Детская библиотека как современный институт образования и развития ребенка

Детская библиотека как современный институт образования и развития ребенка thumbnail

Как и везде в обществе, так и в библиотечном мире принято отдавать дань моде на определенные специфические понятия, термины и формулировки.

Наверное, в этом есть своя закономерность и логическое объяснение. Все зависит от изменений, происходящих в обществе, от которого библиотека, по понятным причинам, быть свободной не может.

И вот уже термин “пропаганда” книги сменяется “популяризацией”, а “воспитание культуры чтения” – “привитием информационной культуры”. Таких примеров можно привести множество, но зачастую от изменения формулировки понятия не меняется его целенаправленность.

Многие годы каждая из библиотек, планируя свою работу, определяла цели и задачи, как краткосрочные, так и долгосрочные, а предназначение было у всех библиотечных учреждений, в зависимости от контингента обслуживаемых читателей, одинаковым.

Сегодня “модным” стало определять “миссию” организации и в том числе библиотеки. Но если разобраться в понятии “миссия”, то очень скоро можно прийти к выводу, что это не дань “моде”, не подмена одного термина другим, а осознанная, продиктованная временем необходимость выразить кратко и в тоже время емко, предназначение своей библиотеки, которое отличает ее от других.

Именно миссия позволяет продемонстрировать общественности, чем может быть ей полезна библиотека, к чему она стремится, какие средства может и готова использовать для достижения поставленных целей. Самосознание коллектива библиотеки, реалистичное понимание им своих сильных и слабых мест является одним из условий нахождения своего места в конкретной ситуации.

Все эти годы постепенно менялись направления работы, усложнялись цели и задачи, которые ставил перед собой коллектив. Он понимал, что перед детской библиотекой стоят наиболее ответственные и важные задачи, направленные на реализацию прав ребенка на библиотечно-информационное обслуживание, бесплатный доступ к библиотечным фондам и получение услуг. Библиотека, к тому же, должна играть положительную роль в воспитании образованных, социально-активных граждан государства, которые смогут обеспечить постоянный прогресс нации. Нужно не допустить, чтобы исчезла одна из самых замечательных, отличительных особенностей нашей нации – стремление к знаниям, чтению. А читающая нация – это, прежде всего, читающие дети. Сегодня не только библиотеки для взрослых, но и детские библиотеки, готовы принять на себя функции муниципального информационного центра, который является не только, источником получения разнообразных документов, но и организатором доступа детей, а также тех, кто занимается их воспитанием и образованием, к адресной информации.

Это, и многое другое, дало основание определить приоритетные направления деятельности библиотеки в настоящее время, а именно:

• Информационная поддержка образовательного процесса в учебных заведениях города, создание условий для применения маркетинга образования;

• Предоставление информационного комфорта семье, усовершенствование организации семейного чтения, привлечение к сотрудничеству родителей, дедушек и бабушек;

• Работа с молодой семьей в рамках комплексной программы “Будущая мама самая обаятельная и привлекательная”, информационное обеспечение по вопросам охраны материнства и детства;

• Внедрение новых информационных технологий, интеллектуализация работы библиотекарей на основе дальнейшей компьютеризации и медиатизации библиотеки;

• Содействие чтению детей, которые имеют ограниченные возможности посещения библиотеки и специальные потребности, создание для них релаксационных “зон” и условий для обучения в телекоммуникационной компьютерной образовательной среде;

• Организация содержательного досуга читателей, выработка собственного стиля на основе неординарных подходов к традиционным формам массовой работы и доверительных отношений с читателями.

Эффективность внедрения всех этих направлений, зависит от того, насколько умело библиотека сумеет адаптировать свою традиционную модель к жизни в новой информационной реальности.

Определяя миссию, библиотека оценивается как ворота в мир информации без границ, которая призвана научить детей работать с виртуальной информацией, оценивать и анализировать ее.

Сегодня чтение молодого поколения не зависит от принадлежности его представителей к отдельным социальным группам, оно становится явлением универсального порядка. Во многом это связано с процессами демократизации, протекающими во всем мире. Развитие книжной культуры для детей и юношества созданное обществом, государством ее распространение во многом заставили взрослое население планеты понять самоценность такого периода жизни, как детство и отрочество.

Это получило документальное подтверждение в конвенции ООН о правах ребенка.

Забота государства, стимулирование чтения новых поколений необходимы, поскольку в последнее десятилетие вновь возникла проблема грамотности, образованности молодежи.

Не смотря на то, что в нашем веке детскую книгу перестают воспринимать как прямое педагогическое средство, ее образовательно-воспитательное воздействие на формирующуюся личность юного читателя неоспоримо. Ребенок, где бы он ни был, читает, чтобы узнать больше не только о законах общества, мира, но и во многом о самом себе. Во многом для детей чтение не только интеллектуальное занятие, но и «свое» свободное многообразное развлечение.

