Детство как период развития ребенка
Раннее детство – особый период в развитии ребёнка.
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.
Что представляет собой ребёнок раннего возраста?
Психологи считают, что первые три года –это самый важный период в развитии ребёнка. В этот период закладывается основание всей будущей жизни. Уверенность в себе, знание, что ты желаем и любим, чувство собственного достоинства, поведение в стрессовых ситуациях – всё это восходит к самому раннему детству, к отношениям малыша с родителями. Этот период имеет решающее значение для формирования личности, важно знать что представляет собой ребёнок этого возраста.
Основной особенностью периода раннего детства является наиболее интенсивный темп развития всех органов и систем.
В период от 1 до 3 лет у ребёнка прорезываются все молочные зубы, он быстро растёт и прибавляет в весе, развивается его речь и память. Ребёнок начинает ориентироваться в окружающем мире, активно познаёт его. В этот период огромное значение для малыша имеет игра.
От рождения до года.
Лучший способ узнать ребёнка- понаблюдать за ним и прислушаться к нему. Полезно знать об общих чертах детей этого возраста:
· Познаёт мир через ощущения
· Полностью зависим
· Сосредоточен на себе
· Воспринимает звуки, зрительные образы, тон разговора(ласковый или сердитый)
· Быстро растёт и изменяется
· Играет сам с собой
· Узнаёт людей и реагирует на них.
· Учится хватать
· Другие моторные навыки: учится ползать, сидеть, стоять
· К концу года начинает ходить.
От года до двух лет.
В два года ребёнок перешагивает через несколько препятствий чередующимся шагом, удерживает равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу. В подвижные игры для детей двух лет можно включать прыжки, бег, бросание мяча и скатывание его с горки.
· Ходит всё увереннее
· Требует внимания к себе
· Познаёт мир через ощущения
· Внимание быстро рассеивается
· Полностью может концентрироваться только на одной вещи
· Восприятия конкретны, воображение ещё не развито(думает только о том что видит)
· Слабая координация движений
· Нет «тормозов» его трудно остановить
· Решителен
· Любопытен ,жаждет исследовать мир
· Подражает взрослым
· Непослушен
· Любит постоянный распорядок дня, чувствуя себя так безопасней
· Сосредоточен на себе
От двух до трёх лет.
В три года ребёнок называет правильно четыре основных цвета и несколько оттенков .Ориентируется в семи цветах спектра (знает чёрный белый цвета) находит по образцу, по просьбе взрослого.
· По-прежнему сосредоточен на себе.
· Любопытен
· Координация движений ещё не совершенна.
· Активен.
· Исследователь, интересуется окружающим миром.
· Играет большей частью один.
· Импульсивен, действует по первому пробуждению.
· Склонен проверять «границы дозволенного».
· Становится все более независимым.
· Любит учиться.
· Ему не надоедает повторять одно и то же.
· Нелогичен.
· Возникает чувство прекрасного.
· Подражает взрослым.
· Внушаем.
· Сравнивает себя с другими.
· Развивает самосознание.
· Формируется словарь (у трех летних он уже довольно большой)
Быстрый темп развития организма – особенность раннего возраста.
Быстрый темп развития ребенка раннего возраста имеет ряд особенностей. Прежде всего – это скачкообразность развития. Скачкообразность отражает нормальный закономерный процесс развития организма ребенка, и наоборот, отсутствие скачков является следствием дефектов в развитии и воспитании детей.
Быстрый темп развитие ребенка обусловлен быстрым установлением связи с окружающим миром и в то же время медленным закреплением реакции. Поэтому очень важно как можно больше повторять, закреплять новые навыки, учить малыша делать что – либо новое самостоятельно. Это лучше закрепит полученные знания.
В чём уникальность раннего детства?
Самоценность раннего детства – в остроте восприятия окружающего мира, особом мире чувств и представлений.
(Н.С. Ежкова)
Период раннего возраста отличается уникальностью и неповторимостью. Его правомерно выделяют в общем развитии и воспитании детей дошкольного возраста.
Период раннего детства уникален тем, что именно в этот временной отрезок ребенок развивается столь стремительно как ни когда в последующие годы жизни.
