Детское общество в развитии ребенка
Основные понятия: детское общество и его характеристика, социальный опыт ребенка, нормативное поведение, воспитание сочувствия и сопереживания, формирование положительных взаимоотношений дошкольников, Декларация прав ребенка.
Бесспорно, что ребенок раннего и дошкольного возраста ориентирован на взрослого человека, на его оценки, знания, поступки. Однако процесс вхождения ребенка в человеческое общество был бы неполон, если бы ограничился тем социальным опытом, который малыш может приобрести в общении со взрослыми людьми.
Самостоятельное значимое место в процессе социализации каждого конкретного ребенка занимают другие дети. «Одним из решающих факторов общественного воспитания детей является само общество детей, внутри которого и формируется человек как общественное существо… Здесь ребенок выступает перед нами как субъект, лицо, живущее своей жизнью, как член маленького детского общества с его интересами, требованиями, связями, завоевывающий какое-то свое место в этом обществе» (А.П. Усова).
Детское общество живет по законам, которые хоть и являются отражением законов, принятых обществом взрослых, но имеют свою специфику. В чем же заключается эта специфика и почему она так важна в развитии ребенка?
Детское общество является источником информации о социальной действительности. Общаясь, дети рассказывают друг другу о том, что узнали от взрослых, от других детей, что наблюдали в жизни, видели в телепередачах и т.п. Такого рода информация важна и имеет ряд достоинств: она заставляет ребенка думать, сомневаться, обращаться за разъяснением к взрослому, другим детям, т.е. процесс принятия информации, как правило, носит активный характер.
Преимуществом информации, которую дети передают друг другу, является и ее близость интересам ребенка. Дети рассказывают о том, что им взаимно интересно, и это также повышает активность восприятия.
Конечно, у подобного рода информации, как и у способа ее передачи, есть и ряд недостатков. Прежде всего — неточность, связанная с характером понимания увиденного и услышанного ребенком, который впоследствии передает эту информацию другим детям. Следует отметить, что дошкольники (в отличие от подростков) склонны к перепроверке у взрослых сведений, поступающих от сверстников («Миша говорит, что люди на Землю прилетели с неба. Это правда?»), что в определенной мере нивелирует недостаточность или неточность информации. Однако есть вопросы, которые дети обсуждают между собой и не хотят в силу разных причин выяснять их у взрослых. И тогда «закрытость» информации не дает взрослому возможности помочь ребенку в приобретении достоверной и полезной для него информации.
Опираясь на преимущества и учитывая недостатки приобретения детьми информации во взаимном общении, педагог может влиять на данный процесс. Для этого необходимо внимательно наблюдать за детьми, прислушиваться к содержанию их разговоров, выделять тех, кто пользуется среди сверстников наибольшим доверием, слывет «знатоком», хорошим рассказчиком. Воспитатель опирается на таких детей и через них может направлять содержание общения. Так, можно предложить ребенку рассказать товарищам по группе об услышанном от педагога случае, прочитанной книге и др. В индивидуальной работе с таким ребенком воспитатель делает его своим помощником, предлагает в определенное время выступать в роли воспитателя. Обычно дети с удовольствием выполняют такого рода просьбы и действительно становятся источником информации для других воспитанников.
Исследования (А.Г. Рузская, Д.А. Исмаилова и др.) показывают, что дети любят общаться со сверстниками, но содержание общения зачастую очень скудное. Мальчики чаще всего обсуждают последние боевики, которые видели по телевидению, или близкие к этой тематике факты из жизни, иногда обсуждаются вопросы техники, путешествий и др. Девочек больше волнуют бытовые вопросы, взаимоотношения между людьми, наряды. Конечно, бывает и другое содержание, но данное наиболее типично для дошкольников разного пола.
Воспитатель может включаться в разговор детей, уточнять, исправлять их высказывания, но это нужно всегда делать очень корректно, тактично, оставляя за ребенком право на собственное мнение и личные секреты. Особый такт следует проявлять, когда дети обсуждают какие-то сугубо личные вопросы. Важно и то, как ребенок слушает, как воспринимает «острую» информацию. Воспитатель приучает детей быть сдержанными, объясняет в деликатной форме, что не все, что делается, например, в семье и замечается ребенком, следует рассказывать всем.
