенности работы __________________________________________
Сериации
расположение предметов по убыванию ведущего признака
Предъявляем 4 стакана, отличающихся высотой
Инструкция: «Расположи от самого высокого до самого низкого»
Результат ____________________________________________________
Предъявляем 5 шарфов разной длины
Инструкция: «Расположи от самого длинного до самого короткого»
Результат ____________________________________________________
Предъявляем 5 юбок разной ширины
Инструкция: «Расположи от самой широкой до самой узкой»
Результат ____________________________________________________
Особенности работы __________________________________________
Исключения понятия
по цвету
Инструкция: «Посмотри внимательно на предметы и скажи что здесь лишнее, почему?»
Предъявляем 4 синих круга + 1 красный
Результат ____________________________________________________
Предъявляем 5 красных квадратов + 1 синий
Результат ____________________________________________________
по форме
Инструкция: «Посмотри внимательно на предметы и скажи что здесь лишнее, почему?»
Предъявляем тарелка, шарик, цветок, клубок + книга
Результат ____________________________________________________
Инструкция: «Посмотри внимательно на предметы и скажи что здесь лишнее, почему?»
Предъявляем печенье, платок, сумка, часы + праздничный колпачок
Результат ____________________________________________________
по функциональному признаку
Инструкция: «Посмотри внимательно на предметы и скажи что здесь лишнее, почему?»
Предъявляем 4 игрушки + 1 обувь
Результат ____________________________________________________
Предъявляем 4 предмета посуды + 1 мебель
Результат ____________________________________________________
Предъявляем 4 предмета одежды + 1 обувь
Результат ____________________________________________________
Особенности работы __________________________________________
Элементарные математические представления
ж) Счет и арифметические действия
Счет на конкретном материале в пределах 5
количественный счет:____________________________________
порядковый счет:_________________________________________
Отнесение последнего числа ко всей группе предметов
Сравнение двух групп предметов
Какие группы предметов сравниваем, например 4 грибочка + 3 елки
Скажи сколько грибов?_______ А сколько елок?__________
Чего больше?__________ Чего меньше? _______
Как сделать так, чтобы и елок и грибов стало поровну? (двумя способами)
Результат ____________________________________________________
Особенности работы __________________________________________
Геометрические формы
Покажи где?
(отмечаем +/-)
Скажи, что это?
(отмечаем +/-)
Круг
Квадрат
Треугольник
прямоугольник
Знание эталонов цвета
Покажи где
(отмечаем +/-)
Скажи, какой цвет (отмечаем +/-)
Красный
Желтый
Синий
Красный
Зеленый
Черный
Белый
Коричневый
Пространственно – временные представления
Ориентировка в пространстве
умение двигаться в заданном направлении
Инструкция: «иди вперед_____ назад_____ влево_____ вправо_____ повернись налево______ направо_____ подними голову вверх________ опусти голову вниз____»
Примечание: отмечаем, с каким заданием справился ребенок.
обозначение положения предмета по отношению к себе
Ориентировка в схеме тела Ориентировка во временах года Покажи где
(отмечаем +/-)
Назови, какое время года
(отмечаем +/-)
Зима
Лето
Осень
весна
ориентировка в частях суток
Покажи где
(отмечаем +/-)
Назови, какое время года
(отмечаем +/-)
Утро
Вечер
День
Ночь
Ориентировка на вертикальной плоскости (на доске) (верх/низ, правая/левая сторона)
Оборудование: магнитная доска, магнит (можно какого – либо персонажа, например птичка).
Инструкция: «Смотри, это птичка, сейчас она отправится в путешествие. Посади птичку на верхний край доски, на правую сторону, на левую сторону, теперь она хочет походить внизу доски».
Результат (отмечаем, как ребенок справился с заданием, какая помощь требовалась в ходе выполнения задания) ______________________________
Ориентировка на альбомном листе (верх/низ, правая/левая сторона, центр листа)
Обследование проводится аналогично предыдущему.