Источник
Детство может быть разделено на следующие периоды: внутриутробный период; период новорожденного, включающий первые 28 дней жизни; период грудного возраста — от 4 недель до 1 года; период раннего детства — от 1 года до 3 лет; дошкольный период — от 3 лет до 6 лет; школьный период или период старшего детства, включающий школьный период как таковой (или «младший школьный»), который начинается в 6 лет и заканчивается в 10—12 лет после чего следует период половой зрелости.
Основной характеристикой детства является развитие человеческого организма, начиная от яйца (получившегося путем соединения сперматозоида с яйцевой клеткой) до зрелого человека в возрасте 18—20 лет, способного к самостоятельной жизни в рамках определенного общества.
Развитие состоит из двух различных, но весьма тесно связанных между собой процессов:
Рост
Количественный процесс, который проявляется изменениями размеров тела. На уровне клеток развитие соответствует размножению числа клеток (или ядер) и увеличению их объема, что представляет собой непрерывный, измеряемый процесс, который достаточно легко изменяет свой ритм. Скорость роста варьирует в зависимости от каждого ребенка, и этим объясняются различия, отмечаемые у взрослых лиц.
Созревание
Процесс, который проявляется изменениями структуры, состава и функционирования клеток, тканей, органов или всего тела вообще, представляя собой также непрерывное явление, развивающееся с относительно постоянной скоростью и которое устанавливается гораздо труднее. Скорость созревания варьирует в зависимости от ребенка, но его результат — зрелость — является одинаковым почти для всех лиц.Эти два механизма взаимосвязаны: быстрота роста или пропорций между частями тела зависит от эндокринного созревания, а кривая веса тела зависит от созревания тканей. Это различие позволяет лучше осветить общую картину развития организма, факторов, которые могут его изменить, а также методов измерения.
Внутриутробный период (предродовой)
Представлен 9 месяцами беременности, а жизнь начинается с момента соединения женской яйцеклетки с мужским сперматозоидом. Внутриутробный период является одним из наиболее активных и комплексных этапов развития, учитывая, что в течение 9 месяцев микроскопическая клетка становится плодом в 3 кг. В течение этого периода клетки формирующегося человека являются чрезвычайно уязвимыми, несмотря на защиту, оказываемую материнским организмом и плацентой. Оценка внутриутробного роста осуществляется в зависимости от продолжительности беременности (подсчет количества дней между последней менструацией и родами) и на основании признаков созревания различных органов и нервной системы. В течение первых 3 месяцев (зародышевый субпериод) внутриутробной жизни все системы организуются и развиваются весьма быстро. Именно в этот период патологические факторы, в большинстве своем наружного происхождения, обусловливают большинство отмечаемых врожденных аномалий. В конце второго квартала беременности размеры плода составляют 70%, а вес — всего лишь 20% по отношению к этим значениям при рождении. Следовательно, последние 3 месяца беременности представляют собой наиболее быстрый период роста и, особенно, увеличения веса тела.
Период новорожденного (0—28 дней)
Представляют собой этап адаптации ребенка к внеутробной жизни, будучи наиболее трудным периодом с точки зрения ухода со стороны матери, врача и патронажной сестры. Питание, уход за кожей и создание необходимых условий окружающей среды (белье, правильно проветриваемое и согреваемое помещение, адаптация семьи к новому члену, создание у матери навыков ухода за новорожденным) имеют очень большое значение. Мать должна научиться различать пределы нормы в явлениях, наблюдаемых у новорожденного. Этого необходимо добиться с первых же дней, так как в этот период происходит целый ряд физиологических явлений — желтуха, снижение веса тела, кожные высыпания и т. д., а заболевания вообще имеют тенденцию к генерализации и быстрому развитию.
