Детский сад познавательно речевое направление центр развития ребенка

                                                                       Новикова Л.М.

Воспитатель МБДОУ

«Детский сад «Солнышко» г. Тамбов

        Активизация деятельности педагогов ДОУ по совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в возрастных группах по речевому развитию в условиях введения ФГОС ДО.

– Улучшить условия по организации РППС, способствующей созданию у детей дошкольного возраста потребности в речи, стимуляции речевого развития.

– Повысить уровень и качество работы с детьми по речевому развитию.

– Выявить творческих талантливых педагогов, создающих условия для развивающего дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО при организации центров по речевому развитию.

– Привлечение родителей воспитанников к созданию условий для становления и развития речевой деятельности детей.

Наличие условий для речевого развития детей обеспечивается комплексом:

  1. Центр речевого развития
  2. Книжный уголок
  3. Уголок театрализованной деятельности

Наполняемость центра речевого развития (младший дошкольный возраст по разделам)

  1. Наличие игр на развития фонематического слуха и восприятия (шумовые инструменты, звуковые коробочки, бубенцы, киндер-контейнеры, детские музыкальные инструменты и т.п.)
  2. Игры на развитие артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках)
  3. Материал по звукоподражанию (карточки по звукоподражанию)
  4. Наличие игр на развития речевого дыхания (шарики, султанчики, колокольчики, вертушки, мыльные пузыри, игра «Прожорливые фрукты», «Загони мяч в ворота» и т.п.).
  5. Игры на развития мелкой моторики (сухой бассейн (крупы, семена, буквы, мелкие игрушки, камешки марблс и т.д.), массажные валики, мячики, прищепки, трафареты, пальчиковые игры (картотека), шнуровки, штриховка, обводки, массажные мячики).
  6. Игры на развитие лексико-грамматической стороны речи                       (предметные картинки по лексическим тема), игры «Чей хвост?», «Большой маленький», «Наоборот», «Какой предмет», «Скажи по-другому», «Назови ласково», «Закончи фразу» и т.д.)
  7. Игры на обогащение словарного запаса (предметные картинки, мелкие игрушки, «Кто, где живет», пособие «Копилка новых слов», «Назови части предмета», «Назови одним словом», «Сад-огород», « «Кто это? Что это?» и т.д.)
  8. Развитие связной речи (серия предметных и сюжетных картинок, опорные схемы для составления описательных и сравнительных рассказов).
  9. Наличие картотек:
  10.  Картотека игр на развитие артикуляционной моторики.
  11.  Картотека дыхательных упражнений.
  12.  Картотека игр на развитие мелкой моторики.
  13.  Картотека пальчиковых игр.
  14.  Картотека речевых игр.
  15.  Наличие индивидуальных акриловых зеркал.
  16.  Трафареты, шаблоны штриховок, дорисовываем фигуру для подготовки руки к письму.
  17.  Видеоматериалы, фонотека.
  18.  Атрибут речевого уголка (игрушка (картинка)-«одушевленный персонаж»).

Наполняемость центра «Театральный уголок»

(младший дошкольный возраст)

Играем в театр

– Пальчиковый театр

– Настольный

– Би-ба-бо

– Теневой

– Кукольный

– Театр для фланелеграфа

– Игры-драматизации

– Уголок ряженья

Наполняемость центра художественного слова

 (младший дошкольный возраст)

Наша библиотека

– сказки и рассказы по лексическим темам;

– иллюстративный материал;

– фото детских писателей;

– кроссворды, ребусы;

– пословицы и поговорки;

– загадки;

– стихи;

– книжки-малышки.