Результат (отмечаем, как ребенок справился с заданием, какая помощь требовалась в ходе выполнения задания) ______________________________
Ориентировка на листе в крупную клетку (понятие «клетка», может обвести клетку, поставить в клетке точку)
Оборудование: лист А4, который расчерчен в клетку, размер клетки 3 см на 3 см, фломастер.
Инструкция: «Как называются фигуры, которые ты видишь на листе? Обведи одну клетку. Поставь точку внутри любой клетки».
Результат (отмечаем, как ребенок справился с заданием, какая помощь требовалась в ходе выполнения задания) ______________________________
Ориентировка на листе в линейку (понятие «строка», может провести в строке линию, показать строку)
Результат (отмечаем, как ребенок справился с заданием, какая помощь требовалась в ходе выполнения задания) ______________________________
Мелкая моторика и графомоторные навыки
з) Обследование мелкой моторики
Ведущая рука (правая/левая) __________________________________
Умение пользоваться ножницами (резать лист бумаги по нарисованный линиям (прямые, дугообразные); вырезать квадрат).
Результат (отмечаем, что смог сделать ребенок, умеет или не умеет пользоваться ножницами)____________________________
Умение работать с пластилином (отрывать кусочки, расплющивать, раскатывать в жгутики, шарики, лепить простой предмет из 3 – частей)
Результат________________________________________________
Умение переворачивать страницы книги по одной (толщина страницы равна толщине страницы)
Результат________________________________________________
Движение отдельных пальцев
Наличие тонких дифференцированных движений
и) Графомоторные навыки
Умение раскрашивать простой предметный рисунок (крупный), не выходя за контур
Результат________________________________________________
Умение правильно держать карандаш (трехпальцевый захват)
Результат________________________________________________
Умение штриховать внутри контура крупные фигуры, простые предметы (квадрат, яблоко)
Результат________________________________________________
Умение обводить по внутреннему краю шаблона простую фигуру (рамки Монтессори, например квадрат)
Результат________________________________________________
Умение рисовать простые предметы (дом, дерево и т.п.)
Результат (что умеет рисовать ребенок, прикладываем рисунок) ________________________________________________
Уровень сформированности представлений о явлениях общественной жизни
Семья
Понимать, что семья – это все, кто живет вместе с ребенком.
Знать и уметь называть близких родственников.
Родная страна
Знать и называть города/поселка, в котором живет
Труд взрослых
Знать названия профессий: шофер, повар, продавец, врач, воспитатель, а также содержания труда.
Знать место работы родителей.
Вопросы для беседы:
Назови, в каком городе мы живем?
Как называется поселок, в котором мы живем?
Расскажи из кого состоит твоя семья?
Сколько человек в вашей семье?
Как зовут твою маму?
Как зовут твоего папу?
Как зовут твою бабушку (ек)?
Как зовут твоего дедушку (ек)?
Как зовут твою сестру (брата)?
Кто работает в нашей группе?
Как зовут воспитателей?
Как зовут помощника воспитателя?
Кто и как следит за вашим здоровьем в детском саду?
Как зовут медицинскую сестру и врача? Где находится медицинский кабинет?
Кто и как готовит вам обед?
Где находится кухня в детском саду?
Обработка результатов диагностики:
3 балла – дает полные и правильные ответы, либо дает полные и правильные ответы с незначительными ошибками.
2 балла – неполные ответы, наличие в них наряду с правильными представлениями достаточного количества ошибочных.
1 балл – неполные ответы с преобладанием неверных представлений, не дает ответов на вопросы.