Период грудного возраста (28 дней — 1 год)
Характеризуется продолжающимся быстрым увеличением веса и роста. Длина тела в течение первого года жизни увеличивается на 20—23 см, а вес удваивается спустя 5 месяцев и утраивается за год. Окружность черепа увеличивается на 12 см (34—35 см при рождении, 46—47 в возрасте одного года). Размножение клеток нервной системы заканчивается в возрасте 5 месяцев. Исключительно молочное питание в начале жизни становится все более разнообразным к концу первого года. Для матери этот период является длинным и трудным, если принять во внимание, что ее знания и навыки должны пополняться каждую неделю, а иногда даже и каждый день. Существо, которое умеет только спать и глотать, становится маленьким человеком, который к концу первого года ходит, начинает говорить, проявлять характер. Заболевания, которые преобладают у грудных детей, зависят, главным образом, от качества ухода со стороны семьи (поносы, дыхательные инфекции, кожные заболевания, плохое питание и т. д.). Развитие этих заболеваний зависит как от строения организма ребенка, так и от сотрудничества между педиатром, семьей и патронажной сестрой.
Период раннего детства или младшего дошкольного возраста (1—3 года)
Характеризуется замедлением темпов увеличения веса тела (3 кг в возрасте 1—2 года; 1,5—2 кг в возрасте 2—3 года) и роста 2—3 см в возрасте 1 — 2 года; 1 см в возрасте 2—3 года). Пропорции между размерами головы, туловища и конечностей изменяются, обусловливая изменения общего вида ребенка. Появляются последние молочные зубы, а двигательная функция совершенствуется. В этом периоде следует вырабатывать у ребенка соответствующие навыки и привычки. В раннем детстве среди заболеваний преобладают: несчастные случаи, интоксикации, интеркурентные заболевания, некоторые расстройства поведения вследствие ошибочного ухода за ребенком.
Второй период детства или дошкольный период (3—6 лет)
Физическое развитие ребенка плавное. По сравнению с показателями при рождении, в 5 лет вес тела увеличивается в 5 раз, а рост удваивается в 4 года. Миелинизация головного мозга заканчивается к 3 годам, а в 6 лет его объем достигает 90% по сравнению со взрослым.Питательные нужды меньшие, чем в предыдущие периоды. В этом периоде ребенок приобретает некоторую самостоятельность. Родители должны понять, что ребенку необходимо развернуться, что настало время приобщения к детскому коллективу и что основной его деятельностью является игра. В этом возрасте патология, в основном, представлена различным несчастными случаями, инфекционными заболеваниями, аллергиями.
Третий период детства или школьный возраст
Начинается с 5—6 лет и заканчивается в 10 — 12 лет. Будучи периодом сравнительно плавного развития, скорость которого почти постоянна; это — возраст совершенствования приобретенных навыков. Процесс роста, главным образом, затрагивает конечности. Появляются постоянные зубы.
Половая зрелость
Сравнительно длинный период, продолжающийся несколько лет, во время которого происходит переход от детства в период взрослого возраста. Здесь преобладают следующие превращения: соматическое развитие (рост, вес тела), изменение первичных половых признаков (половые органы) и появление вторичных признаков. Параллельно происходят изменения всего организма с глубокими последствиями с психологической точки зрения. Переход от периода детства к периоду взрослого возраста происходит различно у каждого ребенка. Признаки половой зрелости прогрессируют одновременно, но в различном ритме, и в течение 4—5 лет наступает картина развитого взрослого организма. Этот период, который обычно называется периодом половой зрелости, состоит из 3 этапов.
Препубертатный период (препубертатность)
Начинается приблизительно в 10 лет у девочек и в 12 лет у мальчиков; его доминирующим признаком является секреция соматотропного гормона, который стимулирует рост. Кроме того, в этом периоде у девочек начинается секреция яичников, а у мальчиков — секреция тестикулярных гормонов.
Период половой зрелости (как таковой)
Начинается в возрасте 10 — 14 лет у девочек и 11 — 16 лет у мальчиков. Как начало, так и продолжительность этого периода могут быть весьма различными, но вообще он более короток у девочек (4—5 лет), чем у мальчиков (5—6 лет). В этом периоде доминируют процессы полового созревания вследствие повышения секреции гонадотропных и половых гормонов, происходит рост и функциональное развитие половых органов. После периода количественных накоплений происходит качественный скачок, то есть появление первого цикла менструации у девушек и первой эякуляции — в форме полюции — у мальчиков.