Наполняемость центра речевого развития

 (старший дошкольный возраст)

  1. Наличие игр на развитие фонематического слуха и восприятия: шумовые инструменты, звуковые коробочки, бубенцы, киндер-контейнеры, детские музыкальные инструменты и т.п.
  2. Игры на развитие артикуляционной моторики: (предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках)
  3. Наличие игр на развитие речевого дыхания: (шарики, султанчики, колокольчики, вертушки, картотека дыхательных упражнений, дыхательная гимнастика, мыльные пузыри и т.п.).
  4. Игры на развития мелкой моторики (сухой бассейн (крупы, семена, буквы, мелкие игрушки, камешки марблс и т.д.), массажные валики, мячики, прищепки, трафареты, пальчиковые игры (картотека), шнуровки, штриховка, прописи, обводки, массажные мячики и картотека упражнений с ними)
  5. Игры на развитие лексико-грамматической стороны речи.  (предметные картинки по лексическим темам (с изображением явлений природы, овощи, фрукты, деревья, кустарники, домашние животные и птицы, зимующие и перелётные птицы, дикие животные, животные жарких стран, животные Севера, мой город, моя страна, День Защитника Отечества, ПДД, времена года, насекомые, бытовая техника, транспорт, посуда, цветы, профессии, ягоды, грибы, космос, обитатели водоёмов.                      Игры «Из чего сделано», «Кто внимательный», «Чего не стало», «Если бы» и т.п.)
  6. Игры, способствующие расширению объёма словаря.  Дорисовывание недостающих частей предметов, их называние (у машины – кабина, у птицы – клюв, у мотоцикла – руль, у пиджак – рукав и т.д.), игра «Чудесный мешочек», «Сравни и разложи», «Лексическое лото»,«Назови одним словом» (предметные картинки) и т.п. 
  7. Развитие связной речи (предметные, сюжетные картинки, опорные схемы для составления описательных и сравнительных рассказов, серии сюжетных картинок)
  8. Игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков; чистоговорки, стихи, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова)
  9. Игры на развитие высших психических процессов(разрезные картинки, домино, «Четвертый лишний», «Цвет и форма», «Узнай по контуру» и т.п.)
  10. Материал по грамоте  (н-р, магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики», кубики-азбука в картинках, учись читать, умные кубики, слоговые кубики, звуковички гласных и согласных, домики (твердость и мягкость звуков), пособия для звукобуквенного анализа, схемы-слова, звуковые дорожки, звуковая лесенка, альбомы по слоговой структуре и т.п.)
  11. Наличие картотек:
  • Картотека игр на развитие общих речевых навыков (артикуляционной моторики).
  • Картотека дыхательных упражнений.
  • Картотека игр на развитие мелкой моторики.
  • Картотека пальчиковых игр.
  • Картотека речевых игр.

12. Наличие индивидуальных акриловых зеркал.

13. Трафареты, шаблоны штриховок, дорисовываем фигуру для подготовки руки к письму.

14. Видеоматериалы, фонотека.

15. Картотека нетрадиционных методов обучения (биоэнергопластика, кинеозиологические упражнения и т.п.)

16.  Атрибут речевого уголка (игрушка (картинка)-«одушевленный персонаж»).

Наполняемость центра «Театральный уголок»

(старший дошкольный возраст)

Играем в театр

– Пальчиковый театр

– Настольный

– Би-ба-бо

– Теневой

– Кукольный

– Театр для фланелеграфа

– Игры-драматизации

– Уголок ряженья

Наполняемость центра художественного слова

(старший дошкольный возраст)

Наша библиотека

  1. Портреты писателей.
  2. Книги, рекомендованные программой.
  3. Книги – самоделки, состоящие из рассказов детей, записанных взрослыми, иллюстрированные самими детьми; альбомы детских загадок, книжки детских сказок, портреты литературных героев, сделанные детьми в процессе проектной деятельности книжки и альбомы. 
  4. Энциклопедии («умные» книжки), словари.
  5. Альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике, космосе;

наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов.

  1. Портреты художников – иллюстраторов (Е.Рачев, Н.Чарушин).
  2. Сказки и рассказы по лексическим темам.
  3. Иллюстративный материал по краеведению (фото, открытки и т.п. Тамбовского края).
  4. Кроссворды, ребусы
  5.  Пословицы и поговорки
  6. Загадки, стихи

Источник

Ольга Чикачева
Методические рекомендации «Оснащение центра речевого развития в ДОУ в соответствие с ФГОС до»

«Речевой центр»

Речевой центр располагается отдельно от литературного центра, так как его назначение предполагает проявление двигательной активности детей, что может помешать спокойному рассматриванию и чтению книжек в литературном центре.

