Детский центр развития ребенка изюминка
ДЦ ИЗЮМИНКА (тел.600—309;. ул. Завадского, д. 5. Работаем все лето!!! Задержка речевого развития. Как распознать отклонения от нормы и как их исправить.
Родители по-разному воспринимают проблемы развития речи у своих детей. Одни — паникеры, начинают бить тревогу, когда двухлетний ребенок не общается развернутыми фразами, болезненно воспринимают рассказы окружающих о том, что их малыш уже и массу стихов знает наизусть, не то, что фразы. Другие беспечные, упорно не замечающие откровенных отставаний ребенка в развитии, ничего страшного, он еще ма… — Читать дальше
ленький — успокаивают они себя, и только после врачебного диагноза начинают хоть как-то решать проблему. Так что же это — задержка речевого развития, какой она бывает, как распознать отклонения от нормы и, самое главное, как это исправить? Когда малыш должен начать разговаривать? В возрасте 1 годика ребенок должен пользоваться, по крайней мере, 10 облегченными словами и знать, понимать названия 200 предметов (мама, папа, мишка, кружка, гулять и прочие повседневные действия и предметы). Малыш должен понимать, о чем ему говорят, и реагировать соответственно. На вопрос где папа? — повернуть к нему голову, а на фразу дай руку отреагировать соответственно и протянуть руку, или хотя бы спрятать ее, демонстрируя непокорность. В 2 года малыш должен строить короткие односложные предложения, с использованием прилагательных и местоимений. В этом возрасте словарный запас должен вырасти, как минимум до 50 слов это самый нижний предел, специалисты, обычно, ожидают не меньше 100 слов. В 2,5 года ребенок с нормальным речевым развитием начинает строить сложные предложения, использует порядка 200—300 слов, умеет ставить простые вопросы что?, куда?, и произносит правильно большинство букв, исключения составляют р, л и шипящие гласные. Малыш должен знать, как его зовут, различать родных, уметь различать и копировать голоса животных. В этом возрасте расширяется запас и понимание более сложных прилагательных, например, вкусный, красивый, большой, веселый, высокий и т.п. В 3-х летнем возрасте речь ребенка должна объединяться в смысловые предложения, правильно употреблять местоимения, часто использовать прилагательные и наречия (горячо, рано, далеко и т.д.). Определить, есть ли у ребенка отклонения, задержка речевого развития не сложно в этом возрасте. Понаблюдайте, а лучше попросите кого-то непредвзято понаблюдать за общением ребенка с незнакомым человеком. Это не должна быть грамотная речь, но если собеседник понимает, хотя бы 75% сказанного малышом, и между ними складывается относительный диалог, значит все хорошо, речь развивается в пределах нормы. Важно, чтобы ваш кроха мог изменять слова в речи по числам и родам. К примеру, если в 3-х летнем возрасте на вопрос будешь конфетку?, малыш отвечает будешь вместо буду — это уже отклонение, серьезный повод озаботится его развитием.