Заключение учителя – дефектолога по результатам диагностики
Общие сведения
Фамилия, Имя _______________________________________________
Дата рождения ________________________________________________
Возраст ______________________________________________________
Адрес ________________________________________________________
Общие сведения о семье
Данные о родителях (возраст, место работы, должность)
Мать ______________________________________________________
Отец ______________________________________________________
Данные о других детях ______________________________________
Жалобы родителей _________________________________________
Результаты психолого – педагогического обследования
Внешний вид ребенка _______________________________________
Принятие заданий ___________________________________________
Сотрудничество со взрослыми (контактность)___________________
Эмоциональное реагирование на ситуацию обследования (нет/есть, какое) _____________________________________________________
Познавательное развитие _____________________________________
Сенсорное развитие _________________________________________
Уровень развития восприятия _________________________________
Хаотичные действия ___________пробующие действия___________
Примеривание _____________ зрительная ориентировка__________
Уровень развития наглядно – действенного мышления ___________________________________________________________
Уровень развития наглядно – образного мышления ______________
Уровень развития элементов логического мышления _____________
Уровень развития количественных представлений _______________
Уровень сформированности представлений:
Об окружающем ______________ о себе ___________________
О своей семье ___________________
О предметах ближайшего окружения __________________________
О явлениях и объектов природы _______________________________
Уровень развития игры ______________________________________
Уровень сформированности продуктивных видов деятельности:
Конструирование по подражанию ___________,
Рисование предметов__________ по образцу __________сюжетное рисование_________.
Уровень развития речи:
Понимание речевой инструкции______________________________
Способы общения (эмоциональные, деловые, речевые) ___________
Наличие и характер фразовой речи ____________________________
Заключение _____________________________________________
Направления коррекционно – развивающей работы_________
Рекомендации специалистам, работающим с ребенком_______
Педагогический прогноз__________________________________
Источник
Данные выполнения диагностических заданий
Фамилия, имя ребенка__________________________________________________Дата рождения__________________________Группа №____________
Диагноз ПМПК________________________________________________________________Сопутствующие заболевания__________________________
Дата проведения обследования________________________________________________________________________________________________________
Зрительное восприятие
Диагностические задания | Особенности выполнения ребенком заданий | Уровень выполнения | ||||
Месяц | ||||||
Сентябрь | Январь | Май | Сентябрь | Январь | Май | |
3 – 4 года | ||||||
«Возьми кубик такого же цвета» | ||||||
«Возьми игрушку такого же цвета, как карточка» | ||||||
«Какого цвета игрушка?» | ||||||
«Покажи картинку, на которой нарисован красный (синий и т. д.) предмет» | ||||||
«Подбери к игрушке картинку» | ||||||
«Назови фигуры» | ||||||
«Положи фигуру рядом с похожим по форме предметом» | ||||||
«Возьми большой (маленький) мяч» | ||||||
«Покажи высокую (низкую) елочку» | ||||||
«Покатай машинку по длинной (короткой) дорожке» | ||||||
«Положи кружки рядом красиво: от большого до маленького» | ||||||
«Назови игрушку, которая нарисована» | ||||||
«Рассмотри картинку. Кто на ней нарисован? Что делает…?» | ||||||
Выведение общего уровня выполнения по всем заданиям |
Внимание
Диагностические задания | Особенности выполнения ребенком заданий | Уровень выполнения | ||||
Месяц | ||||||
Сентябрь | Январь | Май | Сентябрь | Январь | Май | |
«Найди две одинаковые картинки» | ||||||
« Найди сходства и различия» | ||||||
«Найди и вычеркни» | ||||||
«Пройди лабиринт» | ||||||
Выведение общего уровня выполнения по всем заданиям |
Память
Диагностические задания | Особенности выполнения ребенком заданий | Уровень выполнения | ||||
Месяц | ||||||
Сентябрь | Январь | Май | Сентябрь | Январь | Май | |
«Запомнить предметы, изображения (4 шт.)» | ||||||
«Найти, чего не стало в ряду предметов, изображений (4 шт.)» | ||||||
