Диагностическая карта речевого развития ребенка 3 лет

РЕЧЕВАЯ КАРТА
ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА
3-4-Х ЛЕТ
Состояние когнитивных процессов
(оценка выполнения заданий фиксируется знаками «+» или «-»)
1. Знание основных цветов (показ называние )
2. Пирамидка из 4 колец (собирает самостоятельно по образцу )
3. Матрешка 3-составная (собирает самостоятельно по образцу )
4. Доска Сегена из 6 форм (собирает самостоятельно по образцу )
5. Разрезные картинки из 2 частей (собирает самостоятельно по образцу )
6. Количественные представления «один» – «много» (показать один пальчик, много пальчиков)
7. Конструирование по образцу домика из шести палочек
Состояние речевой деятельности
(оценка выполнения заданий фиксируется знаками «+» или «-»)
1. Понимание речи:
1) «Покажи игрушку» (выполнение инструкций)
– покажи, где кукла
машинка
зайчик
– мяч дай мне, а зайку возьми себе
– покатай мишку
– покачай куклу
2) «Покажи картинку»
(перед ребенком выкладываются картинки: шапка, варежки, очки, иголка с ниткой, зонт, ножницы)
– покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять?
– если ручки замерзли, что наденешь на ручки?
– что нужно бабушке, чтобы лучше видеть?
– что нужно маме, чтобы пришить пуговицу?
– чем будешь резать бумагу?
– что возьмешь на улицу, если будет дождь?
3) «Спрячь игрушку» (выполнение инструкций на понимание предлогов)
спрячь машинку в коробку под коробку за коробку поставь на коробку
4) «Покажи картинку» (понимание формы множественного числа существительных)
шар шары
гриб грибы
кукла куклы
яблоко яблоки
стул стулья
2. Состояние фонематического слуха:
«Покажи, кто так кричит»:
«му» (корова)
«ме» (овечка)
«мяу» (кошка)
2) «Покажи картинку»:
стол стул
папа баба
мышка мишка
дочка точка
3. Состояние активной речи:
1 ) Звукоподражания:
«Как лает собачка?»
«Как мяукает кошка?»
«Как тикают часы?»
«Как пищит мышка?
«Назови, что покажу» * (предметный словарь)
кукла – шапка – голова –
машина – пирамидка – куртка –
рубашка – руки – нос –
матрешка – платье – глаз –
«Скажи, что делает?»* (глагольный словарь)
играет – танцует —
рисует – кормит –
моет – поливает –
4 ) «Повтори за мной»* (слоговая структура слов)
пила – сапоги – мяч – диван – ложка –
сова – молоко – лук – батон – мишка –
муха – машина – нож – лимон – туфли –
5) «Расскажи, что ты видишь на картинке»* (наличие фразовой речи, состояние грамматического строя речи):
Девочка рисует. ____________________________________________________________
Мальчик кормит голубей. ____________________________________________________
Мальчик играет на дудочке. __________________________________________________
Мама купает малыша. _______________________________________________________
Девочка поливает цветы. _____________________________________________________
6) Составление рассказа по сюжетным картинкам «Покупка».
