Детские загадки в развитие речи ребенка
Загадки для детей 6-7 лет
(подготовительная группа)
В праздник я приду ко всем,
Я большой и сладкий.
Есть во мне орешки, крем,
Сливки, шоколадки. (Торт)
Он живет в своей фольге,
Быстро тает он в руке.
Очень вкусен, очень сладок,
Мажет мордочки ребяток.
(Шоколад)
Я в стаканчике, рожке,
Вкусное и нежное.
Сделано на молоке,
Чаще – белоснежное.
В морозилках проживаю,
А на солнце сразу таю.
(Мороженое)
Взял я силу из плодов,
Сладких ягод, фруктов.
Для ребят я стать готов
Лучшим из продуктов.
Вы меня побольше пейте,
Наливайте, не жалейте! (Сок)
Мы в кондитерской шуршим
Фантиками яркими.
И на праздник мы хотим
К вам попасть с подарками.
(Конфеты)
Получился торт на славу,
Съем и крошки подберу.
В торт добавили приправу,
Не простую, а кору. (Корица)
Мы в пакете сто нулей
С маком замечаем.
Бабушка, чаек налей,
Их сгрызем за чаем. (Баранки,
сушки)
В печке выпекся он смуглый,
Как баранка, тоже круглый.
Эту мягкую баранку
Съем на завтрак спозаранку.
(Бублик)
Их бабуля с сахарком
Выпекала, сладкие.
Первый вышел – словно ком,
А другие – гладкие. (Блины)
Мы с изюмом, миндалем
Их на пасху испечем.
А лепить их во дворе
Тоже любо детворе. (Куличи)
Может быть оно песочным,
А порой и с кремом.
Иногда бывает с сочным
Аппетитным джемом.
И безе бывает – крошкой,
А в глазурной кожуре
Может быть оно картошкой,
Только вовсе не пюре.
(Пирожное)
Мама, милая, ну где ты?
Доставай скорей сервиз.
Есть тягучие конфеты,
Называются “Кис-кис”.
(Ириски)
Сверху – ромбиком узоры,
А начинка в них внутри.
Быстро чайные приборы
В кухне с полочки бери.
Их мы к чаю предлагаем
Деду и младенцу.
И в их честь мы называем
Часто полотенце. (Вафли)
Бабушка из сладких ягод
Наварила что-то.
И его нам хватит на год
К чаю и в компоты. (Варенье)
На варенье я похож,
Только перетерт.
К чаю ты меня возьмешь
И добавишь в торт. (Джем)
Я в стаканчике дрожу,
Будто я боюсь.
На десерт вам предложу
Свой приятный вкус. (Желе)
На витрине магазинной
Долго не скучаю.
Я подсолнечной, тахинной
Прихожу к вам к чаю. (Халва)
Очень ароматные,
Сладкие и мятные.
Сверху мы в глазурном глянце,
Словно в радостном румянце.
(Пряники)
Все мы – сыновья картошки,
Но для нас не надо ложки.
Мы хрустим, хрустим, хрустим,
Угостить ребят хотим. (Чипсы)
В кухне целый вечер скрежет –
Это мама свеклу режет,
И морковку, и картошку,
И огурчиков немножко.
Майонезом все зальет –
То-то будет вкусно!
И готова в Новый год
Славная закуска. (Салат,
винегрет)
И уха он, и бульон,
Щи, рассольник – тоже он.
Он гороховый, капустный
И, конечно, очень вкусный.
(Суп)
Я готовлюсь на кострах,
Иногда в глуши лесной.
Жарюсь там на шампурах,
Вкусный, сочный и мясной.
(Шашлык)
Бабушка достанет банку
С гречкой, рисом или манкой.
Вскипятит потом бабуля
С молоком крупу в кастрюле.
Ешьте, ешьте утром, дети,
Лучшую еду на свете! (Каша)
Бабушка наварит внукам
Суп с морковкой, свеклой,
луком.
Внуки скушают прекрасно
Со сметаной супчик красный.
(Борщ)
Масло я на хлеб кладу
И дырявую еду.
Чем в ней больше круглых
дыр,
Тем богаче будет пир.
Вот кусочек – красота –
Желтый, твердый, нежный.
Это мышкина мечта!
И моя, конечно. (Сыр)
Мы порой как будто ушки,
Бантики, рожки, ракушки.
Любят взрослые и дети
И колечки, и спагетти.