«Повторение слов» (3-4 слова) | ||||||
Выведение общего уровня выполнения по всем заданиям |
Мышление
Диагностические задания | Особенности выполнения ребенком заданий | Уровень выполнения | ||||
Месяц | ||||||
Сентябрь | Январь | Май | Сентябрь | Январь | Май | |
«Обобщение понятий (одежда, животные, мебель, игрушки и т.д.)» | ||||||
«Игра «Найди пару» (к вазе – цветы и т.д.) | ||||||
«Игра «Что лишнее?» | ||||||
«Разрезные картинки (2 части) | ||||||
Выведение общего уровня выполнения по всем заданиям |
Осязание и мелкая моторика
Диагностические задания | Особенности выполнения ребенком заданий | Уровень выполнения | ||||
Месяц | ||||||
Сентябрь | Январь | Май | Сентябрь | Январь | Май | |
3 – 4 года | ||||||
«Спрячь мизинец (указательный, большой палец) в кулачке другой руки» | ||||||
«Возьми игрушку» | ||||||
«Нажми на кнопку указательным, большим пальцем, мизинцем» | ||||||
Выведение общего уровня выполнения по всем заданиям |
Ориентировка в пространстве
Диагностические задания | Особенности выполнения ребенком заданий | Уровень выполнения | ||||
Месяц | ||||||
Сентябрь | Январь | Май | Сентябрь | Январь | Май | |
3 – 4 года | ||||||
«Покажи, где у тебя грудь, спина и т.д.» | ||||||
«Возьми кубик в правую (левую) руку» | ||||||
«Топни правой (левой) ногой» | ||||||
«Покажи и назови части тела куклы» | ||||||
«Покажи флажком направо (налево), вперед (назад), вверх (вниз) от себя» | ||||||
«Поставь красный кубик на зеленый» | ||||||
«Поставь игрушки, как на картинке» | ||||||
«Какая эта рука (нога)?» | ||||||
Выведение общего уровня выполнения по всем заданиям |
Социально-бытовая ориентировка
Диагностические задания | Особенности выполнения ребенком заданий | Уровень выполнения | ||||
Месяц | ||||||
Сентябрь | Январь | Май | Сентябрь | Январь | Май | |
3 – 4 года | ||||||
«Назови свое имя, фамилию» | ||||||
«Как зовут твою маму, твоего папу?» | ||||||
«Что это? Для чего нужен этот предмет? (или: что можно с ним делать?)» | ||||||
«Посмотри вокруг внимательно» (на прогулке) или: «Посмотри в окно внимательно» (в группе или кабинете). «Какое сейчас время года? Как ты догадался?» | ||||||
«Что сейчас — утро или вечер?» | ||||||
«Посмотри, вот кукла, мишка, машина. Как о них можно сказать общим словом?» | ||||||
«Назови игрушку (куклу, мишку, зайчика)ласково» | ||||||
«Поблагодари за помощь, за угощение» | ||||||
Выведение общего уровня выполнения по всем заданиям |
Особенности общения со взрослыми (нужное подчеркнуть): проявляет активность, интерес; отвечает на активность других; проявляет негативное, агрессивное отношение при попытке общения; не вступает в общение.
Особенности общения со сверстниками (нужное подчеркнуть): проявляет активность, интерес; отвечает на активность других; проявляет негативное, агрессивное отношение при попытке общения; не вступает в общение.
Особенности эмоционально-волевой и личностной сферы: (преобладающее настроение; адекватность эмоциональных реакций; устойчивость эмоциональных реакций).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работоспособность:
1. Темп выполнения задания (подчеркнуть): высокий средний низкий
2. Общая продолжительность работоспособности на занятии ______________________________________________________________________________
Особенности поведения ребенка:
во время занятий __________________________________________________________________________________________________________________
в свободное время __________________________________________________________________________________________________________________
эмоциональное отношение к воспитательным воздействиям _____________________________________________________________________________
ПРИМЕЧАНИЕ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учитель-дефектолог __________________/______________________________/
Источник
Виктория Черкашина
Диагностическая карта ребенка
Педагогическая диагностика
Реализация программы «От рождения до школы» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
• игровой деятельности;
• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
• художественной деятельности;
• физического развития.
Результаты педагогической диагностикимогут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей. В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
Психофизиологическое исследование функциональной готовности выпускников детского сада к поступлению в школу проводится по тесту Керна-Ирасека.
К формализованным методам диагностики относятся:
• тесты;
• опросники;
• методы проективной техники;
• психофизиологические методы.