Читайте также:  Понятие нормы отклонения в развитии ребенка

В детской библиотеке ребенок получает доступ не только к информации, но и к культурным ценностям, синтезом которых является необходимыми условиями процесса информатизации детской библиотеки. Все ресурсы библиотеки для детей должны быть сориентированы на педагогические и образовательные цели. Сегодня детские библиотеки выполняют различные функции. Они и центры общения детей и подростков и центры проведения досуга. Именно здесь создаются условия для творческой самореализации ребенка. Детская библиотека – социальный институт воспитания и духовного развития личности, который обязан обеспечить соблюдение прав ребенка.

Развитие библиотеки, как центра «обережения» детства – одна из современных культурно эстетических концепций ее миссии. Актуальная потребность детства – творчество.

Миссия детских библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям наиболее оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям. Дети согласно Конвенции ООН о правах ребенка нуждаются в особом внимании, в создании условий для роста и саморазвития. Руководство по библиотечному обслуживанию детей (ИФЛА) указывает на необходимость предоставления детям своей территории, квалифицированной помощи со стороны подготовленных взрослых.

Основная цель детских библиотек – формирование и удовлетворение потребностей детей в интеллектуальном и духовном росте, самопознании и самообразовании; приобщение детей к чтению, к мировой и национальной культуре; пропаганда ценности чтения и книги; интеграция детей в социокультурную среду общества через чтение.

Основные задачи детских библиотек:

• Развитие и содействие саморазвитию ребенка;

• Создание условий для гармоничного сочетания социализации (освоения ребенком норм и ценностей общества) и субъективации (развитие уникального внутреннего мира каждого ребенка);

• Воспитание творческих способностей ребенка;

• Пропаганда ценности детства и детской субкультуры;

• Достижение «стандарта чтения», то есть того уровня читательской компетенции и читательского развития ребенка, который необходим для здоровья нации, для обеспечения ее интеллектуального, нравственного и эстетического развития;

• Обеспечение открытости библиотеки для всех детей, соблюдение равных прав и возможностей для детей всех социальных слоев общества, обладающих разными интеллектуальными и физическими возможностями;

• Создание условий, способствующих обучению детей и подростков основам информационной, информационно-коммуникативной грамотности;

• Обеспечение доступа пользователя-ребенка к объективной и всесторонней информации о мире в доступной и безопасной для него форме;

• Взаимообогащение традиционной книжной культуры и новой «электронной»;

• Обеспечение информационной безопасности и гуманистической направленности электронных продуктов, доступных детям;

• Развитие общения между пользователями, воспитание культуры общения;

• Развитие рекреационного и реабилитационного потенциала библиотеки, возможностей библио- и арттерапии, терапии творчеством.

Детские библиотеки должны соответствовать потребностям растущей личности. Наиболее полно эти потребности сформулировали американские библиотекари.[57,с.69] С небольшими изменениями их можно принять за основу работы в российских детских библиотеках.

Детские библиотеки активно сотрудничают с библиотеками всех видов и типов, особенно со школьными библиотеками, и другими учреждениями, организациями в области защиты прав детей на свободный доступ к информации и приобщения к ценностям мировой и отечественной культуры.

В чем нуждаются дети и как детские библиотеки могут помочь им в удовлетворении их потребностей, необходимых для жизни в будущем?

Поиски миссии детской библиотеки на рубеже нового столетия привели теоретиков и практиков к гуманистической идее развития личности ребенка как многопланового процесса приобщения к духовным ценностям человечества, заложенным в книге, раскрытия всех творческих способностей растущего человека, а затем и посильного участия в созидании культуры.

Осмысление этой программной цели требует конкретизации применительно к специфике библиотеки как социального института. Согласно деятельностному подходу, человек развивается лишь в условиях самостоятельной активности, когда из внешних форм овладения окружающим миром и общения с людьми рождаются индивидуальные психические новообразования. Система разнообразных деятельностей признается важнейшей движущей силой онтогенеза личности.

Информационная среда современной детской библиотеки открывает ребенку все более широкое поле для различных видов активности. Он в зависимости от возрастных и индивидуальных потребностей может и поиграть, и пообщаться со сверстниками, и заняться школьными уроками, и отдохнуть. И все же центральное место здесь занимает читательская деятельность, то есть целенаправленные действия по выбору, восприятию и осмыслению печатной информации. В этом проявляется сущность библиотеки. Она не только собирает, хранит и рекомендует широкий круг документов, но и содействует установлению их связи с читателем. В условиях компьютеризации коммуникативная функция библиотеки не только не уменьшается, но и актуализируется. Ведь освоение новых носителей информации невозможно без базовых умений и навыков читательской деятельности.

