Детский сад и семья единое пространство развития ребенка
елена мясникова
Детский сад и семья — единое пространство развития ребенка
Детский сад и семья – единое пространство развития ребенка
Семья –источник вдохновения,
Где рядом взрослые и дети,
В семье от всех невзгод спасение,
Здесь друг за друга все в ответе.
И. Токмакова
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании»говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нынешней страны, а значит, и историю мира. А. С. Макаренко
Академик Д. С. Лихачев когда – то писал, что любовь к родному краю, своей стране начинается с любви к семье. И мы сегодня должны восстановить наши старинные ценности бережного отношения к семье, родному очагу. Семья влияет на ребенка, приобщает его к социуму. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать любовь и уважение к ее членам, прививать чувство привязанности к дому. К сожалению, Во многих современных семьях воспитанию детей уделяют слишком мало внимания. Отсутствие полноценного общения с ребенком одни родители стремятся подменить созданием для него комфортных условий проживания. Другие освобождают себя и от этого, считая свою миссию выполненной. Да, они дали жизнь ребенку, но не сумели открыть им путь к любви, вере, совести, ко всему тому, что «составляет источник духовного характера и истинного счастья».
В. А.Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Но ведь мы и счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза светятся от радости».
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга Мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями. Как нелегко порой объяснить им, что ребенка нужно не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять, творить, переживать, чувствовать и т. д.
Как изменить такое? Как заинтересовать родителей совместной работой? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса.
Для родителей:
Ну во первых создать условия для благоприятного взаимодействия и установить доверительные и партнерские отношения;
Вовлечь семьи в единое образовательное пространство;
Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей;
Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
Для детей:
Воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких;
Дать представление о понятиях: «род», «родители», «родословная», «семья», «родные», «близкие»;
Рассказать о русских семейных традициях, реликвиях, распределении семейных обязанностей;
Развивать познавательные способности, активно включать в творческо – поисковую деятельность;
Расширять кругозор и обогащать словарный запас, развивать связную речь;
Укреплять детско – родительские отношени
Все перечисленные задачи расширят границы общения взрослого и ребенка, укрепит связь между поколениями. Тесный контакт ребенка со старшими членами семьи эмоционально обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколени
Семья принимает участие в развитии всех сторон личности ребенка дошкольника Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку с первого дня появления его на свет как к человеку, с полным признанием его личности. П. Ф. Лесгафт
. В связи с этим в настоящее время особое внимание уделяется проблеме негативного влияния семьи на развитие личности ребенкадошкольного возраста: неблагоприятный психологический климат семьи (проявление жестокости к детям со стороны родителей; пренебрежение к нуждам детей, применение физического наказания; пьянство родителей, конфликты родителей с детьми) и, как следствие, потеря авторитета родителей. Все это приводит к ссорам, психической напряженности, дефициту положительных эмоций, психическим заболеваниям, отставанию в умственном, физическом и эмоциональном развитии.
Данный материал направлен на решение одного из основных вопросов обучения и воспитания детей. Однако вопрос взаимодействия семьи и детского сада остается открытым и нуждающимся в дальнейшем изучении.
Воспитатель высшей категории МБДОУ №11 Мясникова Елена Анатольевна
Источник
Юшина Татьяна Эдуардовна,
старший воспитатель ДО
ГБОУ г. Москвы «Государственная столичная гимназия»,
Взаимосвязь детского сада и семьи – необходимое условие для успешного воспитания ребенка дошкольного возраста. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка, что предполагает совместную деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, общение, обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Педагоги дошкольных образовательных учреждений, учитывая особенности сегодняшних семей, стараются искать и использовать новые эффективные формы работы с родителями.
Новизной предлагаемого в данной статье подхода является использование городского пространства в познавательном развитии дошкольников с дальнейшим переносом темы в общение в детском саду.
В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений. Наивысшей точкой взаимодействия ДОУ с семьей является содружество, которое подразумевает объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов, и предполагает, прежде всего, открытость навстречу друг другу.
Каковы же условия успешного взаимодействия? Как известно, качество – это управляемый процесс. Один из аспектов данного вопроса предполагает поддержку родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья и вовлечение родителей непосредственно в образовательную деятельность. Во-первых, родители должны знать Программу, по которой осуществляется процесс воспитания и обучения ребенка в детском саду. Данная информация должна быть доступна на страничках сайта, на стенде, в виде листовки, а можно и на одном из родительских собраний в начале учебного года осветить этот вопрос. Компетентный родитель – залог успешного взаимодействия.
