Диагностическая карта развития ребенка в школе

Диагностическая карта развития ребенка в школе thumbnail

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

______________________________________________

(Ф.И.О. ребенка)

______________________________________________

(Дата рождения)

Прибыл из дошкольной образовательной организации: _____________________________________________________________________________

(наименование ДОО, город)

1 «___»  класс: ________________________________________________________________

(год обучения, наименование общеобразовательной организации, город)

2 «___» класс: _________________________________________________________________

(год обучения, наименование общеобразовательной организации, город)

3 «___»  класс: ________________________________________________________________

(год обучения, наименование общеобразовательной организации, город)

4 «___»  класс: ________________________________________________________________

(год обучения, наименование общеобразовательной организации, город)

г. Сургут

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) направлен на обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; создание благоприятных условий развития и обучения детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; создание условий для формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273, ст.11, п.1).

Основной задачей дошкольного образования является формирование у детей предпосылок универсальных учебных действий (далее – УУД) на этапе завершения ими дошкольного образования (ФГОС ДО, п.4.7.). ФГОС начального общего образования нацелен на достижение учащимися личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД), предметных  результатов обучения (ФГОС НОО, ст.1, п.6).

Для обеспечения преемственности в обучении, развитии и воспитании ребенка, соблюдения принципа индивидуализации образования разработана индивидуальная карта развития младшего школьника (далее – ИКР).  

Нормативными основаниями разработки ИКР младшего школьника являются:

– Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273 (ст.11, ст.28, ст.42, ст.44, ст. 77, ст.79);

– приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.11.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (ФГОС НОО, ст.1 п.6, ст. 2 п.9-11).

Индивидуальная карта развития младшего школьника внедряется в общеобразовательных организациях, подведомственных департаменту образования Администрации города Сургута.

Индивидуальная карта развития младшего школьника – это необходимый инструмент для достижения эффективных результатов по своевременному выявлению особенностей в развитии ребенка и организации коррекционной и/или развивающей работы.

Внедрение индивидуальной карты развития для начальной школы с сохранением преемственности с ИКР дошкольника и в соответствии требованиям ФГОС начального общего образования позволит:

– обеспечить преемственность дошкольного, начального общего образования, основного общего образования;

– организовать взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам обучения, развития и воспитания ребенка;

– определить особенности развития, задатки и наклонности ребенка, уровень сформированности универсальных учебных действий;

– выявить затруднения в развитии ребенка, требующие психолого-педагогического сопровождения в освоении обучающимся основной образовательной программы начального общего образования, оказания помощи в развитии и социальной адаптации;

Индивидуальная карта развития младшего школьника оформляется на учащихся с момента поступления в общеобразовательную организацию. Хранится карта у классного руководителя.

В том случае, если у учащегося при поступлении в школу отсутствует индивидуальная карта развития младшего школьника, ИКР заводится и заполняется с момента поступления.

При выявлении затруднений в развитии ребенка анализируются причины их возникновения, при необходимости обеспечивается оказание психолого-педагогической помощи учащемуся.

По мере проведения диагностических процедур и заполнения карты необходимо своевременно информировать родителей учащихся о результатах, положительной динамике или возможных трудностях.

В случае, когда ребенок выбывает из школы в связи с переходом в другую образовательную организацию или по окончании обучения в 4 классе, родителям выдается  выписка из индивидуальной карты развития.

Содержание и ведение индивидуальной карты развития

младшего школьника.

Индивидуальная карта младшего школьника содержит титульный лист и 5 разделов.

Титульный лист. На титульном листе указывается фамилия, имя, отчество ребенка, дата рождения; наименование дошкольной образовательной организации, которую посещал ребенок; класс, год обучения, наименование общеобразовательной организации.

Раздел 1. Мониторинг формирования универсальных учебных действий. Мониторинг позволяет определить уровень формирования личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД. Мониторинг разработан в соответствии с критериями ФГОС, с использованием опыта работы Воронежской области («Практика административной работы в школе» №7, 2014г.).

Таблица мониторинга заполняется при помощи «Диагностической карты формирования УУД» (приложение 1), в которой уровень формирования УУД определяется по критериям с использованием трехбалльной шкалы оценок (от 0 до 2 баллов). Сумма баллов позволяет определить уровень сформированности (высокий, средний, низкий) каждого из видов УУД.

Читайте также:  Развитие ребенка во втором полугодии

Заполняет карту классный руководитель (при необходимости – коллегиально с педагогами) по результатам наблюдения за ребенком в учебной деятельности, в ситуациях общения, взаимодействия. Периодичность заполнения – 1 раз в год (в 4 четверти).

Раздел 2. Результаты муниципальных диагностических работ. В данный раздел вносится информация об обязательных комплексных диагностических работах, проводимых на муниципальном уровне (в соответствии с приказом департамента образования, по запросу МКУ «Информационно-методический центр»).

