Детские игры на развитие речи ребенка
Речевая игра «НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ»
Цель: Учить детей вслушиваться в звучание слов; упражнять в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков в них.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям найти себе пару. Для этого один из детей говорит слово, а другой отзывается похожим словом, например: петрушка – пеструшка. Дети, составившие пару, отходят в сторону и придумывают слова, близкие по звучанию (машина – шина, носок – песок), но отвечать должен тот ребёнок, который подбирал рифму.
Речевая игра «ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?»
Цель: Учить детей группировать слова по смыслу, понимать прямое и переносное значение слов.
Ход игры: Педагог спрашивает детей: «Можно ли так сказать? Как вы понимаете это выражение?» Дети объясняют словосочетания.
Свежий ветер – прохладный.
Свежая рыба – недавно выловленная, неиспортившаяся.
Свежая рубашка – чистая, выстиранная, выглаженная.
Свежая газета – новая, только что купленная.
Свежая краска – невысохшая.
Свежая голова – отдохнувшая.
Речевая игра «КТО БОЛЬШЕ СЛОВ ПРИДУМАЕТ»
Цель игры: Активизировать словарь, расширять кругозор.
Ход игры: Дети образуют круг. Педагог называет звук и просит ребят придумать слова, в которых встречается этот звук. Один из играющих бросает кому-либо мяч. Ребёнок, поймавший мяч, дожжен сказать слово с установленным звуком. Тот, кто не придумал слово или повторил уже сказанное кем-либо, пропускает ход.
Речевая игра «ИЩИ»
Цель: Упражнять детей в употреблении прилагательных, согласованных с существительными.
Ход игры: Дети должны в течение 10 – 15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного цвета (или одинаковой формы, или из одного материала). По сигналу воспитателя один ребёнок начинает перечислять предметы, другие дети дополняют. Выигрывает тот, кто правильно назовёт большее количество предметов.
Речевая игра «ПРИДУМАЙ САМ»
Цель: Обучать детей правильному составлению предложений с заданным количеством слов.
Ход игры: Даны опорные слова: осень, листопад, снег, снежинки. Нужно составить предложение из 3, 4, 5 слов. Ребёнок, первым составивший предложение, получает фишку.
Речевая игра «ТАК БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ?»
Цель: Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.
Ход игры: Воспитатель говорит: «Я сейчас вам буду рассказывать истории. В моём рассказе вы должны заметить то. Чего не бывает. Кто заметит, тот пусть хлопнет в ладоши.
Вечером, когда я спешила в детский сад, я встретила маму, которая вела ребёнка в школу.
Ночью ярко светило солнце и горели звёзды.
На берёзе поспели яблоки».
Дети находят противоречия в предложениях.
Речевая игра «ИГРА В ЗАГАДКИ»
Цель: Расширять словарный запас детей.
Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Ребёнок, отгадавший загадку, выходит и сам загадывает. За отгадывание и загадывание загадок ребята получают фишки. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.
Речевая игра «ИСПРАВЬ ОШИБКУ»
Цель: Учить детей понимать смысл предложения.
Ход игры: Воспитатель читает предложения. В них допущены ошибки, которые ребята должны исправить.
Коза принесла корм девочке.
Мяч играет с Сашей.
Дорога едет по машине.
Гена разбил стеклом мяч. И т.д.
Речевая игра «ВСПОМНИ РАЗНЫЕ СЛОВА»
Цел:. Учить вслушиваться в звучание слов; упражнять в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков в них.
Ход игры: Дети становятся в круг. Каждый ребёнок должен назвать какое-нибудь слово и сказать его следующему участнику; следующий участник говорит тоже одно слово. Так, по очереди все дети должны произнести по одному слову. Через три круга игра останавливается. Нельзя повторять одно слово дважды. Тот, кто не сумел быстро назвать слово или повторил уже названное, выходит из круга.
Речевая игра «СТОП! ПАЛОЧКА, ОСТАНОВИСЬ!»
Цель: Упражнять в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков в них.