В подготовительных группах дошкольного отделения организовано сетевое взаимодействие с родителями. На одной из родительских встреч было принято решение о создании клуба «Родитель.ру». Родители получают от воспитателей информацию по электронной почте по тематике: «Повторите с детьми дома», «Гуляем и присматриваемся», «В стране математики», «Традиции и праздники у нас в саду», «Советуем прочитать и обсудить», «Рисование по следам прочитанного произведения», «Как провести выходные», а также о реализации различных проектов познавательного характера. Родители по предложению воспитателя могут подгруппами посещать различные досуговые мероприятия, обмениваться мнениями, а самое главное, что придя в сад, все дети объединены единой темой обсуждения. Воспитатель лишь подготавливает небольшой материал для обсуждения.
В такой же форме происходит анкетирование, опрос. Все это позволяет обменяться мнением родителей между собой и обсудить общие вопросы с воспитателем. Воспитатель строит дальнейшую работу с детьми на основе полученного информационного материала.
Данное взаимодействие удобно для родителей по времени, по способу общения, по результатам.
Образовательная область «Познавательное развитие», включающая в себя раздел «Ознакомление с социальным миром и миром природы», предполагает взаимодействие с родителями в виде познавательных прогулок выходного дня. Одним из моментов работы было создание пешеходного маршрута в один из прекрасных уголков нашей малой родины. Рядом находится этнографическая деревня Бибирево. Были подготовлены маршрутные листы. Они включали вопросы для наблюдения за живой и неживой природой, предложены игры познавательного характера, различные задания. Родители не просто приходили на игровую площадку, а вели познавательную прогулку всей семьей, совершали путешествие в познавательный мир. Воспитатель находил время в режиме дня, чтобы провести тематическую беседу с детьми о полученных знаниях, впечатлениях, а также организовать выставки рисунков, фоторепортаж.
Разделы образовательной области «Познавательное развитие» – «Развитие познавательно-исследовательской деятельности», «Ознакомление с предметным окружением». Одна из форм реализации этих разделов – проектная деятельность. Темы проектов возникали от любознательности, познавательной активности детей дошкольного возраста.
Воспитатель ориентировал родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, призывал обращать внимание на ценность детских вопросов. Из этого возникали и темы совместных проектов детей и родителей: «Такие разные ткани», «Маленькие огородники», «Удивительный мир часов», «Где живут матрешки», «Разноцветные малыши» и многие другие.
По итогам реализации проектов был представлен конечный результат, продукт деятельности, исследования: выставка часов, парад матрешек, расписные салфетки, выставка кукольной моды, совместные работы детей и родителей. Дети с интересом рассказывают, что они делали вместе с родителями.
И еще одна форма взаимодействия – это информирование родителей о различных мероприятиях в г. Москве. Опыт работы нашего детского сада показывает, что группа, сплоченная воспитателем в стенах детского сада, продолжает активно взаимодействовать и вне его.
«Отдых с детьми» – сайт для заботливых родителей.
«Отдых с детьми» – куда пойти с детьми в Москве и Подмосковье в выходные (суббота, воскресенье), праздники, каникулы. Интересные места, актуальные события для родителей с детьми, новости, фоторепортажи. Самые подробные и достоверные отзывы, обзорные статьи, запись на экскурсии, советы и общение. Предусмотрены возрастные периоды, время года, возможности родителей и интересы ребенка.
Стоит также обратить внимание на премьеры в театрах Москвы. Родители с детьми посетили Театр кукол, посмотрели сказку «По щучьему веленью». А воспитатель с детьми в группе детского сада разыграла такое удивительное общение по этой теме, что остальные дети тоже убедили своих родителей в том, что театр – это интересно и побывать там необходимо.
А еще – самое время вспомнить, что интересные музеи бывают не только в Москве, или посетить Подмосковные усадьбы…
Посетили «Музей иллюзий» на Арбате. Принесли много фотографий. Воспитатель нашла место в книжном уголке, и там появился новый альбом «Давай расскажем другу». Все понятно, доступно и познавательно.
Воспитатели заранее изучают анонсы предстоящих мероприятий и предлагают наиболее активным родителям изучить подробности для общего посещения. При этом учитывают тематическое планирование образовательной деятельности в своей возрастной группе. Например, празднование Масленицы прошло в рамках организации тематического досуга одной из библиотек микрорайона.
