Детская психология условия развития ребенка

Детская психология условия развития ребенка thumbnail

Купить игрушки для малышей>>

    Чтобы грамотно развивать и обучать своего ребенка, необходимо знать особенности его развития в каждый из периодов детства и отрочества. В этой статье мы  кратко познакомим наших читателей с основными этапами, которые проходит ребенок в своем развитии от первых дней жизни до подросткового возраста.

1. Период младенчества.

    Период младенчества можно условно разделить на два основных этапа: новорожденность  (от 1 до 4 недель) и собственно младенчество (от 1 месяца до 1 года). Психическое развитие в это время определяется тем, что малыш абсолютно беспомощен биологически и социально, а удовлетворение его потребностей полностью зависит от взрослых. В первые недели жизни ребенок плохо видит и слышит, хаотично двигается. Т.е. при своей полной зависимости он обладает минимальными возможностями общения и взаимодействия с окружающими. Поэтому главное направление развития ребенка на этом этапе – освоение основных способов взаимодействия с миром. Малыш активно развивает сенсомоторику: учится овладевать движениями тела (действовать руками, ползать, сидеть, а затем и ходить), осуществляет простые познавательные действия с целью исследования физической стороны предмета. Игрушки первого года жизни выполняют три основные функции: развитие органов чувств (в первую очередь, зрения, слуха, кожной чувствительности); развитие крупной и мелкой моторики ребенка; и, погремушкиближе ко второй половине года, усвоение информации о форме, цвете, размере, пространственном расположении предметов окружающего мира. Соответственно, нужно позаботиться о том, чтобы игрушки крохи были яркими, контрастными, сделанными из многообразных (различных на ощупь) безопасных материалов. Это будет стимулировать развитие органов чувств малыша.

    Развитие речи в этот период обусловлено одной любопытной особенностью. Новорожденный ребенок не способен к выделению не только себя, но и других людей из слитной ситуации, возникающей в результате его инстинктивного взаимодействия с миром. Субъект и объект еще не получили своего четкого различения в психике и мышлении ребенка. Для него не существует объекта переживания, он переживает состояния (голода, боли, удовлетворения), а не их причину и реальное содержание. Поэтому произнесение первых звуков и слов носит оттенок аутичности. Ребенок именует предметы, при этом, значения слов еще не закрепились и не постоянны. Роль играет только функция наименования и указания, ребенок не видит смысл слов самих по себе, не может соединить в слове его отдельные значения. Поэтому развитие речи в этот период может касаться только четкости произношения отдельных звуков и звуковых сочетаний.

2. Период раннего детства.

    В возрасте 1 – 3 лет ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: он уже произносит первые слова, начинает ходить и бегать, развивает активную деятельность по исследованию предметов. Однако диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен. Основной вид деятельности, который ему доступен на этом этапе: предметно-орудийная деятельность, главный мотив которой – научиться манипулировать предметами. Образцом при действии с предметом для ребенка служит взрослый, схема социального взаимодействия такова: “ребенок – предмет – взрослый”.

    Через подражание взрослым ребенок усваивает выработанные обществом способы работы с предметами. До 2 – 2,5 лет очень важны игры, в которых взрослый на глазах у ребенка что-то делает с предметом или игрушкой и просит малыша повторить действие. В это время все лучше делать вместе: строить башню из кубиков, клеить простые аппликации, вставлять вкладыши в рамку, собирать разрезные картинки, шнуровать игрушечные ботиночки и т.д. Полезны пособия, показывающие разные стороны предметов и рассчитанные на исследование с помощью пальцев рук: например, игрушки из разных видов ткани и с различными застежками (молниями, кнопками, пуговицами, шнурками). Чтобы научиться действовать с предметом, нужно исследовать его разные свойства и стороны. Именно этим с вашей помощью и будет заниматься ребенок.

