Детская психология индивидуальный маршрут развития ребенка

Детская психология индивидуальный маршрут развития ребенка thumbnail

Индивидуальный образовательный

маршрут развития ребенка

2015-2016 учебный год

Воспитатель: Ерлыченко Г.Ю.

старшая группа

 Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка

ОБЩИЕ ДАННЫЕ:

Ф.И.О. ребенка

Кирилл К.

Возраст

5 лет

Сведения о семье

Семья полная, 1 ребенок.

Мать (ФИО, образование)

Екатерина Ивановна К.,

образование: высшее, возраст: 33 года

Отец  (ФИО, образование)

папы: ВикторРоманович К.,

образование: высшее, возраст: 35 лет

Воспитатели (ФИО):

Ерлыченко Г.Ю.

Анализ  развития ребенка:

Раздел «Соматическое здоровье»: 2 группа здоровья;  часто болеет; слабый аппетит,  дневной сон в норме.
         

Раздел «Особенности моторной сферы»: 

Общая моторика: норма, темп средний. Ведущая рука: левша.

Раздел «Характеристика познавательной сферы ребенка»: 

Характеристика внимания: во время занятий не может быть внимательным и длительно на чем-то сосредоточиться; постоянно отвлекается;  не способен длительно сосредотачиваться на каком-либо деле старателен и аккуратен в выполнении заданий.

Характеристика памяти: медленно запоминает и быстро забывает,  тяжело дается заучивание стихотворений, пересказывая содержание сказки, рассказа, привносит вымышленные заимствования (то чего нет в тексте), концентрируется на второстепенных объектах, не улавливая главной мысли содержания, преобладающий вид памяти: зрительная.

Характеристика мышления: плохо понимает суть пространственных отношений (слева, справа, впереди, сзади, вверху, внизу, из, под, над и т.д.; не осуществляет простейшие классификации по образцу или слову по разным основаниям (кто, где живет? Кто летает, а кто бегает? и т.д.; слабо подбирает обобщающее слово к ряду предметов (картинок) в рамках программного материала;  сформированность временных представлений в рамках программного материала (знание частей суток, дней недели, времен года, их последовательности, явлений природы (определение по картинке называние по признакам)

Сформированность навыков рисования:  в норме.

Сформированность элементарных математических представлений:

Количество и счет: слабо дифференцирует понятия «один-много», не владеет количественным  счетом в пределах программного материала,  не знает элементы знаковой символики (, +, – ,=), не владеет составом числа первого десятка, не решает примеры в пределах программного материала.

Восприятие цвета:  различает цвета, узнает и называет основные цвета, группирует предметы по цвету.

Восприятие формы:  группирует геометрические фигуры, выделяет по слову геометрические фигуры, различает и называет геометрические фигуры (плоские и объемные), соотносит форму предмета с геометрической формой, группирует предметы по форме.

Временные представления: слабо ориентируется во времени суток и последовательности названия  дней недели.

Пространственные представления: пространственные представления  не сформированы, выполняет движение в указанном направлении по словесной инструкции, определяет положение в пространстве по отношению к себе (слева, справа, впереди, сзади), использует в речи слова, определяющие положение предмета в пространстве.
    

Отношение к занятиям: не способен контролировать свою деятельность, не доводит дело до конца,  работает медленно и  слабо принимает направляющую помощь;  преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности: переживает и нервничает, обращается к воспитателю.

Характеристика речи ребенка:

Звуковая сторона речи:  в пределах возрастной нормы.

Словарь:  норма.

Грамматический строй речи: сформирован.

Связная речь: требует дальнейшего развития; характер предложений (сложные), умеет отвечать на вопросы взрослых полной фразой, умеет строить предложения по демонстрации, пересказать сказку, рассказ, рассказать стихотворение; возможен диалога.

Характеристика деятельности:

Навыки самообслуживания: может  самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы; может  самостоятельно одеться, раздеться, обуться, застегнуться, завязать и развязать шнурки; может  самостоятельно есть, пить, пользоваться ложкой, вилкой; умет убирать свои вещи и постель.

