Детские игры в образовании и развитии ребенка

Детские игры в образовании и развитии ребенка thumbnail

Татьяна морозова
Развивающие игры в дошкольном образовании

Термин «развивающие игры» был впервые использован замечательным педагогом, отцом развивающих игр Борисом Павловичем Никитиным.

Что такое развивающие игры? Ответ содержится в самом названии. Развивающие игры – это те игры, которые способствуют развитию ребенка. Неважно, идет ли речь о развитии мелкой моторики, речи, творческих способностей и т. д. Игра, которая способствует развитию какого-либо интеллектуального или физического навыка, является развивающей.

Таким образом, суть развивающей игры – необходимо выполнить какое-то задание, а для того чтобы его выполнить, – необходимо подумать. Такие игры и игрушки развивают в детях речь, мышление, логику, мелкую моторику, упорство, творческие способности.

Отличительная особенность развивающих игр:

В развивающих играх — в этом и заключается их главная особенность — объединяется один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитиемтворческих способностей:

во-первых, развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;

во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;

в-третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно;

в-четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;

в-пятых, играя в эти игры со своими детьми, папы и мамы незаметно для себя приобретают очень важное умение — сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Перечисленные выше пять пунктов соответствуют пяти основным условиям развития творческих способностей. Именно благодаря этому развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта.

Виды развивающих игр.

Игры на плоскостное и объемное моделирование.

К таким играм можно соотнести: «Сложи квадрат», «Танграм», «Колумбово яйцо», игры – головоломки. Эти игры не только развивают образное мышление, но и умение создавать воображаемый образ, выбирая для этого правильный путь решения, ориентироваться в пространстве, проявлять настойчивость и смекалку.

Игры на трансформацию (трансфигурацию, преобразование) .

К ним относятся геометрические головоломки (из спичек, счетных палочек) на по-строение, изменение фигур, преобразование одной в другую с сохранением количества спичек. Игрушки – трансформеры, квадрат В. В. Воскобовича. Такие игры развивают вариативное мышление, пространственные представления, умения осуществлять целесообразные действия.

Игры на комбинаторику, передвижение, замену мест.

«Четыре по четыре», «Паркеты», «Цветное панно» (автор Ковалев С. В.) . Эти игры увлекательны, действенны, способствуют выбору рационального пути решения, вырабатывают у играющего умение принимать правильное решение.

Логические игры с пересечением, выстраиванием алгоритмов, изменением свойств фигур по определенным правилам.

В этих играх, как правило, используется дидактическое пособие «логические блоки Дьенеша» или наборы логических геометрических фигур. Игры легко конструируются при условии соблюдения основных логических правил, последовательности действий.

Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для подготовки мышления у детей к усвоению математики.

Художественно- развивающие игрыподбери палитру к картине, подбери схему к картине).

С какого возраста надо начинать играть с детьми в развивающие игры? Никто не спрашивает, когда надо начинать учить ребёнка говорить. С самого рождения родители разговаривают с малышом, тем самым уже готовят почву для развития речи ребёнка. Так и с развивающими играми, такой вопрос не должен возникать. Существует множество игр, в которые нужно играть с детьми с рождения, развивая их слух, зрение,мелкую моторику : это погремушки, мобиль, пальчиковые игры, песенки.

Методика организации и проведения развивающей игры

1. Ребёнку не объясняется новая игра,он вовлекается в неё с помощью сказки, подражает взрослому.

2. Освоение новой игры, как правило, требует активного участия старших; в дальнейшем ребёнок может заниматься самостоятельно.

3. Перед ребёнком ставится ряд задач, которые в дальнейшем усложняются.

4. Ребёнку нельзя подсказывать. Он должен иметь возможность думать самостоятельно.

5. Если ребёнок не может справиться с заданием, нужно вернуться к лёгким, уже сделанным заданиям, или временно остановить игру.

