Детское творчество в развитии ребенка дошкольного возраста

ЭССЕ на тему:

«Творческое развитие дошкольников»

“Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других”.
Б.Астафьев

        Творческие способности – далеко не новый предмет исследования.
Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом  подрастающего поколения. 
Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?
        Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
        Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д. В современной психологии и педагогике сформулированы различные теоретические и методические подходы к развитию творческих способностей детей, два из которых наиболее значимы. В соответствии с первым из этих подходов «творческие способности рассматриваются как важная предпосылка успешности обучения, позволяющая ребенку более успешно овладевать новой системой знаний, умений и навыков, решать творческие задачи». В соответствии с другим подходом «творческие  способности составляют результат, итог обучения и воспитания, основывающийся на усвоении специальных способов интеллектуальной деятельности (эвристических приемов решения задач), которые и обеспечивают возможности успешного решения новых задач в данном виде деятельности». Каждый из этих подходов имеет свои методологические и теоретические основания. Первый предполагает, что «творческие способности составляют основу индивидуальных различий  между людьми,  второй  основывается на положении о принципиальной значимости содержания и методов организации обучения и воспитания для развития и формирования творческих способностей детей». Однако для педагогической психологии и для педагогической практики неправомерно противопоставление одного подхода другому, их нужно рассматривать во взаимосвязи. 
       Для того чтобы развивать творческие способности детей, нужно знать их показатели. Основными показателями творческих способностей человека, независимо от возраста, являются беглость и гибкость мышления, его оригинальность, любознательность, точность и смелость. 
        Беглость мышления – это количество идей, возникающих в единицу времени. 
        Гибкость мышления – это способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую, видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать в другом.
       Оригинальность мышления – это способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений.
       Любознательность – способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому.
       Точность – способность совершенствовать иди придавать законченный вид своему творческому продукту. 
        Смелость – способность принимать решение в ситуации неопределенности и доводить их до конца, рискуя личным успехом и репутацией. 
        Являются ли эти показатели творческих способностей врожденными или же они могут поддаваться влиянию среды? Один из самых известных создателей системы измерения творческих способностей Е.Торренс  говорил по этому поводу, что «наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческие способности, зависит больше от влияния родителей в семье и других взрослых (воспитателей и педагогов)». Это утверждение говорит о том, что творческие способности детей нужно развивать. Важнейшее условие детского творчества – развитие у детей всех видов восприятия (зрительного, осязательного, кинестезического, слухового) и формирование на этой основе разнообразного сенсорного опыта детей. Еще одним условием развития творческих способностей дошкольников является наличие наглядно-образного мышления, которое опирается на зрительные представления и их трансформацию как средства решения мыслительной задачи. Необходимость развития у дошкольников воображения связана с тем, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым  ориентирует человека в процессе деятельности на творчество. 
Воображение теснейшим образом связано с творческими способностями. «Связь между ними, – указывает Н.С.Лейтес, – однако, никак не такова, чтобы можно было исходить из воображения как самодовлеющей функции и выводить из нее творчество как продукт ее функционирования. Ведущей является обратная зависимость; воображение формируется в процессе творческой деятельности, т.е. хорошо развитое творческое воображение – это результат развития различных видов творческих способностей».
        Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки: от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии. Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и “дозревает” в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и  интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период “дозревания” есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к “моменту” этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко – с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.
        Дошкольное детство, с психологической точки зрения, является благоприятным периодом для развития творческих способностей. Ведь в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. Накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. Это качество необходимо всячески развивать. Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
        В развитии творческих способностей дошкольников выделяются 4 основных этапа.
       Первый этап – игровой. На этом этапе внимательные родители играют роль наставников, являясь примером для подражания. Ребенок лишь «играет» со своими способностями, примеряя к себе разные виды занятий и увлечений. Ребенка может интересовать абсолютно все или, наоборот, что-то одно, но первоначальное увлечение может угаснуть при столкновении с первыми трудностями. Поэтому девиз родителей на этой стадии: «Неторопливость, спокойствие, рассудительность». 