Игровая деятельность:  есть интерес к игрушкам, любимые игры, понимает   правила игры, выполняет   их,  редко вносит   изменения в содержание игры

Конструктивная и графическая деятельность: умеет  правильно собрать матрешку, пирамидку, сложить по образцу простые фигуры из счетных палочек, выполнить постройки из кубиков

Основные трудности, отмечаемые в общении: трудностей нет; умеет поддерживать игру, но  предпочитает быть в одиночестве.

Личностные особенности: адекватность эмоциональных реакций, есть в наличие  инициатива, уступчив, наблюдается  пассивность в процессе общения с детьми;  поведение: спокойное, адекватное ситуации; нравственные качества: адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям;  склонность прийти на помощь, аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональной реакции на одобрение и порицание.

Особенности эмоционально-волевой сферы: преобладающее настроение: доброжелательный, спокоен, уравновешен.

Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута Кирилла К.:

Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольника  и социально – личностного развития.

Задачи по социально – личностному развитию ребенка:

  • Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка.
  • Организовать единую систему работы педагогов, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию  их ребенка.
  • Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
  • Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время).

Методы, используемые в работе:

  • Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания.
  • Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций).
  • Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения).
  • Приемы арт – терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия).
  • Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.).

При разработке индивидуального маршрута использую  на следующие принципы:

– принцип опоры на обучаемость ребенка,

– принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития,

– принцип соблюдения интересов ребенка,

– принцип тесного взаимодействия и согласованности работы “команды” специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации),

– принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы,

– принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

Организация индивидуального сопровождения ребенка Кирилла К.

Месяц

Направление

содержание

сентябрь

Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка

«Утро радостных встреч», когда дети называют друг друга ласковым именем, желают добра, улыбаются, настраиваются на доброе событие дня.

«Использование метода коллекционирования» содействует возникновению общения, совместных игр.

Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям

Рассматривание иллюстративного материала на формирование правильного поведения в различных ситуация.

Коллективные работы по изобразительной деятельности.

Развитие коммуникативной  и социальной компетентностей ребенка

Специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения», «Зеркало» и т.п.

Развитие игровой деятельности

Побуждать включаться в совместные со взрослым и сверстниками игры, предлагать несложные сюжеты для игр на темы из окружающей жизни и по мотивам литературных произведений, мультфильмов

октябрь

Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка

Чтение художественной литературы;
дидактические игры природоведческого содержания;
разбор ситуаций;

Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям

Продолжать формировать представление о личных данных (имя, фамилия, возраст в годах)

Развитие коммуникативной  и социальной компетентностей ребенка

«Индивидуальная беседа на интересующие детей темы», или так называемые «Задушевные посиделки», где дети и взрослые рассказывают интересные истории из своей жизни.

Развитие игровой деятельности

В театрализованных и режиссерских играх разыгрывать ситуации по несложным сюжетам (из мультфильмов, сказок), используя игрушки, предметы и некоторые (1-2) средства выразительности – жесты, мимику, интонацию

Ноябрь

Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка

Развивать эмоциональную отзывчивость – проявление сочувствия к близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений, мультфильмов, кинофильмов, сопереживания с ними, совместной радости

Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям

Развивать положительную самооценку на основе выделения некоторых собственных позитивных характеристик (качеств, особенностей) – «Я веселый и умный!», «Я всегда убираю игрушки!»;

Развитие коммуникативной  и социальной компетентностей ребенка

«Сочинение  творческих рассказов о себе», о своей семье с последующим составлением книг и оформлением ее рисунками.

Развитие игровой деятельности

Сюжетно-ролевые – игры

Декабрь

Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка

Дидактические игры («Правда или нет»).

Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям

Развивать эмоциональную отзывчивость – проявление сочувствия к близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений, мультфильмов, кинофильмов, сопереживания с ними, совместной радости

Развитие коммуникативной  и социальной компетентностей ребенка

Специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения»,

Развитие игровой деятельности

Развивать положительную самооценку на основе выделения некоторых собственных позитивных характеристик (качеств, особенностей) – «Я веселый и умный!», «Я всегда убираю игрушки!»;

Февраль

Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка

Формировать представление о некоторых моральных нормах и правилах поведения (например, «взаимопомощь» («взаимовыручка») – «себялюбие», «жадность» – «щедрость» и др.)

Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям

Подготовить методические рекомендации для родителей: «Использование песка и воды в коррекции эмоционально-волевой и социальной сферы детей среднего возраста», «Как играть с гиперактивными детьми» и другие.

Развитие коммуникативной  и социальной компетентностей ребенка

Чтение художественной литературы с последующим обсуждением характера героев, их настроения, поступков.

Развитие игровой деятельности

Дидактические и подвижные коллективные игры

Март

Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка

Оформление фотогазеты о каком-либо совместном мероприятии. («Как мы отдыхали на даче», «Как мы возводили снежный городок»)

Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям

Трудовая деятельность (различные виды труда).

Развитие коммуникативной  и социальной компетентностей ребенка

Игры драматизации.

Развитие игровой деятельности

Коллективные мероприятия (праздники, посадка лука в группе)

Апрель

Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка

Специальные игры на общение «Найдем волшебные слова»

Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям

Учить распределять роли между партнерами по игре, отбирать необходимые для игры атрибуты, предметы, игрушки использовать их в соответствии с ролью.

Развитие коммуникативной  и социальной компетентностей ребенка

Специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения»

Развитие игровой деятельности

Устанавливать положительные взаимоотношения в игре, считаться с интересами других детей, позитивно разрешать споры и конфликтные ситуации

Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка

Сочинение   творческих рассказов о себе, о своей семье с последующим составлением книг и оформлением  рисунками.

Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям

Коллективные мероприятия (изготовление поделок из природного и бросового материала).

Развитие игровой деятельности

Игра-тренинг «Через стекло», элементы сказко-терапии.

Май

Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка

Развивать положительное отношение к требованиям взрослого по поводу выполнения норм и правил поведения («Нельзя громко кричать, потому другие дети меня не услышат»)

Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям

Формировать представление о некоторых моральных нормах и правилах поведения, отражающих 2-3 противоположных моральных понятия (например, «взаимопомощь» («взаимовыручка») – «себялюбие», «жадность» – «щедрость» и др.)

Развитие коммуникативной  и социальной компетентностей ребенка

Специальные игры на общение  «Секрет»

Развитие игровой деятельности

Совместные игры

Источник

коррекционно-развивающие занятия, игровая деятельность, совместная деятельность, беседы, наблюдения, индивидуальная работа

усвоение ребенком ООП ДОУ на уровне «норма» и выше, устранение коммуникативных трудностей

Цель психогиагностики – обобщение и анализ информации о состоянии психического развития для осуществления оценки, планирования коррекционно – развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.

Анализ результатов психодиагностики:

План работы:

Месяц

Неделя

Коррекционно-развивающая работа

Индивидуальная работа

Взаимодействие с родителями

Взаимодействие с педагогами

Октябрь

1 неделя

Работа с компьютерной презентацией «Найди контур»

Научи товарища играть в игру «Найди контур»

Игра напрокат

«Танграмм»

Поручение ребенку:

Проверить сервировку стола (количество ложек, тарелок, чашек)

3 неделя

Научи товарища играть в игру

«Найди два слова с одного звука»

Перечень игр на развитие внимания.

Ноябрь

1 неделя

Работа с презентацией «Найди два слова с одного звука»

Дежурство ребенка по занятию

«Расставь по образцу»

3 неделя

Проверь товарища в игре «4 лишний»

Игра «4 лишний»

Игра напрокат

«Собери картинки сам»

Декабрь

1 неделя

Презентация «Сколько?»

Игра в гости к нам.

Задание на прогулке

«Что изменилось на участке»

3 неделя

Научи товарища играть в игру «Сколько?»

