Детско родительские отношения как фактор развития ребенка
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ , КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.
Улаева Таисия Владимирована, старший воспитатель МБДОУ детского сада №15 «Казачок»
В настоящее время проблема детско-родительских отношений как фактора психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации. Для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности. С другой родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. В этом конфликте заключается одно из самых сильных противоречий детско-родительских отношений в семье.
Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от родителей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и надеется на их защиту. Одна из самых значительных сил, с которой дети должны научиться справляться, — это стресс, вызываемый страхом и тревогой. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Таким образом, можно со всей определенностью утверждать, что на детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется личность ребенка.
При этом взаимоотношения в семье могут иметь разноплановый характер, а использование неэффективного типа родительского отношения ведет к возникновению тревожности у ребенка. Необходимо отметить, что в настоящее время в качестве центральной, «базовой» причины тревожности детей выделяются факторы семейного воспитания, и прежде всего система взаимоотношений «мать — ребенок».
Очевидно, что социальная нестабильность, потеря взрослыми своей социальной позиции, неуверенность в себе, в завтрашнем дне, чувство вины за то, что обеспечиваешь семью хуже, чем другие, порождает у некоторых взрослых стремление выместить это на детях, что и проявляется во многих случаях жестокого обращения с детьми, провоцируя появление ситуаций, вызывающих тревогу у детей.
Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, желают утвердить собственное превосходство на ощущении зависимости другого, более слабого существа, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, подавление, принуждение, а, в случае сопротивления ребенка порой еще и эмоциональное или физическое насилие над ним, издевательство, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, — все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.
Жестокое воспитание способствует возникновению у ребенка чувства страха; изнеживающее (расслабляющее) воспитание формирует субъективизм и непостоянство характера; пренебрежение воспитанием ведет к трудностям в воспитательном отношении вообще. Многие источники, также, указывают на то, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов является предрасполагающим фактором для невроза навязчивых состояний; воспитание по типу чрезмерного внимания и удовлетворения всех желаний ребенка ведет к развитию истерических черт характера с эгоцентризмом, повышенной эмотивностью и отсутствием самоконтроля; предъявление непосильных требований к детям признан этиологическим фактором неврастении.
Таким образом Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает стиль организации жизни, преобладающий в семье. Семья создает для ребенка определенные модели социального поведения. Оценивая то, что происходит в обществе, ребенок опирается, прежде всего, на опыт своего общения с близкими родственниками. В дальнейшем он будет организовывать свое взаимодействие с другими людьми, в значительной степени используя модели семейных коммуникаций. Мы видим важность именно семьи среди всего окружающего мира ребенка. Поскольку именно в семье, в детском возрасте происходит закладывание личности. Семья является начальной структурной единицей общества, в которой ребенок живет и воспитывается.
«Список литературы»
1 Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? Москва 2000.
2 Репринцева Г.И.Детско – родительские отношения в современной семье // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2010, № 2.
3 Родители и дети: психология взаимоотношений . Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой.- Москва: «Когито-Центр», 2003.
4 Савина Е.А., Смирнова Е.О. Род Савина Е.А., Смирнова Е.О. Родители и дети. Психология взаимоотношений. 2003.ители и дети. Психология взаимоотношений. 2003.
Источник
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
В статье рассматриваются детско-родительские отношения, проводится теоретический анализ литературы по данной теме, выделенные типичные группы, отличающиеся по уровню социально-педагогических возможностей и желанию к их реализации. Семьи, воспитывающие ребенка младшего школьного возраста, имеют свои особенности и качества. Но существуют также общие тенденции в обустройстве жизни таких семей, которые условно можно разделить на категории.
Ключевые слова: детско-родительские отношения, семья, психологическая помощь семье.
Child-parent relationship are described in this article, theoretical analysis of the literature on this topic is carried out, typical groups that differ in terms of socio-educational opportunities and the desire to implement them are selected. Families raising a special child, have their own characteristics and qualities. But there are common trends in setting up the lives of such families that can be divided into categories.
Key words: child-parent relationships, family, psychological assistance to the family.