«Мастерславль»– крупнейший в России интерактивный развивающий проект для детей от 5 до 15 лет.
«Детский город мастеров» – это воссозданная мини-модель российского города со своей инфраструктурой. За основу взяты лучшие примеры общественного устройства, где работают справедливые законы, где делятся мастерством и становятся мастерами через игру в атмосфере детства, доброты и радости.
Суть проекта заключается в создании максимально приближенной к жизни модели небольшого города, в котором все как в настоящей жизни, кроме одного: его жителями и посетителями являются дети. В каждом здании города располагается та или иная мастерская, в которых детей знакомят с основами различных профессий.
В мастерских воссоздана реальная обстановка таких организаций и предприятий, как Банк, Выставочная галерея, Туристическое агентство, Экскурсионное бюро, Клуб туриста, Служба уборки и переработки мусора, Школа официантов, Ателье – Дом моды Henderson, Служба озеленения, Больница, Пограничная служба, а также Автоцентр, в который входит Автодром, Автомойка, Автозаправка и др. На территории «Детского города мастеров» находятся 70 мастерских, где дети могут освоить 150 профессий. Проект позволяет детям приобрести навыки финансовой грамотности. В городе мастеров обращаются собственные деньги – «золотые таланты»: здесь можно открыть свой банковский счет, получить кредитную карточку, выкупить Облигации Города.
Дети старшего дошкольного возраста нашего детского сада в Мастерславле поработали строителем, служащим банка, пожарным, стоматологом, полицейским, почтальоном, маляром, получили «зарплату» и потратили ее. Придя в детский сад, они продолжают свою активность проявлять в различных продуктивных видах деятельности, в сюжетно-ролевых играх. Воспитатель устраивает квест-путешествия, расширяя спектр профессий. Непосредственно образовательная деятельность в форме фантазийного путешествия часто основана на событиях выходного дня.
Проект детского города мастеров «Мастерславля» одобрен Наблюдательным советом Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) под председательством Владимира Путина. АСИ оказывает всестороннюю поддержку проекту.
«Экспериментаниум» – просто чудо для детей.
В музее «Экспериментаниум» представлена интерактивная экспозиция, которая охватывает основные области науки. В каждом зале находятся экспонаты, с которыми можно и нужно взаимодействовать: исследовать, собирать, разгадывать головоломки, дергать, прыгать и даже кричать.
Акустика, оптика, электричество, магнетизм, головоломки, водная комната, механика – различные темы экспозиции. Занятия наукой в Экспериментаниуме – это очень интересно!
Детям предлагают увлекательное путешествие в мир науки и ее истории, научно-развлекательные шоу, познавательные и веселые мастер-классы, научные подарки в магазине и организацию праздников.
Необходимо уточнить, что есть и такой раздел под названием «Доступная наука» – это музейный проект специальных программ обучения, развития, адаптации и досуга для детей с ограниченными возможностями и особенностями развития на базе интерактивного музея занимательных наук «Экспериментаниум». Проект был создан для того, чтобы дети, не имеющие возможности познавать мир привычными и доступными большинству способами, тоже могли учиться, развиваться и получать от этого удовольствие.
В группах нашего детского сада созданы уголки экспериментирования. В нашем музее экспонаты трогать не только можно, но и нужно! Дети после посещения «Экспериментаниума» приносят различные вещицы и предлагают всем детям придумать, изобрести, создать что-то интересное. С удовольствием рассказывают, что увидели и что узнали. А воспитатель, как всегда, объединяет всех общей темой.
Таким образом, главный момент в нашей работе – создание единого союза «дети – родители – воспитатели». Родительская любовь дает человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищенности. Воспитатели – первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими.
И, как всегда, хочется призвать всех воспитателей к тому, что малыш уже с первых месяцев жизни, это не сосуд, который надо наполнить, а светильник, который надо зажечь.
Презентация к статье – в приложении.
Приложение доступно для скачивания по ссылке.
Список интернет-ресурсов:
1. Мастерславль – детский город мастеров. [Электронный ресурс]. URL: https://www.masterslavl.ru (дата обращения: 25.10.2016).
2. Отдых с детьми – сайт для заботливых родителей. [Электронный ресурс]. URL: https://www.osd.ru/ (дата обращения: 25.10.2016).