6. Если ребёнок достиг потолка своих возможностей или утратил интерес к игре, нужно её на время отложить. Такая методика позволяет ребёнку самостоятельно искать решения неизвестных ему задач, создавать новое, то есть ведёт к развитию его творческих способностей.

Читайте также:  Личностное развитие ребенка по программе детство

Рассмотрим как надо начинать играть в игру танграм.

С чего начать?

Самое первое упражнение с такой игрой – составление фигуры из двух-трех элементов. Например из треугольников составить квадрат, трапецию.Ребенок должен сориентироваться в головоломке: посчитать все треугольники, сравнить их по размеру.

• Потом можно просто прикладывать детали друг к другу и смотреть,что получится: грибок, домик, елочка, бантик, конфетка…

Можно в процессе игры рассказать, что головоломку называют “Танграмом” в честь ученого, который ее придумал.

Второй этап

• Через несколько уроков и игр с танграмом, можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки.

Начните с составления зайца, это самая простая из нижеприведенных фигур.

Комок пуха-

Длинное ухо.

Прыгает ловко,

Любит морковку (заяц).

Третий этап

• Более сложной и интересной для ребят является воссоздание фигур по образцам-контурам. Это третий этап освоения игры. Воссоздание фигур по контурам требует зрительного членения формы на составные части, то есть на геометрические фигуры. Такие задания в детских садах рекомендуют предлагать детям с 6-7 лет (мне кажется – поздновато).

Одно из первых заданий на этом этапе – бегущий гусь, начните лучше с него. Сначала, проанализируйте вместе с ребенком, их каких частей может состоять голова, шея, лапы гуся. Можно ли их сделать их других деталей…

Дольше можно прикладывать различные элементы головоломки, ища правильный результат.

Это уже посложнее – фигуры человека бегущего и сидящего, геометрические фигуры.

Источник

Все дети играют в игры, особенно они важны для дошкольников. С помощью игры можно заложить основы развития ребенка, выявить основные интересы, развить имеющиеся способности. В данной статье мы поговорим о видах игр и их роли в обучении и развитии.

Игры и их важность

В развитии ребенка, особенно на начальных этапах, все общение и взаимодействие с окружающими строится на основе игр. Игра позволяет ребенку проявить самостоятельность, начать общаться со сверстниками, развивать имеющиеся навыки.

В зависимости от возраста ребенка с помощью игр возможно оказывать влияние на поведение ребенка, общение со сверстниками. Игры учат ребенка придерживаться поставленной цели и достигать ее. Если в раннем возрасте само действие преобладает над целью, то впоследствии примерно к четырем годам ребенок с помощью взрослого учится ставить перед собой цель и добиваться ее. Задача взрослого в этом случае помочь ребенку следовать поставленной цели и не забыть ее в ходе игры.

Виды игр

В научном мире выделяют несколько классов и видов игр, которые в свою очередь делятся на подвиды.

  • Игры по инициативе детей – творческие игры. Этот вид занимает значительное место в жизни каждого дошкольника. Именно в ходе таких игр ребенок сталкивается с проблемой выбора, продумывает результат, и самостоятельно определяет, как можно его добиться. В таких играх дети сами определяют последовательность и правила игры, чаще всего игра имитирует окружающую действительность ребенка.
  • Игры по инициативе взрослых – дидактические игры. В этом случае детям предлагаются готовые правила игры, которым нужно следовать для достижения определенного результата. Смысл такой игры заключается в решении определенной задачи.
  • Игры, созданные народом – народные игры. Эти игры, пришедшие из глубин веков, совсем не потеряли своей актуальности в современном мире, именно эти игры передают ребенку этнические особенности народа, помогают определить, кто он есть в этом большом мире.

Все перечисленные виды игр подразделяются на подвиды, при этом каждый из них оказывает влияние на развитие и обучение ребенка.

Творческие игры

Как уже упоминалось, творческие игры отражают окружающую жизнь, те отношения, которые складываются между людьми в ближайшем окружении ребенка, деятельность окружающих его людей. Именно эти игры отвечают за всестороннее развитие ребенка.