Итак, находясь среди сверстников и других детей, ребенок приобретает разнообразные знания о фактах, явлениях, событиях социальной жизни, о человеческих взаимоотношениях. У него формируются представления о том, что хорошо и что плохо. Но информация, которой он располагает, может носить субъективный характер и далеко не всегда соответствовать объективному знанию.
Детское общество является школой формирования социальных чувств и личностных качеств. Отношения между людьми всегда окрашены гаммой разнообразных чувств. Дети дошкольного возраста особенно эмоциональны и непосредственны. Когда они общаются со взрослыми, то рассчитывают на понимание, терпение, снисхождение и любовь. Если же ребенок вступает во взаимоотношения с другими детьми, его социальная позиция меняется. В таком общении дети — равноправные партнеры, и каждый предъявляет другому равные требования. Кроме того, дошкольник не всегда может понять эмоциональное состояние сверстника, его настроение, проявить терпимость к недостаткам и т.п.
Рассматривая детское общество как школу формирования социальных чувств и личностных качеств, можно также выделить положительные черты и недостатки.
Положительную роль детское общество играет в формировании чувств, так как дает ребенку возможность многократно, в разных жизненных ситуациях наблюдать проявления чувств со стороны других детей, испытывать на себе эта проявления и самому выражать чувства по отношению к сверстникам.
Одни и те же социальные чувства имеют различную наполняемость и по-разному проявляются в отношениях «ребенок- взрослый» и «ребенок—ребенок». Например, сочувствие, сорадость, сопереживание проявляются по отношению к сверстникам не так, как к взрослому человеку: ребенок лучше понимает чувства сверстника, они ему ближе, понятнее. А переживания взрослых дети могут или не замечать, или не знать, как на них реагировать. Однако возможность на своем уровне наблюдать способы выражения чувств и самому проявлять их по отношению к «себе подобным» весьма ценна.
Взаимоотношения со сверстниками активизируют определенные личностные качества ребенка. В зависимости от микроклимата в детском обществе возникает потребность в том или другом качестве, которое помогает малышу адаптироваться в среде сверстников и испытывать чувство эмоционального благополучия. Приоритет качеств в системах «ребенок—взрослый» и «ребенок—ребенок» также различен. Например, для взрослых важно, чтобы ребенок был послушным, «управляемым», а для его сверстников важнее активность, жизнерадостность, оптимистичность. Ребенок получает практику (часто интуитивно) отбора, активизации качеств, «нужных» конкретному детскому обществу. Такая гибкость, умение приспособиться к среде — положительное явление, оно воспитывает в ребенке уважение к окружающим, удовлетворяет его потребность в положительной оценке, способствует развитию чувства уверенности в себе, раскованности и др.
Но эти достоинства могут быть и недостатками с точки зрения детского общества как школы чувств и личностных качеств. Так, детское общество может активизировать и отрицательные качества, стимулировать проявления заискивания перед лидерами, агрессивности и др.
Задачей воспитателя является забота о микроклимате в группе, о воспитании положительных взаимоотношений, уважения к каждому ребенку, об организации содержательной деятельности, а также общения между детьми.
Детское общество является практикой социального поведения. Дети не только узнают что-то друг о друге и друг от друга, не только испытывают различные чувства. Они постоянно взаимодействуют, совершают поступки, накапливая опыт поведения в своей среде. И также, как и в первых двух позициях, детское общество может быть благоприятным и неблагоприятным с точки зрения его воздействия на социализирующуюся личность ребенка.
Положительное воздействие состоит в том, что в среде сверстников устанавливаются благоприятные взаимоотношения, зарождается первая дружба, начальное расположение друг к другу. Дети учатся дружить и осваивают способы поведения, соответствующие дружеским взаимоотношениям (взаимопомощь, поддержка, общение, забота и др.). Явление детской дружбы изучено в педагогических исследованиях (А.В. Булатова, Т.А. Маркова и др.), показаны этапы становления дружеских взаимоотношений и развития у детей понимания значения дружбы. Повседневная жизнь в дошкольной организации дает ребенку возможность реально и действенно овладевать практикой поведения.
