Детский сад территория развития ребенка

Детский сад территория развития ребенка thumbnail

Детский сад – территория развития

В настоящее время остро встает проблема построения образовательной среды в различных образовательных учреждениях, прежде всего дошкольных: меняются требования общества к подрастающей личности, на смену авторитарной педагогике пришла личностно – ориентированная модель воспитания детей, и это требует организационных изменений.

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Решение этих задач невозможно без создания современной развивающей и практико – ориентированной среды.

Прежде чем перейти дальше, хотелось бы понять, что подразумевают понятия   развивающая и практико-ориентированная среда в ДОУ.

Развивающая среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством – помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

А практико – ориентированная  направляет нас на то, что среда должна быть не только развивающей, но и давать дошкольникам возможность на практике осваивать какую-то определенную деятельность не по рассказам педагога, а непосредственно включаясь в ее простейшие формы, а также формировать понимания того, где, как и для чего полученные умения употребляются.

Ребёнок – это не маленькое подобие взрослого человека, а полноценный человек, уникальный в своей индивидуальности, великий подражатель, увлечённый исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, стремящийся использовать всё, что ему дано, для разнообразных видов активной деятельности.

        Предназначение педагога – дать каждому малышу возможность жить полноценной жизнью здесь и сейчас, чтобы каждый ребенок, перешагнувший порог своей группы и доверчиво вложивший ладошку в руку воспитателя, раскрылся навстречу миру, как волшебный сундучок, удивляя и восхищая взрослых великолепием своих талантов.

      В нашем детском саду обстановка всех помещений служит одной задаче – воспитанию и развитию ребёнка. Создание такой благоприятной обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Наша задача состоит в умении моделировать развивающую предметно-пространственную среду, которая бы позволила ребёнку в течение всего дня пребывания в детском саду  найти для себя увлекательное дело, занятие.

Групповая комната предоставляет каждому  ребенку возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности, успешно выполненного задания или желания, которое, наконец, осуществилось. Все, что окружает ребенка, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самому себе. Известно, что ребенок знакомится с окружающим миром с помощью зрения, слуха, движений. Значит, все, что его окружает, должно развивать эти органы чувства и обеспечивать ему необходимый психологический комфорт.

Для активного участия в разных видах деятельности в группе находятся различные игровые зоны, которые пополняются современным игровым оборудованием для сюжетных, дидактических, настольных игр дошкольников. Современный дизайн, красочность и эстетичность оформления способствуют развитию интереса к игровой деятельности.

Познавательные зоны, исследовательский центр, где дети реализуют свои возможности, проводят опыты и достигают результатов самостоятельно.  

Важную роль в развитии дошкольников играет конструктивная деятельность. В группах имеется место для строительных и конструкторских игр “Центр строительства”, который наполнен конструкторами «Лего» и строительными наборами, различными по размеру и материалам. В “Центрах строительства” имеются схемы-образцы построек, игрушки для обыгрывания.  В свободное время дети с удовольствием используют строительный материал, возводя разнообразные сооружения, которые сохраняют в течение длительного времени.

Игра продолжает оставаться для дошкольников любимым видом деятельности. Пространственная  среда  в  детском саду  организована  таким  образом,  чтобы  предоставить  детям  возможность  для  самостоятельного  исследования  окружающих  предметов, а  также  для  приобщения  ребенка  к  социальному  миру, обеспечение  двигательной  активности, обучения, развития  игровой  деятельности, развития  самостоятельности  и  формирования  активной  творческой  личности, а так же чтобы  дети  могли  участвовать  во  всем  многообразии   игр.

Каждый уголок детского сада несет полезную информацию, побуждает чувства детей, вызывает желание познавать новое и творить. В группах имеются уголки для художественно-творческой деятельности, где дети могут рисовать, конструировать, лепить, творить по собственному желанию.