3. Экспериментаниум – музей занимательных наук. [Электронный ресурс]. URL: https://www.experimentanium.ru/ (дата обращения: 25.10.2016).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
Кажется, истина очевидна! В воспитании
сегодняшнего малыша, будущего гражданина,
заинтересованы и родители, и детский сад.
Родители стремятся вырастить, хорошо воспитать
малыша, воспитатели стремятся сделать то же
самое и помочь в этом родителям. Задача детского
сада ” повернуться” лицом к семье, оказать ей
педагогическую помощь, привлечь семью на свою
сторону в плане единых подходов в воспитании
ребенка. Именно взаимодействие МДОУ и семьи в
интересах развития личности ребенка, в котором
первостепенное значение приобретает не вопрос о
том, кто за что в ответе, кто “ведет”, а кто
“ведомый”, кто кому должен и должен ли; стоит
задача выстраивания таких отношений между
детским садом и родителями, которые позволили бы
добиться максимальной пользы для психического,
физического и нравственного благополучия
ребенка.
Следовательно, обозначенная позиция
предполагает переход от работы с родителями к
организации взаимодействия субъектов
образовательного процесса, целью которого
является создание единого пространства развития
ребенка.
Основные направления нашего взаимодействия:
Изучение друг друга. Кто мы такие? Чего мы хотим
для, себя для ребенка, друг от друга.
Безусловно, такой подход к взаимодействию
требует выверенных форм. Поэтому первым нашим
шагом стало изучение семьи, выяснение
образовательных потребностей родителей,
установление контакта с её членами, для
согласования воспитательных мероприятий на
ребенка мы начали работу с анкетирования
родителей нашей группы. (Приложение).
Анализ результатов анкетирования позволил нам
сориентироваться в педагогических потребностях
каждой семьи, учесть ее индивидуальные
особенности.
Пока мы вырабатывали тактику своего общения с
каждым родителем нашей группы, у них была
возможность изучить нас (дни открытых дверей,
самопрезентация в момент первой встречи.)
Следующий шаг – это организация совместных дел
и, прежде всего, создание совместной программы
действий.
Обсуждение этого управленческого документа
позволил нам определить критерии
“включенности” родителей в образовательный
процесс:
Первый критерий отражал количественные
показатели присутствия родителей на совместных
групповых мероприятиях: посещение родительских
собраний и консультаций; присутствие родителей
на детских праздниках, участие родителей в
подготовке и проведении тематических занятий;
участие в выставках, вернисажах; посещение “Дня
открытых дверей”; помощь родителей в оснащении
педагогического процесса.
Второй критерий отражал качественные
показатели: инициативность, ответственность,
отношение родителей к продуктам совместной
деятельности детей и взрослых.
Такой анализ позволил нам выделить три группы
родителей:
- Родители – лидеры, которые умеют и с
удовольствием участвуют в
воспитательно-образовательном процессе, видят
ценность любой работы детского учреждения. - Родители – исполнители, которые принимают
участие при условии значимой мотивации. - Родители – критические наблюдатели.
Изменение восприятия родителей как участников
образовательного процесса привело к изменению
понимания типов семей:
- активные участники педагогического процесса,
заинтересованные в успешности своих детей - заинтересованные, но желающие решить проблемы с
помощью специалистов - сторонние наблюдатели, живущие по принципу
“меня воспитывали так же”.
А это значит, что к каждой семье необходим
специфичный подход.
Для скоординированной работы нашей группы и
родителей мы поставили перед собой
необходимость решить следующие задачи:
- Установление доверительных и партнерских
отношений с родителями. - Вовлечение семьи в единое образовательное
пространство МДОУ. - Активизировать и обогащать воспитательные
умения родителей. - Работать в тесном контакте с семьями своих
воспитанников.
Зная, как важна атмосфера доверительных
взаимоотношений между сотрудниками МДОУ и
родителями, нами была проведена деловая игра на
тему “Я-Семья-Род-Народ”. Мы подобрали музыку,
приготовили пригласительные билеты, постарались
создать в группе атмосферу уюта и тепла.
Начиналось оно с приветствия и благодарности
отдать ребенка в наш детский сад. Игра “Давайте
познакомимся и, будем дружить” объединила
взрослых (все встали в круг и рассказывали
немного о себе). Сначала все смущались, но это
чувство быстро сменилось радостью и интересом.
Игровые моменты помогли снять напряжение, ведь
родителям, сидящим за одним столом, не раз в
течение собрания нужно было обсудить ситуацию
или вопрос вместе.