В детском обществе существуют нравственные нормы, которые регулируют взаимоотношения между детьми. Дошкольники усваивают эти правила и нормы, принимают их, а иногда создают сами. И, что очень важно, усвоив норму, становятся ее защитниками.
В процессе индивидуальной и коллективной деятельности ребенок накапливает нравственные привычки поведения, которые входят в его социальный опыт. Детское общество является своего рода полигоном для проверки и закрепления усваиваемых норм.
Однако нередки случаи, когда дети обучают друг друга нежелательным формам поведения, провоцируют нарушения норм, с гордостью демонстрируют непослушание и т.п. В таком случае детское общество отрицательно влияет на ребенка, на усвоение им нравственных норм поведения.
Педагогическая задача заключается в том, чтобы воспитывать у ребенка осознанное отношение к нормам поведения в обществе сверстников. Важно обращать внимание на характер складывающихся взаимоотношений между детьми разных национальностей, если таковые есть в группе, между мальчиками и девочками, между сильными и слабыми. Полезно на элементарном уровне ознакомить детей с Декларацией прав ребенка. А начинать эту работу целесообразно с создания «Декларации» жизни детей конкретной группы. Встретившись несколько раз с фактами неуважительного отношения детей друг к другу, неумения следовать общепринятым нормам поведения, воспитатель предлагает детям обсудить причины конфликтов и подводит к заключению, что конфликтов могло не быть, если бы они выполняли определенные правила. Детям предлагают всем вместе составить, сформулировать несколько правил: не обижай слабого, каждой вещи свое место, не забывай помогать товарищам, не жадничай, умей уступать и др. В каждой конкретной группе могут быть свои правила (исходя из наиболее типичных для данной группы мотивов возникавших конфликтов). Составив вместе с воспитателем «Декларацию прав», дети оформляют ее (воспитатель пишет правила, а дети подбирают картинки, иллюстрации) и вывешивают на доске в групповой комнате.
«Декларация» становится ориентиром в разрешении недоразумений и конфликтов. Воспитатель вместе с детьми, а впоследствии и сами дети, подойдя к доске, анализируют, какое право человека было нарушено и что потребуется, чтобы оно не нарушалось в дальнейшем. Данная ситуация дает возможность поговорить с детьми не только об их правах, но и об обязанностях.
Правило можно дописывать по мере необходимости. Полезно стимулировать детей к выполнению норм и правил, отмечая в конце дня звездочкой, цветком или др. успехи и нарушения. При этом следует помнить, что прежде всего соблюдать права ребенка должен воспитатель.
Таким образом, в социализации личности ребенка детское общество занимает самостоятельное место. Оно не может быть заменено обществом взрослых. Даже если ребенок не посещает дошкольную организацию, родители должны позаботиться, чтобы малыш имел возможность систематически общаться с другими детьми, взаимодействовать с ними. Без этого его социальный опыт будет недостаточно полным.
Вопросы для обсуждения на практических занятиях
- 1. Детское общество как источник информации о социальной действительности. Преимущества и недостатки такого рода информации.
- 2. Детское общество как школа формирования социальных чувств и личностных качеств. Методика воспитания сочувствия и сопереживания в дошкольном возрасте.
- 3. Детское общество как практика социального поведения. Методика воспитания нормативного поведения.
- 4. Методика ознакомления дошкольников с Декларацией прав ребенка.
Задания для самостоятельной работы
- 1. Запишите несколько бесед детей друг с другом, происходивших в свободное время (на прогулке, в режимные процессы, при рассматривании новой книги и др.). Отметьте реакцию слушающего ребенка.
- 2. Понаблюдайте за поведением детей вашей группы, за их взаимоотношениями. Выделите наиболее часто встречающиеся: причины конфликтов и пути выхода из них; темы для общения; сюжеты для игр; принципы объединения детей для общения. На основе анализа полученных фактов составьте план коррекционных мероприятий. (Продумайте методические приемы коррекции и обогащения содержания общения детей между собой.)