_____________________________________________________________________________
4. Состояние речевой моторики:
1). Строение артикуляционного аппарата: (нужное подчеркнуть)
– губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)
– зубы (норма, редкие, кривые, отсутствие верхних/нижних зубов, мелкие, вне челюстной дуги)
– прикус (норма, прогения, прогнатия, открытый передний, открытый боковой, перекрестный)
– язык (норма, массивный, подвижный, малоподвижный)
– уздечка (норма, толстая, укороченная, подрезалась ранее)
– твердое нёбо (норма, высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина)
– мягкое нёбо (норма, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)
2). Иннервация мимической мускулатуры:
(оценка выполнения заданий фиксируется знаками « + » или « – » )
– «Толстячок» (надувание щек)
– «Худышка» (втягивание)
3). Подвижность артикуляционного аппарата:
(оценка выполнения заданий фиксируется знаками «+» или «-»)
– «Заборчик» (губы растянуты в улыбку)
– «Дудочка» (губы трубочкой)
– «Заборчик» – «Дудочка» (чередовать)
– «Баранка» (округлить губы, как на звук « о »)
– «Лопатка» (удерживать широкий язык на нижней губе)
– «Иголочка» (тянуть вперед узкий язык)
– «Лошадка» (поцокать языком)
– «Часики» (тянуться высунутым языком вправо-влево)
4). Произношение звуков раннего онтогенеза (ребенок повторяет за логопедом):
А О У Ы Э М П Т Ф X СЬ ЗЬ ЛЬ
Я Ё Ю И Е Н Б Л В Г
5. Состояние эмоционально-волевой сферы (нужное подчеркнуть)
1. Форма общения (контактен, инициативен или пассивен в общении, избирательное общение).
2. Внимание (устойчивое, неустойчивое).
3. Работоспособность (норма, ниже возрастной нормы, наблюдается быстрая утомляемость, неусидчив, не проявляет интереса к заданиям).
Состояние моторики (нужное подчеркнуть)
1. Общая моторика (нормальная моторика; нарушения моторики – моторная напряженность, нескоординированность движений, неловкость, другие нарушения
2. Мелкая моторика (ведущая рука – правая/левая; нормальная моторика несформированная моторика).
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
_____________________________________________________________________________
Дата заполнения: ____________________ Логопед: _____________________
ПРИМЕЧАНИЕ. В заданиях, отмеченных знаком *, ответы ребенка логопед записывает дословно, сохраняя все особенности произнесения слов.
Источник
Содержание диагностики
Критерии оценки
ИССЛЕДОВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
Состояние слухового восприятия:
Дифференциация контрастного звучания двух игрушек:
молоточка_________ дудочки ________ колокольчика ______
свистка ____________ пищалки _______ погремушки)_______
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.
Исследование зрительного восприятия:
(показ по просьбе логопеда)
различение величины : большой ____ маленький ________
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.
Восприятие цвета:
(показ по просьбе логопеда)
красный _____ синий __ зелёный ___ жёлтый____
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.
Восприятие формы:
(показ по просьбе логопеда)
круг ________ квадрат_______ треугольник ______
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.
Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления:
Ориентировка в пространстве (показывает или обозначает словом направления):
вверху ________ внизу___________
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.
Складывание картинок из двух частей по образцу:
горизонтальный разрез _________ вертикальный разрез __________
диагональный разрез___________
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.
Складывание фигур из трёх палочек по образцу:
Из 3-х палочек: «крыша» ________ «дерево»_________
Из 3-х палочек: «домик» _________«башенка» _________
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.
ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ МОТОРНОЙ СФЕРЫ
Состояние общей моторики (объём выполнения движений, темп, активность, проявление моторной неловкости) :
Переложить игрушку из одной руки в другую:
перед собой ________ над головой_________
Похлопать в ладоши и потопать ногами одновременно_______
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов
Кинестетическая основа движений:
Сложить в колечко по очереди большой палец с каждым пальцем на правой пуке, потом на левой руке________________
Согнуть и разогнуть по очереди все пальцы, начиная с большого, сначала на правой, потом на левой руке______________
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов
Навыки работы с карандашом:
Умение держать карандаш_____________
Умение рисовать горизонтальные и вертикальные линии, кружки________
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов
Манипуляции с предметами:
Сложить несколько небольших игрушек в ведёрко, потом по очереди их достать_______
Умение лепить: шарики _______ лепёшки ______ палочки________
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов
ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ МИМИЧЕСКОЙ МУСКУЛАТУРЫ
Выполнить упражнения:
Надуть щёки________________________
Показать, как ты ешь лимон («кисло»)___________________
Показать, как ты ешь конфету («сладко»)_________________
- Прищурить глаза ___________
- Надуть щеки (толстячок)______________
- Втянуть (худышка) ________________
Оценивается:
наличие или отсутствие движений, тонус, темп, переключение, объём движений, точность выполнения, добавочные движения.