Во всех групповых комнатах имеются спортивные комплексы, спортивный инвентарь и нестандартное оборудование, где дети самостоятельно могут организовать свою двигательную деятельность.

Но развитие детей не ограничено групповой комнатой, дошкольники с удовольствием посещают музыкальный и хореографический залы,  который оснащены современным оборудованием, материалами и  музыкальными инструментами.

Реализация  физического  развития  детей  осуществляется  через  систему  физкультурно – оздоровительной  работы.  Для  этого  оборудован  спортивный  зал,  который  имеет  необходимое  современное  спортивное  оборудование  и  инвентарь. Пространство  спортивного  зала  позволяет  не  ограничивать  детей  в  движении  и  достигать  высокой  двигательной  активности. Во втором корпусе имеется многофункциональный зал, который не отличается по своей оснащенности.

 Входя в наш зимний сад, дошкольники даже в холодный период года, оказываются, словно на солнечной полянке, среди множества цветущих и благоухающих растений.   Согласитесь, в такой обстановке хочется радоваться жизни и иметь положительный настрой – как раз в этом и состоит эстетическая и психологическая прелесть зимнего сада. Доказано, что зимний сад в детском саду имеет  благоприятное влияние на детскую психику, на развитие, здоровье и формирование личности. Мы открываем дошкольникам удивительный мир растений, сотканный из тайн, загадок и чудес. Живой уголок в детском саду – довольно распространенное явление. Узнав о том, что живой уголок в детском саду есть, дети очень радуются: попробуйте найти ребенка, который бы не любил наблюдать за рыбками в аквариуме или черепахами. 

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка с зпр в детском саду по фгос

Кроме того, на сегодняшний день в нашем детском саду действует  специализированные кабинеты, которые созданы для детального развития детей в различных направлениях. Это:

игровая комната для детей младшего дошкольного возраста, где создана специальная развивающая среда с современными развивающими и обучающими играми, Лего-конструктором.

изостудия, где дети учатся чувствовать прекрасное, познавать  искусство  и учатся творить.

сенсорная комната, волшебное помещение для релаксации, снятия стресса и расслабления. В этой комнате размещено уникальное оборудование, позволяющее психологу мягко работать со своими подопечными, проводить профилактику  и даже лечение нервной системы и органов чувств;

кабинет родного (ненецкого) языка, в котором ребёнок может  почувствовать уникальность своего народа, узнать его культуру, прийти к пониманию и осознанию собственной неповторимости и значимости каждого человека, живущего на земле.

компьютерный класс, в котором дети не только осваивают компьютеры, но знакомятся с основами робототехники;

кабинет логопеда, где в игровой форме  организуются индивидуальные и подгрупповые занятия. Для развития речевой активности имеются современные развивающие игры, буквы-вкладыши, дидактические игрушки, наборы картинок по различным лексическим темам.

Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников. Окружающая среда позволяет им выбирать занятия по интересам, а воспитателю – направлять детскую деятельность. Создавая различные зоны и уголки, педагог предлагает дошкольникам заняться любимым делом (рисованием, конструированием, исследовательской деятельностью), реализуя тем самым потенциал развития, а также потребность в признании и самовыражении. Наблюдая за детьми, педагог получает много интересной и ценной информации. Это помогает ему вдумчиво и рационально организовывать и корректировать пространство группы в дальнейшем, а также предоставляется возможность для творческой самореализации и организации воспитательно-образовательного процесса на новом качественном уровне.

Подготовила

Заместитель заведующей по НМР

Маклакова Е.В.

Источник

Надежда Гарифуллина
«Детский сад — территория развития». Оформление участка ДОУ

Территория дошкольного учреждения – это его своеобразная визитная карточка. Как театр начинается с вешалки, так и детский сад начинается с территории. Любой посетитель, ступив на участок ДОУ, обращает внимание на его ухоженность. Если ваш взгляд радуют разноцветные клумбы, чистые дорожки, аккуратные спортивные снаряды, вы сразу поймете, что здесь живут и работают люди, для которых детский сад не просто место работы, а родной дом, который хочется сделать уютным и комфортным.

