Диагностическая карта ребенка с задержкой психического развития

Карта обследования детей с задержкой психического развития
(Авторы: Г.Н. Чуйкова, Л.Г. Богданова)

Фамилия, Имя ребенка________________________________

Дата рождения____________________

Домашний адрес____________________________________________________________
_________________________________________________________________
Из какого д/с поступил_________________________________________________________

Дата поступления в группу__________________________________________

Решение медико–педагогической комиссии от________________

ПРОТОКОЛ № _____________ ПРИНЯТ на срок___________

Диагноз медико-педагогической комиссии

Дата заполнения карты______________________________________
Дефектолог________________________________________

Заведующая спец д/с________________________________________

Решением РМПК от__________________Выпускается с_____________

Члены РМПК (фамилии логопедов, место работы)_____________________________________

Сведения о родителях_______________________________________________________

Наследственные заболевания___________________________________________________

Анамнез

Какие по счету роды___________ от какой беременности ребенок ______________
Характер беременности ________ (падения, травмы, психозы, инфекции, хронические заболевания)
Роды___________________ (срочные, досрочные, стремительные, обезвоженные, затяжные) Стимуляция ___________ (механическая, химическая, электростимуляция)
Когда закричал ребенок _________________
Наблюдалась ли асфиксия (синяя, белая) _________________________
Резус-фактор (отриц., положит.) __________.________
Вес и рост при рождении___________________________________
Вскармливание________________________ (когда принесли кормить, как взял грудь, как сосал, срыгивал, поперхивание)________________________________________________________________
Выписался из роддома на день __________ (причины задержки) ______________________________

Раннее психомоторное развитие (отметить, не было ли отклонений от нормы) ____________________

Перенесенные заболевания
(ушибы, травмы головы, инфекции, судороги при высокой температуре — до года, после года) ______
_______________________________________________________________________________________

Речевой анамнез
Первые слова_______________________________ Первые фразы с ___________________________
Отношение к своей речи_______________________________________________________________
Прерывалось ли речевое развитие_______________________________________________________
Неврологический статус________________________________________________________________

Данные психолого-педагогнческого обследования

1. Легко ли вступает в контакт при обследовании ___________________________________________

2. Представление ребенка о себе и ближайшем окружении (точность представлений) _____________

Беседа:
1. Как тебя зовут?
2. Сколько тебе лет? (Сколько будет через год?)
3. Ты будешь дядей или тетей (мужчиной или женщиной), когда вырастешь?
4. Как зовут маму, папу?
5. Сейчас утро или вечер? (Чем отличается день от ночи?)
6. Что остается на земле после дождя?
7. Кто больше корова или собака?
8. Какого человека называют хорошим, плохим?
9. Сколько лап у петуха, кошки? (У кого больше лап – у кошки или собаки?)
10. Чем ты любишь заниматься?

II. Характеристика интеллектуальной деятельности
Особенности восприятия:
1. Восприятие предмета, картинки (узнавание предмета в схе¬матическом, пересекающемся изображении) __________________________________________________________

2. Выделение в предмете существенных деталей, частей ______________________________________

3. Умение дорисовывать предмет _________________________________________________________

4. Восприятие величины _________________________________________________________________

5. Восприятие цвета:
а) используя безречевую инструкцию, проверить, соотносит ли цвет __________________________
б) различает ли цвета ___________________________________________________________________
в) различает и знает названия цветов ______________________________________________________

6. Восприятие формы
– знает, дифференцирует основные геометрические фигуры __________________________________
– узнает формы в рисунке, в предмете (Задания «помоги маме и дочке развесить цветные платочки» и т.п.) _________________________________________________________________________________

7. Восприятие пространства
– различает правую и левую сторону на себе, на другом человеке __________________________
– сложить разрезную предметную картинку (по вертикали, горизонтали, диагонали)______________
– ориентируется в пространстве ___________________________________________________________
– понимание предлогов (простых, сложных) ________________________________________________

8. Восприятие времени (части суток, времена года) ___________________________________________

Уровень произвольного внимания, сенсомоторной координации, навыков мелкой моторики
1. Срисовать картинку «домик»:
Оценки: 1б – неправильное изображение элементов
1б – замена одного элемента другим
1б – отсутствие одного элемента
1б – разрыв между линиями
0б – воспроизведение без ошибок
Анализ результатов: 0б – достаточное внимание, сформирован навык моторики
1-2б – средний уровень внимания и навыка моторики больше 2б – низкий уровень внимания и навыка моторики.
________________________________________________________