А добавь в нас тертый сыр –
Будет настоящий пир.
(Макароны)
Прицепились к паровозу
Вкусные вагончики.
Каждый ароматен, розов,
Сочные батончики.
Все мясные, в толстой шкурке,
И вчера достались Мурке.
(Сосиски, сардельки)
Терпкой горечью приправит
Шашлыки на ужин.
И здоровье тем поправит,
Кто лежит простужен.
Хоть спина огнем горит,
Вылечит она бронхит.
(Горчица)
Вот ромашка в сковородке,
Только это не цветок.
Желтый круг у ней в середке
Называется желток.
А белок идет вокруг.
Ну-ка съешь ее, мой друг!
(Яичница)
Он на грядке у бабули
Рос зелененьким в июле.
В Новый год его бы надо
Нам достать из маринада.
(Огурчик)
В крупных шишках нас найдете
На сосне сибирской.
Нас пощелкайте – нальетесь
Силой богатырской! (Кедровые
орехи)
Он ржаной бывает, минский,
Дарницкий и бородинский.
С ним так вкусно есть борщи!
(Черный хлеб)
Он батоном иль буханкой
Нас накормит спозаранку.
С ним и тост, и бутерброд
Так и просятся к нам в рот.
(Белый хлеб)
Мы на хлеб его намажем
И добавим к разным кашам.
Им мы каши не испортим –
Поговорка вторит всем.
Коль его добавим в тортик,
То получим сдобный крем.
(Масло)
Эту вкусную еду
Я в лесу всегда найду.
Их мы с бабушкой пожарим,
И посолим, и отварим. (Грибы)
В белоснежном он халате
Лечит всех больных в палате.
Если вдруг беда случится,
То на “скорой” он примчится.
Папа знает медицину,
Все лекарства и вакцины.
(Врач, доктор)
Мы поднимемся по трапу
И в салоне встретим папу.
Он готов войти в кабину,
В небеса поднять махину.
Ведь уже десятый год
Папа водит самолет. (Летчик,
пилот)
Вьется стружка над станком,
Папа с техникой знаком.
Он из дерева и стали
Ловко выточит детали,
Даже сделает игрушки
Для меня и для Ванюшки.
(Токарь)
Плохо греют батареи
Или кран закапал?
Вы звоните в ЖЭК скорее,
Вызывайте папу!
У него есть инструмент,
Папа чинит всё в момент!
(Слесарь-сантехник)
Состав готов, звучит гудок,
Поехал поезд на восток.
Мелькают шпалы и столбы,
Березки, ели и дубы.
И папа мой ведет состав,
Совсем за сутки не устав.
(Машинист)
Могут днем и даже ночью
Папу вызвать очень срочно.
Если что-то загорится,
Папа мой тотчас примчится!
Он недавно из огня
Вывел первоклашек.
Вот так папа у меня!
До чего бесстрашен!
(Пожарный)
Вот в скафандре смелый папа,
Он идет в ракету.
Перед ним снимают шляпу
Люди всей планеты.
Для него совсем не новость,
Что такое невесомость!
(Космонавт, астронавт)
Стучат колеса – ту-ту-ту! –
Игрушка мчится под тахту!
Вся комната – огромный мир,
От шкафа до дивана.
Здесь у одной стены – Памир,
А у другой – Балканы.
(Железная дорога с поездом)
Я во двор его беру
Погонять с друзьями.
Начинаем мы игру,
Бьем его ногами.
Иногда и головой
Пробиваем угловой.
(Футбольный мяч)
Я вчера пугал бабулю,
Та вздыхала: “Ох!” и “Ах!”
Заряжал я в дуло пули,
А потом стрелял: “Пиф-паф!”
“Ничего себе игрушка!” –
Удивляется старушка.
(Игрушечный пистолет с
пульками)
Сам я из второго класса,
Но сегодня я моряк.
Есть игрушка из пластмассы,
У нее на мачте флаг.
Мы по лужам-океанам
Поплывем к далеким странам.
(Игрушечный кораблик)
Он крылатый, словно птица,
И мечтает в небо взвиться.
Есть шасси и фюзеляж,
Мишка с куклой – экипаж.
Только почему-то дома
Нет совсем аэродрома!
(Игрушечный самолет)
Папа знает всё на свете –
Как на небе Солнце светит,
Про молекулу и атом
Может рассказать ребятам.
Знает всё про ультразвук.
Папа – кандидат наук! (Ученый-
физик)
Папа у меня – герой!