    В подобных играх малыш делает несколько немаловажных для развития своей психики открытий. Во-первых, он постигает, что у предмета есть смысл – назначение, и что у него есть определенные технические особенности, которые обуславливают порядок манипуляций с ним. Во-вторых, благодаря отделению действия от предмета, происходит  сравненрамки-вкладышиие своего действия с действием взрослого. Как только ребенок увидел себя в другом, он смог увидеть себя самого – появляется субъект деятельности. Так рождается феномен «внешнее Я», «Я сам». Вспомним, «Я сам» – главная составляющая кризиса трех лет.

Именно в этом возрасте происходит формирование «Я», личности. Появляется и развивается самооценка, самоуважение, самосознание. Все это сопровождается значительным развитием речи, которое характеризуется увеличением словарного запаса, попытками построения предложений с учетом согласованности слов; началом фонематического анализа; поиском смысловых связей. К трем годам начинается освоение грамматического состава речи.

3. Младший дошкольный возраст (3 – 5 лет).

    Ребенок выходит из кризиса 3 лет с желанием действовать автономно и с системой самооценки.  Благодаря развитой речи и способности передвигаться он может чувствовать соразмерность со взрослыми. Но он понимает, что взрослые делают, что-то не на основе умений (как делать), а на смысловой основе (почему делать), однако, мотивационно-потребностная сфера у него пока не развита. Поэтому основной задачей ребенка в этом возрасте становится развитие этих смыслов, путем участия в человеческих отношениях. Поскольку взрослые ограждают его от этого активного участия, ребенок реализует это стремление в играх. Именно поэтому в 3 – 5 лет главное место в ежедневных занятиях малыша занимает сюжетно-ролевая игра. В них он моделирует мир взрослых и правила игрыфункционирования в этом мире. Для ребенка это не просто игровой процесс – это своеобразное отношение к действительности, в нем они создает мнимые ситуации или переносит свойства одних предметов на другие. Развитие у ребенка способности переноса свойств реальных предметов на предметы заменители (например, телевизор – коробочка из под конфет и т.п.) очень важно, оно говорит о развитии абстрактного мышления и знаково-символической функции. К концу этого периода сюжетно-ролевые игры начинают приобретать «режиссерский» характер. Ребенок уже не просто моделирует ситуацию, и сам непосредственно участвует в ней – он создает некоторый законченный сюжет, который может проигрывать по нескольку раз.

    В младшем дошкольном возрасте у ребенка также развиваются такие способности как:

  1. произвольность (возможность приостанавливать аффект для оценки ситуации и прогнозирования);  
  2. способность к обобщению переживаний (начинает появляться стойкое отношение к чему-либо,  т.е. развитие чувств); 
  3. в начале этого периода возникает наглядно-действенное мышление, а к его концу оно изменяется на наглядно-образное;
  4. в нравственном развитии осуществляется переход от принятия культурных и нравственных норм как данности к сознательному их принятию.

    Младший дошкольный возраст – благодатная пора для развития речи. Именно в период от 3 до 5 лет в развитии речи происходят значительные изменения.К4-м годам малыш начинает активно овладевать синтаксической стороной речи, в его речи возрастает количество распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

    Ребенок осваивает предлоги, сложные союзы. К 5 годам дети уже хорошо понимают прочитанный вслух текст, способны пересказать сказку или рассказ, построить рассказ по серии картин, обосновывать ответы на вопросы. В этот период важно не упустить время и регулярно проводить с малышом занятия на развитие речи: беседы по картинке, упражнения на развитие дикции, театральные игры.

    К 5 годам происходят существенные сдвиги и в развитии логического мышления детей. Они осваивают прием сравнения и сопоставления сходных и различных предметов (по форме, цвету, величине), умеют обобщать признаки и выделять из них существенные, успешно группируют и классифицируют предметы. 

4. Старший дошкольный возраст (5 – 7 лет).

    Возраст 5 – 7 лет – это время подготовки к школе, воспитания самостоятельности, независимости от взрослого, время, когда усложняются отношения ребенка с окружающими и когда он учится брать на себя ответственность за различные сферы своей жизни. К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, и они уже способны делать серьезные логические выводы и научно-экспериментальные наблюдения. Дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания.