Разучивание стихотворения «Дело было в январе» с использованием построчного моделирования

Повтор стихотворения к новогоднему празднику.

Январь

2 неделя

Разучи стихотворение с подружкой

Выступление ребенка на новогоднем празднике

3 неделя

Работа с презентацией

«Чего не хватает?»

Игра напрокат

«Чего не хватает?»

Февраль

1 неделя

Работа с мультимедийной презентацией «Сосчитай контур»

Игра «Танграмм»

3 неделя

Расскажи друзьям о своём рисунке

Задание на прогулке

«Нарисуй на снегу геометрический замок»

Март

1 неделя

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Памятка «Игры на развитие логического мышления»

3 неделя

Мультимедийная игра «Ассоциации»

Дежурство в уголке природы

Полив растений ориентируясь на описание цветка.

Апрель

1 неделя

Работа с перфокартами

«Состав числа»

Научи товарища

Работать с карточкой.

Игра в гости к нам.

3 неделя

Мультимедийная презентация «Весёлый счёт»

Проверь работу товарища.

Во время утреннего приёма выполнение заданий на раздаточных листах

Проведение коррекционно-развивающих занятий фиксируется в журнале учета.

Результаты действия маршрута анализируются в завершении реализации ИОМ.

Итоговая диагностика

Результаты действия маршрута: Повысился уровень развития внимания, концентрации и переключения. Ребёнок справляется с заданиями математического характера, логическими задачами.

При применении компьютера в реализации индивидуального маршрута ребёнок сталкивается с «феноменом удивления», движением, звуком, мультипликацией, которые надолго привлекают внимание ребёнка. Это позволяет эффективно развивать этот психический процесс. Из огромного потока информации, непрерывно идущей из окружающего мира, благодаря работе внимания ребенок выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для него. Природа внимания проявляется в том, что выделенный объект, занимая главное, доминирующее положение, создает в коре головного мозга человека наиболее сильный очаг нервного напряжения – доминанту. При этом действие всех остальных раздражителей тормозится.

Момент соревновательности с компьютером повышает заинтересованность ребёнка в выполнении задания, активизирует деятельность мыслительных процессов: мышление, внимание, память.

Педагог вместе с ребёнком подробно анализировал результат деятельности, выяснял, что не получилось, на каком этапе работы было сложно, что необходимо было исправить.

Задания для ребёнка подбирались с постепенным усложнением, что способствовало усвоению определённых знаний.

Ребёнок неоднократно выполнял упражнения различного уровня сложности, закрепляя и совершенствуя способы действия.

Объяснял другим детям, имеющим подобные затруднения как выполнять задание.

Источник

Ф.И.

Психолого-педагогическая поддержка психического развития ребенка.

Причиной создания программы индивидуального сопровождения стало психолого – педагогическое заключение по результатам обследования когнитивной и эмоционально – личностной сферы ребёнка.

Возраст на момент обследования: 4,5 года.

Внешний вид опрятный, телосложение нормальное, контактен.

и в процессе наблюдения за особенностями поведения.

 Включается в работу быстро, темп медленный, проявляет заинтересованность при выполнении заданий, но интерес не стойкий и быстро проходящий. Часто отвлекается на посторонние предметы, отмечаются колебания работоспособности на фоне утомления. Основные данные о себе: имя, фамилию, отчество, пол, свой возраст, дату рождения, домашний адрес – знает частично. Недостаточно сформированы временные и пространственные представления, представления об окружающем.

Мелкая моторика слабо развита.

Ведущая рука – правая.

Артикуляционная моторика не развита в соответствии с возрастной нормой. Звукопроизношение нарушено.

Внимание непроизвольное, недостаточно устойчивое.

Медленно запоминает, быстро забывает. Уровень развития произвольной вербальной памяти снижен.

Мышление.

Объём знаний об окружающем мире недостаточен. Наглядно-действенное мышление соответствует возрасту. Осуществляет простейшие классификации, испытывает сложности в подборе обобщающих понятий.

Звукопроизношение нарушено. Предложения не всегда строит грамматически правильно.