Ход игры: Дети становятся в круг, воспитатель – в центре. Воспитатель говорит, что они будут описывать животное, и каждый ребёнок должен что-то сказать о нём. Например, воспитатель говорит: «Медведь!» – и передаёт палочку ребёнку, тот отвечает: «Бурый!» – и передаёт палочку следующему. Кто не сможет ничего сказать о животном, выходит из игры.
Речевая игра « КАКАЯ, КАКОЙ, КАКОЕ?»
Цель: Учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению.
Ход игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди подбирают как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.
Белка – рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.
Пальто – тёплое, зимнее, новое, старое. И т.д.
Речевая игра «КТО БОЛЬШЕ ВСПОМНИТ».
Цель: Расширять словарный запас детей.
Ход игры: Воспитатель просит посмотреть на картинки и рассказать, что делают предметы: метель (метёт, вьюжит, пуржит); дождь (льёт, моросит, накрапывает, капает, начинается); ворона (летает, каркает, сидит, ест).
Речевая игра «ПРИДУМАЙ ДРУГОЕ СЛОВО».
Цель: Расширять словарный запас детей.
Ход игры: Педагог предлагает детям составить словосочетания по примеру: бутылка из-под молока – молочная бутылка.
Кисель из клюквы – …(клюквенный кисель).
Суп из овощей – …(овощной суп).
Пюре из картофеля – …(картофельное пюре). И т.д.
Речевая игра «О ЧЁМ Я СКАЗАЛА?»
Цель: Учить детей различать в слове несколько значений, сравнивать их, находить общее и различное.
Ход игры: Воспитатель говорит, что есть слова, которые мы употребляем часто, и много разных предметов называем одним и тем же словом: головка (куклы, лука, чеснока, голова человека); иголка (у шприца, у ели, у сосны, швейная, у ёжика); нос (у человека, у чайника, у самолёта); ножка; ручка; крыло и т.д.
Речевая игра «НАОБОРОТ».
Цель: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.
Ход игры: Воспитатель (или ребёнок) называет слово, дети подбирают к нему слово с противоположным значением
( далёкий – близкий, высокий – низкий).
Речевая игра «ДОБАВЬ СЛОГ»
Цель: Развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.
Ход игры: Воспитатель (или ребёнок) называет один слог и бросает мяч. Поймавший мяч должен дополнить слово, например, ма – ма, кни – га и т.п. Дополнивший слово ребёнок снова бросает мяч воспитателю (или ребёнку).
Речевая игра «СКАЖИ ПО-ДРУГОМУ».
Цель: Учить подбирать синонимы.
Ход игры: Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут называть слова, близкие по значению (напрмер, стужа – мороз).
Речевая игра «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО».
Цель: Учить детей подбирать однокоренные слова.
Ход игры: Воспитатель читает стихотворение, а дети должны добавить слова, связанные со словом «снег».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю…(снег).
С неба все скользят пушинки –
Серебристые…(снежинки).
Вот веселье для ребят –
Всё сильнее…(снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в …(снежки).
Словно в белый пуховик
Нарядился…(снеговик).
Рядом снежная фигурка
Эта девочка…(снегурка).
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил…(снег).
(И.Лопухина)
– Какие слова вы подобрали? На какое слово они все похожи?
Речевая игра «СКАЖИ, ЧТО ТЫ СЛЫШИШЬ».
Цель: Развивать фразовую речь.
Ход игры: Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т.д.) Дети должны отвечать полным предложением.
Речевая игра «ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
Цель: Развивать речевую активность детей, быстроту мышления.
Ход игры: Воспитатель говорит начало предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение. Например, педагог: «Мама купила…»»…книги, тетради, конфеты…», продолжают дети.
Речевая игра «НАЙДИ ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ СЛОВО».
Цель: Учить детей подбирать противоположные по смыслу слова в заданиях разного типа.
Ход игры: Педагог задаёт предложение и предлагает детям ответить на вопросы: «Если суп не горячий, то, значит, он какой?», «Если в комнате не светло, то как?», «Если нож не острый, то он…», «Если сумка не лёгкая, то она…» и т.д.
Речевая игра «СКАЖИ СЛОВО С НУЖНЫМ ЗВУКОМ».