Читайте также:  Что подарить ребенку 3 лет для развития

   Главной заботой родителей в этот период становится подготовка ребенка к школе. При этом нужно помнить, что подготовка должна быть комплексной и включать в себя не только развитие речи, памяти, логического мышления, обучение чтению и азам математики, но и развитие способностей ребенка к успешной коммуникации и, как ни банально это звучит, воспитание так называемых «полезных привычек». Обязательность, пунктуальность, палочки кюизенераопрятность, умение следить за собой (например, убирать постель; приходя домой, переодеваться в домашнюю одежду; соблюдать режим дня без напоминаний мамы или папы), вежливость, умение вести себя в общественных местах – выработав у ребенка эти полезные привычки, вы сможете со спокойной душой отпускать ребенка на занятия.

    Ребенок старшего дошкольного возраста испытывает огромную потребность общения с други

    В развитии речи ребенка в это время происходит смещение акцентов. Если раньше главными были рост словарного запаса, правильное звукопроизношение и освоение грамматической структуры речи (на уровне построения простых и сложных, вопросительных и повествовательных предложений), то сейчас на первое место выходит умение воспринимать и понимать речь на слух и умение вести беседу. Количество слов, известных ребенку, к этому времени доходит до 5 – 6 тысяч. Но как правило, большинство этих слов связаны с конкретными бытовыми понятиями. Кроме того, далеко не все из знакомых ему слов ребенок активно использует в разговоре. Теперь задача взрослого – научить ребенка использовать не только бытовые, но и абстрактные слова и выражения в своей речи. В школе значительную часть весьма абстрактной информации ребенок должен будет усваивать на слух. Поэтому важно развивать слуховое восприятие и память. Кроме того, нужно подготовить его к системе «вопрос-ответ», научить его грамотно составлять устные ответы, обосновывать, доказывать, приводить примеры. Границами некоторых возрастных периодов детства являются возрастные кризисы, зная о которых можно избежать многих неприятных моментов и помочь ребенку перейти в новый период развития более мягко. Во всех случаях кризисные периоды возникают во время кардинальных психологических изменений и смены ведущей деятельности. Практически все возрастные кризисы сопровождаются капризностью, неуправляемостью, упрямством ребенка, его общей эмоциональной неустойчивостью. Ребенок сопротивляется всему, что исходит от взрослого, часто его мучают дневные и ночные страхи, которые могут привести даже к психосоматическим расстройствам. 7 лет – один из таких кризисных периодов. В это время нужно отнестись к ребенку с большим вниманием, при наблюдении нарушений сна, дневного поведения и т.п. обязательно обращаться к детскому психологу.

5. Младший школьный возраст (7 – 11 лет)

   Даже если ребенок ходил на подготовительные занятия и привык к дисциплине и регулярной учебе уже в дошкольном возрасте, школа, как правило, кардинально изменяет его жизнь. Что уж говорить о ребенке, родители которого не уделяли особого внимания подготовке к школе. Школьная дисциплина, стандартный подход ко всем детям, необходимость выстраивать свои взаимоотношения с коллективом и т.п. оказывают сильнейшее воздействие на психику ребенка, и при этом он часто не может получить той эмоциональной поддержки, которую получал раньше. Переход в школьный возраст означает определенный этап взросления, и дабы воспитать «сильную личность», родители строги и неуклонны во всем, что касается учебы и дисциплины. Чтобы понять своего ребенка и его проблемы в этот период, следует учесть несколько новых особенностей, появившихся в психической жизни ребенка: Родители перестают быть единственным безусловным авторитетом ребенка. В системе отношений появляется учитель – «чужой взрослый», наделенный также непререкаемой властью. Ребенок впервые сталкивается с системой жестких культурных требований, предъявляемых учителем, вступая в конфликт с которым, ребенок вступает в конфликт с «обществом». Ребенок становиться объектом оценки, при этом оценивается не продукт его труда, а он сам. Взаимоотношения со сверстниками переходят из сферы личных предпочтений в сферу партнерских. Преодолевается реализм и предметность мышления, что позволяет видеть закономерности, не представленные восприятием. Ведущая деятельность ребенка в этот период – учебная. Она поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, “чем я был” и “чем я стал”. В результате происходит формирование теоретического мышления, возникает рефлексия как осознание своих собственных изменений и, наконец, воспитывается способность к планированию. У ребенка этого возраста интеллект начинает играть ведущую роль – он опосредует развитие всех остальных функций. Таким образом, возникает осознание и произвольность действий и процессов. Так, память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Во-первых, память теперь подчинена совершенно определенной задаче – задаче обучения, «хранения» информационного материала. Во-вторых, в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. В области восприятия также происходит переход от непроизвольного восприятия дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. Происходит быстрое развитие волевых процессов.

