Детская библиотека и творческое развитие ребенка

А.Р.Зайнуллина

Управление образованием

Алькеевского муниципального района РТ

методист по ресурсно-методическому обеспечению

Школьная библиотека –

центр интеллектуального и творческого развития детей.

Глава Российского книжного союза Сергей Степашин в одном интервью газете «МК»,  сказал: «По последним данным РКС, среди детей дошкольного и младшего школьного возраста по количеству и качеству чтения мы занимаем второе место в мире – впереди только Гонконг. Среди 15-летних – а это возраст, когда активнее всего формируется человек, – мы уже на 40-м месте в мире. А 70% взрослых россиян не читают вовсе… 

Хуже того. Нынешние взрослые не читают и своим детям, и это огромная проблема. Лишь 10% наших малышей слышат свою первую книгу от мамы с папой или бабушек и дедушек. Подавляющее большинство знакомится с книгой в детском саду или в школе».  И не соглашаться этими словами просто невозможно.

Вопрос интеллектуального и творческого развития школьников в условиях библиотеки очень актуален на сегодняшний день, так как падение интереса к чтению вызывает беспокойство во всём мире. Чтение всегда рассматривалось как средство учения и обучения, и именно  через привитие интереса к чтению можно  развивать творческие способности ребёнка.

 Ученые считают, что формирование интеллекта зависит на 90% от чтения и только на 10% от других факторов. Но только хорошо продуманной, систематической работой можно добиться интеллектуального и творческого развития детей, а не эпизодическими встречами читателя и библиотекаря.  Поэтому задача школьного библиотекаря состоит не только в формировании у ребёнка интереса и любви к книге.  Он призван выполнять   и воспитательные задачи: на материале художественного произведения помочь ребёнку учиться жить, адаптироваться в социуме, ориентироваться в мире ценностей; помочь детям через поступки литературных героев осмыслить состояние добра и зла, любви и ненависти.

В работе школьной библиотеки можно выделить несколько факторов, способствующих формированию активной читательской деятельности, готовности ребенка творить, реализовать свой творческий потенциал.

1)Фактор времени. Библиотекарь и ребенок находятся рядом достаточно долго, что позволяет наблюдать за развитием ребенка.

2)Личностный фактор. Отношения библиотекаря и ребенка складываются на личностном уровне.

3)Фактор сотрудничества. Библиотекарь работает в контакте с другими учителями, что позволяет видеть в ребенке не только читателя, но и ученика.

Школьная библиотека является сегодня необходимым звеном образовательной среды,  способная активизировать творческую деятельность детей и взрослых. В то же время она является более демократичным учреждением, чем школа.  И формы организации работы библиотеки могут быть разные, ориентированные на разновозрастные группы учащихся.

 В процессе массовой работы библиотека может широко использовать игровые моменты. Интеллектуальные игры стимулируют познавательный интерес, трудовую активность, раскрепощают личность ребенка, помогая ее самовыражению, самоосуществлению, самоутверждению. Игры дают возможность детям самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, действовать в соответствии с предложенной ситуацией.

Библиотекарями практикуется большое количество интеллектуальных игр – викторин, конкурсов, предполагающих демонстрацию определённого уровня знаний. При проведении игр можно использовать компьютерные технологии, что сделает их более привлекательными для современного ребенка.

 Для более дифференцированного воздействия на читателя можно разыгрывать  ситуации разного уровня сложности  с использованием разных сюжетно-ролевых игр. Сколько радости  приносят детям элементы таких  игр, как «Поле чудес», «Звездный час», «Что? Где? Когда?», во время которых  они развивают воображение, абстрактное мышление, эмпатические способности.

 Умело построенные интеллектуальные игры формируют познавательные интересы детей. Вовлечение ребёнка в пространство игры помогает укрепить связи между различными сторонами его интеллекта, гармонизируя в целом мир личности. И при организации игр должно  действовать одно золотое правило – «как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц».

  Для личного самоутверждения детям можно дать разные варианты творческих заданий. Это может быть  сочинять  сказку на известные сюжеты с новым содержанием, придумывать и играть этюд. Например,  как благодаря знанию этикета Красная Шапочка победила злого волка,  или как Буратино выходил из сложных ситуаций, проявляя воспитанность и такт. Все это   создает  у ребенка ощущение творческой личности.