Читайте также:  Влияние семейных конфликтов на формирование и развитие личности ребенка

Понимание этого позволяет по-новому взглянуть на приоритеты библиотечного обслуживания. Ребенку достаточно овладеть неким минимумом приемов чтения, чтобы успешно учиться, приобретать новые знания. Если и говорится о сколько-нибудь систематическом совершенствовании читательской культуры, то лишь в отношении художественных текстов, тогда как за другими видами литературы не признается их влияние на духовное становление ребенка. Ни школа, ни библиотека, таким образом, не добиваются подлинно целостного представления о чтении, закрепляя у него поверхностный уровень восприятия. А между тем замечательные ученые прошлого и наши современники утверждают, что чтение как деятельность совершенствуется вместе с онтогенезом личности. Эти процессы взаимосвязаны и опираются друг на друга. Потому чтение и способно изменить детскую душу, что само оно неисчерпаемо в возможностях обогащения и усложнения. Важно, что именно детская библиотека как никакой другой воспитательный институт дает уникальную возможность приобщиться к миру подлинной информационной культуры наиболее эффективными средствами.

Но для этого многое должно измениться в сознании библиотекаря. Требуется понимание чтения как сложнейшего системного психологического явления, затрагивающего разные сферы личности – эмоции, интеллект, воображение, систему субъективных отношений к миру и т.д. Освоения ждут современные научные представления о механизмах чтения у детей разного возраста, методике развития творческих читательских способностей. Надо преодолеть стереотипы библиотечных форм работы с книгой, которые в основном акцентируют внимание на стадии выбора книги и упускают такие важные фазы чтения, как собственно восприятие творческого замысла автора, сопереживание его идеям и образам, критическую оценку прочитанного.

Важным условием решения проблем читательской деятельности в библиотеке является организация взаимодействия ребенка и взрослого на основе сотрудничества и сотворчества. Именно в совместной деятельности, направленной на преодоление возникающих трудностей, школьник учится самостоятельно открывать новые грани библиотечного обслуживания. Библиотекарю практика совместной работы дает возможность, с одной стороны, предоставить ребенку необходимую свободу, а с другой – взращивать живую душу, удовлетворять и развивать информационные потребности ребенка. Детские библиотеки выступают как главные ресурсные центры читательского развития детей школьного возраста. В них осуществляется не только приобщение к книге, но и межличностное общение между детьми, равноправный диалог ребенка и взрослого, их интеллектуальное и духовное партнерство, формирование личности ребенка как читателя.

Спросите у кого угодно, что такое библиотека, и в ответ услышите: хранилище книг. Так вот, мнение это сильно устарело. Сейчас библиотеки располагают не только документами новых, современных форматов, они весьма многопрофильны. Работа детской библиотеки подчинена основной миссии — создать среду для развития школьника, его духовного и интеллектуального роста, воспитания творческих способностей. В наше время особенно важна открытость библиотек для детей из всех социальных слоев общества, обладающих разными интеллектуальными и физическими возможностями.

Таким образом, определяя миссию детской библиотеки можно сделать выводы о том, что используя все имеющиеся ресурсы, она стремится предоставить детям наиболее оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям [52,с.24].

Источник

Библиотекари из 28 регионов страны, журналисты и представители власти в рамках Всероссийского семинара для специалистов библиотек РФ, обслуживающих детей, попытались определить место и роль библиотеки для детей в современном медиапространстве.

Лидия Федякина, Ольга Мезенцева, Ольга Ярилова, Александр Карауш, Мария Веденяпина

«На детских библиотеках лежит большая ответственность, – обратилась к участникам семинара «Библиотека для детей в современном медиапространстве» заместитель министра культуры РФ Ольга Ярилова. – Вы должны не только привлекать детей к чтению, что очень важно, но и попытаться создать безопасную информационную среду вокруг ребенка. Мы живем в цифровую эпоху, и современного ребенка невозможно изолировать от гаджетов или компьютеров, но мы можем взять под контроль то, что дети читают в живых книгах и в Сети, и направить их в нужное русло».

Заместитель министра культуры РФ Ольга Ярилова

Ольга Ярилова обратилась к библиотекарям с призывом активнее использовать современные технологии в библиотеках и придумывать новые познавательные проекты для детей и подростков. Лучшие проекты будут поддержаны на федеральном уровне.

Заместитель директора Департамента информационного и цифрового развития Министерства культуры РФ Лидия Федякина

Читайте также:  Коврики для ребенка для развития

Директор Российской государственной детской библиотеки Мария Веденяпина говорила о том, что пока работа библиотек не сильно заметна в медиапространстве.