6. Подростковый возраст (11 – 14 лет).

   Подростковый возраст можно условно разделить на два основных периода. Это собственно подростковый возраст (11 – 14 лет) и юношество (14 – 18 лет). В силу специфики нашего сайта, мы не будем затрагивать здесь тему старшего школьного возраста, рассмотрим лишь период до 14 лет, которым и завершим описание основных периодов психического развития ребенка. 11 – 13 лет – критический возраст, проблемы которого многие из нас помнят еще из собственного детства. С одной стороны, ребенок начинает осознавать, что он уже “взрослый”. С другой, детство не теряет для него своей привлекательности: ведь на ребенке лежит гораздо меньше ответственности, чем на взрослом. Получается, что подросток хочет расстаться с детством и, одновременно, психически еще совершенно не готов к этому. Именно это является причиной частых стычек с родителями, упрямства, стремления противоречить. Очень часто подросток совершает бессознательные и безответственные поступки, нарушает запреты только ради того, чтобы “нарушить границы”, не принимая на себя ответственности за последствия. Стремление подростка к независимости обыкновенно сталкивается в семье с тем, что родители относятся к нему еще как к «ребенку». В этом случае, растущее “чувство взрослости” подростка вступает в противоречие со взглядом родителей. Лучше всего в этой ситуации использовать это новообразование на пользу ребенку. В этом возрасте человек начинает выстраивать собственное мировоззрение и планы будущей жизни. Он уже не просто моделирует, кем он станет в будущем, а предпринимает конкретные шаги в построении своей будущей жизни. Помощь в выстраивании системы мотиваций в это время может иметь решающее значение. Станет ли подросток целеустремленной и гармоничной личностью или будет раздавлен бесконечной борьбой с окружающими и с самим собой – это зависит не только от него, но и от политики взаимодействия, которую изберут его родители. Как и ребенок младшего школьного возраста, подросток продолжает находиться в тех же условиях, что и ранее (семья, школа, сверстники), но у него появляются новые ценностные ориентации. У него меняется отношение к школе: она становиться местом активных взаимоотношений. Общение со сверстниками является ведущей деятельностью в этом возрасте. Здесь осваиваются нормы социального поведения, мораль и законы. Основное новообразование этого возраста – перенесенное внутрь социальное сознание, т.е. есть самосознание себя как части общества (иначе сказать, переосмысленный и переработанный опыт социальных отношений). Эта новая компонента способствует большей регуляции, контролю и управлением поведения, более глубокому пониманию других людей, создает условия дальнейшего личностного развития. Осознание себя в качестве члена общества является необходимой ступенькой к самоопределению, к пониманию своего места в мире. У ребенка происходит быстрое расширение социальных условий бытия: как в пространственном отношении, так и в увеличении диапазона «проб себя», поиска себя. Подросток старается конкретизировать свое положение в мире, найти свое место в обществе и определить значимость той или иной социальной позиции. Нравственные представления в этот период превращаются в развитую систему убеждений, которая приносит качественные сдвиги во всей системе потребностей и стремлений подростка. При использовании статьи или отдельных ее частей ссылка на первоисточник (с указанием автора и места публикации) обязательна!