«Детский сад — территория развития». Оформление участка ДОУДетский сад территория развития ребенка

Большое значение наш коллектив детского сада уделяет развитию и совершенствованию предметно-развивающей среды на участке как системе условий, обеспечивающей всю полноту развития детской деятельности и детской личности. Проект «Детский сад – территория развития» представляет собой длительную работу по озеленению и благоустройству территории ДОУ (проект рассчитан на 2012-2014 г. г.) Авторы проекта работали сообща с педагогическим коллективом, родителями. По мере возможности в реализации проекта задействованы дети. В проекте использованы уникальные оформительские идеи педагогов. Важным принципом проекта является многофункциональность объектов, эстетическое единство и практичность использования.

Основная идея проекта – создание образовательного пространства на территории ДОУ. Поэтому вся ее площадь была разделена на 4 сектора.

Первый сектор – оздоровительный. Он включает в себя спортивную площадку, оснащенную с помощью попечительского совета ДОУ, и тропой здоровья. Спортивному оборудованию могут позавидовать не только дошкольные образовательные учреждения, но и школы района.

Детский сад территория развития ребенкаДетский сад территория развития ребенкаДетский сад территория развития ребенкаДетский сад территория развития ребенкаДетский сад территория развития ребенкаДетский сад территория развития ребенкаДетский сад территория развития ребенка

В основу экологического сектора легла экологическая тропа детского сада. Она состоит из большого количества экологических объектов,каждый из которых находится на своей улице: экзотическая – с маньжурским орехом и каштаном, вишневая, сиреневая, рябиновая, цветочная, фруктовая; здесь вы найдете и альпийскую горку и огород, на котором вместе с педагогами все лето с удовольствием трудятся дети. Экологическая тропа – образец интеграции нескольких образовательных областей, которые позволяют решать основные задачи ФГОС. В 2014 году на территории должен появиться хозяин экологической тропы и ее маршрут.

Детский сад территория развития ребенкаДетский сад территория развития ребенкаДетский сад территория развития ребенкаДетский сад территория развития ребенкаДетский сад территория развития ребенка

В 2012 году в ДОУ появилась «Поляна сказок», на которой поселились сказочные персонажи. Гостей встречает Светлячок – символ детского сада; выросли домики трех поросят, весело расположились на цветочной полянке смешарики, грациозно плавают в озере белоснежные лебеди. Ощущение путешествия в сказку не оставляет равнодушными ни взрослых, ни детей. В 2014 году планируется оформление цветных дорожек из керамзита.

Детский сад территория развития ребенкаДетский сад территория развития ребенкаДетский сад территория развития ребенкаДетский сад территория развития ребенкаДетский сад территория развития ребенкаДетский сад территория развития ребенкаДетский сад территория развития ребенкаДетский сад территория развития ребенкаДетский сад территория развития ребенка

С 2013 года силами родителей началось благоустройство групповых площадок: появились первые домики, зверушки, оформленные песочницы. Авторами проекта планируется постепенное обновление игрового оборудования всех групповых участков ДОУ.

Коллектив ДОУ стремится сделать игровые площадки и участки не только красивыми, для чего ежегодно проводится целый комплекс мероприятий по их оформлению и озеленению, но и полезными в плане всестороннего развития детей с учетом сезонных изменений в природе. Наряду с сотрудниками воспитанники и их родители также принимают активное участие в этой работе.

Источник

При проектировании современного детского сада особые требования предъявляются не только к самому зданию, но и к его внешнему виду, благоустройству и озеленению территории. Воспитанники проводят в детском саду большую часть активного времени, их пребывание в нем должно быть комфортным, безопасным и эстетически благоприятным. Особую роль в обеспечении этой цели играет грамотное благоустройство и озеленение территории.

