Детский сад будущего создание условий для развития успешного ребенка

ЭССЕ

«Детский сад будущего»

Дети должны жить в мире красоты, игры,

сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В. Сухомлинский

Система образования в России имеет многолетние традиции. На первом месте всегда находился и находится ребенок, его здоровье, его развитие, его внутренний мир.

Детский сад будущего…  Какой он?

Максим Горький сказал: «Не зная прошлого, невозможно понять смысл настоящего и цели будущего».

Каким был детский сад раньше?

Заглянем в прошлое…

Как тип педагогического учреждения первый детский сад был организован в 1802 году в Нью-Ланарке (Шотландия) социалистом-утопистом Р. Оуэном – так называемая «школа для малышей».

Само название – «Детский сад» пришло из Германии и было придумано в 1837 году педагогом Фридрихом Вильгельмом Августом Фрёбелем. Название «Детский сад» он придумал из соображений, что дети — цветы жизни, требующие умелого и тщательного ухода и выращивать их должны садовницы.

В России первые детские сады были открыты в 60-х гг. XIX века. Они были частными и дорогостоящими, поэтому были не доступны для простых людей. В Москве же первый детский сад был открыт  в 1866 г.

Что представляет детский сад сейчас?

 По-моему мнению, лозунг «Все лучшее детям!» воплощен в жизнь. Детский сад сегодня – светлый,    просторный, удобный, современный, где каждый ребенок понят, принят, любим окружающими взрослыми.

            Наше время — это время перемен и модернизаций в сфере дошкольного образования. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свою лепту в развитие науки, культуры, промышленности и тем самым поднимут престиж страны на должный уровень, продолжат традиции наших отцов и дедов. Я считаю, что в современном детском саду воспитывают именно таких людей.

Идеальный детский сад…   О нем можно мечтать, о нем можно спорить, но знаю точно – он должен быть местом радостного общения ребенка с миром сверстников и взрослых, местом ярких открытий, где ребенок мог бы самостоятельно реализовывать свои внутренние, творческие потребности.

Я работаю в коррекционном детском саду.  Наш сад посещают дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), с задержкой психического развития (ЗПР), у некоторых детей имеются расстройства аутистического спектра (РАС, РДА), поэтому буду говорить об учреждении коррекционной направленности. О таких детских садах в своих трудах писал Л.С.Выготский.

Л.С. Выготский может считаться основоположником базовых идей, к которым апеллирует сегодня интегрированное обучение.  В его трудах отмечалось единство общих и особенных черт специальной и массовой школ, что позволило ему установить «общность социальных целей и задач школ при разных формах и методах обучения» [Выготский Л.С., 1983, с. 34-49]. Л.С. Выготский считал, что задачей воспитания ребенка с нарушением развития является его интеграция в жизнь и создание условий для компенсации его недостатка каким-либо другим путем. Компенсация ученым понималась не в биологическом, а в социальном аспекте, так как он считал, что педагогу в работе с ребенком, имеющим дефекты развития, приходится иметь дело не столько с биологическими фактами, сколько с их социальными последствиями.

В последние годы в системе специального образования произошли определенные позитивные изменения, в основе которых находятся идеи                 Л.С. Выготского.            

По мнению исследователя, в тех случаях, когда коллектив отсталых детей достаточно однороден, это наносит ущерб как нормальным, так и аномальным детям – лишает их возможности развития. Интеллектуально более одаренные не могут проявить социальную активность, умственно отсталые дети лишаются возможности коллективного сотрудничества и общения с более одаренными детьми. Это приводит к отягощению интеллектуального дефекта.

Сейчас с целью обеспечения доступности образования различным категориям детей с ОВЗ и индивидуализации образовательного процесса, школы стремятся к обновлению технологий обучения; реализуется опыт организации адекватной коррекционно – образовательной среды для детей с ОВЗ; реализуются программы раннего выявления и ранней специальной помощи детям с отклонениями в развитии и т.д. Миссия дошкольного учреждения – реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития ребенка, как основы его успешного обучения в школе.

Каким я вижу детский сад будущего?

Идеальный детский сад будущего – это место, где каждый ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни; это детский сад, в котором ребенок реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями через создание для этого организационно-педагогических условий; педагог развивает свои профессиональные и личностные качества, руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов; учреждение учитывает особенности взглядов родителей на желаемое будущее своих детей и ориентирует их на конструктивно-партнерское взаимодействие с детьми и всеми участниками образовательного процесса.