Читайте также:  Развитие ребенка в асоциальной семье

Купить игрушки для малышей>>

Источник

Сегодня у специалистов нет какой-либо единой версии и теории, способных дать всеобъемлющее и бесспорное представление о том, как происходит психическое развитие ребенка.

Детская психология – это раздел психологии, исследующий  духовное и психическое развитие детей, закономерности происходящих процессов, изучающий инстинктивные и произвольные поступки и особенности развития, начинающиеся с рождения ребенка и до наступления зрелости в 12-14 лет.

Психологи делят детство на периоды, в основе периодизации психического развития детей лежит понятие ведущей деятельности, характеризующейся тремя основными  признаками:

Во-первых, она должна быть обязательно смыслообразующей, нести смысловую нагрузку для ребенка, например, непонятные и  бессмысленные ранее вещи, приобретают для трехлетнего ребенка определенный смысл только в контексте игры. Следовательно, игра  — это есть ведущая деятельность и средство смыслообразования.

Во-вторых, базовые отношения со сверстниками и взрослыми складываются в контексте этой деятельности.

И, в-третьих, в связи с освоением этой ведущей деятельности появляются и развиваются основные новообразования возраста, тот круг способностей, которые позволяют эту деятельность реализовывать, например, речь или другие навыки.

Ведущая деятельность имеет решающее значение на каждом определенном этапе детского психического развития, при этом не исчезают другие виды деятельности. Они могут становиться не основными.

Стабильные периоды и кризисы

Каждый ребенок развивается неравномерно, проходя относительно спокойные, стабильные периоды, сменяющиеся критическими, кризисными. Во время периодов стабильности ребенок накапливает количественные изменения. Это происходит медленно и не очень заметно для окружающих.

Критические периоды или кризисы в психологическом развитии детей открыты эмпирическим путем, причем, в случайном порядке. Сначала был открыт кризис семи лет, затем трех, потом 13 лет, и лишь потом первого года и кризис рождения.

Во время кризисов ребенок за короткий срок быстро меняется, изменяются  основные черты его личности. Эти изменения в детской психологии можно назвать  революционными, настолько они стремительны по течению и значительны по смыслу и значимости совершающихся перемен. Критические периоды характеризуются следующими особенностями:

  • возрастные кризисы у детей возникают незаметно и очень  трудно определить моменты их  наступления и окончания. Границы между периодами неотчетливы, в середине кризиса наблюдается резкое обострение;
  • во время кризиса ребенок трудно поддается воспитанию, часто конфликтует с окружающими, внимательные родители чувствуют его переживание, несмотря на то, что он в это время строптив и неуступчив. Падает успеваемость в школе, работоспособность и, наоборот, возрастает утомляемость;
  • внешне кажущийся негативный характер развития кризиса, происходит разрушительная работа.

Ребенок не приобретает, а только теряет из того, что приобретал прежде. В это время взрослым следует понять, что  возникновение нового в развитии, практически всегда означает отмирание старого. Приглядевшись внимательно к эмоциональному состоянию ребенка, можно даже в критические периоды наблюдать и конструктивные процессы развития.

Последовательность любого периода определяется чередованием критических и стабильных периодов.
Взаимодействие ребенка с окружающей социальной средой является источником его развития. Все, чему учится ребенок, дают ему окружающие его люди.  При этом в детской психологии необходимо, чтобы обучение шло с опережением.

Возрастные особенности детей

В каждом возрасте ребенка существуют свои характерные особенности, не учитывать которые нельзя.

Кризис новорожденности  (0-2 месяца)

Это первый кризис в жизни ребенка, симптомы кризиса у ребенка – потеря веса в первые дни жизни. В таком возрасте ребенок – максимально социальное существо, он не в состоянии удовлетворить свои потребности и полностью зависим и, в то же время, лишен средств общения, вернее, не умеет общаться. Его жизнь начала становится индивидуальной, отдельной от организма  матери. По мере приспособления к окружающим, у ребенка появляется новообразование в виде комплекса оживления, включающего в себя реакции: моторное возбуждение при виде приближающихся знакомых взрослых; использование плача для привлечения внимания к себе, т. е. попытки общения; улыбки, увлеченные «воркования» с матерью.