- 3. Ознакомьтесь с исследованием А.А. Рояк по ее монографии «Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка». Заполните таблицу: [1][2][3]
Конфликты, их виды | Основные причины конфликтов | Пути выхода из конфликтов |
- 2. Декларация прав ребенка: учебно-методический комплекс дисциплин / Автор-сост.: С.В. Кожокарь. М.: МГПУ, 2011.
- 3. Козлова С.А. Декларация прав ребенка — педагогический аспект. // Столичное образование-3: теоретические подходы к модернизации дошкольного воспитания / Отв.ред. С.А. Козлова. М.: МГПУ, 2002. С. 7-14.
- 4. Нечаева В.Г. Усвоение детьми младшего и среднего дошкольного возраста правил поведения и их влияние на детские взаимоотношения // Нравственное воспитание дошкольников. М.: Педагогика, 1972. С. 21 — 62.
- 5. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М.: Педагогика, 1988.
- 6. Субботский Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников. М.: Изд-воМУ, 1976.
Вопросы для самоконтроля
- 1. Раскройте особенности понятия «детское общество».
- 2. Почему общество взрослых людей не может заменить ребенку дошкольного возраста детское общество? (Почему детское общество не может быть заменено обществом взрослых людей?)
- 3. В чем заключается преимущество информации, получаемой ребенком в детском обществе?
- 4. В чем заключаются достоинства и недостатки информации, передаваемой в детском обществе?
- 5. Каковы задачи педагога в детском обществе по формированию социальных чувств и личностных качеств ребенка?
- 6. Каковы фазы проявления детьми сочувствия в дошкольном возрасте?
- 7. Каковы задачи педагога в детском обществе как практики социального поведения детей?
Источник
Информация, размещенная на сайте,
предназначается служить дополнением,
а не заменой отношениям между пациентом
и его врачом.
Важное значение для психического развития ребенка имеет общение его с другими
детьми. Интерес к сверстнику пробуждается у ребенка генетически несколько
позже, чем к взрослым, — в конце первого года жизни. Однако постепенно он становится
все более настоятельным, особенно в дошкольные годы.
Трудно найти для ребенка 4-5 лет более тяжелое наказание, чем лишение его
возможности общения с другими детьми. С того момента, как ребенок попадает в
группу детей, его индивидуальное развитие уже нельзя рассматривать и изучать
вне специфики его взаимоотношений с другими членами «детского общества».
Важно учитывать это влияние, потому что в нашей стране детские сады становятся
всеобщим средством воспитания дошкольников. Характер взаимоотношений
ребенка с теми сверстниками, среди которых он живет, положение ребенка в этой
группе в немалой степени определяют его развитие.
«Одним из решающих факторов общественного воспитания детей, — отмечала
А. П. Усова,— является само общество детей, внутри которого и формируется человек
как общественное существо. Несомненно, речь может идти о каких-то самодеятельных
формах, в которых такое общество может складываться и развиваться даже и на ранних ступенях общественного развития детей. (…)
Здесь ребенок
выступает перед нами главным образом как субъект, лицо, живущее своей
жизнью, как член маленького детского общества с его интересами, требованиями,
связями, завоевывающий какое-то свое место в этом обществе».
Я. Л. Коломинский (1984) рассматривает дошкольную группу как генетически
раннюю ступень социальной организации людей, сменяющуюся затем школьным
коллективом, имеющую свою внутреннюю структуру и динамику.
Дети тянутся к обществу сверстников, но не всегда легко удается наладить
благоприятные отношения с ними. Одни дети ведут себя в группе очень активно,
они самоуверенны, им «легко дышится» в среде сверстников. Другие же не встречают
здесь благоприятный «эмоциональный климат», чувствуют себя неуверенно,
несколько подавленно, нередко находятся в подчинении у первых. Почему?
Благоприятные взаимоотношения со сверстниками рождают у ребенка чувство
общности с ними, привязанности к группе. Отсутствие же их ведет к состоянию
напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности
и подавленности, либо агрессивность. Это плохо в обоих случаях, ибо может
способствовать формированию отрицательного отношения к детям, людям вообще,
мстительность, враждебность, стремление к уединению.
