Детские музыкальные инструменты роль в развитии ребенка

Детские музыкальные инструменты роль в развитии ребенка thumbnail

Екатерина Васильева
Опыт работы «Роль детских музыкальных инструментов в жизни детей дошкольного возраста»

Роль детских музыкальных инструментов

в жизни детей дошкольного возрастаста

Особая роль в художественно-эстетическом развитии ребенка принадлежит музыке. В музыкальном воспитании детей дошкольного возраста выделяются самые разнообразные виды музыкальной деятельности, среди которых особое место принадлежит игре на детских музыкальных инструментах. Они вызывают у ребенка большой интерес. Уже в раннем возрасте у ребёнка формируются зачатки умения слушать музыку, когда он еще только прислушивается к звону колокольчика, стуку бубна или погремушки.

Знакомство с детскими музыкальными инструментами и умение играть на них не только повышает интерес дошкольников к музыкальным занятиям, но и способствует развитию певческих навыков, музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет кругозор, развивает волю, стремление к достижению цели, воображение. Инструментальное музицирование как творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах является просто незаменимым для формирования у дошкольников специальных музыкальных способностей.

Труды Карл Орфа, стоящего у истоков этой деятельности, а так же наших современников: Комисаровой Людмила Николаевна, Костина Элеонора Павловна, Кононова Наталья Григорьевна, Радынова Ольга Петрововна, Метлов Николай Афанасьевич, которые как раз и были посвящены решению задач: как использовать музыкальные инструменты в работе с дошкольниками, как правильно обучать детей игре на детских музыкальных инструментах.

Анализируя труды Н. Г. Кононовой, убедились, что музицирование на детских музыкальных инструментах расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развивается, и совершенствуются творческие и музыкальные способности. Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-годы стал музыкальный деятель и педагог Н. А. Метлов. Ему принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного). Он провел большую работу по созданию и совершенствованию детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд – металлофона и ксилофона. Был отобран репертуар, включающий народные попевки и другие произведения, удобные для исполнения на детских музыкальных инструментах, разработаны некоторые правила их инструментовки. В своих публикациях Н. А. Метлов дает подробные методические рекомендации по использованию, настройке инструментов, последовательности обучения детей игре на музыкальных инструментах, описание приемов игры на каждом из них, приводит примеры готовых инструментовок для детского оркестра.

Ветлугина Н. А отмечает, что играя, дети лучше понимают устройство музыкальных инструментов, различают их звучание, тембр и естественно входят в новый для них мир музыкальной азбуки. Игра на музыкальных инструментах ценна еще и тем, что может применяться в самых различных условиях – как на занятиях с педагогом, так и в самостоятельной музыкальной деятельности, возникающей по инициативе детей. Музыкальные игрушки-инструменты входят в жизнь ребенка – его ежедневные игры, занятия, развлечения, отвечают склонностям детей и объединяют их в исполнительский коллектив.

Наблюдая за детьми в творческих играх, мы видим что дети очень интересуются звуковыми, шумовыми игрушками, с помощью барабана, бубна, звонков, погремушек выполняют несложные ритмы. Крупный и мелкий строительный материал дети «превращают» в музыкальные инструменты: мелкие кубики – в пианино. Играли, будто по клавишам, напевая знакомые мелодии. Маршировали под барабан и бубен, плясали, ударяя в бубен и встряхивая его.

Классификация и использование в детском саду

(Кононова Н. Г. обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М. : Просвещение, 1990)

Неозвученные музыкальные игрушки: игрушки-инструменты (пианино, рояль, балалайка, гармошка) изготовленные из фанеры, картона. Я использую их для создания игровых ситуаций, при которых дети, представляя себя играющими на музыкальных инструментах, напевают.

Ударные инструменты: деревянные ложки использую в садах как ударный инструмент в ансамблях народных инструментов, а также во время музыкальных занятий, праздников.

Треугольник применяется в ансамблях, оркестрах, при исполнении детьми отдельных песен.

Колокольчики. Имеется несколько видов колокольчиков; они помогают развить у детей звуковысотный слух. Все колокольчики со звуками разной высоты.

К примеру, на металлофоне звук извлекается ударом палочки по металлическим пластинкам, расположенным на деревянной подставке.

