Диагностическая карта речевого развития ребенка 3 лет

Диагностическая карта речевого развития ребенка 3 лет thumbnail

РЕЧЕВАЯ КАРТА

ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА

3-4-Х ЛЕТ

Состояние когнитивных процессов

(оценка выполнения заданий фиксируется знаками «+» или «-»)

1. Знание основных цветов (показ называние )

2. Пирамидка из 4 колец (собирает самостоятельно по образцу )

3. Матрешка 3-составная (собирает самостоятельно по образцу )

4. Доска Сегена из 6 форм (собирает самостоятельно по образцу )

5. Разрезные картинки из 2 частей (собирает самостоятельно по образцу )

6. Количественные представления «один» – «много» (показать один пальчик, много пальчиков)

7. Конструирование по образцу домика из шести палочек

Состояние речевой деятельности

(оценка выполнения заданий фиксируется знаками «+» или «-»)

1. Понимание речи:

1) «Покажи игрушку» (выполнение инструкций)

– покажи, где кукла

машинка

зайчик

– мяч дай мне, а зайку возьми себе

– покатай мишку

– покачай куклу

2) «Покажи картинку»

(перед ребенком выкладываются картинки: шапка, варежки, очки, иголка с ниткой, зонт, ножницы)

– покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять?

– если ручки замерзли, что наденешь на ручки?

– что нужно бабушке, чтобы лучше видеть?

– что нужно маме, чтобы пришить пуговицу?

– чем будешь резать бумагу?

– что возьмешь на улицу, если будет дождь?

3) «Спрячь игрушку» (выполнение инструкций на понимание предлогов)

спрячь машинку в коробку под коробку за коробку поставь на коробку

4) «Покажи картинку» (понимание формы множественного числа существительных)

шар шары

гриб грибы

кукла куклы

яблоко яблоки

стул стулья

2. Состояние фонематического слуха:

  1. «Покажи, кто так кричит»:

«му» (корова)

«ме» (овечка)

«мяу» (кошка)

2) «Покажи картинку»:

стол стул

папа баба

мышка мишка

дочка точка

3. Состояние активной речи:

1 ) Звукоподражания:

«Как лает собачка?»

«Как мяукает кошка?»

«Как тикают часы?»

«Как пищит мышка?

  1. «Назови, что покажу» * (предметный словарь)

кукла – шапка – голова –

машина – пирамидка – куртка –

рубашка – руки – нос –

матрешка – платье – глаз –

  1. «Скажи, что делает?»* (глагольный словарь)

играет – танцует —

рисует – кормит –

моет – поливает –

4 ) «Повтори за мной»* (слоговая структура слов)

пила – сапоги – мяч – диван – ложка –

сова – молоко – лук – батон – мишка –

муха – машина – нож – лимон – туфли –

5) «Расскажи, что ты видишь на картинке»* (наличие фразовой речи, состояние грамматического строя речи):

Девочка рисует. ____________________________________________________________

Мальчик кормит голубей. ____________________________________________________

Мальчик играет на дудочке. __________________________________________________

Мама купает малыша. _______________________________________________________

Девочка поливает цветы. _____________________________________________________

6) Составление рассказа по сюжетным картинкам «Покупка».

_____________________________________________________________________________

4. Состояние речевой моторики:

1). Строение артикуляционного аппарата: (нужное подчеркнуть)

– губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)

– зубы (норма, редкие, кривые, отсутствие верхних/нижних зубов, мелкие, вне челюстной дуги)

– прикус (норма, прогения, прогнатия, открытый передний, открытый боковой, перекрестный)

– язык (норма, массивный, подвижный, малоподвижный)

– уздечка (норма, толстая, укороченная, подрезалась ранее)

– твердое нёбо (норма, высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина)

–  мягкое нёбо (норма, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)

2). Иннервация мимической мускулатуры:

(оценка выполнения заданий фиксируется знаками « + » или « – » )

– «Толстячок» (надувание щек)