Цель: Развивать фонематический слух, быстроту мышления.
Ход игры: Воспитатель говорит: «Придумайте слово со звуком (а) – и бросает мяч любому из играющих. Ребёнок отвечает: «Шапка» – и бросает мяч следующему игроку, и т.д. по кругу. Затем воспитатель называет другой звук, и игра повторяется снова.
Речевая игра «ГДЕ Я БЫЛ?»
Цель: Учить детей образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевлённых существительных.
Ход игры: Педагог говорит: «Ребята, отгадайте, где я была? Я видела медуз, морских коньков, акул. Где же я была? (На море).
– А теперь вы загадайте мне загадки о том, где вы были. Расскажите, кого вы видели. Главное в этой игре – не отгадывание, а составление загадки.
Речевая игра «НАДО СКАЗАТЬ ПО-ДРУГОМУ».
Цель: Учить детей подбирать слова, близкие по смыслу.
Ход игры: Воспитатель говорит: «У одного мальчика было плохое настроение. Какими словами можно о нём сказать? Я придумала слово «печальный». Давайте также попробуем заменить слова в других предложениях». Дождь идёт (льёт). Воздух чистый (свежий).
Речевая игра «ЧТО НЕВЕРНО?»
Цель: Развивать слуховое внимание и речь; приучать обнаруживать смысловые несоответствия; подбирать нужные слова с учётом содержания текста.
Ход игры: Детям дважды читают стихотворение и предлагают найти несоответствие.
Это верно или нет, что, как сажа, чёрен снег,
Сахар – горек, уголь – бел, ну а трус, как заяц, смел?
Что летать умеет рак, а медведь плясать мастак,
Что растут на вербе груши, что киты живут на суше,
Что с зари и до зари сосны валят косари?
Ну а белки любят шишки, а лентяи любят труд,
А девчонки и мальчишки в рот пирожных не берут?
Если дети назовут не все ошибки, то воспитатель читает стихотворение ещё раз.
Речевая игра «КТО НАЙДЁТ КОРОТКОЕ СЛОВО?»
Цель: Учить делить слова на слоги.
Ход игры: Воспитатель говорит детям, что узнать длину слова можно по шагам (или хлопкам). Он произносит слово «суп» и одновременно шагает. Педагог говорит, что получился только один шаг, так это короткое слово. Дети выстраиваются вдоль линии, и по одному начинают произносить слова и делать шаги. Кто неверно разделит слово на слоги, выходит из игры.
Речевая игра «О ЧЁМ ЕЩЁ ТАК ГОВОРЯТ?»
Цель: Закреплять и уточнять значение многозначных слов.
Ход игры: Скажите, пожалуйста, о чём ещё можно так сказать:
Идёт дождь: идёт… (снег, зима, собака, дым, человек).
Играет … (музыка, девочка).
Горький … (перец, лекарство).
Речевая игра «НАЗОВИ НАСЕКОМОЕ С НУЖНЫМ ЗВУКОМ».
Цель: Развивать фонематический звук, быстроту мышления.
Ход игры: Воспитатель просит детей вспомнить названия насекомых, в которых есть звуки (а), (к). Кто больше назовёт слов, тот и выиграл. Например: бабочка, комар, стрекоза и т.д.
Речевая игра «КТО ЗНАЕТ, ПУСТЬ ПРОДОЛЖИТ».
Цель: Закреплять употребление в речи обобщающих слов.
Ход игры: Воспитатель называет обобщающие слова, а дети – видовое понятие, например, «Насекомое – это…». Дети: «Муха, комар,…».
Источник
Марина Мироненко
Игры на развитие речи
В своей работе с детьми я стараюсь использовать дидактические и словесные игры. Так как одной из важных задач умственного воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Эти два связанных между собой психических процесса формируются, развиваются при познании ребенком окружающего мира.
Основная цель данных игр для младшего возраста – развитие речевой активности, умение соотносить действие со словом потешки, стиха, понимание значения слов, умение правильно их произносить. Речь воспитателя должна быть грамотной, эмоциональной и в то же время спокойной. Большую требовательность следует предъявлять к жестам, мимике.