Для начала успокоим особо впечатлительных родителей и бабушек. Границы норм речевого развития весьма гибкие, не стоит экзаменовать кроху, как только ей стукнул 1 год, и бить тревогу, что в словарном диапазоне не 10, а 8 слов. Отклонения плюс-минус 2—3 месяца это нормально, как и то, что мальчики могут отставать от девочек в развитии на 4—5 месяцев. Бытует мнение, что существует определенная область мозга, которая отвечает за развитие речи. Однако это заблуждение, и на самом деле, речь формируется исключительно при нормальном и согласованном развитии обоих полушарий мозга. Работать полноценно должно и правое полушарие, отвечающее за эмоционально-образную сферу, интуицию и пространственное мышление, и левое полушарие, ответственное за рационально-логическое мышление, и сообщение между ними. Нервные волокна, соединяющие оба полушария, у мальчиков изначально тоньше и развиваются медленнее, чем у девочек. Случается, что между полушариями затруднён обмен информацией, тогда мальчикам сложно облечь свою мысль в грамматически правильную форму. На ранней стадии отставания в речевом развитии, при условии отсутствия мозговых и психических отклонений, специалист без труда поможет мальчику преодолеть трудности. Еще один повод не паниковать, заключается в том, что по статистике именно мужчины наделены наиболее развитой образной речью, именно среди них на порядок больше писателей и поэтов. Некоторые медики склонны объяснять это более длительной и активной работой правого полушария мозга, в процессе развития и формирования связи между ними. При этом запускать ситуацию нельзя, и если мальчик долго не разговаривает или не может излагать свои мысли, обязательно обращаться за помощью к специалисту. К сожалению, среди мальчиков довольно высокий процент отклонений, причем как в речевом развитии, так и в психоречевом. Мальчиков среди детей с заиканием вдвое больше, чем девочек. Практически абсолютное отсутствие речи при нормальном слухе (алалия) в три раза выше у мальчиков. Втрое больше их и среди детей страдающих дизартрией (трудности произнесения большинства звуков и невнятность, неразборчивость речи). Не стоит также снимать со счетов типичное детское коверканье слов, смысловые сокращения, образные обозначения. Все это тоже слова и би-бика вместо машина, и мяу-мяю вместо кошка, и бай-бай вместо спать. До 2,5 лет использование малышкового сленга допустимо. Помимо этого ребенок вполне может придумывать собственные названия предметов, и не следует бежать к доктору, если малыш упорно говорит зекатая на зеркало, или камани на макароны — это так же слова. Вполне нормально, когда малыш использует одни и те же сочетания звуков для обозначения разных предметов (ки — кинуть, киска). Однако в 2,5 года ребёнок обязательно должен пытаться говорить фразами, используя не менее 3—4 слов, к примеру, что-то вроде мама дё бай-бай (мама идём спать).
О том, что у ребенка значительная задержка речевого развития говорят следующие признаки:
1. Когда в 4 месяца ребенок не проявляет эмоциональных реакций по отношению к происходящему. Не улыбается родителям, не реагирует на их жесты, не оживляется при виде или обращении к нему мамы. 2. Когда в 8—9 месяцев ребенок не лепечет, не издает повторяющихся звуков (па-па-та, ба-ба-ба и др.), а в год создает впечатление редкой тихони, издающей мало звуков. 3. Когда 1,5-годовалый ребенок имеет проблемы с жеванием или сосанием. Например, давится кусочком яблока, не умея его разжевать. 4. Когда в 1,5 года малыш не произносит простых слов, типа мама, няня, дай, не понимает своего имени, названий обычных предметов. Если ребенок не в состоянии выполнить простые просьбы, не понимает, что от него хотят, например, сядь, дай руку, иди сюда. 5. Когда в 2 года ребенок не пытается выучить новые слова, а продолжает использовать всего несколько отдельных простейших слов. 6. Когда в 2,5 года словарный запас активно используемых слов и словоподражаний меньше 20. Не знает названий частей тела и привычных предметов. Проведите проверочный тест: попросите показать части тела, принести хорошо знакомый ему предмет, находящийся в соседней комнате. Если не составляет словосочетаний из двух слов, к примеру, дай ады (дай воды) 7. Когда в 3-летнем возрасте речь ребенка настолько не разборчива, что даже родные понимают его с трудом. Не говорит элементарных предложений состоящих из пары-тройки словосочетаний, не понимает объяснений, простых рассказов. 8. Когда малыш в 3 года тарахтит — говорит чересчур быстро, глотает окончания слов или, напротив, очень медленно, растягивая слова, хотя дома никто подобным образом не разговаривает.
9. Когда в 3 года малыш не строит собственных предложений, а изъясняется фразами из книжек и мультиков. Если ребенок зеркально вторит фразам, который слышит от взрослых, даже если это к месту. В таком случае необходимо срочно обращаться к специалисту, причем обязательно обследоваться у психиатра это может быть признаком серьёзнейшего отклонения в развитии. 10. Когда ребенок вне зависимости от возраста постоянно ходит с приоткрытым ртом, когда без явных причин повышенно выделяется слюна, но это не связано с ростом зубок.