Для центра речевого развития необходимо свободное место,достаточное для смены положения ребенка: занятий сидя на полу или на ковре, движений в различных направлениях в ходе сюжетных подвижных игр, занятий за столами и т. п. Основное пространство в игровой комнате занимает мягкое покрытие, на котором размещаются мягкая мебель и мягкие модули, из которых конструируются игровые уголки для создания соответствующей игровой и коммуникативной ситуации, в процессе которых происходит развитие связной и образной речи. С этими же целями содержание кукольного уголка соответствует ситуациям различных сюжетно-дидактических игр.Оборудование для сюжетно-дидактических игр может храниться в доступных для ребенка местах: на специальных стеллажах доступных для детей младшего возраста, в ящиках, коробках с характерными символическими изображениями для детей старшего дошкольного возраста. Это могут быть игры «Магазин игрушек», «Овощной магазин», «Веселый зоосад», «Аптека», «Почта», «Магазин школьных принадлежностей», «День рождения куклы» и др.

Во всех возрастных группах в центре речевого развития организуются уголки для театрализованных игр. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым театром, театра на рукавичках, театра шариков и кубиков, настольного театра, стендового театра, костюмов для игр-драматизаций. Для театрализованных игр подбираются различные куклы-бибабо, режиссерские куклы, плоскостные изображения кукол, деревьев, речки и т. п. Для разыгрывания сказки или игровой ситуации на плоскости используется ковролинограф или фланелеграф. Такого рода игры влияют не только на формирование грамматического и лексического строя речи, но и на воспитание звуковой культуры речи, развития ее мелодико-интонационной стороны.

Наполняемость речевогоуголка должна осуществляться по разделам:

•- артикуляционная гимнастика в картинках: (картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах). Это можно изготовить самостоятельно, а описание взять из методической литературы.Например: Т. А. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках», «Артикуляционная гимнастика в считалках», В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения»;

•- мелкая моторика: волчки, сухой бассейн, шнуровки, мозаика, пазлы, трафареты для штриховки, внутренней и внешней обводки, карандаши и т. п. ;

•- дыхание: вертушки, дудочки, шары для надувания, пузырьки, игры на воздушную струю и т. п. ;

•- высшие психические функции: разрезные картинки, домино, «Четвертый лишний», «Цвет и форма», «Узнай по контуру» и др. Наполняемость этого раздела целесообразно обсудить с психологом;

•- фонематический слух: игры на дифференциацию звуков – например Игры с парными карточками З. Т. Бобылевой;

•- звукопроизношение: альбомы по автоматизации звуков В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко; игровые упражнения Л. А. Комаровой;игры на автоматизацию звуков: «Логопедические лото», «Логопедическое домино», «Паровоз», «Подбери и назови» и т. д.);

•- лексика: картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетная и предметные); развивающие пазлы,игры: лото, «Подбери пару», «Кто больше назовет», «Часть и целое» и др. ;

•- грамматический строй речи: игры Е. М. Карповой, Е. В. Соловьевой, В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, игра «Чей хвост?», «Один – много», «Назови ласково», «Чего нет?» и др. ;

•- связная речь: сюжетные картинки, «Угадай по описанию», «Когда это бывает?», «Играем в профессии» и др. ;

•- грамота: схемы слов, предложений,игры: «Подбери слово к схеме», «Составь предложение по схеме», «Сложи слово», кроссворды, ребусы и др.

Особое место в предметном мире ребенка занимает игрушка. Она является другом, партнером в мире игр, собеседником. Куклотерапия позволяет решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Поэтому ключевым персонажем коррекционного уголка можно сделать игрушку. Такая игрушка должна быть многофункциональна. Это обязательно одушевленный персонаж. Его способность двигаться (с помощью взрослого или ребенка, задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории, приглашать в гости друзей, преподносить неожиданные сюрпризы вызывает у детей живой интерес, побуждает к речевой активности. У игрушки может быть яркий подвижный язычок, с помощью которого легко объяснить детям упражнения артикуляционной гимнастики. Ее одежда может содержать различные элементы для развития мелкой моторики рук (кнопки, крючки, пуговицы, шнурки, липучки, пряжки, молнии, зажимы и т. д.). Ткань, из которой сшита одежда, может быть разной, что позволяет детям легко усвоить названия материалов, а также охарактеризовать их свойства (с помощью тактильных ощущений). Цветовая гамма помогает запомнить основные цвета. Если у персонажа подвижные ручки или лапки, то с их помощью дети быстро осваивают ориентацию в схеме тела.