Наряду с бумажными носителями информации значительное влияние на интеллектуальное развитие детей оказывают  мультимедиа технологии и глобальные информационные сети.  Книгу нельзя противопоставить  новым технологиям, а надо объяснить ребенку какие преимущества есть у того и другого. Используя Интернет, можно привлечь внимание детей  к интересной книге.  А читать целиком всю книгу будут в традиционной версии, так удобнее.

 Особенный контингент школьных библиотек составляют «маленькие вундеркинды», которые  с удовольствием читают словари и энциклопедии. Одаренного ребенка отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результатов в сфере, которая ему интересна. В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают сложное дело, с которым не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых. Не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше всего попробовать вместе еще раз.

Немалую роль в работе с такими детьми должна играть библиотека, которая  имеет уникальные условия и возможности для работы с ними.  Школьный библиотекарь, как наставник, оказывает помощь в проектной деятельности, учит работать с текстами, проводит интеллектуальные игры и конкурсы, помогает выявить суть прочитанного материала, развивает способность делать самостоятельные выводы. Обсуждение, нацеленное на интерпретацию прочитанной книги,  помогает интеллектуальному развитию одаренных детей и не только. Одаренные дети обычно проявляют повышенную активность на обсуждении, они не только отвечают на поставленные вопросы, но и сами задают их, проявляя этим пытливость ума. Живая дискуссия позволяет свободно высказываться всем желающим. Даже самые робкие, вдохновленные примером своих сверстников в режиме свободного обмена мнениями, могут высказаться.   Школьная библиотека – место, где ребенок может осуществить свое право на культурное, интеллектуальное и творческое развитие личности, право на специализированную помощь в образовании.

В 21 веке очень трудно отвлечь детей от всепоглощающих инновационных технологий и привлечь в хранилище книг – библиотеке. Поэтому школьному библиотекарю очень важно связать библиотечную деятельность с педагогической, проявить мастерство педагога, чтобы открыть ребёнку прекрасный мир книги, постараться быть не просто человеком, выдающим книги, а советником и наставником.

 Исходя из всего изложенного, можно сказать, что библиотека может и должна  развивать интеллектуальные и творческие способности детей. В то время, когда не перед всеми детьми открыты  двери музыкальных школ и студий, двери библиотеки должны широко распахнуться для всех, давая возможность каждому входящему обрести духовные силы, душевное спокойствие и радость общения с прекрасным.

Список источников:

1. Гуща  В. Библиотекарь тоже педагог// Уральский федеральный округ: Обществ. – полит. журнал. 2006.- №5-6. С.72-73.

2.   Малинецкий Г.Г. Чтоб сказку сделать былью…: высокие технологии – путь России в будущее / Г.Г. Малинецкий. – Изд. 2-е. – М. : URSS, 2013. – 247 с. : ил. – (Синергетика : от прошлого к будущему : Будущая Россия : № 58).

4. https://www.nlr.ru/prof/publ/bibliograf/2010/bd08.pdf

5.  https://www.detskiysad.ru/ped/obrazovanie14.html

Источник

Светлана Шабашова
Влияние библиотек на развитие личности старших дошкольников

Как-то раз у Альберта Эйнштейна спросили, как можно сделать наших детей умнее. Его ответ был простым и мудрым.Он сказал: «Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок». Эйнштейн хорошо понимал ценность чтения и воображения. Думаю, что и мы сможем передать нашим детям мир, где они будут читать, и им будут читать, где они будут воображать и понимать.

Так как личность в большей мере формируется в детстве и юношестве, то и взрослый человек буде интересоваться книгой так, как относился к книге в детском возрасте. Поэтому, если мы хотим, чтобы подросший человек имел разносторонние интересы, с увлечением читал книги, то уже сегодня нужно уделить пристальное внимание детям, их отношению к книге и библиотеке.

Именно произведения художественной литературы могут показать детям другой мир. Литература может взять туда, где они никогда не были, познакомить с обычаями и традициями других народов мира, научить различать плохое и хорошее, сформировать эмоциональную отзывчивость. Она может оказать огромное влияние на воспитание нравственности в детях.

Но любовь к чтению у детей можно легко разрушить. Просто можно показать детям, что рядом нет книг, и нет мест, где дети могли бы их прочитать. Вот тут нашим детям повезло – у нас есть множество библиотек, где они познакомятся с великолепными произведениями художественной литературы. Мировая литература содержит большое количество произведений, которые могут стать незаменимыми помощниками в духовно – нравственном воспитании детей.