Благоустройство и озеленение территории детского сада: что важно знать

Читайте также:  Индивидуальные особенности развития ребенка не зависят

Цели и задачи

Цель – создание объектов, имеющих эстетическое, познавательное, развлекательное и оздоровительное назначение.

Благоустройство дворов детских садов проводится с целью:

  • зонирования территорий, примыкающих к зданию ДОО;
  • обеспечения безопасного и комфортного времяпрепровождения детей на открытом воздухе с учетом интересов разновозрастных групп;
  • организации участков естественных природных зон;
  • обеспечения разнообразия детского досуга путем устройства различных видов зон для досуга;
  • организации удобного доступа на территорию в соответствии с требованиями по безопасности;
  • обеспечения кратковременного отдыха взрослых.

Проект по благоустройству территории детского сада, перечень нормативных документов

Большинство новых детских садов на стадии строительства заранее включают в смету услуги специалистов по благоустройству и ландшафтному дизайну. Профессионалы разрабатывают проект, который в дальнейшем предъявляется руководству ДОО и органам образования для утверждения. Проект должен быть выполнен с соблюдением правил и норм следующих документов:

  • ФГОС дошкольного образования от 17.10.2013 г.,
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарные правила и нормы для ДОО»,
  • ГОСТ Р 52169-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок»,
  • СНиП II-Л.3-71 «Детские ясли-сады»,
  • СП 82.13330.2016 «Благоустройство территорий»,
  • СП 252.1325800.2016 «Детские сады».

Надо отметить, что, помимо СанПиНа, в различных субъектах РФ действуют региональные и муниципальные правила и стандарты, которыми также надо руководствоваться при проектировании мероприятий.

В состав проектной документации входит:

  • справка о текущем состоянии объекта;
  • ситуационный план;
  • план благоустройства детского сада со всеми элементами: зданиями, хозпостройками, малыми архитектурными формами, дорожками и площадками, участками озеленения;
  • экспликация сооружений и элементов благоустройства.

В основном специалисты по ландшафтному дизайну работают под ключ – от разработки проекта до фактического благоустройства и озеленения территории детского сада. Все виды деятельности проводятся в соответствии с указанными выше нормативами под контролем руководства ДОО и уполномоченных органов. Приемка осуществляется комиссией, в составе которой должны быть представители городских и районных органов образования и предприятий по озеленению. В случае выявленных нарушений руководство ДОО вправе отказаться от приемки объекта благоустройства до устранения недостатков.

Благоустройства детского сада своими руками: что нужно знать

Благоустройство и озеленение территории детского сада: что важно знать

Все ДОО обязаны содержать в порядке принадлежащую им территорию. С этой целью в них периодически проводятся мероприятия, которые нацелены на улучшение экстерьера мест для прогулок и игр детей, обновление озеленения территории. Задачу благоустройства могут решать не только специализированные компании, ее под силу выполнить и педагогическому коллективу ДОО с привлечением помощи родителей и спонсорских организаций. Озеленение детского сада, проект, можно заказать ландшафтному дизайнеру, а воплощать его собственными силами с авторским сопровождением.

В случае, если реализация проекта осуществляется собственными силами, педагогам ДОО предварительно следует ознакомиться с технологическими требованиями к благоустройству и его составляющим, регламентированными СанПиН и другими нормативными документами, перечень которых приведен выше. 