В таблице указывается название диагностической работы, цель ее проведения, сроки проведения; количественные и качественные результаты учащегося.

Раздел заполняется классным руководителем.

Раздел 3. Выявление задатков и наклонностей учащегося.

Раздел разработан по материалам авторской карты О.Г. Волкова, профессора, автора проекта АСИ «Создание эффективной системы выявления задатков и развития способностей детей в детском саду и школе»

Педагогом заполняется таблица с целью выявления выраженных склонностей ребенка (приложение 2). В столбце «наблюдения педагогов» знаком (+) отмечается мнение педагога о конкретных задатках ребенка в одном или нескольких направлениях деятельности, подтвержденных неоднократными лучшими результатами в сравнительном наблюдении действий ребенка с другими детьми равными или старше его по возрасту. Склонности ребенка к определенному направлению деятельности считаются выраженными, если у ребенка отмечены все или практически все задатки по данному направлению. Наиболее ярко выраженные склонности ребенка отмечаются знаком (+) в таблице результатов.

Далее педагог прописывает по годам обучения участие ребенка во внеурочной деятельности, дополнительном образовании, конкурсах, способствующих развитию преобладающих склонностей ребенка и их реализации.

Раздел заполняется классным руководителем 1 раз в год.

Раздел 4. Психолого-педагогическая диагностика (вариативная часть). В данный раздел могут быть внесены изменения, исходя из особенностей образовательной организации. Обязательной является информация о результатах адаптации к обучению в школе.

В пункты «Адаптация к обучению в школе», «Познавательная сфера» вносятся количественные показатели и уровень развития (В – высокий; С – средний (соответствует норме); НС – ниже среднего; Н- низкий); в пункты  «Мотивационная сфера», «Эмоционально-волевая сфера», «Речевое развитие» – качественные показатели.

В колонке «Используемые методы диагностики» указываются название и автор диагностической методики.

Раздел заполняется классным руководителем, педагогом-психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом. Периодичность заполнения – 1 раз в год.

Данный раздел заполняет классный руководитель: в характеристике отражаются результаты формирования универсальных учебных действий, уровень усвоения основной общеобразовательной программы, психологические особенности развития, эмоциональное состояние в школе; отмечаются затруднения ребенка.

Содержание и ведение выписки из индивидуальной карты развития младшего школьника.

Выписка из ИКР заполняется и выдается родителям учащихся на момент выбытия из образовательной организации в связи с переходом в другую школу или по окончании 4 класса.

Титульный лист. На титульном листе указывается фамилия, имя, отчество ребенка, класс, наименование общеобразовательной организации.

Раздел 1. Сформированность универсальных учебных действий. В разделе графически отображаются данные о сформированности УУД на момент оформления выписки (по результатам мониторинга формирования УУД). Раздел заполняет классный руководитель.

Раздел II. Выявление задатков и наклонностей учащегося. Педагогом заполняется таблица, в которой отмечаются наиболее ярко выраженные склонности ребенка.

Далее педагог прописывает  участие ребенка во внеурочной деятельности, дополнительном образовании, конкурсах, способствующих развитию преобладающих склонностей ребенка и их реализации.

Раздел заполняется классным руководителем.

Раздел III. Психолого-педагогическая диагностика (вариативная часть). В данный раздел могут быть внесены изменения, исходя из особенностей образовательной организации. Обязательной является информация о результатах адаптации к обучению в школе.

В пункт «Адаптация к обучению в школе» вносятся количественные показатели и уровень развития (В – высокий; С – средний (соответствует норме); НС – ниже среднего; Н – низкий).

В пункте «Познавательная сфера» указывается соответствует ли развитие возрастной норме, отмечаются особенности развития познавательной сферы.

В пункты «Мотивационная сфера», «Эмоционально-волевая сфера», «Речевое развитие» вносятся качественные показатели.

Читайте также:  Творческая позиция воспитателя в преобразовании среды развития ребенка

Раздел заполняется классным руководителем, педагогом-психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом.

  1. Рекомендации родителям. Раздел заполняется в случае выбытия учащегося из школы в 1-м , 2-м, 3-м классе. В разделе даются рекомендации педагогов, специалистов ППМС сопровождения по развитию, обучению и воспитанию ребенка. Классным руководителем отмечаются особенности усвоения программного материала, взаимоотношений с одноклассниками, педагогами. Специалисты ППМС сопровождения заполняют раздел исходя из данных диагностики, коррекционной работы с ребенком.

Если отсутствуют рекомендации педагога-психолога, учителя-логопеда, прописывается «Развитие соответствует возрастной норме». При отсутствии рекомендаций социального педагога – «Социальная ситуация благополучна. В поведении девиаций не проявляет».