Музыкальная лесенка — восьмиступенчатая лесенка с музыкальным звукорядом. Пособие используется для развития у детей музыкального слуха, формирования у них правильного представления о высоте звуков, о расположении звукоряда с последовательным повышением и понижением звучания. Музыкальная лесенка предназначается для детей 6 — 7 лет.

Музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты должны отвечать определенным требованиям и целям. Прежде всего, они должны побуждать детей к самостоятельной деятельности настолько, чтобы дети могли музицировать, то есть играть знакомые простейшие попевки, импровизировать различные ритмы, интонации, подбирать по слуху выученные мелодии, играть в «музыкальное эхо», петь, подыгрывая себе.

Некоторые игрушки, инструменты следует использовать и как наглядные дидактические пособия на занятиях в процессе обучения, они помогут педагогу развить музыкально-сенсорные способности детей, познакомить их с элементами музыкальной грамоты.

В результате обучения игре на детских музыкальных инструментах у дошкольников формируется устойчивый интерес к инструментальному музицированию как форме коллективной художественно-эстетической деятельности и потребность в этой деятельности. При успешном обучении используемые формы и методы работы будут способствовать:

– развитию музыкальных способностей;

– развитию интереса к игре на музыкальных инструментах;

– знакомству с миром музыкальных инструментов;

– владению приемами игры на различных музыкальных инструментах, навыками оркестрового (ансамблевого) исполнения.

Во время прохождения практики в колледже уже тогда, меня заинтересовала роль музыкальных инструментов в жизни детей.

Музыкальным руководителем начала работать с 2017 года в детском саду №43 городского округа Кинешма. А в МБДОУ № 48 работаю с ноября 2019 года. По результатам наблюдений, я для себя отметила, что музыкальные инструменты дети использовали, только в средней группе вовремя игры – ходьба под бубен. А наблюдения в старшей группе по разделу «Практическое освоение приемов игры на детских музыкальных инструментах» показал следующие результаты:

высокий средний низкий

начало года 20% 32% 48%

Знакомство детей с музыкальными инструментами начинаю уже в раннем возрасте. Первые музыкальные впечатления стремлюсь дать ребятам в занимательной игровой форме. Когда дети начинают ходить и способны маршировать под музыку (первая младшая группа, я сопровождаю звучание марша, играя на бубне, барабане, чтобы подчеркнуть ритм, разнообразить звучание. Бег сопровождаю игрой на деревянных палочках, ложках, колокольчике. По мере того как дети начинают чувствовать и воспроизводить в движениях (ходьбе, хлопках) ритм музыки, им поручаю самим играть на этих инструментах. Сначала я помогаю детям попадать в такт музыке (греметь погремушкой, стучать по бубну, встряхивать колокольчик, потом их действия становятся все более самостоятельными. (По методике О. П. Радыновой.)

Таким образом, роль детских музыкальных инструментов весьма эффективно влияет на общее музыкальное развитие ребенка, а также и на его успешность в других видах музыкальной деятельности. Использование детских музыкальных инструментов способствует развитию творческих способностей через творческие задания сфантазировать, сымпровизировать, сочинить, изменить, вообразить что-либо. Вот почему игра на детских музыкальных инструментах входит во все программы по дошкольному музыкальному воспитанию и является неотъемлемой частью содержания музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Опыт работы «Роль детских музыкальных инструментов в жизни детей дошкольного возраста»Детские музыкальные инструменты роль в развитии ребенкаДетские музыкальные инструменты роль в развитии ребенка

Источник

муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №201» городского округа Самара

РОССИЯ, 443058, г.САМАРА, ул. Средне-Садовая,1а

Тел.: (846) 995 28 89  факс: (846) 997 13 28 e-mail: dou201samara@rambler.ru

Роль музыкальных игрушек и инструментов в жизни дошкольника.

Сообщение музыкального руководителя Наумовой Н.А. к педсовету

«Игра-дело серьёзное»

2018

В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль. Они вызывают у ребенка большой интерес.

     Существует много разнообразных возможностей использования таких музыкальных инструментов в дошкольных учреждениях: это и индивидуальное музицирование в часы досуга, и коллективное исполнение в детском оркестре.
      Педагог стремится прежде всего с помощью инструментов побудить детей к самостоятельным занятиям музыкой. Ребята учатся играть знакомые попевки, импровизировать несложные ритмы или отдельные интонации, подбирать по слуху знакомые мелодии, играть в «музыкальное эхо», петь и подыгрывать себе и т. д.
Кроме того, некоторые игрушки-инструменты используются как наглядные дидактические пособия. Они помогают педагогу развивать музыкально-сенсорные способности дошкольников, знакомить их с отдельными элементами музыкальной грамоты.