Благоустройство детской площадки в ДОО: основные требования 

  • Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 проектом благоустройства участка детского сада должно быть предусмотрено выделение под зоны игровых и спортивных площадок для детей площади не менее 9 м2 на каждого ребенка из старших возрастных групп и не менее 7 м2 – из младших групп. Их суммарная площадь не должна превышать 15 % от всей площади участка ДОО.
  • Под озеленение детского сада выделяется не менее 50 % от всей площади участка. Для районов Крайнего Севера допускается снижение ее до 20 %. К общей зоне озеленения относятся также рекреационные площадки и дорожки, не имеющие искусственных покрытий. Все зоны должны быть связаны между собой сетью дорожек. 
  • Деревья следует сажать не ближе 5 м от зданий, в 2 м от зон расположения подземных коммуникаций и в 10 м от краев дорожек. Важным элементом является обеспечение водоотведения и дренажа поверхностных вод по всей территории участка.
  • Площадку для спортивных занятий не рекомендуется располагать под кронами высоких деревьев, т. к. она должна иметь хорошее освещение и обеспечивать хорошую просматриваемость.
  • Для южных регионов предпочтительно устраивать зоны затененного озеленения путем сокращения площадей под кустарники и газоны.
  • Для теплых климатических зон допускается устройство бассейнов. Также в районах с жарким климатом рекомендуется устраивать беседки-тенты, возможна установка разборных конструкций на летний период.

Исходя из того факта, что благоустройство и озеленение территории ДОО регулируется нормативными документами, при разработке плана озеленения детского сада следует придерживаться рекомендаций по составу зеленых насаждений.

Количество рекомендованных зеленых насаждений

Растения, рекомендованные к озеленению:

  • деревья лиственные;
  • невысокие хвойные деревья и кустарники;
  • неколючие ягодные кустарники;
  • цветы однолетние и многолетние;
  • газонная трава, устойчивая к вытаптыванию.

Растения, непригодные для озеленения:

  • растения-аллергены;
  • кустарники и деревья с несъедобными плодами;
  • колючие цветы и кустарники;
  • млечники и растения, содержащие вредные вещества и высокую концентрацию эфирных масел.

Рекомендуемое расположение растений для озеленения участка детского сада:

  • периметр участка – одиночные деревья с плотной кроной;
  • внешний периметр – сплошная изгородь из кустарников;
  • внутренний периметр – групповые посадки кустарников;
  • периметр детских площадок – одиночные деревья с ажурной кроной или группы невысоких деревьев.
Читайте также:  Развитие и формирование ребенка в картинках

Важно: деревья должны быть размещены таким образом, чтобы не создавать лишней тени. Можно посадить несколько невысоких хвойных деревьев или кустарников, т. к. зимой на них будет акцентировано внимание детей. Сорта газонной травы следует выбирать устойчивые к вытаптыванию.

Если в план включены мероприятия по вырубке части зеленых насаждений, то произвести ее без получения определенных разрешений нельзя. Ввиду того, что земля под ДОО находится в муниципальной собственности, для вырубки деревьев нужно получить порубочный билет. Сейчас процедура получения этого разрешительного билета упростилась в связи с введением централизованного приема документов через МФЦ. Список основных документов на получение билета следующий:

  • свидетельство или иной документ, подтверждающий право на использование участка;
  • дендроплан, подобие ситуационного плана, на который должны быть нанесены деревья и кустарники с точным указанием их расположения на участке;
  • ассортиментная ведомость зеленых насаждений – список всех имеющихся насаждений;
  • перечетная ведомость – список насаждений, подлежащих вырубке.

Многие фирмы, занимающиеся работами по благоустройству, оказывают услуги по оформлению порубочного билета от составления пакета документов до получения собственно билета.

Важно: несоблюдение требований по вырубке деревьев на территории детского сада чревато штрафами и другими административными наказаниями для руководства ДОО.

Мероприятия по благоустройству и озеленению территории детского сада

Технологическая последовательность работ может быть разработана как специалистами, так и коллективом ДОО с привлечением спонсорской помощи профильных организаций.

В качестве примера можно привести следующий порядок мероприятий:

1. Замена старого грунта (при необходимости) с устройством водоотведения и дренажной коммуникации.

2. Устройство пешеходных дорожек и игровых площадок.