К малоформализованным методам диагностики относятся:
• беседа;
• наблюдение;
• анализ продуктов деятельности.
Для дополнительного анализа и коррекции используются следующие пособия:
1. Веракса А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника: Для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
2. Веракса Н. Е.Пособие для педагогов дошкольных учреждений: Диагностика готовности ребенка к школе. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
3. Земцова О. Н.Тесты для детей 3-4 лет: Учебное пособие. – М. Махаон, Азбука-Аттикус, 2011.
4. Комарова Н. Ф. «Диагностика игры детей» Уровень развития игровой деятельности.
5. Короткова Н. А. Образ дошкольника в сознании воспитателя и возрастные нормативы развития // Ребенок в детском саду. – 2004. – №6. – с. 37-42.
6. Короткова Н. А., Нежнов П. Г. Возрастные нормативы и наблюдение за развитием дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2005. – №3. – с. 23-33.
7. Логинова О. В. Тесты для подготовки к школе. М., 2009.
8. Микляева Н. В., Мониторинг образовательной программы детского сада в соответствии с ФГОС ДО.
9. Шрага В. А. Занимательные задачи для детей от 5 до 7 лет. ООО «Лидер» Санкт Петербург, 2010.
Индивидуальная карта развития ребёнка
1. Общие сведения
Фамилия, имя
Дата рождения
Дата поступления в детский сад
Откуда прибыл
Степень адаптации ___
Мед. сведения (заполняет м/с на основе мед. карты, результатов диспансеризации)
Диагностируемые параметры 201— 201__ 201__ – 201__ 201__ – 201__ 201__ – 201__ 201__ – 201__
осень весна осень весна осень весна осень весна осень весна
Рост
Вес
Группа здоровья
Нарушения осанки
Нарушения зрения
Плоскостопие
Другое
2. Семейный портрет
Состав семьи Фамилия, имя, отчество дата рождения Образование Место работы
Мать
Отец
Другие члены семьи (дети)
Жилищные условия___
Материальное положение: обеспечен/не обеспечен
(нужное подчеркнуть)
Карта развития ребёнка
Показатели развития 2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
1. Физическое развитие
1.1. Прыжки в длину с места (см.)
1.2. Метание мешочка с песком на дальность (м)
1.3 Быстрота (бег-10 м., бег-30 м.)
1.4. Выносливость (бег 60, 90, 120 м)
1.5. Гибкость
1.6. Ловкость (Полоса препятствий)
1.7. Отбивание мяча об пол
1.8. Равновесие, координация движений
1.9.Здоровье и безопасность:
– Моет руки при необходимости
– Ухаживает за волосами, зубами
– Применяет правила безопасности на улице и дома в жизни
– Находит выход из сложных ситуаций
– Знает части тела и их функции
– Может оказать первую помощь при необходимости
2. Социально-коммуникативное развитие
Показатели развития 2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
2.1. Способность вступать в общение с кем бы то ни было
2.2. Умение ориентироваться на поставленную перед группой задачу
2.3. Может в паре с другим ребенком выполнять задание
2.4. Умение руководить группой детей, выполнять роль лидера
2.5.Развиты: настойчивость, умение преодолевать трудности, чувство долга
2.6. Приобретение положительного поведенческого опыта
2.7. Умение спокойно реагировать на неудачу, самостоятельно исправлять ошибки, принимать помощь
2.8. Умение видеть, слышать,
чувствовать другого человека
2.9. Психоэмоциональное состояние ребёнка:
– отсутствует напряжённость,
– открыт для контакта,
– любознателен,
– активен,
– выразительная мимика,
– готов к компромиссам,
– нормальное течение речи
2.10. Может найти занятие, соответствующее собственному желанию
2.11. Умеет попросить о помощи и оказать ее
2.12. Наличие адекватной самооценки
2.13. Выполняет посильные трудовые обязанности по собственной инициативе
2.14.Социальная компетентность:
-Знает своё имя, фамилию, отчество.
-Знает имя, отч. р?