В центре речевого развития при работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуется обращать большее внимание на дидактические материалы и пособия, связанные с развитием лексической стороны речи, формированием словаря и слоговой структуры речи.

Для этого используются комплекты:

– игрушек (дидактические, образные, наборы игрушек,

– предметных картинок и открыток по основным лексическим темам («Грибы», «Лекарственные растения» «Друзья детей», «Кто это?», «Домашние птицы», «Дикие животные», «Зверюшки-музыканты», «Звери наших лесов», «Зима на носу», «В мире животных», «Животные Севера», «Птицы вокруг нас», «Птичьи следы» и др. ,

– различного типа лото («Домашние животные и птицы», «Дикие животные», «Ботаническое лото», «Зоологическое лото», «Веселое лото», «Лото на 4-х языках», «Звуковое лото» и др. ,

– альбом О. С. Соловьёвой (“Говори правильно”, картины для упражнения детей в правильном звукопроизношении и т. д.

Обязательными элементами содержания центрав среднем и старшем дошкольном возрасте должны быть результаты их творческой деятельности: альбомы детских загадок, книжки детских сказок, портреты литературных героев,сделанные детьми в процессе проектной деятельности книжки и альбомы являются хорошим средством активизации творческих проявлений детей и упражнением для речи: дети «озвучивают», воспроизводят тексты, используя свои средства выразительности речи.

Младший дошкольный возраст.

Материалы по развитию речи

1. Наборы картинок для группировки,до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детёнышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.

2. Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т. п.).

3. Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации).

4.Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения).

5.Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей).

6. Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, – сказочной, социобытовой)

Средний дошкольный возраст.

Материал по развитию речи

1. Наборы картинок для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др.)

2. Наборы парных картинок типа «лото» из 6-8 частей.

3. Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия (по внешнему виду, ошибки (по смыслу).

4. Наборы табличек и карточек для сравнения по 1-2 признакам (логические таблицы).

5. Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина).

6. Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации, литературные сюжеты).

7. Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей).

8. Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата.

9. Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей).

10. Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей).

11. Разрезные контурные картинки (4-6 частей).

12. Набор кубиков с буквами.

13. Набор карточек с изображением предмета и названием.

Старший дошкольный возраст.

1. Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки).

2. Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки или магниты).

3. Игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.).

4. Игры для совершенствования грамматического строя речи.

«Назови ласково»

«Один-много, много-один»

«Составь слово из двух»

«Добавь слово»

5. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса.

«Мяч бросай животных называй»

«Кто чем занимается»

«Горячий – холодный»

При работе с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание обращается, кроме того, на наличие пособий и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению грамоте.Это могут быть:

Классная подвижная азбука.

Азбука в картинках.

Дидактическая игра «Буква за буквой»,

Дидактическая игра «33 богатыря»,

Дидактическая игра «Умный телефон»,

Таблицы по обучению грамоте с рисунками.

Звуковые линейки.

Комплект наглядных пособий “Обучение грамоте” (Например:автор Н. В. Дурова).

Дидактический материал “Ступеньки грамоты” (Например:авторы Н. В. Дурова, Л. Н. Невская).

Наглядно-дидактическое пособие для детского сада “Звучащее слово” (автор Г. А. Тумакова) и др.

Компьютерные программы по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста и др.

Источник

Любовь Иконникова
Предметно-развивающая среда центра познавательного и речевого развития.

Размышляя о своей профессии, пришла к выводу, что учитель-логопед – это и психолог, и актёр, и музыкант, и дизайнер. Он должен не только научить детей говорить красиво и правильно, но и создать условия для овладения речью. Окружающая обстановка должна быть привлекательной и загадочной для поддержания интереса к занятиям. Каждый предмет должен нести смысловую нагрузку, эстетическое удовольствие и тайну для того, чтобы пригласить ребёнка к диалогу.

Развивающая среда центра организована так, чтобы способствовать развитию всех сторон речи и неречевых психических функций.