Читайте также:  Социально психологическое сопровождение развития ребенка

Детский сад  будущего – это такой детский сад, на выходе из которого ребёнок легко вольётся в школьную жизнь, будет успешен в школе и в социальном мире.

Хочется верить, что детский сад будущего будет иметь  замечательную материально – техническую базу.

Немного помечтаем…  Окажемся в будущем…

В ДОУ  создана современная здоровьесберегающая среда: физкультурный и тренажерный залы, бассейн, кабинет ЛФК, медицинский и массажный кабинеты. Групповые помещения  имеют большую площадь, при их разработке будут учтены интересы мальчиков и девочек. Детский сад оснащен современным развивающим оборудованием и игрушками из экологически чистых материалов. В детском учреждении  большое количество дополнительных залов и помещений (кабинеты логопеда, дефектолога). В кабинете психолога – все для релаксации детей и персонала (свет и музыка, массажные кресла и уютное место для общения). Комната природы представляет собой 3D кинотеатр, в котором по замыслу педагога можно увидеть слона, тюленя или оказаться, к примеру, в джунглях, на берегу океана, услышать звуки и запахи природы.  В детском саду функционируют: сенсорная комната, игротека, киностудия и кинозал, галерея детского творчества, театральная мастерская…

На территории детского сада имеется дендропарк, мини – зоопарк с детёнышами домашних животных, создан интересный ландшафт: цветники, альпийские горки, искусственные ручьи и водопады, песочные дворики, оздоровительные тропы; для детских забав и развития имеется большое количество игровых площадок.

На территории детского сада находятся: спортивный стадион, велосипедная дорожка, оборудование для спортивных игр детей (футбол, баскетбол, настольный теннис, городки и др.), крытый каток; оборудован современный уголок  ПДД с работающими светофорами, пешеходными переходами, мостами, тоннелями и детским автопарком. В ДОУ работает система детских кафе, где дети и родители с диетологом  и педиатром имеют возможность выбрать себе меню по состоянию здоровья и вкусовым пристрастиям.

В семейной гостиной объединяются родители и дети, которые вместе творят, проводят оздоровительные досуги, смотрят и обсуждают кинофильмы и подводят итоги прожитого дня, недели,  месяца. Детский сад работает как открытая самоорганизующаяся система.

    «Хочу, чтоб в жизни светлой, яркой

        Всегда нас дети окружали, как цветы,

                 Чтоб детский сад был пристанью надежной

Счастливой, светлой, полной доброты»

Мне очень хотелось бы верить, что в будущем не будет детей с ОВЗ. И не будет необходимости в детских садах коррекционного вида. Конечно же это, наверное, утопическая мечта. Но наше правительство всё делает для того, чтобы дети с ОВЗ и их родители не чувствовали себя особенными «не такими как все». Создаются  и реализуются инновационные социальные программы и проекты по оказанию ранней помощи семьям, воспитывающим  детей с ограниченными возможностями здоровья, эти программы включают и обучение родителей.

Дом, в котором все окна распахнуты в детство,
Я любуюсь тобой, не могу наглядеться.
Мне милее и краше всех зданий на свете
Дом, в котором с утра собираются дети.

      Поселились здесь сказки, звучит звонкий смех,
     И внимания, ласки хватает для всех.
     Стал он домом родным для детей – дошколят,
     Неразлучны мы с ним – это наш детский сад!

И внутри он наряден, и светел, и ярок,
Каждый день детворе – как волшебный подарок.
Воспитатели с ними не просто играют –
Дети жизни азы в детсаду постигают.

                                               (Н. Агошкова )

Баранова Евгения Петровна, учитель – логопед

Источник

Татьяна Васильева
Детский сад будущего

Дошкольное образование в нашей стране имеет многолетнюю историю и богатейший опыт. Изменения в социальной России влекут за собой развитие новых тенденций, и это, несомненно, отражается на современном образовании. Изменяются стандарты образования, изменяются требования к будущему первокласснику, появляются огромное количество новых программ обучения и воспитания дошколят, изменяются и потребности родителей. Дошкольные образовательные учреждения ищут новые формы и методы работы, стремятся, чтобы в детском саду дети чувствовали себя комфортно. Многие достигли в этом направлении значительных успехов.