2. Умение зрительно планировать выполнения задания («Лабиринт», «Проведи зайку к морковке» и т.п.) ________________________________________________________________

Особенности памяти

1. Быстрота запоминания, точность воспроизведения (запомнить и воспроизвести 10 слов в любом порядке 1-5 раз, затем через 50-60 минут). _____________________________________
Норма – 3-4 слова через час __________________________________________________________

2. Заучивание короткого стихотворения. ___________________________________________________

Особенности мышления

1. Невербальная классификация геометрических фигур:
– понимает ли безречевую инструкцию при раскладывании геометрических фигур по определенному признаку (цвет, форма) __________________________________________________________________

(используются 24-26 карточек с изображением геометрических фигур)

2. Способность к обобщению (по картинке)
а) по назначению (что можно надеть, кушать) _____________________________________________
б) название обобщающего слова __________________________________________________________

3. Классификация обобщающих понятий (посуда, чашка) ____________________________________

4. Исключение лишнего предмета (4-й лишний) ____________________________________________

5. Понимание серии картинок, связанных единым сюжетом __________________________________

6. Придумывание начала и конца рассказа по серии картинок ________________________________

7. Может ли объяснить смысл загадки ___________________________________________________

8. Устанавливает ли причинно-следственные связи ________________________________________

9. Умение абстрагировать ______________________________________________________________

Особенности речи

1. Понимание словесной инструкции (регулирующая функция речи) ___________________________

2. Объем пассивного словаря (по предметным, сюжетным картинкам) __________________________

3. Объем активного словаря (по предметным, сюжетным картинкам) ____________________________

4. Особенности фразовой речи (вопросно-ответная, самостоятельная) ___________________________

5. Связная речь;
а) составить рассказ по малосюжетной картинке _____________________________________________

6) по серии картинок __________________________________________________________________

в) пересказ короткого текста ____________________________________________________________

Развитие элементарных математических представлений

1. Пересчет предметов до 5-10 ___________________________________________________________
2. Соотнесение данного количества с количеством пальцев _________________________________
3. Выделение из множества (1-5) по слову, образцу, показу ___________________________________
4. Сравнение множеств (больше, меньше, равно) ___________________________________________
5. Счетные операции:
– на конкретном материале — открытый результат __________________________________________
– на конкретном материале — закрытый результат по представлению__________________________
– отвлеченно (без конкретного материала) __________________________________________________

6. Решение простых задач (6 лет) _________________________________________________________

7. Придумывание простых задач (6 лет)
— открытый результат ___________________________________________________________________
— закрытый результат ___________________________________________________________________
– отвлеченный результат __________________________________________________________________

Конструктивная деятельность
1. Умение строить по образцу _____________________________________________________________
2. Строит по графическому рисунку ________________________________________________________
3. Строит самостоятельно ________________________________________________________________
4. Умение зарисовать, обыграть постройку __________________________________________________

Особенности эмоционально-волевой сферы

1. Эмоциональная реакция ребенка на сам акт обследования __________________________________

2. Характер деятельности:
а) проявление интереса к заданию, стойкость интереса ________________________________________
_______________________________________________________________________________________
б) целенаправленность деятельности _______________________________________________________
в) наличие самоконтроля в деятельности ____________________________________________________
( нуждается ли в помощи, а какой мере)
3. Способность переноса показанного способа деятельности на аналогичные задания ______ _______________________________________________________________________________________
4. Критичность в оценке своей деятельности ________________________________________________
5. Понимание эмоционального смысла картинок, текстов ______________________________________
6. Эмоциональная устойчивость (неустойчивость) поведения _________________________________
7. Контактность в общении со взрослыми, детьми ____________________________________________
_______________________________________________________________________________________

Источник

Направления обследования

Знания, умения, навыки

стартовая

промежу-

точная

итоговая

Особенности эмоционально – волевой сферы

Особенности поведения ребенка во время обследования

1. Контакт (активный, пассивный (формальный), не вступает)

2. Поведение (соответствует ситуации, не соответствует ситуации)

3. Понимание инструкции и цели задания (выслушивает задание до конца, необходим ли показ)

4. Характер деятельности при выполнении заданий (интерес, работоспособность, использование помощи и т.д.)