Ходит в форме, с кобурой!
Посреди ночного мрака
Где-то кража или драка?
Сразу по “02” звоните,
Папу моего зовите!
(Милиционер)
Осень, лето ли, зима,
Зной иль снег идет –
Может возводить дома
Папа круглый год! (Строитель)
Не замерзнет папа мой,
Папе жарко и зимой.
Проберется к полюсам
На широких лыжах,
Чтоб к научным чудесам
Оказаться ближе. (Полярник)
Папа мой не по дорожке
Ходит, а по скалам,
У него ботинки-кошки,
Багажа немало –
Ледоруб, и альпеншток,
И страховочный моток.
(Альпинист)
Бывало, тучи шли угрюмо,
И мачту сильный шторм
срывал,
Вода хлестала в щели трюма,
Но папа не бросал штурвал.
А в бурю папа всех спасает,
Спускает за борт шлюпки,
Но сам в беде не покидает
Он корабельной рубки.
(Капитан)
Камешки лежат в коробке,
Каждый мне давно знаком.
Папа шел по горной тропке,
Отбивал их молотком.
И в коллекции хранит
Мрамор, уголь и гранит.
(Геолог)
Если где-то наводненье,
Извержение вулкана,
Взрыв, обвал, землетрясенье,
Будет папа неустанно
Пострадавших выручать
И в беде им помогать.
(Спасатель)
Пошел служить мой друг во
флот,
На корабле теперь плывет.
И, хоть волна идет горой,
На палубе стоит герой.
На нем морская форма,
Он не боится шторма. (Матрос,
моряк)
Его машина вся в броне,
Как будто черепаха.
Ведь на войне как на войне,
Здесь не должно быть страха!
Ствол орудийный впереди:
Опасно! Враг, не подходи!
(Танкист)
Он поднимает в небеса
Свою стальную птицу.
Он видит горы и леса,
Воздушные границы.
Зачем летит он в вышину?
Чтоб защитить свою страну!
(Военный летник, пилот)
Он защищает поле ржи,
И рощу, и дубраву.
Оберегает рубежи
Далекая застава.
А долг военного такой:
Хранить покой и твой, и мой.
(Пограничник)
У паренька сбылась мечта –
Пришел служить он в роту.
Теперь стреляет: “Тра-та-та!”
Из пушки, миномета.
Недавно служит паренек,
Но самый лучший он стрелок.
(Артиллерист)
Был ранен молодой солдат
На поле утром рано.
А он забрал его в санбат
И обработал раны.
Извлек из тела смельчака
Опасные осколки.
Была тверда его рука:
“Живи, братишка, долго!”
(Военврач)
В этой форме темно-синей
Защищает он страну,
И в огромной субмарине
Опускается ко дну.
Охраняя океан,
Был в портах десятка стран.
(Подводник)
Спешит по вызову отряд,
Готовый разыскать снаряд
И на пшеничном поле,
И в транспорте, и в школе.
Боец отряда очень смел –
Три мины разрядить сумел.
(Сапер)
Крепкий прочный парашют
За спиной его раскрылся,
И за несколько минут
Он на землю опустился.
Он пройдет и лес, и брод,
Но противника найдет.
(Десантник)
Ох, какой у мамы цех!
Ароматный, сладкий!
Мама сахар и орех
Сыплет в шоколадки.
Здесь порядок, чистота,
Не работа – красота!
(Кондитер)
Доброты, тепла души
Мамочке не жалко.
Ждут мамулю малыши –
Вася, Маша, Галка,
Паша, Сеня и Марат –
Ждет ее весь детский сад!
(Воспитатель).
В школе я ученый самый –
Повезло мне очень с мамой.
От нее узнают дети
На уроке всё на свете.
Станут лучше и умней,
Справедливей и добрей.
(Учитель)
Приготовит мама суп
Малышам из разных групп,
Ловко вылепит котлеты
И нарежет винегреты.
И с такой умелой мамой
Я бываю сытый самый!
(Повар)
Мама всех важней, поверьте!
С толстой сумкой ходит мама.
Принесет письмо в конверте,
Бандероль и телеграмму.
Люди маму очень ждут,
Уважают мамин труд!
(Почтальон)
Здесь особенное царство:
В нем живут одни лекарства,
Мимо ваты, йода, шприцев
Мама ходит, как царица.
(Аптекарь, провизор, фармацевт)
Есть у мамы-мастерицы
Тушь, румяна, пудра, клей.