Есть существенное различие между задержкой развития непосредственно речи ребенка или его психики. Задержка речевого развития (ЗРР) означает, что страдает только речь, а эмоциональное и умственное развитие проходит в норме. Когда малыш все понимает и правильно выполняет просьбы, однако говорит плохо, мало или вовсе отказывается. Отставание в психо-речевом развитии (ЗПРР) означает, умственную, общеинтеллектуальную задержку. До 4 лет диагноз ЗПРР встречается довольно редко и ставится в исключительных случаях, при серьёзных заболеваниях. Однако старше 5 лет 80% проблем с речью объясняется именно задержкой психо-речевого развития. Психология ребенка построена так, что до 4 лет малыш осваивает мир, он мало вступает в коммуникативные связи, а изучает, примеряет, пробует. Но уже после 4-х основным источником информации для него становится общение со сверстниками и взрослыми. Когда же речь им не освоена, малодоступна, начинается процесс торможения развития психического, и уже к 5 годам задержка речевого развития, превращается в психо-речевую задержку. Речь и психическое здоровье ребенка связаны напрямую, без речевого инструмента не смогут полноценно формироваться познавательные процессы и эмоционально-волевая сфера. Если не исправить ситуацию в 5-летнем возрасте, в лучшем случае вашего кроху ожидает специализированная школа. При наличии таких проблем ребенку срочно необходимо лечение и занятия с ДЕФЕКТОЛОГОМ. Подчас задержка развития речи бывает причиной отставания психомоторного развития. Малыш гораздо позже других деток начинает держать головку, сидеть и т.д. Часто они неловкие, неуклюжие, плохо стоят, часто падают, налетают на предметы. Если ваш кроха постоянно в синяках есть повод озаботиться. Еще одна характерный признак ребенка очень трудно приучить ходить на горшок, если и в 4,5 года у него случаются оказии — идите к врачу.
Отклонения в речи это не заболевания сами по себе, это следствия заболеваний и весьма серьезных. Это могут быть нарушения работы мозга, ЦНС (центральной нервной системы), нередко причинами являются генетические или психические расстройства. Многолетние наблюдения показывают, что подобные отклонения могут быть следствием проблем внутриутробного развития плода, преждевременные роды, и другие нестандартные родовые ситуации: стремительные или длительные роды, асфиксия плода, родовые травмы. Помимо прочего причиной могут быть гидроцефалия, повышенное внутричерепное давление, психические заболевания, генетическая предрасположенность и даже раннее отлучение от груди, перевод на искусственное вскармливание. В первые три года наличие тяжело протекающих детских болезней, травмы из-за частых падений, особенно черепно-мозговые, понижение слуха — все это может стать толчком к развитию отставаний в развитии речи. Немалый вклад вносят и условия, в которых растет ребенок, причем как биологические, так и социальные. Неблагоприятные воздействия повреждают те области головного мозга, развитие которых наиболее интенсивно в данный момент времени. Исследования показывают, что ЗРР и ЗПРР страдают дети пьющих родителей, страдающих психическими расстройствами, в семьях с частыми конфликтами. Подобные отставания характерны для деток синдромом гиперактивности, с детским аутизмом, ДЦП, синдромом Дауна. Независимо от первоначальных причин, приведших к повреждению мозга, результат этого одинаков отдельные его зоны начинают неправильно или неактивно работать. Несложно понять, что у деток с задержкой психо-речевого развития повреждены зоны, ответственные за речь, интеллектуальные, умственные способности. Однако — это все же не приговор и во многих случаях своевременное обращение за помощью может все исправить. Сами по себе отрицательные социальные факторы патологически не воздействуют на ребенка, но отражаются на психическом развитии, страдает психология ребенка. Поэтому часто проблемы с развитием речи бывают у двойняшек и близнецов, деток, которые растут в плохой языковой среде или просто в двуязычных семьях. Наследственный фактор, безусловно, играет существенную роль. К сожалению, весьма распространенное явление, когда до 5 лет мамы не спохватываются отсутствием речи у ребенка, оправдывая свой поступок рассказами о родственниках, которые в детстве долго молчали, а в 4 года заговорили, причем сразу фразами и предложениями, и выросли нормальными людьми. Часто нелогичное спокойствие внушено более старшими в семье, кинематограф тоже вносит свою лепту. Однако эта безответственная позиция может привести к непоправимым последствиям. Запомните, если в роду были подобные задержки в речевом развитии, значит, ребенок уже имеет генетическую предрасположенность это повод не просто обеспокоиться, а занять особо активнейшую позицию. Такое отклонение прогрессирует от поколения к поколению, и с каждым разом обретает более тяжелые формы, как снежный ком. Нужно понимать, что грамотная речь и лексические закономерности осваиваются малышом в возрасте 2—3 лет, и заканчивается этот процесс уже к 7 годам. Если же в 6-летнем возрасте ребенок вообще не разговаривает, не подражает людям или животным, вероятность того, что он когда-нибудь заговорит, составляет всего 0,2%! Если этого не произойдет до 8 лет, ребенку, да и вам тоже, доведется осваивать методы альтернативной коммуникации карточную, письменную, жестовую, но разговаривать, в общем понимании, он уже не сможет никогда!