Интерес в этом отношении представляет исследование В. Кисловской, проведенное
с помощью проективной методики. Детям показывали картинки с изображением
различных ситуаций: взаимоотношений ребенка с детьми и воспитателем
в детском саду, с членами семьи дома. Предлагаемые ситуации могли иметь двойной
эмоциональный смысл. Он был заключен в выражении лица главного героя
картины, которое давалось в контурах. Ребенку предлагали веселое и огорченное
изображение лица, он мог вставить любое из них, какое находил наиболее подходящим
для данной ситуации. Идентифицируя себя в значительной степени с героем
картинки, одни дети наделяли его веселым, другие — грустным лицом, по-
разному объясняли свой выбор в зависимости от того, какие они сами испытывали
переживания, связанные с посещением детского сада, с эмоциональным климатом
там: «Она рада, что пришла в детский сад» (подставляет «веселое лицо»);
«Она любит детский сад» (подставляет «веселое лицо»); «Уже, наверное, Катя
пришла, мы с ней дружим»; «Ей грустно (подставляет «грустное лицо»), никто не
хотел с ней играть, она потом не хотела сама с ними играть»; «Подставлю девочке
грустное лицо, не любит она в детский сад ходить, а мама ее привела и сказала,
что ей надо на работу идти» (по материалам В. Кисловской).
Эмоционально положительное отношение к сверстникам, детскому саду, воспитателю
выражали, как правило, дети, занимающие благоприятное положение в
системе личных отношений в группе. Отрицательное же отношение — те, в чьей
группе был неблагоприятный эмоциональный климат.
А как чувствует себя ребенок, если ему в группе симпатизирует только один
человек? Большое значение, оказывается, имеет то, взаимная это или односторонняя
симпатия. Если она взаимная, этого достаточно, чтобы ребенок испытывал
эмоционально-положительное отношение к сверстникам, группе и даже детскому
саду в целом. Если же симпатия односторонняя, неразделенная, ребенок может
остро переживать свое положение, неудовлетворенную потребность в избира”
тельном общении.
Проходит лень, другой. Наташа сторонится и детей, и меня. Мне понятно состояние ребенка,
причины его: обиделась на Сему и Лену, досадует, что нельзя участвовать в празднике,
да и долгая болезнь сказалась.
— Распрями свои сердитки, Наташа, — шутливо говорю я, поглаживая ее нахмуренный
лоб.
И тут, не выдержав, Наташа поверяет мне все свои горести. Да, она в большой обиде на
Сему за то, что он все время играет с Леной, а на нее не обращает никакого внимания.
И Лена с ней не играет. Ира не дает серебряную бумажку. Боря хотел показать электрический
фонарик и не показал, наверное, Лена отговорила. Наташа вспоминает, что она
всегда всем давала со своей куклой поиграть. Девочка плачет, уткнувшись в мои колени…
(по материалам М. М. Скудиной).
Важно, чтобы взаимоотношения дошкольников были благоприятными. Характер
взаимоотношений детей, их положение в группе определяются как личными
качествами ребенка, так и теми требованиями к нему, которые сложились в
группе (Я. Л. Коломинский, А. Б. Ценципер и др.). Особой любовью, популярностью
пользуются, как правило, дети, умеющие придумывать и организовывать
игры, общительные, дружелюбные, веселые, эмоциональные, развитые в умственном
отношении, имеющие определенные художественные способности, активно
участвующие в занятиях, достаточно самостоятельные, имеющие привлекательную
внешность, аккуратные и опрятные.
В число наименее популярных входят дети, характеризующиеся обычно противоположными
свойствами. Это часто замкнутые, крайне неуверенные в себе,
малообщительные дети или же, напротив, сверхобщительные, назойливые, озлобленные.
Они нередко обижают сверстников, дерутся, толкаются. «Непопулярные
» дети зачастую отстают в развитии от своих сверстников, безынициативны,
иногда страдают недостатками в речи, во внешнем виде. Воспитатель не должен
оставлять без внимания таких детей. Следует выявить и развить у них
положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний,
чтобы улучшить положение их в системе личных отношений. Нужно пересмотреть
и свое личное отношение к этим детям, ведь в число «непопулярных» входят,
как правило, те, кого воспитатели сами не любят (конечно же, такое отношение
к ребенку не проходит незамеченным для других).