Виды игр творческих можно выделить следующие:

  • Сюжетно-ролевые
  • Театрализованные игры, которые в свою очередь подразделяются на подвиды: режиссерские игры-драматизации
  • Конструкторские

Сюжетно-ролевые игры представляют собой игры детей во «что-нибудь» или в «кого-нибудь». Независимо от выбора такие игры несут в себе пользу. Так как являются пробой ребенка себя в социальном мире, помогают ему существовать в определенных обстоятельствах, социализироваться.

Театральные игры довольно близки к сюжетно-ролевым. Их отличие состоит в том, что в театрализованных играх ребенок выполняет поставленную задачу, показывает, своими движениями, мимикой, голосом те или иные чувства. И хотя многим покажется, что такие игры не влияют на развитие ребенка, именно такие упражнения позволят в дальнейшем ребенку выразить свои чувства.

Читайте также:  Роль семьи в психическом развитии ребенка презентация

Режиссёрские игры позволяют малышу как режиссеру организовывать действия других ребят, а игры драматизации проводятся уже по готовому сюжету.

Конструкторские игры направлены на формирование конструкторских навыков у ребенка – строительство и проектирование. То, что сразу всплывает в воображении это все виды конструкторов и мозаик, а также природные материалы из которых дети так любят мастерить, то из чего можно создать что угодно (песок, крупа, и др.). В понимании взрослых это и есть развивающие игры.

Дидактические игры

Дидактические игры – это по сути своей, обучающие игры. Как правило, такие игры предусматривают четкую руководящую роль взрослого, который следит за выполнением правил игры или заранее определяет их, предоставляя в остальном свободу детям.

Для таких игр может использоваться готовый инвентарь, такой как печатные игры (лото, пазлы), предметы (куклы или машины), с помощью которых изучаются свойства предметов.

Народные игры

Несмотря на то, что современный мир диктует свои правила, народные игры, веками доказавшие свою пользу, по-прежнему используются в воспитании детей. Они оказывают благотворное влияние на развитие и образование ребенка. Видов народных игр выделяется достаточно большое количество. Бывают как индивидуальные, так и групповые игры, в зависимости от количества участников игры. Бывают сюжетные, театрализованные, бытовые игры в зависимости от темы игры. Также выделяют игры-ловишки, игры-забавы, игры – аттракционы. И хотя взрослым кажется, что такие игры не могут нести пользы для ребенка это системные, проверенные временем развивающие игры, которые используются с младенчества.

Будем надеяться, что информация окажется полезной для вас и ваших малышей.

Статья взята на https://blog.nils.ru/vidy-igr-sposobstvuyushchie-razvitiyu-rebenka/

Источник

Игры для детей, разработанные педагогами, воспитателями детсадов, профессиональными психологами и логопедами.

Игры по темам

  • Дидактические игры

    Для дошкольников (старшие и подготовительные группы). Игры с правилами.

    Настольные игры, игры с карточками, лото, домино, конструкторы, пазлы, шашки и шахматы…

  • Развивающие игры для малышей

    Для детей раннего возраста (младшие и средние группы). Развитие мелкой моторики и координации, первое знакомство с цветом, формой и величиной.

    Подбери по цвету, закрути крышку, вставь пуговицу, заплети косичку, игры с прищепками, шнуровки, найди пару, сенсорные коврики и уголки, собери бусы, игрушки из фетра …

  • Игры по математике

    РЭМП. Формирование представлений о числе и количестве, величине, форме. Развитие пространственной ориентировки, знакомство со временем.

    Посчитай, найди фигуру, определи размер, логические задачи, счетные палочки, геоконт, танграм, головоломки, геометрическое лото, счеты, часы…

  • Музыкальные игры

    Формирование чувства ритма, развитие музыкального восприятия, знакомство с нотами.