Воспроизводящее и творческое воображение развито на среднем уровне.

Средний  уровень.

Сформированы согласно возрасту.

Самооценка.

Ребёнку рекомендовано пройти курс коррекционно – развивающих занятий, направленных на развитие познавательных психических  процессов

3. Цель и задачи индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения.

Цель – повышение уровня развития познавательных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Познавательное развитие детей среднего дошкольного возраста характеризуется следующими тенденциями:

Срок реализации: октябрь-апрель 2018-2019г.

Индивидуальный образовательный маршрут составлен на основе программы, разработанной В.Л. Шарохиной. Программа состоит из 28 занятий (1 раз в неделю, смотреть календарно-тематическое планирование) продолжительностью 20-25 минут, которые проводятся индивидуально. Количество игр в занятии можно варьировать.

Структура занятий.

В начале занятия ребенка необходимо настроить на предстоящую деятельность, снять эмоциональную и мышечную напряженность. Для этого педагог-психолог может использовать следующие игровые упражнения: «Шалтай-болтай», «Ха-ха-ха! «Хе-хе-хе!», «Снеговик», «На пляже» и т.д. Заканчивают занятие благодарностью за сотрудничество, обменом мнений между взрослым и ребёнком.

Формы подведения итогов реализации программы: психолого – педагогическое заключение о развитии познавательной сферы.

Критерии оценки выполнения программы.

Проведена первичная психологическая диагностика в октябре, повторное психологическое обследование будет проведено в мае.

В результате реализации программы предполагается, что проведённый курс занятий поможет ребенку улучшить развитие познавательных психических процессов.

Дата, тема занятия

Цель занятия

Формы занятия

Методическое обеспечение

Октябрь

Занятие № 1

«Огород. Овощи »

Учить определять знакомые предметы на ощупь, тренировать осязательную память, развивать восприятие, внимание, речь; формировать умение понимать схематическое изображение позы человека, создавать новые образы на основе образа – схемы.

Приветствие.

1.  «Шалтай – болтай»

2.  «Что изображено на картинке? »

3. «Чудесный мешочек»

4. «Замри »

5. «На что похоже?»

Ритуал прощания.

картинка с изображениями контуров овощей;

мешочек, овощи 6 – 8 штук;

10 карт (20х30). На каждой карточке схематически изображен человечек, работающий в огороде и т.п.; 5 – 6 карточек с различными фигурами.

Занятие № 2

Тема «Сад. Фрукты»

Учить соотносить речевую форму описания предметов с реальными; развивать цветовое восприятие, зрительную память, концентрацию внимания, творческое воображение и мышление; воспитывать активность, усидчивость.

Приветствие.

1. «На пляже»  

2. «Раскрась картинку»

3. «Запомни, какого цвета предмет »

4. «Загадки и отгадки»

5. «Волшебная мозаика»

Ритуал прощания.

картинка с изображением сада, наполовину раскрашенная, цветные карандаши; картинка с изображением фруктов;

набор вырезанных из плотного картона геометрических фигур.

Занятие № 3

Тема «Осень»

Учить пользоваться заместителями; развивать умение классифицировать предметы по различным основаниям, речь; тренировать слуховую память, концентрацию внимания; формировать умение создавать в воображении образы на основе характерных признаков предметов; воспитывать поддержку, аккуратность.

Приветствие.

1. «Давай понюхаем цветок

2. «Разрезная картинка »

3. «Запомни стихотворение»

4. «Подбери и объясни»

5. «Что такое?»

Ритуал прощания

набор, состоящий из двух картинок «Золотая осень» картинка с изображением осеннего пейзажа, карточки с нарисованными предметами, имеющие отношения к разным временам года;

лист бумаги с нарисованными кругами (6 штук), цветные карандаши.

Занятие №4

Тема: «Лес. Грибы. Ягоды»

Учить запоминать узор и изображать его на бумаге; развивать мелкую моторику, восприятие формы и величины, концентрацию внимания; формировать связную речь, образное мышление; воспитывать отзывчивость, аккуратность.