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.
ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ
Движения нижней челюсти:
- Открыть и закрыть рот;
- подвигать нижней челюстью вправо-влево.
Движения губ:
Выполнить вместе с логопедом:
«улыбка», «трубочка», «улыбка — трубочка».
Движения языка:
Выполнить вместе с логопедом:
«лопата», «жало», «качели», «часики».
Движения мягкого неба:
Широко открыть рот и зевнуть.
Оценивается:
проверяется по подражанию логопеду, отмечается отсутствие движений, тонус, темп движений, переключение, объём движений, точность выполнения, длительность, замены движений, добавочные движения.
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.
ИССЛЕДОВАНИЕ АНАТОМИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
- Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);
- Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов);
- Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный);
- Твердое небо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, субмукозная щель);
- Мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);
- Язык (массивный, маленький, с укороченной подъязычной вязкой).
Оцениваются: норма и патология в строении органов артикуляционного аппарата.
ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
(изолированно, в словах, во фразах)
(отсутствие, замены звуков, возможные искажения,) в речевом потоке:
Гласные: а ____ о____ у ____ и ____ э _____ ы_____
Согласные: б ____ б’ _____ п _____ п’ _____ м _____ м’____
в _____ в’ _____ ф _____ ф’_____
д _____ д’ _____ т _____ т’ _____ н _____ н’_____
г _____г’ _____ к ______ к’ _____ х _____ х’_____
й_____
с ______ с’ _____ з ______ з’_______ ц _____
ш ______ ж_______, ч _______, щ _______-
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.
ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ И ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИЙ
- Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное).
- Объем дыхания (достаточный, недостаточный).
- Громкость голоса (нормальный, чрезмерно громкий, чрез мерно тихий, с носовым оттенком, глухой, монотонный).
Оцениваются: норма и нарушение состояния дыхательной и голосовой функции.
ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
- Темп (нормальный, ускоренный, замедленный);
- Ритм (нормальный, дисритмия);
- Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке);
- Употребление основных видов интонации.
Оцениваются: особенности динамической стороны речи.
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКО – СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
Повторить за логопедом с опорой на наглядность:
Односложные слова:
Дом_________ Кот_________ Дым_________
Двусложные слова:
Вода_________ Каша________ Коза_________
Трёхсложные слова:
Бананы_________ Самолет_________ Петушок_________
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.
ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
Повторение слогов с оппозиционными звуками:
- та-да ___, ба-па _____, ка-га _____, са-ша ___, за-жа ___, ца-са ____
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.
Исследование фонетической стороны речи:
Состояние имитационной стороны речи (с опорой на картинки):
А-а-а! (укачивает малыша)_____ О-о-о! (сердится щенок)_________
У-у-у! (гудит паровоз)_________ Уа! (плачет малыш)_____________
Ау! (кричат дети)______________ Мяу! (мяукает кошка)___________
Му! (мычит корова)____________ Ав! (лает собака)__________
Пи-пи-пи! (пищит цыплёнок)_____ Ко-ко-ко! (кудахчет курица)_____
Га-га-га! (кричат гуси)________ Би-би-би! (машина едет) ________
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.