    Музыкальные инструменты,  самодельные шумовые инструменты, игры с нотами и звуками, музыкальные уголки.

  • Творческие игры по ИЗО

    Знакомство с народным творчеством, художниками и картинами. Развитие эстетического восприятия, цветовосприятия, знакомство с правилами композиции.

    Декоративно-прикладное творчество, узоры и орнаменты, палитра, игры по рисованию, составь портрет, собери пейзаж…

  • Книжки своими руками

    Самодельные книжки-малышки, альбомы, мягкие, тактильные, лэпбуки …

  • Игры по экологии и ознакомлению с окружающим миром

    Закрепление знаний о предметах и явлениях природы, животных и растениях.

    Растения, животные, насекомые, планета Земля, погода, космос, вода, песок…

  • Времена года и календарь

    Сезоны, месяцы, дни недели, части суток, режим и распорядок дня…

  • Макеты

    Экологические (ландшафтные), ПДД, исторические, по краеведению, сезонные…

  • ПДД: игры, пособия

    Правила дорожного движения, знаки, светофоры, машины,  макеты улиц…

  • Логопедические игры

    Развитие дыхания, артикуляции, формирование правильного звукопроизношения, обучение грамоте, звуки, буквы.

    Автоматизация трудных звуков, упражнения со звуками, буквами и слогами, гласные и согласные, составь слово, игры на развитие дыхания …

  • Игры по развитию речи

    Развитие связной речи, грамматического и лексического строя. По литературным произведениям, по опорным картинкам. Мнемотаблицы

    Образуем прилагательные, согласовываем слова, употребляем предлоги, формулируем вопросы, игры по сказкам и литературным произведениям…

  • Пособия для сюжетно-ролевых игр

    Атрибуты и пособия для сюжетно-ролевых игр, аксессуары, одежда, мебель

  • Театр в детском саду

    Кукольный, пальчиковый, настольный и другие виды театров своими руками, маски. Театральные уголки.

  • Костюмы

    Карнавальные, театральные, танцевальные и другие самодельные костюмы для детей и взрослых

  • Краеведческие игры

    Уточнение представлений о Родине, родном крае, его истории, ВОВ. Региональный компонент.

  • Народные, фольклорные, хороводные игры

    Игры разных народов. Игры наших бабушек, нашего детства, хороводные игры.

  • Игры на развитие воображения, ТРИЗ

    Изобретательские игры. Тренируем аналитическое мышление, учимся выделять, сравнивать, решать проблемы.

  • Психологические игры

    Развития эмоций, коммуникативных качеств. Игры для хорошего настроения, мирилочки, для знакомства. Уголки настроения

  • Подвижные игры

    Активные игры на улице и дома.

  • Физминутки, гимнастика, зарядка

    Физические упражнения, атрибуты, пальчиковые игры.

  • Нестандартное оборудование по физкультуре

    Спортивные и физкультурные уголки, оборудование для проведения физкультуры, спортивных конкурсов, эстафет. Массажные дорожки

Ролевые и развивающие детские игры

Игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Включает в себя разделы:

  • Развивающие игры
  • Дидактические игры с клавиатурой

По группам:

  • Старшая группа
  • Подготовительная группа
  • Средняя группа
  • Младшая группа

Показаны публикации 1-10 из 69115.
Все разделы
| Детские игры

Новое

Мастер-класс с родителями «Изготовление нестандартного оборудования для дыхательных игр»
Уважаемые родители! Что такое дыхательная гимнастика и возможно ли ее применение в детской практике? (ответы коллег-воспитателей) Дыхательная гимнастика – это составная часть лечебной физкультуры, целью которой является тренировка дыхательного аппарата и повышение эффективности…

НОД «О правах, играя» для детей старшего дошкольного возраста
Программное содержание: -Закрепить знания детей о праве на имя, умение применять его в жизни, способствовать социально – нравственному развитию. -Развивать умение соотносить права и правила, умение рассуждать, делать выводы, сопереживать. -Воспитывать чувство самоуважения и…