Проблемы, связанные с воспитанием и детско-родительскими отношениями, являются наиболее актуальными на сегодняшний день, ведь некоторые молодые родители не понимают какой вред они наносят своим детям «неправильным воспитанием», через свой дурной пример, из-за своей неготовности к выполнению главной функции – функции воспитания ребенка. Именно это и обусловило определение темы исследования.
Основные теоретические и методологические, научные направления проблемы воспитания ребенка в семье отражены в трудах классиков педагогики и психологии, в частности Л. Выготского, Я. Коменского,
Г. Костюка, П. Лесгафта, Д. Локка, А. Макаренко, И. Песталоцци,
Н. Пирогова, В. Сухомлинского, К. Ушинского, С. Шацкого и других.
Освещению теоретических и практических аспектов воспитания детей посвящено много отечественных (Л. Алексеева, И. Бех, С. Зайцева,
А. Киричук, С. Максименко, М. Стельмахович, М. Фицула и др.) и зарубежных (А. Адлер, К . Аронс, Р. Ноттебаум, Е. Россберг, Б. Салливан,
Р. Скиннер и др.) исследований.
Проблемы оптимизации и гуманизации взаимоотношений между родителями, родителями и ребенком рассмотрены в исследованиях
Т. Алексеенко, М. Боришевский, Н. Ватутин, А. Дьяконовой, Б. Кобзаря,
В. Кравца, А. Савченко, В. Сенько, Н. Шевченко и других.
Семейное воспитание – это одна из форм воспитания детей, объединяющая целенаправленные педагогические действия родителей с повседневным влиянием семейного быта [3, с.306].
Семейное воспитание происходит в процессе жизни – в отношениях близости, в делах и поступках, которые осуществляет ребенок. Из своих отношений к отцу, матери он усваивает первые обязанности перед обществом. В семье ребенок рано приучается к труду. Под влиянием семейных принципов и всего семейного уклада воспитывается твердость характера, гуманизм, сосредоточенный ум. Именно в семье ребенок наблюдает и испытывает чувство любви к родителям и сама получает от них эту любовь и ласку.
К. Д. Ушинский понимает семейное воспитание как целенаправленный процесс формирования «человека в человеке». Именно воспитание готовит человека к труду, к жизни. Для этого необходимо, чтобы дети были умственно развиты, морально совершенны, физически здоровы. Он по-новому ставит вопрос о воспитании нравственности в семье. По его мнению, сущность нравственного воспитания в семье не в кодексе правил поведения, а в том, чтобы создать внутреннюю направленность человека. Таким образом, первой и основной задачей семейного воспитания
К.Д. Ушинский считает подготовку человека к жизни его социализацию и адаптацию.
По мнению Н.И. Пирогова, самое большое право родителей заключается в том, чтобы развить все благое, что есть в ребенке от природы, без посягательства на личность ребенка. Человек легко ослепляется собственными достоинствами, поэтому с детства необходимо развивать в ребенке самосознание, будить совесть. Отсюда следует главное, с его точки зрения, положение, касающееся вопросов воспитания детей в семье: не увиливать с пути целостной внутренней жизни, в которой должно быть сохранено единство мысли, слова и дела. И к этому он призывает родителей оберегать целостность детской души, не внося в нее неискренность.
Современный этап развития коррекционной педагогики и психологии характеризируется поиском новых эффективных путей социальной адаптации детей, младшего школьного возраста. В этой связи проблема семьи, воспитывающей ребенка младшего школьного возраста, становится все более актуальной.
Социализация ребенка данного возраста не может быть достигнута без привлечения к этому процессу его родителей. Семья как социальный институт призвана социализировать ребенка, говорил еще 3. Фрейд. Именно в семье у ребенка складываются первые представления о человеческих ценностях, характере взаимоотношений между людьми, формируются нравственные качества. Поэтому семья младшего школьника должна стать его первым институтом, который социализирует.
Процесс социализации ребенка рассматривается нами поэтапно. Первой ступенью социализации ребенка может быть его адаптация в семье. Второй ступенью – адаптация в образовательном учреждении. И последней, главной ступенью – адаптация в обществе.