Читайте также:  Центр развития ребенка азбука детства

От того, каким вырастут наши дети, целиком и полностью зависит и судьба страны, и жизнь её стареющих граждан. Всем нам хочется, чтобы будущее было как можно более светлым.

Детский сад будущего, какой он? По мнению опытных и молодых специалистов, детский сад будущего это:

В детском саду будущего взрослые не увидят только место, куда они отдают детей для хранения, как в ломбард, а обретут самую великую профессию не Земле – родителей, которые учатся у детей и у которых учатся дети.

Это будет процесс взаимного обогащения, а не только воспитательный процесс с позиции взрослого, стоящего над ребенком и смотрящего на него сверху вниз.

В ДОУ должны работать счастливые люди, тогда все будут от них заражаться положительной энергией, эмоциями. для этого нужно сделать педагогическую профессию более престижной. Детский сад станет не просто учреждением, а местом поддержки разнообразия каждого ребенка.

Когда мы поймем что общего с детьми – это прежде всего искусство, детский сад станет кристаллом развития культуры.

Конечно, в детском саду самое главное развитие разносторонней личности. Нужно создать необходимые условия, в которых ребёнок будет эмоционально и психологически чувствовать себя положительно. Этому должна способствовать в первую очередь развивающая среда.

Как достичь эмоционального благополучия ребёнка?

Бескорыстной любовью, доброжелательностью, отзывчивостью. Никогда не нужно вымещать на ребёнке свою ярость, не кричать на него, ни в коем случае не оскорблять. Педагог должен видеть в маленьком человеке развивающуюся личность.

А также в создании Детского сада будущего главное создать условия для игры. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда закладываются основы личности, вырабатываются воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность и все те важнейшие качества формируются не в процессе учебных занятий, а в главной деятельности дошкольника – игре.

Сейчас в детских садах дети стали меньше играть, особенно сократились сюжетно-ролевые игры. Дошкольники практически не знают традиционных детских игр и не умеют играть. Действительно, в большинстве детских садов режим дня столь перегружен различными формами занятий, что на свободную игру остаётся не более часа. Однако, в этот час дети, под наблюдением педагогов, не умею содержательно и спокойно играть. Они возятся, дерутся, толкаются… и поэтому нужно более насыщать свободное время игрой.

Специфику модели детского сада будущегоможно определить следующими взаимными составляющими:

– организация предметно-развивающей среды;

– создание психолого-педагогических и методических условий для оптимизации педагогического взаимодействия с детьми и родителями;

– воспитательно-образовательное пространство;

– деятельностно-личностный подход к каждому ребенку;

– включение в воспитательно-образовательный и коррекционно-развивающий процесс.

Создание полифункциональной предметно-развивающей среды является условием эффективности Детского сада будущего.Это прежде всего:

– комфортность пребывания детей в дошкольном учреждении (уютная, домашняя обстановка; наличие мест уединения и психологической разгрузки; численный состав группы не более 18-20 человек; составление индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка и создание условий для формирования разновозрастных групп общения детей, формирования детской субкультуры и др.);

– развитие ребенка в процессе разных видов детской деятельности, способствующих формированию интегральных качеств личности ребенка дошкольного возраста и интегративности формируемых знаний и умений, использование интерактивных методов обучения детей и родителей, проведение занятий в условиях выбора альтернативного режима, ориентация на воспитание успешного ребенка, баланс совместной деятельности педагогов и детей (экскурсии, целевые посещения, прогулки, игры, досуги и т. д.) и свободной деятельности детей и родителей (выступления, поручения, домашние задания, выставки, шефская помощь, информация);

– формирование целостной картины мира, установление взаимосвязей о природном и социальном окружении при условии приоритетности культурного наследия, опора на эмоционально-чувственную сферу ребенка и приоритетность формирования ценностных ориентаций и смыслов;

– создание положительного имиджа детского сада (эстетическое оформление участка детского сада, прогулочных площадок, здания и внутреннего убранства; взаимосвязь дошкольного учреждения с внешним социумом; взаимодействие культуры и традиций, созданных в детском саду, в семье, в городе, в стране и др.);

Читайте также:  Проблема психического развития ребенка в психоанализе курсовая работа

– включение учреждения в построение единой социокультурной среды (максимальная представленность всех основных элементов, включающих как природные, так и культуросообразные компоненты, отражающие современную естественную социокультурную ситуацию, организация очно-заочных экскурсий по достопримечательностям Москвы и России, реализация авторских программ патриотического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, сотрудничества с родителями.