Вывод

Стартовая –

Промежуточная –

Итоговая –

Особенности психических процессов

І. Восприятие

1. Соотнесение объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением; накладывание на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске)

2. Дифференциация предметов, контрастных по величине (3 и более величин) (сборка трехместной матрешки и других вкладышей после показа)

3. Сборка пирамидки по убыванию размера из четырех (пяти)  контрастных по величине колец (после показа)

4. Выбор предмета такой же формы,  как на образце

5. Дифференциация предметов, контрастных по величине (большой – маленький)

6. Ориентировка в трех (четырех) цветах; некоторые называет; подбирает по образцу

7. Дифференциация понятий «один – много»

8. Распознавание веса, фактуры, температуры предметов (тяжелый, легкий, мягкий, твердый, холодный, теплый)

9. Рисование в рамках листа вертикальных, горизонтальных, округлых, коротких и длинных линий. Называние того, что рисует

ІI. Внимание

Узнавание недорисованных изображений (Что забыл дорисовать художник?)

Вывод

Стартовая –

Промежуточная –

Итоговая –

Игровая деятельность (сюжетно-отобразительная)

1. Переворачивает страницы книг («читает»)

2. Катит перед собой коляску

3. Тянет игрушку за веревочку

4. Проявляет сообразительность: подставляет что-то, влезает, использует дополнительный предмет, чтобы достать понадобившуюся вещь

5. Спокойно играет вместе с другими детьми, используя предметы-заместители

6. Подражает другим детям (в любых играх)

7. Выполняет правила в подвижных играх

8. Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по речевой инструкции, по рисунку, по замыслу)

9. Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками

10. Фантазирует в игре (введение сказочного персонажа)

Вывод

Стартовая –

Промежуточная –

Итоговая –

Речевое развитие

Исследование импрессивной речи

1. Пассивный словарь

а) Понимание конкретных существительных

Инструкция: «Покажи, где…» (на основе картинного материала)

кукла

мяч

машинка

платье

майка

брюки

тарелка

чашка

ложка

чайник

голова

шея

спина

живот

руки

ноги

пальцы

дерево

цветок

кошка

собака

корова

заяц

медведь

лиса

Выполняет знакомые бытовые действия по просьбе взрослого (положи, отнеси, накрой и др)

Вывод

Стартовая –

Промежуточная –

Итоговая –

Экспрессивная речь (до 1500 произносимых слов)

І. Общая характерис-тика речи

Произносит сложные предложения при общении (говорит простыми грамматически оформленными фразами)

Задает вопросы познавательного характера: «Где?», «Куда?», «Почему?», «Когда?», и др.

Легко повторяет за взрослым незнакомые слова, фразы

Быстро заучивает стихи, песенки, отрывки из сказок

II. Активный словарь

а) Общие представления.  Инструкция: «Ответь на вопросы…»

1.«Как тебя зовут?». (Знает свою фамилию)

2.«Сколько тебе лет?». (Показывает на пальчиках)

3. «Ты мальчик, или девочка?»

4. По сюжетной картинке

б) Существительные

Инструкция: «Назови  каждый предмет, нарисованный на картинке» (по темам)

игрушки

посуда

одежда

животные

в) Знание назначений частей тела. Инструкция: «Глаза – смотрят, а…»

уши –

ноги –

руки –

Вывод

Стартовая –

Промежуточная –

Итоговая –

Бытовые навыки

1. Одевается и раздевается с помощью взрослого

2. Расстегивает несколько пуговиц

3. Застегивает одну-две пуговицы

4. Сообщает о физиологических потребностях

Вывод

Стартовая –

Промежуточная –

Итоговая –

Развитие моторных функций

Общая моторика

Хорошо самостоятельно ходит (прямо, по кругу, огибая предметы)

Перешагивает через препятствия на полу приставным шагом (после показа взрослым)