Слуховая дифференциация звуков
(показать на картинках называемые логопедом предметы):
Кот – кит__________________ Бочка – дочка____________________
Дом – дым___________________ Миска-киска____________________
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов
ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ
Пассивный словарь. Понимание существительных
(показать на картинке по просьбе логопеда отдельные предметы, части тела):
Стол _____ стул _____ окно ______ голова ______ рука ______ нос ______ уши ____ глаза _____
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов
Понимание обобщающих слов
(показать, картинки по предложенный темам) :
Игрушки | Одежда | Части тела | Посуда |
Машина | Шапка | Нос | Чашка |
Кукла | Платье | Уши | Ложка |
Пирамида | Брюки | Глаза | Тарелка |
Мишка | Юбка | Рот | Вилка |
Мяч | Шарф | Волосы | Нож |
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов
Понимание действий:
Где девочка: рисует _______ идёт _______ стоит ______
сидит ________ играет__________ пьет ______
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов
Выполнение поручений по словесной инструкции:
Принести машинку____________________________
Прокатать машинку____________________________
Поставить машинку на стол_____________________
Положить машинку в коробку____________________
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов
Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных (показать называемые логопедом предметы):
Дом-домик_________________________
Стул-стульчик______________________
Кукла-куколка______________________
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов
Понимание форм единственного и множественного числа существительных (показать на картинках):
Кот-коты__________________ Мяч – мячи__________________
Дом – дома__________________ Кукла – куклы _______________
Рыбка- рыбки________________ Чашка – чашки _______________
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов
Понимание предложно-падежных конструкций с простыми предлогами в,на :
положить кубик в машинку ________ , на стол _________
показать на картинках: кубик в коробке ______ кубик на коробке________
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов
Различение форм единственного и множественного числа глаголов (показать по картинкам):
Собака стоит ____________ собаки стоят_________________
Самолёт летит ___________ самолёты летят______________
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов
Понимание содержания текста
(сказка «Колобок», «Репка»,)
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов
ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ
Активный словарь
Существительные (назвать по три-четыре картинки по следующим лексическим темам):
Игрушки______________ Посуда____________________
Одежда_______________ Обувь_____________________
Животные_____________
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов
Глаголы
(назвать действия по картинкам):
Стоит_______________ Сидит___________________
Играет______________ Рисует___________________
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов
Прилагательные
(назвать признаки по картинкам):
Красный______________ Синий___________________
Жёлтый_______________ Большой________________
Маленький____________ Сладкий_________________
Кислый_______________
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов
Состояние грамматического строя речи.
Употребление существительных в винительном падеже единственного числа без предлога (назвать по картинкам):
Вижу дом____________ Вижу рыбку______________
Вижу куклу __________ Вижу мяч ________________
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов
Употребление имён существительных в именительном падеже единственного и множественного числа
(назвать по картинкам):
Стол – столы____________ Петух – петухи_______________
Дом – дома____________ Сумка – сумки__________________
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов
Согласование прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода (назвать по картинкам):
Красный мяч____________ Синий шар______________
Красная чашка_____________ Синяя лопатка_____________
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов
Употребление предложно-падежных конструкций с простыми предлогами (по картинкам):
в___________ на____________
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов
Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Как назвать маленький предмет? (По картинкам):
Стол – столик _____, нос – носик ______, дом – домик ______,
ложка – ложечка _____, кукла – куколка _______, кровать – кроватка ______.
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов
Употребление глаголов в форме единственного и множественного числа (назвать по картинкам):
Петух поёт___________ петухи поют_________________
Мальчик играет ________ мальчики играют_____________
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов
Употребление возвратных и невозвратных глаголов
(назвать по картинкам):
Мальчик умывается ________ Мама умывает мальчика__________
Девочка одевается _________ Мама одевает девочку_____________
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов
Употребление имен существительных в Р.п. единственного числа без предлога (назвать по картинкам):
Это хвост кого? – лисы ______, это сумка кого? – мамы ______,
это машина кого? – мальчика _______.
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов
ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Обследуется при наличии фразовой речи:
Пересказ текста из нескольких предложений.
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов
Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.
Максимальное количество баллов: 40.
35- 40 баллов: высокий уровень речевого развития;
25-35 баллов: средний уровень речевого развития;
0-25 баллов: низкий уровень речевого развития.
Источник