– «Худышка» (втягивание)

3). Подвижность артикуляционного аппарата:

(оценка выполнения заданий фиксируется знаками «+» или «-»)

–  «Заборчик» (губы растянуты в улыбку)

–  «Дудочка» (губы трубочкой)

– «Заборчик» – «Дудочка» (чередовать)

–  «Баранка» (округлить губы, как на звук « о »)

–  «Лопатка» (удерживать широкий язык на нижней губе)

–  «Иголочка» (тянуть вперед узкий язык)

–  «Лошадка» (поцокать языком)

–  «Часики» (тянуться высунутым языком вправо-влево)

4). Произношение звуков раннего онтогенеза (ребенок повторяет за логопедом):

А О У Ы Э М П Т Ф X СЬ ЗЬ ЛЬ

Я Ё Ю И Е Н Б Л В Г

5. Состояние эмоционально-волевой сферы (нужное подчеркнуть)

1. Форма общения (контактен, инициативен или пассивен в общении, избирательное общение).

2. Внимание (устойчивое, неустойчивое).

3. Работоспособность (норма, ниже возрастной нормы, наблюдается быстрая утомляемость, неусидчив, не проявляет интереса к заданиям).

  1. Состояние моторики (нужное подчеркнуть)

1. Общая моторика (нормальная моторика; нарушения моторики – моторная напряженность, нескоординированность движений, неловкость, другие нарушения

2. Мелкая моторика (ведущая рука – правая/левая; нормальная моторика несформированная моторика).

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

_____________________________________________________________________________

Дата заполнения: ____________________ Логопед: _____________________

ПРИМЕЧАНИЕ. В заданиях, отмеченных знаком *, ответы ребенка логопед записывает дословно, сохраняя все особенности произнесения слов.

Читайте также:  Характеристика ребенка по психологии развития

Источник

Содержание диагностики

Критерии оценки

ИССЛЕДОВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

Состояние слухового восприятия:

Дифференциация контрастного звучания двух игрушек:  

молоточка_________ дудочки ________ колокольчика ______

свистка ____________ пищалки _______ погремушки)_______

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.

Исследование зрительного восприятия:

(показ по просьбе логопеда)

различение величины : большой ____ маленький ________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.

Восприятие цвета:

(показ по просьбе логопеда)

красный _____ синий __ зелёный ___ жёлтый____

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.

Восприятие формы:

(показ по просьбе логопеда)

 круг ________ квадрат_______ треугольник ______

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.

Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления:

Ориентировка в пространстве (показывает или обозначает словом направления):

вверху ________ внизу___________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.

Складывание картинок из двух частей по образцу:

горизонтальный разрез _________ вертикальный разрез __________

диагональный разрез___________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.

Складывание фигур из трёх палочек по образцу:

Из 3-х палочек: «крыша» ________ «дерево»_________

Из 3-х палочек: «домик» _________«башенка» _________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ МОТОРНОЙ СФЕРЫ

Состояние общей моторики (объём выполнения движений, темп, активность, проявление моторной неловкости) :

Переложить игрушку из одной руки в другую:

перед собой ________ над головой_________

Похлопать в ладоши и потопать ногами одновременно_______

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов

Кинестетическая основа движений:

Сложить в колечко по очереди большой палец с каждым пальцем на правой пуке, потом на левой руке________________

Согнуть и разогнуть по очереди все пальцы, начиная с большого, сначала на правой, потом на левой руке______________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов

Навыки работы с карандашом:

Умение держать карандаш_____________

Умение рисовать горизонтальные и вертикальные линии, кружки________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов

Манипуляции с предметами:

Сложить несколько небольших игрушек в ведёрко, потом по очереди их достать_______

Умение лепить: шарики _______ лепёшки ______ палочки________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ МИМИЧЕСКОЙ МУСКУЛАТУРЫ

Выполнить  упражнения:

Надуть щёки________________________

Показать, как ты ешь лимон («кисло»)___________________

Показать, как ты ешь конфету («сладко»)_________________

  • Прищурить глаза ___________
  • Надуть щеки (толстячок)______________
  • Втянуть (худышка) ________________

Оценивается: 

наличие или отсутствие движений, тонус, темп, переключение, объём движений, точность выполнения, добавочные движения.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ

Движения нижней челюсти:

  1. Открыть и закрыть рот;
  2. подвигать нижней челюстью вправо-влево.