Комплекс оживления служит своеобразной границей критического периода новорожденности.  Срок его появления служит основным показателем нормальности психического развития ребенка и появляется раньше у тех деток, матери которых не только просто удовлетворяют потребности ребенка, но и общаются с ним, разговаривают, играют.

Младенческий возраст(2 месяца – 1 год)

В этом возрасте ведущим типом деятельности является непосредственное эмоциональное общение с взрослыми.

Развитие детей первого года жизни закладывает основу его дальнейшего формирования как личности.

Зависимость от них носит еще всеобъемлющий характер, все познавательные процессы реализуются в отношениях с матерью.

К первому году жизни ребенок произносит первые слова,  т.е. зарождается структура речевого действия. Осваиваются  произвольные действия с предметами окружающего мира.

До года речь ребенка – пассивная. Он научился понимать интонацию, часто повторяющиеся обороты, но сам  говорить еще не умеет.  В детской психологии именно в этот период закладываются все основы речевых навыков, дети сами пытаются установить контакты  с взрослыми при  помощи плача, воркования, лепета, жестов, первых слов.

После года формируется активная речь. Запас слов  малыша к 1 году достигает 30, почти все они имеют характер действий, глаголов: дай, возьми, пить, есть, спать и т.д.

В это время взрослым следует разговаривать с детьми четко и отчетливо, чтобы передать навыки правильной речи. Процесс усвоения языка происходит более успешно, если  родители показывают и называют предметы, рассказывают сказки.

С развитием движений связана предметная деятельность ребенка.

В последовательности развития движений есть общая закономерность:

  • движущийся глаз, ребенок учится сосредотачиваться на предмете;
  • выразительные движения  — комплекс оживления;
  • перемещение в пространстве – ребенок последовательно учится переворачиваться, поднимать голову, садиться.  Каждое движение  открывает ребенку новые границы пространства.
  • ползание – эта стадия некоторыми детьми пропускается;
  • хватание, к 6 месяцам это движение из случайных захватываний превращается в целенаправленное;
  • манипулирование предметом;
  • указательный жест, вполне осмысленный способ выразить желание.

Как только ребенок начинает ходить, стремительно расширяются границы доступного ему мира. Ребенок учится у взрослых и постепенно начинает овладевать человеческими действиями: назначение предмета, способы действий с  данным предметом, техника выполнения этих действий. Большое значение в усваивании этих действий  имеют игрушки.

В этом возрасте закладывается умственное развитие, формируется чувство привязанности.

Кризис  первого года

Кризисы в психологическом развитии детей одного года связаны с противоречием между биологической системой и вербальной ситуацией. Ребенок не умеет управлять своим поведением, начинают проявляться нарушения сна, потеря аппетита, угрюмость, обидчивость, плаксивость, Тем не менее, кризис не считается острым.

Раннее детство (1-3 года)

Кризис первого годаВ этом возрасте разделяются  линии психического развития мальчиков и девочек. У детей появляется более полная самоидентификация, понимание принадлежности к полу. Возникает  самосознание,  развиваются притязания на признание со стороны взрослых, желание заслужить похвалу, положительную оценку.

Происходит дальнейшее развитие речи, к трем годам словарный запас достигает 1000 слов.

Происходит дальнейшее умственное развитие, появляются первые страхи, которые могут усугубляться раздражительностью родителей, гневом и могут способствовать появлению у ребенка чувства отверженности. Не помогает и чрезмерная опека со стороны взрослых. Более эффективным является способ, когда взрослые учат ребенка обращению с предметом, вызывающим страх на наглядных примерах.

Читайте также:  Что составляет основу умственного развития ребенка в раннем детстве

В этом возрасте базовой потребностью является тактильный контакт, ребенок осваивает ощущения.

Кризис трех лет

Кризис острый, симптомы кризиса у ребенка: негативизм  на предложения взрослых, упрямство, безличная строптивость, своеволие, протест-бунт против окружающих, деспотизм. Симптом обесценивания, проявляется в том, что ребенок начинает обзывать родителей, дразнить, ругаться.