Мягкое освещение, музыкальное сопровождение,
доброжелательный тон повествования
способствовали созданию доверительной
атмосферы, помогли родителям нашей группы
откровенно говорить о проблемах.
Эта деловая игра позволила нам совместно
определить следующую встречу, которая
состоялась за пределами МДОУ в Археологическом
музее, где мы посмотрели выставку, а затем за
кружкой чая обсудили интересующие всех проблемы.
Непринужденная атмосфера помогла нам сблизиться
и общаться в доверительном ключе.
К собраниям мы готовим выставку детских работ
или фотостенд, где используем фотографии из
семейных альбомов, жизни группы. Совместная
подготовка сближает нас с родителями. Атмосфера
доброжелательности стала характерной и для
других общих дел в группе. У многих родителей
открылись скрытые таланты, о которых они не
подозревали, пока не пришлось рисовать самим.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в
системе работы с родителями. Каждый человек,
сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке
своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Мы
всегда делаем это при любом удобном случае, и
родители платят нам тем же. Наша группа принимала
участие в конкурсе поделок из природного
материала среди родителей и детей; в конкурсе
построек “Снежная сказка двора”, в котором
заняла II место; также участвовали в IV городском
конкурсе художественных работ под названием
“Новый год на планете”; в выставке поделок из
экологического материала “Эко-игрушка”; в
семейном конкурсе под названием “Моя планета” и
т.д.
На каждом собрании мы выражаем благодарность
родителям, которые уделяют много внимания своим
детям и помогают в совместной работе. Было очень
приятно видеть счастливые глаза родителей, когда
им вручали грамоты или благодарности за участие
в каком-либо конкурсе.
Использование разнообразных форм
взаимодействия с семьями детей дало
определенные результаты: родители нашей группы
из “зрителей” и “наблюдателей” стали
активными участниками педагогического процесса,
создана атмосфера взаимоуважения. Досуговое
направление в работе с родителями оказалось
самым привлекательным, востребованным, полезным,
но и самым трудным в организации. Это объясняется
тем, что любое совместное мероприятие позволяет
родителям: увидеть изнутри проблемы своего
ребенка, трудности во взаимоотношениях;
апробировать разные подходы; посмотреть, как это
делают другие, то есть приобрести опыт
взаимодействия не только со своим ребенком, но и
с родительской общественностью в целом. Родители
стали активными участниками всех дел в группе,
научились взаимодействовать друг с другом в роли
игровых партнеров. Родители стали проявлять
искренний интерес к жизни группы, научились
выражать восхищение результатами и продуктами
детской деятельности, эмоционально поддерживать
своего ребенка.
От успешной совместной работы педагогов МДОУ и
родителей во многом зависит качество семейного
воспитания, и, следовательно, дальнейшее
развитие ребенка. Как бы серьезно ни
продумывались формы воспитания детей в
дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была
квалификация их работников, невозможно
достигнуть цели гармоничного развития ребенка
без постоянной поддержки и активного участия
родителей в воспитательном процессе.
Такое взаимодействие определило наиболее
эффективные формы:
1. Информационное:
- Интерактивные формы работы: проведение
опросов, анкетирование, дискуссии, “круглые
столы”, консультации специалистов - Познавательные: Семейные клубы, изучение
лучшего опыта семейного воспитания,
педагогическая библиотека для родителей
2. Наглядно-информационные: “Дни открытых
дверей”, информационные листы на стендах, выпуск
совместной газеты.
3. Досуговые: Совместное проведение досуга,
выставки семейных творческих работ, спортивные
семейные и интеллектуальные состязания.
Педагоги детского сада изучают специальную
литературу по проблемам общения, проводят
тренинги для родителей, используют видео- и
фотоматериалы, фиксирующие самостоятельную
игровую деятельность, а также применяют
изготовленные самостоятельно тематические
папки для родителей. Это комплекты методических
разработок, касающихся самых разных направлений
воспитания и обучения детей.
Мы постоянно изучаем и влияем на формирование
образовательных запросов родителей, проектируем
условия для их удовлетворения. Родители
постепенно становятся нашими единомышленниками.
Педагоги рассказывают о достижениях ребенка, о
задачах, стоящих перед ним, и получают такую же
информацию от родителей. Двусторонний поток
информации, знаний и опыта, партнерский характер
взаимодействия делает сотрудничество более
успешным, создает единое пространство развития
ребенка. (Презентация).
Источник