        В детском саду следует предусмотреть полный ассортимент детских музыкальных инструментов, из которых можно составить ансамбль или даже маленький оркестр
Детские инструменты должны чисто звучать, иметь  определенный  тембр,    быть  доступными  детям   по   своему   размеру  и   весу, простыми по конструкции, достаточно прочными.
        В производстве и продаже сейчас имеется целый ряд музыкальных игрушек и инструментов. Чтобы знать, как ими пользоваться, надо быть знакомым с их конструкцией, способами звукоизвлечения  и приемами игры на них.
Названия «музыкальные игрушки», и «детские музыкальные инструменты» весьма условны. Музыкальные игрушки чаще всего применяются в сюжетных и дидактических играх. В основном музыкальными игрушками пользуются дети самого младшего возраста. Но и позже некоторые игрушки могут участвовать  в оркестре, как равноправные инструменты. 
   Детские инструменты нередко являются как бы маленьким подобием настоящих. Конечно, они сильно упрощены и далеко не полностью воспроизводят звучание настоящих инструментов, хотя иногда носят их названия, схожи по внешнему виду и по способу извлечения из них звуков.

Виды инструментов:

    В зависимости от способа звукоизвлечения и характера звучания детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты можно сгруппировать в определенные виды. 
     Беззвучные:  Эти игрушки лишь изображают музыкальные инструменты, например пианино с немой клавиатурой, балалайки с неиграющими струнами, баяны с мехами и т. д. Несмотря на отсутствие звучания, их внешний вид привлекателен и способствует созданию игровой ситуации. Дети  воображают себя «музыкальными руководителями» , и проводят «музыкальные занятия», подражая взрослому, представляют себя пианистами, баянистами, балалаечниками, исполняют знакомые песни,  или импровизируют свои собственные. Вся эта деятельность, несомненно, развивает творческое воображение и музыкально-слуховые представления ребенка. 
Звучащие:

 1. Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники. 
2. Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты, с помощью которого можно воспроизводить различные ритмы,— свирели, дудки, рожки. 
3. Игрушки с фиксированной мелодией: органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящики; во время игры на них – действия детей носят только механический характер. 
4. Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом: металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, губные гармоники, колокольчики, цитры, домры, балалайки и др. Эти инструменты значительно отличаются от предыдущих. Играя на них, особенно на тех, которые имеют хроматический звукоряд, можно воспроизводить разнообразные мелодии. Поэтому их мы рассмотрим подробнее.

Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим рядом

     Существует определенная  классификация всех музыкальных инструментов: они делятся на струнные, духовые и ударные. Подобной классификацией можно    воспользоваться   и   применительно   к   детским музыкальным инструментам, несмотря на некоторую ее условность. 
     Струнные — цитры, домры, балалайки и другие инструменты типа народных. Звук на них возникает, когда ребенок касается струн пальцами или медиатором (тонкая пластинка из пластмассы).
      Духовые — флейты, саксофоны, кларнеты, триолы, «мелодии». Звук возникает при вдувании воздуха в трубку  инструмента, а иногда и при вдыхании его из трубки. 
      Клавишно-язычковые — баяны, аккордеоны, гармоники. Звук возникает, когда нажимают клавишу. 
      Ударно-клавишные — игрушечные рояли, пианино. Звук вызывает удар молоточка по металлическим пластинкам, который возникает, когда нажимают клавишу. 
      Ударные — бубны, кастаньеты, треугольники, тарелки, барабаны, металлофоны, ксилофоны. Звук возникает при ударе рукой или палочками по звучащему телу инструмента. 
       Задачи и содержание музыкального воспитания определяют и ассортимент игрушек для той или иной возрастной группы. В работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста применяются в первую очередь такие игрушки, как погремушки, колокольчики, дудочки, различные органчики, т. е. все те игрушки, которые звучат мягко и негромко. Надо помнить, что в этом возрасте необходимо особенно бережно относиться к слуху малыша. 
         В некоторых играх игрушка может служить оформлением: например, ребята надевают колокольчики, играя в «лошадки»; стучат по бубну, «аккомпанируя» танцу; звенят в треугольник, давая сигнал «отправления поезда», и т. д. 
         В музыкально-дидактических играх роль инструментов возрастает. Детям предлагают различать звуки по их высоте, длительности, тембру, динамике. 
Для развития звуковысотного слуха можно использовать колокольчики, звучащие различно по своей высоте, и дети узнают, какой колокольчик «поет» выше, какой ниже, или же металлофон, поставленный наклонно, может стать «музыкальной лесенкой».            Молоточком, на конце которого прикрепляется маленькая куколка-матрешка, ударяют по ступенькам «лесенки», и дети определяют, куда «идет» куколка (вверх, вниз или через ступеньку), т. е. различают направление звукоряда, расстояние между звуками. 
          Для развития ритмического чувства лучше пользоваться всеми инструментами ударной группы или же любым инструментом, имеющим звук только одной определенной высоты. Например, дети играют в «музыкальное эхо»: один ребенок придумывает свой ритм, а другой точно его повторяет. 
         Для развития тембрового слуха очень полезно сравнивать звучание не только «представителей» различных групп — струнной, духовой или ударной, но и предлагать детям отмечать сходные по тембру и характеру звучания однородные инструменты, например бубенчики и бубны, металлофоны и треугольники и т. д. Упражнения эти хорошо проводить в виде музыкальных загадок. 
Для развития динамического слуха применяются все инструменты, на которых дети могут произвольно усиливать или ослаблять звучание в зависимости от игровой ситуации (игра «горячо-холодно»).
Задачи обучения