И меняет мама лица
Исполнителям ролей.
Из красотки Бабку-Ёжку
Нужно сделать? Не вопрос!
Мама помудрит немножко
И кривой приладит нос.
(Гример)
Нужно маме для работы
На пюпитр поставить ноты.
Маму только попроси,
И сыграет: “Ми, соль, си!”
Я скажу ребятам гордо:
“Мама знает все аккорды!”
(Музыкант)
Он бывает очень острым
И рисует ярко, пестро.
Грифелёк со всех сторон
Древесиной окружен.
Это друг надежный ваш
И художник – … (карандаш)
Нарисует он картину
И раскрасит Буратино,
Он напишет объявленье
И открытку-поздравленье.
Рисовать плакаты мастер
Яркий тоненький…
(фломастер)
Познакомимся: я – краска,
В круглой баночке сижу.
Вам раскрашу я раскраску,
А еще – картинки к сказке
Нарисую малышу.
Ярче я, чем карандаш,
Очень сочная… (гуашь)
Источник
Роль загадки в развитии ребенка
В современном детском саду загадки используются как дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга. Отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов. Загадки развивают любознательность у детей, интерес к родному языку. Они заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать его с другими словами, находить в них сходство и различие. Ответы на многие загадки кажутся смешными и неожиданными, а значит развивают чувство юмора ребенка, приучают его мыслить творчески и нестандартно.
Для самого процесса обучения это и есть тот опорный пункт, на котором сосредоточивается внимание, вокруг которого формируется полное представление об изучаемом предмете или явлении. Целесообразно загадывать детям загадки в соответствующей ситуации. Загадку можно использовать на прогулке, в играх, в быту, труде. Она заставляет ребенка думать, развивает наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности. Сама форма, загадки привлекает внимание детей и делает учение интересным, ненавязчивым. Загадка:
– это не только игра, но и упражнение в рассуждении, в умении доказывать. Но по содержанию и структуре загадки таковы, что позволяют развивать логическое мышление детей, формировать у них навыки восприятия и использования речи-доказательства, речи-описания. Таким образом, загадка – это не только игра, а и средство воспитания, обучения, развития детей, упражнение в рассуждении и умении доказывать.
Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:
– воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;
– стимуляция умственной активности;
– развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;
– расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
– развитие сенсорной сферы.
Виды загадок с примерами.
1. Прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.
Разговорная форма:
Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает?
Ответ: замок.
Стихотворная форма:
Серая шейка,
Жёлтый носок,
Плавает в речке
Как поплавок.
Ответ: уточка.
2.Загадки-рифмовки. Отгадывать их несравнимо легче ведь нужное слово так и просится на язычок. Но польза от таких словесных игр огромная. Они
способствуют развитию интеллекта малыша, будят фантазию и воображение,
но, главное, помогают получить первые представления о рифме. Самым
маленьким “отгадывальщикам” — загадки попроще.
Апельсины и бананы очень любят… (обезьяны)
У меня пропал носок, утащил его… (щенок)
В реке большая драка: поссорились два… (рака)
Очень много окон в нем. Мы живем в нем. Это… (дом)
Не боюсь я слова “брысь”, — я лесная кошка… (рысь)
3. Загадки-обманки тоже рифмуются, но в этом-то и весь фокус. Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Если же говорить последнее словечко в рифму — получится смешная чепуха. Подобные загадки учат детей думать и быть внимательным, не поддаваться на обман. А еще развивают чувство юмора.
Пример детской загадки-обманки:
Кто грызёт на ветке шишку?
Ну, конечно, это …
(мишка, белка)
С пальмы вниз, на пальму снова
Ловко прыгает …
(корова, обезьяна)
Ржёт на поле поутру
Длинногривый …
(кенгуру, конь)
Слышал даже иностранец —
Всех в лесу хитрее …
(заяц, лиса)
4. Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются.
У тридцати двух воинов один командир. (Зубы и язык)
Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Друг друга не обходят. (Месяцы)
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь)
У меня который год
ежик в комнате живет.
Если пол намазан воском,
Он натрет его до лоска. (Полотер)
Стучат, стучат — не велят скучать.
Идут, идут, а все тут как тут. (Часы)
4. Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь. Например:
Скоро 1 0 лет Сереже —
Диме нет еще шести.
Дима все никак не может
До Сережи дорасти.