Поднимается по лестнице чередующимся шагом

Спускается по лестнице чередующимся шагом

Ходит на носочках

Бегает, подпрыгивает, приседает

Прыгает на двух ногах

Бросает мяч в горизонтальную цель одной и двумя руками

Бросает мяч двумя руками от груди, снизу, из-за головы

Ловит мяч двумя руками

Перебрасывает мяч через препятствия

Вывод

Стартовая –

Промежуточная –

Итоговая –

Источник

                            Карта обследования детей с задержкой психического развития
                                                 (Авторы: Г.Н. Чуйкова, Л.Г. Богданова)

Фамилия, имя ребенка_________________________________________________________
Дата рождения________________________________________________________________
Домашний адрес______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Из какого д/с поступил_________________________________________________________
Дата поступления в группу______________________________________________________
Решение медико–педагогической комиссии от_____________________________________
ПРОТОКОЛ № _____________ ПРИНЯТ на срок___________________________________
                                     

Заключение  медико-педагогической комиссии

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата заполнения карты_________________________________________________________
Дефектолог___________________________________________________________________
Заведующая спец д/с___________________________________________________________
Решением РМПК от____________________________________________________________

выпускается с_________________________________________________________________
Члены РМПК (фамилии логопедов, место работы)__________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
                                                           

                                                                Анамнез
Сведения о родителях__________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
Наследственные заболевания____________________________________________________

_____________________________________________________________________________
Какие по счету роды___________ от какой беременности ребенок ____________________
Характер беременности ________ (падения, травмы, психозы, инфекции, хронические заболевания)__________________________________________________________________
Роды (срочные, досрочные, стремительные, обезвоженные, затяжные) _________________

_____________________________________________________________________________

Стимуляция  (механическая, химическая, электростимуляция) _______________________

_____________________________________________________________________________
Когда закричал ребенок ________________________________________________________
Наблюдалась ли асфиксия (синяя, белая) __________________________________________
Резус-фактор (отриц., положит.) _________________________________________________
Вес и рост при рождении________________________________________________________
Вскармливание  (когда принесли кормить, как взял грудь, как сосал, срыгивал, поперхивание) ________________________________________________________________
Выписался из роддома на день __________ (причины задержки) ______________________

_____________________________________________________________________________

Раннее психомоторное развитие (отметить, не было ли отклонений от нормы)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перенесенные заболевания
(ушибы, травмы головы, инфекции, судороги при высокой температуре — до года,

 после года)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________Речевой анамнез
Первые слова (с какого возраста)_________________________________________________

Первые фразы (с какого возраста) ________________________________________________
Прерывалось ли речевое развитие________________________________________________
Неврологический статус________________________________________________________Данные психолого-педагогнческого обследования
1. Легко ли вступает в контакт при обследовании __________________________________
2. Представление ребенка о себе и ближайшем окружении (точность представлений) ____

_____________________________________________________________________________
Беседа:
1. Как тебя зовут?
2. Сколько тебе лет? (Сколько будет через год?)
3. Ты будешь дядей или тетей (мужчиной или женщиной), когда вырастешь?
4. Как зовут маму, папу?
5. Сейчас утро или вечер? (Чем отличается день от ночи?)
6. Что остается на земле после дождя?
7. Кто больше корова или собака?
8. Какого человека называют хорошим, плохим?
9. Сколько лап у петуха, кошки? (У кого больше лап – у кошки или собаки?)
10. Чем ты любишь заниматься?II. Характеристика интеллектуальной деятельности
Особенности восприятия:
1. Восприятие предмета, картинки (узнавание предмета в схематическом, пересекающемся изображении) _________________________________________________________________
2. Выделение в предмете существенных деталей, частей _____________________________

_____________________________________________________________________________
3. Умение дорисовывать предмет ________________________________________________
4. Восприятие величины ________________________________________________________
5. Восприятие цвета:
а) используя безречевую инструкцию, проверить, соотносит ли цвет ___________________
б) различает ли цвета ___________________________________________________________
в) различает и знает названия цветов______________________________________________

6. Восприятие формы
– знает, дифференцирует основные геометрические фигуры __________________________
– узнает формы в рисунке, в предмете (Задания «помоги маме и дочке развесить цветные платочки» и т.п.) ______________________________________________________________
7. Восприятие пространства
– различает правую и левую сторону на себе, на другом человеке _____________________
– сложить разрезную предметную картинку (по вертикали, горизонтали, диагонали)______
– ориентируется в пространстве __________________________________________________
– понимание предлогов (простых, сложных) _______________________________________
8. Восприятие времени (части суток, времена года) _________________________________