Приветствие.

1. «Ха-ха-ха! Хе-хе-хе!»

2. «Найди каждому листочку свое место»

3. «Нарисуй узор по памяти»

4. «Кто что собрал в лесу?»

5.  «Закончи рассказ»

Ритуал прощания.

карточка с 16-ю квадратами и 9 предметных картинок;

лист бумаги в клетку, простой карандаш; картинка – лабиринт.

Ноябрь

Занятие № 5

Тема «Птицы перелетные»

Учить обобщать; развивать умение понимать последовательность сюжета, причинно–следственные связи, связную речь, наблюдательность, восприятие, внимание, образную память, мелкую моторику; формировать воображение, умение создавать в воображении образы на основе собственных представлений; воспитывать аккуратность, доброжелательность.

Приветствие.

1. «Давай попьем водичку»

2. «Узнай предмет по деталям»

3. «Гуляем по лесу»

4. «Что сначала, что потом»

5. ««Нарисуй» картинку палочками»

Ритуал прощания.

картинки с частичным изображением птиц; мяч, 10 предметных картинок, с изображением перелетных птиц; четыре сюжетные картинки по теме «Перелетные птицы»; схематическое изображение журавля, счетные палочки.

Занятие № 6

Тема «Домашние птицы»

Учить запоминать фигуры и изображать их на бумаге; формировать умение концентрировать внимание, создавать из частей целое; развивать умение классифицировать, обобщать, графические навыки, мелкую моторику, речь; воспитывать бережливость, аккуратность.

Приветствие.

1. «Шалтай – болтай»

2. «Разрезные картинки»

3. «Преврати  фигуру в птицу»

4. «Кто чей детеныш?»        

5. «Четвертый лишний»

Ритуал прощания.

набор картинок по теме «Домашние птицы»; набор, состоящий из карточки, разделенной на 2 части: на одной части нарисована домашняя птица, на другой геометрическая фигура;  картинка-лабиринт с изображением домашних птиц и их птенцов.

Занятие №7

Тема: «Деревья»

Учить запоминать знакомый предмет и находить подобный из множества; развивать наглядно – образное мышление, внимание, связную речь; совершенствовать восприятие и пространственные представления; формировать знания, создавать в воображении образы на основе собственных представлений; воспитывать доброжелательность.

Приветствие.

1.  « Шалтай – болтай»

2. « Игра с листочками»

3. «Осенние листья»

4. «Кто за каким деревом прячется?»

5. «Нарисуй картинку»

Ритуал прощания.

10 листьев, различающихся по длине, форме, размеру; картинка с изображением листьев;  картинки – лабиринты;  комплект счетных палочек

Занятие № 8

Тема «Домашние животные»

Продолжать учить подбирать к словам противоположные понятия; формировать умение классифицировать; развивать мышление, речь, память; воспитывать отзывчивость, любовь к домашним питомцам.

Приветствие.

1. «»Давай понюхаем цветок»

2. «Кто где живет?»

3. «Мамы и их детеныши»

4. «Говори наоборот»

5. «Неоконченный рисунок»

Ритуал прощания.

картинка с изображением животных и их домиков; 6 картинок с изображением взрослых домашних животных и их детенышей; мяч;  лист с недорисованным изображением собачки (кошки), цветные карандаши.

Декабрь

Занятие № 9

Тема «Дикие звери»

Продолжать учить определять предметы на ощупь (тренировать осязательную память); формировать умение по словесному описанию узнавать задуманное; развивать речь, внимание, творческое воображение; воспитывать активность, доброжелательность.

Приветствие.

1. «Ха-ха-ха! Хе-хе-хе!»

2. «Кто в мешочке спрятался?»

3. «Загадки и отгадки»

4. «Кто чей детеныш?»        

5. «На что похожи кляксы?»

Ритуал прощания.