Постпубертатный период (отрочество)
Продолжается от появления половой зрелости (первая менструация у девушек и первая поллюция у мальчиков) и до окостенения хрящей роста, что совпадает с появлением третьего моляра. На этом этапе завершается половое созревание и, главным образом, наступает нейропсихическая зрелость. Это деление является, конечно, произвольным, так как все превращения в течение этих периодов прогрессируют одновременно, являясь специфическими для каждой географической зоны, для каждой народности и даже для каждого ребенка одной и той же семьи.
Факторы, которые могут оказывать влияние на развитие вообще и, соответственно, на картину полового созревания являются многочисленными.
Среди них мы прежде всего назовем наследственность (у высоких родителей и высокие дети); питание (дети, которые в период грудного возраста и половой зрелости получили малые количества протеинов, какими являются молоко, молочные продукты, мясо, рыба, обычно малого роста); наиболее убедительным примером являются японцы, переселившиеся в Соединенные Штаты Америки, которые в результате изменения питания в настоящее время имеют значительно более высокий рост; точно так же, за последние десятилетия наблюдается скачок роста жителей Японии вследствие повышения их жизненного уровня; окружающая среда вообще (высота над уровнем моря, климат, освещение, солнечное облучение); наследуемые или приобретаемые заболевания; социально-экономические факторы (санитарно-медицинские условия; подход родителей к уходу за ребенком — чрезмерно оберегаемые дети, выращенные с боязнью заболеваний, простуд, сквозняков, без правильной закалки, достигают половой зрелости позднее и с осложнениями; не гигиенические жилищные условия; подход к прогрессу и научным концепциям относительно современной жизни; неблагополучная семейная обстановка и т. д.). Все эти факторы, уже давно известные и общепринятые, но правильно используемые только в некоторых странах, обусловили так называемую «акселерацию роста с течением времени». Эта присущая нашему веку «акселерация» была отмечена во всех странах Европы и Северной Америки, а также в некоторых странах, в которых произошли изменения питания и традиционного воспитания детей и молодежи. Средний рост человека увеличивается каждое десятилетие на 1,5 см в возрасте 4—6 лет; на 2,5 см — к 11 годам и на 1 см — у взрослых лиц. В то же время половая зрелость в среднем на десятилетие наступает раньше на 4 месяца, с начала нынешнего века; соответственно, менструации появляются у девушек в среднем на 28 месяцев раньше. В настоящее время этот процесс продолжается особенно среди детей тех социальных групп, где улучшились жизненные условия и наблюдается интерес к физическим упражнениям, физическому труду и распространению массовых видов спорта.
Следовательно, явление акселерации обусловливается улучшением питания, состоянием здоровья и условий жизни, что позволяет детям и подросткам полностью реализовать потенциал, носителями которого они генетически являются.
Факторы среды могут продолжительно и даже окончательно изменить некоторые анатомические, функциональные и психические особенности человека; особенно действует среда в первые годы жизни (0—4 года) и в период полового созревания.
Источник
УДК 001.201
Таренко Анастасия Андреевна – студент Инженерно-строительного факультета Донского государственного технического университета.
Аннотация: В данной статье рассматривается первый период жизни человека. Описывается ключевые моменты этого возраста и их отражение на характер индивида.
Ключевые слова: Жизнь, детство, возраст, переодизация.
Детство
Первым этапом жизненного цикла человека является детство. В этот период, начинающегося с момента рождения и заканчивающегося с вступлением в зрелую жизнь, происходит физический рост и развитие человека, оттачиваются жизненно важные навыки, закладываются основы понимания окружающего мира, усваивается культура общества, в котором находится ребёнок. Необходимо иметь представление, что детство является и частью индивидуального развития, но и понятие, которое в различных исторических эпохах и у разных народов могло иметь неодинаковый культурный и социальный смысл. Процесс развития и социализации ребёнка протекает в окружающей его культурной среде, которая связана с остальными сторонами общественной жизни. Значение, вкладываемое в слово «детство», видоизменяется с течением времени и по-разному определяется в культурах.
В детстве идёт невероятно быстрое развитие ребёнка, как физически, так и психически.
Особое значение имеет время раннего детства, нарушения которого, например, изолирование от контакта с людьми или насилие, приводят к тяжёлым психическим травмам. Этот этап составляет около одной десятой человеческой жизни. По тому, что будет заложено в ребёнка в данные годы, возможно определить то, каким будет его характер, когда он повзрослеет.