Если в образовательной организации отсутствуют специалисты ППМС сопровождения – в соответствующих пунктах ставится прочерк.

    Раздел заполняется на выпускника начальной школы. Классный руководитель пишет характеристику на учащегося, в которой должны быть отражены результаты формирования универсальных учебных действий, уровень усвоения основной общеобразовательной программы, психологические особенности развития, эмоциональное состояние в школе; отмечаются затруднения ребенка. Текст характеристики должен быть доступен для понимания родителей.

    Источник

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №26 V ВИДА  Г.КРАСНОДАРА  КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ.

    ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 1-4 КЛАСС.

    Ф.И. О._________________________________________________________________________________________________________________________

    Дата рождения __________________________________________________________________________________________________________________

    Состав семьи____________________________________________________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________

    Домашний адресс________________________________________________________________________________________________________________

    Телефон родителей______________________________________________________________________________________________

    Методики

    Дата

    ____________

    1-й класс

    Дата

    ____________

    2-й класс

    Дата

    ____________

    3-й класс

    Дата

    ____________

    4-й класс

    Динамика

    1

    Восприятие

    Зрительное

    Слуховое

    2

    Мышление

    3

    Внимание

    Распределение и переключение

    Концентрация  

    4

    Память

    Слухо -речевая

    Зрительная

    5

    Пространственные представления

    6

    Временные представления

    7

    Схема тела

    8

    Качественная характеристика речи

    9

    Запас представлений об окружающем мире

    10

    Уровень адаптации 1 класс

    I

    II

    11

    Мотивация к школьному обучению

    I

    II

    I

    II

    I

    II

    I

    II

    12

    Школьная тревожность

    I

    II

    I

    II

    I

    II

    I

    II

    13

    Агрессивность

    I

    II

    I

    II

    I

    II

    I

    II

    14

    Работоспособность

    15

    Эмоционально-личностные и мотивационно-волевые особенности

    Латеральный фенотип Рука__________________________ухо______________________________глаз_______________________________

    Заключение:

    1класс__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2класс__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    3класс_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    4класс__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Рекомендации:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА №26 V ВИДА  Г. КРАСНОДАРА  КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ.

    ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 5-10 КЛАСС.

    Ф.И. О._________________________________________________________________________________________________________________________

    Дата рождения __________________________________________________________________________________________________________________

    Состав семьи____________________________________________________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________

    Домашний адресс________________________________________________________________________________________________________________

    Телефон родителей______________________________________________________________________________________________________________

    Методики

    Дата

    ________

    5-й класс

    Дата

    _______

    6-й класс

    Дата

    _______

    7-й класс

    Дата

    _______

    8-й класс

    Дата

    _______

    9-й класс

    Дата

    _______

    10-й класс

    Динамика

    1

    Восприятие

    Зрительное

    Слуховое

    2

    Мышление

    3

    Внимание

    Концентрация

    Распределение и переключение

    4

    Память

    Слухо-речевая

    Зрительная

    5

    Пространственные представления

    6

    Временные представления

    7

    Качественная характеристика речи

    8

    Запас представлений об окружающем мире

    9

    Уровень адаптации

    (5,10 класс)

    10

    Профориентация

     (9-10 класс)

    11

    Мотивация к школьному обучению

    I

    II

    I

    II

    I

    II

    I

    II

    I

    II

    I

    II

    12

    Школьная тревожность

    I

    II

    I

    II

    I

    II

    I

    II

    I

    II

    I

    II

    13

    Агрессивность

    I

    II

    I

    II

    I

    II

    I

    II

    I

    II

    I

    II

    14

    Работоспособность

    15

    Эмоционально личностные и мотивационно – волевые особенности

    Латеральный фенотип

    Рука__________________________ухо______________________________глаз___________________________________

    Заключение:

    5класс__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    6класс__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    7класс__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    8класс__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    9класс__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    10класс_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Рекомендации: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Педагог-психолог                                                                                                                                        А.А. Козлова

    Источник

    Карта наблюдений за особенностями

    личностного развития ребенка

    «Карта наблюдений за особенностями личностного развития ребенка» предназначена для организации наблюдения за детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Ее целью является наблюдение за личностными особенностями детей. Проводит эти наблюдения педагог по критериям, указанным в карте. Результаты наблюдений являются необходимыми для оценки особенностей личностного развития детей, сформированности внутренней позиции школьника, материалом для беседы с родителями ребенка. Протокол наблюдения заполняется на каждого ребенка. Данный протокол доступен для педагога и очень удобен, т. к. не требует больших затрат времени, а психолог в силу специфики своей работы не может провести столь глубокого наблюдения за каждым ребенком. Полученные результаты могут стать основанием для составления психологической характеристики ребенка и при необходимости помогут педагогу и психологу в планировании развивающей или коррекционной работы.