Библиотеки шагают в ногу со временем, изобретают свои новшества на пути воспитания поликультурной личности, активно обмениваются друг с другом приобретенным опытом и идеями. Библиотеки являются своеобразным окном в огромное пространство информации, в жизнь и переживания литературных героев, в необычный для нас мир других народов, других культур. Библиотеки несут свой вклад в формирование читательского интереса к другим культурным мирам, почтенного отношения к представителям другой национальности, веротерпимости.

Детство всегда с надеждой смотрит в будущее. Наши дети ждут, чтобы мы помогли им найти путь, который, может быть, и определи им дальнейшую жизнь. Поэтому сохранение и передача культурного наследия от поколения к поколению и является главной и важнейшей задачей библиотек. Не случайно академик Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал, что, если, не дай Бог, из-за войны или какого-нибудь страшного катаклизма погибнут музеи, театры, университеты, но каким-то образом уцелеют библиотеки, культура может быть восстановлена.

Детский возраст – возраст активного формирования личности. Именно в это время закладывается фундамент нравственного поведения, начинает формироваться направленность личности. И поэтому сейчас можно развивать практически все качества личности, способствовать выработке верной мотивации поведения человека. И именно поэтому такой силой обладает чтение. Слово имеет творческую силу, оно воздействует на душу, соединяется с ней, и если это правильное хорошее слово, то оно сообщит и ей свою правоту. Телесное взросление дает детям свободу в движениях, прибавляет физическую силу, а вот направление куда двигаться, как приложить силы – определит воспринятое им слово.

Когда дети читают книги, они берут из них очень много. Это и уроки доброты, и уроки любви. Ребята учатся видеть красоту вокруг себя, учатся ценить ее, учатся ценить родную природу и родной язык. Именно об этом и писал К. Д.Ушинский: «Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. В языке одухотворяется весь народ, и вся его родина».

Чем же еще важны библиотеки для подрастающего человечка? Они увлекают малышей стремлением к «возвышенному идеалу». Идеал для воспитания должен быть непременно возвышенным, наделенным добродетелями, которые имеют ценность во все времена и для всех народов. Это люди, о которых добрая слава идет через годы и века. Это врачи и педагоги, писатели и астрологи, художники и путешественники, воины и философы. Это великие и простые люди, жизнь которых похожа на родник чистой воды, который и жажду утолит, и умоет, и раны залечит. И дети, изучая их жизни, гордятся тем, что человеческая история содержит замечательные страницы, написанные людьми, сама жизнь которых была подвигом во имя всего человечества, во имя их самих. Ребятам непременно нужно познакомиться с судьбами и подвигами настоящих, реальных людей. О подвиге Дмитрия Шостаковича, который в блокадном Ленинграде писал свою знаменитую симфонию, о жизни А. Грина, который, часто не имея куска хлеба, писал замечательные книги, воспевающие бескорыстие, сострадание, милосердие, зовущие к свету, к чистоте, к добру.

Библиотеки часто помогают маленьким читателя в обучении красноречию, в знании родного языка и в знаниях о языке. Наше подрастающее поколение должно научиться крепко стоять на земле и чувствовать под собой родную почву, имя которой – русское слово. Только тогда подросшие ребята смогут устоять под обрушившейся на них информацией, коммуникацией, компьютеризацией, вербализацией и сохранить себя как человека – существо не только разумное, но и духовное. Задача библиотеки – осмыслить это духовное богатство и донести его до сердца детей. Нужно так всколыхнуть ребенка книгой, чтобы побудить его к сопереживанию, к творчеству, к осознанию своего предназначения, а это очень сложная задача. Воспитание детей требует от библиотеки и ее работников душевной отдачи, нравственной высоты и большого педагогического мастерства.

Необходимо приобщать детей к подлинной литературе с ранних лет. Эта литература всегда гуманна и пронизана духом человечности. Тысяча литературных произведений хранит в себе непреклонные человеческие нравственные ценности, они открывают маленьким читателям правду о мире, о взаимоотношениях среди людей, о внутренних переживаниях человека. Читатель видит, как себя ведут герои в определенных жизненных ситуациях, видит последствия их действий и делает выводы, которые закрепляются в их памяти. Вызывая у читателя ассоциации, художественное произведение мобилизует его опыт, направляет взор внутрь самого себя.