Впечатления, полученные в детстве, не всегда совпадают с действительностью, они могут казаться ярче, основаны или на пересказе взрослыми и фотографиях, или на собственных неполных воспоминаниях. Они могут быть как счастливыми, так и негативными. Как только ребёнок начинает активно познавать мир, ему открывается много новых и неизвестных вещей. Получая первые болевые впечатления, дети пугаются и начинают плакать, что является естественной реакцией, но неприятные ощущения быстро проходят. Счастье не является моментальным впечатлением. Оно основано на постоянной атмосфере, формируемой окружением ребёнка. Игры с родителя, их забота и проявления любви, доверие всё это является ключевым в счастье ребёнка.
Этнография (антропология) детства
Античный период истории может характеризоваться массовыми детоубийствами, те же, кто выживал, впоследствии являлись жертвами насилия.
В средневековой культуре Европы практически не существовало понятия о детстве, как особом этапе жизни индивида. Но это не значит, что дети не воспринимались как то, чем можно пренебречь или не заботится. В этом историческом периоде специфического понимания природы детства и осознания отличий между ребёнком и взрослым не было. Ребёнок становился взрослым сразу после того, как мог обходиться без помощи матери, нянек или кормилиц. В крестьянских семьях дети начинали трудиться с довольно раннего возраста, выполняя то же, что и взрослые. Так же детей отдавали в город как учеников и подмастерья. Внутренний мир ребёнка отходил на второй план по причине того, что он, по мнению взрослых, не являлся отдельным от их собственного.
В Новом времени дети ещё не владеют самостоятельным духовным существованием, но родители начинают проявлять к ним эмоции.
В Новейшем времени происходит сближение детей с родителями. Ребёнок для взрослых больше не является простым предметом, за которым нужен физический уход. Однако идёт полное контролирование его поведения, внутреннего мира, мыслей и воли. В эпоху классицизма начинает закладываться понятие о детстве как особенном периоде человеческой жизни. Развитие значение данного слова идёт и в наши дни.
Возрастные характеристики
Дети от рождения могут иметь широкий спектр естественных форм поведения, например, проявления хватательного, мигательного, защитного рефлексов, которые являются безусловными, и сосания – сложного инстинкта. Большую часть времени младенец проводит во сне, которые просыпаются, когда чувствуют голод или от неприятных ощущений. Для ребёнка до года характерно: познание мира через ощущение, сосредоточенность на самом себе, восприятие звуков и зрительных образов, полная зависимость от взрослых, появление некоторых моторных навыков.
В этом возрасте у детей начинают появляться зубы, которые прорежутся полностью до трёх лет, также происходит быстрый рост ребёнка и увеличение его веса. Появляется навык ориентирования в пространстве и начинается активное познание окружающего мира. Ключевое значение в развитии имеет игра. Следующее, чем овладевает ребёнок, это навыки ходьбы. Для данного возраста характерно: любопытность, решительность, подражание взрослым, непослушность, способность концентрации на одном объекте, слабая координация движений.
Особенности развития речи
Словарный запас ребёнка довольно обширен, но произнести он может лишь малую его часть. Это значит, что активная речь опережается пассивной. Дети могут неправильно воспринимать слова, которые плохо услышали, что замедляет развитие речи. Также развивается значение детских слов путём уменьшения смыслов, вкладываемых в них, и первых функциональных обобщений. Ребёнок начинает открывать то, что у каждого объекта есть своё наименование. Он учится делать из слов предложения, в которых отсутствуют предлоги, так как ребёнок знает ещё не так много речевых конструкций. Грамматический строй речи усваивается только в районе трёхлетнего возраста. К моменту дошкольного возраста он владеет большинством синтаксических конструкций, имеющимся в языке.
Характер
В формирование характера у детей огромную роль играет домашняя атмосфера. Ребёнок познает злобу и научится осуждать, если будет замечать вражду. Для того, чтобы научить малыша терпению и прощению, надо постоянно показывать ему их. При постоянных насмешках он станет застенчив и скован. Чувство вины появляется, когда его ругают. Благородными и самоуверенными вырастают дети, которые часто слышали похвалу. Если относится к нему справедливо, то у ребёнка сформируется чувство правосудия. Ребёнок может познать любовь, если к нему её будут проявлять.