       Второй этап – раскрытие индивидуальности. На этом этапе большую роль играют семейные традиции. Так, например, в семьях цирковых артистов малыши буквально с пеленок начинают выступать вместе с родителями и, минуя этап игры, включаются в жизнь артистов, постепенно привыкая к ежедневной работе. На этом этапе ребенок в соответствии со своим увлечением поступает в какой-нибудь кружок, секцию или студию, и тогда у него появляется наставник, который работает с ним уже индивидуально. Для этой стадии характерно то, что взрослые постоянно приспосабливаются к ребенку, постигающему свой талант. На этом этапе индивидуальный наставник играет главную роль. Он даже может подчинить распорядок всей семьи распорядку юного дарования, т.е. родители очень тесно взаимодействуют с наставником. На этой стадии ребенок уже обычно проявляет желание трудиться в избранном виде деятельности и достигать высоких результатов.
       Третий – этап роста. На этом этапе ребенок нуждается уже в более   квалифицированном педагоге – профессионале своего дела, который становится основным судьей его успехов. Родители занимают подчинительную позицию, их роль сводится к моральной и материальной поддержке. На этом этапе для развития творческих способностей ребенка и поддержания желания трудиться и достигать результатов, очень важны творческие конкурсы, концерты или соревнования, проходящие вне дома. Родители теперь выступают в роли зрителей. 
       Четвертый – этап мастерства. На этом этапе ребенок, если он действительно талантлив, обгоняет своих сверстников, а иногда и наставников и превращается в настоящего мастера в избранной сфере. Подобное случается редко, и достигают таких высот единицы. Педагогам и родителям надо быть очень осторожными на этой стадии, чтобы не привести ребенка к «звездной болезни».
       Итак, на первом этапе развития творческих способностей ребенок подражает родителям, на втором и третьем этапах преподаватель как наставник юного дарования начинает играть все более заметную роль в развитии творческих способностей ребенка. На третьем этапе взрослые уже имеют дело с состоявшейся творческой личностью. Несмотря на все увеличивающуюся роль профессионального педагога в росте и становлении таланта ребенка, значение родителей на всех этапах чрезвычайно велико.
       Для развития творческих способностей должны создаваться определенные условия. Одно из важнейших условий для проявления творческих способностей детей –  организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детского творчества, организация атмосферы творчества в детском саду и дома, мотивация творческих заданий. Еще одним условием развития творческих способностей дошкольников является развитие сенсорного восприятия: умения рассматривать предметы, всматриваться, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину, определять признаки предмета и явления. Для создания художественно-выразительного образа необходимо развивать у детей и эмоциональное эстетическое восприятие, т.е. развитие у ребенка умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение и чувства.
       Огромное значение для развития творческих способностей дошкольников имеет развитие их внимания, памяти, воображения. Именно эти качества, по данным психологов, являются основой развития творческого мышления, творческих способностей детей, повышает их творческо-поисковую активность. 
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. 
       Чем разнообразнее будут условия, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться творческие способности детей. Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества, т.е. состояние детей, когда разбужены их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. При этом каждый ребенок чувствует себя свободно, раскрепощено, комфортно. Нередко от родителей и даже от учителей, воспитателей можно услышать такие слова: “Ну зачем он тратит дорогое время на сочинение стихов – у него ведь нет никакого поэтического дара! Зачем он рисует – из него ведь все равно художник не получится! А для чего он пытается сочинять какую-то музыку – ведь это не музыка, а чепуха какая-то получается!..” Какое во всех этих словах огромное педагогическое заблуждение! В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. Сегодня он пишет нескладные мелодии, не умея сопроводить их даже самым простейшим аккомпанементом; сочиняет стихи, в которых корявые рифмы соответствуют корявостям ритмов и метра; рисует картинки, на которых изображены какие-то фантастические существа без рук и с одной ногой…
Ведь за всеми этими наивностями, нескладностями и корявостями кроются искренние и потому самые истинные творческие устремления ребенка, самые подлинные проявления его хрупких чувств и несформировавшихся еще мыслей.
Он, может быть, не станет ни художником, ни музыкантом, ни поэтом (хотя в раннем возрасте это очень трудно предвидеть), но, возможно, станет отличным математиком, врачом, учителем или рабочим, и вот тогда самым благотворным образом дадут о себе знать его детские творческие увлечения, добрым следом которых останется его творческая фантазия, его стремление создавать что-то новое, свое, лучшее, двигающее вперед дело, которому он решил посвятить свою жизнь.
        К счастью, человечество ставит перед собой только разрешимые задачи. Пусть алмазы редки, но, познав естественные закономерности появления их в природе, люди научились делать алмазы. Проникнув в одну из великих тайн природы – тайну возникновения и развития творческих способностей, люди научаться выращивать таланты! Недаром во всех развитых странах мира идут научные и практические поиски в этом направлении. И результаты этих поисков удивительны.
И перед нашим государством, школой, воспитателями и родителями вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад и кто еще должен родиться, вырастить не только здоровым и крепким человеком, но и – обязательно! – инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы не взялся. И активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможность для совершенствования. Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие – в большей, но обязательно все!