Движения губ:

Выполнить вместе с логопедом:

«улыбка», «трубочка», «улыбка — трубочка».

Движения языка:

Выполнить вместе с логопедом:

«лопата», «жало», «качели», «часики».

Движения мягкого неба:

Широко открыть рот и зевнуть.

Оценивается: 

проверяется по подражанию логопеду, отмечается отсутствие движений, тонус, темп движений, переключение, объём движений, точность выполнения, длительность, замены движений, добавочные движения.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.

ИССЛЕДОВАНИЕ АНАТОМИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

  1. Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);
  2. Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов);
  3. Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный);
  4. Твердое небо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, субмукозная щель);
  5. Мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);
  6. Язык (массивный, маленький, с укороченной подъязычной вязкой).
Читайте также:  Роль доу в развитии ребенка дошкольного возраста

Оцениваются: норма и патология в строении органов артикуляционного аппарата.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

 (изолированно, в словах, во фразах)

(отсутствие, замены звуков, возможные искажения,) в речевом потоке:

Гласные:  а ____ о____ у ____ и ____ э _____ ы_____

Согласные:  б ____ б’ _____ п _____ п’ _____ м _____ м’____

в _____ в’ _____ ф _____ ф’_____

д _____ д’ _____ т _____ т’ _____ н _____ н’_____

г _____г’ _____ к ______ к’ _____ х _____ х’_____

й_____

с ______ с’ _____ з ______ з’_______ ц _____

ш ______ ж_______, ч _______, щ _______-

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ И ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИЙ

  1. Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное).
  2. Объем дыхания (достаточный, недостаточный).
  3. Громкость голоса (нормальный, чрезмерно громкий, чрез мерно тихий, с носовым оттенком, глухой, монотонный).

Оцениваются: норма и нарушение состояния дыхательной и голосовой функции.

ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

  1. Темп (нормальный, ускоренный, замедленный);
  2. Ритм (нормальный, дисритмия);
  3. Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке);
  4. Употребление основных видов интонации.

Оцениваются: особенности динамической стороны речи.

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКО – СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

Повторить за логопедом с опорой на наглядность:

Односложные слова:

Дом_________  Кот_________  Дым_________  

Двусложные слова:

Вода_________  Каша________ Коза_________

Трёхсложные слова:

Бананы_________ Самолет_________ Петушок_________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

Повторение слогов с оппозиционными звуками:

  1. та-да ___, ба-па _____, ка-га _____, са-ша ___, за-жа ___, ца-са ____

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.

Исследование фонетической стороны речи:

Состояние имитационной стороны речи (с опорой на картинки):

А-а-а! (укачивает малыша)_____ О-о-о! (сердится щенок)_________

У-у-у! (гудит паровоз)_________ Уа! (плачет малыш)_____________

Ау! (кричат дети)______________ Мяу! (мяукает кошка)___________

Му! (мычит корова)____________ Ав! (лает собака)__________

Пи-пи-пи! (пищит цыплёнок)_____ Ко-ко-ко! (кудахчет курица)_____

Га-га-га! (кричат гуси)________   Би-би-би! (машина едет) ________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.