Среди многих основных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных,частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.
Картотека игр:
«Солнечные зайчики»
Цель: упражнять детей в произнесении стихотворения в сочетании с движениями.
Ход игры: воспитатель с помощью маленького зеркала пускает солнечного зайчика,произнося стихотворение:
Солнечные зайчики
Играют на стене,
Поманю их пальчиком,
Пусть бегут ко мне,
Ну, лови, лови скорей,
Вот он светленький кружок,
Вот, вот, вот – левей, левей!
Убежал на потолок.
Дети ловят зайчика на стене.Хорошо направить его пониже: дети любят подпрыгивать, стараясь поймать зайчика. Эта игра вызывает у детей большую радость, особенно если удается поймать рукой солнечного зайчика.
«Досказалка»
Цель: развитие наглядно – образного мышления, помогает научить ребенка договаривать слово.
Как играем:произносите вместе с ребенком:
Ко-ко-ко – на плите сбежало моло. (ко).
Ща-ща-ща – зеленая ро. (ща).
Чу-чу-ну – педаль кру. (чу).
Меняйтесь ролями. Ребенок говорит слоги, вы досказываете слово. Например,ребенок говорит: «Ло-», —вы досказываете: «-шадь».
Закрепляем:продолжаем играть: лу-жа, сту-лья, ок-но, маши-на.
Если ребенок справляется,предложите ему на один слог досказать несколько окончаний: но-жницы, -ги, -ски. Кто больше подберет слогов, тот и победил.
«Общие слова»
Цель: развитие мышления (операции анализа и синтеза,речи.
Задания могут быть двух видов:
1. Назови фрукты, рыб, мебель, птиц…
2.Назови одним словом:
туфли, ботинки, сапоги — это…
молоток, пила, топор — это…
сосна, берёза, клён — это…
«Цветные предложения»
Цель: развитие восприятия, мышления и речи.
Ребёнок, закрыв глаза (можно завязать глаза шарфом, выбирает наугад из коробки цветной карандаш и придумывает затем предложение, используя название цвета вытащенного им карандаша.
«Назови ласково»
Цель: учить детей использовать уменьшительно – ласкательные суффиксы в речи.
Часто дети путают и уменьшительно-ласкательные суффиксы, образуя формы, отсутствующие в языке. Эти детские слова милы «от 2 до 5», но вряд ли вас обрадует снижение оценок, а это произойдёт, если ребёнок не усвоит к школе способы образования слов.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (чашка — чашечка, ложка — ложечка и т. д.). В темах «Дикие животные» и «Домашние животные» это могут быть названия детёнышей,а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка, лошадка.
«Какая бывает собака?»
Цель: Развитие правильной, грамотной речи, логического мышления.
Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т. д. Дети называют предложения по очереди.
Другие темы: “Какая бывает весна?”, “Какая бывает корова?” и т. п.
«Кто больше?»
Цель: учить детей называть свойства предмета с помощью прилагательных.
Перед детьми ставится какой-нибудь предмет, обладающий как можно большим количеством признаков, например мяч – круглый, блестящий, твёрдый, гладкий или наоборот – мягкий, шершавый.
Машинка – большая, маленькая, блестящая, сверкающая, светлая, темная, одноцветная (разноцветная)
Задание детям:
1. Кто больше перечислит свойства предмета.
2. Кто больше назовет возможных действий с предметом.
(Из книги Е. Сербиной “Развивающие игры для детей”)
«Шаги»
Цель: расширять словарный запас, развивать речь.
Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например “Вежливые слова”. Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и “Старт!”
Другие темы: «Все круглое», «Все горячее», «Все мокрое», «Ласковые слова для мамы», и т. д.
Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.
«Кто это?» знакомимся с профессиями
Цель: продолжать знакомство с профессиями, развитие связной речи.
Для игры хорошо иметь карточки с изображением людей разных профессий и инструментов.
1 вариант:Задаем вопросы: Кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье?
2 вариант:Вопросы: Что делает дворник? Что делает доктор? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер?