Воспитание ребенка и построение гармоничных эмоциональных отношений с ним дело не легкое и всегда носит обратимый характер. По мнению многих учёных [3, 6, 7] процесс эмоционального взаимодействия между родителями и ребенком является проверкой эмоциональной зрелости взрослых, их умения уравновешивать и осознавать собственные чувства и переживания. Выработка собственного механизма эмоционального сбалансирования у взрослых, построение гармоничного мировосприятия является залогом выработки тех самых механизмов и у их детей. Чтобы рассмотреть процесс эмоционального взаимодействия родителей и детей мы будем опираться на такие фундаментальные понятия как эмоциональная компетентность, эмпатия, чувство любви, эмоциональная поддержка и эмоциональный контакт.
Изучение влияния эмоционального компонента детско-родительского взаимодействия на психическое развитие ребенка показано в работах
А.И. Захарова [4]. Автором выделены качественные и количественные критерии полноценного эмоционального общения родителей с детьми младшего школьного возраста. При дефиците эмоциональных контактов процесс психического личностного развития затрудняется и искажается.
Одна из самых важных для психологии идей Л.С. Выготского [2] заключается в том, что источник психического развития пребывает не внутри ребёнка, а в его отношениях со взрослыми.
Согласно позиции Л.С. Выготского, социальный мир и окружающие взрослые не противостоят ребенку и не перестраивают его природу, но являются органически необходимым условием его человеческого развития. Ребенок не может жить и развиваться вне общества, он изначально включен в общественные отношения, а поэтому чем меньше ребенок, тем более социальным существом он является [2].
М.И. Лисина [5], с одной стороны, опирается на концепцию
Л.С. Виготского, а с другой – становится основателем оригинальной научной школы. Она принесла в отечественную психологию новый предмет -общения ребенка со взрослым – и новый подход к научному исследованию общения. Инициатором данного направления стал учитель М.И. Лисиной –
А.В. Запорожец (который в свою очередь был непосредственным учеником и соратником Л.С. Выготского). Следует отметить, что в это время (60-70 – ти гг.) в зарубежной психологии развернулись достаточно интересные исследования по психологии детства, в которых анализировались особенности материнского отношения к ребенку. Были опубликованы новые данные о компетентности ребенка, описывались различные модели материнского поведения (mothe-ring), были получены факты, свидетельствующие о синхронизации и согласованности взаимодействия матери и ребенка, в самостоятельное направление оформилась теория привязанности.
Одним из основных методов в исследованиях М. И. Лисиной [5] было сравнительное изучение детей, воспитывающихся в семье и без семьи в детских учреждениях закрытого типа. В этом можно видеть продолжение традиций Л.С. Выготского, который, как известно, рассматривал исследования развития как один из методов генетической психологии. В условиях как органичного, так и коммуникативного дефицита процесс развития замедляется [5].
А. Валлон [1] рассматривает проблему взаимодействия родителей и детей в аспекте развития эмоциональной сферы ребенка, и он отмечает проекцию эмоциональной отзывчивости ребенка на чувства других взрослых и детей. А.Валлон отмечает, что ребенок на первых этапах жизни связан с миром через аффективную сферу, и его эмоциональные контакты устанавливаются по типу эмоционального заражения. По мере психического развития, ребенок переходит от низших форм эмоционального реагирования к высшим моральным формам отзывчивости [1].
Важным компонентом во взаимодействии родителей и детей является выработка такого психологического инструмента как эмпатия. Calhoun M.L., Hawisher M. считают эмпатию одним из важнейших источников развития личности ребёнка. По их мнению, эмпатия – это комбинации теплоты, внимания и влияния. Авторы опираются на идею о развитии ребенка как процесса установления баланса между потребностями родителей и ребенка. Соблюдение баланса потребностей делает воспитание эффективным, а эмпатия определяет психологический климат обучения ребёнка взаимоотношениям с людьми [10].
Эмпатия в отношениях родителей и детей возможна только в том случае, если родители понимают чувства детей и позволяют им некоторую самостоятельность. Эмпатийные отношения родителей облегчают процесс адаптации. Но учить ребенка эмпатии становится возможным только тогда, когда сами родители являются носителями этого психологического свойства. Ведь мы не можем поделиться тем, чего не имеем сами.