Слуховая дифференциация звуков

 (показать на картинках называемые логопедом предметы):

Кот – кит__________________ Бочка – дочка____________________

Дом – дым___________________ Миска-киска____________________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

Пассивный словарь.  Понимание существительных

 (показать на картинке по просьбе логопеда отдельные предметы, части тела):

Стол _____ стул _____ окно ______ голова ______ рука ______ нос ______  уши ____  глаза _____

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов

Понимание обобщающих слов

 (показать, картинки по предложенный темам) :

Игрушки

Одежда

Части тела

Посуда

Машина

Шапка

Нос

Чашка

Кукла

Платье

Уши

Ложка

Пирамида

Брюки

Глаза

Тарелка

Мишка

Юбка

Рот

Вилка

Мяч

Шарф

Волосы

Нож

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов

Понимание действий:

Где девочка:  рисует _______ идёт  _______  стоит ______

сидит ________ играет__________ пьет ______

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов

Выполнение поручений по словесной инструкции:

Принести машинку____________________________

Прокатать машинку____________________________

Поставить машинку на стол_____________________

Положить машинку в коробку____________________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов

Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных (показать называемые логопедом предметы):

Дом-домик_________________________

Стул-стульчик______________________

Кукла-куколка______________________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов

Понимание форм единственного и множественного числа существительных (показать на картинках): 

Кот-коты__________________ Мяч – мячи__________________

Дом – дома__________________ Кукла – куклы _______________

Рыбка- рыбки________________ Чашка – чашки _______________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов

Читайте также:  Выготский психология развития ребенка цитаты

Понимание предложно-падежных конструкций с простыми предлогами в,на :

положить кубик в машинку ________  , на стол _________

показать на картинках:  кубик в коробке ______ кубик на коробке________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов

Различение форм единственного и множественного числа глаголов (показать по картинкам):

Собака стоит ____________ собаки стоят_________________

Самолёт летит ___________ самолёты летят______________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов

Понимание содержания текста

(сказка «Колобок», «Репка»,)

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

Активный словарь

Существительные (назвать по три-четыре картинки по следующим лексическим темам):

Игрушки______________ Посуда____________________

Одежда_______________ Обувь_____________________

Животные_____________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов

Глаголы

(назвать действия по картинкам):

Стоит_______________ Сидит___________________

Играет______________ Рисует___________________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов

Прилагательные

 (назвать признаки по картинкам):

Красный______________ Синий___________________

Жёлтый_______________ Большой________________

Маленький____________ Сладкий_________________

Кислый_______________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов

Состояние грамматического строя речи.

Употребление существительных в винительном падеже единственного числа без предлога (назвать по картинкам):

Вижу дом____________ Вижу рыбку______________

Вижу куклу __________ Вижу мяч ________________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов

Употребление имён существительных в именительном падеже единственного и множественного числа

 (назвать по картинкам):

Стол – столы____________ Петух – петухи_______________

Дом – дома____________ Сумка – сумки__________________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов

Согласование прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода (назвать по картинкам):

Красный мяч____________ Синий шар______________

Красная чашка_____________ Синяя лопатка_____________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов

Употребление предложно-падежных конструкций с простыми предлогами (по картинкам):

в___________ на____________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов

Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Как назвать маленький предмет? (По картинкам):

Стол – столик _____, нос – носик ______, дом – домик ______,

 ложка – ложечка _____, кукла – куколка _______, кровать – кроватка ______.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов

Употребление глаголов в форме единственного и множественного числа (назвать по картинкам):

Петух поёт___________ петухи поют_________________

Мальчик играет ________ мальчики играют_____________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов

Употребление возвратных и невозвратных глаголов

(назвать по картинкам):

Мальчик умывается ________ Мама умывает мальчика__________

Девочка одевается _________ Мама одевает девочку_____________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов

Употребление имен существительных в Р.п. единственного числа без предлога (назвать по картинкам):

Это хвост кого? – лисы ______,  это сумка кого? – мамы ______,

 это машина кого? – мальчика _______.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Обследуется при наличии фразовой речи:

Пересказ текста из нескольких предложений.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.

Максимальное количество  баллов: 40.

35- 40 баллов: высокий уровень речевого развития;

25-35 баллов: средний уровень речевого развития;

0-25 баллов: низкий уровень речевого развития.

Источник