Во всех возрастных группах в различных формах происходит общение с музыкальными инструментами. Если для самых младших пользуются в основном музыкальными игрушками, то в старших группах дети знакомятся с более разнообразными инструментами и постепенно приобретают навыки игры на них. 
   Обучение игре на детских музыкальных инструментах в соответствии с программой проходит в средней, старшей, подготовительной группах. 
    В содержание программы включаются задачи: развитие у детей восприятия пьес, исполненных взрослыми; обучение игре на детских музыкальных инструментах. 
К концу пребывания в дошкольном учреждении дети овладевают следующим объемом знаний и умений. 
Дети должны  знать:
-названия инструментов; 
-характер звучания инструментов (например, цитры по своему звучанию нежные, мягкие, металлофоны звенящие, аккордеоны звучные, тарелки громкие, звонкие, барабан гремящий и т. д.), 
-правила пользования инструментами и их хранение; 
-приемы игры на них; 
-расположение высоких и низких звуков на различных инструментах;.

Дети должны   научиться: 
-владеть простейшими приемами игры на разных инструментах, например мягким движением кисти при игре молоточком на металлофоне, ксилофоне, медиатором — на цитре; 
-правильно расходовать дыхание, играя на триолах, кларнетах, дудочках;

 -приглушать звучание тарелок, треугольников; правильно держать руки при игре на бубне, барабане, встряхивая кастаньеты, маракасы; 
-играть в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп; своевременно вступать и заканчивать игру; 
-пользоваться элементарными динамическими оттенками; 
-играть индивидуально простейшие песенки, попевки; 
-приучаться подбирать по слуху хорошо знакомые песенки, прибаутки, считалочки; 
-импровизировать ритмические и мелодические попевки.

Дети, играя на музыкальных инструментах,  удовлетворяют  свои   индивидуальные запросы,   интересы и привыкают действовать в коллективе согласованно. Кроме развития у детей слуха, ритма, дыхания, игра на детских музыкальных инструментах способствует развитию памяти, внимания, эмоциональной отзывчивости и творческих способностей.

Источник

Лаврухина Елена Александровна
«Детские музыкальные инструменты в жизни детей». Консультация для родителей

Музыка окружает нас с самого раннего детства. Мы и наши дети росли, играя с простой музыкальной игрушкой – погремушкой. Затем постепенно в наших игровых уголках появлялись другие детские музыкальные инструменты: бубен, барабан, дудочка, гармошка, металлофон. Но не надо относиться к ним, как просто к развлекательным игрушкам. Игрушечные инструменты – это первый шаг в мир настоящей музыки.

В дошкольных учреждениях такому виду, как игра на детских музыкальных инструментах, уделяется большое внимание. В непрерывной образовательной деятельности или на развлечениях и праздниках дети обязательно показывают свое мастерство в игре на музыкальных инструментах. Так же в каждой возрастной группе имеется оснащенный центр по музыкальному развитию, в котором есть все музыкальные инструменты (фабричные и сделанные своими руками из различного материала, в соответствии с данным возрастом и музыкально – дидактические игры.