игрушки по теме  «Дикие звери»; картинка-лабиринт с изображением диких зверей и их детенышей; картинка с силуэтным изображением различных диких зверей

Занятие № 10

Тема «Зимующие птицы»

Учить ориентироваться в групповой комнате, пользуясь планом; развивать умение находить знакомые образы из множества, речь; тренировать зрительную память; побуждать творчески мыслить; воспитывать внимание к ближнему, честность.

Приветствие.

1.  «Шалтай – болтай»

2. «Найди и сосчитай птичек»

3. « С кем обедал воробей?»

4. «Собери воробушек»

5. Что такое?

Ритуал прощания.

картинка с контурами зимующих птиц, наложенных друг на друга; 5 картинок с изображением зимующих птиц у кормушки.

Занятие №11

Тема «Зима. Сказки»

Продолжать учить устанавливать причинно – следственные связи, понимать последовательность сюжета; развивать восприятие величины, образную и слуховую память, распределение внимания, связную речь, умение создавать в воображении образы на основе отдельных признаков предметов; воспитывать доброжелательность, отзывчивость.

Приветствие.

1. «На пляже»

2. «Сосульки»

3. «Запомни стихотворение»

4. «Что сначала, что потом»

Ритуал прощания.

набор из 10 «картинок-сосулек»;  картинки по содержанию стихотворения; сюжетные картинки по теме «Сказки».

Январь

Занятие №12

Тема «Одежда»

Продолжать учить создавать новые образы предметов; развивать целостность восприятия, концентрацию внимания, образную память, речь; формировать схематическое мышление, графические навыки и мелкую мускулатуру; воспитывать отзывчивость, опрятность.

Приветствие.

1. «»Давай понюхаем цветок»

2. «Разрезная картинка»

3. «Кто как одет?»

4. «Найди пару»

Оборудование:

Ребенок должен подобрать пару каждой варежке.

5. «Поможем художнику»

Ритуал прощания.

картинка по теме  «Одежда»; картинка с изображениями четырех детей, одетых в соответствии с четырьмя временными года; картинка с изображением трех пар различных по окраске варежек; цветные карандаши, листы с недорисованными предметами одежды человека.

Занятие №13

Тема «Обувь»

Учить соотносить реальное пространство с планом; развивать пространственную ориентировку на плоскости, образную память, внимание, наблюдательность; воспитывать взаимопомощь, интерес к совместной деятельности.

Приветствие.

1. «Ха-ха-ха! Хе-хе-хе!»

2. «Шкаф с обувью»

3. «Запомни картинки»

3. «Где Машины туфельки?»

4. «Волшебные картинки»

Ритуал прощания.

картинка с изображением шкафа, на каждой полочке нарисована различная обувь; картинка с изображением шести пар обуви; план комнаты, в которой проводится игра, кукла и ее  туфельки, красный кружок; набор из 4 карточек с незавершенным схематическим изображением обуви.

Февраль

Промежуточная диагностика

Занятие №14

Тема «Транспорт»

Продолжать учить создавать новые образы на основе схематического изображения; развивать целостное восприятие об окружающих предметах, умение запоминать, сохранять и воспроизводить полученную информацию, речь, наглядно– образное мышление; тренировать умение ориентироваться в пространстве на основе плана.

Приветствие.

1. «Давай попьем водичку»

2. «Собери воробушек»

3. «Запомни транспорт»

4. «Загадки и отгадки»

5. « Поможем художнику»

Ритуал прощания.

картинки с изображением транспорта;

незавершенные контуры по теме «Транспорт».

Занятие №15

Тема «День Защитника Отечества»

Учить создавать разнообразные образы предметов, устанавливать причинно-следственные зависимости; продолжать развивать творческое воображение, мышление; активизировать речевую деятельность детей, расширять активный и пассивный словарь; тренировать внимание, самоконтроль; воспитывать целеустремленность, активность.

Приветствие.

1.  «Шалтай – болтай»

2. Беседа на тему «День Защитника Отечества»

3. «Кем ты будешь?»

4. «Слушай хлопок»

Ритуал прощания.

картинки по теме «День Защитника Отечества»

Занятие №16

Тема: «Игр