Что делать при задержке речевого развития? Многие родители ошибочно считают, что эту проблему лечат логопеды, однако они являются педагогами, а не врачами. ЛОГОПЕДЫ способны лишь научить правильно произносить звуки и выговаривать слова, а заниматься этим эффективно можно только лет с 4—5. Но вы уже поняли, что ждать до 5-летия крайне опасно. Для начала вам необходимо детально обследовать ребенка и выявить причины патологии речевого развития. 1. Посетите сурдолога, оцените слух малыша. 2. Пройдите соответствующие возрасту ребенка тесты, оценивающие его развитие: денверский тест, направленный на оценку психомоторного развития; шкалу речевого развития в раннем возрасте; шкалу Бейли, оценивающую развитие грудных детей. 3. Пообщавшись с родителями и понаблюдав за малышом, врач должен выяснить, как ребенок сообщает окружающим о своих потребностях. Дело в том, что при снижении слуха, первичных нейрогенных речевых расстройствах, моторной апраксии лицевых мышц дети пристраиваются выражать свои нужды каким-то другим способом (например, показывать пальцем на рот и, произнося какие-то звуки, он пытается сказать хочу кушать, или принося маме свои ботинки, зовет ее гулять). Этого не происходит при общей задержке развития или аутизме. 4. Исключают возможность моторной апраксии лицевых мышц, выясняя, существуют ли затруднения при кормлении и способен ли малыш повторять движения языком. 5. Существуют методики сравнения понимания и воспроизведения речи ребенком. 6. Подтверждают или исключают недостаточность стимуляции речевого развития, оценивая домашнее окружение ребенка и возможности для общения. Для диагностики причин нужно обратиться к врачу-невропатологу, ЛОГОПЕДУ, а при необходимости к ДЕТСКОМУ ПСИХОЛОГУ и психиатру. Наверняка может потребоваться прохождение специализированных анализов работы мозга МРТ, ЭКГ, ЭХО-ЭГ и прочие. Почти в 100% случаях заболевания ЗПРР и ЗРР требуется медикаментозное лечение.
В каком возрасте нужно начинать лечение?
Начинать исправлять задержки в развитии речи необходимо, как можно раньше. В случае установления неврологической патологии, приводящей к задержке речевого развития, врач-невропатолог сможет назначить курс уже с 1 года. ДЕФЕКТОЛОГ может начать занятия с 2-х летним малышом, он поможет развивать внимательность, мышление, память, моторику. СПЕЦИАЛИСТ ПО РАННЕМУ РАЗВИТИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ, также может приступить к работе с 1,5 лет. Как правило, ЛОГОПЕДЫ работают, когда ребенку исполнилось 4—5 лет. Они помогут поставить звуки, научат строить предложения и правильно составлять рассказы. Грамотная речь ребенка зачастую заслуга именно ЛОГОПЕДА.
Методы коррекции задержки развития речи Весьма эффективные результаты в работе с такими детьми дают музтерапия, арттерапия, предметно-сенсорная терапия, упражнения развития крупной и мелкой моторики, а также расширение понятийного аппарата малыша. О некоторых из них мы вам расскажем.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ. Отделы головного мозга, которые отвечают за развитие артикуляц
Источник