Но привлечения детей к миру музыкальных инструментов не может ограничиваться рамками детского сада. Большое значение имеет семейное воспитание и отношение родителей к данному виду деятельности. Поэтому необходима преемственность детского сада и семьи в вопросе приобщения детей к игре на детских музыкальных инструментов.

Музыкальные инструменты, которые будут выбирать родители для домашних игр, могут быть самыми разными. Сейчас в магазинах большой выбор музыкальных игрушек: от простеньких барабанов и гармошек до почти настоящих пианино и синтезаторов.

Некоторые детские инструменты являются подобием настоящих, носят их названия, схожи по внешнему виду и по способу извлечения из них звуков, но они сильно упрощены. Конечно, профессиональной игре на таком инструменте ребенок не научится. Но такие первые пробы общения с ними принесут пользу в развитии слуха и чувства ритма. Чтобы детский музыкальный инструмент, не попал в кучку надоевших вещей, нужно научить ребенка не просто извлекать из него звуки, а постараться привить интерес к нему. Для этого родителям нужно лишь уделить время ребенку, устроить концерт для домочадцев, создать свой домашний оркестр. Возможно, такие совместные игры послужат поводом для серьёзных музыкальных занятий в будущем. Так же при выборе музыкальных игрушек необходимо помнить, что в раннем и младшем дошкольном возрасте можно использовать такие игрушки, как погремушки, колокольчики, дудочки, т. е. все те игрушки, которые звучат мягко и негромко. В этом возрасте необходимо особенно бережно относиться к слуху малыша. В старшем дошкольном возрасте можно приобрести детские гитару или синтезатор.

В зависимости от способа извлечения звуков и характера звучания детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты можно разделить на несколько видов.

Беззвучные. Эти игрушки лишь изображают музыкальные инструменты, например балалайки с неиграющими струнами, пианино с немой клавиатурой, баяны с мехами и т. д. Несмотря на отсутствие звучания, их внешний вид привлекателен и способствует созданию игровой ситуации. Дети воображают себя музыкантами, исполняя знакомые песни. Такая деятельность развивает творческое воображение и музыкально-слуховые представления ребенка.

Звучащие:

Игрушки-инструментысо звуком неопределенной высоты: погремушки, бубны, барабаны, треугольники.

Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты, с помощью которого можно воспроизводить различные ритмы,— свирели, дудки, рожки.

– Игрушки с фиксированной мелодией: музыкальные шкатулки, музыкальные ящики; во время игры на них действия детей носят только механический характер.

Игрушки-инструменты с звукорядом: металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, губные гармоники, колокольчики, цитры, домры, балалайки и др.

Существует определенная классификация всех музыкальных инструментов: они делятся на струнные, духовые и ударные. Подобной классификацией можно воспользоваться и применительно к детским музыкальным инструментам, несмотря на некоторую ее условность.

Струнные — цитры, домры, балалайки и другие инструменты типа народных. Звук на них возникает, когда ребенок касается струн пальцами или медиатором (тонкая пластинка из пластмассы).

Духовые — флейты, саксофоны, кларнеты, триолы, Звук возникает при вдувании воздуха в трубку. инструмента, а иногда и при вдыхании его из трубки.

Клавишно-язычковые — баяны, аккордеоны, гармошки. Звук возникает, когда нажимают клавишу.

Ударно-клавишные — игрушечные рояли, пианино. Звук вызывает удар молоточка по металлическим пластинкам, который возникает, когда нажимают клавишу.

Ударные — бубны, кастаньеты, треугольники, тарелки, барабаны, металлофоны, ксилофоны. Звук возникает при ударе рукой или палочками по звучащему телу инструмента.

Имея музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты дома, играя с ними и «выступая с концертом» перед домочадцами, ребенок приобретает бесценный опыт, что в дальнейшем может послужить серьезным увлечением музыкой.

И помните, какой бы вид музыкального инструмента вы с вашим ребенком ни выбрали, музыку создаёт не инструмент, а музыкант. Хороший музыкант извлечёт прекрасную мелодию из пустых жестяных банок, но даже самый дорогой инструмент не поможет тому, кто не любит музыку.

Музыку не изучают по книжкам.

Она вокруг нас.

Август Раш

Источник