Опасным может оказаться спокойное отношение воспитателя и к «звездам»—
наиболее предпочитаемым детям. Важно, чтобы роль лидера, какую часто занимают
эти дети, не развила бы у них зазнайство, высокомерие, желание «командовать
во что бы то ни стало», тенденцию унижать других. Воспитатель должен
знать, за какие качества, поступки дети добились своего лидерства, на чем построен
их авторитет. Ведь не всегда нравственный стержень, ценностные ориентировки
«популярных» детей являются положительными. Иногда в роли лидера
Может выступать и маленький «деспот». Активный, общительный, порой с организаторскими
задатками, такой лидер нередко принимает в свою игру лишь за
определенную «взятку» («если ты отдашь мне свою коробочку» и т. п.). Влияние
таких людей на других членов группы бывает иногда столь глубоким, что продолжает
оставаться даже в момент отсутствия их.
— Я подарил ему открытку, потому что боюсь его. А то он будет драться и не будет играть
со мной, — говорит экспериментатору робкий, застенчивый Гена (в ходе индивидуальной
беседы) про своего сверстника Колю.
— Но ведь он же не узнает, кто ему положил?
— Все равно я его боюсь… (по материалам Е. А. Панько).
Существенное влияние на развитие личности ребенка имеют его братья и сестры.
Об этом свидетельствует опыт воспитания в многодетных семьях, специальные
исследования. Братья и сестры входят в ближайшую микросреду ребенка,
занимают в ней одно из центральных мест. Не без основания некоторые исследователи
приходят к выводу, что с увеличением семейного созвездия уменьшается
влияние родителей и увеличивается влияние братьев и сестер. Особой привязанностью
и любовью часто окрашены их отношения. В окружении старших братьев
и сестер ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, а роль старших брата,
сестры доставляет немало удовольствия, дает большие возможности проявить
свои умения, знания, добрые чувства, опеку, покровительство, организаторские
способности: «Брат катает меня на санках. Он сильный и всегда за меня заступается
» (Олег); «Я люблю братика Валеру. Он слушает мои сказки, я с ним часто
играю» (Таня).
Дети гордятся достоинствами, успехами своих старших братьев и сестер,
стремятся им подражать: «Мой брат мечтает сделать робота. Это человек такой
железный. Так этот робот будет помогать людям. Мой брат умный» (Андрей);
«Это Лена (показывает на рисунок), моя сестра. Она очень хорошая, учится и помогает
маме» (Ира); «Мой брат служит в Бресте и охраняет его. Я тоже пограничником
буду» (Сергей).
Ценят дошкольники заботливость, доброжелательное отношение к себе, те
умения и знания, которые получают с помощью братьев и сестер, возможность
поиграть, повеселиться с ними: «Люблю сестричку Марину. Она меня научила
читать и писать. Всегда дает все что я ее попрошу» (Оля); «Он (брат) хороший.
Не дерется, учит кататься на „Орленке”» (Павел); «Он меня любит, покупает
значки, играет со мной» (Яша).
Братья и сестры оказываются способными (иногда даже в большей степени,
чем родители) разделить интересы, заботы дошкольника, выразить сочувствие,
удовлетворить потребности, в том числе такие важные, как социальную потребность
в общении и в новых впечатлениях. Вступая в разные виды общения (эмоциональное,
деловое, познавательное, личностное), братья и сестры образуют ложную
систему взаимопонимания. Важным является то, какое место занимает ребенок
среди своих братьев и сестер, какие функции выпадают на его долю, в какой
мере он активно действует в семейном коллективе. Это в значительной степени
определяет различие в поведении, характере детей одной семьи, в том числе
и близнецов (И. И. Канаев, В. С. Мухина и др.).
Итак, в дошкольном возрасте у ребенка возникают довольно сложные и разнообразные
виды отношений с другими детьми, которые в значительной степени
определяют становление его личности.
В выявлении системы межличностных отношений детей в группе/классе воспитателю
и педагогу помогает наличие психологической и социально-психологической
наблюдательности, а также специальные методы исследования (беседы>
социометрические методы, выбор в действии, метод одномоментных срезов
и др.). Важно изучить эти отношения, с тем чтобы целенаправленно формировать их, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный
климат.
Источник