Уровень произвольного внимания, сенсомоторной координации, навыков             мелкой моторики
1. Срисовать картинку «домик»:
Оценки: 1б – неправильное изображение элементов
1б – замена одного элемента другим
1б – отсутствие одного элемента
1б – разрыв между линиями
0б – воспроизведение без ошибок
Анализ результатов: 0б – достаточное внимание, сформирован навык моторики
1-2б – средний уровень внимания и навыка моторики больше 2б – низкий уровень внимания и навыка моторики___________________________________________________
2. Умение зрительно планировать выполнения задания («Лабиринт», «Проведи зайку к морковке» и т.п.) ______________________________________________________________Особенности памяти
1. Быстрота запоминания, точность воспроизведения (запомнить и воспроизвести 10 слов в любом порядке 1-5 раз, затем через 50-60 минут). _________________________________
Норма – 3-4 слова через час _____________________________________________________
2. Заучивание короткого стихотворения ___________________________________________Особенности мышления
1. Невербальная классификация геометрических фигур:
– понимает ли безречевую инструкцию при раскладывании геометрических фигур по определенному признаку (цвет, форма) ___________________________________________
(используются 24-26 карточек с изображением геометрических фигур)
2. Способность к обобщению (по картинке)
а) по назначению (что можно надеть, кушать) ______________________________________
б) название обобщающего слова _____________________________________________________________________________
3. Классификация обобщающих понятий (посуда, чашка) ____________________________
4. Исключение лишнего предмета (4-й лишний) ____________________________________
5. Понимание серии картинок, связанных единым сюжетом __________________________
6. Придумывание начала и конца рассказа по серии картинок _________________________
7. Может ли объяснить смысл загадки ____________________________________________
8. Устанавливает ли причинно-следственные связи _________________________________
9. Умение абстрагировать _______________________________________________________

                                                            Особенности речи

1. Понимание словесной инструкции (регулирующая функция речи) __________________
2. Объем пассивного словаря (по предметным, сюжетным картинкам) _________________
3. Объем активного словаря (по предметным, сюжетным картинкам) __________________
4. Особенности фразовой речи (вопросно-ответная, самостоятельная) __________________
5. Связная речь;
а) составить рассказ по малосюжетной картинке ____________________________________
6) по серии картинок ___________________________________________________________
в) пересказ короткого текста ____________________________________________________Развитие элементарных математических представлений
1. Пересчет предметов до 5-10 ___________________________________________________
2. Соотнесение данного количества с количеством пальцев ___________________________
3. Выделение из множества (1-5) по слову, образцу, показу ___________________________
4. Сравнение множеств (больше, меньше, равно) ___________________________________
5. Счетные операции:
– на конкретном материале — открытый результат __________________________________
– на конкретном материале — закрытый результат по представлению__________________
– отвлеченно (без конкретного материала) _________________________________________
6. Решение простых задач (6 лет) _________________________________________________
7. Придумывание простых задач (6 лет)
— открытый результат _________________________________________________________
— закрытый результат _________________________________________________________
– отвлеченный результат ________________________________________________________Конструктивная деятельность
1. Умение строить по образцу ___________________________________________________
2. Строит по графическому рисунку ______________________________________________
3. Строит самостоятельно _______________________________________________________
4. Умение зарисовать, обыграть постройку ________________________________________

                                                   Особенности эмоционально-волевой сферы
1. Эмоциональная реакция ребенка на сам акт обследования __________________________
2. Характер деятельности:
а) проявление интереса к заданию, стойкость интереса ______________________________
_____________________________________________________________________________
б) целенаправленность деятельности _____________________________________________
в) наличие самоконтроля в деятельности __________________________________________
( нуждается ли в помощи, а какой мере)
3. Способность переноса показанного способа деятельности на аналогичные задания ___ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Критичность в оценке своей деятельности ______________________________________

_____________________________________________________________________________
5. Понимание эмоционального смысла картинок, текстов ___________________________

____________________________________________________________________________
6. Эмоциональная устойчивость (неустойчивость) поведения ________________________

_____________________________________________________________________________
7. Контактность в общении со взрослыми, детьми __________________________________
_____________________________________________________________________________

Заключение дефектолога по результатам обследования__________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Источник