3 вариант. Придумываем загадки.Например: Этот человек работает на улице, у него есть метла, лопата.
4 вариант. «Кому что нужно?» Что нужно почтальону? Что нужно парикмахеру?И наоборот: кому нужны ножницы? Кому нужна иголка?
«Путаница»
Цель: развитие речи, внимания, логического мышления.
“Давай, поиграем в путаницу. Я буду читать запутанное стихотворение, а ты постарайся его распутать”.
Прочитайте малышу коротенькие стихотворения, делая паузу перед произнесением последнего слова. Рифма текста не всегда соответствует смыслу текста.
Знает это ребёнок любой –
У апельсина цвет. голубой.
Корова мычит,
Поросёнок хрюкает,
Тигр рычит,
А собака. мяукает.
Как на нашей улице
Крякали две. курицы.
Известно каждому ребенку –
Корова – мама …жеребёнка.
«Отгадай слово»
Цель: развитие внимания, логического мышления, развитие речи.
Взрослый выставляет на фланелеграф (раскладывает на столе) картинки с изображением животных по количеству детей. Вызывается один из детей. Взрослый начинает произносить название животного, просит ребенка продолжить.
«Я скажу: «Лоша…»,а вы должны сказать: «Лошадь» или «лошадка».
Взрослый произносит слово без последнего слога или звука, дети называют слово целиком.
Материал: игрушки – кукла, зайка, пирамидка, машина, карточки с изображением животных.
«Лошадки и поезд»
Цель: развитие артикуляционного аппарата, развитие внимания.
Дети встают в круг. Взрослый объясняет правила. «Когда скачут лошадки,то слышно: «Цок, цок, цок» (дети повторяют звукосочетание); когда едет поезд,колеса стучат: «Чок, чок, чок» (дети повторяют). Поскакали лошадки. Лошадки отдыхают. Поехал поезд, застучал колесами. Поезд остановился.»
Игра повторяется 3 раза.
Источник
Многие детки, которым даже еще не исполнилось двух лет, уже умеют хорошо разговаривать. И наоборот, иногда двухгодовалые карапузы овладевают навыками общения намного медленнее, чем малыши помладше. Поэтому нужно и важно заниматься со своим ребенком — в помощь специальные игры для развития речи.
Источник: instagram @davaipoigraem_kazan
Не забывайте о важных правилах, которые следует соблюдать во время занятий на развитие речи.
Правило №1: понятно!
Первое из них гласит: начинайте развивать речь своего ребенка, исходя из уже имеющихся его навыков. Это на самом деле очень важный момент!
«Повторяй за мной»
Обычно к году детки уже произносят хотя бы отдельные слоги или используют в общении звукоподражание. Этого достаточно для обучения самым первым словам. Перед началом игры подберите те слоги или звуки, которые малыш уже достаточно хорошо произносит.
- Возьмем, например, слово «пить». Ребенок может говорить слово «пить» или использовать слог «пи». Приготовьте игрушки, вещества, предметы, названия которых содержат этот слог. Подойдут песок, игрушечный пират, пижамка, пистолетик, детское пианино, яркая пирамидка.
- Сядьте поудобней, разложите эти предметы и скажите малышу: «Что ты любишь делать (показывая при этом на бутылочку), пить? Правильно! Что ты хочешь?» Пусть малыш сам попросит попить. Дайте ему немного воды и сразу же уберите бутылочку.
- «Посмотри, кто это пришел? Мишка. А у мишки есть пижама. Пи-жа-ма. Скажи вместе с мамой: «Пижама».
- «Ой! Что за инструмент? — и нажмите при этом пальчиком крохи на клавишу детского пианино. — Пианино, пианино, давай повторим!».
Если что-то особенно заинтересуют кроху, остановитесь на этом. Повторяйте новые слова по несколько раз. К следующему уроку подберите слова с новым слогом, который ребенок произносит самостоятельно, и игрушки к нему. Изучая новые слова, каждые два дня возвращайтесь к уже освоенным.