А на сколько лет моложе
Мальчик Дима, чем Сережа?
(на 4 года)
Возле леса на опушке трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?
(Машенька и три медведя).
Пятерка братьев неразлучна, им вместе никогда не скучно.
Они работают пером, пилою, ложкой, топором(пальцы).
Черен, да не ворон.
Рогат, да не бык.
Шесть ног без копыт.
Летит жужжит,
упадет – землю роет
(жук).
Сочинять свои собственные загадки — это не менее интересно и полезно, чем их отгадывать. Такая творческая работа учит малыша говорить ярко, кратко и образно, помогает найти сходство между непохожими вещами, увидеть знакомый предмет или явление с новой, необычной стороны.
Сочинять загадки можно буквально обо всем. Начинать можно на самой
обычной прогулке: “Маленький, серенький, по веточкам прыгает и чирикает”.
Конечно, это воробей. Подобные описательные загадки вполне по силам
сочинять малышам, начиная с трехлетнего возраста. Правда, сначала им никак не удается правильно сформулировать вопрос: “У зайчика короткий хвостик и длинные ушки. Кто это?”Покажите малышу, как важно выделить какую-нибудь характерную особенность того животного, о котором вы составляете загадку.
Например, если сказать “большой зверь, живет в лесу”, то придется долго
перечислять всех лесных жителей. А вот если добавить, что он любит
полакомиться желудями, сразу станет ясно, что речь идет о кабане. В такую
“сочинительную” игру хорошо играть на улице. По очереди с малышом
загадывайте друг другу загадки о встречных предметах.
“Едет, гудит, людей везет”, “Лохматая, хвостатая бежит и лает” или, скажем, “Листики зеленые, а ствол белый”. Такая нехитрая игра принесет малышу огромную пользу, развивая его наблюдательность, внимание и речь.
С ребятишками постарше, можно сочинять загадки-сравнения: круглый,
как шар, зеленый как трава, сладкий, как сахар (арбуз). Для этого нужно
сначала выделить какие-то основные признаки предмета, о котором
составляется загадка, а потом уже подумать, с чем их можно сравнить. Вот
типичная детская загадка на основе отрицательного сравнения: с усами, а не
дядя, полосатая, а не тигр, живет в доме, а не собака. Понятно, что это кошка.
Если вы решили придумать загадку, например, о зонтике, попросите малыша
выделить его основное назначение, для чего он нужен. Прятаться от дождя! А на что похож зонтик? На купол, на крышу на ножке, на грибок. А какого он цвета? Яркий, разноцветный, расписной. Вот вам и готова загадка: купол
расписной от дождя спрятал нас с тобой. Только, пожалуйста, не смейтесь над ребенком и не критикуйте его загадки, какими бы глупыми и нелепыми они вам не казались. В любом случае, это огромная работа ума, это поиск нужных слов, это искренность и непосредственность. За это нужно непременно хвалить. А примитивность детских загадок идет, чаще всего, от недостатка жизненного опыта, от скудности знаний о себе и окружающем мире. Чем больше жизненного опыта, тем интереснее детские загадки. И наоборот, чем больше мы отгадываем и сочиняем загадки вместе с малышом, тем лучше он развивается, тем большее количество информации усваивает.
Принципы отбора загадок для дошкольников
При отборе загадок для работы с детьми необходимо, прежде всего, определить доступность их содержания, учесть опыт ребенка, психологические особенности возраста. Также большое значение имеет сложность художественного образа выбранной загадки, точность и полнота характеристики.
Например, учеными было установлено, что младшим дошкольникам значительно труднее отгадывать метафорические загадки, нежели описательные. Младшие дошкольники не понимают образного строя языка загадок и не адекватно интерпретируют метафоры.
Интересно, что в рассказе, сказке, стихотворении дети значительно легче воспринимают метафору, чем в загадке. Н. Гавриш объясняет это тем, что в художественном тексте описывается реальная ситуация, а загадка – иносказание. Таким образом, усвоение образного строя языка, осознания переносного значения слов и словосочетаний возможно лишь на определенном уровне развития абстрактного и образного мышления, поэтому для младшего возраста должны быть подобраны загадки основанные на жизненном опыте детей. Лаконизм и яркость характеристики, точность языка и конкретность образа – вот основные критерии при отборе загадок для малышей.
Начинать нужно с самых простых загадок, постепенно усложняя их.
Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное отгадывание загадок, являются: предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых говорится в загадке; продумывание педагогом способа использования загадок, характер и манера их преподнесения; уровень развития речи детей; учет возрастных особенностей и возможностей дошкольников .
Тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничена их небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок сталкивается в быту, которые оказывают на него эмоциональное воздействие (игрушки, домашние животные, предметы обихода, продукты питания).
Фрукты: яблоко – округлое, может быть красное, желтое, зеленое ;сладкое, кислое; банан – вытянутый, желтый.
Младшим дошкольникам можно предложить рифмованные загадки, в которых отгадка рифмуется с текстом загадки.
Хороши для младших дошкольников и загадки про зверей с ярко выраженными и хорошо известными детям признаками. ( голос животного, чем он питается, повадки и т.д.).
Ку-ка-ре-ку кричит он звонко
Хлопает крыльями громко-громко,
Курочек верный пастух,
Как зовут его? (петух). Он сидит послушный очень,
Лаять он совсем не хочет,
Шерстью он большой оброс,
Ну конечно это – (пёс). Под дождём она гуляет,
Щипать травку обожает,
Кря кричит, Всё это шутка,
Ну конечно это – (утка). У меня есть к вам вопрос –
Кто испачкал рот и нос?
Кто в луже целый день сидит?
Хрюкая и жиром заплывая,
Подскажите мне друзья –
Как зовут её – (свинья). Каждый вечер, так легко,
Она даёт нам молоко.
Говорит она два слова,
Как зовут её – (корова). Он кудрявый очень, очень,
Стать шашлыком совсем не хочет,
Среди ярок – великан,
Как зовут его – (баран).
Детям среднего дошкольного возраста предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т.д. Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, как «мини-рассказ» о предмете. Рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.
Стукнешь о стенку –
А я отскачу.
Бросишь на землю –
А я поскачу.
Я из ладоней в ладони лечу –
Смирно лежать не хочу.
(мяч)
Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(матрёшка)
В работе с детьми 4-5 лет следует использовать и загадки, требующие договаривания последнего слова – отгадки. Загадка, следовательно, дается уже в рифмованной форме, что привлекает внимание детей, повышает их интерес, активизирует речь (с целью подобрать слово-отгадку в рифму ребенок должен проанализировать содержание самой загадки (ряд речемыслительных операций), выделить несколько подходящих но смыслу слов, а затем уже вычленить из их числа слово-рифму.
Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст ?
Как же быть без хруста, если я …
Ответ: капуста;
И зелен, и густ, на грядке вырос куст.
Покапай немножко, под кустом …
Ответ: картошка;
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а …
Ответ: лук;
Отлежал себе бочок
Наш пузатый …
Ответ: кабачок.
Детям же старшего дошкольного возраста, учитывая достаточный жизненный опыт, развитую наблюдательность, способность к рассуждению необходимо предлагать ребенку загадки, требующие глубокого мыслительного процесса и применения своих знаний отображают содержание программы познавательно–речевого развития.
Загадки о явлениях природы, о необыкновенных свойствах, которые мы не замечаем в обыденной жизни, но для детей это целое открытие.
Зимнее стекло
Весной потекло.
Ответ: лед
Пушистый ковёр
Не руками ткан,
Не шелками шит.
При солнце, при месяце
Серебром блестит.
Ответ: снег
Растут зеленеют
Упадут пожелтеют
Полежат почернеют
Ответ:( листья)
Для старших дошкольников особо хороши загадки с возможными несколькими правильными ответами, где в дискуссии может развиваться доказательная речь.
Брат с братом
сидит всю жизнь рядом,
видят белый свет,
а друг – друга нет.
Ответ: глаза
В брюхе баня,
в носу решето,
пупок на голове,
рука на спине.
Ответ: чайник.
Загадка для старших детей может быть использована и как часть занятия и как целое занятие. Например, загадки, дающие представление о многозначном значении какого-нибудь слова, несут столько информации, что ее обыгрывание займет все занятие.
Отгадай, какое слово есть у каждого портного?
Это слово вместо шубы ежик носит на спине.
Это слово вместе с елкой в Новый год придет ко мне.
Ответ: иголка
Такие загадки непременно найдут свое продолжение в изобразительной деятельности детей.
В работе с загадками не настолько важно как быстро ее дети отгадают, главное – заинтересовать детей, вовлечь их в процессе сравнения, сопоставления, обсуждения и поиска отгадки. Расспросы, споры, предположения – это и есть развитие речи, творческого воображения, образного мышления.