3. Выделение зон под объекты благоустройства, таких как:

  • теневые навесы или перголы;
  • спортивные дорожки и площадки;
  • поляна наблюдений за природой;
  • огород;
  • цветник;дорожки между зонами отдыха.

4. Оснащение детских площадок в саду новым игровым оборудованием.

5. Озеленение территории.

6. Уборка и вывоз мусора.

Подготовительный этап 

Подготовка к благоустройству и озеленению силами коллектива осуществляется в определенной последовательности. Организуется родительское собрание, тема которого – благоустройство детского сада. На собрании утверждается план мероприятий. Ориентировочно в нем могут быть следующие пункты:

  • Создание творческой группы.
  • Разработка проекта.
  • Утверждение проекта.
  • Разработка сметы и календарного плана работ.
  • Формирование коллектива родителей, педагогов, деловых партнеров ДОО. 
  • Привлечение дополнительных источников финансирования.

Образцы планов можно найти на сайтах многих ДОО, а также на ресурсах, специализирующихся на ландшафтном дизайне. Они могут быть представлены в форме красочных презентаций, в виде трехмерных схем, планов и чертежей. Детские сады и школы, построенные по типовым проектам, могут в качестве примера рассмотреть проекты озеленения территории детского сада или школы, размещенные на сайтах архитектурных бюро.

Реализация проекта благоустройства детского сада своими руками

Благоустройство территории школы, детского сада принято осуществлять в благоприятный для этого сезонный период. Конечно, осуществление этих мероприятий в режиме функционирующего учреждения связано с определенными трудностями. Поэтому, как правило, выбирается то время, когда их загруженность минимальна. Для школ благоприятны периоды каникул, а для ДОО – летний сезон. 

Озеленение территории детского сада желательно проводить совместно с детьми и их родителями. Это попутно дает положительный воспитательный результат и учит детей взаимодействию в коллективе. Кроме того, к тем растениям, которые дети посадят своими руками, они будут относиться с особой заботой.

Благодарность родителям, выраженная от имени администрации ДОО по окончании работ, является очень важным стимулирующим фактором. Организуйте общее собрание, на котором выразите благодарность за совместную работу родителям, спонсорам и деловым партнерам, принявшим участие в благоустройстве территории; фото с хронологией мероприятий на всех этапах совместной работы разместите на стенде детского сада, оформив их в виде стенгазеты.

Благоустройство территории как комплекс мероприятий на постоянной основе

Благоустройство и озеленение территории детского сада: что важно знать

Помимо радикального благоустройства и озеленения, связанного с переносом и переоборудованием детских площадок, перепланировкой дорожек и высадкой новых деревьев, дошкольные учреждения разрабатывают собственный календарный план мероприятий по благоустройству территории, направленных на поддержание территории в ухоженном состоянии. Так как работы носят сезонный характер, календарный план разрабатывается по месяцам, за выполнение мероприятий назначаются ответственные из числа работников коллектива ДОО.

Примерный перечень видов сезонных работ:

Зимний период:

  • уборка снега;
  • расчистка дорожек;
  • изготовление и установка птичьих кормушек.

Межсезонье:

  • обрезка и обработка деревьев и кустарников;
  • осенне-весенняя подкормка растений;
  • подготовка клумб к посадкам.

Летний период: 

  • стрижка газонов;
  • текущий уход за посадками;
  • регулярный полив.

Важно: при проведении благоустройства территории детского сада силами ДОО и родителей нужно помнить, что если в ходе его запланированы радикальные мероприятия, то все изменения необходимо отразить в официальном документе – паспорте благоустройства учреждения. Эти планы должны быть согласованы с органами управления образованием. 

Итог

Педагоги ДОО должны уделять время не только получению детьми знаний по программам дошкольного образования, но и их активному физическому развитию. Обеспечить безопасность ребенка легче на благоустроенной территории. А участие детей в благоустройстве детского сада стимулирует их эстетическое развитие, приучает к труду и бережному отношению к природе.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Источник