    Читайте также:  Внутриутробный период развития ребенка по неделям

    Заполненный педагогом протокол отдается педагогу-психологу ОУ. Заполняться протокол наблюдения может как в период адаптации детей к школе, так и в процессе обучения в начальной школе, а также по ее окончании. Возможно повторное заполнение протокола («на входе» и «на выходе», в зависимости от целей исследования). В этом случае результаты разных этапов наблюдения можно обозначать пастой разного цвета.

    Инструкция

    Уважаемые педагоги! Просим вас провести наблюдение за ребенком (примерно в течение 1-2 недель) по следующим показателям: особенности самовыражения ребенка, особенности общения со сверстниками и взрослыми, сформированность предпосылок к освоению учебной деятельности. Отметьте кружком или галочкой характерные проявления данного ребенка. Наиболее яркие особенности по каждому показателю можно выделить (подчеркнуть).

    1. Фамилия, имя ребенка, дата рождения (возраст). Дата обследования

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Особенности самовыражения ребенка

    1. Поведение

    • Активность, яркость, инициатива в выборе деятельности и партнера, открытость, любопытство

    • Пассивность, замкнутость, безразличие

    • Беспокойство, возбудимость

    2.Эмоции

    • Положительно окрашенные

    • Негативные (тревога, печаль, агрессия и др.)

    • Частая смена эмоций

    1. Особенности общения со взрослыми

    • Непосредственность, искренность, эмоциональная близость

    • Ощущение дистанции, понимание условной роли воспитателя, послушание

    • Неприятие роли воспитателя, отсутствие дистанции, негативизм, агрессивность

    1. Особенности общения со сверстниками

    1. Личностное общение:

    • Заинтересованность в сверстнике, контактность, доброжелательное отношение, личные симпатии, дружба

    • Трудности в установлении контактов, конфликтность, агрессивность

    • Неуверенность в себе, застенчивость, обидчивость, тревожность, трудности в установлении контактов

    2. Деловое общение:

    • Легкость в установлении деловых контактов, понимание общей задачи совместной деятельности, наличие децентрации (умение выслушать другого, понять его точку зрения), адекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка

    • Непонимание смысла делового общения и своей роли в нем, отсутствие децентрации, неадекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка

    V. Сформированность предпосылок к освоению учебной деятельности

    1.Мотивация

    Особенности мотивов:

    • Заинтересованность содержательной стороной деятельности (интерес к фактам, закономерностям, способам деятельности, дополнительным источникам знаний, познавательная активность, любознательность, изобретательство)

    • Заинтересованность эмоциональной, игровой стороной деятельности (познавательная активность проявляется при насыщении учебного процесса разнообразными видами деятельности, игрой)

    • Заинтересованность социальной стороной деятельности (эмоционально насыщенным личностным общением со сверстниками и взрослым, желание получать одобрение и оценку учителя, желание занять определенное место в группе детей)

    • Заинтересованность внешней стороной деятельности (новизной, наглядностью)

    • Отсутствие интереса к учению (познавательная пассивность, отсутствие любознательности)

    Виды мотивов:

    • Мотивы достижения успеха

    • Мотивы избегания неудач

    • Мотивы не связаны с учением (альтернативные мотивы)

    2. Произвольность

    Особенности восприятия образца и правила:

    1. Способен «услышать» инструкцию, воспринять задание, данное на слух или зрительно; умеет анализировать образец, сличать образец с выполняемым заданием

    2. Трудности с восприятием задания, данного на слух или зрительно, трудности с анализом и воспроизведением образца

    Особенности решения учебной задачи:

    • Принимает и удерживает (сохраняет до получения результата) учебную задачу

    • Принимает, но не удерживает учебную задачу

    • Не принимает учебную задачу.

    • Способен объяснить своими словами цель работы и этапы ее достижения

    Степень самостоятельности:

    • Самостоятельно выполняет задание, данное взрослым, изредка обращаясь за помощью с целью уточнения (работа в зоне актуального развития)

    • Требуется частичная, но регулярная помощь взрослого (работа в зоне ближайшего развития)

    • Требуется постоянная помощь взрослого; беспомощность в выполнении задания

    Саморегуляция

    • Способен подчинить свое поведение требованиям взрослого

    • Испытывает трудности подчинения своего поведения требованиям взрослого

    3. Отношение к помощи со стороны взрослого

    • Принимает помощь взрослого

    • Не принимает помощь взрослого

    VI.Выводы__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    VII.Рекомендации:

    Педагогу_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Родителям______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    VIII. Помощь специалистов (психолога, логопеда, психоневролога), в которой нуждается ребенок ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    IX. ФИО экспериментатора, подпись______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Источник