Солнцева Л. И., Гарний С. М. особое внимание в своих исследованиях уделяли роли любви в воспитании детей. И сегодня актуальным является их учение про метод любви, которая должна присутствовать «… в каждой методике, приносит успех, нравственного и социального воспитания нормального ребенка » [9]. Любовь проявляется как решающий фактор жизненного, ментального, нравственного и социального благополучия и развития индивида, «нелюбимые и нелюбящий дети составляют более высокую долю искаженных, враждебно настроенных и неуравновешенных взрослых, чем дети, выросшие под покровом любви ».
Нарушение эмоционального контакта с родителями, отсутствие эмоционального принятия и эмпатийного понимания травмирует психику ребенка, влияет на развитие детей, формирование их личности.
В своем исследовании Мастюковой А. Н., Московкина А. Г. делают вывод о том, что «… эмпатия является связующим звеном в отношениях между взрослым и ребенком, которое определяет вхождение его в общество сверстников. Сформированная эмпатия оптимизирует процесс адаптации ребенка, предоставляя ему гуманистическую, духовную направленность »[6].
Наш опыт взаимодействия с семьями, воспитывающими ребенка младшего школьного возраста, показал, что во время проведения социально-педагогической работы значительно уменьшается количество стрессовых и конфликтных ситуаций между членами семьи.
Социально-педагогические возможности семьи в работе с ребенком во многом зависят от степени готовности родителей к реализации своих возможностей, настроя на успех, заинтересованности в результатах ребенка.
Практика работы с семьями позволила выделить среди них типичные группы, отличающихся по уровню социально-педагогических возможностей и стремления к их реализации.
1. Семьи, полностью осмысливают необходимость благоприятного климата в семье и стремятся к позитивным результатам. Такие семьи характеризуются сплоченностью в действиях и желанием помочь ребенку всеми имеющимися у них средствами.
2. Семьи, полностью осмысливают данную проблему, но не хотят каких-либо изменений.
3. Семьи, поверхностно осмысливают, важность проблемы, но не стремятся к каким-либо действиям. Такие семьи неоднородны.
4. Семьи, осмысливают важность проблемы, но в силу каких-либо причин не в состоянии изменить взаимоотношение в семье
А.С. Спиваковская [8] справедливо обращала внимание на возможные разногласия в семье между родственниками, связанные с вопросами воспитания детей и взаимоотношений с ними. Она подчеркивала, что в семье «необходимо выработать единую, принятую всеми линию взаимодействия с детьми … основная задача для всех участников семейного союза в трех поколениях заключается в создании эмоционально равных, свободных и независимых, но дружественно-конструктивных отношений ».
Одним из важных факторов социально-педагогической работы с ребенком выступает наличие человека, который является его основным воспитателем.
ЛІТЕРАТУРА
1. Валлон А. Психическое развитие ребенка. / Анри Валлон. – СПб .: Питер, 2001. – 208 с.
2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – Москва: Эксмо, 2004. – 512 с.
3. Горячева Т. Г., Солнцева И. А. Личностные особенности матери и их влияние на детско-родительские отношения // Материалы
II Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи». В 3 частях. Часть 1 / Под ред.
В. К. Шабельникова, А. Г. Лидерса. М., 2015. – С. 285-298.
4. Захаров А.И. Предпосылки патогенетически обоснованной семейной психотерапии детей с невротическими нарушениями // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях, 2008. – 233 с.
5. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. – Питер. СПб, 2009. – 512 с.
6. Мастюкова А. Н., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с откланениями в развитии / Под ред. В. И. Селиверсторова. М .: Гуманит. изд. центр «Владос», 2013. – С. 306-318; 331-333.
7. Романова О. Л. Психологическое исследование особенностей материнской позиции женщин // Журнал невропатологии и психиатрии
им. C. С. Корсакова. 2000. № 9. – С. 109-114.
8. Спиваковская А. С. Психическое развитие детей младшего школьного возраста/ А.С.Спиваковская. – СПб .: Дидактика Плюс, 2010. – 365 с.
9. Солнцева Л. И., Красива С. М. Советы родителям по воспитанию детей раннего возраста: 3-е издание. – М., 2003.
10. Calhoun M.L., Hawisher M. Teaching and learning strategies for physically handicapped Students. Baltimore, 2007.
Источник