На основе такой среды создается воспитательно-образовательное пространство, однако оно должно строиться как самоорганизующаяся, живая система. Поэтому такое большое значение придается созданию оптимальных психолого-педагогических и методических условий для организации взаимодействия детей и педагогов.

Создание психолого-педагогических и методических условий для оптимизации педагогического взаимодействия с детьми

В качестве психолого-педагогических условий, обеспечивающих самоорганизацию воспитательно-образовательного пространства, развитие социально организованной деятельности и эмоционально обоснованного и нравственно мотивированного личностного взаимодействия взрослых и детей в процессе создания и оживания предметно-пространственной среды, выступает прежде всего трансформирующаяся модель функционирования групп по интересам и приоритетам развития детей (физкультурно-оздоровительному, общеинтеллектуальному, художественно-эстетическому и коррекционно-развивающему, по времени пребывания детей (от 3 до 12 часов, по интеграции с воспитанниками других возрастных групп и воспитанниками из детского дома (на основе работы группы кратковременного пребывания («Группы развития»). В соответствии с ней осуществляется разработка гибкого режима дня и вариативных сеток занятий с детьми, учитывающих специфику функционирования групп, предоставление семьям детей, посещающих детский сад, дополнительной образовательной услуги «Домашний воспитатель».

Создание в группах и помещениях детского сада функциональной, разнообразной, «открытой» для использования и преобразования самими детьми предметно-игровой среды, обеспечивающей ребенку возможность осуществлять выбор деятельности в соответствии с его интересами. Кроме того, в некоторых помещениях детского сада (в сенсорной комнате, кабинете педагога-психолога, в помещении, отведенном для семейной гостиной, кинозале и так далее) могут использоваться специальные средства ТСО, позволяющие усиливать эффект «погружения» в воображаемую ситуацию с помощью проекций виртуальной реальности, использования мультимедийных презентаций и клип-арта.

Овладение детьми и взрослыми методикой «Общего круга» становится средством обеспечения психолого-педагогический помощи в осуществлении права ребенка на свободный выбор деятельности и отношений.

В будущем каждый детский сад уникален. Дети и родители «заражаются» положительными эмоциями и верят только в хорошее. Профессия педагога станет более престижной, психологический климат в детском саду – более доброжелательным. А также Детский сад будущего научит играть не только детей, но и взрослых – педагогов и родителей. Тогда и детям будет жить в этом сложном мире намного легче.

Детский сад Будущего представляется нам под лозунгом «Вс лучшее детям». Это – светлый, просторный, современный дом – дворец для детей, где каждый ребнок понят, принят, любим окружающими его взрослыми. В здании установлена система, которая сама выбирает наилучший микроклимат нахождения детей. При подъезде к детскому саду оборудована современная парковка и освещение. У дошкольного учреждения свой большой, удобный автобус, на котором проводится организованный вывоз детей на экскурсии, выставки, в музеи.

В ДОУ создана современная здоровьесберегающая среда: физкультурный и тренажерный залы, бассейн, детский боулинг. Территория детского сада оформлена интересным,красочным ландшафтным дизайном: цветники, альпийские горки, искусственные ручьи и водопады, фонтаны, песочные дворики, оздоровительные тропы с музыкотерапией; спортивный стадион, велосипедная дорожка, крытый каток, оборудованный современный уголок ПДД с работающими светофорами, пешеходными переходами и детским автопарком. Для детских забав и развития – большое количество современных игровых площадок. В детском саду Будущегоимеется большое количество залов и помещений: компьютерные классы, кинозал с 3D форматом, экспериментальные и проектные комнаты для детей. Развивающее пространство групп имеет большую площадь, где учтены интересы, как мальчиков, так и девочек, оснащено современным развивающим оборудованием, игрушками из экологически чистых материалов. Детям, живущим в этом детском саду, предоставлена свобода выбора деятельности. Из детского сада ребенок приходит с сияющими глазами, увлеченно рассказывает родителям о том, какое открытие он сегодня совершил, какой шедевр создал и с радостью торопиться в завтрашний день.

Детский сад будущего – территория счастья и психологического благополучия всех детей, способных сосуществовать в коллективе сверстников; территория интересных дел, которые вместе с детьми (а не за детей) придумывают и реализуют взрослые; территория ответственности родителей за то, чтобы каждодневная жизнь их детей была интересной и насыщенной.

Источник