«Это нужно срочно исправлять. Да, мы пока не очень умеем работать с медиа, но, если мы быстро не научимся, СМИ и дальше будут не замечать нашу работу. А нам есть, что показать и о чем рассказать. Собственно, для этого мы и организовали этот семинар», – сказала Мария Веденяпина.

Директор РГДБ Мария Веденяпина (слева)

Доцент кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова Анна Толоконникова отметила, что сайты библиотеки постепенно превращаются в информационно-познавательные ресурсы.

«100 процентов современных детей к 12-14 годам становятся активными и самостоятельными пользователями интернета. Но это не значит, что Интернет и телевидение, которое тоже весьма популярно среди подрастающего поколения, скоро полностью вытеснят книгу. Дети читают, более того, чтение становится все более модным увлечением», – объясняет она и предлагает библиотекарям этим воспользоваться. – «Можно создавать сообщества книголюбов в социальных сетях и приглашать детей обсуждать любимые книги».

Анна Толоконникова

Помочь библиотекам готовы и популярные детские телеканалы. Так, телеканал «Карусель» на своем сайте запустил новую рубрику «Читалка», где советует своим маленьким зрителям хорошие книги. Об этом рассказал директор по специальным проектам Института исследований Интернета Дмитрий Чистов.

Дмитрий Чистов также напомнил, что сегодня детским русскоязычным контентом в мире пользуются более 53 миллионов человек. Но качественных интернет-ресурсов катастрофически не хватает, и библиотеки могли бы занять эту нишу.

Дмитрий Чистов

По словам директора Муниципальной информационный библиотечной системы г. Томска Александра Карауша активному продвижению библиотек в Интернете мешают стереотипы – многие до сих пор относятся к библиотекарям как к ретроградам.

«Поэтому некоторые библиотеки придумывают для своих сайтов говорящие названия, чтобы пользователи объективнее оценивали имеющийся контент», – подчеркнул Александр Карауш.

Александр Карауш

А вот с грамотным поведением в Сети и умением находить нужную информацию, отсеивая все ненужное и опасное, у детей и у взрослых пока большие проблемы. Согласно данным последних исследований, которые представила главный научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ Вера Чудинова, общий индекс медиаграмотности населения страны – 4,52 из 10 возможных.

«При этом 80 процентов подростков и 50 процентов родителей думают, что они уверенные пользователи Интернета, – отметила она одно из самых больших заблуждений и обратилась к библиотекарям. – Не забывайте, что мы являемся навигаторами для детей и родителей в информационном пространстве».

Вера Чудинова

Когда речь идет об Интернете и контенте, неизбежно возникает вопрос об авторском праве. О новом проекте «Ноосфера», свободном доступе к информации и авторском праве говорил заведующий кафедрой новых медиа теории коммуникации факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова Иван Засурский.

«Если информации нет онлайн, наши дети всерьез полагают, что ее не существует. Поэтому важно, чтобы все накопленное за столетия знание, а это и книги, и научные работы, и студенческие дипломы были оцифрованы и доступны для использования», – подчеркнул Иван Засурский.

Иван Засурский

Шеф-редактор портала ГодЛитературы.РФ Михаил Визель, главный редактор издания «Горький» Константин Мильчин, главный редактор журнала «Современная библиотека» Любовь Казанчекова и пресс-секретарь РГДБ Наталья Васильчикова рассказали о типичных ошибках, которые библиотекари допускают при общении со СМИ.

Константин Мильчин

Любовь Казаченкова

Полученные знания библиотекари смогли закрепить на мастер-классе «Если тебя нет в Интернете, то ты не существуешь: от события к новостному поводу», которые провели создатели регионального научно-просветительского проекта «Русский логос» доцент кафедры теории коммуникации и рекламы ЯГПУ им. К.Д. Ушинского Лариса Ухова и заведующий кафедрой массовых коммуникаций МУБиНТ Валентин Степанов.

Валентин Степанов

Лариса Ухова

Второй день Семинара «Библиотека для детей в современном медиапространстве» был наполнен практическим круглыми столами и мастер-классами. Участники обсудили новые возможности медиатехнологий, научились критически оценивать и анализировать интернет-контент и узнали, как правильно общаться с пользователями в социальных сетях.

Российская государственная детская библиотека представила познавательные ресурсы для детей и родителей – сайт «Библиогид», интернет-проект «Вебландия» и портал «Хочу читать».

Всероссийский семинар «Библиотека для детей в современном медиапространстве»

Больше фотографий в ФОТОГАЛЕРЕЕ РГДБ.

Источник