Читайте также:  Особенности психического развития глухого ребенка

Источник

Детское творчество и развитие ребенка

Все мы помним свое детство, когда большинство из нас еще в дошкольном возрасте проявляли всю свою творческую натуру. Рисование, театральная импровизация, сочинение сказок лепка, танцы, игрушечное строительство и много разных других форм проявлений нашей творческой стороны. Большинство родителей мало придают этому значения, однако именно творческая сторона ребенка является основополагающей в личности ребенка в целом.

Развитие творческой стороны ребенка — это, пожалуй, одна из самых важных сторон детского воспитания. При правильном подходе стимулирования творческой деятельности у ребенка это способствует развитию общего уровня интеллекта, появления желания познания окружающего мира малыша, а у некоторых способствует формированию нестандартного мышления.

На начальном этапе развития ребенка творческая деятельность весьма субъективна. Малыш только изучает свойства окружающего мира, но в этот самый момент важно дать максимальную свободу без ущерба для здоровья ребенка. Это познание бессознательно стимулируется интересом детей к окружающим его предметам, поэтому важно дать возможность попробовать все, для того чтобы удовлетворить желание ребенка к пониманию вещей окружающего мира. В дальнейшем, это сыграет на психологической составляющей личности ребенка. В дошкольном возрасте важно вызвать интерес к самым разным видам творчества у малыша, будь это рисование, словотворчество, лепка, конструирование. Важно заинтересовывать ребенка литературой, музыкой, наукой и другими видами человеческой деятельности для разносторонности и повышения общего кругозора ребенка.

Рисование.

Это самый массовый вид детского творчества. Многие психологи, философы, ученые отмечают, что рисование положительно влияет на общий рост эмоционального здоровья и на формирование полноценного восприятия окружающего мира.

Литературное детское творчество.

Первые элементы литературного детского творчества появляются у ребёнка в возрасте 1-3 лет, когда он учится говорить, манипулировать звуками и использовать слова в разных сочетаниях. В возрасте 5-6 лет  творчество достигает пика своего развития в дошкольный период. Ребёнок одновременно рисует, сочиняет изображённую историю, напевает и пританцовывает. Постепенно литературное творчество у детей приобретает выраженное направление (поэзия, проза), приходит понимание социальной ценности литературного произведения, а также значимости процесса его создания. Более массовый характер литературное детское творчество приобретает в период обучения в школе, когда дети пишут сочинения, эссе, очерки и рассказы.

Читайте также:  Что означает центр развития ребенка

Техническое детское творчество.

Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности, а также наиболее рациональному способу мышления. Техническое детское творчество — это конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов на занятиях труда. Процесс технического детского творчества условно делят на 4 этапа:

1.      постановка задачи

2.      сбор и изучение информации

3.      поиск решения задачи

4.      реализация решения

В дошкольном возрасте техническое детское творчество сводится к моделированию простейших механизмов. Идеально подойдут занятия моделирования из небольших деревянных приспособлений, а также моделей бумажного характера.

Музыкальное детское творчество.

Музыкальное ДТ является одним из методов музыкального воспитания детей и проявляется в изучении музыкальных произведений композиторов. Музыкальное ДТ имеет большое значение в восприятии ребёнка окружающего мира. Детское музыкальное творчество, как правило, не имеет ценности для окружающих, но оно важно для самого ребёнка. Музыкальное ДТ — это синтетическая деятельность, проявляющаяся в разных видах: игра на музыкальных инструментах, ритмика, пение. Элементы музыкального ДТ проявляются одними из первых, когда у ребёнка появляется способность к движениям под музыку. Благодаря этому, у ребёнка развивается зрительно-пространственная координация, музыкальный слух и моторика. Ребёнок учится управлять телом и овладевает танцевальными движениями.

Процесс детского творчества делится на следующие этапы:

·         накопление и сбор информации

·          обработка накопленных данных

·          Систематизирование

·         конечный результат.

 Подготовительный этап включает в себя внутреннее и внешнее восприятие ребёнка окружающего мира. В процессе обработки ребёнок распределяет информацию на части, выделяет преимущества, сравнивает, систематизирует и на основе умозаключений создаёт нечто новое.

Работа механизма творческого воображения зависит от нескольких факторов, которые принимают различный вид в разные возрастные периоды развития ребёнка: накопленный опыт, среда обитания и его интересы. Кроме того, ребёнок проходит три стадии развития воображения:

Читайте также:  Какая методика лучше для развития ребенка от 1 года

1.     детство. Представляет собой период фантазии, сказок, вымыслов.

2.     юность. Сочетает осознанную деятельность и вымысел.

3.     зрелость. Воображение находится под контролем интеллекта.

Механизм творческого воображения детей зависит от факторов, влияющих на формирование «Я»: возраст, особенности умственного развития (возможные нарушения в психическом и физическом развитии), индивидуальность ребёнка (коммуникации, самореализация, социальная оценка его деятельности, темперамент и характер), воспитание и обучение.

Важно уделять внимание самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданного ребёнком произведения искусства отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, в младшем возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития. По мере взросления, творчество может стать основной деятельностью ребёнка.

Источник