Мы, взрослые, должны помочь осознать детям, что в мире существует множество ценностей, которые отличаются от их собственных. Любые ценности коренятся в традициях того или иного народа и являются для него закономерным плодом его исторического развития. Через диалог с другой культурой можно достигнуть определенного уровня самопознания, так как при диалогической встрече двух культур каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, одновременно обогащая другую

Современные дети живут в век научно-технического прогресса, и время, которое раньше тратилось на чтение книг, теперь идет на просмотр телевизора, компьютерные игры. Но можно сказать ясно, что никакие достижения современной техники, никакие игры и гаджеты, ничего не дает человеку такого ощущения радости и нравственного обновления, как общение с интересной книгой. И именно поэтому библиотекари считают первостепенной задачей сохранить у растущих ребят тягу и любовь к чтению. От того, как библиотекарь находит общий язык с ребенком, понимает его запросы, интересы зависит очень многое.

Библиотечная деятельность принимает разную направленность работы с подрастающим поколением, но, она всегда обращена к книге. Тематические выставки, просмотры литературы занимают ведущее место среди большого разнообразия ее форм. Книжная выставка сопровождает абсолютно каждое мероприятие. Эти выставки действуют постоянно и всегда обновляются. Часто проходят литературно-музыкальные вечера, вечера поэзии, творческие вечера писателей и поэтов. Выставки, тематические полки, литературно-музыкальные вечера, посвященные классикам художественной литературы народов мира традиционны в образовательной деятельности всех отечественных библиотек.

Очень важно донести до подрастающего поколения правду о прошлом, достоверные факты о настоящем. Дать им эти знания, помочь разобраться в событиях дней минувших и нынешних – задача сложная и ответственная. Необходимо познакомить ребят с выдающимися соотечественниками, вспомнить тех, кто делал историю. Все это прививает детям уважение к истории Родины, к подвигам защитников Отечества, чувство гордости за свою страну. Поэтому библиотеки являются центрами диалога культур и общероссийского патриотизма народов России.

Знакомится с библиотекой мои ребята начинают со старшей группы, в возрасте 6 лет. Для этого мы совершаем первую экскурсию – прогулку в библиотеку. Перед этим проигрываем сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Магазин книги», знакомим детей с профессией библиотекарь и продавец книги, проводим беседы о правилах пребывания в общественных местах, а именно, в библиотеке. Как правило, библиотека вызывает у детей бурю положительных эмоций. Библиотекари в игровой форме проводят экскурсию по помещению библиотеки, знакомят с правилами пользования книгами, показывают места книжных выставок. Ребята видят возможность выбора из большого количества художественной литературы, учатся правильному обращению с книгой и многому другому. Посещение библиотеки вызывает интерес к знакомству с художественной литературой, воспитывает грамотного читателя, который любит и понимает книгу. Как правило, больше половины ребят в ближайшие выходные записываются в библиотеку и становятся постоянными читателями. Дети часто приносят библиотечные книги в детский сад и мы их с удовольствием читаем вместе.

Примерно в это же время мы организуем мини – библиотеку в группе. Ребята приносят книги, которые им понравились на временное пользование. В заведенные формуляры записываем название книг, которые дети берут для чтения дома. Эта игра в «библиотеку» продолжается и в подготовительной группе. Еженедельно в мини – библиотеке организуем тематические выставки книг, например такие, как «День космонавтики», «Весна идет – весне дорогу», «Прикладное искусство», «День победы» и многое другое.

По традиции нашей группы каждый воспитанник в свой День рождения получает книгу с дарственной надписью в подарок. И этот подарок желанный.Тематика книг разнообразна: от сказок и приключений до вполне серьезных произведений для детей. Мы стараемся подобрать книгу с учетом интересов и предпочтений ребят.

Библиотеку стараемся посещать как можно чаще. Работники библиотеки всегда с радостью готовятся к встрече с ребятами, проводят интересные беседы и презентации, выставки детских книг, конкурсы и викторины.

В заключении можно сказать, всем взрослым, родителям, воспитателям, библиотекарям действовать нужно сообща для того, чтобы привлечь детей к чтению, воспитать любовь к книге, сделать ребят частыми гостями в библиотеке. В библиотеках наряду с традиционными формами работы активно использовать новейшие информационные технологии, проводить различные интересные мероприятия, на которые дети будут ходить с удовольствием.

Книга – сокровищница человеческой мысли, именно книга предопределяет духовное начало, духовное возрождение и становление личности. И пусть исторический путь развития библиотек был очень нелегким, но первоначальная основа – «нести разумное, доброе, вечное», заложенная в них в далекие времена, остается актуальной и по сей день.

Источник