Смысл кризиса в том, что ребенок пытается научиться делать выбор, перестает нуждаться в полной опеке родителей. Вяло текущий кризис говорит о задержке в развитии воли.

Следует определить для подрастающего ребенка какую-то сферу деятельности, где бы он мог действовать самостоятельно, например, в игре можно опробовать свою независимость.

Дошкольное детство (3-7лет)

В этом возрасте ребенок в игре переходит от простого манипулирования предметами к сюжетной игре – во врача, продавца, космонавта. Детская психология отмечает, что на данном этапе начинает появляться ролевая идентификация, разделение ролей. Ближе к 6-7 годам появляются игры по правилам. Игры имеют большое значение в психическом и эмоциональном развитии ребенка, помогают справиться со страхами, учат брать на себя ведущую роль, формируют характер ребенка и его отношение к действительности.

Новообразованиями  дошкольного возраста являются комплексы готовности к обучению в школе:

  • личностная готовность;
  • коммуникативная готовность означает, что ребенок умеет взаимодействовать с окружающими по нормам и правилам;
  • когнитивная готовность предполагает уровень развития  процессов познания: внимания, воображения, мышления;
  • технологическая оснащенность – тот минимум знаний, навыков, который позволяет обучаться в школе;
  • уровень эмоционального развития, умение управлять ситуативными эмоциями и чувствами.

Кризис 7 лет

Кризис семи лет напоминает кризис одного года, ребенок начинает предъявлять требования и претензии на внимание к своей персоне, его поведение может становиться демонстративным, слегка вычурным или даже карикатурным. Он не умеет еще хорошо владеть своими чувствами. Самое главное, что могут показать родители – это уважение к ребенку. Следует поощрять его за самостоятельность, проявление инициативы, и наоборот, не наказывать слишком строго за неудачи, т.к. это может привести к тому, что вырастет безынициативная и безответственная личность.

Младший школьный возраст (7-13 лет)

В этом возрасте основная деятельность ребенка – обучение, причем, обучение вообще и обучение в школе могут не совпадать. Чтобы процесс проходил успешнее, обучение, должно быть, сродни игре. Детская психология рассматривает этот период развития как самый важный.

Основные новообразования в этом возрасте:

  • интеллектуальная рефлексия – появляется способность запоминать информацию, систематизировать ее, хранить в памяти, извлекать и применять в нужные моменты;
  • личностная рефлексия, расширяется число факторов, влияющих на самооценку, складывается представление о самом себе. Чем теплее отношения с родителями, тем самооценка выше.

Младший школьный возрастВ умственном развитии начинается период конкретизированных мыслительных операций. Постепенно убывает эгоцентризм, появляется способность сосредотачиваться сразу на нескольких признаках, умение сопоставлять их, отслеживать изменения.

На развитие и поведение ребенка влияет отношения в семье, стиль поведения взрослых, При авторитарном поведении дети развиваются менее успешно, чем при демократическом, дружеском общении.

Продолжается обучение общения со сверстниками, способность к адаптации, а отсюда, к коллективному сотрудничеству. Игра по прежнему необходима, она начинает принимать личностные мотивы: предубеждение, лидерство – подчинение, справедливость — несправедливость, преданность – предательство. В играх появляется социальная составляющая, детям нравится придумывать тайные сообщества, пароли, шифры, определенные ритуалы. Правила игры и распределение ролей помогают усваивать правила и нормы взрослого мира.

Эмоциональное развитие в большей степени зависит от опыта, приобретенного вне дома. Вымышленные страхи раннего детства сменяются конкретными: боязнь уколов, природных явлений, тревога за характер отношений со сверстниками и т.д. Иногда появляется нежелание идти в школу, при этом может появиться головная боль, рвота, колики в животе. Не надо принимать это за симуляцию, возможно, это страх перед какой-то конфликтной ситуацией с учителями или сверстниками.  Следует дружески поговорить с ребенком, выяснить причину нежелания идти в школу, попытаться разрешить ситуацию и мотивировать ребенка на удачу и успешное развитие.  Отсутствие демократичного общения в семье может способствовать развитию депрессии у детей школьного возраста.