Создавая предметно-развивающую среду центра познавательного и речевого развития,руководствовалась следующими принципами:

• соответствие психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям;

• системность;

• доступность;

• мобильность;

• многообразие материала;

• инновационная направленность;

• эстетика оформления.

Предлагаю свой взгляд на оснащение центра познавательного и речевого развития. Думаю, что использование простых и эффективных средств организации развивающей среды поможет и воспитателям в организации игрового сопровождения детей.

По целенаправленному оснащению и применению кабинет можно условно разделить на несколько основных зон:

Зона методического и дидактического сопровождения.

В ней собрана документация логопедического пункта (программы, планирование, журналы регистрации, речевые карты и другое). Широко представлена методическая литература, логопедические тетради и альбомы. Сюжетные и предметные картинки,картотеки игр. Программно-методическое обеспечение всех логопедических занятий (диски с развивающими играми, логоритмическими упражнениями в видео и аудио сборниках и т. п.)

Зона коррекции звукопроизношения.

В ней находятся: логопедический стол, салфетки и др. Литература, картинный материал на автоматизацию и дифференциацию звуков, картотеки на автоматизацию и дифференциацию звуков в слогах, словах, предложениях, тексте, комплексы артикуляционных упражнений в картинках и сказках, индивидуальные тетради.

Зона игрового сопровождения.

Включает в себя разнообразные конструкторы, шнуровки, мозаики, игрушки -развивалки, игры с пуговицами, спичками, счетными палочками, прищепками, шарики- массажеры СУ- Джок, разрезные картинки, игры «Ниткография».

Трафареты и печати, пальчиковый театр, упражнений на координацию речи и движения.

Зона технических средств обучения.

В наше время невозможно представить обучение детей без компьютерных технологий. Задания, которые ранее дети получали бумажных носителях теперь видны на экране монитора. Такие задания нравятся и выполняются детьми с большим усердием.

Зона развития мелкой моторики.

Стол для рисования песком – известно что для детей игра в песок- это масса удовольствия, волнения и радости. Кроме того, такие игры очень полезны для его развития: развивают мелкую моторику, и положительно влияют на общее психическое состояние ребенка.

Ландшафтный стол. Стол на колесах, может трансформироваться, но только в одном помещении. переносить из группы в группу очень тяжело, и это его единственный минус. Сделан полностью из дерева. Дети играют с удовольствием. Мы играем и в сказку и в сюжетно – ролевые игры (там есть набор всех необходимых фигурок) и другие игры. Иногда дети сами подсказывают игру.

Сухие бассейны. «Сухие бассейны» с разными наполнителями. Применение бассейна многофункционально. Он способствует не только развитию речи, но и стабилизации эмоционального состояния детей.

Природный материал представлен каштанами, морскими камнями, шишками хвойных деревьев.

Лего. Цели использования -развитие конструкторских способностей детей, эстетического вкуса, формирование познавательной и исследовательской активности, стремления к умственной деятельности. Игры в лего развивают в детях инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость, умение работать в коллективе.

Кинетический песок -завоевал популярность у детей. Кинестетический песок как элемент арт-терапии, снимает стресс, развивает мелкую моторику, речь малышей, умственные способности, активизирует творческие способности, воображение.

Многофункциональная тактильная доска с множеством функций помогает обогащать и закреплять словарный запас детей. Ребята называют материал, цвет, форму, текстуру, размер. Развивается мелкая моторика. В игровой форме (закрытыми глазами) малыш на ощупь определяет материал, называет какой он (шершавый, гладкий, колючий, мягкий и так далее).

Магнитная доска для рисования маркером с магнитными буквами и цифрами прекрасное средство для обучения ребенка и развития его творческих способностей.

Спокойная (домашняя зона) – мягкая мебель, детские журналы. Здесь дети могут отдохнуть, посмотреть книги и журналы, поиграть в развивающие игры самостоятельно.

Информационная зона для педагогов и родителей расположена на информационном стенде “Уголок логопеда” в холле детского сада и содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей.

Заключение.

Среда,окружающая детей в кабинете:

– обеспечивает чувство психологической защищенности;

– является средством полноценного развития

– сочетает привычные и инновационные методы.

Источник