В подготовительной группе детям, усложняя учебную задачу, предлагаются загадки, содержащие краткое описание, часто с метафорическими сравнениями, оборотами. Соблюдение принципа «от простого к сложному» позволяет на протяжении трех лет достаточно подготовить детей к столь сложному виду деятельности, как разгадывание загадок с отвлеченным, сравнительно-описательным содержанием. Такие загадки требуют от детей не только знания свойств, качеств объектов, название самих объектов, но и умение наводить сложные аналогии, ассоциации, понимать фразеологизмы и метафоры. Развитие умения понимать смысл фразеологизмов и метафор – достаточно сложная задача, поскольку даже в старшем дошкольном возрасте дети зачастую понимают их смысл конкретно. Задача воспитателя – доступно пониманию ребенка разбирать смысл метафор, метонимий, фразеологизмов, проводя как можно больше ассоциаций. Смысл загадки, обороты, выражения, как никогда тщательно разбираются именно в подготовительной группе, поскольку дети должны не только понимать их, но и объяснить содержание, их смысл самостоятельно.
Примерное содержание загадок для детей подготовительной к школе группы: Хоть сама и снег и лед,
А уходит – слезы льет
Ответ: зима
Сидит девица в темнице,
А коса на улице
Ответ: морковь
Угадайте, что за шапка;
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
у стволов грызет кору.
Ответ: заяц
Посреди двора стоит копна:
Спереди – вилы, сзади -метла
Ответ: корова
Нашел я шар, разбил его,
Увидел серебро и золото
Ответ: яйцо
Предлагать такие загадки имеет смысл ребятишкам, которые уже знают буквы и умеют на слух выделять в словах отдельные звуки. Эти веселые стихи донесут до малыша важную мысль: каждая буква должна стоять на своем месте. Иной раз замена всего одной буквы в слове совершенно меняет смысл не только самого слова, но и вся фраза превращается в смешную бессмыслицу.
Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:
— Там ползет зеленый лук с длинными усами!
Жучка будку не доела: неохота, надоело.
Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей.
На виду у детворы крысу красят маляры.
Методика работы с загадками
Обучение детей отгадыванию загадок требует большого терпения и подготовительной работы. Обучение отгадывать загадки начинается не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в разнообразных связях и зависимостях, в красках, звуках движении и изменении.
Развитие всех психических процессов дошкольника является основой при отгадывании загадки, а предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых пойдет речь, является главным условием, обеспечивающим понимание и правильное отгадывание загадки.
Необходимы также знания, специально подводящие детей к отгадыванию. Для этого необходимо организовывать наблюдения детей за повадками животных, за трудом взрослых, за изменениями природы, за обыденной жизнью… Большое значение для закрепления полученного опыта играют дидактические игры и игровые занятия.
И конечно помимо фактических знаний детям необходимо знание языка. Каждое действие, признак предмета, предмет и любое явление имеют языковое обозначение. Для их освоения необходимо всевозможное побуждение ребенка к высказываниям – на прогулке, в группе, дома.
Учитывая особенности загадки как логической задачи Ю.Г. Илларионова, советует соблюдать последовательность тех мыслительных действий, которые совершаются при отгадывании:
-выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т.е. произвести анализ;
-сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные между ними связи, т.е. произвести синтез;
– на основе соотнесенных признаков и выявленных связей сделать вывод, т.е. отгадать загадку.
Воспитателю также необходимо знать основные ошибки детей при отгадывании загадок.
- Дети торопятся с ответом, не дослушивают до конца, не запоминают всех подробностей. У младших дошкольников внимание часто внимание привлекает какой-нибудь яркий объект, уже хорошо знакомый и рвется нить внимания.
- Дети выделяют сразу несколько второстепенных объектов, но пропускают главный признак.
- Дети осознанно пропускают один из названных в загадке признаков, заменяя его своим, как им кажется, верным и как бы подстраиваются под отгадку, искажая ее.
Список литературы.
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М.: Академия, 2000.
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. -М.: Академия, 1999.
- Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981.
- Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. -М.: Просвещение, 1976.
- Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.
- Путешествие по Стране Загадок /Сост.: Шайдурова Н.В. Барнаул: БГПУ, 2000.
- Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание.-1990.-№7
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). -М.: Просвещение, 1981.
- Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание.-1995.-№1.-С.59-66.
- Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1983.-№7
Источник