Кризис 13 лет

В детской психологии возрастные кризисы у детей тринадцати лет – это кризисы социального развития. Он очень напоминает кризис 3 лет: «Я сам!». Противоречие между личностным Я и окружающим миром.  Характеризуется падением работоспособности и успеваемости в школе, дисгармонией во внутреннем личностном строении и относится к числу острых кризисов.

Симптомы кризиса у ребенка в этот период:

  • негативизм, ребенок враждебен ко всему окружающему миру, агрессивен, склонен к конфликтам и в то же время к самоизоляции и одиночеству, испытывает недовольство ко всему. Мальчики подвержены негативизму в большей степени, чем девочки;
  • падение продуктивности, способности и интереса к учебе, замедление творческих процессов, причем, даже  в тех областях,  в которых ребенок одарен и ранее проявлял большую заинтересованность. Вся заданная работа выполняется механически.

Кризис этого возраста связан, в основном, с переходом на новую стадию интеллектуального развития – переход от наглядности к дедукции и пониманию. Конкретное мышление сменяется логическим. Это  наглядно проявляется в постоянном требовании доказательств и критицизме.

У подростка появляется интерес к абстрактному – музыке,  философским вопросам и т.д. Мир начинает разделяться на объективную действительность и  внутренние личностные переживания. Интенсивно закладываются основы мировоззрения и личности подростка.

Подростковый период (13-16 лет)

В этот период происходит бурный рост, возмужание, развитие вторичных сексуальных признаков. Фаза биологического созревания совпадает с фазой развития новых интересов и разочарование прежними привычками и интересами.

При этом навыки и сложившиеся механизмы поведения не меняются. Возникает, особенно у мальчиков, острые сексуальные интересы, как говорят начинают «шалить» гормоны секса. Начинается процесс мучительного расставания с детством.

Ведущая деятельность  в этот период – интимно-личностное общение со сверстниками. Происходит ослабление связей с семьей.

Основные новообразования:

  • формируется концепция «Мы» — происходит деление на сообщества «свои — чужие». В подростковой среде начинается деление территорий, сфер жизненного пространства.
  • образование референтных групп. В начале формирования это однополые группы, со временем они становятся смешанными, далее компания делится на пары и состоит из взаимосвязанных пар. Мнения и ценности группы, практически всегда оппозиционные или даже враждебные взрослому миру,  становятся для подростка доминантными. Влияние взрослых затруднено в силу закрытости групп. У каждого члена группы отсутствует критичность к общему мнению или мнению лидера, инакомыслие исключается. Изгнание из группы приравнивается к полному краху.
  • эмоциональное развитие проявляется чувством взрослости. В некотором смысле оно еще ложное, необъективное. Фактически, это только тенденция к взрослости. Проявляется в:
    • эмансипации – требовании к независимости.
    • новом отношении к учению – стремлении к большему самообразованию, причем, полное безразличие к школьным оценкам. Часто возникает несоответствие интеллекта подростка и оценок в дневнике.
    • появление романтических отношений с представителями другого пола.
    • изменение внешнего облика и манеры одеваться.

Подростковый периодВ эмоциональном плане подросток испытывает большие трудности и переживания, чувствует себя несчастным. Появляются типично подростковые фобии: застенчивость, недовольство своей внешностью, тревожность.

Игры ребенка трансформировались в фантазию подростка и стали более творческими. Это выражается в сочинении стихов или песен, ведении дневников. Фантазии детей обращены вовнутрь самого себя, в интимную сферу, и скрываются от окружающих.

Насущная потребность в этом возрасте – понимание.

Родительские ошибки воспитания подростков – эмоциональное отвержение (безразличие к внутреннему миру ребенка), эмоциональное потворство (ребенка считают исключительным, ограждают от вне