Источник: instagram @alexeeva.elena0812
«Колыбельная»
Упражнение помогает малышу произносить звук «а-а-а». Эту игру хорошо проводить вечером. Помимо успокаивающего воздействия она стимулирует первые голосовые реакции. Включите медленную колыбельную, лучше всего знакомую малышу, и нараспев пойте звук «а», «а-а-а»(на разных высотах).
Побуждайте ребенка к произнесению звука «а». Ваше лицо должно выражать эмоции, привлекать внимание к вашей артикуляции. Попросите ребенка спеть для вас. Используйте его любимую игрушку: мишку или же куклу и пойте вместе с ним этот же звук«а-а-а». Пусть названия подобранных игрушек или их имена начинаются именно со звука «а».
«Моя энциклопедия»
Игра способствует расширению пассивного словарного запаса ребенка, а также служит развитию артикуляции звуков.
- Заранее подберите картинки (они должны быть достаточно крупные, четкие, яркие и желательно одинакового размера) по темам, например: птицы, цветы, животные, деревья, машины и т. д. Внутри тем подберите слова с доступными вашему ребенку слогами или звукосочетаниями.
Посадите малыша напротив себя, карточки возьмите в руку, но при этом старайтесь не загораживать свое лицо. Ребенок обязательно должен видеть и картинку, и мамино лицо. - Когда вы будете произносить слова, для более сильного привлечения внимания крохи к вашей артикуляции лучше всего использовать указательный палец, направляя его на ваш подбородок при произнесении каждого нового слова.
- Вы должны достаточно выразительно артикулировать, чтобы привлекать внимание малыша и к себе, и к картинкам.
- В каждом последующем занятии старайтесь использовать новую тему. Через какое-то время возвращайтесь для повтора уже пройденных тем.
Источник: instagram @non_anonymoms
«Первая галерея»
Стимулирует первые голосовые реакции ребенка. Вам понадобятся яркие иллюстрации — изображения животных формата А4.
- Для начала подготовьте 3—4 картинки и повесьте их на стену детской комнаты. Для последующих игр картинки либо меняются, либо добавляются. Вывешивать их надо на уровне глаз ребенка.
- Включите приятную музыку. Если вы повесили, например, изображения уточки, котенка, петушка и курочки, то можно нараспев произнести следующий текст: «Наши уточки с утра — крякря-кря, а котик замурлыкал — мяу-мяу-мяу, петушок проснулся и кричит — ку-каре-ку, курочки кудахчут — ко-ко-ко».
- Для игры хорошо бы приготовить указку, так будет удобнее. Произносите слова и показывайте на соответствующую картинку.
Правило №2: радостно!
Стимулирование самостоятельной речи ребенка всегда должно быть эмоционально окрашено. Во время игр ребенок должен удивляться, радоваться. Тогда кроха сразу же станет повторять за вами новые слова.
«Говорящий мяч»
- Сядьте напротив ребенка и возьмите мяч. Киньте его малышу и весело произнесите при этом: «А!» Кроха, кидая вам обратно мяч, тоже должен произнести «А!». Побуждайте его к этому.
- Затем можно произнести звук, слог или слово, которое уже умеет произносить сам ребенок, например, «ди!» — и он весело скажет «ди!», кидая вам мяч обратно.
- Затем предложите свои звукоподражания. Кидая мяч, произносите «мяу!». Малыш должен кинуть мяч обратно, произнося «мяу!». Используйте звукоподражания «гага-га», «кря-кря-кря», «му-муму» и любые другие.
- Если ваш кроха проявит инициативу и произнесет свой слог, непременно поддержите его, повторяя звуки или слова за ним. Пусть в этой игре он станет главным!
Источник: instagram @alicekuly
«Звуковая зарядка»
- Подберите веселую ритмичную музыку: произнося звуки, например гласные, вам нужно будет выполнять какие-либо упражнения.
- Допустим, говоря «а-а», вы громко хлопаете в ладоши перед грудью, произнося «о-о» — хлопаете над головой, произнося «ы-ы» — хлопаете себя по коленям, говоря «э-э» — показываете рожки, «у-у» — дудите в кулачок.