Дошкольный возраст
Происходят качественные изменения в характере ребёнка: становится разговорчив, появляется желание помогать, крайне доверчивый, воображение достигло наивысшей степени развития, заметно улучшилась координация, способен подружится со взрослым, более самоуверен, развитие творческого инстинкта, может испытать истинное религиозное чувство, снижается зависимость от взрослых. Также большинство детей стараются подражать взрослым. Примером является детская игра, в которой дети имитируют семейные отношения. Между детьми появляются чувства, которые напоминают любовь и являются порой очень крепкими, основаны на возвышенном. Партнёр проявляет знаки внимания и совершает действия, схожие со взрослыми ухаживания.
Школьный возраст
Для ребёнка этот этап может начаться в возрасте 6 или 7 лет и закончится он к 16 годам. В этот период происходит вторая социализация, в которой ребёнком познаётся культура и социальная жизнь общества. Посещая школу, дети познают жизнь, учатся нести ответственность за свою успеваемость, пропуски занятий, форму. Происходит формирование вкусов и развитие личности ребёнка. Налаживаются связи с окружающими, образуются множественные дружеские отношения. В этом возрасте любовь основывается не только на возвышенном и чистом чувстве, но и на увеличение тяги к общению с объектом воздыхания, и большом интересе к нему.
Отсутствие любви может вызывать желание обрести её. Наблюдая за взаимоотношениями сверстников, человек хочет почувствовать те же чувства. Образование с кем-то, кто не является объектом любви, пары может оставить после себя негативные воспоминания и эмоции. В более позднем возрасте влюблённость основана на тяге к личной интимности и стремление познать личность объекта любви.
Таким образом, можно сделать вывод, что основные ценности ребёнком воспринимаются в семье, в которой также идёт формирование его идеалов, привычек, отношения к жизни. Ребёнок сформируется в развитую и самодостаточную личность, если его будут правильно воспитывать как духовно, так и психологически. Важно создавать благоприятную атмосферу, участвовать в играх с ребёнком, показывать и открывать ему новое. К появлению у детей чувств к противоположному полу родители должны отнестись с полной серьёзностью. Всё то, что услышит ребёнок, он перенесёт на себя. Любая неправильная реакция на его слова или неверный комментарий оставит неприятный след в сознание чада.
Список литературы
- Белоконев Г.П., Федосеенков А.В. Педагогическая культура в высшей школе: учеб. пособие. Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т. 2005. 60 с.
- Федосеенков А.В. Социальная маргинальность: экзистенциальный аспект: автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов на/Д., 1998. 24 с.
- Федосеенков А.В. Философия жизни: овеществление и персонализация. В кн.: Строительство – 2015: Современные проблемы строительства. – 2015. – С. 368-370.
- Федосеенков А., Майданская И. 2012. Синкретические ценности “калифорнийской идеологии”. – Науковедение. С. 216 Доступ: https://naukovedenie.ru/PDF/77prgsu412.pdf (проверено 29.11.2017).
- Майданский А.Д., Полухин О.Н., Федосеенков А.В. Деятельностный подход и принцип рефлексивности в науке. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2015. Т. 33. № 14 (211). С. 28-33.
- Борцов Ю.С., Веселая Т.В., Драч Г.В., Запрудский Ю.Г., Коновалов В.Н., Королев В.К., Коротец И.Д., Лубский А.В., Фомина С.И., Федосеенков А.В., Чичина Е.А., Штомпель Л.А., Штомпель О.М. Человек и общество (культурология). – Словарь-справочник / Ростов-на-Дону, 1996.
- Философия и сказка. Сборник научных трудов / Москва-Берлин, 2015.
- Федосеенков А.В. Философия жизни: экзистенциальный аспект социальной маргинальности. – Ростов н/Д, 2014. – 138 с.
- Майданский А. Д., Федосеенков А. В. О категориях качества и количества//Проблемы регионального управления, экономики, права и инновационных процессов в образовании: IV Международная научно-практическая конференция. Том 3. Гуманитарные науки в современном образовании. – Таганрог, 2005. – 322 с.
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Источник