Детские игры – Мини-игровая логопедическая зона по теме «Осенний лес»

Публикация «Мини-игровая логопедическая зона по теме «Осенний…» Мини-игровая логопедическая зона по теме «Осенний лес»
Мини-игровая зона. по теме “Осенний лес” . Использую дидактическое пособие “Деревья” , картина “Лес”, листья разных деревьев (цветные заготовки, магнитные фигурки лесных животных. Все это крепится на магнитную доску. Это небольшое пособие позволяет решить с детьми много речевых…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Игровая деятельность дома
Все дети любят играть. Игры развивают познавательные способности личности – внимание, память, восприятие, мышление, воображение, тренирует наблюдательность, ум, развивать творческие способности детей, формируют эмоционально-чувственную сферу личности детей. Не секрет, что…

Картотека математических игр для детей старшего дошкольного возраста
Картотека дидактических игр. Дидактическая игра «Бегите к цифре» Образовательные задачи: упражнять в запоминании и различении цифр, умении ориентироваться в пространстве; развивать слуховое и зрительное внимание. Оборудование: карточки с изображением цифр, развешанные в разных…

Физкультурное развлечение «Игры зайчат» для второй младшей и средней групп
Цели и задачи: – Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни. – Закреплять навыки выполнения различного вида прыжков; – Воспитывать ловкость, быстроту реакции; – Создавать условия для проявления положительных эмоций; Оборудование: 2 шнура, гимнастическая палка с…

Детские игры – Пальчиковые игры «Улей. Черепашка. Пять пальчиков»

Статья «Пальчиковые игры «Улей. Черепашка. Пять…»
Пальчиковые игры. “Улей” Вот маленький улей, где пчёлы спрятались, Никто их не увидит. Вот они показались из улья. Один, два, три, четыре, пять! Ззззз! (Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному. На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками -…

Фотоотчёт о подвижных играх с детьми на прогулке в детском саду Фотоотчёт о подвижных играх с детьми на прогулке в детском саду
Подвижные игры имеют огромное значение в жизни ребенка, так как представляют собой незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире. Также они влияют на развитие мышления, смекалки, сноровки, ловкости, морально волевых качеств. Подвижные игры для…

Методическая разработка по социально — коммуникативному развитию «Народные игры и забавы»
Цель: воспитание нравственно – патриотических чувств у детей родному краю, через кубанские народные игры. Задачи: 1. Обучающие: – расширить представления детей о Краснодарском крае, о родной станице; – формировать у детей познавательный интерес посредством знакомства детей с…

Развитие мышления ребёнка в творческой форме

Игрушки для развития мышления ребёнка

Психологи считают, что в дошкольном возрасте ролевая игра является ведущей деятельностью, приводящей к развитию детской психики. Примерка на себя роли взрослого вызывает сильные эмоциональные переживания, регулирует взаимоотношения и оказывает влияние на развитие характера и личности. Следует учитывать и такие позитивные воздействия на ребёнка, как нагрузка на оба полушария мозга, необходимая при латерализации и развивающая творческие и аналитические способности, избавление от псевдопонятий и преодоление негативизма.

Игры для детей ненавязчиво обучает новым навыкам, развивают мышление и воображение, способствует установлению контроля над поведением. В игровой форме легче и эффективнее донести информацию, научить концентрировать внимание и решать задачи. Моделирование разнообразной деятельности даёт возможность усвоения нового опыта и приобретения оригинальных моделей поведения личности. Ребёнку процесс приносит радость и удовольствие, он легко включается и проявляет неподдельный интерес, самостоятельно понимает задания и активно ищет ответы, старается справляться со сложностями.

Оригинальные творческие программы понравятся девочкам и мальчикам, помогут в освоении знаний и умений, принесут пользу и разнообразие в обучение.

Источник

Читайте также:  Что должен делать ребенок в 6 месяцев физическое развитие девочек