- Главное, чтобы эта музыка нравилась ребенку, а упражнения, которые он станет выполнять, были доступными. Тогда малыш с радостью присоединится к такой речевой гимнастике, тренируя правильное звукопроизношение.
«Говорящие игрушки»
- Возьмите несколько игрушек, которые «говорят» голосами животных (например: свинку, собачку, тигра, кошечку, слона).
- Положите их перед ребенком и включайте по очереди каждую игрушку. Нажимаете на свинку — игрушка издает звонкое «хрю-хрю-хрю», нажимаете на тигра — он прорычит «рр-рр-рр». И так по очереди с каждой.
- После того как игрушка-зверушка издаст звук, повторите его в своей речи, чтобы ребенок запомнил его уже из ваших уст.
- Затем предложите ему поиграть со всеми этими игрушками, но с условием: для этого нужно, чтобы малыш позвал их к себе.
- Предложите крохе позвать животных таким же звуком, какой издают сами игрушки. Например, как позвать хрюшку? — «Хрю-хрю-хрю». Любую голосовую реакцию, которую произведет ребенок, эмоционально поддерживайте, это очень важно!
- Когда кроха произнесет что-то, пусть он получает своеобразное вознаграждение: это может быть игра со зверушкой, малыш может ее погладить, потанцевать с ней, и так по очереди с каждым из животных.
- После такого увлекательного мини-урока уберите игрушки и доставайте их в следующий раз только на время развивающих занятий.
Источник: instagram @alena_rudy
«Домашний театр»
Игра тренирует восприятие речи и умение понимать простой сюжет. Посадите кроху за детский столик и приготовьте игрушки для одевания на руку (перчаточные куклы). Надев куклы на руки, разыграйте перед ребенком простой сюжет. Например, возьмем петушка и лисичку. Сначала появляется петух. Скажем за него «ку-ка-ре-ку», покажем, как он клюет зернышки, можно для достоверности даже насыпать немного фасоли на стол. Затем неожиданно появляется лиса, петух тут же испуганно убегает, а лиса его догоняет (безуспешно). Малыш будет внимательно слушать, если рассказ будет коротким и эмоциональным. Спектакль не должен длиться дольше 1 минуты.
«Кто там?»
Занятие развивает речевой слух у ребенка, а также учит малыша быстро реагировать на звук. Посадите малыша на детский стульчик, перед ним поставьте ширму. Заранее подготовьте игрушки, например уточку, кошечку и собачку. Не показывая игрушку, произнесите неожиданно: «Кря-кря-кря». Как только внимание ребенка будет привлечено, покажите из-за ширмы уточку.
Малыш сразу потянет к ней ручки, в этот момент попросите его позвать уточку, также произнеся: «Кря-кря». Обязательно вручите крохе эту уточку, пусть он с ней поиграет. Через пару секунд скажите с другой интонацией за ширмой: «Мяу, мяу». Малыш должен опять посмотреть на ширму, через 1—2 секунды покажите кошечку и также дайте ему в руки. Пока малыш играет с кошечкой, произнесите громко: «Гав-гав» — и вручите ему собачку.
Источник: instagram @pedclin_ru
«Улыбнись лягушке»
Подражание — это главная составляющая дальнейшей умственной деятельности вашего малыша. С помощью этой игры хорошо тренируются органы речи, участвующие в звуковой артикуляции.
- Итак, натяните на руку игрушку-лягушонка, который умеет широко открывать рот. «Маленький, тебя навестила лягушка — ква-ква-ква, подари ей свою улыбку — да-да-да». Во время этой игры ребенок должен улыбаться, поэтому, попросите его улыбнуться лягушке.
- «Замечательно! А сейчас покажи лягушке, какой ты у нас серьезный! Вот молодец! И снова подари лягушке радостную улыбку. Вот умничка!».
В процессе подобных игр старайтесь удивлять и завлекать малыша, и вскоре желаемый результат обязательно будет достигнут!
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.
Использование фото: П.4 ст.21 ЗУ “Об авторских и смежных правах – “Воспроизведение с целью освещения текущих событий средствами фотографии или кинематографии, публичное сообщение или сообщение произведений, увиденных или услышанных во время таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.”
Источник